Т.Л.Надточий
Выдающийся ученый, художник, общественный деятель Николай Константинович Рерих, изучая прошлое стран и народов, анализируя причины подъема и крушения государств, пришел к выводу, что в основе всех бед человечества лежит, прежде всего, низкий уровень культуры. Он постоянно бил в набат, привлекая внимание правительств и международной общественности и не уставая повторять, что единственный путь, открывающий светлые перспективы развития человечества, – это путь Культуры: «Можно расходиться в путях цивилизации, – писал Н.К.Рерих, – можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие Культуры, сокровищницы всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции. Каждый живущий и мыслящий понимает также и ответственность свою перед сложением светлого будущего»[1].
Как показало время, сегодня актуальность этих слов еще более возросла.
В странах бывшего Советского Союза культуре была отведена роль «надстройки». Развитию культуры уделялось недостаточное внимание, ее финансирование осуществлялось государством по остаточному принципу. Когда требовали обстоятельства, то устраивались показательные дни культуры того или иного народа многонациональной страны Советов. Но условия развития культуры самих народов были не лучше. Поэтому не случайно, когда под давлением «перестроечного» хаоса хрупкая «надстройка» стала разваливаться, образовавшуюся пустоту заполнила лавина псевдокультуры. Вместо истинной культуры, несущей нравственность, красоту и питающей человеческий дух жизненной силой, появилась так называемая массовая культура, которая опустошает и растлевает души. На смену истинным героям, на примерах которых веками формировались нравственные качества многих народов, пришли сошедшие с теле- и компьютерных экранов бездуховные и примитивные лжегерои, пропагандирующие цинизм и неуважение к старшему поколению, пренебрежительное, негативное отношение к таким понятиям, как патриотизм, служение народу и Отечеству.
Крушение нравственных идеалов и культурных ценностей ведет к очень серьезным последствиям для личности и всего народа. Отмечая необходимость нравственного стержня для эволюции человека, доктор философских наук А.В.Иванов пишет: «Он (нравственный стержень. – Т.Н.) придает жизни сознания динамическую цельность, ибо подразумевает нечто высшее для человека, к чему он стремится, с чем сверяет свое повседневное эмпирическое бытие и ради чего совершает акты свободного нравственного выбора. Этот онтологический стержень сознания определяют, прежде всего, нравственные идеалы и святыни. Без них человек безосновен. Его сознание расколото и подвержено различным идеологическим манипуляциям. Даже развитый интеллект не спасает от надлома и падения морально деонтологизированное сознание. Напротив, именно безнравственный рассудок оказывается сегодня самой разрушительной силой на Земле <…> Наличие же святынь и высоких идеалов, которым человек способен бескорыстно служить и ради которых он готов пожертвовать своим “эмпирическим я”, является важнейшим интегральным критерием развитого сознания»[2].
Лишаясь нравственной и культурной опоры, народ утрачивает свою энергетику, становится слабым и беспомощным. Сознание такого народа легко поддается всевозможным воздействиям, что ведет к еще большему нравственному падению, потере духовной свободы отдельной личности и народа. В Учении Живой Этики и трудах Рерихов человеческое сознание понимается как тонкая духоматериальная реальность, зависящая от уровня внутренней культуры человека и его нравственности.
Идеи Н.К.Рериха о приоритетном значении культуры для стран и народов нашли отклик в сердцах многих людей. Когда в 80-е годы ХХ столетия в Советском Союзе был снят запрет с книг Рерихов, философское и художественное творчество их семьи стало привлекать к себе все больше внимания. В Живой Этике, в трудах Рерихов особое место отводится эволюционной роли культуры в истории человечества, ее взаимодействию с цивилизацией. Умаление культуры делает цивилизацию бездуховной и антигуманной, а деятельность людей ограничивает лишь сферой материальных потребностей. Размышляя о духовном кризисе человечества, Николай Константинович писал: «Кризис мира вовсе не материальный, но именно духовный. Он может быть исцелен лишь духовным обновлением»[3].
Последователи Рерихов в России, Украине и в других странах бывшего Советского Союза, разделяя эти мысли, не могли оставаться безучастными, глядя на то, как в их странах уничтожалась культура. Поэтому, когда разрушались государственные культурные центры, последователи Рерихов создавали центры общественные. Когда из-за отсутствия финансирования разорялись и закрывались государственные библиотеки, рериховцы собирали литературу из личных библиотек и формировали общественные фонды книг. Когда уничтожались детские студии, рериховцы создавали новые. Когда уходили в небытие советские лектории, а их помещения приватизировались ловкими дельцами, рериховские организации возрождали принципы народных университетов: читали лекции о выдающихся деятелях мировой культуры, организовывали встречи с интересными людьми.
С начала 90-х годов ХХ столетия рериховцами осуществляется большая работа по подготовке и проведению в городах и странах ближнего и дальнего зарубежья передвижных выставок подлинных картин Николая и Святослава Рерихов из коллекции созданного Святославом Николаевичем Центра-Музея имени Н.К.Рериха (МЦР). Посетители выставок, приходя в музеи своих городов, вряд ли догадываются, как непросто горстке энтузиастов, без копейки государственных денег, организовать эти праздники Красоты, делая их при этом финансово доступными для всех слоев населения. Сколько надо потрудиться, чтобы найти спонсоров или меценатов, организовать доставку картин, сделать достойную рекламу, организовать презентацию выставки, подготовить и провести на выставке культурную программу! А как непросто подготовить квалифицированных экскурсоводов, способных достойно рассказать о творчестве выдающихся художников! А организовать постоянные дежурства из среды общественников в помощь штатным смотрителям музеев на все время прохождения выставки! Ведь рериховские объединения состоят в основном из людей, которые где-то работают или учатся. Но все организационные и материальные трудности преодолевает сила устремленности тех, кто понимает, как нужна их работа людям.
Казалось бы, такая работа на Общее Благо должна вызывать только уважение и благодарность сограждан, действительно заинтересованных в достойном будущем своей страны, в том, чтобы ее народ стал более культурным и нравственным. Но, как оказалось, и Международный Центр Рерихов, и рериховское культурно-просветительское движение вдруг попали в черный список организаций, которые «разрушают традиционный уклад жизни, сложившийся под влиянием Православной Церкви, единый для нас духовно-нравственный идеал, угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности»[4].
Стали издаваться справочники по деструктивным сектам, в списках которых оказались Международный Центр Рерихов, Музей имени Н.К.Рериха и сотрудничающие с ним рериховские культурно-просветительские организации. Книги и статьи идеологов Православия многотысячными тиражами сеют клевету о том, что «рериховское движение в России – нелегальная религиозная секта оккультно-антихристианского характера»[5].
Инициированные православными идеологами конференции издают итоговые документы, в которых Рериховское движение совершенно безосновательно причисляют в ряды сектантского тоталитаризма.
Для того же, чтобы придать этим утверждениям «достоверность», противники Рериховского движения называют последователями Рерихов именно тех, кто не имеет на это никаких прав – ни моральных, ни юридических, тех, чья деятельность, открыто противоречит принципам и идеям Рерихов и вызывает необходимость защищать от них и само имя, и дело Рерихов. Имена Рерихов, Учение Живой Этики сегодня настолько известны, что находятся желающие присоединиться к ним из карьерных или иных соображений. Такие люди могут манипулировать сведениями из Учения и книг Рерихов, но это вовсе не значит, что они последователи Рерихов. Международный Совет Рериховских Организаций, обеспокоенный тем, что именем Рерихов пытаются прикрыть свою сомнительную деятельность некоторые лица и организации, предупреждал: «Ответственность за действия таких организаций и лиц не может распространяться на Рериховское движение»[6].
Последователи – это те, кто, опираясь на Живую Этику и труды Рерихов, идут по следу, проложенному своими Учителями, носителями нового научного космического мышления, основателями международного общественного движения за сохранение культуры. Это те, кто, вопреки всем трудностям, работают на возрождение культуры и нравственности. Но именно им вот уже много лет определенными силами оказывается жесткое противодействие. Против семьи Рерихов, преемника и продолжателя их культурной миссии в России и мире – Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с ним рериховских организаций, целенаправленно применяются пиар-технологии, направленные на формирование в сознании обывателя «образа врага».
Международный Центр Рерихов регулярно публикует документы и материалы, разоблачающие несостоятельность клеветнических измышлений[7]. Последователи Рерихов неоднократно собирали научно-общественные конференции, устраивали пресс-конференции, направляли свои обращения к общественности и к СМИ, выступали в прессе и по телевидению с требованиями не допускать размещение материалов, направленных на дискредитацию имени и наследия Рерихов и деятельности Рериховского движения. Но клевета, как нефтяное пятно на поверхности воды, разливаясь по СМИ, перетекает из одного информационного источника в другой, отравляя сознания несведущих людей.
«Ложь в правду рядилась, да о правду и разбилась»,– говорит народная пословица. Наш рассказ о деятельности истинных последователей Рерихов – это факты, подкрепленные документальными свидетельствами рериховских организаций, работающих на культурно-просветительской ниве, это – правда, о которую суждено разбиться клевете преследователей.
Есть много общего в работе рериховских объединений. Это – организация выставок подлинных картин Рерихов в своих регионах и создание коллекций репродукций, оформление их должным образом и экспонирование по учебным организациям, библиотекам, музеям, различным учреждениям науки и культуры. Это и сбор литературы для фондов общественных библиотек и предоставление возможности пользоваться литературой всем желающим. Организация лекций, концертов, литературных и музыкальных вечеров, встреч с интересными людьми, показ слайдовых композиций – все это есть в работе многих организаций. Но каждый регион имеет свои особенности, а каждая организация – свои условия, которые определяются многими факторами. Возможности культурно-просветительской работы конкретной организации зависят от состава участников, степени их образованности и интеллигентности, от широты их интересов, понимания значения выполняемой работы и, конечно, от их личного энтузиазма.
Как правило, когда группа единомышленников встречается и начинает свою деятельность, у нее нет даже постоянного помещения. Постепенно, несмотря на внешние трудности, приобретается опыт сотрудничества с разнообразными культурными организациями и государственными учреждениями. Искренность рериховцев в стремлении принести действенную помощь согражданам, их бескорыстный плодотворный труд, умение преодолевать разнообразные препятствия на пути способствуют укреплению авторитета общественной организации в своем регионе и расширению ее культурных связей.
Таких примеров можно привести множество. Рериховское общество в небольшом городе Заречное Пензенской области в своей деятельности опирается на гуманистические идеи Рерихов, их концепцию Культуры. Это общество работает в тесном контакте с центральной городской библиотекой. На ее базе проходят литературно-музыкальные вечера, организовываются выставки, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Именно здесь в 2005 году, к 70-летию подписания первого в мире договора о защите культурных ценностей человечества – Пакта Рериха, проходил круглый стол совместно с администрацией города, учреждениями культуры, образования, СМИ и общественности на тему: «Культура как фактор социализации личности». Интересно, что на круглом столе присутствовали представители Пензенской епархии. Во время обсуждения была создана и поддерживалась атмосфера толерантности и доброжелательности, взаимного уважения к мнению выступающих. Благодаря этому, разговор о культуре получился конструктивным и имел положительный резонанс среди жителей Заречного.
Зареченское общество сотрудничает со школами, с Музейным выставочным центром, с Домом детского творчества, Центром творческого развития «Лад», налажена работа со средствами массовой информации. Общество явилось инициатором проведения в городе международной программы «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего»[8]. Надо сказать, что эта программа, благодаря энтузиазму рериховских организаций, в течение нескольких лет шла по многим городам России, объединяя усилия общественности и государственных структур в культурных начинаниях по сохранению старины.
Культурное сотрудничество с государственными учреждениями осуществляют многие рериховские организации. Среди партнеров по культурным проектам Донецкого культурного центра «Орифламма» областная научная библиотека им. Н.К.Крупской, Донецкий национальный университет, Донецкий областной художественный музей, областная библиотека для юношества, музей имени В.И.Немировича-Данченко в с. Нескучное, управление культуры г. Угледара (Донецкая обл.), школы и другие учебные заведения г. Донецка. Этим обществом проведено более 20 выставок репродукций, выставки подлинников картин Н.К. и С.Н. Рерихов (1999 и 2003 годы), выставки художников О. Высоцкого «Метаморфозы» (2004 год) и Б.Смирнова-Русецкого «Свет Водолея» (2006 год), выставки литературы из фондов общественной библиотеки.
Многообразны культурные проекты и программы, которые осуществляются рериховцами. Ярославское общество «Орион» реализует международный культурно-исторический проект «Женщины на века»[9]. По словам председателя общества Сергея Скородумова, в основе проекта лежит идея, высказанная Еленой Ивановной Рерих: подготовить биографическую энциклопедию о женщинах, совершивших благие дела на культурном поприще. В эту энциклопедию могут войти имена женщин из любой эпохи: мудрых правительниц, воительниц, общественных деятелей, ученых, политиков, философов, вдохновительниц великих людей на благие дела во имя человечества, матерей–хранительниц домашнего очага и просто неординарных личностей.
Проект, рассчитанный на пять лет, планируется реализовать в два этапа. Первый этап, включающий подготовку энциклопедии в электронной версии, начался 12 февраля 2004 года в день 125-летия со дня рождения Елены Ивановны Рерих. В этот день на сайте Ярославского Рериховского общества был открыт раздел – Международный литературный проект «Женщины на века». И постепенно в нем стали появляться статьи, иллюстрации о конкретных исторических личностях. Сейчас уже размещены материалы по 13 именам. Второй этап проекта – подготовка к печати и выпуск энциклопедии в книжном варианте.
Программа «Культура детям и молодежи» разработана харьковскими организациями Культурный Центр имени Н.К.Рериха и Фонд Духовного Единения Мира в 2003 году. Ее реализация рассчитана на 10 лет и осуществляется поэтапно. Программа включает проведение разнообразных мероприятий и предусматривает сотрудничество с самыми широкими слоями общества. В 2005 году в рамках этой программы стартовал марафон «Стремиться к Прекрасному». Он был посвящен 70-летию подписания первого в мире международного договора об охране культурного достояния человечества – Пакта Рериха. Организаторы проведения марафона ставили основной целью объединение усилий общественности, деятелей культуры и образования и государственных структур в деле приобщения подрастающего поколения к систематическим встречам с высоким искусством.
