Одухотворенное знание – источник науки будущего

М.Н.ЧИРЯТЬЕВ,
член-корреспондент Международной академии наук
экологии и безопасности человека и природы,
почетный председатель Санкт-Петербургского
отделения МЦР, вице-президент МЛЗК,
советник РАЕН

Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания,
уже есть благодетель человечества. Каждый собравший искры
знания будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг
научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение
во тьму. Каждый имеет право получить доступ к Учению. Прочтите
труд, насыщенный стремлением к Истине <…> Не забудем
принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели знание.

Учение Живой Этики. АУМ

Моя Книга Знания находится в твоем владении. Книга эта
содержит Знание всеобъемлющее и Науку Будущего.

Е.И.Рерих. Космологические записи

К Свету Знания, посылаемого Учителями, возможно приобщиться и воспринять его в такой степени, в какой прошлым опытом зажжен свет внутри познающего. Усиленный внутренним устремлением духа огонь Знания будет расти и питать совершенствование человека и общества.

Будущая наука, созидающаяся на духовном синтезе накопленных за века лучших достижениях мысли и творческих исследованиях, обязательно должна будет изучать природу внутреннего человека, его скрытых сил и способностей.

Прав был Гете, сказав: «Когда б не солнечным был глаз, / Не мог бы солнце он увидеть» [1]. Так и душа не могла бы узреть Бога, если бы сама не была божественна.

Эти взгляды созвучны мысли Е.И.Рерих: «Изучение всей синтетической сущности человека уявится необходимостью для понимания строения Мира и Космоса» [2, с. 272].

Космический Закон связи микрокосма с макрокосмом проявляется на разных уровнях организации сфер жизнедеятельности человека и Космоса. Потоки вещества и энергий с их постоянным обменом и преобразованиями обеспечивают эти взаимосвязи.

Учение Живой Этики, обращая внимание на эволюционную значимость изучения и понимания свойств психической энергии, дает Знания, обогащающие и обобщающие предыдущие представления об этом понятии, которое встречается с древнейших времен у разных народов под разными названиями. Именно эта Всеначальная энергия («великий АУМ» и жизненная сила) является основным условием реализации множества процессов, связующих Космос, планету с ее биосферно-­ноосферной целостностью и человека.

В.И.Вернадский делает первую грандиозную попытку ввести понятие этой всесвязующей энергии, которую он назвал биогеохимической, в научное понимание макромира. Еще в 1920­-х годах он считал, что «вещество биосферы пронизано энергией, источник которой располагается за пределами биосферы в космическом пространстве. По существу, биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действительную земную энергию – электрическую, химическую, механическую, тепловую и т.д.» [3]. Можно еще уточнить, что вся Биосфера «покрыта трансформаторами» живого вещества, преобразующими энергию одного вида в другой. Как они взаимосвязаны, какие силы их объединяют, каков смысл этой грандиозной симфонии жизни, какой стимул, магнит толкает волну множества жизней на новые проявления? С этими вопросами ученый обращался к мыслителям прошлого, к истории религии. Известный буддолог, друг В.И.Вернадского, Ф.И.Щербатской так отвечал ему в одном из писем: «То, что Вам нужно, т[o] e[сть] “биохимическая энергия”, вероятно, соответствовала бы индийскому понятию о карме; это всеобщая пружина бытия, Бергсоновской elon vital» [4].

Согласно древней мудрости Востока, открываемой Учителями человечества, наследованной и развитой Е.П.Блаватской и Рерихами, все сущее насыщено Космическим Огнем, его неистощимой и вездесущей мощью зарождаются все творения. Трансцендентальное единство космических огненных энергий в сокровенных Учениях выражено Фохатом – космическим электричеством, Мостом, связующим Дух с Материей, Мир желаний (энергию Камы, которая в космическом масштабе предстает как движущая сила всей Природы) с Миром разума (с планом Манаса, обителью высшего «Я» в человеке или с его соответствием на Космическом высшем плане – Вселенском Разуме – Махате). По этому искрящемуся грануляцией Первичной Материи Мосту высшие бесконечные силы изливают в конечный мир возрождаю­щую живительную Энергию, Свет преобразующих его Знаний, воплощают Мысли Надземные, а сознания людей, очистивших желания, магнитно­созвучные с Волей Фохата, поднимаются в Мир Божественный. Но из­за эгоизма, искажений и невежественного своеволия людей многие фохатические искры остаются неоплодотворенными [5, 268]. Фохат питает психическую энергию, и от сохранности Моста Фохата зависит эволюция всего сущего – людей, Космоса, высших сущностей [6, с. 200–202].

