ЭПОХА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Некоторые люди называют всякие такие вехи
святочными рассказами или не заслуживающими
внимания совпадениями. Большинство из этих
якобы скептиков очень боязливы сами и потому
опасаются даже подумать о том, что, помимо их
повседневности, помимо их лопуха огородного,
существует еще нечто, что мощно заставляет
помыслить и отнестись внимательнее к жизни.
Н.К.Рерих. Вехи

Наш век есть эпоха энергетического мировоззрения.
Н.К.Рерих. Парапсихология

«В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.
В бережности принес Пламенный весть обновленного, благословенного мира»Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С. 16..
«Другой раз утром Юрий (старший сын Н.К.Рериха. — Л.Ш.) проснулся, точно разбуженный, и увидел около постели падающий горящий дирижабль ... В то же время погиб в Бельгии дирижабль, летевший из Лондона в Индию»Там же. С. 54-55..
«...Под Верденом, идя на смену караула, они встретили караул, который должны были сменить, уже в пути. Вся команда не только видела этот взвод, но и безуспешно пыталась окликнуть его. Подойдя к посту, они заметили безмолвно стоявшего часового, когда дотронулись до него, то оказалось, что это был труп. Выяснилось, что весь взвод был уничтожен неожиданным налетом германцев»Там же. С. 28..
«Было указание о том, что получится очень ценная посылка. Время прошло. Друзья наши уже как бы забыли об этом обстоятельстве, приехав в Париж. Однажды из банка «Бенкерс Трест» приносят оповещение о получении пакета. Оказалось, что этим обычнейшим путем была доставлена самая необычная посылка»Там же. С. 34..
«Священник из Ориссари утверждает, что из окна своего дома видел гигантскую фигуру голубого света — как бы могучий воин в полном вооружении, в шлеме и с мечом — поднимающийся над горизонтом <...> Поселяне, которые наблюдали это, замечали, что как бы все небо затем было покрыто языками голубого пламени...»Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С. 38.
«Присутствие, великое присутствие наполняет природу. С чего бы колыхаться травинке, почему трепетать ветке дерева, откуда хруст валежника, почему срывается песок с горы, почему и куда всматривается напряженно собака: Он идет. Он приближается. Если сосчитать удары сердца, то в их ускоренности, в их наполнении можно понять, насколько сущность знает приближение. Он неслышно идет. Он не испугает. Он обережет, и если даже и дотронется в ведении, то и это прикосновение будет непередаваемо земным словом...»Там же. С. 43-44..
Что это? Отрывки из древних мифов и легенд? Описание галлюцинаций или экстатических религиозных видений? Кто собрал воедино все это?
Процитированные выше отрывки взяты из очерков Николая Константиновича Рериха и свидетельствуют о том, что Вселенная, наша Планета и человек живут более богатой и необычной жизнью, нежели это представляет современная наука.
Именно наш XX век подошел к той черте, когда меняется сознание, мышление человека, когда все, накопленное человечеством в предыдущие тысячелетия, порождает качественно новые подходы к проблемам Космической эволюции человечества. Выдающиеся ученые, такие, как В.И.Вернадский, Тейяр де Шарден, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и другие, ощутили наступление изменений, связанных с процессами этой эволюции, предугадали приближение нового, более высокого ее витка. В этот ряд выдающихся ученых и мыслителей XX века можно без колебаний поставить и великого русского художника Н.К.Рериха. Ибо он был не толькнеприличными о художником, но и оригинальным ученым и исследователем, путешественником и мыслителем. Вместе с супругой Еленой Ивановной Рерих он принес человечеству целый свод новых знаний, стройную философию Космоса. Эта философская система базируется на мировоззрении, которое сам Рерих назвал энергетическим. Именно с помощью этого мировоззрения можно объяснить факты и явления, приведенные в начале этой статьи.
Из 73 лет Рерих прожил в Индии более двадцати. Он приехал туда вместе с семьей в 1923 году и умер там же в 1947. Появление Рерихов в Индии не было случайным. Именно здесь протекало регулярное сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны с группой анонимных философов и Учителей, которые и были создателями энергетического мировоззрения. Под их руководством Елена Ивановна Рерих подготовила серию книг Живой Этики, или Агни Йоги. Из Индии же отправилась в далекий путь и Центрально-Азиатская экспедиция, которая несла на себе большую эволюционную нагрузку.
