заявил на брифинге в «Комсомольской правде» президент Международного Центра Рерихов Юлий Воронцов
Виктория Дорошенко
Газета «Комсомольская правда», 19 февраля 2004 г.
Об этой истории писали уже многие газеты, в том числе и наша. Суть конфликта: выдающийся художник и мыслитель Святослав Рерих оставил завещание, в соответствии с которым еще при своей жизни передал общественному Центру-Музею имени своего отца Н.К.Рериха (МЦР) семейное наследие (картины, реликвии, документы). Он сам был и инициатором создания этого Музея в Москве. В 1992 году он обратился к президенту Ельцину с просьбой оказать содействие в передаче 288 картин (части наследия, входящей в его завещание) из Государственного музея Востока, где они временно хранились, в общественный Музей имени Н.К.Рериха.
Увы, в начале 1993 года Святослав Рерих умирает. И чиновники Минкульта делают все, чтобы извратить волю завещателя. Под разными предлогами они отказываются возвращать картины. До сих пор эти произведения хранятся в запасниках Музея Востока. Причем неизвестно, в каком они сейчас состоянии, — суд отказал в проведении независимой экспертизы. Известно лишь, что 45 картин из коллекции уже пропали. Судьба их неизвестна.
Спецпредставитель Генсека ООН, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ Юлий Воронцов (будучи послом России в Индии, он близко знал С.Рериха) на брифинге не скрывал своего возмущения: «Я не могу понять позицию Министерства культуры. Зачем они прячут от народа картины? Ведь в залах выставлено не более сорока полотен. Министерство ведет себя как собака на сене. Святослав Николаевич очень хотел оставить картины в России для созданного им общественного музея. Но не мыслил, что они останутся в Минкульте. Он не для того их завещал России, чтобы они гнили в хранилищах».
Гендиректор Музея имени Н.К.Рериха Людмила Шапошникова (её С.Рерих назначил исполнителем своего завещания) назвала действия чиновников министерства «наглыми и циничными». «Мы исчерпали все возможности для диалога с Министерством. Они против нас используют государственную машину — Минюст, налоговую инспекцию и даже милицию. Не имея ни одного юридического документа, который хотя бы отдаленно подтверждал их право собственности на коллекцию, они через суды пытаются лишить нас прав наследования».
Адвокат М.Репников, говоря об исключительных правах Музея на наследие Рерихов, рассказал о нелепых претензиях, возникающих в судах, где МЦР отстаивает свои права: «Дошло до того, что у судей вызывает сомнение сам факт смерти С.Рериха. Осталось усомниться, а сам ли Святослав Николаевич писал свои картины».
Завершая брифинг, Юлий Воронцов задался совершенно справедливыми вопросами: «Я не могу понять логики чиновников Минкульта: подавимся, но не отдадим картины общественному музею. Зачем такой монополизм? Зачем все грести под себя? Когда мы наконец слезем с этого советского облучка?»
Л.Шапошникова объясняет министерское упорство пропажей 45 картин из Музея Востока: «Они боятся, что, если факты подтвердятся, чиновникам придется понести уголовное наказание».
В этом году мировая общественность отметит 100-летие выдающегося сына России и Индии Святослава Николаевича Рериха. Но если в Индии этот юбилей отмечается широко, создаются новые музеи, открываются новые выставки, то у нас он проходит под знаком разрушения общественного Музея имени Н.К.Рериха.
Спасибо Минкульту?