Человеку свойственно стремление к счастью, а ощущение счастья сопрягается с осмысленным существованием, осознанием нужности тех тягот и забот, которые неизменно наполняют его жизнь. В итоге человек стремится не к беззаботности, а к тому, чтобы прожить жизнь достойно. Представление о достоинстве исторически изменчиво. История человечества показывает, что требования к человеку меняются в зависимости от взгляда на его место в мироздании. Разные культурно-исторические эпохи дают различные ответы на вопрос о том, что же значит жить и поступать достойно. В зависимости от трактовки этих положений сложились исторически разнообразные трактаты о поведении. Замечательный русский филолог А.Н.Веселовский, значение открытий которого до сих пор по достоинству не оценено, в XIX веке написал работу «Из истории человеческой личности», в которой проанализировал различия принципов составления ренессансных и средневековых трактатов о правилах поведения. Если средневековые трактаты предписывали особую манеру держаться человеку в зависимости от его статуса, возраста, пола и ранга, то эпоха Возрождения открыла уникальность и неповторимость каждого человека и каждой проживаемой им ситуации, что привело к отказу от возможности нормативно предписывать и поучать. Теперь важным казалось рассказать человеку о его месте в мире, о его предназначении и о том, что означает быть достойным. Перед человеком достойным выдвигалось требование умения думать, чувствовать ситуацию и, полагаясь на разум и сердце, быстро принимать единственно верное решение.
В круг произведений, обсуждающих проблему человеческого достоинства в ее соотнесенности со смыслом его земного существования, входит знаменитая «Божественная комедия» Данте, созданная на рубеже XIII–XIV веков. Именно в ней оказалась запечатленной и разработанной системность этических принципов, заповеданных человечеству и сформулированных в христианстве. Любому образованному человеку известны строки, начертанные на вратах ада: «Был правдою мой Зодчий вдохновлен. / Я Высшей Властью, полнотой Всезнания / и Первою Любовью сотворен» [1, с. 17]. Так говорит ад о себе и своем Творце. Многие комментаторы отмечали, что именно так в словах Данте была запечатлена средневековая христианская картина мира, согласно которой ад был созданием Бога; Триединство Его и обозначают указанные в тексте начала: divina potestate – Высшая Власть Бога-Отца, somma sapienza – полнота Знания Бога-Сына и primo amore–Первая Любовь Святого Духа [10, с. 516]. В традициях христианской культуры человеческое достоинство традиционно испытывалось Властью, Любовью и Знанием. Именно эти три начала лежали в основе мироздания и составляли Божественное Триединство. Зарождающийся ренессансный взгляд на человека как на воплощение Божественных начал предполагал, что в нем должно быть заложено каждое из них. Более того, человек достойный, доблестный должен стремиться к тому, чтобы эти начала соединялись в нем так же органично, как в Триедином Божестве, – не соперничая, а подкрепляя друг друга, взаимодействуя гармонично.
Для обозначения достоинства итальянцы использовали понятие вирту (virtú), которое сохраняется в корне современного русского слова виртуоз – человек, совершенный в чем-либо. Если одно из начал становилось в человеке доминирующим или абсолютизировалось им, то это либо делало человека смешным, либо приводило к трагедии.
В стремлении к Власти, Знанию и Любви важно было знать или чувствовать меру в ее ренессансном, связанном с понятием гармонии и грации, смысле. Задачей земного существования человека становилась способность гармонизировать свою естественную устремленность к любви, знанию со способностью властвовать над ситуацией и над собой.
Многие произведения мировой литературы демонстрировали невозможность гармоничного сочетания в человеке достойного отношения к этим трем началам. Между тем к такому их органичному сочетанию должен был стремиться, по ренессансным представлениям, доблестный человек, так как, достигнув гармонии, он только и мог претендовать на звание человека достойного.
Таковое воззрение стало надличностным. Неважно, дает себе наш современник и соотечественник отчет в том, что он является продуктом христианской культуры или нет. Показательно, что вышедшая недавно на русском языке книга «Воля к Истине» (La Volonte de Savoir) ярчайшего деконструктивиста Мишеля Фуко, стремящегося разрушить любые конструкции и построения традиционного мышления и пытающегося ощутить себя вне какого-либо мифа, имеет подзаголовок «По ту сторону знания, власти и сексуальности». Так Фуко – современный «бурный гений» – стремящийся преодолеть зависимость от мифа, все же оказывается персонажем библейского мифа, в котором не просто дается свод знаний, но вменяется в обязанность следовать определенным правилам существования в мире.
В этом мифе естественно ощущает себя и православный, и католик, и протестант – любой человек, стремящийся к обретению достоинства, несмотря на конфессиональные различия.