Энергетическое мировоззрение и идеи Живой Этики пронизывали творчество Рериха-художника, Рериха-ученого и литератора. Без этого невозможно понять Рериха как крупнейшую личность нашего века.
То, что книги Живой Этики начали издаваться в 20-е годы нашего столетия, свидетельствует о их тесной связи с рядом важнейших процессов, происходивших в нашем веке. Век же оказался переломным в духовно-культурной эволюции человечества, временем новой энергетики и перехода на следующий эволюционный виток. Все культурно-духовные изменения века определялись именно этими обстоятельствами. Живая Этика, в которой были использованы древнейшие знания и современные нахождения, в которой мудрость Востока и Запада образовали единое целое, а духовные достижения человечества подтверждались последними изысканиями науки, являла собой целую философскую систему, посвященную Космической эволюции человечества в ее новом, энергетическом понимании.
Живая Этика по-иному, нежели современная наука, трактовала такие фундаментальные понятия, как материя и энергия. Она сообщала нам о существовании миров иных состояний материи, иной энергетики, иных измерений. Кроме нашего плотного физического мира, вводились понятия о Мире Тонком, а затем Мире Огненном, мире лучистой материи. Все эти три мира были тесно связаны между собой, тесно взаимодействовали. Сам человек нес их в себе, реально соприкасаясь с материей различных состояний и различных измерений. Такая модель человека безмерно расширяла наши знания и о самом человеке и о Космосе в целом. Человек являлся неотъемлемой частью гигантской, единой и в то же время многообразной, энергетической структуры Мироздания. Он заключал в себе космическую энергетику, а Космос в свою очередь являлся одухотворенной системой, в которой дух представлял одну из сил Природы.
Жизнедеятельность Космоса поддерживается энергетическим обменом. Космическая эволюция человечества есть по сути своей энергетический процесс, в основе которого лежит все тот же энергетический обмен, точнее, энерго-информационный обмен. Последний составляет главную движущую силу эволюции. Поэтому проблема развития, повышения и расширения нашего сознания — это не только энергетическая или этическая проблема, но и космическая.
Качество сознания или его уровень тесно связаны с местом, которое отдельный человек или человечество занимают в Космической эволюции. Являются ли они объектами этой эволюции или ее субъектами? Условное расстояние между таким объектом и субъектом включает энергетические процессы, связанные с совершенствованием человека и расширением его сознания. Если путь его совершенствования приводит к осознанию задач и смысла эволюции, человек становится ее субъектом. А именно, он получает возможность не только дальнейшего, уже осознанного продвижения, но и обретает умение пользоваться теми силами, участвовать в тех энергетических процессах, которые представляет в его распоряжение Космическая эволюция. Иными словами, индивидуум, достигший необходимого уровня сознания, оказывается способным воздействовать и на ход самой Космической эволюции. Космос собственно и одухотворен такими субъектами эволюции, стоящими на самых различных ступенях бесконечной Иерархической лестницы. И Елена Ивановна Рерих, и Николай Константинович, и их Учителя являлись и являются такими субъектами Космической эволюции, которые несут свою миссию, связанную с эволюцией нашей планеты и развитием земного человечества.
Плотный физический мир нашей планеты участвует в энерго-информационном обмене с мирами иной материи, иного качества энергий, иных пространственно-временных измерений. Мы находимся в постоянном контакте с Миром Тонким, в наш мир приходят отзвуки Мира Огненного. Все это приносит в нашу жизнь немало интересного и пока не изведанного. Явления, которые возникали в результате взаимодействия с иными Мирами, долгое время отрицались современной наукой. Однако XX век внес и сюда свои коррективы. Исследования ряда талантливых ученых в различных странах снабдили нас фактами, которые утверждают реальность взаимодействия Миров.
«Учитель, прежде всего, — сказано в одной из книг Живой Этики, — должен разъяснить сотрудничество между мирами. Невозможно оставлять жителей Земли в заблуждении об их изолированности. Нужно пока не поздно дать сведения о ближайшем сотрудничестве миров <...> Так Мы приветствуем истинное отношение к Тонкому Миру. Отблеск его можно найти по всему миру...»Надземное, 52..
