Семья Рерихов и Болгария

документы и воспоминания
из государственных архивов и частных коллекций

Лилия Цветкова,
заведующая отделом в дирекции
Центрального государственного архива при Главном
управлении архивов при Совете министров Болгарии,
София

В Центральном государственном архиве (ЦГА) Болгарии в этом году основан новый архивный фонд – коллекция «Семья Рерихов и Болгария» [1]. В процессе совместной работы с Национальным обществом имени Рерихов, которое предложило изучать эту тему, были найдены текстовые воспоминания и другие документы, научные статьи, многочисленные фотографии и публикации в прессе, положившие начало этой новой коллекции. Мотивом для ее создания послужил тот факт, что в Болгарии документация о семье Рерихов весьма разбросана по государственным архивам и другим учреждениям, а некоторые документы и вовсе находятся у отдельных лиц и в частных коллекциях; таким образом, остро выявился недостаток информации о том, где и что хранится. Создание коллекции было обосновано еще и тем обстоятельством, что в ЦГА, вопреки ожиданиям, документы, связанные с Николаем Рерихом, оказались весьма фрагментарными.
По мнению Величко Коларского, самая первая информация о Николае Рерихе появилась в Болгарии еще в 1899 году вместе с репродукциями его ранних работ, опубликованными в журнале «Искусство и художественная промышленность», заместителем редактора которого был сам Н.К.Рерих. Благодаря этому журналу, а позже и некоторым другим русским журналам, распространявшимся в Болгарии, в начале ХХ века болгарская интеллигенция была информирована о тенденциях и достижениях русского искусства, в том числе и о творчестве Николая Рериха. В 1920–1930-е годы, когда популярность русского живописца
в Болгарии возросла, известные болгарские художники, главным образом представители движения «За родное искусство» – такие, как Сирак Скитник [2], Борис Георгиев [3], Васил Стоилов, – установили личные контакты с Николаем Рерихом. Частные архивные фонды, имевшиеся у некоторых из этих художников, ныне хранятся в ЦГА и Национальной художественной галерее, но, к сожалению, подлинные документы, связанные с Николаем Рерихом, в них не обнаружены. В хранящемся в ЦГА фонде Бориса Георгиева, ученика Николая Рериха (в период учебы в художественной школе в Петербурге) и его горячего почитателя, имеются подлинные письма из Индии. Однако письма Рериха Георгиеву, копии которых были показаны на выставке в Национальной библиотеке имени Кирилла и Мефодия [4], находятся в архиве Бориса Георгиева в Италии. Связи Н.К.Рериха и Бориса Георгиева подтверждены хранящимся в личном фонде его родственника, поэта Борислава Георгиева, документом (воспоминанием), а также номерами газеты «Литературный голос», сохранившимися в архиве известного поэта, переводчика, классика Александра Балабанова. Публикации в этой газете дают возможность проследить пребывание Бориса Георгиева в Индии и его встречи с Николаем Рерихом. В № 171 «Литературного голоса» за 1932 год появляется первое обширное сообщение под заголовком «Путешествия Бориса Георгиева в Индии», где также опубликованы три фотографии, на двух из них – болгарский художник Борис Георгиев, а на третьей – Николай Рерих. Экземпляр этого номера газеты редакция отправила Рериху, по ее же просьбе Николай Константинович выслал три своих статьи, которые в дальнейшем были опубликованы в газете. Статья Л.Андреева «Держава Рериха», знакомая болгарской общественности по русскому журналу «Жар-птица» еще в 1920-е годы, уже на болгарском языке была опубликована в газете «Литературный голос» с портретом Н.К.Рериха. В том же номере, на странице, озаглавленной «Рерих к “Литературному голосу”», была опубликована и статья Рериха «Художники жизни», познакомившая болгарскую общественность с идейно-эстетическими взглядами художника на роль искусства как важного фактора гармоничного развития личности. Спустя несколько месяцев, в № 194 той же газеты с подписью «Гималаи – Николай Рерих» появилась другая статья Н.К.Рериха – «Красный крест культуры». Из этой обширной публикации, рассматривающей роль и значение культуры, в особенности в кризисные времена, читатели газеты узнали об идее Рериха установить «Всемирный день культуры», что и сейчас звучит актуально [5].