Для проведения марафона был создан оргкомитет, который возглавила Л.А.Белова – начальник Управления образования и науки Харьковской областной государственной администрации, кандидат технических наук, профессор. В оргкомитет марафона вошли известные государственные и общественные деятели города и области, выдающиеся деятели культуры. Жюри конкурсов марафона возглавил В.И.Ковтун – народный художник Украины, председатель правления Харьковского отделения Национального Союза Художников Украины, академик Петровской академии наук и искусств.
Мероприятия по проведению марафона вошли в методическое пособие, разработанное педагогами-рериховцами, – брошюру «Стремиться к Прекрасному»[10]. Это издание профинансировано Харьковским Городским Советом, а сам марафон получил организационную и методическую поддержку Управления образования Харьковской областной государственной администрации. Изданные книги были розданы методистам школ города Харькова и Харьковской области, в детские и юношеские библиотеки города и области. В библиотеках были созданы «Уголки марафона», в которых была представлена литература, знакомящая детей и молодежь с творчеством выдающихся художников, музыкантов, поэтов и писателей.
По тематике марафона были объявлены конкурсы детского творчества и конкурсы сочинений. При этом, прежде чем выполнить работу для представления ее на конкурс, дети должны обязательно иметь встречи с искусством. С этой целью в сборнике представлены программы Харьковского художественного музея, Харьковской филармонии, Планетария и Культурного Центра имени Н.К.Рериха. А экскурсионным бюро Харькова для участия в марафоне был даже разработан специальный маршрут «Музыка, застывшая в камне». Юным экскурсантам рассказывают не только о выдающихся памятниках города, но и о том значении, которое имеет для человечества на современном этапе Пакт Рериха и осознание людьми необходимости сохранения культуры и красоты. За год в результате мероприятий марафона с преобразующей силой искусства познакомились в Харьковской области несколько тысяч человек, в основном, дети. «Искусство, – писал Ф.М.Достоевский, – есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность Красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете <…> Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следственно тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа»[11].
Примечательно, что тяга к Красоте в народе есть, но, к сожалению, подрастающее поколение имеет очень мало возможностей для встреч с Прекрасным. Организаторами марафона «Стремиться к Прекрасному» был проведен социологический опрос детей и молодежи. Ответы конкурсантов показывают, что дети любят ходить в театры, на концерты, в музеи, но редко осуществляется их желание, так как взрослые, к сожалению, весьма пассивны в приобщении детей к встречам с высоким искусством. Рериховцы стремятся заполнить образовавшуюся порой духовную пустоту. Они делают все возможное, чтобы встречи подрастающего поколения с высоким искусством стали чаще и регулярней, чтобы дети и молодежь учились видеть и ценить красоту.
В настоящее время дети и молодежь перегружены информацией. Она окружает их со всех сторон: в школе и дома, в изобилии льется с экранов телевизоров и компьютеров. Содержательная и нравственная ценность этой информации отнюдь не однозначна. Разобраться в этом многослойном потоке, определить в нем для себя приоритеты может далеко не каждый взрослый, что уж тут говорить о детях и подростках. Путешествия в мир Прекрасного – это не только возможность получения положительных эмоций, но и питание души и сердца высокой энергией, которую несут произведения искусств. «… Искусство является тем волшебным эликсиром, – подчеркивал С.Н.Рерих, – который творит наши души. Культивирование красоты – это служение жизни, это высокое стремление к совершенству. Наша первостепенная забота – более совершенный, более добродетельный, возвышенный человек <…> Внутреннее развитие человека, формирование его души, может осуществиться только путем этического, эстетического и морального воспитания. И важнейшее место в этом воспитании занимает искусство»[12].
Человек инстинктивно ищет гармонию вокруг себя, но, к сожалению, ему не всегда удается ее найти. Искусство обладает удивительным свойством передавать свою гармонию миру. С.Н.Рерих писал: «Искусство вызволяет нас из удушливой атмосферы противоречий – противоречий как внутренних, так и внешних. Оно дает нам надежду и восстанавливает гармонию в наших сердцах…»[13]
Общественная организация «Возрождение Культуры» из г. Первомайского Харьковской области совместно с психологами и отделом культуры Первомайского горсовета в 2004 году провели научное исследование впечатлений, полученных от посещения выставки репродукций картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. Цель исследования заключалась в определении влияния красоты на психоэмоциональное состояние человека. В обследовании приняли участие более 400 учащихся школ города. Вопросы анкеты были направлены на то, чтобы выяснить, изменилось ли настроение респондентов после экскурсии и как, что именно заинтересовало на выставке и произвело наиболее сильное впечатление. Анкетирование проводилось на добровольных началах, сразу после экскурсии. Возрастная граница – с 4 по 11 класс. Анализ анкет показал, что выставка произвела на детей и молодежь огромное впечатление, вызвав духовный подъем и возвышенное настроение или же чувство душевного спокойствия, внутренней гармонии и чистоты. У многих появилось желание узнать больше о семье Рерихов и посмотреть подлинные полотна художников, пробудилось желание стать лучше, самим приобщиться к творчеству.
