Page 171 - Мастер3

This is a SEO version of Мастер3. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

4. Историческое поле познания

171

оказывается изъятой» 1 . И можно согласиться с Бердяевым, что «не­ бесная вечность» уходит в «трансцендентную даль» и изымается из нашего затвердевшего, или уплотненного, мира. Но вместе с тем ос­ тается в его духовном пространстве в виде изначальных иномирных знаний, со временем складываясь в систему познания. «Затвердение» дало возможность отойти от мифа, обесценить его различными улов­ ками и сформировать иную систему познания и иную методологию, называемую эмпирической.

Такие явления, как энергетика человека, его дух, его внутренний мир и, наконец, его связи с материей иного, более тонкого состояния, остались за пределами эмпирических исследований. Главная концеп­ ция, имевшая отношение к человеку, как таковому, и рассматривав­ шая его в рамках двойственности «дух–материя» или «небесное и зем­ ное», также не бралась в расчет эмпирической наукой.

Оба направления познания, возникшие из единого мифологичес­ кого источника, со временем все более и более расходились в своих концепциях и особенно в методологии познания. К XVIII–XX веку они настолько обособились друг от друга, что это стало сказываться на дальнейшем развитии и расширении познания, как такового.

Одной из форм познания в мифологическое время были мисте­ риальные действия, составлявшие основу культуры многих древних народов. Способы познания, использовавшиеся в древних мистери­ ях, давали возможность расшифровать сложнейшие символы-обра­ зы, которые мы находим в мифах. Мистериальный путь познания позднее получил название мистического от слова «мист» – «видящий сквозь туман». Со временем определение «мистический», «мистика» получило совсем иное толкование, нежели то, которое оно имело с са­ мого начала.

Нам известны три способа мышления: мифологическое, религиоз­ ное, научное. Изменение вида мышления самым решительным обра­ зом воздействовало на коренное преображение сознания человечества и носило, вне всякого сомнения, эволюционный характер. Каждый такой переход имел свои культурно-исторические особенности и не­ редко был далеко не мирный. Это, прежде всего, относится к переходу от религиозного мышления к научному.

В пространстве религиозного мышления столкнулись два основ­ ных способа познания – духовный, уходящий корнями в мифологичес­

1 Бердяев Н.А. Смысл истории. С. 64.

Page 171 - Мастер3

This is a SEO version of Мастер3. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »