В конце августа – начале сентября 2001 года из Национального центра управления и испытания космических систем Украины (бывший Центр дальней космической связи СССР), что близ Евпатории, с помощью мощного передатчика, установленного на радиотелескопе РТ-70, отправлено Послание к звездам солнечного типа.
Так завершился важный этап Московского открытого проекта «Здравствуй, Галактика!», который его авторы и участники посвятили наступлению третьего тысячелетия и 40-летию полета Юрия Гагарина в космос.
Идея проекта была предложена автором весной 2000 года. Она была поддержана, развита и обогащена рядом ученых и сотрудников Отдела астрономии и космонавтики Московского городского Дворца детского и юношеского творчества (МГДДЮТ). Особенно активно в организации и реализации проекта участвовали руководитель НКЦ SETI Л.М.Гиндилис, сотрудник этого Центра Л.Н.Филиппова, главный научный сотрудник ИРЭ РАН А.Л.Зайцев, профессор Н.Т.Петрович и сотрудники Дворца И.А.Феодулова и С.П.Яценко.
Идея создания и отправки детского Радиопослания Внеземным Цивилизациям возникла в процессе подготовки коллектива Дворца к Международной конференции «Дети на пороге XXI века». С самого начала проект задумывался как Московский, но открытый для участия всех желающих. Организаторы постарались широко проинформировать общественность о его подготовке. Вслед за первой публикацией в еженедельнике «Физика» (приложение к газете «Первое сентября») о проекте сообщили агентства ИТАР–ТАСС и «Новости», рассказали газеты «Пионерская правда», «Московская правда», «Комсомольская правда», «Известия», журнал «Звездочет» и Центральное телевидение. Достаточно полно о проекте информировала страничка в Интернете на сайте Отдела астрономии и космонавтики МГДДЮТ.
С сожалением отмечу, что в наше прагматическое время нашлось гораздо меньше, чем предполагали организаторы, желающих активно включиться в эту научно-культурную акцию. На разных этапах свои предложения к проекту в устном и электронном виде дали около 1500 человек из Москвы, Калуги, Зеленогорска (Красноярский край), Омска, Пензы, Новороссийска, Владикавказа, Кемерова, Липецкой, Калининградской, Свердловской областей, Удмуртии и Украины. Систематически над проектом работало несколько десятков школьников.
При реализации проекта коллектив взрослых его участников руководствовался следующими педагогическими идеями:
– работа над проектом – средство формирования космического и экологического сознания учащихся, воспитания ответственного отношения к жизни общества, повышения уровня личной культуры, развития творческого потенциала участников Проекта;
– открытость проекта для участия в нем заинтересованных коллективов и отдельных школьников;
– сотворчество учащихся, педагогов и ученых в процессе работы над проектом и при его реализации;
– приоритетная роль учащихся в определении концепции и содержания проекта при строгой его научности благодаря сотрудничеству на всех этапах со специалистами.
В результате разъяснительной работы среди педагогов и кружковцев Отдела астрономии и космонавтики Дворца сформировалась небольшая инициативная группа учащихся, которая вместе с учеными и педагогами приступила к обсуждению организационных и содержательных сторон проблемы.
Весной и в начале лета 2000 года инициативная группа подготовила предложения по концепции и содержанию проекта. Наибольший вклад в подготовку этих материалов внесли Егор Киселев, Владимир Филиппов и Андрей Гутионтов. Со своими предложениями они выступили перед участниками секции «Космический патруль» Международной конференции, которая проходила с 10 по 15 июля 2000 г.; один из «круглых столов» конференции был посвящен разработке проекта первого детского Послания Внеземному Разуму. Вначале участников обсуждения – в основном старшеклассников – смущало слово «дети» в названии проекта. Выяснилось, однако, что в международных конвенциях под этим словом подразумевают молодежь до 18 лет.
