Page 104 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Часть четвертая. ЗЕМЛЯ РИШИ

104

рухнувшей колонне. Улыбка жила там в изогнутых губах прекрасной женщины. Она слегканагнула голову, увенчаннуюкороной.Маленькие изящные уши оттягивали тяжелые серьги.Женщина изогнула тонкий стан, и казалось, сейчас двинется в пластичном медленном танце. В ней было чтото магическое. И это древнее волшебство подарило мне изысканные барельефы, которые я раньше не заметила.

Они были повсюду: у разрушенных колонн, на темных гранитных блокахнадгробиях, в траве, урухнувших святилищ.Япереходила от од­ ногокдругому, боясьчтотоупуститьилизабыть. Сквозьизуродованный иразбитыйкаменьпроступало то, чтомызовемкрасотойирадостью. Бог любви Камадева держал в руках стрелу, украшенную цветами. Веселый музыкантподнескгубамфлейту.Пировал с друзьяминеведомыйпринц. Короля и королеву окружали грациозные танцовщицы. На барельефах шла праздничная, утонченная жизнь. Там царили искусство, красота и наслаждение. Сверкали короны и диадемы, звенели золотые браслеты, тяжелые, но изысканные ожерелья светились драгоценными камнями, раскачивались высокие прически. Тяжелые узлы волос схватывали тонкие обручи. Полуобнаженные свободные тела были грациозны и пре­ красны. Здесьопять, какивМартанде,жилареальнаяпамятьокультуре Синего нага. Несмотря ни на что, нескончаемый праздник, бесконечная радость и утонченная красота звучали в темных древних камнях. В этом дворе археологи извлекли из земли тонко сделанные украшения, искус­ но разрисованную керамику и свернувшиеся кусочки березовой коры с древнимиписьменами.Япродвигаласьмедленно средируининакаждом шагу видела опять чтото новое и удивительное. На колоннах возникали медальоны, в которых переплелись животные, химеры и орнамент с явными элементами «звериного стиля». Такие же узоры украшали с Х века европейские соборы романского стиля. Но на храме в Авантипуре они появились раньше. Пройдя по Кашмиру, Рерих нашел там следы «азиатской колыбели романеска». Эта колыбель выпестовала общий стиль орнаментов и для храма Вишну в Авантипуре, и для европейских христианских соборов. Пути культуры были извилисты и изобиловали неожиданными перекрестьями.

«Из одного колодца, — писал Рерих в экспедиционном дневнике, —почерпнутыроманская химера, звериный орнаментАлтая и зверьки Китайского Туркестана и Китая. Сибирские пути народов далеко вы­ несли одинаковый смысл украшений» 22 . «Колодец» находился гдето в глубине Азии. Через Сибирь неведомые древние народы пронесли капли его чистойводыинапиталиимискусствоЕвропы. ОтАвантипура тянулись две загадочные нити. Однашла на Восток, другая—на Запад, и пересекались они во Времени и Пространстве в какихто неведомых нам глубинах...

ХрамШивы, Авантисвара, стоял совсем недалеко от Авантисвами­ на. Он был также разбит и разрушен, как и храм Вишну. Среди руин я нашла несколько барельефов и изображение короля Авантивармана и

Page 104 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »