В.В.Фролов
В течение многих лет вокруг наследия семьи Рерихов и Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха (МЦР) происходят драматические события. Кампания, которая ведется против них представителями Русской Православной Церкви, некоторыми журналистами и писателями, перешла все границы. В ход идут самые различные средства – от псевдонаучных, извращенных трактовок жизни и творчества Рерихов до неприкрытой лжи и случаев сжигания их книг во дворах церквей. Противники Рерихов не оставляют попыток чернить и унижать наше национальное культурное достояние. Происходящее подтверждает, к сожалению, характерную закономерность: чем значительнее культурные деятели, тем большим оскорблениям и нападкам они подвергаются.
Враги у Рерихов были всегда. В 20-е годы ХХ века во время Центрально-Азиатской экспедиции их преследовала английская разведка. В начале 30-х Н.К.Рерих, находясь в Харбине, оказался под пристальным надзором японских спецслужб. Не без их участия определенными кругами русской эмиграции против Николая Константиновича были выдвинуты измышления о его якобы антихристианских настроениях и принадлежности к масонам. В 90-е годы прошлого века, когда наследие Рерихов было доставлено в Россию, гнусные вымыслы вновь замелькали в прессе в «творчестве» шишкиных, сенкевичей, кураевых, росовых и им подобных.
В 1994 году некто О.Шишкин опубликовал в газете «Сегодня» несколько статьей, обвинив Н.К.Рериха в сотрудничестве с советскими спецслужбами. Однако Тверской межмуниципальный суд Москвы признал эту информацию полностью ложной. В этом же году против Рерихов выступила Русская Православная Церковь, определив, что «учение Рерихов – это религиозная секта, не только не совместимая с христианством, но прямо ему враждебная»[1]. Эта клеветническая оценка учения Рерихов с незначительными изменениями была утверждена Собором РПЦ 1994 года, а затем подробно «развита» в двух книгах диакона А.Кураева, который вслед за церковными иерархами совершенно произвольно причислил Живую Этику к новым религиозным учениям, а Рериховское культурно-просветительское движение отнес к нелегальной религиозной секте. Не нужно прилагать особых усилий, чтобы догадаться – без одобрения церковного руководства низший чин церковной иерархии не мог выступать от имени Церкви с оценками идеологического характера.
Причины крайне негативного отношения Церкви к Рерихам в том, что их учение, представляющее философию космической реальности, получает в обществе все большее распространение. Живая Этика входит в научный оборот, ее идеями пользуются ученые, педагоги, культурные деятели. Появляются художники, чье творчество пронизано космическим мироощущением. Все это не может не беспокоить Церковь, которая при поддержке власти претендует на монополию в духовной сфере и внушает людям свои догматические представления.
В конце 90-х годов прошлого века Церковь сблизилась с государственными чиновниками, которые заполнили возникшую идеологическую пустоту ее идеологическими установками. Негласный союз с чиновниками быстро перешел к практическим действиям. Во многих регионах между епархиями и структурами власти были заключены соглашения о сотрудничестве, идеологическое содержание которых определялось церковными иерархами. При ведущей роли Церкви с участием почти всех центральных ведомств РФ (от МВД до Минздрава) прошли конференции по тоталитарным сектам. Такие же конференции состоялись в Украине. В итоговые документы были включены далекие от правды церковные оценки учения Живой Этики.
Эти оценки стали появляться даже в некоторых научных изданиях и учебниках, все чаще становясь неким образцом для подражания, приобретая порой политическую окраску. В обществе складывается положение, когда свобода мысли оказывается заложницей церковных догматов. Такое состояние общественного сознания – питательная почва для тоталитарной идеологии, не признающей свободомыслия.
