Воинствующие безбожники

С.В.Скородумов

Фанатизм – удвоение усилий при одновременной потере цели.
Джордж Сантаяна

Женщина с советского плаката

Когда впервые с помощью Интернета я познакомился с многочисленными письмами «в защиту Православия», которые посылает в высокие инстанции пенсионерка Тамара Квитковская из старинного русского городка Таруса, мне почему-то сразу вспомнился образ с советского плаката. Женщина в ярко-красном платке прижимает указательный палец к губам: «Не болтай!» В глазах у нее – блеск металла. Такая не простит. Выловит и сдаст «куда надо» при первой же попытке произнести что-то, не соответствующее «генеральной линии».

Т.Квитковская, причисляющая себя к православным верующим, чем-то напомнила мне эту закоренелую атеистку с плаката. Создавалось впечатление, что в них есть что-то общее и неуловимо схожее. Но что? Попытаемся разобраться.

Квитковская стала известна благодаря своей неутомимой эпистолярной деятельности. Она довольно часто пишет жалобы высокопоставленным лицам. Среди ее адресатов значится даже Генеральная прокуратура. В своих письмах Квитковская требует призвать к ответу всех тех, кто, по ее мнению, является противником Православия. И если, например, протесты Квитковской против празднования Хеллоуина в школах еще можно как-то понять, то некоторые ее жалобы в прокуратуру вызывают самое настоящее изумление.

Острие разящего копья госпожи Квитковской подчас бывает направлено против творческого наследия семьи Рерихов, имеющего мировую известность и значимость.Читала ли она что-нибудь о Рерихах? Знакома ли с их творчеством? Очень в этом сомневаюсь. Так, в своих письмах она неоднократно ссылается на книгу «Иерархия духа», авторство которой приписывает Е.И.Рерих. На самом деле Елена Ивановна такую книгу не писала.

Впрочем, так ли это важно для Тамары Квитковской? Если высшая инстанция (то есть Архиерейский Собор РПЦ) вынесла вердикт с осуждением Рерихов, то «православная общественность» в лице Т.Квитковской будет биться до последнего, словно танк, сметая все, что попадается у нее на пути.

Из письма Квитковской прокурор города Москвы, вероятно, впервые узнал, что «вероучение Рерихов является антинаучным, человеконенавистническим и антихристианским, что совершенно очевидно любому, кто хотя бы раз ознакомился с их книгами»[1]. Но даже этих определений ей показалось мало, и она, по-видимому, чтобы произвести впечатление на прокурора, добавила понятие «экстремистской оккультной секты».

Квитковской даже невдомек, что среди тех, «кто хотя бы раз ознакомился» с книгами Рерихов и был восхищен их светлым жизнеутверждающим творчеством – известные писатели, ученые, художники, космонавты, путешественники, деятели науки и культуры. По ее логике, все они автоматически становятся членами «экстремистской оккультной секты». Госпожа Квитковская, вероятно, даже не предполагает, что в эту «секту», например, автоматически попадает выдающийся ученый, академик А.Л.Яншин, который считал философское наследие Рерихов этической системой будущего. По ее логике, к сектантам надо отнести и академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, высоко оценивавшего творчество и общественную деятельность Н.К.Рериха. В письме министру культуры РФ В.Е.Егорову от 24.02.1999 г. Дмитрий Сергеевич писал: «Делу охраны и приумножения сокровищ Культуры посвятил свою яркую жизнь Н.К.Рерих, потому что видел в культурном совершенствовании смысл человеческого существования»[2].

Ну а самое непосредственное отношение к этой «экстремистской секте», вероятно, имеет не кто иной, как сам Президент России В.В.Путин, который, будучи в Индии, неоднократно выступал с высокой оценкой вклада семьи Рерихов в культуру и в развитие российско-индийских отношений[3]. Я далек от мысли, что госпожа Квитковская сама придумывает формулировки, которые приводит в своих письмах. У этой эпистолярной эпопеи явно есть и дирижеры, и вдохновители. Многие фрагменты, которые встречаются в письмах у Квитковской, поразительно напоминают аналогичные места в опусах диакона Кураева. Думаю, что именно для таких людей, как Квитковская, диакон и писал свои статьи и книги, для тех, кто не будет глубоко вдаваться в суть проблемы, а с фанатизмом бросится защищать свое собственное представление о Православии.

«Цель оправдывает средства». Этот девиз в свое время придумали иезуиты. Как-то даже странно, что православному человеку следует напоминать общеизвестный факт: для защиты христианской веры хороши далеко не все средства. В частности, ложь и клевета для этого явно не подходят.

