ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Л.В.ШАПОШНИКОВА
вице-президент Международного Центра Рерихов,
Москва

Сегодня мы начинаем Рериховские чтения. Мы в этом году нарушили нашу устоявшуюся традицию годовой конференции с определенной темой. Это произошло потому, что нам пришлось делать полностью новый Музей, и на конференцию и на Музей у нас просто не хватало ни рук, ни головы. Поэтому мы решили эту часть, может быть самую важную, несколько ограничить и назвать ее не конференцией, а Рериховскими чтениями. Предоставим участникам решать проблему темы самим. Что из этого получится — вы сегодня увидите. Эти наши несколько нетрадиционные, необычные чтения сегодня начнутся тоже необычно: я сейчас хочу предоставить слово Александру Арамовичу Кочарову, профессору тибетской живописи в Сарнатхе (Индия).

А.А.КОЧАРОВ
профессор тибетской живописи,
Сарнатх

Дорогие друзья! Я очень рад участвовать в сегодняшних торжествах по случаю открытия Музея имени Н.К.Рериха в Москве и, пользуясь случаем, хочу поздравить руководство Музея с этим событием. Так случилось волею судьбы, что я прилетел в отпуск из Индии и попал на эти торжества, и опять же волею судьбы оказалось, что со мной были очень интересные и значительные предметы, которые относятся к жизни и деятельности Н.К.Рериха и всей его семьи. Эти предметы как нельзя лучше характеризуют весь комплекс устремлений семьи Рерихов. И я от своего лица и от Гималайской буддийской культурной ассоциации Индии, которую представляю, хочу преподнести в дар Музею эти драгоценные предметы. Я вам сейчас покажу, что я хочу преподнести, немного расскажу о судьбе этих вещей, и вы сами сможете судить об их значимости.
Во-первых, я привез из Индии три тибетских текста, которые связаны с понятием Шамбалы. Один текст представляет собой молитву Третьего Панчен-ламы, главного иерарха Тибета, о рождении в Шамбале. Два других текста представляют собой сокращенную версию учения о Калачакре. Это методы духовного совершенствования, которые на протяжении веков практиковались в ареале индо-тибетской культуры и служили очень верным руководством для обретения духовного совершенства. По преданию, эти тексты пришли из Шамбалы. Так же, как Учение Живой Этики, и вы все это хорошо знаете, передавалось через Е.И.Рерих для человечества, чтобы помочь людям избавиться от неведения и обрести истинное знание о космосе и человеке и о пути обретения духовного совершенства, на протяжении истории народы Востока получали аналогичные учения, которые, попав на почву определенных культур, получили свое уникальное место в культурном достоянии народов Центральной Азии, Индии, Тибета. Вот эти тексты как раз наиболее хорошо представляют именно тот аналог Учения Шамбалы, которым пользовались народы Тибета, Индии и всей Центральной Азии на протяжении последних веков. И я думаю, что присутствие таких материальных документов и текстов в Музее Н.К.Рериха будет великолепным знаком и символом того, что этот Музей осуществляет и продолжает Учение Шамбалы по просвещению людей, по водительству, по строению прекрасного будущего. Это мой первый дар.
Второе, что я хочу преподнести, — это древнее тибетское изображение, можно сказать — знамя. На этом знамени, или танке, изображено божество Калачакры. В восточных традициях знание о космосе и о человеке обозначалось языком различных гневных и мирных божеств, и вся антропоморфная форма этих божеств является уникальным символом, который интегрирует все знания о Вселенной, человеке и о высших состояниях сознания, включая также путь духовного совершенствования. Это божество называется божеством Калачакры и отражает всю систему знаний, которая называется Калачакра — учение, которое приходило из Шамбалы, где оно сохранялось на протяжении веков и передавалось народам Индии, Тибета и Центральной Азии. В этом изображении заключен глубочайший символизм и знания, накопленные всеми народами Центральной Азии. Над изображением этого божества мы видим изображение Будды, который впервые преподал это учение согласно традиции. Справа — изображение Владыки Шамбалы Ригдена Сучандры, который впервые испросил это учение, и оно было преподано ему. После того как Ригден Сучандра получил это учение, он принес его в Шамбалу и распространял его там, учил последователей и написал текст «Калачакратантра», то есть все учение, которое передал ему Будда. Слева — изображение другого Владыки Шамбалы Ригдена Манджушрикирти, написавшего сокращенную версию этого учения «Лахукалачакратантра», которая появилась в мире людей и которая до сих пор используется для практик духовного совершенствования. То есть вверху мы видим сокращенную линию Учителей, передававших это учение. В центре — олицетворение этого учения. Внизу справа мы видим изображение птицы, в Индии ее называют Гаруда, она держит змею в своих зубах. Это символ познавшего разума, который проходит через все циклы существования, осознает и вносит свет в существование во всех мирах. Слева — образ Благословенной Тары, это прообраз Матери Мира, Спасительницы, олицетворение сострадания. Именно понятие сострадания в этих учениях является краеугольным камнем, потому что это та мотивация, которая стимулирует всех Учителей на подвиг, на просвещение человечества, на избавление его от страданий, и этот символ всегда присутствует во всех буддийских иконах. Таким образом, эта танка заключает весь цикл идей, связанных с Шамбалой и ее учением. Я думаю, что она послужит не только прекрасным символом связи с Шамбалой, но и прекрасной иллюстрацией идей, вдохновлявших народы Индии, Тибета и Центральной Азии на протяжении многих веков. Это изображение я тоже хочу преподнести в дар.
Еще одно маленькое изображение: оно очень древнее, на нем изображен последний Владыка Шамбалы Ригден Джапо, который, по преданию, будет осуществлять Великую Битву света со злом на нашей планете. Владыка изображен в виде гневного божества, побеждающего зло. Над ним — изображение того же Третьего Панчен-ламы, который писал очень много о Шамбале и, по преданию, был непосредственно связан с Шамбалой. Он же написал большую книгу «Путь в Шамбалу». Слева от него — изображение Бодхисаттвы мудрости Манджушри, который символизирует собой мудрость и знание всех Будд трех времен. Ниже — Владыка Шамбалы Манджушрикирти. Это будет тоже прекрасным символом того, что движения культурные, гуманитарные, научные, основанные на идеях Живой Этики, на учении Шамбалы, всегда будут всепобеждающими и принесут благо всем живым существам.
И последнее — незначительный вроде бы лоскуток ткани, может быть кому-то уже известный, может нет. Это тибетская традиционная ткань, представляющая собой часть одежды Н.К.Рериха, в которой он осуществлял Центрально-Азиатскую экспедицию через Тибет. Волею судьбы эта часть одежды оказалась у меня, хранилась многие годы, и я подумал, что Музей Н.К.Рериха будет достойным хранителем этой реликвии.