Предисловие

Галина Кальжанова

«В ИПОСТАСЯХ ЛЮБВИ
И ВОЙНЫ ОГОЛТЕЛОЙ»

В высветленном молодым месяцем небе светилась комета. Когда месяц, вычертив невысокую дугу, склонился к земле, за кометой нежнейшим сиянием прорисовался ее шлейф. Из каких миров эта странница? Что принесет? Что уйдет вместе с ней?
...Новые энергии всегда несут мощный импульс перемен, а перемены — это обязательный выход из привычного, устоявшегося состояния. Не потому ли испокон веков принимается все новое в штыки? Не потому ли и кометы считаются предвестниками земных бед? Предвестницей мира и лучших времен полагают комету знающие.
Книги Людмилы Шапошниковой ворвались в наш домашний устой тревожащей кометой, на которую первым обратил внимание мой дед: «Вот вам весть от знающих». Он принес нам, зачитывающимся трудами великих путешественников духа и о земных путешествиях грезящим, только что вышедшую в издательстве «Мысль» книгу «Австралоиды живут в Индии». И сознание наше вслед за автором устремилось в неведомое.
Живя годами в Индии и соприкасаясь с различными народностями и их историей, Людмила Васильевна обнаружила, что в этой стране до сих пор сохранился древнейший слой населения — австралоидный, в который и уходили изначальные корни индийской культуры. Лики австралоидов смотрели с колонн развалин старинных храмов, и сам бог Солнца, Сурья, был одним из них. Боги и богини, даже Будда в каменных изображениях вдруг теряли свойственную им утонченность ликов и умиротворенно улыбались толстыми губами австралоида, являя черты так явно присущие лицам и ныне живущих. Значительный австралоидный субстрат присутствовал в южно-индийской группе дравидийских народов. Людмила Васильевна занялась исследованием их происхождения. В ее распоряжении был не только археологический материал или записи путешественников, побывавших в Индии века назад, но и «островок» австралоидных племен, обитавших в горах и джунглях Южной Индии. Племена эти еще сохраняли свою древнейшую организацию, культуру и традиции. Шапошникова отправилась к ним. Жила в их деревушках среди обожествляемой ими природы, поражалась удивительной свежести их восприятия окружающего мира, искала точки соприкосновения, завоевывала их сердца.
Людмила Васильевна настолько вжилась в жизнь изучаемых племен, что аборигены принимали ее за своего человека, только с иным цветом кожи... И жизнь этих простых людей с их робкими и светлыми мечтами, таинствами праздничных обрядов и глубинной сутью поверий и легенд постигалась ею изнутри.
Когда наступало полнолуние, и луна постепенно из красной, как бы вобрав в себя звездное сияние, становилась голубой, в селениях зажигались костры и женщины мелодично и слаженно запевали песню. Самую древнюю песню из звучащих под луной слушала россиянка XX века, постигая первозданную магию звука и ритма... И творилось чудо взаимопонимания, и рождались идеи, которые потом легли на страницы книг, написанных блистательно, остроумных и научно значимых.
Какие не похожие друг на друга миры объединяет одно пространство — планета Земля с ее создаваемой человечеством ноосферой, энергетическим полем общечеловеческой Культуры!
Впоследствии, осмысливая законы Космической эволюции, Людмила Васильевна напишет: «Вся драма человеческой истории и проходит в этом узком пространстве, где одно перетекает в другое, где одно подменяется другим и где разворачивается космическое противостояние духовной свободы, с одной стороны, и насилия над духом — с другой».
Бесследно исчезали цивилизации и народы по всему земному шару, а в великой индийской культуре формировалось нечто феноменальное. Индия подвергалась и вражеским вторжениям, и завоеваниям, но во все века ассимилировала все, привнесенное в ее жизнь пришельцами, превращая в органическую часть своего, уже сложившегося культурного поля. Эту загадочную особенность, необъяснимую и неизученную, и пыталась постичь Шапошникова, с завидным упорством исследовавшая страну, интуитивно чувствуя единство корней ее духовных традиций с духовными традициями своей северной родины.