В проявлении Огня психическая энергия (или Прана – дыхание жизни) дифференцируется на космический магнетизм, свет, тепло, притяжение, электричество, звук, сцепление. Психическая единоначальная энергия начинает все более постигаться как основная жизненная сила Бытия, представляющая собой космический пространственный Огонь, пропущенный через сознание.

Елена Ивановна Рерих писала: «Итак, психическая энергия есть Дух Святой. Психическая энергия есть любовь и устремление. Психическая энергия есть синтез всех нервных излучений. Психическая энергия есть великий Аум. Потому выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к совершенствованию, к Свету во всех проявлениях и будет развитием этой жизнедательной энергии» [7, с. 148].

Таким образом, психическая энергия при внутренней готовности к ее овладению и использованию в целях эволюции становится силой, обеспечивающей внутренний рост и развитие микрокосма, эта же энергия преображает и макрокосм. Человек способен сознательно нагнетать жизненный огонь, который благодаря мысленному, чувственному и физическому труду может преображать материальный мир. Чтобы процесс был созидательным, а не разрушительным, нагнетение этой мощи требует развития таких качеств сознания для ее овладения и управления, как соизмеримость, выдержка, терпимость, самообладание и др.

Эти качества вырабатываются благодаря жизненному опыту, а их применение для эволюционных целей овладения высокими энергиями подобно искусству, ибо требует знаний, развития творческих способностей и утонченности сознания. Такой земной свободный и светоносный труд выявляет и совершенствует энергии микрокосма, которые, утончаясь и одухотворяясь, возвышают и эволюционно преобразуют земную материю разных планов.

Знания, даваемые Великими Учителями, равнозначны Свету, озаряющему пути восхождения устремленного духа, который в этом Свете старается жить и преодолевать земные ограничения материи. Сознание обыденное, скованное привычками и предрассудками земной обусловленности, будет связано внешними затемнениями и искажениями. Способность к преобразованию более грубых состояний материи в более духовные и утонченные, к выявлению ее энергетической природы определяет пути эволюции живых систем от минералов до планет и звезд. Через микрокосм человека проходят и преобразуются им материальные и энергетические потоки жизнедеятельности биосферы и ноо­сферы. Социальные общности, культурная деятельность, как и все косное и живое вещество, подчинены тем же законам утончения состояний. Это получило аргументированное обоснование в трудах В.И.Вернадского, который считал, что высшей формой биогеохимической энергии является энергия человеческой культуры: «Создание на нашей планете культурной биогеохимической энергии является основным фактом в ее геологической истории. Оно подготовлялось в течение всего геологического времени. Основным, решающим процессом здесь является максимальное проявление человеческого разума. Но по существу это неразрывно связано со всей биогеохимической энергией живого вещества» [8, с. 128]. Носителями и выразителями этой энергии являются люди: «В мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль, проявляющие научное творчество – духовную энергию» [9, с. 233]. Продукты переработки материи – следы слоев былых биосфер, оставленные оболочки – одеяния тел разной степени утонченности становятся «почвой» для укоренения и взращивания новых циклов жизней. В чувственной и ментальной сферах этот процесс более динамичен, чем на физическом плане видимого трехмерного мира. Такое пахтание океана материи духом, окрашенным высокими качествами сознания, приносит священную амриту – нектар бессмертия, питающий все человечество, природу и насыщающий Космическое пространство. Эволюция косного вещества биосферы ускоряется трансформаторами живого вещества царств растений и животных, а кругооборот и преображения духовного творчества людей ускоряют эволюцию низших царств. Так же действует творческая светоносная энергия Тех, кто намного опередил эволюционный уровень современного человечества, давая возможность людям сознательно ускорить свое восхождение. Свет Знаний и высоких благодатных чувств, будучи воспринят и творчески преображен, становится основой новых ступеней продвижения человечества.

Так и древо науки, осененное этими мудрыми Знаниями, будет способно благодаря исследователям, развившим более высокие огненные качества сознания, давать новые побеги, цветы и плоды, питающие новые возможности открытия путей к познанию человека и космоса, к гармонизации общественных отношений и природных процессов, к созиданию, созвучному действиям Высших Миров. Получаемое высокое Знание будет действенным и преображающим, если оно закреплено жизненным опытом. Тогда у исследователя совершенствуются внутренние инструменты познания, кристаллизуются энергетические накопления духа и он сам получает право учить других. Так складывается иерархическая преемственность.

