Литературные очерки Н.К.Рериха 1920–40-х гг. как источник познания космической реальности

И.Ю.ДЬЯЧЕНКО,
кандидат культурологии,
заместитель руководителя Автономной научной группы МЦР,
Москва

Н.К.Рерих является автором около 30 книг, вышедших при его жизни. С 1922 по 1947 год в Риге, Берлине, Харбине, Нью­Йорке, Аллахабаде были изданы сборники «Пути Благословения», «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Священный Дозор», «Врата в Будущее», «Нерушимое», «Химават» и другие. Многие очерки увидели свет впервые в 1990­х годах в трехтомнике «Листы дневника», изданном Международным Центром Рерихов в Москве. Всего в вышеназванных сборниках было опуб­ликовано свыше тысячи очерков, которые стали предметом различных исследований.

В конце XIX – начале ХХ века представления о единстве человека, планеты и космоса стали утверждаться в научном знании, искусстве, культуре. Складывалась новая система познания и новая картина мира. В 1920­е годы начала выходить в свет серия книг с общим названием «Живая Этика». В книгах освещались проблемы космической эволюции, отмечалась важная роль в ней человека, его культуры. К созданию этих книг и их изданию были причастны Н.К. и Е.И. Рерихи и их Учителя. Идеи Живой Этики находили свое воплощение в картинах, научной работе, общественной деятельности Н.К.Рериха и, конечно, в очерках, где эти идеи несли свою эволюционную нагрузку.

Очерки создавались Н.К.Рерихом в разное время и в разных обстоятельствах: в Америке, где в 1920­х годах проходили его персональные выставки и им была развернута работа по созданию культурных учреждений; в трудных экспедициях по Азии (1923–28 и 1934–35 годы); в Индии, в горной долине, где были прожиты последние годы (1928–1947). В статьях и очерках Н.К.Рерих размышлял о прошлом, настоящем и будущем человечества. Он рассматривал человека в контексте сложной системы мироздания и когда писал об археологических раскопках, об искусстве, и о развитии научного знания, и о достижениях медицины, и о еще не познанных природных явлениях. Каких бы вопросов он ни касался, главной для него оставалась тема духовного, нравственного совершенствования человека, связь человеческой жизни с процессами космической эволюции, и этим очерки представляют научный интерес.

Многие из них были впервые проанализированы Л.В.Ша­пошниковой в статьях «Чаша Грааля космической эволюции», «Эпоха энергетического мировоззрения», «Врата в будущее» и других, где автор обратила внимание на Живую Этику как мировоззренческую основу очерков Рериха, положив начало дальнейшим исследованиям в данном направлении. Л.В.Шапошникова пишет: «Не представляя себе, хотя бы вкратце, основных эволюционных положений Живой Этики, мы не сможем понять, ради чего они писались, не будем в состоянии постигнуть те основные направления космической эволюции человечества, которые сформировались в ХХ веке» [1]. В этом плане огромное значение приобретает труд Л.В.Шапошниковой «Философия Космической Реальности», где раскрываются особенности общей методологии системы познания Живой Этики, в которой мы встречаем синтез научных и культурно-­духовных достижений Запада и Востока, а также идеи русского космизма. В сокровищнице его мысли мы встречаем понятия «научной реальности космоса» В.И.Вернадского; «неизвестных разумных сил», «воли вселенной» и «разума вселенной» К.Э.Циолковского; «некой внеземной силы» А.Л.Чижевского; а также понятие «вечной действительности» Н.А.Бердяева, где происходят «глубочайшие процессы, совершавшиеся за гранями, отделяющими время нашего эона от другой вечной действительности» [2, с. 65]. Понятие «высшая реальность» встречается у П.А.Флоренского. Таким образом, познание истины сопрягается с пониманием того, что раскрывается во множестве граней реальности, включая инобытийность, создающую полную картину действительности. Понятие реальности космоса сегодня не используется современной наукой, и под словом «реальность», как правило, подразумевают то, что видят, т.е. очевидность, а это далеко не одно и то же.

В Живой Этике говорится: «Реальность – не очевидность. Очевидность по всем признакам не отвечает действительности <…> Пытливый ум не считается с условной очевидностью. Ему нужна действительность в оправе космических законов» [3, 206]; «Среди монотонности обыденности лишь немногие ощущают реальность космоса. Среди этих свитков рождений, болезней, горестей и смертей немногие найдут свиток без конца и начала» [3, 264]; «Тот, кто не может окружиться сознанием величия вечной, беспредельной работы Космоса, лишен самого великого понимания жизни» [4, ч. I, 53].

Так, понятие Космической Реальности в Живой Этике связано с беспредельной работой космоса [4, ч. I, 53], бесконечным движением, изменением и развитием всех форм бытия, т.е. с понятием космической эволюции.

КОСМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОЗНАНИЯ

Процесс познания Космической Реальности не имеет границ, поскольку они расширяются по мере расширения человеческого сознания. Чем выше сознание человека, тем многограннее он воспринимает мир, в котором живет, тем более многоцветными красками он будет выявлять его в своем творчестве. Но элемент «несказуемого», о котором говорил когда-­то Н.К.Рериху А.А.Блок, все равно будет оставаться, поскольку для него не существует необходимого языка выявления. Блок, по свидетельству Рериха, перестал ходить на религиозно­-философские собрания не просто потому, что там говорили о «несказуемом», а более потому, что люди допустили словесную грубость суждений о нем. Как отмечал Н.К.Рерих в очерке «Познавание Прекрасного», человечество в прошлые века уже приблизилось к такой утонченности и возвышенности духа, которая позволила выразить «несказуемое величие непроизносимого Понятия» словами «не То, не То» [5, с. 241]. Несомненно, для процесса познания Космической Реаль­ности нужен и иной аппарат познания, другая система познания, адекватная уровню новых знаний. Новая система познания должна опираться на качественно иное мировоззрение, а именно энергетическое. Оно подскажет и меру утонченности и соизмеримости выражений «несказуемого». Но остается вопрос: а нужно ли все­-таки о нем говорить и его изучать? Для многих этот вопрос открыт, и мнения на этот счет бывают самые противоположные. Живая Этика дает возможность нам помыслить в этом направлении, утверждая, что «Реальность заключается во всем надземном. Человек боится надземного, он предпочитает зарываться в Землю, лишь бы избежать величия Беспредельности… Людям не уйти из этой лаборатории, потому полезно приобщиться к ней всем сознанием. Мыслитель говорил: “Принимай участие во всем сущем. Оно для тебя и ты для него”» [6, 310]. Так, изучение мира Надземного, соотнесение происходящих в нем процессов с земными диктуется эволюционными задачами. И человеку в их решении предстоит создать адекватную картину мира, которая обобщила бы существующие научные представления о нем. Человеку предстоит осознать, что энергетика Высшего должна быть приумножена на земном плане для эволюции низшего, потому предметом познания и научного исследования становится именно Космическая Реальность во всем ее величии. Это есть цело­стная энергетическая система, состоящая из различных энергетических структур, включая человека. Космическая Реальность представлена во всех измерениях, состояниях, планах, формах или вне форм, проявленных и не проявленных, познанных и не познанных, непрерывно взаимодействующих между собой в грандиозном энергетическом обмене. Этот обмен, в свою очередь, является движущей силой космической эволюции. В основе энергообмена лежит дух как сила природы и энергия, пронизывающая все сущее, способная одухотворять материю и служить созданию более высоких ее форм, тем самым выявляя бесконечный процесс космического творчества.

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В КОСМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Человек – Космическая Реальность, насколько он способен это осознать. Он – проводник бесчисленного множества и энергетического разнообразия миров, знание о которых дает Живая Этика. Будучи единым с Космосом, человек объединяет собой все аспекты бытия благодаря присутствию во всем единой всеначальной энергии, или духа, подчиняющегося Космическим законам. Дух человека – это своеобразный мост к познанию Космической Реальности. Вне этого понятия Космическая Реальность недоступна для исследования.

Проблема духа как такового, духовности, духовной жизни прошла через всю мировую философскую мысль и отра­зила иска­ния многих поколений выдающихся деятелей культуры (среди них Платон, Эпиктет, Плотин, Н.Кузанский, Г.Богослов, Ф.Шел­линг, Г.Гегель, В.Дильтей и другие). В гносеологическом плане наработки этих мыслителей дают возможность проследить развитие познания духа, представления о нем на протяжении многих веков. Труды Е.П.Блаватской, Н.К. и Е.И. Рерихов открывают новую ступень в изучении этого вопроса. Здесь дух и материя выступают не отдельными элементами, а как два аспекта Абсолюта, Единой реальности, познать которые возможно только в их синтезе.

В очерках «Адамант», «Здоровье духа», «Corason», «Чандогия Упанишады» и других Н.К.Рерих дает представление о свойствах духа, приводя фрагменты из древних источников: «Дух, который в сердце моем, меньше зерна риса, меньше зерна ячменного, меньше зерна горчичного, меньше малейшего проса. Тот же дух, который в сердце моем, больше всей земли, больше пространства, больше небес, больше всех миров!.. Так говорит Чандогия Упанишад» [7, с. 70]. И еще: «Оружие не рассекает его. Огонь не палит его. Вода его не мочит. Ветер его не сушит. Ибо нельзя ни рассечь, ни высушить его: постоянный, всепроникающий, устойчивый, незыблемый, извечный он» [8, с. 92–93]. Такая многомерность, всепроникаемость, неуязвимость духа, его отношение к Высшему Миру дает новые подходы и к пониманию человека как части космоса. Если дух в человеке активен, т.е. находится в процессе энергообменов, то он наделяет человека творческой силой, познавательной и преобразующей. Более того, дух расширяет границы физических возможностей человека. «Вспомним, – писал Рерих в очерке «Адамант», – как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремленный дух окутывал нас непроницае­мым покровом» [8, с. 91]. Здесь прослеживается, как дух организует материю, побуждает ее к развитию, преображению. Только одно условие необходимо соблюдать: дух должен быть устремлен. Н.К.Рерих отмечал и такую важную особенность человеческого духа, как его способность к распознаванию добра и зла. Другими словами, если человек живет духом, он способен почувствовать и понять истину, в противном случае – нет. Дух определяет нравственное начало в человеке, и поскольку дух связан с познанием истины, то этим он и возвышает материю, и без него она перестает развиваться и даже существовать. Есть еще одна особенность, связанная с понятием духа. В зависимости от духовных накоплений человека его физическое излучение имеет разный цвет, о чем Н.К.Рерих образно писал: «Человек носит вечное цветное одеяние духа. Человек помыслами сам окрашивает свою драгоценную одежду в избранные им самим цвета» [8, с. 99]. Стилизацию ауры, отмечал он, можно увидеть на изображениях святых, где она наиболее ярко выражена.

Рассмотренные качества духа человека были издавна изве­стны народам. Знание это запечатлелось в народных сказаниях, эпосах, преданиях. Н.К.Рерих призывал бережно отнестись ко всему, что возвышает дух, поскольку знание о нем дает возможность ощутить величие Беспредельности, проникнуть мыслью в творческую лабораторию Космоса, познать его законы, ощутить пространство метаистории. В этой лаборатории присутствуют явления других измерений и миры более высокого состояния материи, влияющие на мировой эволюционный процесс [9, ч. III, 109], формирующие его метаисторическую основу. Например, в очерке «Свет Неугасимый» Рерих упоминал о многократных видениях К.Минину и другим русским людям Преподобного Сергия, наставлявшего их к спасению родины в годы польско­-литовского нашествия, подобные видения были в годы Великой Отечественной войны, что требует своего более глубокого исследования, поскольку раскрывает особенности и характер метаисторического процесса как важной составляющей видимых исторических событий. Восприятие исторического процесса в его цельности, в сложной взаимосвязи миров отвечает характеру и особенностям новой системы познания. «Связь между мирами должна занять мысли человечества. Как же иначе объяснить некоторые невидимые процессы, которые насыщают жизнь? Можно проникнуться тем знанием, лишь когда дух примет в сердце явления невидимого мира. <…> Каждое земное проявление имеет за собою невидимую причину, которая и является потенциальной силой» [9, ч. III, 109].

ПУТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ КОСМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Изучая Космическую Реальность, мы открываем для себя Тонкий и Огненный миры. Их постижение происходит и через видения, сны, озарения, тонкие чувствования, а также наяву, когда сознание человека подготовлено к подобному восприятию. В очерках «Обитель Света», «Видения», «Особенное», «Оттуда» и других Н.К.Рерих собрал многие факты проявлений и Тонкого, и Огненного Миров: вот в маленьком норвежском городке наблюдали светоносную фигуру Христа в небе, благословляющую город; в греческой деревушке наблюдали гигантскую фигуру вои­на в полном вооружении, поднимавшегося в голубом свете над горизонтом; в других местах видели огненные кресты, огненного ангела на столбах света, огненного всадника, чашу и многое другое. «При землетрясении в Италии, – писал Рерих, – видели все небо в языках пламени. Над Англией видели огненный крест. Суеверие ли только? Или просто кто-­то увидал то, что часто не замечали?» [10, с. 20].

Ценность размышлений Н.К.Рериха состоит в том, что он указал на фактическую массовость явлений, утверждающих взаимопроникновение миров, на «особо тонкие условия, неуловимые пока человеческим мышлением» [10, с. 48], которые способствуют их выявлению. Представляется, что среди таких условий будет духовное напряжение, устремление, чистота и глубина восприятия, дающие возможность взаимодействовать с Высшим. Считая, что в подобных видениях «заключен мировой момент огромной важности» [10, с. 40], Н.К.Рерих освещал вопросы энергетической наполненности бытия. Перечисляя разнообразные огненные явления, он отмечал огонь разного качества и свойства. Например, у святых людей огонь наблюдался в виде сияния или в виде сердечной теп­лоты, исходящей от человека. Это есть проявление внутреннего огня. Его нагнетение позволяет человеку сидеть на снегу и растапливать его, проходить сквозь огонь и не обжигаться. Для того, чтобы внутренний огонь был организован и проявлен, нужны накопления опыта, который складывается в постоянном духовном напряжении, стремлении не только познать, но и объединиться с Высшим, возвысив свое сознание. По сути, Н.К.Рерих раскрыл закономерности, связывающие мир земной с Высшим: без земного труда, усилий человека на земле Высшее не открывается.

Рерихи сами наблюдали в Гималаях необычное явление – неопаляющий огонь: «Стояли горы, окаймленные синими листами огненного лотоса» [10, с. 20]. А во время экспедиции вечером в палатке на постели Е.И.Рерих вспыхнуло «большое розово­-лиловое пламя цвета напряженного электричества, образовавшее как бы целый костер около фута высотою» [11]. Огонь не обжигал, не оставлял после себя следов, запахов или звуков, а лишь давал теплоту прикосновения. Многие путешественники, отмечал Рерих, также оставили свидетельства наблюдаемых свечений и необычных огней, сопровождавших их в Гималаях.