Всеобщность требования к достойному поведению человека земной жизни, его общечеловечность доказывает труд, предпринятый в начале ХХ века мыслителем и философом Шри Ауробиндо Гхошем – человеком Востока, получившим образование на Западе. Труды, написанные им на английском языке, были опубликованы в Индии, в Европе, в том числе и в России
Структура «Интегральной йоги» помимо введения включает четыре больших раздела. Ключевые слова их названий уже нам скажут о многом: «Йога интегрального знания» (часть 2), «Йога Божественной Любви» (часть 3). В первой части труда («Йога Божественных работ») в названии раздела «Верховная Воля» появляется третье интересующее нас ключевое слово. Отметим сразу, что автор использует при этом английское слово power, имеющее значения мощь, энергия. Ключевое слово четвертой части – perfection–совершенство – то, к чему человеку должно стремиться. К слову сказать, на достижение совершенства как на высшую цель познания и любви указывали многие поэты, философы и ученые. Для примера обратим внимание на высказывание Филиппа Сидни (1554–1586) – блистательного поэта и доблестного воина, который, умирая на поле сражения и видя проносимого мимо раненого, отдал ему свою флягу с водой. В знаменитом трактате «Защита поэзии» Сидни пишет о смысле того, что принято называть Знанием, о его предназначении, которое нелепо превращать в самоцель только для удовлетворения любопытства: «Очищение ума, обогащение памяти, развитие способности суждения и представления, которые мы обычно называем знанием (выделено мной. – Е.Ч.), под каким бы именем оно ни выступало и к какой бы ближайшей цели оно ни направлялось, в конечном счете должно вести и привлекать нас к той степени совершенства (выделено мной. – Е.Ч.), какую способны достичь наши падшие души, еще более оскверненные своей обителью из праха. Это стремление в зависимости от склонности человека порождает многообразие форм познания. Ибо некоторые полагают, что данное блаженство достигается главным образом самим знанием, что нет более высокого и небесного знания, нежели то, которое знакомит со звездами, и посвящают себя астрономии; другие, убедив себя, что они сравнятся с богами, если постигнут причины явлений, становятся натурфилософами и метафизиками; иных покоряет восхитительная прелесть музыки, а иных – точность математических доказательств. Но все эти люди имеют общую цель – познавать и с помощью знания вырвать дух из телесной темницы и возвысить его до наслаждения собственной божественной сущностью <...> Эта цель заключается (как кажется мне) в познании сущности человека в этическом и общественном отношении не только ради самого знания, но и для нравственного усовершенствования людей» [2, с. 140]. Обобщения таких воззрений, выявление механизмов взаимодействий названных начал и составляют суть фундаментального труда Шри Ауробиндо.
Таким образом, и системность, предложенная «Божественной комедией», и та, что возникла в «Интегральной йоге», могут быть представлены как пирамида, основание которой – треугольник с вершинами Воля, Любовь, Знание, вершина – Достоинство, или Совершенство. Исследование взаимодействий трех названных начал и является формулировкой путей, к совершенству ведущих. Отметим, что Данте, ведя свое исследование, показал многие пороки человечества, нарушающие гармонию взаимодействия трех начал. Он не только классифицировал грехи, распределив их по девяти кругам ада, почти заступившись за несовладавших с собой в любви Паоло и Франческу и беспощадно поместив в восьмой круг – ниже убийц – лжеучителей, льстецов, всех грешащих Словом, грешащих против души, – но сумел дать классификацию и добродетелей. Казалось бы, нельзя быть безгрешным и еще безгрешнее. Но мир добродетели и Света, по Данте, тоже имеет свою иерархию. В максимальном приближении к Богу, которого Данте изображает в виде трех сливающихся огненных шаров, он располагает свою любовь – Беатриче, считая, что выше других стоит деятельная добродетель, приводящая других на путь спасения. Поэт неоднократно говорит об особой ауре своей возлюбленной, в пространстве которой становится невозможным не только недостойный поступок, но и ни одна низкая мысль.
В своем труде Ауробиндо стремится синтезировать восточные и западные представления о строении мира. Он рассказывает об энергиях, изливающихся на Землю, о человеке как преобразователе этих энергий, и в его рассуждениях присутствуют и узнаваемые мыслительные ходы Платона, и неоплатоников, и классической восточной философии. Он подчеркивает, что самое важное во Вселенной происходит здесь, на Земле, и стремится доказать высокое значение каждого человеческого поступка, каждой человеческой мысли. Продолжая работу над своим трудом, он ищет соответствия в разных философских системах. В письме 13 апреля 1930 года он пишет: «В то время, когда последние главы "Синтеза Йоги" печатались в "Арье", термин "Надразум" еще не был найден, поэтому он не упоминается. То, что описывается там, есть активность Сверхразума при его схождении в Надразум, подъеме и трансформации работы последнего» [3, с. 831]. И дальше формулирует задачи, которые ставил перед собой в последних главах своего труда: показать всю сложность, множество промежуточных этапных уровней, лежащих между разумом человека и Сверхразумом.