Вышеупомянутое письмо Квитковской прокурору заканчивается просьбой «немедленно возбудить в отношении руководителя Депарамента образования г.Москвы Л.П.Кезиной уголовное дело». «Вина» Л.П.Кезиной состояла в том, что она поддержала использование гуманистических идей Рерихов в педагогике.

Остальные письма Квитковской написаны примерно по той же схеме, в том же стиле и с теми же цитатами. Меняются, в основном, адресаты и обвиняемые.

В последнее время Православие стало модным. В эту область ринулись люди, не обладающие ни культурным, ни духовным багажом. Где-то в глубине души они восприняли его как новую идеологию, способ самоутверждения или очередную форму власти над людьми. Именно эти не обремененные нравственностью личности и принесли в вероисповедание методы воинствующего безбожия. Они хотят превратить Православие из глубочайшего духовного явления мировой культуры в новую идеологическую доктрину.

Мрачные уроки истории, вероятно, как раз и существуют для того, чтобы делать из них правильные выводы и никогда больше не повторять. Ведь еще живы в памяти «письма возмущенной общественности», в которых клеймились «враги народа», «космополиты» и «антисоветчики». Среди этих «врагов» было немало и деятелей культуры, чье творчество не вписывалось в прокрустово ложе официальной идеологии.

Кажется, в сознании многих людей с той поры так ничего и не изменилось.

К сожалению, фанатизм, замешанный на дремучем невежестве, получает порой совершенно неожиданную поддержку со стороны государственных органов.

Эпистолярное знакомство

В течение ряда лет творчество госпожи Квитковской стремительно развивалось. Она, не зная усталости, писала целые груды жалоб на самых разных должностных лиц. Стали появляться бумаги почему-то от имени сразу двух общественных организаций с громкими названиями, в которых она значилась руководителем. В органы прокуратуры полетели письма от «Общественного комитета по правам человека» и от «Тарусского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры». В числе «врагов Православия» оказались не только реальные лица, но и литературные персонажи. Так Квитковская требовала возбудить уголовное дело против издательства, выпускающего книги про юного волшебника Гарри Поттера – за разжигание межрелигиозной вражды[4].

Я никогда лично не встречался с госпожой Квитковской. Все мое представление о ней сложилось на основе ее эпистолярного творчества. И мне всегда казалось, что к подобным заявлениям в органах прокуратуры должны относиться, по меньшей мере, снисходительно. Мало ли графоманов забрасывают письмами государственные инстанции. У прокуратуры немало и других забот – нераскрытые убийства, государственные и должностные преступления. Страну буквально захлестывает волна правонарушений.

Каково же было мое удивление, когда я убедился, что по письмам Квитковской проводят самые настоящие проверки и расследования. Однажды мне «посчастливилось» познакомиться с ее методами достаточно близко. Как-то раз, путешествуя по необъятным просторам Интернета, я обнаружил жалобу Квитковской на… самого себя. Документ был озаглавлен следующим образом: «Заявление Общественного комитета по правам человека № 4 от 19 января 2005 г. Генеральному прокурору РФ В.В.Устинову по рериховцу С.В.Скородумову».

Тамара Квитковская просила генерального прокурора «потребовать от губернатора Ярославской области немедленного увольнения с занимаемой должности С.В.Скородумова, как грубо нарушившего российское законодательство и пропагандирующего экстремистское вероучение Рерихов»[5].

В чем же я провинился? Предыстория такова.

22 декабря 2004 года депутат А.Н.Крутов во время своего выступления в Государственной Думе РФ назвал Знамя Мира, предложенное Н.К.Рерихом в качестве охранного символа культуры, «знаменем нелегальной религиозной секты оккультноантихристианского характера»[6] и предложил это знамя снять. Что впоследствии и было сделано с молчаливого попустительства депутатов Государственной Думы. Надо сказать, что и к этому скандальному событию Квитковская «приложила руку». Она усмотрела в Знамени Мира «оккультно-религиозный символ», о чем немедленно сигнализировала в Генеральную прокуратуру. Квитковская почему-то решила, что нахождение Знамени Мира в Государственной Думе не только нарушает Конституцию, но и «оскорбляет религиозные чувства православных верующих и мусульман»[7].

Рериховское Знамя Мира является отнюдь не «оккультным символом», а символом высокой культуры. Этот факт отмечен многими представителями мировой науки и культуры. В частности, академик Д.С.Лихачев отзывался о Знамени Мира очень высоко. В письме Президенту РФ Б.Н.Ельцину от 17.07.1997 г. он писал: «Н.К.Рерих поднял Знамя Мира – символ единения человечества во имя сохранения и приумножения великих ценностей Культуры. Надеюсь, что грядущие поколения будут достойными преемниками нашего богатого культурного наследия»[8]. Если культура начинает «оскорблять религиозные чувства православных верующих и мусульман», то либо с их чувствами, либо с этими верующими явно что-то не в порядке. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев поддержал мысль Н.К.Рериха об использовании Знамени Мира, как отличительного охранного флага, устанавливаемого на особо ценных объектах культурного наследия, и предложил закрепить этот факт в России законодательно[9]. Знамя Мира известно во многих странах на разных континентах. Государственной Думе следовало бы гордиться тем, что именно наш выдающийся соотечественник Н.К.Рерих стал инициатором и автором первого в истории планеты международного договора по охране культурных ценностей и предложил Знамя Мира в качестве «Красного Креста Культуры».

Вместо этого депутаты Государственной Думы, идя на поводу у невежественных фанатиков, Знамя Мира все-таки сняли. Конечно, факт подобного мракобесия в высоком государственном собрании вызвал возмущение у многих людей. В Государственную Думу РФ полетели письма общественности с протестом против выступления депутата Крутова. Одно из таких писем было направлено от нашего Ярославского Рериховского общества.

Я подписал это письмо и как председатель Ярославского Рериховского общества, и как главный специалист комитета по охране окружающей среды администрации Ярославской области. Всегда был уверен в том, что, занимая государственную должность, имею при этом полное право выразить свою гражданскую позицию.

Почему у Квитковской именно письмо нашего общества вызвало столь бурную реакцию, остается только догадываться. Также не совсем понятно, как именно к ней попало письмо, адресованное председателю Государственной Думы. Тем не менее Т.Квитковская отреагировала жалобой в Генеральную прокуратуру, и, казалось бы, неповоротливая государственная машина, запущенная в ход этой жалобой, заработала с неожиданной активностью. Письмо пустили по инстанциям.

Могу себе представить, как удивлялось руководство Ярославской области, когда получило из Генеральной прокуратуры пакет, из которого узнало, что под покровом родной администрации притаился «экстремист». Началось расследование. Ощущение было такое, что на некоторое время свершилось возвращение в 37 год – без всяких машин времени. Ненадолго я почувствовал себя в роли «врага народа». Коллеги на работе отреагировали по-разному. Но, в основном, стали немного сторониться, ожидая, чем же закончится дело.

Милая женщина из отдела кадров, разбирая мое дело, сказала: «Я – православная. И совершенно не понимаю, в чем творчество Рерихов противоречит Православию». Я ответил, что тоже этого не понимаю. И не сходится оно, на мой взгляд, скорее не с Православием, а с фанатизмом, который сейчас бурно расцветает на почве Православия.

Моя история закончилась без особых жертв. На работе мне вынесли формальное взыскание. По письмам Генеральной прокуратуры принято принимать меры и отчитываться о результатах, не слишком при этом вдаваясь в подробности дела. Перечитав в прессе несколько материалов о госпоже Квитковской, я понял, что мне в общем-то крупно повезло. И Генеральная прокуратура – это еще далеко не самое страшное, что меня могло ожидать. Так, своей замужней дочери, которая увлеклась романами Толкиена и посещала молодежные ролевые игры, Тамара Квитковская заявила следующее: «Ты – православная девочка, ты знаешь, что с бесами общаться опасно. Если начнешь терять душу – ты уйдешь с Земли по моей молитве. Я молюсь только о спасении души. Чтобы ты не погибла, ты просто умрешь»[10]. Похоже, я легко отделался. На этом фоне Генеральная прокуратура выглядит просто цветочками.

И все же спасибо огромное госпоже Квитковской! Благодаря ее жалобе администрация Ярославской области разобралась, что из себя представляет Рериховское движение и что такое на самом деле Знамя Мира. После всей этой истории Ярославское Рериховское общество в числе немногих организаций получило приглашение на конференцию по выбору делегатов в Общественную палату РФ.

Выдающийся русский православный философ Н.А.Бердяев видел в религиозном фанатизме болезненное нарушение психики человека. Вскрывая его истоки, он писал: «За обличениями еретиков всегда скрыта греховная похоть власти, воля к могуществу»[11].

