Культура и формирование космического сознания

В.В.ФРОЛОВ,
доктор философских наук, профессор,
заместитель генерального директора Музея им. Н.К.Рериха по научной работе, руководитель ОНЦ КМ МЦР, Москва

«КУЛЬТУРА ЕСТЬ ПОЧИТАНИЕ СВЕТА»

Человечество вступает в новый этап космической эволюции, когда для перехода на более высокую ступень необходимо новое космическое сознание или мышление. Особенности этого исторического вида мышления в отличие от всех предшествующих (мифологического, религиозного, научного) состоят в том, что человек и космос рассматриваются как единое целое. Согласно такому пониманию, человек несет в себе структуру космоса. Это означает, что в человеке существуют те же состояния материи, которые есть в Космосе, а жизнь человека регулируется космическими законами.

К ним относятся, прежде всего, такие законы космоса, как закон иерархии, энергоинформационного обмена, двойственности, противоположений и другие. Универсальные законы, направляющие коcмическую эволюцию человека, своим влиянием пронизывают все существо человека, все стороны его жизни. Их влияние обнаруживается не только тогда, когда человек знает о существовании этих законов и стремится жить в согласии с ними, но и в тех случаях, когда человек по незнанию или сознательно ими пренебрегает. Законы космоса влияют на человека через искусство, нравственность, научное знание, религиозно-мифологические представления. Универсальным каналом, обеспечивающим их воздействие на человека, выступает энергоинформационный обмен. Эти законы преломляются во внутреннем мире человека – через сердце и интеллект, побуждая к определенным действиям и поступкам.

Иными словами, законы космоса оказывают влияние на человека независимо от его воли и желаний. Нарушение человеком этих законов создает в его жизни немалые проблемы – прежде всего в его внутреннем мире, а также во взаимоотношениях человека с другими людьми. Столкновение человека с этими проблемами может побудить его задуматься об их подлинных причинах, ибо эти проблемы возникают в конечном счете вследствие игнорирования человеком космических законов.

В формировании космического сознания важную роль играет культура. Среди многообразия понятий культуры можно выделить несколько основных. Одни ученые под культурой имеют в виду совокупность материальных и духовных ценностей [1]. Другие сводят культуру к процессу творческой деятельности человека [2]. Есть такие ученые, которые видят в культуре все то, что сделано человеком [3].

Н.К.Рерих подходил к культуре как целостному явлению и в то же время раскрывал ее многогранность. Культура воплощается в многообразии высоких человеческих качеств и аспектов космической реальности. Одна из граней культуры, считал Рерих, состоит в том, что Культура есть почитание Света. Это положение помогает понять эволюционную роль культуры в человеческой жизни. Свет есть проявление энергии или, как она называется в Живой Этике, психической энергии. В связи с этим Е.И.Рерих пишет: «Психическая энергия есть ВСЕ. Психическая энергия, как энергия всеначальная, есть та энергия, которая лежит в основании проявленного Мира» [4, с. 211].

Представление о важной значимости энергетической стороны бытия стало распространяться во второй половине XIX – первой половине XX века не только в философии, (к примеру, в трудах Н.А.Бердяева, А.Л.Чижевского), но и в науке. Некоторые ученые подошли к пониманию энергии как всеобщей основы бытия. «…Необходимо признать, – писал выдающийся ученый ХХ века В.М.Бехтерев, – что все явления мира, включая и внутренние процессы живых существ или проявления “духа”, могут и должны быть рассматриваемы как производные одной мировой энергии, в которой потенциально должны содержаться как все известные нам физиче­ские энергии, так равно и материальные формы их связанного состоя­ния и, наконец, проявления человеческого духа» [5, с. 230–231].