Интересные документы обнаружены в хранящемся в Новом болгарском университете архиве известного художника Васила Стоилова, который в своем юношеском дневнике оставил запись-клятву следовать Николаю Рериху, «пророку, который зовет его с силою вихря». Архив все еще находится в процессе обработки, и это дает возможность для дополнительных исследований, однако уже обнаруженные заметки В.Стоилова о Н.Рерихе и копии фотографий русского живописца и его семьи, часть которых неизвестны в Болгарии, являются настоящим открытием. Сохранилось три подлинных письма Николая Рериха к Василу Стоилову. Эти письма – безусловно, самые ценные документы, они ценны не только содержащимися в них данными о связях и о творческом сотрудничестве между обоими художниками, об интересе к Рериху в Болгарии и о его последователях в нашей стране, но также и содержащимся в них человеческим теплом, взаимным уважением и духовной близостью. Достаточно красноречивы одни только обращения Рериха к Василу Стоилову – «Мой дорогой невидимый друг», «Дорогой сотрудник в духе», «Дорогой коллега».
В 1930 году в Болгарии было создано отделение Общества Рериха. Сведения о нем содержатся в статье «Общество Рериха в Болгарии», опубликованной в газете «Литературный голос» (№ 194 за 1933 год). По словам автора статьи Петра Петкова, профессора естественных наук, большого почитателя Н.К.Рериха и активного члена Общества, сначала оно называлось «Общество друзей Музея Рериха». Известные болгарские интеллектуалы Николай Райнов, Благой Мавров, Стоян Омарчевски, Васил Стоилов были членами этого Общества. К сожалению, вопреки тому что в фонде Министерства внутренних дел и Министерства народного здравоохранения (эти министерства до 1945 года проводили регистрацию всех обществ) находятся досье десятков тысяч обществ, досье Общества Рериха в ЦГА не обнаружено (в досье, как правило, хранятся уставы, учредительный протокол, списки учредителей и руководящих органов и т.д.). Письменное обращение со стороны ЦГА в архив МВД осталось без ответа. Пока информацию об этом Обществе дает только указанная статья. Вот что пишет профессор П.Петков: «Инициатива создания этого Общества принадлежит крупному нашему писателю и художнику Николаю Райнову, профессору истории искусства Академии художеств, который летом 1930 года основал его по предложению одного члена Общества в Париже. <…> Немедленно Общество установило связь не только с центрами в Париже и Нью-Йорке, но и с самим Рерихом в Гималаях. Вскоре после этого он сам (Николай Рерих. – Л.Ц.) отправил “Послание к болгарским друзьям...” Цели Общества определены следующим образом: “Заботиться об эстетическом воспитании и образовании народа <…> стремиться ознакомить болгарскую общественность с идеями и произведениями Николая Рериха и сотрудничать с Рериховским обществом, цель которого – с помощью искусства укрепить связи дружбы и сотрудничества между всеми народами”». Как мы уже упомянули, сведений о деятельности этого Общества совсем немного, однако существующая информация о некоторых его основателях и членах дает возможность экспертам архивов продолжить исследовательскую работу среди наследников этих основателей и членов Общества.
В ЦГА и в системе государственных архивов самыми яркими и многочисленными являются документы, связанные, по удачному выражению Величко Коларского, «с новой жизнью идей Рериха в 70-е годы ХХ века в Болгарии», с личностью и деятельностью как Николая Рериха, так и Святослава Рериха, с их связями с Болгарией – глубокими, крепкими и взаимными. В конце 1970-х годов в Болгарии была создана и реализована программа «Н.К.Рерих» – поистине уникальное для своего времени явление, уникальное по своей масштабности и значимости для авторитета Болгарии на европейской сцене. Об этой программе много написано и много сказано, однако хранящиеся в ЦГА документы, главным образом документы из бывшего Центрального архива Болгарской коммунистической партии (до начала 1990-х годов с ограниченным режимом пользования), предоставляют возможность взглянуть на нее иначе, найти, иногда между строк, малоизвестные факты, касающиеся этой программы, оценить и переоценить события и личности. Благодаря своей документальной силе архивы, большая часть которых впервые становится общественным достоянием, позволяют избегнуть конъюнктурщины и существующих, к сожалению, даже после общественных перемен в 1989 году, крайностей в оценках.