Среди вопросов, по которым шли дискуссии участников «круглого стола», были:
Стоит ли заниматься разработкой Послания, если нет уверенности, что его кто-нибудь и когда-нибудь получит? – Что рассказать о нашей Земле и цивилизации, ведь у нас много и хорошего, и плохого? – Как выбрать главное и что является главным? – Имеет ли право на существование именно детское Послание? – В чем особенность содержания и формы такого Послания?
В итоге бурных дискуссий ребята, а также педагоги и ученые, участвовавшие в обсуждении, пришли к выводу, что Послание надо готовить, что работа над ним даст возможность задуматься над результатами, с которыми человечество входит в XXI век, что у каждого, кто включится в это дело, появится возможность посмотреть на нашу Землю как бы со стороны и оценить все происходящее на ней. Это особенно важно для детей и молодежи, от взглядов и поступков которых будет зависеть судьба планеты. Это Послание станет поразительным открытием для Внеземных Цивилизаций, часть которых составляют дети! Это Послание не только к звездам, но и в Будущее нашего человечества! Из него потомки смогут узнать о проблемах нашего времени, о ценностях ребят на рубеже XX и XXI веков.
Все участники международной встречи, а их было более 500 из 12 стран, поддержали идею подготовки Послания и одобрили Резолюцию «круглого стола».
Вот основные идеи Резолюции:
– Первое детское Послание Внеземным Цивилизациям должно быть разработано с участием возможно большего числа детей и молодежи и отправлено в 2001 году – в ознаменование наступления нового тысячелетия и 40-летия полета Юрия Гагарина.
– Привлечь новых участников проекта можно с использованием Интернет и СМИ.
– В Послании должен найти отражение именно детский взгляд на мир и его проблемы.
– В Послании должна быть заложена минимально необходимая основная информация о нашей цивилизации.
– Послание должно соответствовать основной цели: установлению контактов с Внеземными Цивилизациями – и потому быть максимально понятным.
– Послание будет состоять из краткого вступительного текста, рисунка, музыкальной части и игрового момента.
Параллельно с разработкой структуры, формы и содержания Послания группа участников проекта вела выбор звезд-адресатов. Дело это чрезвычайно важное и сложное. И хотя до сих пор нет никаких достоверных данных о жизни в Галактике за преде лами Земли (и потому нет конкретного адреса), то решили, что следует выбирать такие звезды, вблизи которых наличие жизни наиболее вероятно.
После конференции к работе над проектом присоединились ее участники – ребята из Калуги под руководством А.А.Борисовой, коллектив юных астрономов из Зеленогорска Красноярского края (руководитель С.Е.Гурьянов) и из астрономического коллектива «Альбирео» Дворца детского творчества Воронежа.
В Калуге и Москве было проведено анкетирование сотен учащихся, чтобы уточнить содержание Послания.
Несколько десятков ребят из разных регионов поместили свои предложения в специальном разделе форума на сайте Отдела астрономии и космонавтики или прислали их по электронной почте.
Для обработки и анализа поступающих материалов, продолжения работы над Посланием с начала 2000/2001 учебного года была сформирована рабочая группа, в которую кроме активных участников проекта – школьников вошли педагоги, ученые и специалисты. Взрослые участники проекта не только консультировали ребят, но и выполняли некоторые работы, требующие профессиональной подготовки.
Важным этапом в реализации проекта стало его обсуждение на традиционной Московской открытой конференции «Космический патруль», которая проходила в Московском Дворце творчества в дни 40-летия полета Ю.А.Гагарина. Обсуждение докладов по структуре, форме и содержанию Радиопослания показало, что проект успешно выполняется и близок к завершению. Было решено организовать сеансы отправки Радиопослания в конце августа 2001 года из Евпатории. На конференции подвели итоги конкурса на лучшее название проекта. Самыми удачными признали: «МИР» (Мы Ищем Разум) и «Здравствуй, Галактика!» В конце концов утвердили второе название. И еще – ребята и специалисты пришли к общему мнению: отправкой первого детского Радиопослания проект не должен завершиться. Тем более что далеко не все интересные идеи и начинания удается использовать в нынешнем проекте.
