Е.П.Маточкин
кандидат искусствоведческих наук, референт директора Института
клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения
РАН РФ академика В.П.Казначеева,
Новосибирск
Я землей становлюсь,
Душу ее понимаю,
С деревом, камнем, воздухом
Смешиваюсь — живой.
И всю прошлую жизнь человечества,
Кажется мне, я прожил,
Всю грядущую жизнь человечества,
Кажется, знаю я.
Это поразительное шаманское провидение близко рериховскому интуитивизму и созвучно художественному голосу его языческих картин.
Вторая встречная линия, которая развивалась в творчестве Рериха, шла от академической школы через средник «Гонца», всю славянскую серию и «Заморских гостей». Впитывая достижения древнерусской иконописи, эпохи Возрождения, восточного искусства и условной изобразительности, он пришел к тому новому стилю с повышенной декоративной выразительностью, который безошибочно узнается как рериховский. Пожалуй, наиболее значительными произведениями зрелого искусства Рериха являются «Идолы» (1901—1910) и «Человечьи праотцы» (1911). Рериховская линия в них гибкая, упругая и в то же время какая-то тяжеловесная, обобщенная, объединила и рисунок пастушка, играющего на свирели, и завороженно слушающих его медведей, и убегающие вдаль холмы. Кажется, что и они тоже живые, точно спины огромных доисторических зверей. Рерих любил вспоминать надпись, оставленную древними майя, которые, предвидя вопрос будущих поколений: «Кто мы?», отвечали: «Мы — земля» [21]. Это родство с землей, с живой планетой выражено в картине у Рериха с большой поэтической силой. Древняя мудрость помогла ему создать образ всеохватного единства планеты и живущих на ней организмов, столь созвучного идеям В.И.Вернадского о биосфере и взаимосвязанности живого вещества с геологической историей Земли.
«Идолы» (1901—1910) явились итогом многолетней художественной и источниковедческой работы. Рерих изображает здесь пять деревянных изваяний — именно столько, сколько было обнаружено киевскими археологами в 1975 году [22]. По-видимому, Рерих следовал в своем замысле «Повести временных лет», где говорится, что князь Володимер поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши. В своих исследованиях Б.А.Рыбаков показал, что Семаргл изображался зооморфно, поэтому княжеский языческий пантеон состоял из пяти антропоморфных божеств [23].
Рериховские изображения идолов вобрали в себя наследие многих времен и культур. Центральный кумир написан по типу бронзовой антропоморфной фигурки с рогом в руке из Приуралья, найденной в Кинтусовском могильнике X—XIII вв. (Тобольский музей-заповедник). Справа от него идол, во многом повторяющий черты глиняной статуэтки из Кличевана (Югославия), представляющей богиню плодородия земледельческой культуры дубовач-жуто-брдо (гырла-маре) эпохи средней бронзы [24]. Остальные три скульптуры по облику близки половецким изваяниям европейских степей XI—XIII вв.
Выставленная в Америке под названием «Pagan Russia», картина была принята за Alaska's Totem Pales. Действительно, тотемные столбы индейцев также имеют некоторое сходство со славянскими изображениями языческих богов. И хотя древние идолы русичей отошли в предание, но, как пишет Рерих, «обобщающий голос все-таки остается. И за нациями поднимается Лик Человечества» [25].