Документы из архивов Комитета культуры, Научно-исследовательского института культуры при Комитете культуры и Болгарской академии наук, Общенародного комитета «1300 лет Болгарии», Народного собрания (законодательный орган Республики Болгария), Государственного совета, Министерства иностранных дел, ЦК БКП, Национальной академии художеств, личных фондов Людмилы Живковой, Тодора Живкова, Эмиля Александрова и др. предоставляют возможность проследить все этапы программы «Н.К.Рерих» – от зарождения до воплощения. Самое замечательное, что, явившись началом и частью Долгосрочной комплексной программы, направленной на повышение роли искусства и культуры в гармоничном развитии личности и общества, утвержденной Решением № 266 Секретариата ЦК БКП от 23 марта 1978 года, в Болгарии эта программа стала проводиться на государственном уровне [6].
Всем известен и не подлежит сомнению тот факт (вопреки некоторым политически окрашенным возражениям), что Людмила Живкова, будучи председателем Комитета культуры и членом Политбюро ЦК БКП, явилась тем человеком, который в тогдашней социалистической Болгарии открыл Рериха сначала для себя, а потом и для всей общественности. В течение нескольких лет она поддерживала личные контакты со Святославом Рерихом. Живкова – инициатор и двигатель программы «Н.К.Рерих», Международной детской ассамблеи «Знамя Мира», и так или иначе в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века она олицетворяла собой вторую жизнь идей Рериха в Болгарии. Доказательством тому служат документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве.
В ЦГА хранится рукопись книги Эмиля Александрова «Культура и личная власть. Я работал с Людмилой Живковой» [7], в ней есть и воспоминания автора (тогда он работал в качестве заместителя председателя Комитета культуры по международным вопросам) о первой встрече Живковой со Святославом Рерихом, о зарождении идеи создания программы «Н.К.Рерих», о ее нелегких первых шагах. «Во время одного из посещений Индии Людмилой Живковой в составе нашей делегации, – пишет Эмиль Александров, – на приеме, организованном Индирой Ганди, присутствовал и Святослав Рерих. <…> Приглашение его на прием было неслучайным, так как его отец Николай Рерих был близок семье Джавахарлала Неру, с которой и Святослав Рерих также поддерживал близкие связи. С другой стороны, Людмила уже проявляла интерес к творческому делу Николая Рериха и, вполне возможно, что она попросила Индиру Ганди познакомить ее со Святославом Рерихом».
Программа «Н.К.Рерих» предусматривала организацию «выставки картин Николая Рериха и его сына Святослава, симпозиум о творческой деятельности Николая Рериха, литературные чтения его произведений, публикации в печати о программе и о Николае Рерихе, издание книг по этим вопросам и другие мероприятия в стране и за рубежом»; запланированы были также встречи со Святославом Рерихом, научными работниками, искусствоведами и другими зарубежными деятелями науки и культуры. В своей книге Эмиль Александров описывает малоизвестный и весьма любопытный факт: «За считанные дни до начала исполнения программы получили телеграмму из болгарского посольства в Москве. В ней сообщалось, что заместитель министра культуры Советского Союза Юрий Барабаш во время своего разговора с советником посольства по вопросам культуры Миленом Мариновым выдвинул серьезные возражения по поводу популяризации творчества Николая Рериха в Болгарии, специально подчеркивая, что таково же мнение и министра культуры Петра Демичева. Телеграмму немедленно передали Людмиле Живковой; сообщение вызвало основательную тревогу в Комитете культуры» [8].