И еще: «В уяснении этой истины заключается успех эволюции, а затем придет и познание тонких энергий»Там же, 77..
Три направления энергетического обмена — горизонтальный, вертикальный и взаимодействие с мирами иного качества материи — определяют основные явления нашего феноменального мира, упомянутые в очерках Н.К.Рериха. Несмотря на разнообразие своих проявлений, они имеют единую основу — энергетическую жизнь Космоса. Сближение миров различных измерений и энергий есть, согласно Живой Этике, одна из важнейших особенностей данного этапа эволюции.
Рассматривая эволюцию как энергетический процесс, Рерих обращает наше внимание на неожиданные явления, безусловно связанные с этим процессом. Предчувствие нового этапа духовно-культурной эволюции человечества нашло свое отражение не только в пророчествах Востока или научной мысли Запада, но и в необычных явлениях, связанных с энергетикой эволюции. Именно с этой точки зрения Рерих и рассматривает различные знамения: появление на небе Христа, воина, языков пламени, всадника, святых. Знамения наблюдают тысячи людей, о них сообщают газеты. Многие из них происходят в середине 30-х годов, когда закладываются основы тех энергетических изменений, которые сформируются в последующие десятилетия.
«В этих видениях, — пишет Рерих в очерке «Видения», — заключен мировой момент огромной важности. Без всяких предрассудков и суеверий прислушаемся к этим сообщениям, за которые ручается множество народа. Как пытливые историки соберем эти факты воедино, чтобы еще более осветить великий мировой час, о котором могут не думать лишь умы незрелые <...> Современное мировое смущение имеет глубокие корни...»Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С. 40..
Эти корни уходили в неведомые еще нам глубины Космической эволюции, откуда возникали знамения, видения и прочие знаки надвигающихся космических изменений в энергетике Планеты.
Рерих чутко ощущает складывающиеся направления в эволюции и среди них отмечает в первую очередь объективное ее движение к единству и синтезу. Однако, будучи ученым и мыслителем, он видит всю сложность и неоднозначность такого движения. Уже в 1917 году он зорко замечает и зарождение каких-то негативных вихрей в течении этого процесса и перебрасывает пророческий мостик к болевым точкам наших дней.
«Теперь опять гребень мировой волны, — пишет он в очерке «Единство». — Опять слова об единстве. Слова еще грубые. Непохожие на великие провозвестия древности. Может быть, и теперь это только предчувствия. Еще сильна основа лжи и враждебности. Еще живо все, что единству противоположно. Может быть, еще надо пережить ступень, обратную «самоопределению народностей», ступень, противоречащую мировому единству. Но и здесь путь может быть. Пусть народности вспомнят свои корни. Пусть расчленятся на роды и кланы. Обессиленные очаги создадут новую необъятную волну единства. И новые люди скажут словами общечеловеческими»Там же. С. 62..
Приведенный отрывок примечателен глубиной заключенных в нем мыслей. В них мы находим диалектику эволюционного процесса. «Обессиленные очаги создадут новую необъятную волну единства». Волнообразный, похожий на бушующий океан исторический процесс имеет свои взлеты и падения, имеет свои четко очерченные Великими Законами
Космоса объективные закономерности. «...Эволюция протекает поверх всяких человеческих заторов и наветов»Там же. С. 49.. У нее есть своя программа, которая неуклонно выполняется. Наступает время познания новых энергий, неведомые тонкие энергии приближаются к Земле. Стремится ли человечество воспринять эти изменения или не стремится — ход эволюции остается неуклонным. На ответственности же человечества остается вина за задержку и искажение собственной эволюции.
XX век, предшествующий новому эволюционному витку, принес нам огромное число фактов и доказательств, свидетельствующих об энергетических изменениях. Живая Этика обобщила их в новом энергетическом мировоззрении.
В своих очерках Рерих пытается еще раз разъяснить смысл происходящего, привести нужные для этого факты, заставить обратить на них внимание.
Он писал об энергии огня и ее приближении к Земле, о проявлении этой энергии в жизни самого человека.
«Огонь и свет; весь прогресс человечества приходит к этой вездесущей, всепроникающей стихии. Вызванная, она или будет осознана и законно приложена, или опалит неразумие несознательности» Там же. С. 19..
Такие энергии должны соответствовать энергетическому потенциалу людей. Только дальнейшее расширение сознания может создать это соответствие. Для людей с низким сознанием эта энергия окажется губительной и «опалит неразумие несознательности».
Для многих такое утверждение может показаться фантастическим, но Космическая эволюция опережает развитие человеческой мысли и науки. Те же, кто старается нас об этом предупредить, не всегда бывают услышаны. И Живую Этику и Рериха начинают слышать только сейчас и далеко не многие.
Малоизучаемая нами человеческая мысль играет огромную роль в энергетических процессах Космической эволюции. «Несомненно, что область мысли, область открытия тончайшей всеначальной энергии суждена ближайшим дням человечества»Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С. 50..
Он пишет о передаче мыслей на расстояние, о необходимости изучения энергии мысли, о ее творящей и созидающей силе. Высокая мысль в состоянии повысить нашу энергетику, утончить ее вибрации, низкая — наоборот, огрубляет и понижает энергетику. Человек, мыслящий хаотично, неосознанно может нанести немалый вред процессу энергетического обмена на самых разных его уровнях. Подходя к вопросу об энергии мысли как ученый, Рерих останавливается на исследованиях этой энергии, которые начали в середине 30-х годов проводить некоторые ученые. К тому времени были получены первые снимки мысли как энергетического явления, исследованы закономерности влияния этой энергии на развитие растений. Он тщательно собирал эту информацию, стараясь подтвердить данными современной науки положения, содержавшиеся в книгах Живой Этики, стремясь свести воедино науку и идеи Живой Этики. «...Научное познавание, — отмечает он в очерке «Мистицизм», — которое в последние годы двинулось в области надземные, приблизилось к познаванию тончайших энергий»Там же. С. 54..
Человек является обладателем тончайшей и сильнейшей энергии, так называемой всеначальной или психической. Наступающий этап Космической эволюции приведет к осознанию этой энергии и умению правильно ею пользоваться. Всеначальная энергия наполняет весь Космос и энергетическую структуру человека. Ее волны, как бурное море, бушуют в пространстве. И у этого моря есть свои отливы и приливы, влияющие и на закономерности энергетического обмена и на эволюционное продвижение. Психическая энергия имеет решающее влияние на все жизненные процессы, связанные с человеком и его деятельностью. Она накапливается на вещах, с которыми человек соприкасается или которые он создает. С этой точки зрения произведения настоящего искусства являются аккумуляторами психической энергии и выполняют роль энергетического магнита, передающего тонкие энергии человеку в процессе энергетического обмена. Поэтому именно предметы искусства дают нам реальное представление об эпохе, ее духовной наполненности, о ее энергетике.
«Запомним, — справедливо пишет Рерих, — что ни наука, ни техника, ни философия не отразят вполне душу народа. Ее прочтем лишь, отраженную в памятниках искусства»Там же. С. 63..
Энергетика красоты с ее гармонией, отраженная в искусстве, является сама по себе уже сильнейшим энергетическим импульсом. «Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии»Надземное, 122., — сказано в одной из книг Живой Этики.
Высокой энергетической роли искусства посвящен очерк «Мера искусства», в котором центральное место занимают мысли философа Успенского.
«Впереди всех других человеческих способов проникновения в тайны природы идет искусство. <...> Оперируя с эмоциями, с настроениями, с инстинктами и с пробуждающимися интуициями, оно совершенно не стеснено пределами трехмерной сферы, совершенно не должно считаться с законами логики и сразу выводит человека в широкий мир многих измерений»Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С. 58-59..
И еще: «Искусство, которое не говорит об этом «ином мире», не заставляет о нем думать или его чувствовать, или рисует тот мир как подобие или продолжение нашего, это не искусство, а подделка, трезвая и рассудочная подделка, псевдоискусство»Там же. С. 59..