От психологии сложных организмов (толпа, государство, человечество) Рерих пришел к пониманию обобщающего Лика Человечества, а его искусство обрело вселенскую настроенность. Космичность мышления выразилась и в живописных образах, и в философском осмыслении эволюции человечества. Не случайно он древнейшую жизнь сравнивает с возможностью усмотреть «клочок звездного неба» [26]. В исторической перспективе он представлял Землю и человечество единым планетарным образованием, имеющим свой Лик в космической беспредельности. Его понимание этого единства имело в своих наиболее важных аспектах общие точки соприкосновении с ноосферой Вернадского. «В ноосфере определяющим фактором является духовная жизнь человеческой личности», вследствие чего ученый писал о необходимости «считаться с огромным культурным наследством, связанным с прошлым» [27]. В таком понимании ноосферное мышление должно включать в себя не только научное, но и вообще цельное знание и соединиться с глобальными этическими принципами. Рерихом же утверждается значение не только культурных ценностей, но и факторов естественно-исторических, природных, среди которых протекает жизнь человека и которые во многом определяют пути его эволюции. Культура (ноосфера) в понимании Рериха — это не только то, что созидается или будет создано, но и то, что уже было создано, как наиважнейшее и вдохновляющее. Необходимо воскрешение памяти прежнего опыта, чтобы ноосфера была истинной, цельной и всеобъемлющей, без «проколов» ее разумной оболочки, чтобы, созидая что-то новое, не нарушить старое. Ведь ноосфера должна формироваться под влиянием науки, эмпирического, если хотите, языческого многотысячелетнего опыта жизни, по законам Красоты.
Христианство в свое время отвергло землю и во многом отринуло языческую мудрость. Сегодня необходимо воскрешение прошлого, изучение современным знанием опыта архаических и традиционных культур. Русские космисты, вообще видевшие много положительного в язычестве, предрекали его возвращение в новом качестве. Бердяев мечтал, что когда-то «духи природы вернутся к нам, природа вновь будет живой. Будет восстановлена космическая иерархия, и человек займет свое царственное место в живой природе... Наука и техника переродятся в магию, будут познавать живую природу, и вступят в практическое общение с духами природы. Магия станет светлой» [28].
Эта мысль Бердяева о будущем общении с природой может быть сопоставлена с идеями Рериха, нашедшими отражение в картинах «Веления неба» (1915) и «Знамение» (1915). В этих произведениях Рерих изображает древних людей в странных и непонятных для современного человека состояниях. Они как бы внимают пространству, узнавая что-то очень важное для себя. Возможно, так и происходил процесс общения с космическим Логосом. Мы здесь очень доверяем интуиции Рериха, его проникновению в духовный мир первобытности. Но что это может значить с современной научной точки зрения?
Сегодня можно с определенной уверенностью говорить о том, что новое знание возникает в процессе взаимодействия сознания с внешней средой, с неким информационным полем или «информационным банком». Представление о таком мировом информационном поле имеет давние традиции в философии объективного идеализма, начиная с Платона, Лейбница, Шеллинга, Гегеля и других. Новое знание, как правило, возникает интуитивно как продукт особого состояния психики человека — инсайта или озарения. При этом, надо полагать, происходит контакт с высшими планами реальности, подключение к информационному банку. Сам банк информации, как пишут исследователи, представляется при этом множеством самостоятельных устойчивых объектов типа фантомов, которые, однако, не порождены индивидуальным сознанием, а являются отражением универсальных идей, существующих как бы вне времени и пространства [29].
Близкие идеи в своих работах о спонтанности сознания развивает В.В.Налимов. В модели вероятностно ориентированной личности он выделяет двухслойный уровень космического сознания. Вход в область порождения творческих импульсов осуществляется через защитный слой коллективного бессознательного, где архетипы выступают в роли ключей [30]. По-видимому, фигуры адорантов на картине Рериха можно интерпретировать как символическое изображение такого коллективного бессознательного. По мнению Налимова, «спонтанность — это открытость вселенской потенциальности. Способность попадать в резонанс с ней» [31]. «...спонтанность представляется нам трансличностным началом, несущим в себе нечто, непонятным образом связующее личностное и вселенское и, таким образом, задающее единство Мира в его творческом раскрытии» [32].
«По своей природе спонтанность, — пишет Налимов, — это вселенское, космическое, нигде не локализованное начало. Хочется думать, — человек к нему просто подключается. Индивидуальность личности проявляется здесь, может быть, только в том, что она, подключившись к космическим вибрациям вселенской семантики, может услышать то, что не слышат другие» [33].
Сам термин «спонтанность» заимствован из миропонимания Древнего Китая. В Древнем Китае — в философии Дао — представление о спонтанности оказалось основополагающим. Западная мысль подошла к необходимости понимания спонтанности только к началу нашего века. В современной культуре идеи даосизма распространились более всего через учение чань-буддизма, которое сложилось в Китае на рубеже V—VI вв. и затем привилось в Японии в форме дзен-буддизма. Привлекательность чань-буддизма состоит прежде всего в том, что это учение выражено не столько в эзотерических трактатах, сколько в образах поэзии, музыки и живописи. Художники — последователи чань осознавали свой творческий акт как воплощение с помощью кисти открывшегося им откровения. Как и в раннем китайском мистицизме, художественное откровение считалось более адекватным способом общения с Абсолютом, нежели религиозный ритуал. Среди тех, на кого идеи дзен-буддизма оказали большое влияние, не без основания называют имена мыслителя и гуманиста Альберта Швейцера, писателей Германа Гессе и Джерома Сэлинджера, композиторов Густава Малера и Джона Кейджа, а среди художников — Ван Гога и Анри Матисса. Более того, некоторые западные исследователи пещерное искусство палеолита называют периодом Дзен [34]. Кстати, еще много раньше Рерих отмечал, что «свободные линии обобщения приближают пещерные рисунки к лучшим рисункам Японии» [35]. Вообще, в синкретизме первобытного искусства и свободе самовыражения чаньцев современные ученые видят лишь часть того состояния, когда человек становится «творческим художником жизни» в опыте непосредственного, нерефлекторного постижения [36].
Вероятно, процесс такого постижения изображает Рерих в картине «Знамение», когда «волхвы устремляли взоры свои в бездонное небо. Благословен тот, кто в свое время вооружил их знанием наблюдений над законами природы и пробудил их зоркость, тем насторожил их и сделал вестниками чудными» [37]. Эти вестники чудные могли прикоснуться, говоря словами Рериха, «к вселенскому телу всеобщения. Все учения знают это вселенское тело под разными именами» [38].
Рерих писал, что космически-человеческие явления происходили не только в языческие времена. Они наблюдаются и в настоящее время, когда люди одинаковой восприимчивости в самых удаленных углах земли подхватывают идеи и концепции, которые носятся в пространственных своеобразных радиоволнах. «Это явление и есть превосходное единомыслие, о котором человечеству следует необходимо подумать» [39]. В современной научной мысли эта рериховская идея начинает осознаваться и выражаться в «потребности вновь обратить взор к Небу, проникнуть в тайны космогонической энергии добродетельности, определяющей духовное единение землян» [40].
В современной науке контакт с высшими планами реальности рассматривается также как необходимое условие для очищения и гармонизации информационного поля планеты [41]. В этом смысле мегалитические сооружения древности: круги из валунов (как на эскизе Рериха к балету «Весна священная» 1910 г., где в центре этих кругов сидят старейшие мудрейшие) или поставленные по определенному плану каменные глыбы (как на другом эскизе к балету 1930г.) интерпретируются как своеобразные торсионные генераторы, облегчающие связь с Учителями человечества [42]. В развитие этих идей сегодня предлагается не копировать древние сооружении, а использовать для этого новые научные достижения и технологии [43].
Языческие произведения Рериха — это не только историческая живопись и эстетический феномен, но и напоминание о том, что память, прошедшее, как это осмысляется психологами, есть «энергетическая связь отдельного человека с человечеством и Вселенной... и ориентиры, заданные нам прошлым, есть истинное будущее» [44].
