О музее, «культуре и политике». (По поводу последней статьи В.Росова «Не культура, а политика»)

И.Ю.Дьяченко

(По поводу последней статьи В.Росова «Не культура, а политика»)

Будем всегда основываться на фактах, на действительности, которых так боится тьма, но которые для нас всегда и во всем будут единственною основою.
Н.К.Рерих

В статье В.Росова «Не культура, а политика», опубликованной в «Литературной газете» в ноябре 2006 года, прозвучали голословные обвинения в адрес Музея имени Н.К.Рериха и его основателей, принижен многолетний труд работников его подразделений. Не найдя серьезных научных доводов в ответ на критику трех докторов наук по поводу своей докторской диссертации, Росов обрушил вымышленные обвинения на Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Обвинил в том, что здесь говорят только о Рерихе-художнике, что в отстроенной усадьбе Лопухиных пребывает духовная пустота (?!). Вызвало раздражение и то, что директор Л.В.Шапошникова прилагает все силы, чтобы защитить великие имена Рерихов и их наследие от таких, как он. Не дают ему покоя даже награды Людмилы Васильевны.

В запале г-н Росов не брезгает клеветой и поношением. Подлинно духовный, честный человек никогда бы себе такого не позволил.

Измышлениям этого господина я противопоставляю правду фактов.

Тем, кто приходит в Музей имени Н.К.Рериха в Москве, открываются великолепные, красивые залы, отреставрированные с большим мастерством и любовью. Здесь людям рассказывают не только о Рерихе-художнике, чьи картины находятся рядом, но в большей степени о выдающемся ученом, незаурядном мыслителе, великом гуманисте, чье художественное, научное, литературное творчество, вся общественная деятельность мирового масштаба пронизаны идеями Учения Живой Этики. И так было всегда. Утверждаю все это как экскурсовод с десятилетним стажем.

Музейная экспозиция тщательно продумана и создана в соответствии с концепцией С.Н.Рериха; она несет в себе идею космической эволюции человечества, и этому посвящено в музее все: и экспозиция, и разнообразная культурная и научная деятельность. Оформление залов, их заполненность экспонатами связаны с важнейшими «эволюционными действиями» Рерихов, о которых сказала Л.В.Шапошникова еще в 1995 году на Международной конференции в докладе «Пакт Рериха и эволюционное значение культуры»[1]. Тогда впервые в научных исследованиях рериховского наследия Пакт был рассмотрен с точки зрения Живой Этики. Именно поэтому стали создаваться залы, посвященные самому Учению, Пакту Рериха и Знамени Мира, теме Учителей, Центрально-Азиатской экспедиции, жизни семьи Рерихов в Индии и организации ими научного Института «Урусвати», теме России и другие[2]. В музее люди узнают много нового, связанного с космическим мировоззрением, которое берет свои истоки в России, и с тем, какую роль в его развитии сыграли Николай Константинович, Елена Ивановна и их сыновья. Через судьбы людей показывается, как высокие идеи влияют на человеческую жизнь, формируют ее и определяют творческую деятельность.

Экспозиция стала образным выражением всей научной деятельности Центра-Музея, которая заключается в том, чтобы способствовать формированию и утверждению в жизни идей космического мышления и новой системы познания, утверждению общечеловеческих ценностей, связанных с культурой. Для подробностей В.Росову следует перечитать письмо С.Н.Рериха «Медлить нельзя!»[3], которое стало долгосрочной программой гуманистической деятельности Центра-Музея и его директора. Руководствуясь концепцией С.Н.Рериха, уже в 1993 году (год открытия Музея имени Н.К.Рериха) Международный Центр Рерихов (правопреемник Советского Фонда Рерихов) провел международную конференцию «Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики», в самом названии которой уже было отражено выбранное направление научных исследований. За все годы работы Музея им организованы такие конференции, как «Художественно-философское наследие Н.К.Рериха и проблемы современной цивилизации», «Духовный образ России в творчестве Рерихов», «Новая эпоха – новый человек», «70 лет Пакту Рериха», «Дети нового сознания» и многие другие.