Действительно, если мы подойдем с этой точки зрения к произведениям подлинного искусства, то увидим в них отблеск иных миров, тех миров, о которых пишет Живая Этика. Этим отличаются полотна великих художников и в первую очередь таких, как сам Рерих. Именно художник и творец ощущает своей тонкой энергетикой веяния миров иных измерений. И имеет возможность отразить их в своих произведениях. В силу этой особенности подлинное искусство является одной из важнейших энергетических структур в Космической эволюции человечества. Оно является как бы мостом между мирами различного рода материи и в какой-то мере осознанно несет в себе эти миры. Именно на искусстве мы можем проследить закономерности энергетического обмена между нами и мирами иных измерений. В этом отношении его роль можно сравнить с высочайшей энергетической ролью сердца. «Сердце есть мост Миров. Там, где особенно явлено соприкасание трех Миров, там глубоко ощутится значение сердца»Надземное, 22., — сказано в одной из книг Живой Этики.
Наше соприкосновение с другими мирами, осознанное или неосознанное, много шире и богаче, чем мы себе это представляем. В очерках «Особенное», «Сон», «Потустороннее», «Оттуда», «Туда и оттуда» и др. мы находим не только богатый фактический материал такого взаимодействия, но и ценнейшие рассуждения Рериха на эту тему. Невежество и научные предрассудки до сих пор мешают нам серьезно отнестись к таким фактам и сделать их предметом объективного исследования.
Согласно Живой Этике, человек несет в себе энергетическое тонкое тело, которое и дает нам возможность контакта с Тонким Миром. Тонкий Мир находится не где-то в космическом отдалении от нас, он пронизывает наш плотный мир, как тонкое тело проникает в наше плотное. Осознание этого обстоятельства очень важно для дальнейшего эволюционного продвижения, ибо объективный энергетический процесс приводит к сближению миров и к их более близкому взаимодействию. Контакты с Тонким Миром расширяют наши знания о Мироздании и Космической эволюции, и они более регулярны, чем мы себе представляем. Контакты происходят в большинстве случаев во сне. Предвоенная (накануне первой мировой войны) серия пророческих картин была написана Рерихом на основании таких снов (очерк «Сон»).
«Ночь приносит общение с Тонким Миром и обновление энергий. Наутро люди, хотя и не помнят ночных приобретений, но чуют прилив сил. Ученые поясняют это только узкоматериально, но более опытные наблюдатели понимают иные причины»Там же, 138..
Однако существуют контакты и наяву. Некоторые из таких фактов приводит Рерих в своих очерках. «Много надземного и среди земной жизни»Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С. 55., — пишет он. Рерих сообщает нам о снимках Тонкого Мира, которые удалось сделать людям с высокой энергетической структурой. Тонкий Мир не есть нечто изолированное от нас, многим он уже знаком, если не сознательно, то интуитивно. Покидая свое плотное тело, тонкое после смерти уходит в Тонкий Мир, сохраняя свою энергетическую основу для следующих плотных воплощений. «Ведь только разница в вибрациях плотного и тонкого плана препятствует более тесному и ощутимому общению»Там же..
Утончение энергии земного человечества в ходе Космической эволюции, повышение уровня ее вибраций — одна из важнейших задач, связанная с новым эволюционным витком.
«Мысль, как тончайшая энергия, является основою Тонкого Мира <...> Там все творится мыслью и мыслью же все разрушается»Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С. 56., — пишет Николай Константинович. Земная мысль тоже может воздействовать на Мир Тонкий, поэтому на тех, кто осознал эту особенность, лежит большая эволюционная ответственность. «Оттуда» также проникают в наш мир тонкие мысли, которые могут, под воздействием земной энергетики, принимать соответствующую форму или образ. Всякого рода «привидения», видения и прочие подобные феномены связаны теснейшим образом с не познанными нами еще процессами энергообмена между двумя мирами.
«Воздействия «оттуда» непрестанны, а люди вместо того, чтобы принять их благодарно, стараются отмахнуться, как от мух назойливых»Там же..
Невежество и предрассудки задерживают не только изучение проявлений иного мира в нашей жизни, но и уводят от необходимых и нередко полезных контактов с этим миром. Познание иных миров и взаимодействие с ними — неизбежность Космической эволюции человечества. К осознанию этой неизбежности призывает нас и Живая Этика и автор упомянутых выше очерков.