Следует отметить значение веры, которая предшествует знанию, получаемому опытным путем. Именно вера сердечная и огненная в ведущее Высшее Начало открывает врата сокровенного познания. Одухотворенное созидательное творчество мысли прокладывает пути к Высшим Мирам и помогает трансмутации земных энергий. Проявления творческой научной мысли, как утверждал В.И.Вернадский, меняют энергетику планеты и неразрывно связаны с комплексом процессов биосферы, они обусловлены периодами нарождения талантливых личностей, «орудий научной мысли» – «пульсацией талантливости», приводящей к «взрывам творчества» [9, с. 234–235]. Этими взрывами просветляется сознание людей и складываются новые, более утонченные слои ноосферы.

Восходящий прорыв познания связан с самопознанием и с очищением сознания. Поэтому истинное мудрое знание открывается не любопытством, а дерзанием духа, причем огонь этого знания может опалить неготовых.

В «Тайной Доктрине» приводится письмо к Е.П.Блаватской от Великого Учителя: «“Удовлетворение любопытства есть конец знания для некоторых людей”, – так сказал Бэкон, который был так же прав, высказав этот труизм, как и те, кто были знакомы с этим до него, были правы, оградив МУДРОСТЬ от Знания, и начертавших границы тому, что может быть выдано в определенное время... Запомните:

...Знание обитает

В головах, наполненных мыслями других людей,

Мудрость в умах, внимательных к своим собственным...

“Никогда не сможете вы достаточно глубоко запечатлеть это в умах тех, кому вы передаете часть Эзотерических Учений”. <...>

Следуйте образу жизни, необходимому для приобретения такого знания и сил, и Мудрость станет вашим естественным достоянием. Когда вы будете в состоянии согласовать ваше сознание с одной из семи струн “Мирового Сознания”, струнами клавиатуры Космоса, вибрирующими от одной Вечности до следующей; когда вы хорошо изучите “Музыку Сфер”, только тогда вы станете вполне свободными поделиться вашим знанием с теми, кому безопасно доверить. До тех пор будьте осторожны» [10, с. 219–220].

Одно из существенных ограничений современного представления о научных исследованиях, которое узаконено парадигмой и методологией науки, состоит в том, что обыденное сознание разных слоев общества, даже интеллигенции, привыкло допускать, что существует объективная наука, как система знаний, отдельная и независимая от ученого. Как в религии и философии, так и в науке имеются различные гипотезы, теории, мнения и убеждения, обязанные своим происхождением не истинному знанию, а отличиям во врожденном интеллекте, характере, склонностях души, опыте и в других особенностях людей, их создавших. Допускается серьезная методологическая ошибка, заложенная в основание многих научных исследований. Она состоит в том, что качества сознания самого ученого: чувственные и умственные способности, воля, такие его внутренние духовные возможности, как, например, широта и чистота его мыслей, этические принципы жизни, творческие способности, интуиция, степени воображения, восприятия, самоконтроля и др., игнорируются и считаются не влияю­щими на процесс и результаты исследований в традиционном классическом представлении. Конечно, признается, что одни исследователи более способны и талантливы, другие – менее, но в господствую­щей системе организации знаний и при подготовке исследователей не закладываются методы отбора и воспитания внутренних качеств ученых. Да и подавляющее большинство западных институтов и университетов не имеет знающих и опытных наставников, способных обучать искусству мыслить и подлинным методам само­познания и самосовершенствования.

Это происходит еще и потому, что в старой научной парадигме узаконено исследование внешнематериального мира, и в основном внешними средствами.

В этой связи уместно вспомнить слова Шри К.Лакшмана Шармы, преданного ученика великого индийского святого Шри Рамана Махарши: «Господин Бернард Шоу заметил, что обращение дикаря в христианство является на самом деле превращением христианства в дикость, ибо этот дикарь, даже будучи крещеным и изучающим катехизис, не перестает оставаться дикарем. Поиски истины требуют со стороны искателя определенных совершенств (высот) ума и сердца, которые, несомненно, редки; универсальное образование, конечно, не преуспело в увеличении числа действительно компетентных исследователей. Отсюда следует, что, имея дело с одними и теми же данными, различные люди приходят к различным выводам. Отсюда следует, что <…> желающий познать истину чего­либо должен сначала правильно познать себя. Махарши имеет в виду, что тот, кто не знает себя, начинает с некой первоначальной ошибки, которая искажает все знание, приобретаемое им в своих исследованиях. От этой ошибки познавший Себя свободен, и поэтому только он компетентен искать истину как целого мира, так и отдельных явлений в нем. Качество потенциального исследователя является неизбежным элементом знания, обретенного им. Оно будет правильным, только если потенциальный познающий был правильно снаряжен для поиска знания. В этом состоит верное объяснение того факта – хотя многие могут отрицать это, – что наука потерпела неудачу. Ученый допускает, что ему нет нужды в верном понимании самого себя. В любом случае он начинает свое исследование объективной реальности с определенных представлений о своем “я”, которые являются ошибочными» [11, с. 65–66].