Подобную позицию активно поддерживают некоторые должностные лица, на протяжении многих лет делающие все, чтобы уничтожить Музей имени Н.К.Рериха и захватить наследие семьи Рерихов. Речь идет прежде всего о чиновниках Минкультуры РФ, а в последние годы Федерального Агентства по культуре и кинематографии (ФАКК). Одну из главных ролей в этом недостойном деле играет Государственный музей Востока (ГМВ). Год от года действия его чиновников и связанных с ним властей становились по отношению к Центру-Музею имени Н.К.Рериха и наследию Рерихов все более откровенными и грубыми. Они как только ни изощряются в стремлении придать видимость законности их захвату принадлежащих МЦР 288 картин Рерихов, посягая даже на все творческое наследие, переданное Святославом Николаевичем Международному Центру Рерихов. Одним из первых шагов в этом направлении стало распоряжение Минюста РФ 1993 года за подписью заместителя министра Г.Г.Черемных, которым аннулировалось правопреемство МЦР по отношению к Советскому Фонду Рерихов (СФР). Незаконный характер этого распоряжения очевиден, так как права МЦР на переданное ему наследие С.Н.Рерих подтвердил у индийского нотариуса. Факт, не нуждающийся в комментариях!
Распоряжение Минюста было принято на второй же день после кончины Святослава Николаевича, последовавшей 30 января 1993 года. Этот год для МЦР был очень тяжелым. Ушел из жизни Святослав Николаевич – инициатор создания общественного Музея имени Н.К.Рериха, выдающийся культурный деятель, художник с мировым именем, известный ученый, оригинальный философ. Усилились атаки на МЦР. Правительство РФ приняло Постановление № 1121 «О создании государственного Музея Н.К.Рериха» как филиала Музея Востока и ликвидации общественного Музея имени Н.К.Рериха.
Но руководство МЦР подало иск в Высший арбитражный суд на Председателя Правительства РФ В.С.Черномырдина об отмене Постановления. И суд, руководствуясь Законами РФ, в 1994 году отменил пункты Постановления, лишающие общественный музей усадьбы Лопухиных, в которой он расположен. Таким образом музей, задуманный Святославом Николаевичем Рерихом, удалось отстоять. Казалось бы, истина восторжествовала.
Однако через год Минкультуры РФ обжаловало решение Высшего арбитражного суда об отмене пунктов Постановления Правительства, касающихся Музея имени Н.К.Рериха и наследия Рерихов. Надзорной инстанцией Высшего арбитражного суда жалоба была удовлетворена. Чем было вызвано такое решение, можно только догадываться. Но без вмешательства какого-то очень влиятельного чиновника оно едва ли могло быть принято. И если иметь в виду, что в 1994 году директор Государственного Музея Востока В.А.Набатчиков утвердил перевод коллекции Рерихов из временного хранения на постоянное, а в 1999 году Министр культуры РФ В.К.Егоров подтвердил правомерность включения в состав государственной части Музейного фонда РФ 282 картин Рерихов, то станет очевидным, что чиновники от культуры проводили спланированную кампанию по захвату наследия Рерихов, принадлежащего МЦР.
Между тем в 2002 году произошло событие, которое должно было внести окончательную ясность в ситуацию. По иску МЦР Хамовнический суд Москвы подтвердил факт правопреемства МЦР по отношению к СФР.
Но чиновники снова ринулись в атаку. На следующий год министр культуры РФ М.Е.Швыдкой обжаловал в Мосгорсуде решение Хамовнического суда, настаивая на том, что Микультуры является представителем «фактического собственника картин»[2] – государства. Суд удовлетворил жалобу министра. Маски с чиновников от культуры были сорваны.
Сегодня коллекция картин Рерихов по-прежнему незаконно удерживается Музеем Востока. Сравнение составленной С.Н.Рерихом описи полотен с документами Государственного музея Востока обнаруживает отсутствие в ГМВ более 60 (!) произведений Рерихов. Не в этом ли кроется причина упорного нежелания ФАКК и ГМВ возвратить картины Рерихов их законному владельцу – МЦР?
Международный Центр Рерихов делает все, чтобы юридическими средствами решить вопрос о его правопреемстве по отношению к СФР и вернуть МЦР принадлежащую ему коллекцию картин Рерихов, удерживаемую ГМВ.