Особо следует выделить международную научную конференцию 2003 года «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», одним из инициаторов проведения которой был Международный Центр Рерихов. Конференция[4] не просто подняла к обсуждению проблемы космического мышления, а утвердила их в научном познании. Идеи Живой Этики, которые были рассмотрены в культурно-историческом пространстве прошлого, настоящего и будущего, собравшимися учеными и представителями интеллектуальной общественности разных стран стали вводиться в научный оборот. В докладе «Космическое мышление и новая система познания»[5] Л.В.Шапошникова, основываясь на тысячелетнем опыте развития человеческой мысли, идеях Живой Этики, творчестве Рерихов и наследии выдающихся деятелей русской культуры Серебряного века, сказала о зарождении и становлении космического мировоззрения, о необходимости синтеза научного и метанаучного способов познания действительности, тем утвердив новые пути эволюционного развития человеческого сообщества. Необходимость такого подхода подтвердили участники конференции, среди которых были представители государственных структур, высших академических кругов, Федерации космонавтики, посольств, международных культурно-общественных организаций. В приветствиях в адрес конференции они, в частности, говорили: «Не случайно, что этот научный форум, выносящий на обсуждение важнейшие глобальные проблемы мировоззренческого и цивилизационного характера, организован Международным Центром Рерихов и проходит под его эгидой. Уверен, в докладах и выступлениях на конференции найдет отражение непреходящее значение богатейшего философского наследия Рерихов, в котором, несомненно, можно найти ответы на многие вопросы, волнующие человечество сегодня» (Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Республике Индия (ныне в Швеции. – И.Д.), член Правления МЦР А.М.Кадакин)[6]. «Одно только перечисление принимающих в работе конференции научных организаций и учреждений доказывает, что в России формируются особые новые принципы широкого сотрудничества и культурного строительства, необходимые для формирования истинно гражданского общества. Инициатива проведения такой конференции свидетельствует об осознании ее устроителями важности общественных инициатив» (депутат Госдумы РФ, председатель Торгово-промышленной палаты РФ Примаков Е.М.)[7]. «Организаторами конференции являются три крупнейшие российские академии – Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского, Российская академия образования и Российская академия естественных наук и общественные организации космической, миротворческой и культурной направленности – Международный Центр Рерихов и Федерация космонавтики России. Это не случайность. Именно эти организации обладают крупнейшим научным потенциалом и, естественно, они не могут не поделиться с нашим обществом своими наработками в изучении поставленных проблем» (президент Федерации космонавтики России, летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации Коваленок В.В.)[8].

В этих и многих других приветствиях было заключено признание авторитета Музея имени Н.К.Рериха и Международного Центра Рерихов как равноправного научного и культурного партнера в деле формирования новой научной парадигмы. Она призвана способствовать преобразованию мирового сообщества в единое культурное пространство, решению важнейших проблем человечества исходя из приоритета культуры, мира, духовности.

На конференции было принято решение о создании Объединенного Научного Центра проблем космического мышления. Более десяти его структурных подразделений, возглавляемых известными учеными РАН, РАЕН, РАКЦ, уже ведут работу по различным научным направлениям[9]. Так, Международный Центр Рерихов стал фокусом, консолидирующим стремления и усилия прогрессивных кругов общественности в решении глобальных задач современного мира. Эти задачи касаются культуры, научного познания, искусства, образования, исследований в области достижений Запада и Востока, общечеловеческих ценностей, космических проблем, т.е. всего того, о чем С.Н.Рерих писал в своем письме «Медлить нельзя!». Будет ли после этих фактов Росов вновь говорить о Центре-Музее, что там присутствует только Рерих-художник? Намеренное принижение поистине планетарной деятельности музея выявляет истинные личины росовых, вводящих в заблуждение людей незнающих или сомневающихся ради своих амбиций и корысти.

Многогранна деятельность Центра-Музея: со дня своего основания им было проведено не только множество конференций и развернута серьезная научная работа высокого уровня, которая уже одна составила бы славу и вписала его имя в анналы достижений мировой культуры, но были проведены сотни выставок, лекций и памятных вечеров. Организация при научном отделе секции молодых ученых, работающей несколько лет, говорит о зарождении научной школы, в которой студенты и аспиранты высших учебных заведений приобщаются к идеям Живой Этики в контексте задач мировой науки.

