Вместо заключения

В.В.Фролов

«Если человек любит культуру и, естественно, свою родную культуру, то он отнесется со всевозможною бережностью к носителям этой культуры. Каждый выдающийся деятель культуры уже является живым памятником ее»[1], – эти слова Николая Константиновича Рериха приобретают сегодня особую актуальность.

Вековая традиция забрасывать камнями, распинать и сжигать на кострах великих деятелей, приносящих человечеству огонь просвещения, не изжита в России и поныне. Велик список выдающихся представителей отечественной культуры, имена которых подвергаются сегодня безнаказанному поруганию со стороны невежественных авторов печатных и электронных СМИ: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, М.А.Шолохов, Ф.М.Достоевский, В.И.Вернадский, П.А.Флоренский, К.Э.Циолковский и многие другие.

Особенно яростной атаке подвергается выдающаяся семья Рерихов, чей вклад в отечественную и мировую культуру признан во всем мире. Рерихи в своих философских трудах и культурно-исторческих исследованиях показали, что Культура определяет духовную жизнь человечества и во взаимодействии с цивилизацией (материальным обустройством его жизни) играет ведущую роль. Состояние цивилизации целиком зависит от Культуры, одухотворяющей цивилизацию и делающей ее жизнеспособной. Ослабление связи Культуры и цивилизации лишает цивилизацию необходимой для ее развития энергетики.

Эти идеи Рерихов не абстрактны. Они имеют глубокий исторический смысл. Страны и народы, которые почитают Культуру, во всех сферах жизни достигают расцвета. Там же, где Культура отодвигается на периферию общественной жизни, все приходит в упадок. Показательным примером такого отношения к Культуре, которое привело к падению нравственности и резкому снижению материального уровня жизни людей, является Россия. Ее политические руководители уже многие десятилетия игнорируют Культуру как основу развития общества.

Преодоление кризиса общества возможно только через Культуру, энергетика которой способна придать людям созидательные импульсы и вдохнуть жизнь в ослабленный общественный организм. Но для выполнения своего предназначения Культура должна быть освобождена от удушающих пут государственного управления и стать свободной от политических интересов.

В России сложилось другое положение. Чиновники удерживают Культуру мертвой хваткой государственного контроля и часто относятся к культурным ценностям как к своей собственности. Примером такого отношения к культуре являются их неблаговидные действия по отношению к наследию Рерихов. Подробнее об этом рассказывается в периодических выпусках настоящего сборника «Защитим имя и наследие Рерихов».

Имена всех членов семьи Рерихов невозможно отделить от Культуры, с которой были неразрывно связаны их подвижническая жизнь и творчество. Наследие семьи Рерихов представляет собой поистине бесценное духовное сокровище, эволюционно-культурное значение которого все более возрастает. Не случайно идеи Рерихов получают все большее распространение в обществе. Именно это обстоятельство вызывает непрекращающиеся нападки олицетворяющих старое мышление сил на имя Рерихов, их наследие и Центр-Музей имени Н.К.Рериха, реализующий в своей многоплановой деятельности концепцию Культуры Рерихов.

Однако все попытки захватить наследие Рерихов и разрушить негосударственный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, предпринятые чиновниками от культуры, оказались безуспешными. Ни мощный ресурс государственных структур, ни продолжающиеся интриги вокруг усадьбы Лопухиных, ничто не может нарушить уверенный ритм работы Центра-Музея имени Н.К.Рериха. По завету С.Н.Рериха МЦР хранит, изучает и широко популяризирует творческое наследие семьи Рерихов. Центр-Музей имени Н.К.Рериха успешно работает и развивается, привлекая своими прекрасными экспозициями, посвященными творчеству семьи Рерихов, все больше посетителей из разных стран мира. К настоящему времени Центр-Музей имени Н.К.Рериха стал научно-культурной организацией мирового значения.

Появление наследия Рерихов в России привело в движение до этого довольно инертное культурное пространство бывшего СССР. С одной стороны, появилось больше последователей Рерихов, с другой – более четко обозначились их противники. Такое противостояние наиболее ярко проявилось по отношению к философской системе Живой Этики.

Это учение является основой творческого наследия Рерихов. Живая Этика, рассматривая мироздание как грандиозную одухотворенную систему, утверждает единство человека и Космоса. В ней содержится новая система познания, представляющая единство научного (эмпирического) и метанаучного способов познания. С каждым годом к идеям Живой Этики проявляется все больший интерес со стороны прогрессивных ученых, художников, педагогов, деятелей культуры. Не случайно на базе Международного Центра Рерихов уже несколько лет действует Объединенный Научный Центр проблем космического мышления, где изучаются особенности формирования нового космического миропонимания в науке, педагогике, искусстве, других сферах духовной жизни.

Созданию этого научного центра предшествовала широкая научно-просветительская деятельность МЦР, где с 1990 года, то есть с момента его основания, проводятся ежегодные международные научно-общественные конференции, в которых принимают участие ученые многих стран мира. На конференциях рассматриваются различные аспекты творческого наследия Рерихов, проблемы формирования нового мышления.

Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха не мог бы так успешно развиваться без восстановления памятника культуры XVII–XIX веков – усадьбы Лопухиных, в которой он расположен. Усадьба эта выбрана для создания Центра-Музея самим Святославом Николаевичем Рерихом. Основная ее часть – главный дом, флигель, историческая ограда усадьбы – к настоящему времени уже восстановлена. Сделано это без финансовой помощи государства, за счет собственных средств музея и добровольных пожертвований. В ближайших планах МЦР дальнейшее восстановление ансамбля усадьбы. В новых просторных помещениях разместятся музей космического искусства, оптический театр, конференц-зал, детские творческие студии, другие подразделения МЦР. Таким образом, будут созданы условия для дальнейшего развития Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха на основе концепции, разработанной С.Н.Рерихом.

Результаты более чем пятнадцатилетней деятельности Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха убедительно показывают, что он стал одной из лучших многофункциональных культурных организаций мира. Благодаря творческому наследию семьи Рерихов он имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. Это позволяет Центру-Музею – храму Красоты и Знания уверенно продвигаться по пути созидания Культуры и формирования нового космического мышления ХХI века, основные принципы которого были определены Рерихами, творившими под водительством Учителей Востока.

Примечания
1. Рерих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 171.