Среди основополагающих вопросов Космической эволюции, как путевая, указующая веха, стоит проблема Учителя. Без него не существует одухотворенного Космоса, без него нет эволюционного продвижения. Отрицание Учителя на любом уровне, пренебрежение им приводит к самым катастрофическим последствиям. Однако тема Учителя в отдельных очерках звучит несколько приглушенно, как бы завуалированно. Для того чтобы услышать ее в полную силу, необходимо знать связанные с ней обстоятельства. Некоторая прикрытость самого сюжета объясняется тем, что речь идет о личном Учителе Рерихов, высоком космическом Иерархе, который руководил всей эволюционной миссией этих удивительных людей. Учитель появляется в поэтическом очерке «Он» как некая природно-космическая сила и в то же время как индивидуальная сущность, соприкасающаяся с конкретным человеком. «Он всегда заповедует о жизни, о жизни вечной. Он знает великую строительницу. Он знает пути ко Господу. Он говорит: Исполните все пути мирные, испытайте всю меру мира и тогда победа за вами. Он благословит битву после того, как удостоверился, что пути мирные исчерпаны. Он допустит все испытания и в них укажет прочные камни перехода и всхода. Он никогда не обременит непосильно. Он укажет путь, всегда новый, неожиданный в своем несказуемом значении»Там же. С. 44-45..
В этом удивительном очерке, написанном с большой художественной силой, заключена самая глубокая научная характеристика Учителя как космического явления. Рерих здесь показал пример тончайшего синтеза, когда искусство обладает научной основой, а наука — высокой художественностью. В этом очерке раскрыта главная тайна Великого Учителя, его как бы двойственность — космичность и человечность. Его способность пребывать в двух мирах: в Тонком, через который он воздействует на плотный, — «Присутствие, великое присутствие наполняет природу»Там же. С. 43.. И в плотном, где он взаимодействует с человеком, Учеником, чья энергетика соответствует тонким вибрациям Учителя.
«Урусвати (Елена Ивановна Рерих. — Л.Ш.) находится в постоянных сношениях с Нами. Не легко получать токи напряженных энергий, оставаясь в физическом теле и в земном быте. Мы считаем такое совмещение особым достижением»Надземное, 48., — читаем мы в одной из книг Живой Этики.
И еще: «Мы живем наполовину в Тонком Мире. Многие Наши близкие носят тонкое тело»Там же, 62., — это тоже об Учителях.
Контакты Рерихов с Учителями были постоянными и самыми разнообразными. Судя по очеркам, они начались достаточно рано, о чем свидетельствует «Единство». «Делаю земной поклон Учителям Индии, — писал Николай Константинович 26 октября 1917 г. — Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество, и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды они подали нам зов. Спокойный, убедительный, мудрый знанием. Культ истинного знания ляжет в основу ближайшей жизни, когда растает в пространстве все зло, рожденное человекоубийством и грабежом последних лет»Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С. 63..
Рерих сообщает о фактах неожиданной помощи Учителя («Бывальщина»), о предупреждениях, приходивших вовремя на маршрут Центрально-Азиатской экспедиции и предотвративших нападение кочевников на нее.
«Не забудется и встреча с незнакомцем в Музее Метрополитен. Не забудется и встреча в Чикаго. А Лондон в 1920! А Париж в 1923! А Дарджилинг! А Москва в 1926! А Белуха! А Улан-Батор! А Тибет! А Индия! Всюду вехи»Там же. С. 61..
В очерке «Вехи» Николай Константинович расшифровывает некоторые из упомянутых встреч, не говоря при этом об Учителе, стремясь не нанести вреда лишней информацией. Сам же он фигурирует в очерке как «мой друг».
«А сколько писем, неизвестно откуда присланных, а сколько книг нужных и как бы случайно указанных, а сколько сроков очень примечательных может быть услышано внимательным ухом. Сколько добрых знаков подается в жизни. Если знаки эти ведут к добру, если их единственное назначение — помощь человечеству, то это уже будут, истинно, добрые знаки»Там же. С. 34., — это тоже о контактах с Учителем.