За все годы существования Центра-Музея созданы десятки видеофильмов о творческом наследии Н.К.Рериха и всех членов его семьи, о самом Музее имени Н.К.Рериха. Среди них хотелось бы выделить фильм «Приглашение в Музей». Росову обязательно надо его посмотреть! Экскурсию по залам часто ведет сама Л.В.Шапошникова и, конечно, она говорит в фильме о Рерихе-мыслителе, Рерихе-ученом, Рерихе-гуманисте и Рерихе-художнике, как это и должно быть.

МЦР было издано множество книг Н.К.Рериха, в частности его литературно-философские очерки «Листы дневника», письма Е.И.Рерих, раскрывающие многогранные аспекты человеческого бытия, научные труды Ю.Н.Рериха, статьи по искусству С.Н.Рериха, а также их письма, которые помогают людям узнать о каждом из Рерихов как о высоко творческих личностях, обогативших своими достижениями науку и искусство, внесших огромный вклад в широкую общественную деятельность всемирного масштаба.

Издано большое количество книг самой Л.В.Шапошниковой, посвященных изучению творческого наследия наших соотечественников. Их судьбы и культурные достижения осмыслены автором в ключе космического мировоззрения в таких книгах, как «Град Светлый» и «Веления Космоса», «Мудрость веков» и «Тернистый путь Красоты», трилогия «Великое Путешествие» и «Держава Рерихов», «Ученый, мыслитель, художник» и многих других. С самых первых публикаций еще не было ни одной книги Л.В.Шапошниковой, где она говорила бы о Рерихе только как о художнике. Выдающийся ученый-космист, во многом опередивший свое время, яркий мыслитель и гуманист – таким мы открываем Н.К.Рериха благодаря Л.В.Шапошниковой. После Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов именно она продолжает неутомимо возвращать Рерихов России и миру.

О Л.В.Шапошниковой как исследователе наследия семьи Рерихов и, в частности, творчества Н.К.Рериха необходимо сказать: ничего равного еще не было написано о Рерихах за все годы ни одним из ученых. В ее книгах мы встречаем синтез, объемлющий все грани рериховского творчества, которые осмыслены с позиций Учения Живой Этики и получили в ее книгах не только обоснование, но и развитие. Для Росова, если он еще не читал эти книги, здесь все должно встать на свои места, как и для любого здравомыслящего человека. Все высказанное Росовым в его статье не соответствует действительности. Автор говорит о том, чего не знает или не хочет знать. Деятельность Центра-Музея и его руководителя Л.В.Шапошниковой начисто опровергает измышления и инсинуации таких, как Росов, и тех, кто с ним.

Петербургский «исследователь» делает вид, что не знает, что С.Н.Рерих, великий сын России, доверил Л.В.Шапошниковой наследие своих родителей[10], которое она, претерпевая огромные трудности, созданные такими как Росов и иже с ним, привезла на Родину в 1990 году и сделала это уникальное наследие доступным истинно научному исследованию[11]. Бережно, мудро, достойно она ввела нас в мир высоких идеалов, открыла страницы Учения Живой Этики, распахнула Вселенную Мастера[12] и познакомила с Державой Рерихов[13], подняв великие имена на недосягаемую высоту. Неужели в перечисленных книгах, как и в других книгах Л.В.Шапошниковой, Росов видит только Рериха-художника? Такая узость взгляда выдает духовное нездоровье его обладателя. Бог ему судья!