Н.К.Рерих упоминал о современных ему ученых (Р.Милликен, А.Эйнштейн, О.Лодж и др.), которые адекватно воспринимали глубинную связь миров и не представляли без этого величия Беспредельности. Видимо, истинная религиозность сыг­рала не последнюю роль в их научных открытиях. Из трудов Л.В.Шапошниковой известно, что информация, получаемая человеком в результате энергетического обмена с более высокими мирами, по своему эволюционному значению является более важной, нежели та, которая добывается средствами эмпирической науки. Важнее потому, что она метаисторична, т.е. складывается, как говорил Рерих, «поверх историков». Эта информация не объясняется земной логикой, но воспринимается сердцем человека. Оно создает пространство познания, связуя земное с небесным. В его природе – та чистота, которая является одним из важных условий восприятия действительности, а также понимания реальности той Космической Силы, которая утверждает порядок во всем Космосе и которую люди назвали коротким словом «Бог». «Знание вездесущия Бога <…> дает реальность всем тонким состояниям, всем дальним мирам, всему тому, что видит даже человеческий глаз, а кроме того, и всему тому, что знает в существе своем сердце человеческое. Сердце – это <…> престол Всевышнего» [11, с. 60].

Так, познавание Космической Реальности невозможно без развития сердца. Современная наука о культуре ничего не говорит о значении сердца в культурном процессе. Согласно Живой Этике, именно оно первым помогает воспринять импульс космической эволюции благодаря своей энергетике и в союзе с интеллектом выразить его. Живая Этика утверждает сердце человека носителем внутреннего Огня. Она утверждает, что «это прекрасный и мощный Огонь, который очищает все окружающее пространство. Мысль созидающая питается этим Огнем... Помощь ближнему истекает из того же источника» [12, с. 48–49]. От этого огня сердце приобретает все наилучшие качества, которые помогают человеку эволюционировать. Когда огонь не культивируется (не осознается, как жизненная сила), то сердце молчит, не откликается на жизненные процессы, затухает, поскольку теряет связь с Высшим.

В очерках «Неисчерпаемость», «Прекрасное», «Огнь претворяющий» и других Н.К.Рерих подводит к пониманию этого огня, его свойств, способам накопления. Он говорит о необходимости утончения сердца, его открытом, чистом состоянии. Как начать утончать сердце? С дружелюбия, отвечал Рерих. «Путь дружелюбия восходит великой спиралью до самых вышних оби­­те­лей» [5, с. 210].

Без сердца и интеллект будет ограничен в своих возможностях. Если рассудок склонен отрицать Высшие Миры, то сердце эти Миры допускает, тем расширяя границы познания, но для этого оно должно быть просвещено. Рерих писал: «Как только сойдете с пути тупоумного отрицания и устремитесь по пути Блага, по пути светлой творческой мысли, на вас нахлынет необозримое множество фактов и знаков от всех народов мира, так очевидных чистому сердцу» [5, с. 61]. Тем не менее Живая Этика наставляет, что надлежит «не разобщить сердце с явлением ума» [13, 178]. Одно без другого не позволит человеку сформировать синтез познания. Согласно Живой Этике, сердце способно трансмутировать космическую энергию, или огонь, но невоспитанное, т.е. грубое, сердце эту трансмутацию произвести не может, значит, не может познать истину. В сердце заложен неограниченный ресурс познания, поскольку оно открыто в Беспредельность. Сердце не допустит расчленения, оно приемлет только созидание, но созидание не само по себе, а, как писал Н.К.Рерих, вокруг возвышенной идеи «Светлого Града» как образа духовного просветления. Большое значение для жизни сердца имеет ритм, который дает равновесие всей системе человека, «укрепляет» в ней огонь.

В очерке «Твердыня Пламенная» Н.К.Рерих отметил неисследованное еще свойство сердца испытывать тоску по Высшему, по «космической правде». Сердце человека «тоскует по Храму Прекрасному, по Иерусалиму Небесному, по Светлому Китежу и по всем горним Обителям Духа» [5, с. 4]. Эта тоска каким­-то образом связана с тонкой болью, которую вызывает, по образному выражению Рериха, «шевеление тонкой энергии». Очувствование, распознавание таких тонких ощущений входит в методологию новой системы познания Космической Реальности.

Без понятий духа и сердца человек не может быть истинно религиозным, т.е. способным осознавать свою природную связь с Высшим. А без последнего обстоятельства Космос для человека во всей его реальности будет закрыт. Н.К.Рерих приводит целые фразы из Добротолюбия, где говорится о вековом опыте русских подвижников, как надо организовывать свое сердце, чтобы оно училось внимать Высшему, просвещаться «в делании духовном» [14]. Главная идея творческого наследия Н.К.Рериха – поставить смысл человеческого бытия в тесную связь с культурой, раскрыть ее духовный аспект.

В познании Космической Реальности огромную роль играет сознание, его способность к расширению. Под этим Н.К.Рерих понимал «не простое накопление сведений, но расширение миросозерцания и устремление к наивысшему» [12, с. 68]. Расширение сознания до уровня космического происходит под влиянием знания, но не только добытого эмпирическим путем. В этом процессе важным будет духовное знание, т.е. накопленное сердцем. Сердце питает сознание. Чем чище и выше атмосфера жизни сердца, тем более высоко воспринимает и выражает идущую через сердце информацию сознание человека. Частица «со» связывает посредством сердца знание человека с Высшим знанием, сознание человека с Высшим сознанием. Усвоение новой модели мироздания требует не только расширения сознания, но и утончения его. В очерке «Бог» Рерих отметил уникальные особенности энергетической жизни сердца, его способность воспринимать тончайшие энергии, питающие сознание высшим знанием. «Понятие Бога, – писал Рерих, – бесчисленное количество его высочайших свойств, конечно, несказуемо ограниченным словарем земным, но сердце, на своем неограниченном языке, знает эту высшую беспредельную муд­рость, огни которой сверкают в Лотосе Сознания» [5, с. 61]. В этой фразе Николай Константинович определил вершину познавательной способности сердца, то его знание (для которого Рерих выбрал образ «огней»), которое оно «открывает» в себе и «передает» сознанию в результате энергоинформационного обмена глубинного характера. Как подойти к расширению и утончению сознания? Оставить отрицание, осуждение, предубежденность и умаление всего, что служит развитию жизни. Допустить в сознание существование Беспредельности, вооружиться терпением, пониманием и вмещением. Проблема расширения сознания будет всегда оставаться одной из важных в новой системе познания.

Познать Космическую Реальность помогает мысль. Как энергия, она подчиняется всем физическим законам. Очерки «Обитель Света», «Творящая мысль», «Одеяние духа», «Культура», «Прекрасное», «Сожжение тьмы», «Древние источники» и другие дают представление о том, что мысль значительнее слова и действия, поскольку является их причиной. Она обладает разными свойствами: может быть магнитом, притягивая подобную мысль, наслаиваться в пространстве и на предметах, даже изменять вес человека. Мысль о высоком несет помощь ближнему, укрепляет сердце и посылающего и принимающего. Более того, творческая мысль, аккумулируя высокие энергии, идущие из Высших миров, питает ими все существо человека, даже продлевает его жизнь. Опыт Д.Боше по воздействию мысли человека на растение, описанный в очерке «Следы мысли», показывает ее силу и возможности. Мысль может принести душевное отдохновение и здоровье или, ослабив человека, принести ему болезнь. Мысль о красоте обладает мощным созидательным потенциалом и может принести человеку счастье, т.е. в полноте бытия открыть человеку радость постижения прекрасного. Мысль может быть передаваема другому (звуком, словом, действием или той же мыслью). Человек может улавливать мысль из Высших миров и прилагать ее в действие. «Если вас наполнила высшая форма мысли, то вы вступаете в сотрудничество с Высшим Сознанием» [14, с. 22], – писал Н.К.Рерих, подчеркивая, что именно высокая мысль, а не всякая соединяет человека с одухотворенным Космосом и помогает сотрудничать с ним. Объединенная благая мысль обладает великой силой, потому что благо не разрушает, а созидает. Мысль безвременна и практически неразрушима и тем напоминает об ответственности человека не только перед миром, но и перед эволюцией.