Но самое важное общение с Учителем и его сподвижниками на Земле шло при создании книг Живой Этики. Принимаемые на расстоянии мыслеобразы сложнейшего философского смысла облекались Еленой Ивановной Рерих в форму, доступную ее современникам. Так была передана человечеству одна из важнейших философских систем, столь необходимая для осознания предстоящих задач Космической эволюции. Таким образом, хотим этого или нет, мы оказались свидетелями творчества Великого Учителя, представляющего собой одухотворенный Космос. Наш век не единственный в этом отношении. Великие Учителя, приносившие человечеству знания в той или иной форме, способствовавшие осознанию наступающих изменений, вызванных энергетическими процессами Космической эволюции, прошли через всю историю человечества. Они были теми, в ком персонифицировались космические силы, продвигающие эволюцию на всех ее уровнях. Без них подобное движение не состоялось бы. Великие Учителя были духовными наставниками, религиозными реформаторами, открывателями новых знаний. Имена многих из них нам хорошо известны: Будда и Христос, Зороастр и Нагарджуна, Кришна и Гермес и многие другие.
У каждого из них была своя ступень на иерархической лестнице одухотворенного Космоса. Есть там свое высокое место и у Учителя Рерихов. Эта условная лестница бесконечна и уходит вверх в Беспредельность. На ней и Ученики и Учителя Учителей.
«Для Нас, — говорят Учителя, — понятие Учителя священно. Каждый из нас имеет Учителя, и в этой лестнице ступени без числа»Надземное, 28..
Великий Космический закон учительства действует и живет не только в Космосе, но и на Земле. Космос заложил в энергетическую структуру человека уважение к Учителю как условие его эволюционного продвижения от плотного мира его обитания к иным мирам.
Понятие Учительства велико и многообразно. Учитель тот, кто вложил в ребенка первое знание его, Учитель тот, кто научил его мыслить, научил писать и читать, расширил его кругозор, показал сложность окружающего мира, принес ему реальность мироздания.
В наше трудное переломное время мы, переходя от мертвящего тоталитарного режима, к существованию иного порядка, пытаемся найти причины той трудной ситуации, в которой мы оказались через 73 года строительства нашего «светлого будущего». Я не ошибусь, если скажу, что одной из причин всего этого было невежественное отрицание Великих Учителей, а также пренебрежение к школьному учителю, оказавшемуся в нашем обществе в самом низу социальной структуры, наконец, попытка насадить институт лжеучителей, внушавших народу псевдознания и псевдоидеи. Мы нарушили Великий Космический Закон и теперь расплачиваемся за это невежеством, бездуховностью, вопиющей безнравственностью. Появились расчеловеченные люди, знающие об Учителях лишь понаслышке.
Живая Этика, освещающая многие проблемы Космической эволюции, создавшая концепцию энергетического мировоззрения, приносит нам и знание Великого Закона Учительства в его самом практическом и жизненном воплощении. На примере Рерихов мы можем видеть, как действует этот закон в земных обстоятельствах. Высокий уровень их Учителя, которого можно смело назвать Великим Учителем и Космическим Иерархом, дает нам возможность охватить эту проблему достаточно широко и осмыслить ее и осознать на довольно длинном отрезке спирали Космической эволюции. В связи с этим такие очерки, как «Вехи», «Он», «Знаки», «Единство», «Бывальщина», обретают бесценное значение. Большинство их написано Рерихом во время Китайско-Маньчжурской экспедиции 1934—1935 годов. Пока эта экспедиция еще не получила нужного освещения в нашей литературе. Официальной ее задачей был сбор засухоустойчивых растений для решения ряда проблем сельского хозяйства Америки. Но если принять во внимание, что эта экспедиция была продолжением Центрально-Азиатской, то цели ее выглядят не столь простыми, как это было в свое время представлено мировой прессой. Сюжеты очерков, написанных на маршруте экспедиции, заставляют думать, что она имела, так же как и Центрально-Азиатская, свою особую эволюционную нагрузку. Николай Константинович очень много размышлял в последней своей экспедиции о судьбах человечества, о путях его Космической эволюции и приближающейся эпохе энергетического мировоззрения. Эти размышления добавляют немало важного к идеям, которые отразили книги Живой Этики. Они приближают эти идеи к нашей жизни, делают их более понятными и дают возможность вникнуть в их глубинный смысл. Эпоха энергетического мировоззрения имеет своих провозвестников, толкователей и пророков. Имеет своих Учителей. Николай Константинович Рерих — один из них.

М.; МЦР, 1992.