This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version
« Previous Page Table of Contents Next Page »Часть четвертая. ЗЕМЛЯ РИШИ
105
его королевы. Лица королевской четы были повреждены. Носы и рты разбиты. И только продолговатые глаза под тяжелыми каменными веками смотрели печально и отрешенно на то, что осталось от знамени того храмаШивы. Бог, которому был посвящен храм, был древним, его корни глубоко уходили в раннююкультуру долиныИнда. Он считался покровителем таинственной тантры и мастером йоги.
УдеревниШирянаткнулась на древнее святилищеШивы. Оно было много старше прекрасных гранитных храмов царяАвантивармана. Это былменгирлинга, в котором высекли четыре статуи. Святилище тоже пытались разрушить. Но сдвинуть многотонную глыбу камня не уда лось. Зато рука варвара уничтожила статуи. Из четырех сохранилась лишь одна. Это былаженская фигура. Локоныкаменных волос падали на покатые плечи, тяжелое ожерелье лежало на груди. Черты лица стерлись и выветрились. И лишь продолжали жить резко очерченные глаза. Торс статуи был покрыт пятнами цветного мха. И казалось, что некогда прекрасное тело поражено страшной проказой. Когдато эта женщина была богиней, которой поклонялись здесь, на холме, стояв шем у синих гор. Поклонялись созидательному началу — богу Шиве и ей. Вокруг менгира росли кряжистые деревья, часть из которых уже была вырублена. Но оставшиеся еще образовывали правильный круг. Круг, которым отмечали когдато святилища.
Говорят, загадочные пишача, пришедшие измифического времени, тоже поклонялись этому же древнему богу. Может быть, они и соору дили это святилище, подобное многим, потерянным в бесконечном времени. Возможно, из этих святилищ и выросли позже прекрасные гранитные храмы, посвященные Шиве. Но какие бы ниточки преемс твенности, соединяющие эти грандиозные храмы с предшествующей культурой, мы ни пытались найти, всетаки тайна продолжает оста ваться тайной. Создавалось впечатление, что храмы возникали как бы внезапно, сразу. У них не было явных предшественников, по крайней мере, среди тех древних памятников, которые оказались на поверхнос ти Кашмирской земли. Храмы возникали неожиданно, как будто по чьемуто вдохновениюи неодолимому замыслу. Иоднаждывозникнув, они не менялись, не перестраивались, но порождали лишь подобных себе. И только невежественная рука шаха Сикандара прервала в ХV веке эту нить странного самовоспроизводства.
«Древние храмы Кашмира, — писал индийский археолог Дебала Митра, — образуют гомогенную группу, без особых эволюционных изменений законсервировавших в себе форму и традицию, которая уже развилась к восьмому веку или даже раньше» 23 .
Когда я осматривала руины этих уникальных храмов, мне каза лось, что в силу какихто неизвестных мне обстоятельств, прорвав толщу веков, откудато из глубины Времени однажды забил неведо мый источник и вынес на поверхность драгоценные кристаллы этих удивительных храмов — воспоминаний о чемто более значительном,
This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version
« Previous Page Table of Contents Next Page »