В 1939 году в одном из очерков Н.К.Рерих упомянул, что в ряде университетов уже начали изучать мысль и мозговую деятельность, тем самым признавая, какою мощной энергией обладает человечество. Исследованиями ученых А.Мьюля, Комптона, Райна, Макдугалла было открыто, что высокая мысль повышала напряжение и утончала вибрации энергетического состояния человека. Также было отмечено, что объединенная мысль группы людей усиливала напряжение. Мысль передавалась на ближние и дальние расстояния. Все результаты фиксировались, и участвовали в этом опыте самые обычные люди – студенты вышеназванных профессоров. Сегодня подобные исследования, основанные на методе Кирлиан, позволяющем визуализировать энергетические процессы, проводятся рядом ученых и в нашей стране.

Мысль, как основа Тонкого Мира, распространяется быстрее скорости света, и осознание ее значения, как отмечал Рерих, «значительно преобразит земное существование» [7, с. 31]. Мысль, устремленная ввысь (организуя вертикальный энергообмен), будет питаться огнем, и это говорит о неисчерпаемых возможностях мысли как основной энергии, ее творческом потенциале, влиянии на окружающий мир и самого человека. Искусство мышления Н.К.Рерих по праву называл искусством.

В мироздании все находится в движении, и тончайшие энергии, наполняющие пространство, имеют множество граней выявления: огненную, сердечную, тонкую, психическую и другие, и все это присутствует в человеке (очерк «Границы Шамбалы»), т.е. человек потенциально несет в себе Беспредельность. Очерки Н.К.Рериха помогают осознать богатейший энергетический потенциал человека, возможности его психической энергии. Заложенная во всей природе, она особенно выражена в человеке. Об этом писал еще Плотин в «Эннеадах», а А.Крёбер, один из американских антропологов ХХ века, близко подошел к признанию существования «культурной энергии», некоего импульса, направляющего людей.

Психическая энергия накапливается от чистых, светлых, возвышенных мыслей, направленных ко благу, а также от созидательных действий. Если она осознана, то она неисчерпаема, неистощима, целительна (очерк «Неисчерпаемость»). Убывает психическая энергия от раздражения, уныния, сомнения, а также других негативных свойств человека. С ее помощью можно преодолеть даже губительные болезни, ведь именно подавленность психической энергии создает различные заболевания. Человек сам допускает эту подавленность, когда, например, говорит о своих трудностях и неудачах окружающим, допускает сомнение, разочарование, отчаяние. Так люди, по убеждению Рериха, буквально «опутывают себя целою паутиною» [12, с. 47], которая ведет к духовной немощи. Рерих приводил примеры воздействия психической энергии человека на окружающее: «Почему <…> каждая машина устает в одних руках быстрее, нежели в иных? Каждый опытный инженер замечал это. Почему усталость коня зависит от всадника? И рука сокращает жизнь букета цветов. Ходим вокруг психической энергии» [10, с. 21]. Следует учиться организовывать и применять эту энергию, без которой ни человек, ни природа развиваться не могут. Жизнь человека – это непрерывный энергообмен: с себе подобными (горизонтальный); солнцем, планетами, созвездиями (вертикальный); мирами иных измерений и иного состояния материи (глубинный). Во всех этих взаимодействиях важна психическая энергия человека. Н.К.Рерих приводил множество примеров воздействия психической энергии человека как на окружающее, так и на внутренние процессы в человеке. «Опытный врач, не только восточный, но и западный, одинаково посоветует во время принятия лекарства не огорчаться чем­-либо и даже не задумываться о чем-­то постороннем, а попытаться сопроводить лекарство доброжелательною о нем мыслью. Попробуйте поговорить с опытным садовником, и он укажет вам множество любопытных подробностей о разных как атмосферических, так и психических воздействиях на растение… В соприкосновении с одними людьми цветы быстро вянут, а от близости к другим – цветы и растения даже расцветают и укрепляются» [12, с. 36]. Н.К.Рерих указывал на связь психической энергии с мыслью человека.

Если психической энергии не дать полноты выявления, то рано или поздно она «восстает мятежом», и проявляется этот «мятеж» по-­разному в масштабах как человеческой судьбы, так и судеб народа и целой страны. История полна таких примеров. Н.К.Рерих призывал к всестороннему изучению психической энергии, как основания эволюции человека. «Весомость высшей энергии, весомость и очевидность воздействия мыслей тоже не только не подлежит осмеянию, но должна быть изучаема очень заботливо. Каждое допущение уже будет одной из возможностей открытия» [12, с. 36]. Когда человек, как часть космоса, начинает осознавать в себе эту изначальную энергию, то он воспринимает космос как свою духовную родину и, взаимодействуя с его структурами, в познании его материи начинает развивать его, т.е., по сути, влиять на процесс космической эволюции.

В познании Космической Реальности, согласно Живой Этике, огромную роль должна сыграть наука. История науки – это не только история человеческого таланта, усилий и труда, но это и отражение процесса расширения сознания, которое развивается в ходе энергоинформационного обмена на всех уровнях космоса. В очерках Н.К.Рериха приводятся факты изучения научным миром стихий, явлений, тончайших энергий, присутствующих в мироздании, то, что будет способствовать более глубокому одухо­творению науки, формированию научного подхода к изучению явлений духа (очерки «Бесстрашие», «Борьба с невежеством», «Внимательность», «Знак эры», «Мастерство», «Творчество», «Следы мысли» и др.).

Прежде чем приступить к изучению энергетических процессов, происходящих в космосе, изучению его Законов, утвердить существование дальних миров, надо определиться с тем, какое знание нам нужно. Каким должно быть в принципе научное знание? «Мы должны, – писал Н.К.Рерих, – брать факты так, как они есть, без эгоистического перетолкования» [14, с. 24]. Н.К.Рерих считал, что знание не должно иметь никаких ограничений и сами предрассудки должны быть изжиты изнутри человека. Вырастают они из предвзятости, самомнения, гордыни, невежества, лукавства, лжи и других отрицательных свойств человека. Истинное знание лежит в духе и в сердце. Но как его добыть? Через изучение основ всех мировых учений, желание общего блага и стремление к нему, через красоту.

Таким образом, наука, если она хочет быть обновленной, должна быть поистине бесстрашной. Бесстрашной в открытии новых знаний и бесстрашной в борьбе с невежеством. Представитель новой науки должен быть открыт ко всему полезному и тем более к тому, что уже засвидетельствовано веками. «Решительно все, что может облегчать эволюцию, – писал Николай Константинович, – должно быть приветствовано и сердечно осознано. <…> Благо знания во всех краях мира будет иметь почетное место. В нем нет ни старого, ни молодого, ни древнего, ни нового. В нем совершается великая, неограниченная эволюция» [12].