Психическая энергия, согласно философии Живой Этики, составляет содержание энергообмена человека, связывающего его с энергетикой культурных ценностей – исторических памятников и сооружений архитектуры, музыкальных и литературных произведений, творений живописи, философских идей и научных концепций. В соответствии с законом двойственности одна сторона культуры выражает сущность культуры, аккумулирует ее духовность или энергетику. Другая сторона культуры представляет собой ее материальную основу, через которую культура суще­ствует и обнаруживает себя в физическом мире. Культура, пронизывающая космос и воплощающаяся в различных формах духовной жизни человека, выступает одним из оснований космической эволюции. Такая двуединая и вместе с тем интегрирующая роль культуры реализуется в духовном пространстве человека благодаря его способности вступать в энергообмен с духовным пространством космоса. Не будем забывать, что человек есть неотъемлемая часть космической реальности, которую он несет в своем внутреннем мире и с которой он связан живительными нитями энергообмена.

Размышляя об этом, полезно вспомнить о действии космического закона энергоинформационного обмена, выступающего одним из принципов, на котором зиждется космическая эволюция человека. Этот закон влияет на все существо человека – сердце, ум, действия, поступки. Не нужно доказывать, что формы энергообмена у каждого человека имеют свои особенности. Они обусловлены культурным багажом человека и его знаниями о мире и себе самом, жизненным опытом и нравственной позицией. Такая обусловленность этих моментов возможна потому, что все они реализуются как определенные энергетические процессы, которые, как ручейки, сливаются в единый поток энергообмена человека с духовным пространством космоса.

Человек вступает в энергообмен с реальностью различных уровней, опираясь на свою сердечную волю. Благодаря ей он накапливает и развивает психическую энергию. В Живой Этике различается воля мозговая и воля сердечная. «Мозговая воля сделалась оплотом Запада, тогда как Восток остался в твердыне сердца. При внушении гипнотизер Запада употребляет волю, напрягая центры конечностей и глаз, но эта эманация не только скоро исчерпывается, но и приносит утомление и, главное, действует на очень незначительном расстоянии. При волевых посылках невозможно пространственное достижение. Но сердце Востока не нуждается в напряжении конечностей, не нагнетает без нужды энергию, но шлет свои мысли без ограничения места. Сердечное внушение, как естественный канал сообщения, не наносит вреда внушающему и принимающему.

<…> Мощь сердца преодолевает решительно все. Сердце может знать смысл событий дальних. Сердце может летать, укрепляя нужные союзы. Сердце может приобщаться к дальним мирам. Пробуйте это лишь посылкою воли и познаете разницу воли сердца. Майтрейя есть Век Сердца! Только сердцем можно оценить сокровища Майтрейи! Лишь сердцем можно понять, насколько все накопления, все чувствознание нужны для будущего» [6, 74].

«Мощь сердца преодолевает решительно все» [6, 74] благодаря тому, что за волевыми усилиями человека стоит Воля Космоса, которая есть выражение Воли Космического Магнита и проявление законов эволюции. Соотнесенность сердечной воли человека с Волей Космоса, опора человека на ее неисчерпаемую мощь является важнейшим условием плодотворного применения человеком сердечной воли. Но по-другому и быть не может, ибо без принятия энергий Космического Магнита человеческое сердце засыхает, «отходит от жизни». По разным причинам воля у человека может быть ослабленной. Человеком со слабой волей жизненные задачи решаются малоэффективно. Безвольный человек подвержен влиянию деструктивных, темных сил и может оказаться на «обочине» космической эволюции.

Мысли о Воле Космоса или вселенной встречаются в трудах многих философов, ученых, деятелей искусства. «Итак, – пишет К.Э.Циолковский, – все порождено Вселенной. Она – начало всех вещей, от нее все и зависит. Человек, или другое высшее существо, и его воля есть только проявление Воли Вселенной» [7, с. 16]. Созвучные идеи высказывал другой выдающийся русский философ В.С.Соловьев, который обращал внимание на нравственную сторону совершенствования человека, благодаря которому Божья Воля реализуется в его жизни. Иными словами, Соловьев, признавая определяющую роль Божьей Воли в жизни человека, в то же время показывает насущную необходимость и потребность Бога в человеке, который своими внутренними усилиями через духовное совершенствование непременно «входит в самую цель Божьего действия в мире» [7, с. 258–259]. Немногим позже А.Н.Бердяев выскажет поражающую своей глубиной мысль о взаимной по­требности Бога в человеке и человека в Боге, – потребности, которая может быть реализована только в пространстве вселенской любви. Но что же Соловьев? «Итак, – отмечает философ, – мы можем дать безусловному началу нравственности следующее полное выражение: в совершенном внутреннем согласии с высшею волею, признавая за всеми другими безусловное значение, или ценность, поскольку в них есть образ и подобие Божье, принимай возможно более полное участие в деле своего и общего совершенствования ради окончательного откровения Царства Божия в мире» [8, с. 261].