Одним из таких ориентиров является еще одна способность, которой обладал человек языческого прошлого. Рерих ярко воскрешает эту способность в таких картинах, как «Заклятие водное» (1905), «Заклятие земное» (1907), «Заклятие огня» (1907), «Заклятие оружия» (1915), «Приказ», «Зловещие замыслы», «Заклинание» (1918 и 1922), «Заклятие» (1940). В этих загадочных полотнах люди производят какие-то воздействия на стихии воды, огня, на различные предметы и изображения или вообще посылают психический приказ в пространство. Можно ли найти какое-либо объяснение этим феноменам в современной науке? Да, явление мысленного воздействия на материальные объекты постепенно приобретает статус научного факта. Эксперименты показывают, что исследуемое состояние материи в ряде случаев предсказуемо зависит от состояния психики познающего субъекта [45]. В качестве агента связи или некоторой первичной реальности, праматерии выступает в таких опытах торсионное поле, или поле кручения [46]. Исследователи отмечают, что человеческое сознание способно «подключаться» к первичному полю кручения (или единому полю сознания) и через него воздействовать на «грубые» уровни реальности — плазму, газ, жидкость и твердое тело [47]. Выявлено также, что для каждой идеи существует сопутствующая материальная оболочка — физическое торсионное поле, производимое рефлексирующим данную идею мозгом. Эти материальные оболочки — своеобразные информационные фантомы — сохраняются и после переключения мозга в другое состояние и могут существовать в дальнейшем самостоятельно и приводить к определенным видимым последствиям [48].
Русские космисты интуитивно предвидели реальную силу человеческой мысли, открываемую современными физиками, и призывали к ее активному использованию. В 1926 году Вернадский в своей лекции «Автотрофность человечества» определил человеческую мысль и организованную целеустремленную волю как могучую космическую силу, которая в значительной мере может влиять на течение событий, на будущее. «Нужно уже сейчас готовиться к пониманию последствий этого открытия, неизбежность которого очевидна» [49].
На языке современной физики эту мысль Вернадского можно расшифровать как способность человека с помощью своей воли формировать особенно эффективные торсионные поля. Опыты свидетельствуют, что чем ярче идеальный образ, тем сильнее сопутствующее ему паранормальное явление [50]. Более того, в настоящее время во многих странах мира активно изучается эффект воздействия коллективной медитации на ход какого-либо социального явления, например войны. Этот феномен получил название «эффекта Махариши» [51]. Исследователи отмечают, что качественные особенности коллективного сознания есть фактор не только социальный, но и физический, влияющий на ход стихийных процессов. Свидетельством этого может быть заметное увеличение сейсмической активности в зонах острых межнациональных конфликтов [52]. Таким образом, наука подошла к тому, чтобы осознать силу объединенной мысли и понять, что само общество осознанно или нет выбирает тот мир, в котором ему затем приходится существовать [53].
В годы Великой Отечественной войны языческие сюжеты наполнились в произведениях Рериха острым патриотическим звучанием. В картине «Заклинатель» (1943) художник изображает человека, который производит магические действия над огнем. Его огромная тень на сводах грота, кажется, хочет охватить своими руками весь мир. Однако эта темная сила смотрится слишком иллюзорной в сравнении с каменной мощью Земли.
Картина «Победа (Змей Горыныч)» (1942) основана на древних языческих представлениях о поединке небесного божества с нечистой силой. Архаический миф повествует о борьбе бога Грома со Змеем. Их поединок происходит у большой горы. В белорусских текстах говорится: «Дык тут на гэтой горе Пярун чорта забив» [54]. В дальнейшем имя небесного божества связывается с Ильей-пророком и Ильей-богатырем, вступающим в схватку со Змеем [55]. Рерих претворяет этот древний миф в современную легенду. Его герой в одежде славянского воина отрубил мечом голову Змею Горынычу, в облике которого видится олицетворение фашизма — зеленый цвет дракона недвусмысленно отождествляется с нацистской военной формой. А высшая точка Сибири — священная Белуха, у подножия которой Рерих разворачивает знаменательное событие, стала символом непобедимости Родины, ее оплотом. Вспомним о сибирских войсках, отразивших фашистские полчища от стен Москвы в первые, решающие месяцы войны. Голубые и синие ледники на фоне закатного неба составляют активный и звучный аккорд. Все произведение исполнено огромной энергией. Какой же торсионный заряд, сколько своих духовных сил вложил художник в написание этой картины! Словно все светлые победные образы прошлого были мобилизованы здесь Рерихом. Так прошлое стало действенной силой современности.
Сегодня, в моменты перелома сознания, изучение прошлого приводит к введению нового, и тогда так открываемое новое может явиться, как считал Вернадский, «огромной духовной ценностью в жизни человека» [56]. Да, действительно, «не знающий прошлого не может думать о будущем» (Н.К.Рерих) [57].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С.19.