Важный аспект очерков Н.К.Рериха – представление о Космических Законах, о которых говорит Живая Этика. Они действуют на всех уровнях космического бытия и являются универсальными, поскольку затрагивают не только физическую жизнь человека, но и действуют в сфере духа и нравственности. Пренебрегая Законами, человек идет по пути разрушений и бедствий, и не только в отношении себя. Космические Законы складывают и судьбу индивидуума, и судьбу целой нации и мира в целом. Через жизнь человека, его земное творчество космическая эволюция проявляет себя на Земле. Есть примеры жизней Св. Сергия Радонежского, Св. Франциска Ассизского, Св. Жанны д`Арк, Св. Терезы Авильской, Шри Рамакришны и многих других, в судьбах которых можно отметить действие Космических Законов, но это тема отдельного исследования, и первые результаты его уже содержатся в трудах Л.В.Шапошниковой (например, трилогия «Великое Путе­шествие», «Земное творчество космической эволюции» и др.).

Некоторые из законов можно выявить в творчестве Н.К.Рериха:

1)Закон двойственности.

Выражается в том, что каждое явление в космосе несет в себе два начала: дух и материю (духо­-материя), мир высший и мир низший, проявленное и непроявленное, божественное и человеческое и т.д. Двойственность способствует накоплению энергии, которая влияет на процесс творчества человека и творчества самой космической эволюции.

Наглядным примером феномена двойственности является древняя мифология, в которой культурные герои, представляющие для людей мир богов, обучали их наукам и ремеслам, организации социальной, культурной и духовной жизни, нравственным законам. Миф и историческое предание сливались в библейских сказаниях, эпосах, легендах. Двойственность проявляла себя в том, что культурный герой действовал на земле среди людей, боролся за справедливость, торжество истины и в то же время олицетворял космические силы. Николай Константинович ссылался на исследования профессора Варшавского университета Ф.Ф.Зелинского, сумевшего показать историчность легенд, и сам также умел за легендой и мифом видеть реальность, что нашло свое отражение в таких очерках, как «Легенды», «Пара­психология», «Вперед», «Камень», «Шамбала Сияющая» и других. «За последнее время, – писал Рерих, – признали историческое значение легенд и мифов. Немало ценных археологических открытий сделано на основе изучения легенд» [15]. Н.К.Рерих приводил пример, как один ученый пытался доказать, что Будда – миф, что он не существовал, но археологи нашли в Непале урну с останками Учителя. Также кто­-то пытался утверждать, что не было Христа, но Н.К.Рерих напоминал, что в Сирии была найдена плита с вырезанным на ней эдиктом правительства о преследова­­нии Иисуса.

Особенность феномена двойственности отразилась на разделении путей познания действительности. Согласно Закону двойственности, у человека два источника познания – земной и надземный. Известно, что земной источник связан с наукой, ограниченной экспериментом, надземный источник связан с вненаучными способами познания (интуицией, свидетельством, озарением, сердечным чувствованием и другими ощущениями), позволяющими получать информацию из миров иных состояний и измерений материи. Н.К.Рерих затрагивал эту тему в очерках «Твердыня Пламенная», «Бог», «Град Светлый», «Майтрейя», «Держава Света», «Звезда Матери Мира», «Дары Небесные», «Священные Ашрамы» и др. Если мы будем воспринимать Космическую Реальность как единую систему, то так же не различим, где миф, легенда и та земная реальность, к которой мы привыкли. В очерках «Шамбала Сияющая», «Риши», «Майтрейя», «Свет пустыни», «Радость творчества», «Шамбала», «Жданные сроки» и других он писал, в частности, о реальности, отраженной в легендах о Священной Земле, Шамбале, находящейся в Гималаях. Реальность Шамбалы, откуда пришло учение о новой эре справедливости и добра, подтверждали Рериху высокие ламы, которые ходили туда и на своем пути видели обычные физические предметы. На маршруте Центрально-­Азиатской экспедиции Рериха сами путешественники близко подходили к границам заповедного места.

Другой цикл легенд, с которыми соприкоснулся Н.К.Рерих и в которых тоже жила реальность, был связан с Мудрецами, познавшими великие истины и умеющими управлять силами природы. Из очерков Рериха мы узнаем, что Мудрецы связаны с Шамбалой и иногда появляются в мире, чтобы передать людям знание. Многие люди видели Их и выполняли Их поручения. Сами Учителя (на Востоке их называют Махатмами – Великими душами) принимают на себя огромные земные трудности, чтобы помочь человечеству на его тернистом пути. Их уединенность от мира поз­воляет многим людям считать Их несуществующими. Однако Великими Учителями, приходившими на Землю научить по­-новому мыслить человечество и поднять его сознание, были и известные философы, религиозные наставники, святые, подвиж­ники, герои. Среди них Будда и Христос, Лао­цзы и Мухаммед, Конфуций, Сергий Радонежский, Нагарджуна и другие. Человечество имеет примеры жизни и деятельности Св. Франциска Ассизского, Св. Жанны д`Арк, Св. Терезы Авильской, Шри Рамакришны, всех тех, кто участвовал в духовной эволюции земного человечества (очерки «Любовь непобедимая», «Семь святых», «Судьба» и др.). Закон двойственности в их судьбе проявился в том, что все Они выполняли волю Неба на Земле, отражая в судьбах космичность и человечность.

Еще один цикл легенд, в котором отразилась реальность, был связан с Камнем, за которым скрывается особый метеорит. Он заключает в себе огромной силы космические энергии и находится на Земле, чтобы эти энергии могли проявить свой созидающий потенциал. Предания и сказания о Камне связаны с такими историческими лицами, как Аполлоний Тианский, Соломон, Тимур, Наполеон, Акбар Великий и др. (очерк «Легенда о Камне»).

В очерках «Риши», «Здоровье», «Майтрейя» и других Н.К.Ре­рих дал представление о двойственной природе человека, где дух, как высшее начало, способствует эволюции материи. «Жить в духе – значит сиять, и благотворить, и постигать, жить в плоти – значит затемнять, и осуждать, и невежествовать, и удлинять путь. Но не следует забывать, что, удлиняя наш путь, мы затрудняем и путь близких, потому всякий эгоизм, думание о себе, саможаление, гордыня, всякое невежество – есть престол тьмы» [10]. Двойственный аспект природы человека дает ему возможность познать нравственную ответственность за выбор того или другого, поскольку этот выбор определит эволюционный путь человека. Н.К.Рерих выявлял двойственную природу познания в очерках «Легенды», «Камень», «Шамбала Сияющая» и др. Метанаучные подходы, связанные с внутренним миром человека, позволяют обогатить методы исследования эмпирической науки, ведут к пониманию, что внутреннее – причина внешнего. «Истина не познается расчетами, – утверждал Рерих, – лишь язык сердца знает, где живет великая Правда» [14, с. 61]. Он также дал представление о двойственной природе сущего, где присутствует проявленное и непроявленное, мир высший и мир низший (очерки «Град Светлый», «Жданные сроки», «Шамбала» и др.). Аспект двойственности проявляется также во взаимодействии света и тьмы. В очерках «Пути Благословения», «Здоровье», «Стража Матери Мира», «Катакомбы», «Знамя» и других Н.К.Рерих отмечал, что «проявление блага непременно должно вызывать противоположную ярость» [12, с. 180]. Он говорит не просто о противодействии добра и зла как таковых, но привлекает наше внимание к тому внутреннему процессу, в ходе которого определяется наше отношение к подобным испытаниям. Каковым должно быть это отношение? Преследования за благо, отмечал он, «должны быть воспринимаемы со всею твердостью и решимостью, как стигматы благодати» [12, с. 181]. Человек в напряжении и нагнетении таких разных энергий, которые присутствуют в его внутреннем мире, трансмутируя их, открывает для себя новые возможности, способствующие его восхождению на новую ступень эволюции. «Мы знаем, – писал Н.К.Рерих, – что невежество неизбежно будет огрызаться на все, связанное с культурою, ибо невежда и Культура так же различаются, как Свет и Тьма. Мы знаем эту злобу невежд, но она лишь мостовая для подвига. Вся история учит нас, что такая мостовая очень пригодна для постройки на ней памятников Красоты и Знания» [14, с. 169]. Так, человек, по убеждению Н.К.Рериха, может и должен использовать данное обстоятельство, проходя испытание на право называться человеком. Так, двойственность определяет диалектику бытия, его энергетическую наполненность, возможность постоянного развития.