После конференции в проект включились юношеские коллективы из Новороссийска, Санкт-Петербурга, Симферополя и других городов.
В оставшееся до отправки Послания время была завершена работа над текстом, окончательно доработан рисунок-эмблема, отобраны музыкальные произведения, закодированы тексты и рисунок, разработано и утверждено техническое задание. Были успешно решены многие инженерно-технические вопросы и организационные проблемы, среди которых важнейшие – финансирование и обеспечение самой отправки радиосигналов. Надо учесть, что оптимальным средством передачи сигнала на межзвездные расстояния на территории СНГ является евпаторийский планетный локатор, установленный на 70-метровой антенне П-2500 (радиотелескоп РТ-70), возможная мощность излучения которого от 80 до 150 кВт.
Благодаря многолетним связям и сотрудничеству Отдела астрономии и космонавтики МГДДЮТ с ведущими организациями и специалистами космической науки и техники, а также вниманию и интересу, который проявили к оригинальному детскому проекту многие видные ученые и руководители, отправка Послания стала возможной.
Среди многих других проект поддержали председатель научного совета по астрономии РАН академик Н.С.Кардашов, директор Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга, член-кор. РАН А.М.Черепащук, вице-президент Российской академии космонавтики, член-кор. РАН О.М.Алифанов. Организационная помощь была оказана Российским авиационно-космическим агентством и Национальным космическим агентством Украины, без согласия которого отправка сигнала не могла состояться. В реализации проекта участвовали ГАИШ (Государственный астрономический институт им. Штернберга), Научно-культурный центр SETI, Институт радиотехники и электроники РАН, Институт прикладной астрономии РАН в Петербурге, Радиоастрономический институт Национальной академии наук Украины в Харькове. Важную роль в техническом и организационном обеспечении отправки Радиопослания выполнил Российский НИИ космического приборостроения, который по просьбе МГДДЮТ заключил соответствующий договор с Украинским центром управления и испытания космических систем, базирующихся под Евпаторией.
Реализация проекта стала возможной благодаря финансовой и организационной поддержке комитетов Правительства Москвы: Комитета образования (председатель Л.П.Кезина), Комитета общественных и межрегиональных связей (председатель В.В.Андрианов), Комитета по делам семьи и молодежи (председатель И.Н.Муравьева), а также при помощи дирекции МГДДЮТ.
В заключение приведу окончательный текст Послания, в закодированном виде отправленный к звездам:
«Здравствуйте, наши Космические друзья!
Мы, дети планеты Земля, отправляем вам это Послание. Знайте, вы не одиноки во Вселенной. Предлагаем вам дружбу. Галактика, в которой мы с вами живем – наш общий Дом. Мы называем ее Млечный Путь.
Земля вращается вокруг звезды по имени Солнце. На нашей планете, покрытой водой и сушей, обитает много живых существ, но только люди создали техническую цивилизацию.
Мы живем семьями: родители и дети. Дети любят играть. Мы хотим показать вам наши игры, рисунки, музыку. Человек живет около 80 лет. Нам, детям, пишущим это Послание, сейчас от 13 до 18 лет, и мы надеемся дождаться вашего ответа.
У людей разные культуры, языки и религии. У нас много научных и технических достижений, но ученые изобрели оружие, которое может уничтожить жизнь на Земле.
Наша планета прекрасна, но больна. Наши проблемы – это войны, нарушенная экология, истощение природных ресурсов. Но мы верим, что сможем преодолеть эти проблемы, и все люди на Земле будут счастливы.
Мы хотим узнать о вас, ответьте нам, и мы будем очень рады! Желаем вам мира и добра!
Дети Земли, август-сентябрь 2001 года».
Работа над проектом продолжается.
Наряду с подготовкой новой редакции Послания участники проекта вместе с учеными теперь включились в поиск разумных радиосигналов от ближайших звезд.