Первомайский центр «Возрождение Культуры» был организован в 1995 году. Работа начиналась с создания общественной библиотеки в городском Дворце культуры. Деятельность центра с самого основания осуществлялась в тесном сотрудничестве с городскими организациями: горисполкомом, отделом культуры, отделом образования, СМИ. Проведены передвижные выставки репродукций картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в разных учреждениях города. Сотрудники организации участвуют в молодежных форумах, в семинарах работников культуры и педагогических семинарах. Центр «Возрождение Культуры» стал инициатором проведения общегородских акций для молодежи: «Марш в защиту Культуры под Знаменем Мира», «Чистое слово», «Зов о Культуре», а также проведения в Первомайском районе марафона «Стремиться к Прекрасному». Благодаря сотрудникам центра, школьники этого небольшого города смогли принять участие в престижных международных конкурсах: «Кисточка мира» (Третьяковская галерея), «Знамя Мира в руках детей» (Центр-Музей имени Н.К.Рериха). Работы юных художников были отмечены дипломами и подарками. Благодаря своей широкой культурной деятельности организация пользуется большим уважением в городе, поэтому неслучайно Первомайский горисполком выделил прекрасный зал для размещения созданной рериховцами коллекции репродукций картин Рерихов, а отдел культуры предоставил ему статус городского универсального выставочного зала. Теперь в нем, кроме постоянной выставки репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов, экспонируются выставки современных художников, детского творчества, флористики, народных промыслов, проходят концерты детской школы искусств и Дома детского творчества.
Человек рождается с инстинктом стремления к Красоте. С первых месяцев жизни ребенок ощущает потребность в Красоте, с радостью устремляет свой взор к ярким и красочным игрушкам и картинкам, положительно реагирует на красивую гармоничную мелодию, плачет и страдает от громких и дисгармоничных звуков, от нервозной атмосферы вокруг него. Взрослея, ребенок нуждается в постоянном питании положительными эмоциями, которые несут с собой красивая речь, мелодичные звуки природы, красота окружающего мира и искусства. Человек инстинктивно ищет гармонию вокруг себя, ибо это есть насущная потребность его души.
Дети, лишенные Красоты, ищут замену в окружающем мире, а, не находя ее, многие устремляются в мир иллюзорный, который, действуя на чувственную сферу ребенка, весьма быстро завладевает его сознанием. Не имея идеалов для подражания, то есть прочного нравственного стержня, лишенная питания духа высокой энергетикой Красоты, детская психика подвергается серьезной опасности попасть в одну из ловушек, которые в изобилии предоставляет современная цивилизация.
Здесь выбор самый разнообразный – компьютерная, табачная, алкогольная, наркотическая зависимости. Так или иначе, любая зависимость – это духовное рабство. Только культура может укрепить духовный иммунитет детей, только воспитывая красотой и в красоте, можно уберечь подрастающее поколение от дурных влияний, дать ему моральную силу противостоять злу. Здесь нельзя не вспомнить слова великого педагога В.А.Сухомлинского: «Доброе неразрывно связано с красотой»,[14] и только через красоту простирается путь к человечности. Подтверждением справедливости этих слов являются строки из школьного сочинения, представленного на конкурс марафона «Стремиться к Прекрасному»: «Я не верю, что человек, умеющий находить и чувствовать красоту в окружающей жизни, способен на грубые, жестокие поступки. Я не верю, что человек, любующийся картинами Левитана и Васнецова, способен оскорбить, унизить, предать. Ведь красота оттачивает человечность, воспитывает утонченные чувства, делает красивой и трепетной душу».[15]
Среди рериховцев много педагогов, и проблемы, связанные с воспитанием и образованием, близки и понятны им. Благодаря инициативе рериховских обществ, происходит распространение практического опыта прогрессивных педагогов. Рериховские организации распространяют уникальные книги из серии «Антология гуманной педагогики», другую педагогическую литературу, инициируют проведение педагогических чтений и конференций в своих регионах, издание педагогических журналов. Благодаря рериховцам, несмотря на границы между бывшими советскими республиками, происходит плодотворный обмен опытом работы творческих педагогов из разных стран.
Так, в десятках городов постсоветского пространства рериховцами организовываются семинары, которые проводит основоположник гуманной педагогики академик РАО Ш.А.Амонашвили. Эти семинары неизменно оставляют у присутствующих неизгладимое впечатление от знакомства с творческой педагогикой, наполненной искренним стремлением помочь детям сохранить природную любознательность, направить ее на обретение знаний и на самосовершенствование. Такие встречи помогают педагогам в их поиске и открывают новые возможности для несения нелегкой миссии учителя.
Повышение квалификации, расширение кругозора и приобретение новых знаний стало обычным явлением в рериховских организациях. Молодежь учится в вузах, в аспирантуре. Сотрудники рериховских организаций посещают тематические семинары, разнообразные тренинги, участвуют в научных конференциях. Так, за период с 1993 по 2005 год члены только одного Севастопольского городского фонда Рерихов (председатель А.М.Анохин) приняли участие в 28 научных конференциях и симпозиумах.
