Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. - Том 1

Космическое мировоззрение – новое мышление XXI  века. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003

КОСМИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ –
НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ XXI ВЕКА

Материалы Международной
научно-общественной конференции. 2003

Москва: Международный Центр Рерихов, 2004.
В 3 т. Т.1. – 352 с.

В настоящем издании собраны материалы Международной научно-общественной конференции.
Организаторы конференции – Международный Центр–Музей имени Н.К.Рериха, Благо­творительный Фонд имени Е.И.Рерих, Российская академия естественных наук, Российская академия образования, Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского, Федерация космонавтики России, Международная ассоциация фондов мира, Институт истории естествознания и техники РАН, Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Международная Лига защиты Культуры, Российский фонд культуры, Современный гуманитарный университет, Российское авиа­ционно-космическое агентство, Мастер-Банк.
Пленарное заседание конференции состоялось в Москве в октябре 2003 года.

РЕРИХОВСКАЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ БИБЛИОТЕКА

Редколлегия серии:
В.В.Фролов, Е.Н.Черноземова, Л.В.Шапошникова

Под редакцией докт. филос. наук В.В.Фролова,
докт. филол. наук Е.Н.Черноземовой, докт. филол. наук
Т.П.Григорьевой, канд. геогр. наук О.А.Лавреновой,
канд. техн. наук Е.А.Бровко