1. Рерих Н.К. Листы дневника. Том третий. М.: МЦР, 1996. С.387.
3. Рерих Н.К. Искусство и археология // Искусство и художественная промышленность. СПб., 1898-1899. № 17. С.192.
4. Там же.
5. Там же.
6. Рерих Н.К. Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца // 3аписки императорского русского археологического общества. СПб., 1899. Т. II. Вып. 1-2. С.358.
7. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. С.548.
8. Бердяев Н.А. Смысл истории. С.168.
9. Там же. С.221.
10. Рерих Н.К. Глаз добрый. М.: Худож. лит. 1991. С.57.
11. Там же. С.132.
12. Тульвисте Н.Э. Типы мышления и традиционные занятия // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986. С.106.
13. Рерих Н.К. Глаз добрый. С.100.
14. Там же. С.123.
15. Там же. С.89.
16. Рерих Н.К. Нехудожественность наших художественных магазинов // Искусство и художественная промышленность. СПб., 1899. № 11. С.914-918.
17. Рерих Н.К. Глаз добрый. С.113.
18. Там же. С.99.
19. Там же. С.113.
20. Самык Паслей. Сердце мое//Горы и звезды. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1982. С.232.
21. Рерих Н.К. Глаз добрый. С.114.
22. Толочко П.П., Боровский Я.Е. Языческое капище в «городе» Володимера // Археология Киева. Достижения и материалы. Киев, 1979. С.3-10.
23. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С.416.
24. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. М.: Наука, 1974. С.85.
25. Рерих Н.К. Пути благословения. Нью-Йорк, 1924. С.76.
26. Рерих Н.К. Глаз добрый. С.101.
27. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1977. С.131.
28. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С.457.
29. Акимов А.Е., Бинги В.Н. О физике и психофизике // Сознание и физический мир. М.: Изд-во Агентства «Яхтсмен», 1995. С.121.
30. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. С.105.
31. Там же. С.204.
32. Там же. С.207.
33. Там же. С.232-233.
34. Блис Р.Х. Что такое дзен? // Что такое дзен? Львов: Инициатива, К.: Airland, 1994. С.169.
35. Рерих Н.К. Глаз добрый. С.106.
36. Фромм Э. Психоанализ и дзен-буддизм // Что такое дзен? С.69.
37. Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Угунс, 1936. С.138.
38. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. С.87.
39. Там же. С.284-285.
40. Пономаренко В.А. О космической поддержке духа земного человечества // Сознание и физическая реальность. М.: Фолиум, 1997. Т. 2. № 3. С.1.
41. Файдыш Е.А. Ноосфера Земли и глобальная эволюция человечества // Сознание и физическая реальность, 1997. Т. 2. № 3. С.78-84.
42. Файдыш Е.А. Механизмы контакта с информационными планами реальности и мегалитические сооружения // Сознание и физическая реальность. 1996. Т. 1. № 4. С.93-94.
43. Файдыш Е.А. Ноосфера Земли и глобальная эволюция человечества. С.82.
44. Пономаренко В.А. О космической поддержке духа земного человечества. С.5.
45. Акимов Е.А., Бинги В.Н. О физике и психофизике. С.123.
46. Там же. С.117.
47. Шипов Г.И. Явления психофизики и теория физического вакуума // Сознание и физический мир. С.102.
48. Акимов Е.А., Бинги В.Н. О физике и психофизике. С.117-118.
49. Вернадский В.И. Автотрофность человечества // Проблемы биогеохимии. Труды биогеохимической лаборатории. М.: Наука, 1980. Вып. XXVI. С.243.
50. Акимов Е.А., Бинги В.Н. О физике и психофизике. С.115.
51. Там же. С.107.
52. Московский А.В., Мирзалис И.В. Сознание и физический мир // Сознание и физический мир. С.27.
53. Там же.
54. Иванов В.В. Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974. С.7.
55. Там же. С.166.
56. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. С.170.
57. Рерих Н.К. Глаз добрый, С.155.