«У нас, – пишет Александров, – все для выполнения программы было готово, даже из Индии было прислано много материалов для запланированной выставки Николая Рериха, и многое другое». В результате проведенных дипломатических переговоров на разных уровнях и благодаря благосклонному отношению посла Советского Союза в Болгарии Владимира Базовского советская сторона в принципе дала свое согласие, но с некоторыми оговорками: не выдвигать на первый план «вещи, которые не соответствуют нашей идеологии», и дать обещание, что через год, в 1980 году, в Болгарии будет проведена программа «В.И.Ленин». Однако, по словам Эмиля Александрова, заместитель министра Ю.Барабаш во время своего посещения Болгарии не упустил возможность заметить: «Все хорошо, только все-таки мы в Москве подумали: почему Рерих? Зачем вы не выбрали кого-то другого?»
Итак, программа «Н.К.Рерих» началась в марте 1978 года с публикации в газете «Народная культура» статьи Людмилы Живковой «Комплексное культурное мероприятие большого значения и возможностей», где полностью были обнародованы цели программы. Полный текст самой программы «Н.К.Рерих» в ЦГА не был обнаружен. По некоторым данным, она была предназначена только для служебного пользования, чуть ли не засекречена. Однако сохранившийся в архиве Комитета культуры документ – «Анализ работы по программе» [10], который сейчас впервые становится публичным достоянием, на 40 страницах дает развернутую ценную информацию об этапах осуществления программы «Н.К.Рерих» и оценках выполненного. «Анализ» позволяет также проследить хронологию событий, связанных с осуществлением программы в 1978 году:
Февраль – в газете «Народная культура» последовательно в 4 номерах опубликованы отрывки из книги о Николае Рерихе известного болгарского писателя Богомила Райнова, сына Николая Райнова.
26 марта – большая пресс-конференция с участием Людмилы Живковой на тему о будущих мероприятиях в программе «Н.К.Рерих». (Стенограмма конференции хранится в архиве Людмилы Живковой [11].)
28 марта – открытие выставки Н.Рериха в Софии – в Галерее на ул. Шипка, д. 6.
4 апреля – открытие выставки С.Рериха в Национальной художественной галерее.
25–28 апреля – Международный научный симпозиум, организованный Институтом культуры при Комитете культуры и Болгарской академией наук. Позже материалы симпозиума опубликованы в специальном номере журнала Комитета культуры «Проблемы культуры».
3 мая – на торжественной церемонии, состоявшейся в Великотырновском университете им. Кирилла и Мефодия, Святослав Рерих был избран его Почетным доктором.
Май – в городе Велико Тырново открыты фотовыставка, посвященная жизни и деятельности Николая Рериха, и выставка картин Святослава Рериха.
Май – декабрь – в крупнейших болгарских городах – таких, как Русе, Варна, Пловдив, Бургас, Габрово, Плевен, – организованы выставки картин Николая и Святослава Рерихов. Выставки вызвали неслыханный интерес, их посетили сотни тысяч людей. В большинстве случаев выставки сопровождались лекциями, беседами, документальными фильмами, они превращались в запоминающиеся культурные события.
К счастью, в ЦГА и в областных государственных архивах сохранена богатая документация о мероприятиях 1978 года, названного в Болгарии «годом Рериха». Сохранились многочисленные программы пребывания С.Рериха и его супруги в разных городах Болгарии, планы экспозиций, речи на открытиях выставок, биографические заметки о семье Рериха, рецензии о творчестве обоих художников, отчеты советов культуры, оригиналы некоторых докладов симпозиума и др. Благодаря этому можно собрать мозаику этой исключительной по своему объему и значимости программы, оценить не только вклад Л.Живковой и сотрудников Комитета культуры, но и десятков болгарских деятелей культуры, принимавших участие в ее реализации. В ЦГА находятся подлинники указов о награждении Святослава Рериха за вклад в области культуры орденом Кирилла и Мефодия І степени, самым высоким отличием, и медалью «100 лет освобождения Болгарии», которой была награждена также Девика Рани Рерих [12]. Огромное число фотографий запечатлело волнующие мгновения: на открытии выставок Рерихов и памятника Патриарху Евфимию в Велико Тырново, на торжественной церемонии в Великотырновском университете по поводу избрания С.Рериха Почетным доктором, во время встреч и разговоров с болгарскими государственными деятелями и деятелями культуры, с обыкновенными людьми. У многих частных лиц, которые на разных уровнях общались со Святославом Рерихом, имеются фотографии и другие документы. Замечателен в этом отношении личный архив Георгия Вырлинкова – скульптора, сотворившего прекрасный скульптурный портрет Святослава Рериха. Георгий Вырлинков был одним из организаторов программы «Н.К.Рерих» и поддерживал сначала служебные, а позже – близкие творческие и личные отношения с семьей Николая Константиновича. Его замечательный архив выделяется своим объемом и разнообразием. Весьма интересна фотография начала 1940-х годов из этого архива, на которой запечатлена семья Николая Рериха с Джавахарлалом Неру и Индирой Ганди. Имеются также сотни фотографий о пребывании семьи Святослава Рериха в разных болгарских городах, письма, документы, среди которых собственноручно сделанный Святославом Рерихом список подаренных им Болгарии картин Николая Рериха и своих. Эти документы содержат богатую и интересную информацию, в том числе и об относительно малоизвестных фактах, например, о проекте памятника Николаю Рериху в Софии и предложении о предоставлении Обществу Рериха старинного особняка в центре столицы Болгарии.