Мы же сердечно благодарим Людмилу Васильевну, выдающегося ученого, мыслителя, педагога, гуманиста, за то, что она обратила многих и многих людей к высотам Творящей мысли. И сама ее мысль иеровдохновенна, свободна, крылата, синтетична. Ее блистательный ум, горящее сердце постоянно увлекают нас к глубокому познанию и знакомого, и во многом незнакомого Космоса, в котором мы живем и который живет в нас самих. Ее напряженная, крепкая мысль тонко и благородно участвует в развитии человеческого сознания, выявляя в человеке Человека. Благодаря ей, Ведущей, ее книгам, выступлениям, беседам, мы постигаем прошлое, настоящее и будущее в пространстве Культуры, учимся жить в космической реальности, открываем для себя науку как оплот человечности, нравственности и духовности. Ее научные труды, которые в то же время можно назвать философскими и литературно-художественными, представляют собой пример научных исследований нового времени. Она не только глубоко раскрывает важнейшие положения Живой Этики, но и развивает их. Труды Л.В.Шапошниковой несут в себе синтез знания и задают мощный творческий импульс, обусловливающий развитие всех аспектов человеческого бытия, будущие достижения, что и привлекает к ним многих ученых[14]. Факты свидетельствуют о своевременности прихода в культурное пространство России идей космической эволюции, о своевременности Рериха-ученого и мыслителя, которому и посвящен музей. Так не прерывается культурная преемственность, являющаяся отличительной особенностью уникального в современном мире музея, носящего имя Н.К.Рериха.

Всего не объять, что делает Людмила Васильевна, утверждая космические идеи Живой Этики и светлый гений Рерихов. Каждая грань деятельности Центра-Музея, которым она руководит, может быть развернута в целую книгу и вместе с другими составит прекрасную энциклопедию, в которой любому ищущему сердцу откроется грандиозная эпопея формирования на планете Земля космического мировоззрения. Музей имени Н.К.Рериха сегодня продолжает то, чему посвятили свои жизни Рерихи.

Огромными многолетними усилиями Людмилы Васильевны, меценатов и сотрудников музея был воссоздан из развалин памятник архитектуры – Усадьба Лопухиных, что вписало еще одну славную страницу в историю движения Пакта Рериха и общественную деятельность МЦР. Что же сделал на этом поприще г-н Росов? Дальше клеветы на все светлые начинания Музея имени Н.К.Рериха и его руководителя так и не продвинулся. Но известны ли все названные выше факты Росову? Должны быть известны, потому и отвратительна его клевета.

Центр-Музей имеет много друзей в разных странах, много почитателей, помогающих ему во всех начинаниях. Сюда люди тянутся сердцем, так как руководитель и сотрудники сумели вместе создать то культурное пространство, тот магнит, где человеку легко и свободно дышится и мыслится, где он имеет возможность открывать для себя заново великие ценности жизни. В.Росов упрекает Л.В.Шапошникову в том, что нет культуры, любви, единения в Музее? Но что он имеет в виду под этими высокими понятиями, что он вообще знает о них, если смеет клеветать?

Людмила Васильевна примером своей героической жизни и титанического труда на общее благо помогает многим обрести смысл их творческих и духовных исканий, смысл самой жизни. Любовь – в открытости ее сердца, в железной воле, бесконечном даянии, высочайшей самоотдаче, в том уровне знаний, которые она имеет и передает. Вся ее деятельность, сама жизнь не может не вызвать истинное восхищение[15], потому что связана с основами Культуры, о которой Росов не имеет ни малейшего представления.

Ничего не было бы в Музее без Любви. Никакая деятельность этого поистине Мусейона, созданного в наши дни Л.В.Шапошниковой, не вызвала бы резонанса в сердцах многих и многих людей, приходящих и приезжающих сюда. То, что делает Л.В.Шапошникова для отечественной и мировой культуры[16], неоценимо. И потому так естественны все награды Людмилы Васильевны, от ее первой международной премии имени Дж.Неру, врученной самой Индирой Ганди за чудесные, полные искреннего чувства книги об Индии, которая стала ближе и дороже своей древней культурой и людьми, до недавней высокой награды – ордена Дружбы, врученной от имени Президента РФ «за выдающийся вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия». Не сама себя она награждает и не требует наград, будучи очень скромным человеком, истинным тружеником, а мировая общественность так отмечает высокими наградами вехи ее великого Пути. Духовная власть, которая так пугает Росова и иже с ним, завоевывается горящим любовью сердцем, самоотвержением, подвигом жизни, глубочайшим ее знанием. И ничем иным. Другими путями эта власть никогда не давалась. Людмила Васильевна имеет ее по праву. Ее жизнь подтверждает, что не оскудела наша земля великими подвижниками, что есть пророки в своем отечестве, и они являются бесценным национальным достоянием.