Летом 2002 и 2003 годов на базе Пущинской радиоастрономической обсерватории Астрокосмического центра ФИАН и Пущинского экологического лицея Отдел астрономии и космонавтики МГДДЮТ организовывал школу-конференцию «Здравствуй, Галактика!». Кроме 23 ребят из Москвы в ней участвовали делегации из Волгодонска, Калуги, Серпухова и Пущина.
Наиболее важной частью выезда является программа поиска разумных радиосигналов на телескопе РТ-22 от 11 звезд, включая звезды-адресаты первого детского Послания, отправленного в 2001 году из Евпаторийского центра дальней космической связи. Вместе с учеными наблюдение в Пущинской радиоастрономической обсерватории посменно по графику ведут до 30 школьников. Каждый из них во время дежурства в течение 40 минут управляет радиотелескопом под наблюдением специалистов.
В программе школы-конференции были лекции и семинары, в которых наряду со школьниками приняли участие видные ученые (5 докторов и 4 кандидата наук). Лекции и семинары проводили также сотрудники нашего Дворца. Читались лекции и проводились беседы по астрономии и радиоастрономии, по проблемам жизни во Вселенной и поиска Внеземного Разума. Состоялись также лекции о проблемах и перспективах нашей цивилизации, о космической философии К.Э.Циолковского.
Летом 2002 года для встречи с ребятами и обмена опытом в г. Пущино приезжал руководитель образовательного молодежного космического проекта «Солнечный парус» Р.Браастад (США).
Ребята с интересом участвовали в диспутах: «Возможные формы внеземной жизни», «Будущее человечества», «Мое представление о контакте с Внеземным Разумом», в ролевых играх на тему «Встреча с пришельцами из иных миров», в творческом вечере «Мы рисуем Космос». В период работы лагеря проведены автобусные экскурсии: в Приокско-террасный заповедник, в музей-усадьбу Поленово, в Мелихово – музей-заповедник А.П.Чехова. Участники семинара подробно ознакомились с инструментами Пущинской радиоастрономической обсерватории.
Оставалось время для прогулок в лес и на Оку, для песен у костра, для вечерних проводов Солнца и встречи рассвета, для наблюдений звездного неба, для неформального общения с учеными и педагогами.
По итогам семинаров проводится анкетирование, которое показывает высокую оценку выездов в Пущино самими их участниками.
Короткие выезды в Пущино из Дворца детского и юношеского творчества для продолжения радиомониторинга проходят во время учебного года.
Реализация проекта «Здравствуй, Галактика!», как видно из сказанного, имеет большой педагогический потенциал. Здесь обучение, исследовательский эксперимент и воспитание связаны неразрывно. Особенно важно для школьников, что на всех этапах они сотрудничают с педагогами и специалистами, которых отличает высокая квалификация, увлеченность делом и интеллигентность. Здесь знания, навыки, моральное поведение передаются, так сказать, из рук в руки.
Особо подчеркну, что содержание проекта отличается широтой. Здесь вопросы философии, науки и искусства гармонично сочетаются. А осознание важности существующих проблем для будущего нашей цивилизации способствует социализации юных участников проекта, воспитывает у них чувство гражданской ответственности за будущее планеты.
Вместе с тем проблема связи с Внеземным Разумом (SETI) является столь широкой и комплексной, что глубокое знакомство с нею и тем более практическое участие в ее реализации может иметь весьма большое значение не только для нравственного развития учащихся, повышения их эрудиции и культуры. Учитывая, что к решению этой проблемы привлечены ресурсы целого ряда гуманитарных, естественных и точных наук, передовых отраслей техники, технологии и связи, можно с уверенностью прогнозировать (этот прогноз уже отчасти подтвержден нашим опытом) профориентационный эффект программы «Здравствуй, Галактика!».
В заключение приглашаю всех заинтересовавшихся проектом и программой «Здравствуй, Галактика!» к сотрудничеству с нами.