Еще более категорично высказывается великий христианский святой, яркий представитель исихазма Григорий Палама: «Знание, добываемое внешней ученостью, не только не подобно, но и противоположно истинному и духовному» [12, с. 179]. При этом он не был сторонником отказываться от познания чувственного мира, который считал зеркалом высшего мира, но призывал духовным познанием восходить, как по лестнице, к сферам высшим.

Возвышенной и пытливой мыслью открывается постижение изменчивого многообразия, наблюдаемого в проявленной жизни, ее глубинных законов, великого Единства и созвучий, утверждаю­щих целостность взаимосвязей на разных уровнях: в Космосе, Природе, и Человеке, и, наконец, в том, что из­за незрелости нашего сознания временно называется чудом. В.И.Вернадский утверж­дал: «Наука – не результат только работы ученых. Это стихийное отражение жизни человека в ноосфере. Наука – проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли... Наука не является логическим построением, ищущим истину аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой – можно лишь жизнью. Действие – характерная черта научной мысли» [13, с. 54].

Основы образования и воспитания связаны с постижением природы ума и его изменений в разных возрастах. Поэтому образование, не учитывающее живую многообразную природу внутреннего человека, только затрудняет естественные процессы раскрытия внутренних качеств сознания, без утончения которых невозможен духовный синтез, открывающий горизонты высших знаний.

Учения Востока (веданта, буддизм), глубоко проникнувшие в тайны человеческой природы, исходят из того, что ничему нельзя научить насильно, но можно собственным примером учителя и силой его духовного синтеза зажечь в ученике интерес, желание приобретения знаний, устремление. Знание – внутри, его только нужно бережно и соизмеримо с индивидуальными наклонностями и способностями ученика выявлять, воспитывать, т.е. питать духовной силой учителя всходы лучших качеств сознания ученика. Внутренняя божественная природа человека содержит зерно духа, с которым связана индивидуальность (следует отличать от личности). Но каждый должен сам заботиться об условиях взращивания этого зерна, при этом культурное совершенствование человека будет благоприятствовать лучшим всходам.

Это зерно обладает внутренним законом роста – Дхармой. Дхарма (букв. «то, что удерживает вещи вместе») не сводится только к вере или идеалу, слагающему социальные нормы, это закон проявления нашей жизни во всех аспектах, это и путь достижения идеала. Стремление к справедливости и к поиску истины коренится в Дхарме. Каждое существо обладает своей Дхармой, исходя из индивидуальной природы, но человек может сознательно руководствоваться магнитной силой эволюционного закона космического бытия. Шри Ауробиндо говорил: «Суть Дхармы неизменна, однако в нашем сознании она развивается, и развитие совершается поэтапно, существуют градации духовного и этического восхождения в пои­ске наивысшего закона нашей природы» [14, с. 107]. Отсюда многообразие путей и плюрализм в культуре, ибо народы и страны имеют свою Дхарму, с которой должна сочетаться индивидуальная.

Цикл трех своих лекций о Дхарме, прочитанных в 1898 году в Бенаресе, Анни Безант начала словами: «Когда нации одна за другой были посланы на землю, каждой из них Бог дал специальное Слово, или Весть, которую она должна принести в мир и сообщить это, исключительно ей свойственное Слово от Вечного. Если взглянуть на историю наций, то через уста ее народов мы сможем услышать звучание этой вести, и это является даром этой нации миру по пути к идеальному человечеству. Для Египта этим Словом в древние времена была религия. Для Персии это Слово – чистота. Для Халдеи – наука. Для Греции это Слово – красота. Для Рима этим Словом был закон. А Индии, самой старшей из Его детей, он дал Слово, которое объединяет все в одно целое, – дхарму. Это и есть Слово Индии, которое она принесла в дар миру» [15].