В письме от 18 мая 1936 года Шри Ауробиндо формулирует более общую задачу своей работы: она писалась не для того, чтобы явить путь каждому желающему, но для того, чтобы показать, что к совершенству можно идти многими путями, начиная с того, к которому есть склонность, чтобы показать точки соприкосновения разных направлений [3, с. 831].
Цель этого выступления состоит не в том, чтобы передать, схематизируя, сложнейшие и тонкие рассуждения замечательного труда, а в том, чтобы обратить внимание на его место и значение в контексте мировой этико-философской мысли.
Сопоставление двух произведений столь разных авторов, столь разных культурно-исторических эпох дает возможность как бы услышать или даже увидеть диалог Вселенной и Космоса с человеком, в котором Космос объясняет человеку себя и то, что требуется от человека в его земном существовании. Суровый тон Данте, повествующего о земных страдальцах, – словно бы ответ человека Космосу и одновременно обращение к людям: страдания не уменьшатся, пока они не услышат Веление и не подчинят ему свою жизнь.
Теоретики научного знания, стремящиеся к обобщению исторически выработанных подходов к изучению действительности, утверждают, что современный ученый ощущает себя в истории науки в пост-классическом (следующим вслед за механическим, или классическим) и даже в пост-неклассическом (следующим за физическим) периоде ее развития, – идеей которого становится эволюционность, а категориями не только пространство, время, относительность и дополнительность, но и жизнь, и ноосфера [4, с. 353–361]. На смену бинарным оппозициям, провоцирующим противостояние и агрессию, приходит принцип взаимодополняющих триад [5, с. 19–20; 6, с. 51–61; 7; 11], более соответствующий современным требованиям толерантного сознания, более пригодный для синтеза, приводящий на смену принципу полноты описания, характерному для дуального мышления, удовлетворявшему аналитический этап освоения действительности, – принцип целостности [8, с. 29–30].
Так же, как работавшие с бинарными оппозициями, заручившись наблюдениями Клода Леви-Строса [9; 12, с. 19], обосновывали избранный ими мыслительный ход бинарным строением самого человеческого мозга, приверженцы триад обращаются к основам строения мироздания. Физики, пытающиеся измерить скорость движения электрона, получают сведения, противоречащие принципу исключенного третьего, регистрируя, что частица может находиться в двух местах одновременно.
Интересным при этом оказывается рассмотрение основополагающих для понимания человеческой природы триад Тело – Душа – Разум или Дух – Душа – Тело, в наложении на которые по-новому начинают звучать Рацио – Эмоцио – Интуицио, Вера – Надежда – Любовь, Власть – Знание – Любовь, складываясь в общий завещанный принцип «Любя, побеждай». Попытки объяснения того, по каким принципам образовались стихийно сложившиеся триады, помогают вскрыть механизмы взаимодействий начал, из которых сложилась триада, и ведут к объяснению пути обретения нового качества, пути самого перехода к нему. Таким образом, работа тринитарного принципа стремится к объяснению механизма перехода взаимодействующих начал в новое качество, того механизма, который диалектика только декларирует [6, с. 51–61].
Сторонники тринитарной системности предлагают увидеть метафизику английской грамматики во взаимодействии глаголов to be – to have – to do — быть – иметь (возможность) – действовать [13], и корень три в словах с-троить, вы-с-троить (в частности, и при выстраивании концепции).
Великий Данте Алигьери и выдающийся мыслитель прошлого столетия Шри Ауробиндо, не претендуя на звание исследователей или мессий, но лишь стремясь обозначить путь к миру в душе, через века явили интуитивные прозрения принципов исследования мира и человека, которые оказываются обоснованными и описанными сегодня. Труд, предпринятый Шри Ауробиндо, обозначил направление в обретении совершенства как общечеловеческой цели, к которой устремлены все искренне взыскующие истины, к какой бы конфессии они ни принадлежали.
1. Алигьери Данте. Божественная комедия. М., 1992.
2. Сидни Ф. Защита поэзии // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
3. Шри Ауробиндо. Синтез Йоги. М., Никос, 1993.
4. Баранцев Р.Г. Бинарная наследственность, тернарные структуры, переходные слои // Синергетика. Т. 3. М., 2000.
5. Баранцев Р.Г. Об архетипе триединства // Вторая Изварская научная конференция, посвященная 60-летию института «Урусвати». Л., 1983.
6. Баранцев Р.Г. О тринитарной методологии // Между физикой и метафизикой: Наука и философия. СПб., 1998.
7. Баранцев Р.Г. Универсальная семантика триадических структур в науке – искусстве – религии // Языки науки – языки искусства. М., 2000.
8. Баранцев Р.Г. Целостность против полноты // Русская философия и современный мир. СПб., 1995.
9. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
10. Лозинский М. Комментарии // Алигьери Данте. Божественная комедия. М., 1992.
11. Померанц Г.С. Троица Рублева и тринитарное мышление // Выход из транса. М., 1995.
12. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. В 2 т. Т. 1. М., 1980.
13. Халявкин В.В. Выступление на научном семинаре в МЦР в июне 2000 г.