Из-за попустительства государства не в лучшем положении оказалось творческое наследие Ю.Н.Рериха, оставшееся после его смерти на квартире Юрия Николаевича в Москве – архив и картины Рерихов разбазариваются нынешними владельцами квартиры. Россия теряет важную часть своего культурного достояния.
Об этическом и правовом беспределе, сложившемся вокруг наследия Рерихов и МЦР, не раз писали известные деятели культуры, журналисты центральных изданий. Были и тревожные обращения общественности к Верховной Власти: наследию Рерихов грозит уничтожение! К сожалению, эти обращения не возымели действия, остались без ответа…
Кампания клеветы, развернутая вокруг Рерихов и МЦР, акции, направленные на разрушение Центра-Музея имени Н.К.Рериха и захват наследия Рерихов, наносят удар по формированию космического миропонимания, помогающему человеку понять закономерности развития Мироздания, свою собственную природу и продвигаться к более высокой эволюционной ступени.
Ученые и философы, писатели и художники – все истинные творцы культурных ценностей благодаря космическому мироощущению имеют возможность соприкосновения с красотой инобытия, в которой содержатся подлинные источники вдохновения. «Только через красоту и пламенную любовь к высшим идеалам, – писал Святослав Николаевич Рерих, – сможем мы подняться к более совершенному состоянию»[3].
Творческое наследие наших великих соотечественников, в основе которого учение Живой Этики, привлекает все больше прогрессивных ученых, педагогов, художников, людей самых разных профессий. Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в своей многоплановой деятельности опирается на это учение, являющееся важнейшим источником формирования нового космического мышления. В этом и состоит причина непрекращающихся злобных нападок невежественных лиц на имя Рерихов, их творческое наследие, МЦР и его руководство.
Ведущая роль в развитии Центра-Музея имени Н.К.Рериха и его защите от нападок принадлежит доверенному лицу Святослава Николаевича Рериха, первому вице-президенту МЦР, Генеральному директору Центра-Музея имени Н.К.Рериха Людмиле Васильевне Шапошниковой. Она творчески объединяет многогранную деятельность коллектива МЦР. Поэтому клеветники, враги Центра-Музея, упорно, используя все средства, пытаются очернить ее доброе имя.
Но, несмотря на противодействие олицетворяющих старое сознание сил, Л.В.Шапошникова делами доказывает жизненность предначертанного Рерихами и избранного ею пути. Это и прекрасный Музей имени Н.К.Рериха, который уже приобрел славу уникального научно-культурного центра и известен не только в России, но и во многих странах мира. Это и философские труды Людмилы Васильевны, где на обширном культурно-историческом и философском материале раскрывается процесс формирования нового космического мышления. Это и ее непоколебимое противостояние нападкам на имя Рерихов и Центр-Музей имени Н.К.Рериха, хранящий завещанное ему наследие.
Рерихи свою неисчерпаемую творческую энергию направляли на разработку и утверждение философии космической реальности, определяющей новое понимание Космоса, законов Мироздания. Новое космическое мироощущение пронизывало творчество Рерихов, все их начинания. Прежде всего это касается блестяще осуществленной ими под руководством Учителей Востока Центрально-Азиатской экспедиции, которая имела художественные, научные и эволюционно-культурные задачи. «Конечно, мое главное устремление как художника, – писал Николай Константинович, – было к художественной работе»[4]. Кроме «художественной работы» возглавлявший экспедицию Н.К.Рерих на основе собранного в экспедиции культурно-этнографического материала стремился выявить общие закономерности развития культур народов Центральной Азии и других регионов планеты. Однако самым важным результатом Центрально-Азиатской экспедиции было историческое действие, которое называется «закладыванием магнитов» или намагничиванием пространства, осуществлявшееся в процессе экспедиции. Для этого Учителем, автором Живой Этики, Рерихам был передан осколок метеорита, пришедшего из созвездия Орион и обладающего более высокой, чем земная, энергетикой. При помощи этого магнита Рерихи, проходя через Индию, Китай, Россию, Тибет, намагничивали пространство этих стран. Магниты закладывались там, где в будущем, согласно учению Живой Этики, возникнет новое сознание человечества и связанный с ним расцвет культуры в этих регионах.