Большинство рериховцев имеют высшее образование, а некоторые – по нескольким специальностям. Во многих организациях есть аспиранты, кандидаты, доктора наук в области психологии, педагогики, технических наук, культурологии, философии и др. Так, председатель Симферопольского городского общества Рерихов Л.В.Кудряшова имеет научную степень доктора философии. Возглавляемая ею организация пользуется большим авторитетом не только в городе, но и в автономной республике Крым (АРК). Л.В.Кудряшова – внештатный консультант-эксперт Постоянной комиссии по культуре, делам молодежи и спорту при Верховном Совете АРК. Президент Подольского культурно-просветительского центра имени Н.К.Рериха г. Хмельницкого С.Л.Крук – кандидат педагогических наук, недавно он получил почетное звание «Рыцарь гуманной педагогики». Председатель Ивановского общества Рерихов «Свет» Я.Н.Глухов является доцентом Ивановской сельскохозяйственной академии. Председатель Ярославского общества «Орион» С.В.Скородумов, работая главным специалистом комитета по охране окружающей среды департамента АПК Администрации Ярославской области, в то же время состоит членом Международной Ассоциации писателей и публицистов.
Зачастую общества сами становятся инициаторами проведения научных конференций. Среди таких можно назвать Украинское отделение Международного Центра Рерихов (г.Киев) – председатель член Союза художников Украины В.А.Козар; Подольский культурно-просветительский центр имени Н.К.Рериха (г.Хмельницкий) – председатель С.Л.Крук; Симферопольское городское общество Рерихов – председатель Л.В.Кудряшова; Культурный Центр имени Н.К.Рериха (г. Харьков) – председатель Т.Л.Надточий и многие другие. В конференциях принимают участие видные научные, культурные и общественные деятели. К примеру, в инициированной симферопольцами научно-общественной конференции, посвященной 70-летию подписания Пакта Культуры (14–15 апреля 2005 года), участвовали представители из Министерства культуры и Министерства образования и науки Автономной Республики Крым, Крымская академия наук, известные ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова.
Сотрудники Ярославского рериховского общества «Орион» в 2004–2006 годах проводили совместно с Музеем истории города видеолекторий «Путешествие в страну Культуры». Кроме того, ярославцы ведут постоянный научный поиск по изучению художественного наследия Н.К.Рериха, материалов его путешествия по России в 1903–1904 годах. Проводится сбор материалов по творческому и научному наследию первого русского ученого-индолога Герасима Степановича Лебедева (1749–1817). Ведутся работы по изучению истории поселка Варницы (Ростовский уезд Ярославской губернии) – родины Преподобного Сергия Радонежского и по изучению материалов из истории Калужского теософского общества. Материалы о культурно-просветительской деятельности Ярославского Общества были выложены на сайте Министерства культуры РФ «От России до Гималаев» (Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт: www.mincultrf.ru/news.php?news_id=311), а также регулярно публикуются на сайте Интернет-портала «Музеи России»: www.museum.ru/N11541.
17 декабря 2005 года в г. Казани состоялась Международная научно-общественная конференция «Оградить от опасности благородное наследие прошлого для славного Будущего», посвященная 70-летию Пакта Рериха. Среди ее организаторов: Музей-заповедник «Казанский Кремль»; Центр «Эрмитаж-Казань»; Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха; Культурно-просветительское общество г. Казани; Администрация пос. Алексеевское Республики Татарстан. Выступающие говорили об актуальности Пакта Рериха, предлагали шире использовать в жизни его идеи по защите культуры, культурного наследия, а также о необходимости защиты самих носителей культуры. В конференции, кроме рериховцев, приняли участие работники музеев и картинных галерей, ученые, педагоги, музыканты.
В своей научной деятельности рериховцы охватывают разнообразные вопросы, поднимают актуальные проблемы развития культуры и исследуют их, опираясь на Учение Живой Этики, труды семьи Рерихов, на работы Л.В.Шапошниковой, других ученых. В качестве примера приведу работу В.Г.Соколова «О культурологическом подходе к изучению философского наследия Е.И.Рерих»[16].
По мнению автора, научный подход к осмыслению данного наследия, включающего в себя систему познания нового космического мышления, поведет, прежде всего, к расширению рамок самой культурологической науки. В работе поставлены вопросы о космической природе Культуры и о таком феномене, как культура космического мышления. Выявлены два контекста актуальности культурологического исследования трудов Е.И.Рерих: первый – историко-культурный, второй – связан с новой теорией культуры, что неотделимо от осмысления сути духовной природы человека. В работе особо отмечается, что ныне все большую актуальность приобретает аргументированная защита имени и наследия Рерихов от нападок невежественных лиц, противодействующих распространению идей Рерихов.
Научная новизна исследования Л.В.Кудряшовой о психокоррекционном воздействии культуры состоит, по словам автора, «в выявленных тенденциях влияния содержания, форм и методов культурно-просветительской работы на личность с негативным психическим состоянием»[17].