Пройдут годы увлекательнейших путешествий, мучительных поисков и судьбоносных встреч, пока не сложится единая научная концепция, давшая ответы на давние вопросы. Обобщив собранный материал, Людмила Васильевна придет к выводу, что господствующей чертой индийской культуры является тяготение к синтезу, вытекающее из мироощущения, присущего народам Индии и сложившего особую систему философского мировоззрения. Все в этой системе направлено на совершенствование внутреннего мира человека, обращенного не только к жизни земной, но и жизни вечной. Старое не отсекается, сохраняясь в новом всем своим лучшим, способным к развитию, к дальнейшему движению и трансформации. Новое ассимилируется спокойно и естественно, как естественно воспринимается по весне на дереве прирост новых побегов, одинаково питаемых вместе со старыми ветвями одними и теми же корнями.
Целенаправленный научный поиск привел Людмилу Васильевну к созданию ряда замечательных книг: «По Южной Индии», «Парава — «летучие рыбы», «Тайна племени голубых гор», «Дороги джунглей».
Настоящий взрыв произвела в начале семидесятых годов книга «Годы и дни Мадраса». Прочла я ее тогда залпом: знакомые студенты дали на одну ночь. Все экземпляры книжной новинки в одночасье и повсеместно исчезли из магазинов и библиотек. Я еще находилась под впечатлением прочитанного, как появилась еще одна книга: «Мы — курги», тоже вызвавшая большой интерес у читателей.
В 1968 году Л.В.Шапошникова стала членом союза журналистов, в 1977-м — членом писательской организации страны. Книги и статьи ее были изданы на основных европейских языках, а также на хинди, телугу, каннада, на эстонском, латышском и литовском.
Глубокие научные исследования Людмилы Васильевны, ее удивительные книги, казалось тогда, стоят где-то за гранью реального, да и сама жизнь ее, о которой ходили невероятные слухи, воспринималась как фантасмагория.
...Девчонкой — она мальчишескими повадками приводила в смятение бабушку, бережно хранившую и идеалы своего предка, вышедшего однажды декабрьским утром на Сенатскую площадь, и прочно сложившиеся взгляды на женское воспитание. Позже — школьницей, получавшей высокие конкурсные оценки за исторические сочинения, она четко знала, куда пойдет учиться и кем станет. Поступила на истфак МГУ. Немного поколебавшись между этнографией и Востоком, решила все в пользу Востока и никогда об этом не пожалела.
Уже известным ученым, Людмила Васильевна одна пройдет по маршрутам индийских Гималаев, голодая и замерзая, потому что главным багажом в ее странствиях станет фотоаппаратура. Вместо теплой одежды и всего остального укладывались в рюкзак фотокамеры, объективы, пленки. Без самого необходимого бывало безмерно трудно, но зато великолепные снимки украшали на радость людям родившиеся в путешествиях книги и стали неоценимым научным материалом и для этнологов, и для историков, и для искусствоведов.
Фотографии могут рассказать многое и о многом. Вот худенькое и внимательное лицо молодого ученого индолога, рядом — Святослав Николаевич и смеющаяся Девика Рани. Больше двадцати лет связывала добрая дружба эту семью и Людмилу Васильевну. И Святослав Николаевич, носивший после ухода своих великих родителей в мир иной Священный Камень у себя на груди, как-то протянул его Людмиле Васильевне, благословляя на дела предстоящие, трудные и ответственные...
Вот на фотографии ящичек, в котором был переслан ларец с этим Камнем Елене и Николаю Рерихам. А вот здесь запечатлен и сам ларец. Вот снимки из Италии, Германии, Швейцарии, Болгарии, а эти — из Америки, где Людмила Васильевна бывала по неотложным и важным делам, или — из Египта, где она провела несколько дней отдыха со своими близкими друзьями.
Удивительны и уникальны фотографии, на которых запечатлен «момент истины». В знаменитом соборе немецкого города Наумбурга упали к ногам Людмилы Васильевны три солнечных круга — точно отражение Знака Знамени Мира. Упали и остановились, дав возможность русским и немецким друзьям отснять десятки кадров.
Фотографии, сделанные на конференциях и семинарах, показывают, какой многоликой бывает Людмила Васильевна в разные моменты жизни. Бесстрастная аппаратура подчеркивает непрекращающуюся работу мысли, смену ведущих чувств и глубинных состояний духа. Рядом с Людмилой Васильевной академики, писатели, поэты, журналисты, ученые, сотрудники Международного Центра Рерихов, умудренные жизнью и совсем юные «рериховцы», съезжающиеся со всей страны в МЦР на общее благое дело или за помощью и советом к самой Людмиле Васильевне. А вот кадры, показывающие ее в редкие минуты отдыха: с видом заправского морского волка чинит она модель фрегата; оберегающе-нежно и как-то растерянно придерживает ладонями взобравшихся ей на плечи крохотных котят...
Цветные фотографии сегодняшних дней и маленькие черно-белые свидетельства лет давно минувших — за ними целая жизнь. Вот, кажется, последний школьный звонок. А здесь — не после ли защиты кандидатской диссертации? Вот она среди первых лауреатов Международной премии Джавахарлала Неру...
Я видела все эти снимки, они помогли мне лучше узнать Людмилу Васильевну, помогли в работе над статьей. Но поместить большую их часть здесь, увы, невозможно: понадобился бы целый альбом.
Фотографии — словно вехи на дороге жизни... Исследования, статьи, книги — тоже вехи, может быть и даже наверное, не менее выразительные. Необычны названия публикаций, необычен стиль изложения: научно-художественный. В нашем домашнем архиве есть папка, когда-то красивая и элегантная, а теперь потрескавшаяся и поблекшая от времени, разбухшая от собранных в ней газетных и журнальных страниц, папка с золотым тиснением: «Блистательное перо» (так в семье окрестили произведения Людмилы Васильевны). Были времена, когда папка не пополнялась ни одной страничкой, но потом появлялись новые статьи и очерки — из журналов «Азия и Африка сегодня», «Вокруг света», «Наука и религия», «Советская женщина»...
И вот — новый этап в жизни Л.В.Шапошниковой — связанный и с Индией, и с семьей Рерихов. Открылась, пожалуй, самая удивительная страница ее творчества. Да и не только творчества: с этими людьми связана самая значимая часть ее жизни.
Двадцатый век продиктовал необходимость появления мыслителей, которым стало по силам и подведение итогов развития человечества, и поиск иных путей, и выявление новых целей. В конце XIX столетия наука и религия становились все более и более противоположными полюсами человеческого мышления. Наука шла путями внешнего, объективного опыта, а религиозно-философские системы развивали пути внутреннего постижения. Но ведь оба вида самосознания, как утверждает Древняя Мудрость, взаимно дополняют и утверждают друг друга. «Лишь малое знание удаляет от Бога, большое вновь приближает к нему», — сказал когда-то Ньютон, воспринимавший синтез не как сумму единичных законов, а как гармонию совмещения обоих путей. Прошли периоды накапливания фактов, наш век открыл для науки необходимость и возможность обобщения, синтеза. Происходит сближение того, что еще недавно казалось разделенным непримиримыми противоречиями. Наука и религия, лишь иногда находившие точки соприкосновения в отдельных философских построениях, выявляют единство знания и первооснов всего сущего.
Людмила Васильевна и здесь оказалась в числе первопроходцев. Она постигала азы науки в период господства «плоской и двумерной», по выражению Д.Мережковского, системы мышления. Но шла глубинно и никогда и ни в чем не изменяла глубине духовного восхождения.
«Знание бывает обобщающее и расчленяющее. Одни ученые начинают с первых шагов познавания прилежать к первому виду, но другие не могут выйти за пределы расчленения. Рано или поздно и они должны будут обратиться к методу обобщения. Нужно полюбить такой порядок мысли. В нем заключается творчество. Расчленение будет подготовительным путем к тому же завершению. Полезно уметь понять различие этих двух путей. Именно теперь много прилежных ученых, которые довольствуются вторым методом. Но мало поможет он, когда каждое познание является синтезом многих отраслей науки. Требуется большая подвижность ума, чтобы мочь найти сравнение и подтверждение из самой непредвиденной области науки. Умение сочетать необходимые показания уже доказывает высокую степень сознания. Уже много было потеряно из-за ненужных подразделений. Даже замечалась какая-то враждебность отдельных областей науки между собою. Но разве гуманитарные и прикладные науки не являются ветвями того же древа Истины?»Братство, 215.. Когда читаешь эти строки Учения Живой Этики, невольно соотносишь их с творчеством Людмилы Васильевны Шапошниковой.