Неоценимый вклад Рерихов в сокровищницу мировой и отечественной культуры, состоящий прежде всего в разработке нового космического мировоззрения, признан во всем мире. Тем не менее находятся люди, которые пытаются принизить и извратить огромный вклад Рерихов в культуру, искусно обрамляя их творчество надуманными политическими конструкциями. Для достижения этих неблаговидных целей пишутся книги, статьи, диссертации. Один из таких «исследователей» В.А.Росов в своей диссертации попытался придать творчеству Рерихов, их научно-культурным проектам политические цели, приписав главе семьи Н.К.Рериху «имперское мышление», которое якобы выражалось в стремлении Николая Константиновича … создать независимое государство в Центральной Азии. Росов, преступивший не только через принцип научного анализа, предполагающий объективное освещение жизни и творчества наших выдающихся соотечественников, но и через правила научной этики, претендует на некий «новый» подход к изучению наследия Рерихов. Существует ряд серьезных научных работ о Рерихах, в которых раскрывается подлинное значение их творчества и многогранной культурной деятельности. К ним относятся прежде всего труды Людмилы Васильевны Шапошниковой, в частности, трилогия «Великое путешествие», изданная в 1998–2005 годах. На фоне этих работ «новизна» Росова выглядит как неуклюжая злонамеренная попытка недобросовестного автора оклеветать Рерихов.
Подвижническую жизнь, духовную высоту и мудрость, выдающиеся творческие нахождения Рерихов невозможно отделить от нового космического миропонимания, которое не имеет ничего общего с любой политической интригой. На базе этого мировоззрения они сформировали новый взгляд на Культуру как основу жизни человека и эволюционного восхождения человечества. Символами такого подхода к Культуре стали предложенные Н.К.Рерихом Пакт в защиту культурных ценностей (Пакт Рериха) и разработанный им знак защиты Культуры «Знамя Мира». Прозорливость Н.К.Рериха, предвосхитившего необходимость эффективного международного механизма защиты культурного достояния человечества, находит сегодня все более убедительные подтверждения. В ситуации, когда Культура пребывает в небрежении, а ее деятели подвергаются поношению, Пакт Рериха звучит как обращенный ко всем людям призывный набат в защиту Культуры, от невежественных и разрушительных действий тех, кто еще находится в плену у старого сознания. Все, встающие на защиту имени и наследия Рерихов, по сути дела защищают новое космическое понимание Мироздания и человека, науки и культуры, воспитания и образования.
В нашем обществе нередко принижают значение Культуры. Примером этому могут служить недостойные действия должностных лиц вокруг наследия Рерихов и МЦР. Святослав Николаевич Рерих, предвидевший такое отношение к Культуре, писал: «Невозможно ограничить полеты нашего воображения какими бы то ни было искусственными способами изоляции и диктата. Никому не дано определять индивидуальные пути человеческого вдохновения и познания. Следовательно, люди, наделенные властью, должны превыше всего опасаться ограничить размах творческого воображения, навязывая свои собственные, своевольные ограничения и правила. Это пресечение роста является большим преступлением и непременно принесет свои губительные плоды, лишая людей потенциального вдохновения гения и обедняя наследие человечества»[5].
Есть еще одно существенное обстоятельство, вызывающее нездоровый ажиотаж: наследие Рерихов – это огромная материальная ценность. Существует некий круг лиц и организаций, которые, вопреки завету Святослава Николаевича Рериха о сохранении целостности этого наследия, стремятся присвоить его части. В первую очередь речь идет о Государственном Музее Востока.