Результаты проведенного Л.В.Кудряшовой исследования дают возможность утверждать, что успешная коррекция негативного состояния личности происходит именно вследствие повышения общекультурного уровня и развитии сознания личности и благодаря комплексному использованию средств культуры. На примере работы Симферопольского рериховского общества данная работа обосновывает необходимость проведения систематической культурно-просветительской работы, базирующейся на духовных ценностях человечества.
В современном мире, когда многие люди, особенно молодежь, не имеют цели и смысла жизни и склонны к суициду, работа рериховских организаций, базирующаяся на культурной концепции Н.К.Рериха, особенно важна и своевременна. Культурно-просветительское рериховское движение, сотрудничающее с продолжателем культурной миссии семьи Рерихов – Международным Центром Рерихов, широко использует средства культуры именно в комплексе, применяя на практике рериховскую мысль о культуре, как о триединстве искусства, науки, этических представлений. Именно при таком целостном подходе к культурно-просветительской работе появляется практическая возможность многим людям обрести цель в жизни, найти духовную опору, вернуть утраченное душевное равновесие. Можно говорить о сотнях тысяч жителей городов постсоветского пространства, которые, побывав на мероприятиях рериховских обществ, не только приобщились к прекрасному, доброму, вечному, но и получили новые силы жить. Обычно на мероприятиях обществ подсчитывают, сколько присутствовало людей. А какая статистика даст ответ на вопрос, скольким из них в трудное время крушения нравственных устоев именно работа последователей Рерихов помогла выстоять и не сломаться духом? Кто скажет, скольким людям помогли встречи с высоким искусством и рассказы о семье Рерихов – выдающихся деятелях мировой культуры, носителях и служителях Красоты и защитниках культуры от разрушения и невежества?
Кроме циклов лекций о жизни и творчестве семьи Рерихов, в рериховских обществах читают лекции по педагогике и медицине, музыке и живописи, о замечательных людях, внесших вклад в мировую сокровищницу культуры, и, конечно, о достижениях науки.
Много полезных, социально значимых дел на счету у рериховцев. Общества вносят свой вклад в улучшение экологии родного края (Тверское, Артемовское, Симферопольское и др.) – расчищают от сухостоя и мусора многие гектары лесных массивов, благоустраивают родники. Рериховские организации заботятся о сохранении памятных и исторических мест. Нельзя не упомянуть и о культурно-воспитательной работе в детских домах, интернатах, приютах, и о гуманитарной помощи им в виде детской одежды, постельного белья, игрушек, продуктов.
На всем постсоветском пространстве, в городах и селах, небольшими группами трудятся, расширяя пространство общественной культуры, последователи Рерихов, своеобразные просветительские десанты. Не тратя ни копейки государственных денег, без базовых помещений и зачастую без собственного оборудования, на личном энтузиазме членов организации и за счет своего свободного времени они делают немало полезного и нужного. Государство не платит им за это зарплату, а средства, которые поступают на уставную деятельность обществ от благотворительных и членских взносов, настолько незначительны, что зачастую их не хватает даже на самое необходимое для обеспечения жизнедеятельности организации. Кому-то сегодня, в век прагматизма, трудно поверить, что можно так работать. Но многие уже понимают, что не все измеряется материальными мерками и что «не хлебом единым жив человек». Кое-кто начинает понимать, что посеянное бескультурье дало пышный урожай пошлости и цинизма, жестокости и роста преступности, наркомании, насилия над человеческой личностью, прочих пороков безнравственной цивилизации, что надо срочно спасать то, что еще можно спасти, и возрождать то, что погибло. Те, кто это понял, помогают общественникам в их битве за культуру.
История человечества свидетельствует, что такая борьба никогда не прекращалась, что она шла во всех сферах человеческой деятельности: в науке, искусстве, образовании, на мировоззренческой и религиозной почве. В этой битве невежество борется со Знанием, зло с Добром, бездарность с талантом и гениальностью, тьма со Светом. Огнем ненависти издавна выжигалось все прогрессивное, что не помещалось в обычном сознании. Костры инквизиции, тюрьмы, концлагеря, психбольницы, крестовые походы, войны – все это страшные свидетельства беспощадного уничтожения передовой мысли. Миллионы человеческих жизней были принесены в жертву демонам нетерпимости, именно теми, кто считал себя непогрешимыми в истине. Но, несмотря на это, всегда находились те, кто шел впереди, осознавая личную ответственность за будущее человечества и работая во имя этого будущего. Семья Рерихов – наглядный тому пример. И неслучайно они сами, их творческое наследие и носители их идей подвергаются нападкам тьмы и невежества. Ибо кому-то ненавистна Культура, которая способствует духовному подъему нации, а значит, делает ее самодостаточной, по-настоящему независимой и свободной. Кому-то желательно держать народ в невежестве и темноте, чтобы легче было манипулировать его сознанием и таким образом повелевать им. Поэтому эти «кто-то» и ополчились со всех сторон на создателей Пречистого Града Культуры и их последователей.