Конечно, главная причина злобствования г-на Росова – само наследие Рерихов. Картины, архивные материалы, жизнь и великие идеи наших соотечественников недоступны осмыслению его «заскорузлого» сознания. Не может это сознание примириться с тем, что широко вошли в нашу жизнь долгожданные Красота и Знание, что утвердила их именно Л.В.Шапошникова, верная последовательница идеалов Рерихов, исполнитель их воли, что именно она Живую Этику сделала жизнью. Борьба старого сознания, представителем которого выступает Росов и те, кто с ним и за ним, с новым, космическим, который несет в жизнь Центр-Музей имени Н.К.Рериха, будет долгой и упорной, в которой Свет победит тьму, согласно Учению Живой Этики. Росов, видно по всему, не знает Учения, а надо бы ему знать, хотя бы приблизительно.

То, что делает Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве, Росов и ему подобные сделать не могут, и потому в Музее Востока присутствует только Рерих-художник. Но там картины Мастера даже не все выставлены, а равнодушно заперты в хранилище, как ненужная вещь, к тому же уже есть и большая недостача[17]. Невдомек незаконным держателям картин Н.К.Рериха[18], что искусство русского гения было выражением его всеобъемлющих знаний о мире, человеке, его культуре, не постигнув которые, не понять даже Рериха-художника. Он и не понят[19]. Но теперь к «такому» Рериху усилиями Росова и иже с ним прибавляется Рерих-политик! Однако политика никогда не была уделом и целью семьи Рерихов, но, чтобы понять это, надо не выдергивать цитаты из их писем и трудов, а познать основу – Учение Живой Этики, которое является величайшим культурным открытием, данным человечеству в ХХ веке, но отнюдь не политическим документом. Но, может быть, Росов не отличает политику от Культуры? В таком случае ему надо основательно погрузиться в изучение всего мирового культурного наследия и творчества семьи Рерихов и оставить до времени научные притязания.

Да будет известно Росову, что Пакт Рериха глубоко связан с идеями Живой Этики. Его благородные цели, которые старается принизить Росов и иже с ним, утверждают Культуру, несущую людям мир и будущее. Проблема охраны культурного достояния, понимание Культуры были высоко подняты Рерихом над всеми политическими действиями. Конечно, Культура может и должна положительно влиять на политику, но при этом она все равно остается Культурой, так как связана с духовными процессами. В противном случае Учение, давшее основу Пакту, придется кому-то квалифицировать как политический трактат, что явится полным абсурдом. Не профанируйте великое понятие Культуры, г-н Росов!

По всем этим и многим другим причинам нет в Музее Востока ни интересных научных публикаций, ни конференций, ни лекций, потому что сегодня историческое время требует другого: глубины проникновения и масштабного, всеобъемлющего изучения вопросов Мироздания, цельного, синтетического восприятия мира и человека в аспекте космического мировоззрения, и все это у Рерихов надо непредвзято изучать. Их наследие во всей своей полноте открыла нам за эти годы Л.В.Шапошникова, развивая заложенные в нем идеи и помогая человечеству продвигаться по лестнице восхождения космической эволюции. С.Н.Рерих прекрасно знал, в чьи руки надо было передать наследие. Он был достаточно проницателен.

В.Росов злобно кощунствует, утверждая, что Центр-Музей отнял у «собственного народа принадлежащие ему культурные сокровища». Рука не поднимется такое написать у непредвзятого исследователя. Но здесь – характерное для Росова упорное утверждение лжи, которою он широко пользуется, желая опорочить все сделанное Музеем имени Н.К.Рериха со дня его основания.