© Международный Центр Рерихов, 2004


На ру­бе­же XIX–XX ве­ков в Рос­сии про­изо­ш­ла Ду­хов­ная ре­во­лю­ция, в ре­зуль­та­те ко­то­рой на­ча­ло фор­ми­ро­вать­ся но­вое мы­ш­ле­ние. Его ос­но­вой ста­ло ко­с­ми­че­с­кое ми­ро­воз­зре­ние. В этом про­цес­се уча­ст­во­ва­ли: на­ука – ра­бо­та­ми та­ких вы­да­ю­щих­ся уче­ных, как К.Э.Ци­ол­ков­ский, В.И.Вер­над­ский, А.Л.Чи­жев­ский, П.А.Фло­рен­ский; фи­ло­со­фы Се­ре­б­ря­но­го ве­ка, та­кие, как В.С.Со­ло­вь­ев, Н.А.Бер­дя­ев, С.Н.Бул­га­ков, а так­же круп­ней­шие ху­дож­ни­ки, по­эты, му­зы­кан­ты – Ф.Тют­чев, А.Блок, В.Брю­сов, А.Бе­лый, Ю.Бал­т­ру­шай­тис, К.Баль­монт, М.Цве­та­е­ва, Вяч.Ива­нов, Д.Ме­реж­ков­ский, А.Скря­бин, Н.Ре­рих, М.Чюр­лё­нис, А.Бе­нуа, Л.Бакст, К.Со­мов, М.Вру­бель, М.До­бу­жин­ский, К.Пе­т­ров-Вод­кин, П.Фи­ло­нов и дру­гие.
Осо­бое ме­с­то в этом про­цес­се за­ни­ма­ет Жи­вая Эти­ка – фи­ло­со­фия ко­с­ми­че­с­кой ре­аль­но­с­ти, со­здан­ная груп­пой Ду­хов­ных Учи­те­лей Ин­дии в со­труд­ни­че­ст­ве с Е.И. и Н.К. Ре­ри­ха­ми.
Вы­яв­ле­нию осо­бен­но­с­тей и ха­рак­те­ра но­во­го ко­с­ми­че­с­ко­го ми­ро­воз­зре­ния, его ос­мыс­ле­нию по­свя­ще­на Меж­ду­на­род­ная на­уч­ная кон­фе­рен­ция «Ко­с­ми­че­с­кое ми­ро­воз­зре­ние – но­вое мы­ш­ле­ние XXI ве­ка», со­сто­яв­ша­я­ся 9–11 ок­тя­б­ря 2003 го­да в Меж­ду­на­род­ном Цен­т­ре Ре­ри­хов и ор­га­ни­зо­ван­ная Рос­сий­ской ака­де­ми­ей ес­те­ст­вен­ных на­ук, Рос­сий­ской ака­де­ми­ей об­ра­зо­ва­ния, Рос­сий­ской ака­де­ми­ей ко­с­мо­нав­ти­ки име­ни К.Э.Ци­ол­ков­ско­го, Фе­де­ра­ци­ей ко­с­мо­нав­ти­ки Рос­сии, Меж­ду­на­род­ной ас­со­ци­а­ци­ей фон­дов ми­ра, Меж­ду­на­род­ным Цен­т­ром-Му­зе­ем име­ни Н.К.Ре­ри­ха, Ин­сти­ту­том ис­то­рии ес­те­ст­во­зна­ния и тех­ни­ки РАН, Цен­т­раль­ным со­ве­том Все­рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва ох­ра­ны па­мятни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры, Меж­ду­на­род­ной Ли­гой за­щи­ты Куль­ту­ры, Рос­сий­ским фон­дом куль­ту­ры, Со­вре­мен­ным гу­ма­ни­тар­ным уни­вер­си­те­том, Бла­го­тво­ри­тель­ным Фон­дом име­ни Е.И.Ре­рих, Рос­сий­ским авиа­ци­он­но-ко­с­ми­че­с­ким агент­ст­вом, Ма­с­тер-Бан­ком.
Пле­нар­но­му за­се­да­нию кон­фе­рен­ции пред­ше­ст­во­ва­ла ра­бо­та вось­ми сек­ций, со­сто­яв­ших­ся в ап­ре­ле-ок­тя­б­ре 2003 го­да и ос­ве­тив­ших очень ши­ро­кий спектр на­уч­ных на­прав­ле­ний со­вре­мен­но­го ко­с­миз­ма и его ис­то­рию. Уче­ные, фи­ло­со­фы, ко­с­мо­нав­ты, пе­да­го­ги со­би­ра­лись для об­суж­де­ния этих ак­ту­аль­ных про­блем на сек­ци­ях «Ис­то­ри­ко-на­уч­ные ос­но­вы фор­ми­ро­ва­ния ко­с­ми­че­с­ко­го ми­ро­воз­зре­ния», «Ко­с­мизм в фи­ло­со­фии XX–XXI ве­ков», «Идеи кос­миз­ма в пе­да­го­ги­ке и об­ра­зо­ва­нии», «Ко­с­ми­че­с­кое ми­ро­ощу­ще­ние и ре­ли­ги­оз­ный опыт», «Ко­с­мо­нав­ти­ка XXI ве­ка: бе­зо­пас­ность и ус­той­чи­вое раз­ви­тие. Ко­с­мос, че­ло­век, об­ще­ст­во», «На­ука и но­вая си­с­те­ма по­зна­ния», «Ко­с­ми­че­с­кое ми­ро­ощу­ще­ние в ис­кус­ст­ве», «Ко­с­ми­че­с­кое ми­ро­воз­зре­ние: про­шлое, на­сто­я­щее, бу­ду­щее» (мо­ло­деж­ная сек­ция).
В этом ши­ро­ко­мас­штаб­ном об­суж­де­нии про­блем ко­с­миз­ма при­ня­ли уча­с­тие уче­ные са­мых вы­со­ких ран­гов, спе­ци­а­ли­с­ты из са­мых раз­лич­ных об­ла­с­тей на­уки – на сек­ци­ях и пле­нар­ном за­се­да­нии про­зву­ча­ло бо­лее 100 до­кла­дов. Кон­фе­рен­ция по­ка­за­ла, что со­вре­мен­ные уче­ные раз­ных спе­ци­аль­но­с­тей ус­пеш­но ра­бо­та­ют в на­прав­ле­нии, за­да­ва­е­мом ко­с­ми­че­с­ким ми­ро­воз­зре­ни­ем.
Впер­вые столь пред­ста­ви­тель­ный на­уч­ный фо­рум от­ме­тил ак­ту­аль­ность Жи­вой Эти­ки как но­вой те­о­рии по­зна­ния. В этой фи­ло­соф­ской си­с­те­ме, рас­кры­ва­ю­щей но­вую кар­ти­ну ми­ро­зда­ния, со­дер­жат­ся све­де­ния о Ве­ли­ких за­ко­нах Ко­с­мо­са, о ко­с­ми­че­с­кой эво­лю­ции че­ло­ве­че­ст­ва, о ро­ли че­ло­ве­ка в гло­баль­ных и все­лен­ских про­цес­сах, и пред­ста­ви­те­ли са­мых раз­ных об­ла­с­тей на­уки со­гла­си­лись с тем, что фи­ло­соф­ское уче­ние Жи­вой Эти­ки как но­вая те­о­рия по­зна­ния тре­бу­ет на­уч­ной раз­ра­бот­ки.
Ос­нов­ным ито­гом кон­фе­рен­ции стал кон­ст­рук­тив­ный ди­а­лог уче­ных. Бы­ли вы­ска­за­ны ино­гда спор­ные, но тем не ме­нее ин­те­рес­ные точ­ки зре­ния. Мно­гие до­кла­ды, про­зву­чав­шие на кон­фе­рен­ции, с по­зи­ций со­вре­мен­ной на­уки под­твер­ди­ли ос­нов­ные по­ло­же­ния Жи­вой Эти­ки, со­здан­ной за­дол­го до но­вей­ших от­кры­тий, ко­то­рые лег­ли в ос­но­ву из­ме­не­ния со­вре­мен­ной на­уч­ной па­ра­диг­мы. Как сек­ци­он­ные, так и пле­нар­ное за­се­да­ния Меж­ду­на­род­ной на­уч­ной кон­фе­рен­ции «Ко­с­ми­че­с­кое ми­ро­воз­зре­ние – но­вое мы­ш­ле­ние XXI ве­ка» по­ка­за­ли, что при­шло вре­мя осо­зна­ния ко­с­ми­че­с­кой при­ро­ды че­ло­ве­ка и зна­че­ния че­ло­ве­че­с­кой мыс­ли и де­я­тель­но­с­ти для су­деб Все­лен­ной.