Свобода воли, ответственность и устойчивое развитие

Г.Н.Фурсей,
академик РАЕН, вице-президент РАЕН,
Санкт-Петербург

Свобода сопряжена с ответственностью,
поэтому-то многие и боятся ее.

Бернард Шоу

Свобода есть высшая дисциплина.
Живая Этика. Надземное

Общество сегодня социально дезориентировано. Мы все время говорим о том, что сейчас живем неполноценной жизнью – нас погрузили в какой-то кошмарный сон, из которого общество пытается выбраться. Мы находимся в потенциальной воронке, в яме и, где-то около дна, бормочем, что-то говорим и слегка подпрыгиваем, а края этой воронки, ее борта настолько высоки, что при тех усилиях, которые мы прикладываем, выбраться из нее невозможно. Необходим такой всплеск энергии, который позволил бы крикнуть с такой силой, чтобы те, кто не хотят слушать, наконец-таки услышали, а остальные проснулись бы и осознали серьезность положения.
Корней Чуковский изобрел сказочное животное – Тяни-Толкая, имеющего две головы, которые смотрят в разные стороны. Все наши политические движения по сути представляют собой это самое животное, как и оно, все время то тянущие, то толкающие нас непонятно куда. Нам говорят о благосостоянии, а мы – самая богатая страна мира, находимся в нищете. Цены растут намного быстрее зарплат, хотя существует механизм для устранения этой диспропорции. Благоглупости, которые нам непрерывно навязывают через средства массовой информации, есть не что иное, как манипуляция нашим сознанием. И нужно проснуться, чтобы это осознать и научиться противостоять этому.
Очень часто ругают интеллигенцию, говорят, что это она придумала ядерную бомбу, экологические катастрофы, создала угрозу уничтожения всего живого на Земле, сделала нашу жизнь более несчастной по сравнению с временами «плясок у костра» и т.д. Все это, безусловно, нонсенс – человечество стало умнее и здоровее, живет в два раза дольше, чем столетия назад, в последние десятилетия оно объединило свои интеллектуальные возможности через Интернет, вышло в Космос, нашло новые источники энергии и т.д.
Но, безусловно, нужно определиться, что такое интеллигенция? Без учителя, без передачи знания, без руководства, без преемственности знания не может быть культуры и прогресса. И это руководство, учительство, получение нового знания, несомненно, возможно только в результате высочайшего проявления талантов, создания в человеческом обществе особой субстанции, особой интеллектуальной концентрации, которую и представляет собой интеллигенция. Без интеллигенции принципиально немыслимо ни сохранение цивилизации и человечества в целом, ни его развитие. Интеллигенция – это достижение каждой отдельной нации, народа и всего человечества. Это богатство, которым любая нация, любой народ должны гордиться и считать его высшим успехом своего развития, главной составляющей своего интеллектуального и духовного потенциала. В то же время интеллигенция – чрезвычайно хрупкая, ранимая субстанция, легко разрушаемая в силу своей творческой природы, поскольку все ее достижения реализуются только на пределе физических и интеллектуальных возможностей. Поэтому и необходимо относиться к ней бережно.
Глеб Успенский сказал: «Интеллигент – это человек, который несет Свет». Однако помимо людей, в силу своего рождения, окружения, возможностей несущих Свет, есть такие вполне образованные люди, которых Достоевский называл «бесами» [1], а Солженицын «образованцами» [2] и которые делают прямо противоположное. В противостоянии им все мы вместе должны выстоять. Чрезвычайно важно понимание социальной роли интеллигенции и ее независимости от политических конъюнктур. К счастью, сейчас наше общество вырвалось из безумия «тепловой смерти» обесценивания и усреднения человеческой личности и человеческой мысли. Пожалуй, наиболее емко об этом сказал Бердяев: «Сложность социального вопроса как вопроса духовного еще в том, что должно всемерно стремиться к улучшению положения масс и к увеличению социального значения труда, но не должно допускать господства масс над человеческой личностью, власти количества над качеством, преобладания ценностей материальных над ценностями духовными. А это значит, что этически должна быть сохранена духовная аристократия, как бы радикально ни решался социальный вопрос. Демагогия, которая владеет массами через лесть и через уступку массам высших ценностей и которая играет такую роль в революционных социальных движениях, всегда означает предание количества качеству, извращение иерархии ценностей, отречение от благородства во имя похоти власти» [3, с. 199].