Умение мыслить широко и обобщающе, с детства живущая решимость не пасовать перед трудностями, мудрое понимание, что каждое земное столкновение есть лишь пробный камень нашего сознания, спасли ее во всех очень сложных порой жизненных ситуациях и как ученого, и как писателя, и как человека.
Спасало прикосновение к Рериховским идеалам.
Спасала и Индия. Своеобразием и непохожестью своего мира на наш, неповторимой изначальностью обычаев и традиций. Стремлением разноязычных обитателей ее понять друг друга и объясниться, если назрело непонимание, чтобы приблизиться, а не оттолкнуться. Бережным отношение к самым фантастическим, с точки зрения прагматичного западного ума, философским исканиям и религиозным воззрениям. Спасала сбережением инакомыслия, утверждением правомерности сосуществования не только сотен мыслей и теорий, но и сотен граней одной мысли и одной теории. Спасала, проведя теми земными путями, которые дали постижение единства Природы и Космоса, Человечества и Вселенной.
Спасал и вел к вершинам институт духовного наставничества, действующий в Индии со времен глубокой древности до наших дней. Роль духовного учителя в Индии велика. Гуру, избравший себе достойного ученика в лице русского ученого-путешественника, оценил в Людмиле Васильевне прежде всего этот дар синтетического, целостного и образного подхода к любому заинтересовавшему или изучаемому явлению. Оценил и помог совершенствованию этого дара. То, что воспринималось как мифология, открыло свою научную значимость. Он помог не только по-иному осмыслить древнейшие источники, но также по-новому оценить современные достижения науки и заглянуть в будущее.
«Ты несешь внутри себя высочайшего друга, которого ты не знаешь», — слова Бхагават-Гиты переставали быть отвлеченностью, обретая конкретный смысл и открывая пути и возможности к новому постижению мира. Дух человека обозначился как средоточие всего сущего. Древняя Мудрость утверждала, что в существах высшего порядка и в существах самых низших пребывает единое высшее начало, соединяющее мир проявленного бытия с миром Божественным. Современная наука говорила о единой всеначальной энергии, наполняющей все сущее. И дух человека осознавался как то вековечное звено, которое лежит на границе этих миров, каждый из которых утверждается в другом, а сознание человека начинало восприниматься как основной фактор в переходе от низшего к высшему. Становилось понятным, почему вся жизнь, вся творческая деятельность человека должны способствовать расширению сознания. Все меняется в мире, когда человек познает, что неведомый и непостижимый дух, первоначальная энергия, изливает свою царственную мощь на все человеческое существо, наполняет его силой и тем дает возможность жить, действовать, устремляться вперед.
В долгих беседах с Гуру рождалось и крепло Новое. Потом это Великое Новое, неспешно и обстоятельно укореняясь в старом, переплавлялось в книги, в действия и открытия, рождало ситуации и выстраивало отношения, помогавшие в нелегких путях восхождения.
Каждая книга, каждая статья Людмилы Шапошниковой становились отголоском Вдохновенных Бесед, наполнялись духом Учителя, превращая высеченную искру в пламя нового знания, в реальную силу для нового свершения. Учитель напомнил, как трудны взаимопонимание и поиск общего языка даже среди единомышленников, если они еще не научились уважать искру света в каждом человеке. Никогда не помогало бросание камней друг в друга — на всех путях помогает человеку только сердце, наполненное любовью и бережностью, постигающее истинное значение понятия «Культура».
