Ароматический аспект Вселенной

Л.В.Кудряшова,
психолог, доктор философии,
Симферополь

Семья Рерихов представляла собой единое целое. П.Ф.Беликов писал: «…в той дифференциации занятий и ответственности, которая сложилась между членами семьи Рерихов, на долю Святослава Николаевича выпадали как дипломатическая миссия “полномочного представителя”, так и обязанности “министра финансов”» [3, с. 80–81].
Святослав Николаевич, обладая незаурядными организаторскими способностями, смог наладить хорошие деловые контакты с рядом коммерческих предприятий. Конечно, в начале этого пути были неудачи, которые приводили к финансовым потерям, но приобреталось нечто очень важное – опыт. Впоследствии знание конъюнктуры рынка сочеталось с глубокими научными познаниями в различных областях естественных наук. В Институте Гималайских научных исследований «Урусвати» Святослав Рерих возглавлял секторы кристаллографии, орнитологии, тибетской медицины, фармакопеи и ботаники. Для научных исследований в имении Рерихов в долине Кулу, где располагался Институт, были созданы плантации эфиромасличных культур. Именно тогда Святослав Николаевич начал серьезно изучать свойства эфирных масел и способы их получения из растений. Много позже, после женитьбы на Девике Рани, в имении Татагуни под Бангалором, где поселилась супружеская чета, он смог осуществить свою давнюю мечту: создать плантации не только эфироносных трав, но и деревьев. Это открывало новые возможности для дальнейших научных исследований в данной области и позволяло значительно увеличить приток денежных средств. Свой выбор Святослав Николаевич остановил на дереве семейства бурсеровых линалое (Bursera delpechiana). Линалое – невысокое дерево с гладкой корой и мясистыми плодами, внешне напоминает фруктовые деревья северных широт. К шестому году жизни деревья достигают 3 метров высоты и начинают плодоносить. К этому семейству относятся мирра (Commiphora myrrha), ладан (Boswellia carteri), опопанакс (Commiphora erythaea) и другие растения. С XVIII века в Западную Европу начали завозить из Мексики и Французской Гвианы ароматную древесину под названием «древо алоэ» – так называли линалое. Цена древесины была довольно высокой, поскольку из нее методом перегонки с водяным паром получали «мексиканское линалоевое масло». Для этой цели безжалостно вырубали деревья, достигшие 40–60 лет, что к середине XX века привело к почти полному истреблению линалоевого дерева в Северной и Южной Америке. В 1949 году Святослав Николаевич приобрел в Мексике саженцы линалое. Разбивая плантации, он заботился о том, чтобы не нанести ущерб окружающей природе. Линалоевые деревца хорошо вписались в местный ландшафт. Это была первая в Индии и одна из крупнейших в мире плантация эфироносов, которая насчитывала более 12 тысяч деревьев. У Святослава Николаевича есть картина, которая так и называется – «Линалое». На ней линалоевые деревья изображены в пору цветения. Святослав Николаевич отказался от варварского способа получения эфирного масла. Он обнаружил, что в разные фазы жизни растения и в соответствии с лунными циклами эфирное масло в достаточном количестве можно получать не только из древесины, но также из семян, листьев и молодых побегов. Для получения благовонного масла Святослав Николаевич использует плоды линалое. Выход эфирного масла из древесины достигает 1,5% (в лучшем случае 2%), а из плодов – 3%. И качество такого масла отличается увеличенным количеством сложных эфиров и меньшим углом вращения плоскости поляризации света, что является важным качественным показателем эфирного масла. Его основные компоненты – линалилацетат (до 47%) и линалоол (до 30%). Они доминируют и в эфирном масле лаванды (линалилацетата до 45%, линалоола до 38%). Поэтому линалоевое масло в Индии часто называют «индийским лавандовым маслом» [4, с. 146]. Его запах представляет собой сочетание ароматов лаванды и бергамота с легкой ноткой розы. В 70-е годы XX века с плантаций С.Н.Рериха под Бангалором получали до 3 тонн эфирного масла в год. Душистую продукцию закупали для парфюмерного производства Франция и Швейцария. В медицинских целях его использовали как антиконвульсивное, противовоспалительное, антисептическое, бактерицидное и тонизирующее средство. Святослав Николаевич получал особым образом высококачественное эфирное масло гималайского кедра (деодара) и другие масла. Во время визита в 1960 году в Советский Союз он посетил различные заведения, в том числе Всесоюзный институт лекарственных и ароматических растений.
«Деятель культуры и просвещения, художник, гуманист, ученый и… промышленник. Да, Святослав Рерих никогда не чуждался этого понятия и не боялся этого слова, – писал П.Ф.Беликов. – Человек должен добывать на Земле пропитание своим промыслом, своими руками и знаниями. Святослав Николаевич твердо следовал этой логике жизни. Он убежден, что человеку необходим труд во всем своем разнообразии. Благодаря своим познаниям в ботанике и земледелии он обходится без наемных агрономов и садовников и ежедневно сам с утра работает на плантации, где под его началом постоянно трудится около сорока рабочих. Их труд оплачивается значительно выше, чем на фабриках, и им дается возможность, проработав несколько лет, обзавестись участком земли и прочно в этих благодатных местах обосноваться с семьей.
Самому Святославу Рериху плантация дала ту полную независимость, без которой, в условиях Индии того времени, любому творцу было трудно выражать свои взгляды на жизнь, еще очень далекую от идеала, но любимую и вдохновляющую на творчество» [3, с. 131–132].
Всестороннее изучение свойств эфирных масел было продиктовано не только финансовыми интересами. В Живой Этике, письмах Рерихов, «Гранях Агни Йоги» можно найти более сотни упоминаний об эфирных маслах и их влиянии на человека. «Ароматический аспект Вселенной» [1, 419] не уступает по своей широте цветовой и звуковой шкале. Любой цвет, звук, вся гамма человеческих чувств и эмоций, мысли имеют свой неповторимый аромат. Способность воспринимать ароматы рассматривается в вышеупомянутых источниках как неотъемлемая часть психической жизни человека. Традиционно выделяют пять основных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Степени их развития могут быть различны.
В книге Учения «Сердце» читаем: «Если существуют яснослышание и ясновидение, то должно быть и яснообоняние» [9, 136]. О последнем современной науке практически ничего не известно. Хотя знание о запахе, как конденсате индивидуальной энергии человека, давно нашло применение в различных областях человеческой жизни.
Злой человек пахнет неприятно, ибо зло – воняет. Отсюда слово зловоние. Причем запах, которым обладает человек, излучает его сущность, поэтому в момент смерти характерный запах можно почувствовать особенно сильно. В житии Преподобного Сергия Радонежского можно прочитать такие строки: «Лишь только Преподобный Сергий испустил последний вздох, несказанное благоухание разлилось по его келии» [2, с. 211].
Нетрудно предположить, что излучения, исходящие от человека высокодуховного, благодетельны не только для тела, но прежде всего для души. Иначе что же притягивает к мощам святых сотни тысяч людей, как не благость (особого качества психическая энергия), от них исходящая. Е.И.Рерих писала: «По мере восхождения из простых к более сложным организмам Монада, или зерно духа, остается всегда неизменной в стихийной цельности своей, но эманации или излучения этого зерна изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого ею организма» [5, с. 335]. Может быть, поэтому Преподобный Никон оставил потомкам следующее наставление: «Будем же чаще всматриваться в дивные образы <…> с преподобным и сам преподобен будеши – с благодатным и сам облагоухаешься ароматом благодати, исходящим от одеяния души его!» [2, с. 201].
Утонченное или абсолютное обоняние сегодня доступно немногим. В Живой Этике указана последовательность овладения пятью чувствами: сначала зрение, слух и осязание, затем обоняние и вкус [8, 110]. Посредством запаха проявляется душа – «псюхé» – не только человека, но всего сущего в мироздании. Невозможно перепутать запах аммиака и серы, розы и сирени, ибо сущность их различна, а значит, и эманации, конденсируемые в запахе, будут отличаться. Оноре де Бальзак говорил, что, возможно, запахи суть мысли растений, и был недалек от истины. Интересен и следующий факт: чем выше организация растения, тем большее количество органических соединений слагают его запах, иногда их свыше 500. Насколько же богаче мир запахов человека!
Различные продуцируемые человеческим организмом химические вещества и растения в виде ароматических соединений легко вступают в реакцию, вызывая положительные или отрицательные изменения в функционировании отдельных органов и систем. Особенно сильно запахи влияют на психо-эмоциональное состояние человека. Нервная система, как известно, – самая сложная и малоизученная. Подобно тому как скелет является основой физического тела, так нервная система выполняет ту же функцию в более тонких энергетических структурах человека [7, 190]. Российские ученые Е.И. и В.П. Ануфриевы, исследуя влияние на энергетику человека эфирных масел с использованием метода газоразрядной визуализации, делают следующие выводы:
– эфирные масла влияют на изменение характера излучений, внешний вид ауры и энергетические центры человека;
– сила воздействия эфирных масел находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей человека;
– эфирные масла активизируют и регулируют деятельность органов и систем человеческого организма;
– спектр действия различных эфирных масел на человека может быть широким и узконаправленным.
Запах, равно как и звук, – более тонкая материя и, соответственно, имеет отличные от физической материи свойства и способы проявления. Внимание к этим явлениям, которыми буквально наполнена наша жизнь, будет самым простым, действенным, главное, естественным способом развития и утончения органов чувств, а значит, и психической энергии.
Чуткое отношение к растениям – одна из ступеней утончения восприятия, понимание же их сути – особое состояние души. Не случайно Рерихи так много внимания уделяли изучению растений. В комментариях к книге «Озарение» читаем: «Занятие цветами очень характерно для завершения пути. Не умом, но духом понять значение растений» [6, с. 282] и живую связь земли и неба.
Недалеко то время, когда «Ароматический аспект Вселенной» в его истинном понимании будет важной составляющей жизни людей. Основы метанаучного осмысления этой темы были заложены семьей Рерихов. Многие полезные нахождения в этой области принадлежат Святославу Николаевичу. Жаль, что оценить их по достоинству мы пока не можем. А потому будем помнить Совет данный: «В жизни пейте не только источник звуков и цвета, но и аромата» [1, 419].

Литература

1. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. Кн. VIII. Новосибирск, 1995.
2. Архимандрит Никон. Житие Преподобного Сергия Радонежского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904.
3. Беликов П.Ф. Святослав Рерих: Жизнь и творчество. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
4. Войткевич С.А. Эфирные масла для парфюмерии и ароматерапии. М., 1999.
5. Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001.
6. Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.
7. Учение Живой Этики. Иерархия. М.: МЦР, 1995.
8. Учение Живой Этики. Мир Огненный. М.: МЦР, 1995.
9. Учение Живой Этики. Сердце. М.: МЦР, 1995.