Характеризуя внутреннюю природу вещей и явлений, а также закон постадийного их развития, дхарма в значительной степени определяет эволюционный потенциал.

В Бхагавадгите Кришна говорит: «Свой долг, хотя бы несовершенный, лучше хорошо исполненного, но чужого. Лучше смерть в своей дхарме, чужая дхарма опасна» [16, с. 93]. В этой мудрости Индии можно найти ключ к совершенствованию воспитания, требующего от родителей и учителей способностей для распознавания подлинного призвания молодого человека.

Пояснением к этому могут служить слова Учителя, приведенные в «Гранях Агни Йоги»: «Жестки и узки те рамки, в которые карма ставит человека, и свобода выбора ограничена жесткостью неизменных условий. Ломоносов преодолел препятствия среды окружающей и стал великим ученым. Но если бы кармические сочетания сканд не дали бы ему способностей к наукам, все его усилия оказались бы тщетными. Слабость и ограниченность плоти надо понять» [17, с. 19–20].

Круг ученых и исследователей, определяющих направления и методы развития науки, складывается из тех, кто, вступая в жизнь, выбирает стезю научной деятельности. А значит, для лучшей реализации врожденных способностей система образования должна стать трамплином, призванным давать верное направление, знания и высоту полета ищущему духу.

Е.И.Рерих на недоуменный вопрос своей корреспондентки: «Никак не могу понять, почему сокровенное знание, как скоро становится доступным для большинства, самым страшным образом мельчает и вырождается... это ведь жутко!» – отвечала: «Что это жутко – это верно, но понять это легко. Все в Космосе держится на великом соответствии. Если человеческая природа еще настолько груба в своей массе, что ей ближе искажения и всякие разрушения, как же может она воспринять тончайшие вибрации высших мыслей, чувств, энергий? Высшие эмоции, высшее знание требуют воспитания и непрестанного утончения наших свойств и качеств для восприя­тия вибраций высших. А кто же заботится вообще о воспитании масс? Образование не есть воспитание. Образование без воспитания порождает преступников, больших и малых» [18, с. 232].

В чем же принципиальная ограниченность многих современных систем образования, которое в значительной степени определяется узаконенной обществом формой науки – господствующей парадигмой? В навязанной скованности сознания внешними грубыми свойствами материи. Удовлетворенность многих людей незрелыми и нежизнеспособными плодами цивилизации связана с ее эгоистичной направленностью обслуживать внешние телесные функции, плодить иллюзии довольства для ненасытных желаний, тем самым потакая росту низменных, темных свойств человеческой природы. Ограниченное видение цели развития приводит многих либо к ослаблению творческих жизненных сил, либо к отупению, либо к страстной погоне за смутно понимаемым или ложным идеалом.

Как я уже отмечал, в последний период нашей западной машинной, механической цивилизации, связанной с интенсивным ростом техносферы, мало кто заботился о внутренних путях познания, а настоящих духовных наставников было мало.

Более того, отсутствие глубоких знаний и духовных критериев развития, искажения религиозных основ привело к тому, что в последние десятилетия многие страны в погоне за быстрым получением желаемого все больше стали использовать наркотизирую­щие сознание методы манипулирования и цивилизация стала превращаться в магическую. Арсенал науки, возможности военных ведомств стали востребованы для штурма скрытых резервных возможностей человека и природы. Происходит это чаще всего бездуховными внешними средствами. О губительных следствиях, вызванных пробуждением этих сил антиэволюционными методами, мало кто подозревает. С другой стороны, наступили объективные сроки для исследования психической энергии и внутренних свойств человека. Но для этого нужны культурные широкомыслящие ученые с новым сознанием и качественно новые методы, а работы должны осуществляться под руководством опытных духовных наставников.