Остается только пожелать Генеральной прокуратуре более критично относиться к новым посланиям Квитковской. Полагаю, что подобные письма, приходящие в Генеральную прокуратуру, требуют не юридического, а, скорее, медицинского вмешательства.

Вероятно, госпожа Квитковская совершенно искренне убеждена, что работает на благо России. Только какой России? Видимо, эта Россия в ее представлении близка к образцу 1937 года. При этом Т.Квитковская чувствует себя, я думаю, настоящим локомотивом истории. Куда же движется этот локомотив?

Диагноз – фанатизм

От лица возмущенной православной общественности в защиту и утверждение своих фанатичных взглядов выступает не одна только Тамара Квитковская. Дурной пример заразителен. Рассмотрим лишь несколько подобных случаев.

В конце 2002 года правительство Москвы приняло Постановление «О среднесрочной городской целевой программе “Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактики экстремизма, воспитание культуры мира”». Эта программа вызвала резкое возмущение у настоятеля Крестовоздвиженского храма г.Тутаева Ярославской епархии иеромонаха Антония (Танькова). Он написал в Генеральную прокуратуру РФ письмо[12], в котором назвал «Культуру мира» – «одним из названий человеконенавистнического вероучения экстремистской оккультно-религиозной секты последователей Рерихов». Значит, по мнению иеромонаха, не нужно воспитывать терпимость и культуру? Странная какая-то православная позиция у этого священника! Обратите внимание, что в своем письме иеромонах Антоний употребляет ту же формулировку, что и Квитковская. Что еще раз подтверждает мысль об одном и том же дирижере этой эпистолярной эпопеи.

Еще один пример. В 2003 году настоятели тридцати двух православных храмов направили в адрес Генерального директора Первого канала телевидения Константина Эрнста обращение с просьбой не показывать в эфире сериал «Потаенные годы Иисуса Христа»[13]. Священнослужители посчитали, что тем самым наносится оскорбление Православной Церкви, а Первый канал занимается пропагандой идей Рерихов. Более всего настоятели опасаются «пагубного воздействия фильма на духовно неокрепшее юное поколение».

Этот фильм, не слишком высокого научного уровня, был посвящен исследованию версии пребывания Христа в Индии. Трибуна в фильме была предоставлена людям, имеющим самую разную позицию: и ученым, и православным ортодоксам. Но батюшкам не понравилось и это. Надо полагать, что, по их мнению, история имеет право быть только такой, какая она описана в учебниках по Закону Божьему.

Примечательно, что показ фильмов со сценами разврата и убийств, которыми изобилует наш телеэкран, большого опасения у иереев почему-то не вызвал. Вот где бы им написать дружное коллективное письмо! Глядишь, быть может, к их голосу и прислушались бы. Что же это, если не борьба за беспрекословное единомыслие в рамках церковной версии Православия?

Эта борьба также сопровождается попытками в судебном порядке пересмотреть некоторые положения современной науки. Так, в начале 2006 года в Санкт-Петербурге принят судебный иск к Министерству образования РФ против навязывания в школе «антихристианской теории эволюции» Дарвина. Новый «обезьяний процесс» инициирован Марией и Кириллом Шрайберами – родителями 15-летней ученицы, которая в данный момент изучает эту теорию[14].

В последнее время в России происходят совсем уже странные явления. Появляются православные медики, православные психологи, православные юристы… А совсем недавно появилась… православная концепция прав человека.

Подобное вызывает глубокое недоумение. Ведь права человека выше всяких конфессий и не могут определяться религиозными вкусами и пристрастиями. И что, интересно, «православные» врачи будут делать с клятвой «язычника» Гиппократа?

Попытка сделать из Православия идеологию способна убить все то лучшее, что в нем есть. Учение Христа – Учение любви и высокой этики, может превратиться при этом в очередной «кодекс строителя коммунизма», который никому не захочется исполнять. Финский писатель Марти Ларни горько заметил как-то по поводу подобных искажений: «Христианин – человек, который сердечно любит всех тех, к кому не испытывает ненависти».

Помнится, у Сталина была идея о том, что при продвижении к светлому будущему, то есть к социализму, классовая борьба должна все более и более обостряться. А врагов должно становиться все больше и больше. Подобные мысли есть не что иное, как симптом тоталитарного сознания.