В творческих исканиях Людмила Васильевна решала сложную проблему «Культура — цивилизация» с точки зрения взаимодействия духа и материи, полагая, что Культура есть явление духа, действующего согласно закономерностям его энергетики. Созвучные идеи жили на страницах работ Вернадского, Шардена, Бердяева, Циолковского — тех ученых, кого Людмила Васильевна почитает в ряду величайших мыслителей нашего века. У Рерихов, с творчеством которых по магнитному притяжению космического закона подобия она не могла не соприкоснуться, сложилась своя концепция Культуры, вытекающая из научно-философского Учения Живой Этики. Оно синтезировало научные достижения древних времен и современности, углубив их через прозрение науки будущего и одухотворив сердечным восприятием мира, заповеданным Космосом.
Учение Живой Этики несет в себе целостную концепцию энергетического мировоззрения. Единая энергетическая система мироздания живет и развивается согласно Великим Законам Космоса. Концепция энергетического единства Вселенной полагает важнейшим фактором эволюционного развития творчество духа, а главным в эволюции считает совершенствование человека, «самого мощного претворителя космических сил». Совершенствование возможно только в упругом энергетическом поле Культуры. Надо четко разделять понятия «Культура» и «цивилизация», не считать их синонимами, а тем более не видеть в Культуре лишь надстройку к базису цивилизации. Латинский корень «культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как слово «цивилизация» предполагает гражданское, общественное строение жизни. Цивилизация — это обустройство жизни человека во всех ее материальных и гражданских аспектах, это продукт деятельности человека. Культура — это энергетическое поле духа, система самоорганизующаяся. Самоорганизация духа и является формой существования Культуры.
Ученым удалось нащупать некий универсальный принцип, на биологическом уровне имеющий отношение к любой энергетической структуре и к духу в том числе. Назвали эту науку синергетикой.
«В энергетическом поле духа идут те же обменные процессы, которые составляют основу всех космических явлений, начиная от человеческого общества и кончая межзвездным веществом. Специфика такого энергообмена складывает или превращает дух в систему Культуры. Синергетика справедливо утверждает, что самоорганизации поддаются лишь открытые системы.
Наряду с этим важным условием процесса самоорганизации, в какой бы среде он ни шел, является первоначальное отклонение от равновесия. Такое отклонение может происходить в силу направленного энергетического воздействия извне или возникает внутри самой системы. Раз уж мы обратились к открытиям современной науки, то следует упомянуть теорему Маккалока-Литса, одну из важнейших теорем в кибернетике: промоделировать некоторую сложную систему может только система, на порядок более сложная»Шапошникова Л.В. Синтез действенного блага. — «Человек», 1994. № 1.. В этих положениях Л.В.Шапошникова видит основные принципиальные закономерности формирования Культуры как самоорганизующейся системы.
Н.К.Рерих, личность широчайшего диапазона, был известен долгие годы для большинства соотечественников лишь как художник. Чье-то категоричное «мы не все принимаем у Рериха» ранило глубоко и рождало тревогу. Что знали они о семье Рерихов? Что знали об их духовных озарениях и открытиях? Всей своей деятельностью, каждой мыслью и каждой строкой Людмиле Васильевне пришлось восстанавливать для современников целостное видение Рериха — великого художника, выдающегося ученого, опередившего на века свое время, уникального мыслителя, известного путешественника и общественного деятеля мирового масштаба.
Со смелостью исследователя, привыкшего отвечать за каждую свою мысль и каждое слово, с горячей искренностью Людмила Васильевна рассказывает о Рерихах во множестве публикаций. Она сама прошла по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов — большинство публикаций на эту тему печаталось под объединившим их грифом: «По следам Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха». А венцом этой титанической работы стала книга «От Алтая до Гималаев». Журнал «Вокруг света» подарил читателям два выпуска с путевыми зарисовками Шапошниковой и авторскими фотографиями — «Алтай: по пути Рериха» и «Ладак: по пути Рериха». В журнале «Наука в СССР» она впервые рассказала о Знамени Мира, поднятом Н.К.Рерихом в защиту Культуры. Это был очерк «Три малых круга, заключенных в большом». Появились ее публикации в еженедельнике «За рубежом» («Сикким: тайна снежного гиганта», «Страна небесных ступеней», «Шамбала сияющая», «Тайна священной горы Трикуты»), очерки в журналах «Знамя» и «Огонек».