Е.И. и Н.К. Рерихи и их сыновья были именно теми просвещенными наставниками, которых так мало, но знания и опыт которых спасителен. Размышляя о новых формах освоения духовных Знаний и о создании качественно нового научного Института, Е.И.Рерих пишет: «Нужно обновление всего подхода к Сокровенному Знанию. Как никогда сейчас нужны любовь, честность и серьезное отношение, полное осознания ответственности, без этих качеств лучше не приближаться к этой Великой Науке. Обычные лекции и собрания членов не нужны. Истинно, время таких лекций и сборищ прошло, нужен строго научный подход к проблемам духовным и научно поставленные опыты под руководством необходимых специалистов и опытных наставников духовного делания и воспитания и развития внутреннего человека. Таких наставников очень мало, думаю, что и пальцев на одной руке слишком много для их числа, причем они живут в определенных местах и не любят покидать свои монастыри и уединения. Но и это может быть до некоторой степени преодолено, ибо можно иметь необходимые отделения в местностях, где будут собраны определенные условия, космические, атмосферические и географические. Об этом я и мечтаю и надеюсь, что до моего ухода мне удастся заложить основание такому Институту изучения Скрытых Сил и Свойств Человека, и не в узких рамках уже существующих исследований и допущений, но во всей широте Восточного Знания и применения именно восточных методов в их западном пояснении и западной терминологии. Углубленное тщательное изучение нервной системы и деятельности гланд сильно облегчит подход к Сокровенному Знанию» [19, с. 172].

Целостность бытия живого вещества, манифестированная в биосфере и ее высшей ступени развития – ноосфере, стала разрушаться, когда человек, создавая техносферу, стал отделять силу разума от своей исконно духовной природы, от единства сознания и жизни. Возникшие напряжения и столкновения разнородных энергий явились результатом противостояния человека с порожденной космическими законами природой, частью которой он сам является. Техносфера уже не выдерживает этого противостояния и, вытесняя из целей своего развития эволюционное предназначение самой сущности человека, пытается сделать жизнь стратегически бессмысленной. Поляризация сил разрушения и созидания, вырождения и развития, инволюции и эволюции достигает сегодня критического предела. Альтернатива неизбежна – либо разрушить биосферу и погубить Землю, либо, пройдя испытания, сознательно и гармонично подчинить рассудок сердцу, восстановить подлинную духовную иерархическую целостность, в которой человек, руководимый высшими космическими силами эволюции, будет познавать сужденную мощь психической энергии, управлять ею и становиться творцом более совершенной жизни. Культура, а не цивилизация должна стать подлинной основой Бытия.

Природу бережного взращивания души и ее воспитания нужно постигать, начиная с изучения внутренних свойств человека, закономерностей действия психической энергии и ее высшей формы – мысли, ибо, как говорит Великий Учитель Илларион: «Истинное образование является результатом взаимодействия ментальных сил человека с материальными образами предметов. Истинное знание любого предмета или явления приходит в результате отражения материальной формы в океане мысли и слияния жизненных сил формы и мыслителя. Только благодаря притяжению самого предмета и отражению его изображения в уме встречаются и сочетаются две формы энергии, и это сочетание запечатлевает устойчивый мысленный образ на чувствительной поверхности в головном мозге человека. Невозможно втиснуть идею в ум человека, можно только пробудить ответную силу, заключенную в нем, и благодаря взаимосвязи породить форму этой идеи» [20, с. 201].

Кристаллизация высших духовных качеств в их последовательном проявлении в материи способна создать более совершенную личность, но для этого необходимы самоотречение, труд на Общее Благо, гармонизация и чистота жизни.

В этой связи следует вспомнить школу пифагорейцев, которые истинную реальность выводили из мира чисел, пропорций, гармоний, или элеатов, и делали акцент на мире сущего [21]. Платон дал духовную программу развития античной философии и науки, указал путь совершенствования души и мира. Он считал, что разумность души выражается в ее стремлении приобщиться к сиянию Истины и Бытия и тем познать их, а отклонение души в омраченные сферы вызывает ее отупение, порождает метания и сомнения, и она лишается ума.

Тогда же в Академии Платона были даны правила образования. В основе их стояли принципы взращивания знаний в душах учеников. Учителем мог быть только тот, кто сам приобрел опыт и в исканиях дошел до определенных знаний. Как и в глубоких традициях Востока, так и в античном мире мудрецы считали, что Знание не передаваемо, оно как путь, на него надо вступить и самому его пройти, тогда изнутри тебя, в меру твоих достижений, проявится то божественное начало, в котором живо семя универсальной Истины. Учитель показывает достойный путь и помогает ученику свободно и творчески по нему двигаться. «Свободнорожденному человеку ни одну науку не следует изучать рабски. Правда, если тело насильно заставляют преодолевать трудности, оно от этого не делается хуже, но насильственно внедренное в душу знание не прочно... Поэтому, друг мой, – пишет Платон, – питай своих детей науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого» [22, с. 349].

Другой великий грек Гераклит учил, что различные конкретные сведения о многих вещах менее значимы, чем познание их единой сущности, проявляющейся в Природе универсальным Логосом. Человек способен обучаться и расти потому, что «душе присущ Логос, сам себя умножающий» и «всем людям дано (дана возможность) познавать самих себя и быть разумными» [23, с. 144–145].

Таким образом, с древности прививалась мысль о первостепенной значимости внутреннего труда, приобретения внутреннего духовного опыта. Овладение утонченным синтезом знаний и красоты жизненной гармонии готовит душу человека к постижению универсальных законов развития. Внутренний закон развития (дхарма), будучи сознательно поэтапно реализуем, должен согласовываться с общими законами эволюции. При этом условии понимание внешней природы будет правдивее, и жизнь обретет смысл, общественную полезность и высокую целесообразность. Научное познание и облик науки преобразятся и одухотворятся на этом пути.

Опыт кристаллизуется в чаше духовных накоплений многих жизней и только частично выявляется в одной из них для собирания определенных новых качеств сознания, которые добываются в тех слоях исторического и культурного пути человечества, куда временно воплощается дух. При этом более зрелый дух человека обогащает мир большими дарами, открывает людям лучшие возможности и таким образом складывает новые ступени культуры. Зерно духа, будучи божественным по своей природе, хранит принцип единства и потенциал всезнания. Но как труден путь носителей света в мире, задыхающемся от недостатка любви и братского сотрудничества, где царствуют насилие, эгоизм, невежество и разъединение.

Великий духовный реформатор и огненный просветитель Индии Свами Вивекананда восклицал: «Поверьте мне, это очень, очень тяжело – открывать людям новые вещи, давать им великие идеи. Еще тяжелее опрокидывать старые предрассудки, которые погребают под своими развалинами. Это очень, очень тяжело! Насколько легче умереть! Со всем образованием, кажется, люди начинают дрожать в темноте, старые нянькины сказки просыпаются в их мозгах, и они повсюду видят призраки… Никто не верит слепо в знания. Вы видели когда­-нибудь слепо верящего обладателя знания? В знании мы только открываем то, что до времени закрыто в нас. Оно всегда здесь, с нами, потому что это сам Господь Бог. Прошлое, настоящее и будущее знание – все существует сразу вместе в нас. Мы раскрываем его, и все. Все это знание – это сам Господь» [24, с. 17].

Высоким примером преобразования одухотворенного Знания, полученного от Великих Учителей человечества, в научные достижения стала творческая самоотверженная жизнь всех членов великой семьи Рерихов. Героический опыт духовного труда Е.И.Рерих озарил будущие поколения путеводным Светом принесенного ей людям Учения Живой Этики.

Будучи чрезвычайно одаренным, пройдя подготовку и обучение под наблюдением Учителей, каждый из членов семьи Рерихов смог применять свои способности для участия в наиболее созвучных ему из тех основных направлений работ, которые соответствовали давно проводящимся в Братстве, о чем Учитель еще в 1924 году сообщал Е.И.Рерих: «На три отдела разделяется Наша работа. Первый – изыскания улучшения земного плана. Второй – изыскания передачи людям этих результатов. Третий – изыскания способов сообщения с Мирами. Первый требует трудолюбия и терпения, третий требует находчивости и бесстрашия, второй требует такого самоотвержения, что самый трудный полет является отдыхом» [2, с. 105]. Как созвучны эти слова выше приведенным мыслям Свами Вивекананды!

Изучение земных условий с духовных позиций и поиск эволюционных путей их совершенствования, формирование групп сотрудников и единомышленников для проведения в жизнь новых идей требовали не только больших знаний и неустанного накоп­ления опыта, но и постоянной внутренней работы, связанной с развитием духовных и душевных качеств сознания, необходимых для овладения космическим мышлением и высокими утонченными чувствами.

Открытием эволюционных врат в более совершенный Новый Мир стало данное Учителями через Рерихов и отмеченное их творческим опытом Учение Живой Этики.

Одухотворенное творчество семьи Рерихов явило качественно новую ступень научного синтеза знаний. Чрезвычайно мощно и красиво огненный процесс одухотворения потоков материи ментального, чувственного и физического планов был явлен творчеством микрокосма Е.И.Рерих. Утонченные такой огненной трансмутацией оболочки великого духа стали чистыми проводниками и преобразователями высоких космических энергий, созвуча всей мощью психодуховности с энергетикой Великого Учителя. Многогранна деятельность Е.И.Рерих для оздоровления и спасения нашей планеты. Но хочется отметить то, что, благодаря своим уникальным достижениям, она смогла осуществить и научный подвиг, выполнив предназначение Учителя: «Урусвати уявится как лучшая мыслительница Нашей науки. Но твоя мыслительная способность Мне очевидна в твоем быстром понимании сущности, тебе явленной Моей мыслью» [25, с. 37]. Поэтому она смогла «уявить­ся зажигательницей факелов сознания, но не сидения за кропотливыми научными исследованиями», она имела от Учителя «многие намеки и направление к открытиям великим» [25, с. 37].