2)Закон энергоинформационного обмена.

Согласно Закону энергоинформационного обмена, энергия человеческого духа есть главная движущая сила космической эволюции, и она определяет творчество человека и на земле, и в масштабе вселенной. В Живой Этике обращается особое внимание на развитие духа. Оно будет зависеть от творческого импульса и устремления. Другими словами, только устремленный дух может воспринять импульс космической эволюции и благодаря этому энергообмену восходить. «Велик закон обмена энергий, – говорится в книге «Беспредельность», – и зависит от человека, куда устремить свой удел. Космическое Веление назначает каждому ступень прогресса; сам же дух предопределяет, отринуть или принять, но в вечном обмене веществ и энергий нет конца» [4, ч. I, 143]. Наличие в человеке духа и уровень его развития определяет качество и масштаб этого энергообмена.

Духовный человек способен воспринимать энергоинформационные потоки, идущие к нему из Высших Миров, и взаимодействовать с ними. Главный источник энергоинформационного потока – материя более высокого состояния. В данном случае, определяет и регулирует все энергетические процессы во вселенной Космический Магнит, как высшая энергетическая структура мироздания. Энергоинформационный обмен с такой энергетической структурой обладает высоким химизмом, именно поэтому, соприкасаясь с процессом космического творчества, человек меняет свой энергетический потенциал. Он может повыситься, но может и понизиться. Все будет зависеть от сознания человека, его способности воспринимать происходящее.

В очерках «Обитель Света», «Видения», «Семь Святых», «Гима­лаи», «Великое наследие», «Знамя Мира», «Право входа» и других Н.К.Рерих приводил примеры разнообразных энергообменов, создающих условия для дальнейшей эволюции (например, передвижения народов в прошлом и настоящем, вопросы творчества и задачи искусства, соприкосновение человеческого сознания с необычными явлениями). Н.К.Рерих показал, какую важную роль в каждом из энергообменов играет человеческий дух, его высота и устремленность, его «положительная созидательность» [14, с. 75] как основное качество. Именно дух человека претворяет накопленную энергию в знаки культуры. Поскольку «энергетика лежит в основе человеческой истории и обуславливает ее события и особенности» [10, с. 6], то Н.К.Рерих в очерках позволяет проследить, как она накапливается и обуславливает эволюционные сдвиги. В очерке «Право входа» он писал: «С 1914 года человечество пришло в космическое беспокойство. Пока одна часть людей занялась плохо объяснимой стрельбой, другая инстинктивно задвигалась… Все поднялось. Все поехало… Уже девять лет бродит человечество. Толкается из угла в угол. Произнесло весь словарь добра и поношения… Но среди судорог, среди опасных взлетов за поисками чудесного края начинают расти крылья. И мысли начинают клубиться выше, и сквозь дым мечтаний начинают светить возможности действительных достижений» [8, с. 112]. В данном описании событий, происходящих в начале ХХ века на нашей планете и имею­щих поистине космические последствия, Н.К.Рерих показывал, как в результате энергообмена, подобному переселению народов, количественные накопления энергии переходят в качественные и духовное напряжение человечества дает изменение сознания (т.е., среди судорог все­таки растут крылья). Можно видеть, как негативный энергообмен сменяется позитивным, тем обнаруживая ритм космической эволюции.

Энергии, проявленные на земле, чтобы не быть разрушительными, должны быть организованы и введены в определенное эволюционное русло. Н.К.Рерих указывал на это направление. Он говорил о необходимости развития искусства и знания, необходимости труда и творчества, о красоте, об умении человека больше отдавать, чем получать. Это все то, что способно поднять энергетику человека, способствовать передаче тонких энергий от человека к человеку в процессе энергообмена. В своем служении человечеству человек пройдет те ступени культуры, которые дадут ему право на вход в храм, как образно выразился Н.К.Рерих, т.е. на право приблизиться к Высшему.

Говоря о позитивном горизонтальном энергообмене, происходящем на планете, надо отметить ведущую роль в нем самого Н.К.Рериха, особенно в 1930–1940­-е годы, когда он был признан современниками выдающимся организатором культурного строительства в мировом масштабе, в основе которого был Пакт Рериха в защиту культурного наследия. Известна не имеющая исторических аналогов деятельность мировой общественности по продвижению Пакта – это создание комитетов и обществ, их культурная работа, объединение кругов общественности разных стран в поддержку культуры и сохранении культурного наследия. Об этом Н.К.Рерих писал в очерках «Культура», «Прекрасное», «Преображение жизни», «Женщинам», «Корни культуры», «Сожжение тьмы», «Знамя Мира», «Конференция в Брюгге, 1931 год», «Созидательная работа» и многих других. В продвижении Пакта (его обсуждении, принятии решений, обращениях, претворении в жизнь его идей) мы видим проявленную волю и духовное напряжение многих людей, которые под руководством Н.К.Рериха добились подписания Пакта двумя десятками государств, признания Пакта во многих странах представителями прогрессивного человечества, и этим была утверждена новая эволюционная ступень. В своих очерках Н.К.Рерих также дал целую программу развития культурного строительства, раскрыл духовный смысл и созидательный пафос культуры, утвердил ее основанием эволюции человека. На примере Пакта можно изучать и вертикальный, и глубинный энергообмены, поскольку идея Пакта исходила от Великих Учителей, относилась к тому импульсу космической эволюции, который открыл миру Живую Этику и новое понимание культуры.

Вертикальный энергообмен представляет собой более сложное явление, чем горизонтальный, поскольку в нем процесс энергообмена направлен ввысь. Первую ступеньку этой вертикали представляют те, кто находится по отношению к нам на более высокой ступени эволюционного развития. Это те, кого мы называем Великими Мудрецами или Учителями. Однако, говоря о Них, мы должны иметь в виду и ту реальность, которая с Ними связана, а именно то особое место на планете, которое называют Заповедной Страной, где «формируется общая энергетика, необходимая для эволюционного продвижения земного человечества» [16, с. 12]. Являясь энергетическим полюсом нашей планеты, Заповедная Страна способствует энергоинформационному обмену человека со всем космосом. Этому были посвящены такие очерки Н.К.Рериха, как «Шамбала Сияющая», «Сокровище снегов», «Шамбала», «Священная земля», «Границы Шамбалы», «Майтрейя», «Именем Его» и другие. В этих очерках раскрывает­ся разнообразная жизнь одухотворенного Космоса, его Иерархия, определено место самого человека в этом одухотворенном пространстве.