Что принесет человек в мир, определяется законом свободы воли или свободы выбора. Бердяев писал: «Свобода должна пониматься как первоисточник, как внутренняя творческая энергия». И далее: «В основу должно быть положено понятие творческой свободы, как источника жизни и духа, как света, освещающего жизнь» [3, с. 82].
Закон свободы воли является фундаментальнейшим законом мироздания. По существу, этот закон определяет смысл и предназначение человеческой жизни, возможность творчества. Это величайший дар, который дан человеку природой, и одновременно гигантская ответственность, которая вытекает непосредственно из существования этого закона внутри нас и определяет отношение человека к фундаментальным, нравственным принципам.
Свобода воли – один из важнейших движителей человечества, непрерывно стимулирующих его деятельность. Это определяющий закон, позволяющий понять, кто мы, в чем смысл нашего существования, что нам надо сделать, чтобы обеспечить достойное качество жизни. Вне свободы выбора смысл человеческой жизни теряется. Именно поэтому человечество на протяжении всей истории своего существования – осознанно, интуитивно или стихийно – за нее борется.
Реализация свободы – созидание (добро) или разрушение (зло) – целиком определяется выбором, который человек делает индивидуально, внутренне, глубинно. Выбор человечества в прошлом определил настоящее и в настоящем определяет будущее. Очень точно сказал Андрей Дмитриевич Сахаров: «Я считаю, что будущее непредсказуемо и не определено, оно творится всеми нами – шаг за шагом в нашем бесконечно сложном взаимодействии. Но свобода выбора остается за человечеством. Поэтому и велика роль личности, которую судьба поставила у каких–то ключевых точек истории» [4, с. 80].
«Зачем дорога – если она не ведет к храму» – эта фраза из фильма «Покаяние» обращена к каждому из нас. Свобода не имеет ничего общего с вседозволенностью – этим искаженным пониманием свободы, которое стало расхожим лозунгом так называемых «либералов» последнего десятка лет реформ в России. Создавая видимость освобождения от страшных и ложных принципов прежней системы, подавляющей интеллектуальную свободу, лозунг «все можно» отринул основные нравственные позиции и истинные ценности, вошел в противоречие со всем нравственным опытом человечества.
В природе свобода воли присуща только человеку. И только человек должен иметь возможность реализовать свою свободу. Когда свободы нет, то нет и человека. Потому самоопределение в пространстве, во времени, в государстве – во всем – требует воплощения этого принципа на практике. Но свобода должна быть неразрывно связана с чувством ответственности. Свободы без ответственности не бывает.
Синергетика как наука о самоорганизующихся системах показала, что помимо процессов хаотизации, к которым стремятся отдельные части нашей Вселенной, особенно замкнутые системы, существует мощный поток все более высокой организации, и отсюда возникает возможность зарождения Жизни.
Расхожее мнение, что ответственность ограничивает свободу, в корне ошибочно. На самом деле ответственность не ограничивает свободу, но определяет ее качество. Мы живем сейчас в то время, когда чувство ответственности должно быть максимально обострено, так как техническая мощь человека, его возможности влиять на планетарные процессы неизмеримо возросли, и права на ошибку уже нет. В основе устойчивого развития (sustainable development), как движения без глобальных катастроф, лежат нравственные законы, которые столь же непреложны и объективны, как и физические законы природы. Поэтому современный герой – это в первую очередь человек, ответственный за жизнь на Земле во всех ее проявлениях.