Кроме величайшего достижения – открытия миру Учения Живой Этики, Е.И.Рерих дала для многих будущих поколений ученых и открывателей новой одухотворенной науки програм­мные направления для научной мысли и исследований в «Космологических записях», в труде «Изучение свойств человека», в записанных беседах с Учителем по темам: «Солнце», «Токи пространства», «Всеначальная, Огненная и Психическая Энергия», «Космический Магнит», «Космическая эволюция и ее цель (назначение)», «Зерно-­Атом» и в других трудах и письмах.

Наступило время, когда многие великие мысли, с древних времен насыщавшие пространство, стали преобразовываться в научные достижения, открывая человечеству возможности подняться по новому витку космической эволюции.

Важной ступенью проявления Знания, полученного из высших Источников и дополненного синтезом прошлых лучших достижений человечества, явилась научно­-исследовательская и экспедиционная деятельность Рерихов, работа основанного ими в Индии Института Гималайских исследований «Урусвати». Во многом созвучными направлениям научно­-философской мысли Рерихов были достижения мыслителей­-космистов.

Основанный С.Н.Рерихом, созданный и работающий под руководством Л.В.Шапошниковой Международный Центр­-Музей имени Н.К.Рериха в Москве стремится продолжать дело великой семьи, изучать их наследие, труды ученых и философов­-космистов в своей культурно­-просветительской, издательской и научной деятельности, приобщая к Свету высокого Знания и Красоты многих искателей Истины.

Литература и примечания

1. Гете В. Фауст / Пер. Б.Л.Пастернака. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Электронный ресурс: http://lib.ru/POEZIQ/GETE/faust.txt.

2. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, Мастер­-Банк, 2000.

3. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1994–1997.

4. Письмо Ф.И.Щербатского В.И.Вернадскому от 30 июля 1931 г. / Архив ААН. Ф. 518. Оп. 3. Д. 1896. Лл. 8–9. Автограф.

5. Учение Живой Этики. Мир Огненный.

6. Теогенезис. Третья часть древних станц Дзиан. М.: Дельфис, 2003.

7. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Мастер­-Банк, 2003.

8. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

9. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981.

10. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. 1. М.: Т­ОКО, 1991.

11. Лакшмана Шарма К. Маха­Йога или предание Упанишад в свете поучений Бхагавана Шри Раманы / Сост. и пер. с англ. О.М.Могилевера. М., 2009. Электронный ресурс: http://www.ramana­books.narod.ru/pdf/ramana9.pdf.

12. Палама Г. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995.

13. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

14. Шри Ауробиндо. Основы индийской культуры // Собрание соч. Т. 8. СПб.: Адити, 1998.

15. Безант Анни. Дхарма // Из 1­й лекции «Различия», прочитанной А.Безант в октябре 1898 года в Бенаресе на восьмом ежегодном съезде индусской секции Теософического общества. Электронный ресурс: http://www.theosophy.ru/lib/abdharma.htm.

16. Философские тексты «Махабхараты». Вып. 1. Кн. 1: Бхагавадгита. III. 35 / Пер. Б.Л.Смирнова. Ашхабад: Ылым, 1978.

17. Грани Агни Йоги. 1955 г. Новосибирск: Алгим, 2010.

18. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 7. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Мастер­-Банк, 2007.

19. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 8. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Мастер­-Банк, 2008.

20. Учение Храма. Кн. II. Мн.: Звезды Гор, 2004.

21. Чтобы подчеркнуть духовную преемственность великих знаний, напомним, что Е.И.Рерих в статье «Космическая эволюция и ее цель (назначение)» отмечала влияние на мыслителей Древней Греции эволюционных идей системы Санкхьи, данной индийским мудрецом Капилой, который, как считают, жил в VII веке до н.э.

22. Платон. Государство. Соч. в 3 т. Т. 3. Ч. I. М., 1971.

23. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М.: Наука, 1985.

24. Свами Вивекананда. Веданта как религия будущего? СПб., 1991.

25. Рерих Е.И. О науке // Культура и время. 2009. № 3.