Н.К.Рерих особое внимание в очерках уделял тому, что возвышает и укрепляет человеческий дух, а ведь в энергоинформационном обмене (и в горизонтальном, и особенно в вертикальном) именно эта энергия проявляет себя как главная движущая сила эволюции. Н.К.Рерих как бы выстраивал цепь духовной Иерархии (от человека в Беспредельность) и сознание человека объединял многими нитями с сознанием Высшим. Каковы же эти нити? Это – создание величественных Образов Учителей, с которыми связаны многие культурные явления (раскрываются Их духовные заветы, подвиги, красота и высота духа, возвышенная мысль, широкое сознание, свидетельства встречавших Их людей). Это – описание высочайших горных массивов планеты, восьмитысячников Канченджанги, Кайласа, Эвереста, Нанга Парбат как мировых магнитов, мест, связанных с пребыванием здесь святых людей и существованием их заповедной горной Обители (приводятся легенды о горах; откровения и пророчества, связанные с ними; праздники в честь них; описание горной природы и т.д.). Это – рассказы, притчи и легенды о священных предметах: о Камне (Сокровище мира), известном у разных народов; о древних иконах или тханках, манускриптах и книгах. Это – описание священных сооружений (монастырей, субурганов и т.д.). Это – выдержки из древних учений (Вед, Пуран, Упанишад, Калачакры), повествующих о наступлении новой эры знания, справедливости и добра. Процессы энергообмена, в которых участвует человек, позволяют ему выстраивать для себя новую систему координат, опираясь на духовные ценности.

3)Великий закон Высшей Воли и Великий закон Космической Иерархии.

Согласно Живой Этике, Закон Высшей Воли правит всем Космосом и влияет на эволюцию духа. В очерках Н.К.Рериха «Бог», «Письмена Азии», «Шамбала Сияющая», «Познавание Прекрасного» и многих других понятие Высшего синтезируется в том выражении, которое на протяжении тысячелетий формировало и развивало человеческое сознание. Это то, что направляет «Ко Всевышнему, к Дыханию всех Дыханий, к Атману всего Сущего», «Богу Всевышнему», к которому, как писал Н.К.Рерих, «все народы на всех языках приносят свое сокровенное и непреложное устремление» [5, с. 58]. От Высших Миров человек всегда получал откровения «о благе, о мире, о доверии» [7, с. 187], о единении и непричинении зла, мудрости и терпении, наконец, о Свете, как признаке божественного начала. И в древних Ведах, фрагмент из которых приводит Н.К.Рерих, говорится: «Пусть Бог нам мир засвидетельствует. Пусть мир, и мир един царствует повсюду» [7, с. 188]. Мир, как проявление Высшей Воли, был издавна заповедан человечеству для развития и преображения жизни. Вне мира этого развития не происходит, и потому человек несет ответственность за сохранение мира перед всем человечеством. «Потрясаема земля, – писал Н.К.Рерих, – всевозможными кризисами. В этом убожестве, в этом всяческом обеднении еще раз мощно встает величайшее Понятие, которое, хотя бы частично осознанное, преображает жизнь человеческую в сад прекрасный… Сад преображенного Труда и Знания в руках самих людей, обратившихся к Богу» [5, с. 62]. Так, путь к преображению жизни идет через познание материи Высшего порядка, через труд, творчество, знание, красоту, т.е. культуру. Другого пути для человечества не указано. Там, где присутствует Высшее, там нет разделений, злобы и ненависти. Там присутствует единение, честное познавание, почитание Высшего и сотрудничество с ним.

Закон Космической Иерархии связан с иерархией различных состояний материи, миров и энергий. Без понимания Иерар­хии не устанавливается и понимание Высшей Воли. В эволюции, согласно Живой Этике, Высшее продвигает низшее. Н.К.Рерих писал: «Идея “Духа Ведущего”, идея “Высокого Водительства” проходит через все века» [14, с. 63]. Мир более высокого состоя­ния материи является причинным явлением для более низкого, поэтому в эволюции человека очень важны Высшие миры и взаимо­действие с ними. Н.К.Рерих отмечал эту закономерность в очерках «Сожжение тьмы», «Майтрейя», «И это про­йдет», «Он» и других.

В очерках Н.К.Рериха «Прекрасное», «Майтрейя», «Корни Культуры», «Он», «Священные основы», «Держатели», «Судьба», «Сожжение тьмы» и др. автор показывает, как подойти к пониманию Высшего. Этот путь – через творческую мысль, ведущую к сотрудничеству со всем Космосом; через самопожертвование и просвещение, через подлинную красоту. Для того, чтобы принять понятие Иерархии или Учительства, нужно чистое сердце (очерк «Священные основы»), и принята Иерархия должна быть, прежде всего, в духе (очерк «Сожжение тьмы»).

В познании миров иных измерений, более высокого состоя­ния материи огромную роль играли в древности мистерии. Н.К.Рерих описывает мистерии, происходящие и в наши дни: это праздник почитания Канченджанги (Горы Пяти Сокровищ) в Сиккиме, встреча Нового года в Ташидинге, праздник Весны в Кашмире, священные танцы в Монголии и др. Главная задача всех этих действ, как отмечал Н.К.Рерих, ввести Прекрасное в жизнь, дать знание через красоту священнодействия, через красоту привлечь новые энергии на землю.

Закон Космической Иерархии называется также Законом учительства. Согласно ему, космическая эволюция восходит по цепи «учитель–ученик», где каждый учитель является учеником. Эта цепь имеет земную часть и надземную. В очерках «Священные основы», «Корни культуры», «Шамбала Сияющая», «Гуру – Учитель» и др. Н.К.Рерих утвердил концепцию учительства и показал, что учительство не есть рабство, не есть подавление личности, но есть возвышенное, благородное понимание Иерархии, в котором «создается искусство мышления, творится радость о предметах высших» [7, с. 110]. В философии Космической Реаль­ности, теоретически разработанной и проанализированной Л.В.Шапошниковой, сказано, что ведущий принцип космической эволюции заключен в формуле «Учитель – ученик». В методологии Живой Этики он расширен до универсальных масштабов как космический принцип обучения и познания, без которого невозможно какое­-либо продвижение человечества. В древней муд­рости Востока, отмечал Н.К.Рерих, если человек утверждает сказанное им лишь от себя, то он есть мертвое дерево, не имеющее корней. Данное положение подтверждает, что космический закон учительства имеет природную основу. «Дерево без корней обречено лишь на гниение; лишь корни, проникающие глубоко до самой сущности первичных минералов, могут удержать в равновесии и в расцвете мощный ствол и украсить его изысканным творчеством ветвей и цветами благоуханными» [14, с. 152]. Учительство – это высочайшая связь, дающая и Учителю и ученику вместе прикоснуться к источнику красоты, знания, творчества и вместе восходить.

Учитель соединяет миры, получая знания от Высшего и передавая их низшему, и восходит сам. «Учитель – основное понятие духовной Иерархии. Учитель Тот, Кто открывает, умудряет и обод­ряет», тот, кто «сам осознает ценность Иерархии знания и в постоянном движении своем создает восходящие исследования» [14, с. 44]. Н.К.Рерих очищал забытое понятие Учительства, поскольку человек обычно склонен видеть в Учителе поработителя его воли и свободы. У Н.К.Рериха Учитель воплощает в себе сотрудничество, творчество, братство, высокую нравственность (очерки «Прекрасное», «Священные основы» и др.). Он выражал в очерках суть космического Закона учительства: человек не может совершенствоваться без влияния Учителя, и Учитель есть ведущее начало в творческой и духовной эволюции человека, связуя его с миром Высшим (очерк «Шамбала Сияющая»).

Н.К.Рерих давал представление об Иерархии в нашей жизни на примере Учительства в Индии. «В Индии все же живет учительство в трогательном и высоком понимании… Это не есть рабство, не подавление личности, не суживание горизонта, но есть возвышенное, благородное понимание Иерархии. Даже в мелочах обихода, и в глаза и за глаза, ученик действительно почитает и хранит достоинство своего учителя. Конечно, эти качества могут развиваться лишь от соответственной взаимности. Учитель, истинно, является отцом и советником, руководителем во всей жизни <…> В таких взаимоотношениях создается искусство мышления, творится радость о предметах высших» [7].