В своих работах Людмила Васильевна развивала мировоззренческие концепции Рерихов, осмысливала важнейшие положения Учения Живой Этики. Но жизнь ставила перед ней и другие задачи. В 1989 г. в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха был создан Советский Фонд Рерихов и заложен общественный Музей имени Н.К.Рериха. Директором этого музея Святослав Николаевич видел только Шапошникову. В ее руки в 1990 г. последний из семьи Рерихов передал бесценное наследие родителей. Вскоре начались осложнения и возникли препятствия, о которых никто из работающих в Центре не мог и предположить. Правительство и чиновники, отвечавшие за состояние Фонда Рерихов, за ремонт выделенной для музея усадьбы Лопухиных, своих обязательств перед С.Н.Рерихом не выполнили. Учредители, за исключением Фонда Мира, никаких денег не дали. В 1991 г. Фонд Рерихов был переименован в Международный Центр Рерихов. Уникальная культурная организация была брошена на произвол судьбы. Но этим дело не кончилось. Ведомство культуры повело войну, как против самой идеи создания Центра, так и против людей, эту идею воплощающих. Война, спровоцированная влиятельным ведомством, выплеснулась на страницы прессы. Поток клеветы обрушился на МЦР и его руководителя. После смерти Святослава Николаевича (в январе 1993 г.) «боевые действия» разгорелись с новой силой и завершились правительственным постановлением в ноябре того же года. У Международного Центра отнимали усадьбу и передавали ее Музею Востока для создания Государственного музея Н.К.Рериха. Высокопоставленные чиновники писали распоряжения об изъятии у МЦР самого наследия. Были нарушены не только юридические нормы, но и воля дарителя. Авторов этих документов не смущало ни то, ни другое.
Вся тяжесть противостояния легла на плечи Людмилы Васильевны Шапошниковой и ее небольшого коллектива. Но на помощь пришли Московское правительство и его мэр, новое руководство Управления памятников истории и культуры, рериховские общества, пришел сам народ, заинтересованный в сохранении Культуры. «Препятствиями растем», — повторяла Людмила Васильевна слова Николая Константиновича Рериха, являя незаурядные способности организатора и стратега, спасая МЦР от чиновничьего произвола, от гибели.
Сотрудники МЦР мужественно выдерживали наскоки, старались не падать духом. Усадьба ремонтировалась, как издавна ведется на Руси, всем миром. Открылся музей, развернулась научная, культурно-просветительная и издательская деятельность.
...Ее рабочий день заполнен множеством дел. А ведь есть еще ежегодные международные научно-общественные конференции, лекции, семинары. Нужно думать о последователях и преемниках. В МЦР вместе с учеными-физиками и представителями естественных наук работает научно-исследовательская группа по Учению Живой Этики. Защищена первая кандидатская диссертация. Собственными силами отстроено и оборудовано помещение для единственного в своем роде оптического театра. Есть свой книжный магазин, который позволяет жить и трудиться подвижникам, еще ни рубля не получившим от государства. Установлено деловое сотрудничество практически со всеми рериховскими организациями, существующими на территории нашей страны. В больших городах и за рубежом созданы отделения МЦР.
Недавно по инициативе Международного Центра Рерихов, неправительственной организации при ООН, прошла учредительная конференция по созданию Лиги Культуры. Еще одно завещание Рерихов, великих детей многострадальной России, исполнено.
«Мир устремлен в поисках завершения», — утверждает Учение Живой Этики. Это устремление предполагает постижение Красоты. Красоты мысли и действия, Красоты служения Общему Благу. Красоты бесконечного познания и восхождения. Об этом говорят последние по времени книги Людмилы Васильевны Шапошниковой: трилогия «Великое путешествие» и «Веления Космоса», имеющие особое, принципиальное значение. И работы, публиковавшиеся в разные годы и в разных изданиях, которые включены в настоящий сборник. Впереди новые труды. Ибо до завершения еще далеко.
Человек, вышедший в Путь, уже не остановится никогда.