Росов, конечно, волен на собственную интерпретацию исторического, философского, культурологического материала, но причем тут будет наука, на которую он претендует? Подлинной науке нужны достоверность фактов и убедительность аргументации. Не убедительны писания Росова: нет в них ни научной основы, ни культурной, ни духовной. Слова же Д.Энтина, что Росов – «серьезный исследователь», ничего не стоят, за ними – пустота, так как это говорит человек, уже не раз запятнавший себя предательством[20]. Теперь в его неприглядную компанию попал еще один господин – Ю.В.Линник, открестившийся от своих же слов из «Письма оппонента»[21]. А вроде искренне там писал…

Нет, господа! Нет правды с вами, и нет у вас Н.К.Рериха, ни художника, ни мыслителя, ни ученого. Своей возвышенной, утонченной мыслью он помогает строителям культуры, а не политиканам, разрушителям ее. Рерих поднимает достоинство человека, а не унижает его. Вы же, прикрываясь Рерихом, унизили себя до пошлой клеветы, а Рерих как был, так и остался великим. Судебные дела по наследию Рерихов не могут – не должны! – быть закрыты, так как они касаются не «претензий» МЦР и не «передела собственности», как выразился Росов, а исполнения воли С.Н.Рериха, которая выше амбиций всех росовых, вместе взятых, и поэтому будет рано или поздно исполнена.

Похоже, что о таких, как вы, Н.К.Рерих писал еще в 1931 году: «…злоба тьмы ради своего существования должна преследовать все устремление ко благу. Но не забудем, что именно столкновение света и тьмы создает строительство, к которому ничто не может воспрепятствовать устремляться тем, сознание которых зовет их к неотложным заданиям Культуры»[22].

Центр-Музей, носящий имя Н.К.Рериха, отдавшего всю свою жизнь служению Родине, человечеству, культуре, развивается и будет развиваться. Препятствиями растем, закаляемся и приумножаем достижения культуры. Подобно Рериху, можем сказать: мы не новички, работая на общую пользу человеческого прогресса. За нами – более пятнадцати лет неустанного труда, к которому мы приложим пятьдесят пять лет культурной работы и опыта нашего руководителя. Приложим все усилия наши служить тому, что «поистине необходимо культуре человечества»[23].

Примечания
1. См.: Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры // Защитим культуру: Материалы Международной научно-общественной конференции. 1995. М.: МЦР, 1996.
2. См.: Музей имени Н.К.Рериха: Путеводитель. М.: МЦР, 2006.
3. Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2001. Т. 1. С. 90–93.
4. Представительство на конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» составило более 400 делегатов из нескольких десятков стран.
5. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. М.: МЦР, 2004. Т. 1.
6. Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века.: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. Т. 1. С. 43.
7. Там же. С. 45.
8. Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века.: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. Т. 1. С. 41.
9. См.: Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. М.: МЦР, 2005.
10. См.: Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. С. 90–93.
11. См. сборники научных докладов на всех Международных конференциях МЦР с 1992 г. по настоящее время.
12. Шапошникова Л.В. Великое Путешествие. В 3 кн. М.: МЦР, 1998–2005.
13. Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. В 2 т. М.: МЦР, 2006.
14. Соколов В.Г. Теория культуры Л.В.Шапошниковой и новое космическое мышление; Федотов А.В. Концепция Л.В.Шапошниковой о космическом мышлении и новой системе познания; Лавренова О.А. Путешествие через пространство и время: семантическое поле культуры в книгах-путешествиях Л.В.Шапошниковой; Сергеева Т.П. «Сделать необычное сужденным»: Современное осмысление и реализация идей Живой Этики в науке, творчестве, жизни // Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Т. 2.
15. См.: Лавренова О.А. Жизнь как пламя // Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Т. 1; Соколов В.Г. Слово о Людмиле Васильевне Шапошниковой; Амонашвили Ш.А. Духовный подвиг // Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Т. 2.
16. См.: Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2005. Т. 3. С. 1025–1079.
17. См.: Стеценко А.В. Правда о коллекции С.Н.Рериха // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 3.
18. См.: Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 3. Ч. 3: Ограбление по-государственному.
19. См.: Лавренова О.А. В поисках Новой Страны // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1.; Лавренова О.А., Музычук В.Ю., Стеценко А.В. Автопортрет в серых тонах // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 3.
20. См.: Защитим имя и наследие Рерихов. Т.3. Ч. 4: В защиту авторских прав Е.И.Рерих и МЦР.
21. Газета «Содружество». 2006. № 20–21, октябрь. С. 12.
22. Рерих Н.К. Наскоки // Рерих Н.К. Листы дневника. М., МЦР, 1995. Т. 1. С. 36.
23. Рерих Н.К. На пороге десятилетия // Рерих Н. Держава Света: Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 141.