У ЦГА благородная цель – для начала создать информационную базу всех связанных с темой «Семья Рерихов и Болгария» документов независимо от места их хранения, а впоследствии – включиться в инициативу Национального общества имени Рерихов по сбору воспоминаний участников и свидетелей событий, связанных с выполнением программы «Н.К.Рерих». Тем самым будут добавлены новые нюансы в представления о реализации программы, будет внесен теплый элемент человечности, которого в значительной степени не хватает сухой официальной документации.
Пока сравнительно скупой является документация, касающаяся амбициозной задачи сделать именно Болгарию страной, популяризирующей идеи и творчество Н.К.Рериха в мире. Лишь информация, содержащаяся в «Анализе работы по программе», создает (хотя и неполное) представление о впечатляющей своим размахом международной деятельности. Хронология красноречива:
1) Апрель – май 1978 года – проведение целого комплекса мероприятий в Вене. Организована выставка 57 картин Н.Рериха и С.Рериха в болгарском культурном центре «Витгенштейн», проведена дискуссия о многостороннем развитии личности с участием известных австрийских и пяти болгарских ученых. (В «Анализе» упоминается интерес и участие эстетического общества «Велтшпирале» из Линца. В замечаниях к тексту «Анализа» отмечается следующее: «По всей вероятности, Общество не разделяет наши идейные позиции, следовательно, приходится внимательно изучить его идейную и политическую характеристику и необходимо более внимательное использование его в деятельности отдела культуры в посольстве».) При участии двух болгарских заместителей министров, а с австрийской стороны – заместителей министров внешних дел, образования, искусства, науки и исследований и других высокопоставленных государственных служащих проведена дискуссия «О Пакте Рериха по охране культурных ценностей», вызвавшая огромный интерес в Вене.
2) Июнь 1978 года – в Акре министр культуры Ганы открыл фотовыставку о Н.К.Рерихе.
3) Октябрь 1978 года – в Дамаске была открыта фотовыставка о Н.К.Рерихе с докладом и показом документального фильма. В свет выходят три публикации в местной печати на основании переведенных статей Л.Живковой и Э.Александрова.
4) Октябрь 1978 года – в Нью-Йорке на открытии фотовыставки с докладом выступил заместитель директора Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Эдгар Лансбери. Было выдвинуто предложение о предоставлении этому Музею в качестве экспонатов постоянной экспозиции материалов и публикаций о Рерихе в Болгарии.
5) Фотовыставки были открыты также в болгарских культурных центрах в Дели, Варшаве, Алжире, Братиславе, Берлине, Будапеште, Вашингтоне (совместно с посольством Индии) – в Академии художеств, в Праге – в Академии искусств, в Париже – в посольстве Болгарии, в Лондоне – в представительстве болгарского Комитета по туризму.