В основе принятия нравственных решений лежит совесть. Согласно Бердяеву, совесть – «глубина личности, где человек соприкасается с Богом» [5, с. 119]. Если этот канал не закрыт, человек может интуитивно осознать правильный путь, найти правильное решение. Д.С.Лихачев писал: «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести – это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной» [6, с. 9].
Чтобы реализовать свое предназначение в создании высокого качества жизни, человеку необходимо принять – осознанно и с радостью – один важнейший постулат: непрерывное, постоянное сопротивление эгоцентризму. Н.Н.Неплюев определил высшее качество жизни как ответственность, базирующуюся на дисциплине любви, осмысленном и радостном отношении к бытию – жизни, природе в целом и Высшему началу.
Эта идея и раскрытие сакрального смысла Любви, как главного и единственного пути к Храму, неоднократно обсуждались крупнейшими философами: Бердяевым, Вивеканандой, Соловьевым, Флоренским, Н.К. и Е.И. Рерихами. Учение Живой Этики говорит о «дисциплине свободной воли» [7, 445]. Согласно Е.И.Рерих, это – «дар распознавания» [8, с. 316]. Ганди поднял истинный смысл свободы до уровня общественного самосознания народа Индии.
«Главной целью всех друзей человечества в деле воспитания и должно быть – высвободить любовь из цепей себялюбия, гордости, лени, корысти и рабского страха сделать любовь устойчивой, логичной, последовательной, торжествующей над всеми препятствиями, дисциплинировать волю любовью, сделать способными на добровольную дисциплину любви», – писал Н.Н.Неплюев [9, с. 51–56].
Смысл существования личности, народа, нации сконцентрирован и определяется полем, пространством ее культуры. В культуре сконцентрированы главные успехи и достижения человечества, и этом смысле она является фундаментом для его дальнейшего развития. Культурой определяется оптимальная траектория движения в настоящем и очерчиваются контуры и цели восхождения. Культура – это опыт поколений, в первую очередь опыт нравственный.
Замечательное определение культуры дано Д.С.Лихачевым в предисловии к «Декларации прав культуры»: «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла» [10, с. 635].
Основное предназначение человека – творчество, созидательная деятельность. «Творчество – есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, не бывшего, ни из чего не выводимого, ни из чего не вытекающая, ни из чего не рождающегося, – писал Н.А.Бердяев. – Тайна творчество есть тайна свободы. Творчество только и возможно из бездонной свободы, ибо лишь из бездонной свободы возможно создание нового, не бывшего» [3, с. 117].
В книгах: «О назначении человека» [3] и «Метафизическая проблема свободы» [11] Бердяев определяет предназначение человека, смысл его существования как творческий труд, который можно понимать как радость, а в христианской морали еще и как искупление. «Творчество – это самостоятельное мышление» [12, с. 60]. В результате творчества рождается новое. «“Новое явление” я прилагаю к такому физическому явлению, которое нельзя ни полностью предсказать, ни объяснить на основе уже имеющихся теоретических концепций», – писал академик П.Л.Капица [13, с. 261]. С творчеством и трудом напрямую связано то, во имя чего они осуществляются. То есть опять это этическая проблема, связанная с выбором.
Результаты творческого труда могут быть использованы как во благо, так и во зло – само существование свободы воли содержит в себе возможность того и другого. Выбор остается за человеком. Один из фундаментальных вопросов религий, в частности, христианства – почему Высшее Начало (то, что мы называем Богом, Высшим Явлением в природе, Тем, Кто творит) допускает зло. В метафизическом понимании, согласно Бердяеву, зло оказывается возможным потому, что свобода воли возникла независимо от Творца. Бердяев отмечает: «Творение мира Богом – Творцом есть уже вторичный акт. С этой точки зрения можно признать, что свобода не сотворена Богом – Творцом, она вкоренена в Ничто, в Ungrund’e, первично и безначально» [3, с. 38]. В этом смысле «с Бога-Творца снимается ответственность за свободу, породившую зло» [3, с. 38].
«Он (Бог-Творец) творит из ничего мир и человека и ждет от них ответа на свой зов, ответа из глубины свободы» [3, с. 39].
Свобода воли – это осознание ответственности, диктат совести. Еще один этический момент связан с качеством добра и его привлекательностью. По Бердяеву, «творчество есть путь борьбы с пошлостью. Пошлость – это не что иное, как отсутствие творчества и неспособность к нему» [3, с. 39]. И он говорит, как это опасно – пошлое добро. Вы принимаете вроде бы правильное решение, но оно должно быть таким, чтобы расширялось сознание. Иначе оказывается, что добро не выдерживает конкуренции со злом, которое бывает довольно изобретательным и возбуждает дурной интерес.
Творческий труд воплощается и аккумулируется в культуре. Одним из основных звеньев культуры является наука. Наука – важнейший компонент, от которого зависит развитие и сохранение цивилизации. (Наука не роскошь, а средство передвижения в будущее, – как иногда говорят сегодня.)
«Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? – писал Н.К.Рерих. – С достоинством вы можете ответить: “Мы хотели бы жить в стране великой Культуры”. Вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание» [14, с. 67].
Наука – наиболее осознанная часть культуры, располагающая количественными критериями и объективными представлениями об окружающем нас мире. Наука включает в себя накопленное человечеством систематизированное знание, носителей знания (ученых), систему передачи знания (образование) и основы нравственности, определяющие пути использования знания.
Помимо основных признаков наука, как высочайшее достижение человеческого духа, своими средствами отражающая и познающая природу, обладает своей внутренней гармонией и красотой, эмоциональным содержанием и образным выражением. Наука в этих своих проявлениях способна производить глубокое впечатление на людей, даже не обладающих специальными, профессиональными знаниями и навыками. Представление науки как самостоятельного вида искусства могло бы служить повышению престижа научного знания во всем мире и тем способствовать проникновению этого вида культуры в различные слои населения планеты.
В качестве примера можно привести представление великих идей, гипотез, открытий, возникших в современном мире в результате развития научного знания, а также представление картин и образов науки в области микромира. Это замечательные картины вещества в атомном масштабе, отражающие симметрию, гармонию и удивительную элегантность (эстетику), свойственную природе. Это структуры живой материи – структура гена, биологических молекул и т.д.
Это картины макромира, отражающие красоту явлений природы, динамику движения природных процессов, мгновенные слепки состояния вещества в различных условиях, замечательные модели явлений природы, созданные благодаря применению методов вычислительной математики.
В области мегамира это отображения, картины космоса, звездных образований, астрономических, космологических объектов, явлений и процессов. И многое, многое другое.
Отдельные элементы этого Искусства науки время от времени возникают, появляются и демонстрируются, но до сих пор они не стали столь близким достоянием людей как традиционные произведения искусства. В этом смысле концентрированное представление этой ветви культуры – Искусства науки – дает возможность значительно поднять общий культурный уровень населения планеты. Основным девизом этого вида искусства мог бы стать девиз: «Знание во имя человечества».
Особым аспектом науки является морально-нравственный аспект, связанный с использованием и распространением знаний. Разработка специальных законов, регулирующих использование научных результатов, а также распространение знаний, которые могли бы представлять опасность для жизни, является одной из главных этических проблем современности. Дальше отступать практически некуда, поскольку сейчас возможности использования знаний таковы, что человечество может тысячью способов уничтожить себя, все живое на Земле и разрушить саму планету. В то же время энергетические возможности, созданные человечеством в виде ядерных зарядов, могут оказаться чрезвычайно важными для защиты планеты от разрушения ее крупными метеоритами и при других космических опасностях. То же можно сказать о биологии, химии, физике, математике и других отраслях знания.
Развитие невозможно, да и нецелесообразно приостанавливать. Однако по мере возрастания мощи знания, появления нового знания и, соответственно, опасности его использования возникает актуальнейшая задача, как вести себя в этом бурном потоке экспоненциально возрастающих возможностей, как договориться, какие нравственные и базирующиеся на них политические решения необходимо принять, чтобы свести к минимуму эту опасность. Неотвратимо назрела необходимость выработки фундаментальных международных договоренностей, которые должны быть обязательны для всех стран и которые бы определяли использование и распространение знания только во благо человека. Несомненно, создание такой декларации является чрезвычайно сложной задачей, требует фундаментальных исследований и концентрации усилий всего научного сообщества, но оно абсолютно необходимо.
Сейчас проходит целый ряд конференций, посвященных вопросу соотношения знаний научных и духовных, религиозных. И становится понятным, что прямого противостояния между наукой и религией нет. Это противостояние было искусственно придумано носителями тех или иных религий. Не творцами, не апостолами, а апологетами. Это очень страшно звучит в притче о великом инквизиторе в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Джордано Бруно, Коперник, Галилей – на протяжении нескольких веков тысячи и тысячи яростных столкновений невежественных поборников веры и пытливых умов привели
к невосполнимым потерям. Страшный удар по знанию был нанесен также воинствующим атеизмом. В период сталинских репрессий были уничтожены такие великие ученые и мыслители, как Н.И.Вавилов, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский и другие. Были высланы за границу выдающиеся религиозные философы, в том числе Николай Бердяев. Уже впоследствии репрессирован Андрей Сахаров. По идеологическим мотивам затоптаны целые научные направления, такие, как генетика и кибернетика. Сейчас становится понятным, что традиционные наука и религия – это два независимых канала, которые приводят к более целостному осознанию мира. Оба этих пути взаимодополнительны, и оба сходятся в человеке.
В век высокотехнологичной цивилизации парадоксально звучит утверждение, что технический прогресс наносит вред человеку. Этот вопрос возникал и раньше – еще во времена появления станков, машин и т.д. Многие мыслители всесторонне анализировали эту ситуацию, и консерваторы неизменно говорили, что техника – это дело вредное и страшное, а наука и техника тем временем добивались выдающихся результатов, открывая для
человека новые потрясающие возможности. Еще в начале прошлого века Н.А.Бердяев, анализируя эту проблему, очень точно сформулировал ответ: «Этическое отношение к технике не может быть противоречивым и двойственным. Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире, она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть признана ценностью и благом <…> оправдание техники в широком смысле слова есть оправдание культуры, и отрицание ее есть желание возврата от состояния культурного к состоянию природному. <…> Головокружительные успехи техники в ХІХ–ХХ веках обозначают самую большую революцию в истории человечества, более глубокую, чем все революции политические. <…>
Поразительные успехи физики и основанной на ней техники приводят к обнаружению в мире неведомой до того действительности <…>
Через человека, через человеческое знание и изобретение меняется космос. <…>
Человеку дается страшная разрушительная и созидательная власть. И от его духовного состояния зависит, направит ли он эту власть на созидание или на разрушение. <…>
Она
[техника. – Г.Ф.] раскрывает возможности большего освобождения духа» [3, с. 197–199].
Сами по себе знание и наука индифферентны по отношению к добру и злу. И это опять все та же проблема – проблема свободы выбора, свободы воли. Есть некий язык науки, которым мы пользуемся до сих пор – это язык логики. Теория, как правило, включает два основных этапа: аксиоматику – основные законы или постулаты, установленные экспериментально или сформулированные в виде гипотез и предположений, проверяемых потом экспериментом, – и математику (логические рассуждения), позволяющие получить те или иные следствия. Такой подход, базирующийся на логике, не является единственным. Логика как метод описания природы довольно ограничена.