Создается впечатление, что некоторые иерархи Православной Церкви на деле реализуют ту же самую идею. Вероятно, в борьбе «за светлое православное будущее» врагов накопилось уже вполне достаточно. И в представлении некоторых православных иерархов с каждым днем их становится все больше. Так, глава синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоирей Дмитрий Смирнов предложил создать сайт «Враги Церкви» с указанием имен, адресов, цитат из выступлений[15]. Чувствуете, насколько все это созвучно с деятельностью Тамары Квитковской?

Такое впечатление, что у всех этих людей в результате заболевания фанатизмом в головах сложилась бредовая картина мира. Вся жизнь и история человечества представляются им цепочкой заговоров местного и мирового уровня. И в виде врагов предстают рериховские организации и учение Живой Этики.

«Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек давно обличенный и осужденный Христом, хотя он этого не замечает. Патологическая ненависть к ереси есть одержимость “идеей”, которая поставлена выше человека», – писал Н.А.Бердяев[16].

В конце мая 2006 года в Твери состоялась конференция «Миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Участники конференции выступили с хорошей инициативой – превратить День славянской письменности и культуры во всенародное утверждение духовного начала в жизни России. Но при этом они ревностно обеспокоились тем, что День культуры отмечается рериховскими организациями! По мнению участников конференции, распространение рериховского учения способно внести «деструктивное начало в органический процесс развития национальной культуры»[17]. Перед нами – очередная церковная попытка установить монополию на истину. На этот раз – в области культуры.

Несмотря на громкие декларации своей приверженности Православию, и госпожа Квитковская, и подобные ей православные активисты выступают как воинствующие безбожники.

«Нетерпимые и фанатики обыкновенно бывают страшно ортодоксальны, все равно какие – католики, православные, марксисты, – и в ортодоксальности этой происходит окостенение веры, прекращение движения жизни», – читаем мы у Бердяева[18].

Бога нет и не может быть там, где посягают на свободу убеждений ближнего и стремятся утвердить свой «единственно верный» образ мыслей с помощью Генеральной прокуратуры. Подобная борьба «в защиту России и Православия» может привести лишь к полной клерикализации Государства Российского и созданию нового тоталитарного общества, на фоне которого перегибы социализма покажутся просто детской забавой.

Примечания
1. Заявление Общественного комитета по правам человека № 9 от 14 апреля 2004 г. прокурору г.Москвы по поддержке Л.П.Кезиной рерихианства и нетерпимости к преподаванию православной культуры // www.stolica.narod.ru/indexr.htm.
2. Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2001. Т. 1. С.233.
3. Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2005. Т. 3. С. 35.
4. Пушкарь Д. Библиополицейский // Московские новости. 21.01.2003.
5. Заявление Общественного комитета по правам человека № 4 от 19 января 2005 г. Генеральному прокурору РФ В.В.Устинову по рериховцу С.В.Скородумову // www.stolica.narod.ru/indexr.htm.
6. База данных «Стенограммы заседаний Государственной Думы» //www. wbase.duma.gov.ru.
7. Заявление Общественного комитета по правам человека № 13 от 19 апреля 2004 г. в Генеральную прокуратуру РФ о незаконном размещении оккультно-религиозного символа рериховского «Знамени Мира» в Государственной Думе // www.stolica.narod.ru/indexr.htm.
8. Письмо академика Д.С.Лихачева Президенту РФ Б.Н.Ельцину от 17 июля 1997 г.
9. Письмо академика Д.С.Лихачева участникам Круглого стола «Конституция России и права культуры», проводимого Государственной Думой и Международной Лигой защиты культуры, от 09.12.1998.
10. Пушкарь Д. Библиополицейский.
11. Бердяев Н. О фанатизме, ортодоксии и истине // Человек. 1997. № 3. С. 67–75.
12. Заявление настоятеля Крестовоздвиженского храма г.Тутаева Ярославской епархии иеромонаха Антония (Танькова) от 28.01.2003 в Генеральную прокуратуру РФ // www.stolica.narod.ru/indexr.htm.
13. Христа защищают от Рерихов // Парламентская газета. 2003. № 39. 28.02.
14. В Санкт-Петербурге принят к рассмотрению судебный иск против навязывания в школьном образовании «антихристианской теории Дарвина» // www.portal-credo.ru. 26.02.2006.
15. Протоирей Дмитрий Смирнов и Всеволод Чаплин предложили разместить списки «врагов Церкви» в Интернете // www.portal-credo.ru. 23.06.2006.
16. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине. С. 67–75.
17. Православная общественность призывает дорожить наследием Кирилла и Мефодия. // www.annews.ru. 24.05.2006.
18. Бердяев Н.А. Судьба России: Самопознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 263.