В «Анализе» особо выделено самое значительное международное мероприятие, связанное с программой «Н.К.Рерих», – участие Болгарии в ХХ генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже в 1978 году, где были приняты резолюции об эстетическом и гармоническом развитии личности и о сохранении культурного наследия путем воплощения в жизнь идей Пакта Рериха и Знамени Мира. Автором этих резолюций была Болгария. В «Анализе» содержатся сведения об организационном механизме программы «Н.К.Рерих». В 1978 году, кроме Оперативного бюро и Организационного комитета, являвшихся структурными звеньями Комитета культуры и руководивших исполнением Долгосрочной комплексной программы, было создано еще и специальное оперативное бюро – так называемая «Группа Рерих» под руководством сначала первого заместителя председателя Комитета культуры Александра Фола, а позже – Эмиля Александрова, также заместителя председателя Комитета культуры.
Программа «Н.К.Рерих» – это открытая многогранная система, имеющая отражения в программах других замечательных событий болгарской истории, сохраняющая и развивающая дух рериховских идей. Поэтому не случайно именно Святослав Рерих и его супруга Девика Рани были включены в созданный в Индии Организационный комитет по празднованию 1300-летней годовщины Болгарии. В состав Комитета входили и члены руководства Индийско-болгарского культурного общества. (В архиве сохранены списки, отчеты Общества и другие документы, свидетельствующие об их вкладе в популяризацию нашей страны в Индии [13].) Богатая документация о создании и деятельности Международной детской ассамблеи «Знамя Мира» (некоторые ее называют «болгарским ребенком рериховских идей») хранится в фонде Центра «Знамя Мира» [14] и в личных фондах Тодора Живкова [15] и Людмилы Живковой. Интерес вызывают программы проведенных и запланированных, но неосуществленных встреч и бесед со Святославом Рерихом в Центре «Знамя Мира», а также малоизвестные документы, связанные с деятельностью Святослава Николаевича как одного из основателей Фонда имени Людмилы Живковой, созданного в 1982 году.
Главное управление архивов надеется, что созданный в ЦГА новый архивный фонд «Семья Рерихов и Болгария» будет пополняться новыми документами, воспоминаниями и фотографиями как из источников в нашей стране, так и других государств и что со временем этот фонд превратится в информационную базу и с помощью Интернета станет частью всемирного информационного ресурса человечества.

Литература и примечания

1. ЦГА, ф. № 1350.
2. ЦГА, ф. 44к.
3. ЦГА, ф. 1786к, ф. 936.
4. Выставка книг и архивных документов «Рерих и Болгария», посвященная 100-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха, открыта в Национальной библиотеке имени Кирилла и Мефодия 4 октября 2004 г. Выставка была организована Национальным обществом имени Рерихов в Болгарии – коллективным членом МЦР, Центральным государственным архивом и Главным управлением архивов при Совете Министров Болгарии и Национальной библиотекой при участии Нового болгарского университета и документов из личной коллекции Г.Вырлинкова.
5. ЦГА, ф. 100к (Александр Балабанов), оп. 1, а.е. 381.
6. ЦГА, ф. 1Б (ЦК БКП), оп. 69, а.е. 2706. В этой архивной единице хранится и оригинал докладной записки Людмилы Живковой в Секретариат ЦК БКП о Долгосрочной комплексной программе, направленной на повышение роли искусства и культуры в гармоничном развитии личности и общества, и, в частности, о программе «Н.К.Рерих», а также проект решения Секретариата ЦК БКП.
7. ЦГА, ф. 1169 (Эмил Александров) необр., вр. № 7.
8. ЦГА, ф. 1169 (Эмил Александров) необр., вр. № 7, л. 170–172.
9. Открытие выставки книг и архивных документов «Рерих и Болгария» 4 октября 2004 г. в Национальной библиотеке. См. прим. № 1.
10. ЦГА, ф. 405 (Комитет культуры), оп. 9, а.е. 231, л. 36–74.
11. ЦГА, ф. 288Б (Людмила Живкова), оп. 3, а.е. 4.
12. ЦГА, ф. 117 (Народное собрание), оп. 43, а.е. 4076.
13. ЦГА, ф. 405 (Комитет культуры), оп. 9.
14. ЦГА, ф. 1078 (Центр «Знамя Мира»).
15. ЦГА, ф. 378Б (Тодор Живков).