Есть ассоциативное мышление и образное. В четверостишии поэта иногда содержится полмира. Оно выражает суть какого-то явления природы гораздо точнее и полнее, чем это можно сделать логически. Мы можем гордиться своими возможностями, потому что есть вещи, особенно в квантовой механике, которые совершенно непредставимы, – они непредсказуемы и непонятны и совершенно противоречат здравому смыслу. Тем не менее мы можем описать явление количественно, не всегда понимая его суть. Это происходило неоднократно, особенно при рождении квантовой механики. Это то, что делали Планк, Шредингер, де Бройль, Эйнштейн, Дирак и другие физики.
К настоящему времени получено много количественных соотношений, описывающих природу, написаны гениальные уравнения. Но главное в том, чтобы, глядя на эти уравнения, мы могли понять, что в них содержится. Ричард Фейнман, дважды Нобелевский лауреат, говоря о смысле и значимости основных уравнений, описывающих природные явления, высказал ироничную и очень глубокую идею: «Грядущая великая эра пробуждения человеческого разума принесет с собой метод понимания качественного содержания уравнений. Сегодня еще мы не способны на это. Сегодня мы не можем увидеть в уравнениях потока воды такие вещи, как спиральное строение турбулентности, которую мы видим между вращающимися цилиндрами. Сегодня мы не можем сказать с уверенностью, содержит ли уравнение Шредингера и лягушек и композиторов, и даже мораль, или там ничего похожего и быть не может. Мы не можем сказать, требуется ли что-либо сверх уравнения, вроде каких-то богов, или нет. Поэтому каждый из нас может иметь на этот счет свое особое мнение» [15, с. 272].
Основным является вопрос, откуда возникает аксиоматика – в науке и в искусстве, откуда берутся первичные принципы? Они приходят через озарение. Великое уравнение Шредингера, например, было найдено интуитивным путем. Возможно, на основании длительного внутреннего переживания и работы, но озарение всегда приходит внезапно. Это совершенно другой вид знания, который приходит извне. И только потом к нему можно приложить логику.
В значительной степени все то, о чем говорилось выше, было сформулировано мыслителями-космистами: Бердяевым, Вернадским, Чижевским, Циолковским и, конечно, всей гениальной семьей Рерихов – Николаем Константиновичем, Еленой Ивановной, Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем. Учение Живой Этики – это учение, в котором раскрыт путь и показаны те нравственные принципы, на основании которых должна строиться наша жизнь. И путь этот основывается на высоких достижениях культуры.
Космизм – это учение о предназначении человека. Это учение о единстве природы, о воздействии мысли на мироздание; учение об основных принципах, моральных законах, определяющих реализацию этого предназначения. Это учение о свободе воли, о правах человека и его ответственности перед миром.

Литература

1. Достоевский Ф.М. Бесы. М.: АСТ, 2003.
2. Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998.
3. Бердяев И.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
4. Сахаров А.Д. Молодежь Эстонии // Природа. 1990. № 8.
5. Цит. по: Шапошникова Л.В. Веления Космоса. М.: МЦР, 1995.
6. Лихачев Д.С. Об интеллигенции // Приложение к альманаху «Канон». Вып. 2. СПб., 1997.
7. Учение Живой Этики. Надземное. М.: МЦР, 1996.
8. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003.
9. Цит. по: Авдасев В.Н. Трудовое Братство Н.Н.Неплюева. Сумы: РИО АС-Медиа, 2003.
10. Лихачев Д.С. Раздумья о России (Декларация прав культуры). СПб.: LOGOS, 2001.
11. Бердяев Н.А. Метафизическая проблема свободы // Путь. 1928. № 9.
12. Капица П.Л. Все простое – правда… М.: МФТИ, 1994.
13. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. 1974.
14. Рерих Н.К. Держава Света. Рига: Виеда, 1992.
15. Фейнман Р., Лэйтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М.: Мир, 1966.