Рерихи на протяжении всей жизни достойно защищали культурные ценности и деятелей культуры. Будущим поколениям они оставили завет – защищать и новое космическое мировоззрение. Международный Центр Рерихов предпринимает все меры для охраны и защиты наследия семьи Рерихов. Используя юридические средства, МЦР отстаивает свои авторские права на дневники Е.И.Рерих, незаконно и ранее установленных ею сроков опубликованные московским издательством «Сфера». К сожалению, это произошло не без помощи зарубежных «рериховцев». Весьма неблаговидную роль в таком акте духовного вандализма сыграл директор Нью-Йоркского Музея Николая Рериха Д.Энтин. Однако и в России чиновники по отношению к наследию Рерихов нарушают юридические и этические нормы, незаконно удерживая в фондах ГМВ принадлежащую Международному Центру-Музею коллекцию их картин. В то время как МЦР делает все возможное для того, чтобы отстоять и вернуть эту коллекцию.
«Истинно, – писала Елена Ивановна Рерих, – Культура нуждается не только в охране, но необходимо уметь сражаться за Культуру. Тогда только человечество начнет выходить из одичалого состояния»[6]. Сегодня имя и наследие семьи Рерихов, МЦР как никогда нужно защищать от нападок и клеветы. Сторонники идеологии тоталитаризма демонстрируют реальное объединение сил. Они не приемлют нового космического мышления и любыми средствами стремятся дискредитировать имя и учение Рерихов, МЦР, Рериховское культурное движение. Для этого используются современные информационные технологии, применяются различные психологические методы обработки массового сознания, привлекаются все: от невежественных и малокультурных людей, которые судят о делах и жизни наших великих соотечественников со своей обывательской точки зрения, до действующих вполне осознанно мастеров черного пиара, не признающих никаких этических норм.
В защиту имени и наследия Рерихов, МЦР от нападок недоброжелателей выступают прогрессивные ученые, педагоги, деятели культуры, представители многих слоев общества, которые видят в философии космической реальности, которую под руководством Учителей разрабатывали Рерихи, возможности духовного совершенствования человека и улучшения жизни.
Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха считает одной из основных своих задач защиту наследия Рерихов от клеветы, малограмотных и невежественных толкований. Чрезвычайно важны в этом отношении выступления общественности – журналистов, ученых, культурных и политических деятелей. Достойная трибуна для них – выпускаемый МЦР сборник «Защитим имя и наследие Рерихов».
С 2001 года вышло (включая данный) четыре таких сборника. В них содержатся материалы, статьи и документы, раскрывающие непростую ситуацию, сложившуюся вокруг наследия семьи Рерихов и Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Суть ее, как рассказано выше, в том, что противники Рерихов – представители Церкви, журналисты, писатели и т.п., приверженцы старого сознания, стремятся противодействовать распространению идей Живой Этики. Чиновники от культуры, нарушая закон и попирая этические нормы, предпринимают попытки разрушить Центр-Музей имени Н.К.Рериха и захватить наследие Рерихов. Иными словами, их творческое наследие и Центр-Музей имени Н.К.Рериха в опасности!
Однако вызывает недоумение вялая реакция российской общественности на эти сборники, поскольку, казалось бы, в первую очередь она должна озаботиться сохранением наследия Рерихов и негосударственного Музея имени Н.К.Рериха, выступающего важнейшим источником формирования нового космического мышления. Прежде всего от ее голоса зависит, будет ли сохранено наше национальное культурное достояние для будущих поколений.
Примечания
1. Итоговое заявление Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России» (Москва, 16–20 мая 1994 г.) // Альфа и Омега. 1994. № 2.
2. Надзорная жалоба Минкультуры в Президиум Мосгорсуда от 02.07.2003 г. Экспедиция Мосгорсуда, вх. № 33827. С. 3.
3. Рерих Святослав. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, 2004. С. 101.
4. Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 159.
5. Рерих Святослав. Искусство и Жизнь. С. 112.
6. Рерих Елена. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 349–350.