Согласно Живой Этике, существование Учителей – это Космическая Реальность, но также реальность нашего земного мира. Связь человека и человечества с Учителями относится и к горизонтальному, и к вертикальному, и к глубинному энергообменам. В этом плане сотрудничество Рерихов с Учителями в создании Живой Этики, развитию научной, художественной, культурной деятельности представляет собой уникальное явление, которое должно быть осмыслено в системе научного познания на должном уровне.

Помимо науки, в познании Космической Реальности огромную роль играет подлинное искусство, несущее в себе красоту и духовность. В этом его метаисторический смысл. Пробуждая дух, оно активизирует в человеке внутренние огни, или энергии, способствует их обмену с высшими энергиями, заключенными в произведении. В очерке «Адамант» Рерих назвал искусство «молитвою духа», ведущей к пониманию истины.

КОСМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРА

В очерках «Зов о культуре», «Культура – почитание Света», «Мир и культура», «Твердыня Пламенная», «Качество», «Продвижение», «Охранение» и других содержится новая концепция культуры, духовная составляющая которой близка воззрениям русских мыслителей и философов. «Во всей истории человечества, – писал Н.К.Рерих, – ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры. И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа» [8, с. 91]. Осмысливая космичность природы человека, ее уникальную способность к развитию и совершенствованию, Н.К.Рерих писал о духовных корнях культуры, формирующихся во взаимодействии человека с Космической Реальностью. Крахмальный воротник или модное платье, как утверждал он, еще не признаки культуры и не являются достижением. Культура у Рериха есть служение Свету и почитание его. Понятие Света высоко. Постичь его возможно расширенным сознанием, духом, сердцем. Здесь Рерих обозначил «линию просвещения и красоты» [8, с. 93], которая ведет к этому Свету как истине. Эта линия должна постоянно повышаться, но никогда не должна быть забыта в повсе­дневности. «Красота и знание» у Н.К.Рериха – основы культуры и представляют собой тот энергетический источник, который питает сердце и ум человека высокими и значимыми образами, представлениями, словами, мыслями. В очерках «Радость творчества», «Познавание Прекрасного», «Звезда Матери Мира» и других он показал метаисторическую основу красоты, ее принадлежность Высшим мирам, ее миссию по передаче импульса космической эволюции человеку, ее воздействие на него и преобразующую силу. Он вспоминал, как «в России именно носители и собиратели Красоты пережили потрясение легче всех прочих <…> Мы видели, как самая огненная молодежь настораживалась молитвенно под крылом Красоты. И останки Религии возвышались там, где не умерла Красота. И щит Красоты был самым прочным» [8, с. 149]. Красотою и знанием культура определяет уровень развития цивилизации, решает такие социальные и в то же время космические проблемы, как отношение к собственности, построение общины, сотрудничество и др. Утверждая культуру во всех областях человеческой деятельности, Н.К.Рерих призывал к сохранению культурного наследия, несущего энергетику эволюции.

Н.К.Рерих писал и о трудностях, с которыми человек неиз­бежно столкнется на этом пути. И одна из них та, которая стала реальностью нашей сегодняшней жизни, когда человек начал жизненные ценности измерять деньгами. Но такие приоритеты противоречат Законам Космоса. Рерих считал, что только энтузиаз­мом, подвигом можно привести дух в обновленное состояние. «Знаем, – писал он еще в 1930­-е годы, – что эти пути красоты и знания особенно трудны сейчас. Знаем, что материальная сторона предательски овладела человечеством, но мы и не скрываем, что надо искать пути подвига» [8, с. 149].

В контексте человеческой культуры Н.К.Рерих поднимал вопрос истинного здоровья. Он утверждал, что чистый творческий дух является обитателем чистого здорового организма (очерк «Здоровье»). В том же ключе он рассматривал и проб­лему счастья. Рерих писал: «Трудно расширенному сознанию, когда оно окунается в беспредельность. Недаром малые сознания по своему размеру чувствуют себя по­-своему более счастливыми. Но счастье беспредельно» [17, с. 390]. По сути, Рерих дал новую концепцию счастья как состояния человеческого сознания, его потенциальных возможностей в масштабах Космической Реаль­ности. Счастье, по мнению Николая Константиновича, не в роскоши, не в безделии, не в пустых наслаждениях, а в красоте жертвенности, в целе­сообразности и соизмеримости действия, в творческом труде и познании, в радости сердца, которое всегда трепещет о Высшем. Счастье – в терпении, неутомимости, мгновенном озарении истиной. У счастья, считал Рерих, есть и враги: уныние, страх, злоба, зависть, клевета, сомнение. Этому, отмечал он, надо бы учить в школах, чтобы творить счастливых людей. А человеку самому нужно захотеть быть счастливым, захотеть увидеть величие красоты, которое и претворит любую жизнь, сделает ее достойной и радостной.

КОСМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И РОССИЯ

Творческий импульс космической эволюции Рерихи передали миру. Но они всем сердцем верили, что их родина сумеет первой понять и принять его. В очерках «Неотпитая чаша», «Подвиг», «Могуча Русь» и других Н.К.Рерих раскрыл эволюционную роль России, специфику национального самосознания ее народа. Она заключается в непоколебимой вере в торжество истины, доб­ра и красоты, в глубинной рефлексии над этими ценностными основами культурной жизни, веками развивающими национальный дух, характер, сердце, чуткость к красоте, язык, само бытие народа, находящего в себе силы вставать с колен после всех потрясений. Соединение рационального и внерационального, реаль­ного и идеального, восточного и западного, исторического и мета­физического, наконец, вместимость сознания, духовная полярность в культуре и в бытии складывали необходимый синтез, а в пространстве страны – высокую энергетику. «Все вносило те зачатки Синтеза, – отмечал Рерих, – которые, поверх всех проблем сегодняшнего дня, должны сказать каждому русскому, где истинная ценность» [5, с. 91]. Сложившееся энергетическое пространство России позволяет ей в полном масштабе воспринять в форме Живой Этики импульс космической эволюции в ХХ веке. Для этого должна возрасти роль культуры, которая определит для России ее дальнейший исторический путь.

Роль России в прошлом, настоящем и будущем была оценена Н.К.Рерихом с точки зрения эволюционных процессов (очерки «Неотпитая чаша», «Подвиг», «Россия», «Могуча Русь», «На­род» и др.).

Очерки Рериха как никогда актуальны сегодня. Погружение мира в глобальный кризис явно показывает кризис культуры, кризис сознания, но выход из него открыт. Он заключается в познании космического характера земного бытия человека, и очерки Рериха этому способствуют. По высоте мысли, богатству языка, энергетике речи, охвату разнообразных тем их можно назвать своеобразной энциклопедией космической эволюции на планете Земля. Как и Живая Этика, они несут тот же творческий импульс к познанию Космической Реальности, к расширению сферы знания, к созидательному действию, но реализация этого импульса будет зависеть от нашей культуры. Провидческими звучат слова Н.К.Рериха: «Свет Великой Реальности сияет там, где произросло просвещение Культуры» [5, с. 5].

Литература

1. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер­-Банк, 1999.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

3. Учение Живой Этики. Община.

4. Учение Живой Этики. Беспредельность.

5. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

6. Учение Живой Этики. Надземное.

7. Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991.

8. Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

9. Учение Живой Этики. Мир Огненный.

10. Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 1992.

11. Рерих Н.К. Адамант. Самара: Агни, 1996.

12. Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.

13. Учение Живой Этики. Иерархия.

14. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

15. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 2002.

16. Шапошникова Л.В. Послание грядущей эволюции // Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, Мастер­-Банк, 2000.

17. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер­-Банк, 2000.