Но, несмотря ни на какие нападки, созидательные мысли живут в пространстве и получают свое воплощение в конкретных делах, которые помогают людям устоять под натиском хаоса, чтобы затем изменить окружающую действительность к лучшему.
Николай Константинович в статье «Новая Эра» писал: «”Судите лишь по делам”, “судите лишь по следствиям”. Будем помнить эти простые слова теперь, во время действия, когда всякому пустословию нет места. В дни борьбы и исканий человечество устает от пустых рассуждений обо всех условных формах современной жизни. Без творчества в жизни все суждения и придумывания бесполезны. Вы можете толковать о путях сообщения, об обмане, о промышленности, о денежных системах и о бесчисленных попутных предметах. Но куда же вы попадаете по всем этим “путям сообщения”? В итоге они приводят вас к новым средствам убийства и разрушения. Покуда не будет истинного понимания мира, все эти “пути сообщения” обречены на гибель. И все следствия трудов человеческих будут стираться с лица земли. Но понять истинное значение мира невозможно, пока человечество не постигнет различие между “механической цивилизацией” и грядущей культурой духа. Даже приблизительное понимание основ истинной культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные условия для всех блестящих открытий, сужденных человечеству в недалеком будущем…»[18]
Так считал Н.К.Рерих, так считают его последователи, и ради будущего преображения жизни они живут и работают. Их деятельность, направленная на расширение кругозора, на повышение общекультурного уровня, способствует «пониманию основ истинной культуры» и формированию в сознании людей нравственного стержня. Кроме того, культурно-просветительская деятельность рериховцев помогает многим обрести цель и смысл жизни. Это, в свою очередь, способствует психокоррекции и нахождению путей для последующей самореализации. Участие в общественно-полезной работе предоставляет широкие возможности для применения личностного потенциала каждого человека, оказывает благотворное воздействие на его психоэмоциональное состояние, способствует улучшению морального климата в социуме.
В небольшой статье невозможно охватить все аспекты работы рериховцев. Приведенные здесь примеры – это только малая часть той огромной работы, которую проводят рериховские организации на всем постсоветском пространстве и в странах дальнего зарубежья. Культурно-просветительские рериховские организации, которые в своей деятельности опираются на идеи Рерихов и сотрудничают с преемником и продолжателем их культурной миссии – Международным Центром Рерихов, являются истинными последователями великой семьи Рерихов. Работа таких организаций вносит большой вклад в развитие общественных форм культуры, способствует нравственному и культурному оздоровлению социума и, в связи с этим, является в настоящее время социально необходимым явлением, заслуживающим всестороннего уважения и поддержки в обществе.
Примечания
1. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994. С. 35.
2. Иванов А.И. Феномен сознания и перспективы его изучения с позиций Живой Этики// Культура и время. 2005. №2 (16). С. 5–9.
3. Рерих Н.К. Строение // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С. 62.
4. Кураев А.В. Уроки сектоведения. Как узнать секту. На примере движения рериховцев. СПб.: Формика, 2002. С. 7.
5. Там же. С. 7.
6. Обращение Международного Совета Рериховских Организаций // Мир Огненный. № 3/14, 1997. С. 100.
7. См. сборник: Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2001. Т. 1. Защитим имя и наследие Рерихов. Ксения Мяло. Звезда волхвов, или Христос в Гималаях. Александр Владимиров. В поисках Православия. Современники. М.: МЦР, 2001. Т. 2. Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2005. Т. 3.
8. О программе «Из древних чудесных камней…» см. интернет-портал «Музеи России»: www.muzeum.ru/ №12991.
9. О программе «Женщины на века» см. интернет-портал «Музеи России»: www.museum.ru/№ 21459.
10. Методическое пособие «Стремиться к Прекрасному» / Сост. М.Ю.Логинова, Н.В.Миц, Т.Л.Надточий. Харьков: Слово, 2005.
11. Достоевский Ф.М. Цит. по: Рерих Н.К. Листы дневника. М., 1996. Т. 3. С. 27–28.
12. Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, 2004. С. 93–94.
13. Там же. С. 94–95.
14. Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям. Киев: Рад. Шк., 1988. С. 272.
15. Исмаилова Юлия. Красота спасет мир: Сочинение ученицы 11 класса Балаклейской ОШ І–ІІІ ступеней № 6.
16. Культура Украины: Сборник научных трудов. Выпуск 16. Искусство. Философия. Харьков: Харьковская государственная академия культуры, 2005.
17. Кудряшова Л.В. Социально-психологические особенности психокоррекционного воздействия культурно-просветительской работы на личность. (На примере Симферопольского городского общества Рерихов.) //Диссертация. Международная кадровая Академия. Межрегиональныя Академия управления персоналом. Международный открытый Университет. Киев, 2002. С. 5–6.
18. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С. 26–27.