Учитывая духовно-нравственный контекст проблемы воли в философии и науке, который, безусловно, расширяет наши представления об этом качестве человека, мы тем не менее обращаем внимание на трактовку этой проблемы в Живой Этике как на раскрытие одного из важнейших моментов жизни человеческого сердца.

Применяя мозговую волю, человек включает в работу интеллект и зачастую делает это с искусственным напряжением своих способностей. В то время как, опираясь на волю сердечную, он нацеливает на решение поставленных задач все свои проявленные качества и потенциальные возможности. Это открывает перед человеком более широкие горизонты духовного совершенствования.

Огромную роль в этом процессе играет энергообмен человека с энергетикой культурных ценностей, которые, как и сам человек, имеют двойственную природу. Помимо своего внешнего, материального проявления им присуща сторона внутренняя, духовная, составляющая сущность культурных ценностей. В духовной стороне культуры аккумулируется ее энергетика. Благодаря соприкосновению с культурой человек может накапливать эту энергетику, которая родственна энергетике более высоких структур космоса. Именно поэтому человек имеет возможность взаимодействовать с этими структурами.

Благодаря рассмотренному качеству культуры необходимость охранения культуры и ее носителей – ученых, культурных деятелей, духовных учителей – выходит на первый план эволюционного развития современного человечества. Ибо пришедшая из глубины веков и накопленная многими поколениями людей культура выступает энергетической основой и условием эволюционного развития человечества. Словом, в основе взаимодействия человека и культуры лежат закономерности космической эволюции человечества.

Взаимодействие человека с энергетикой культуры является условием продвижения по ступеням Космической эволюции, где он может стать на путь культурного развития и постепенно превратиться из объекта эволюции в ее сознательного субъекта. Продвижение человека по этому пути предполагает не только создание и освоение культуры, но и активное участие в ее защите. Было бы неосмотрительным забывать, что созидание культуры так же необходимо для духовного совершенствования человека, его эволюции и для самой культуры, как и ее защита от небрежения и разрушающих культуру нападок. Созидание и освоение культурных ценностей помогает человеку понять сущность культуры, ее эволюционную роль в жизни человека и историческом развитии общества. Культура связывает человека с более высокой энергетикой, без которой человек не сможет стать действительно космическим существом и собственно человеком, как предначертано Космической эволюцией. Все это дает ему ясное понимание культуры как важнейшего достояния человечества, каждого народа и необходимости защиты культуры от посягающих на нее деструктивных сил.

Если же оставлять культуру без внимания и охранения, то это, как показывает развитие общества, приводит к разрушению культурных ценностей, к искаженному пониманию основополагающей роли культуры в жизни человека. Наше главное достояние в таком случае выводится из круга приоритетов общества, и тогда оно затаптывается невежеством. Но такое отношение общества к культуре чрезвычайно опасно, прежде всего, для самого общества. Проявляя небрежение к культуре, ведущее в конечном счете к ее разрушению, общество разрушает основы своего существования и развития, ибо закрывает возможности своего обогащения энергетикой культуры и более высоких структур Мироздания.

Такое положение в обществе не может продолжаться долго. Поскольку возникает огромный риск деградации общества, которая, как это уже случалось в истории, может привести к его дегуманизации и расчеловечиванию. Тогда общество ждут трудные времена.

«ЛИШЬ СЕРДЦЕМ МОЖЕМ ПОНЯТЬ…»

Культурное развитие человека реализуется, в первую очередь, благодаря сердцу. «Любовь, подвиг, труд, творчество, – отмечается в Живой Этике, – эти вершины восхождения при любой перестановке сохраняют восходящее стремление. Какое множество привходящих понятий они заключают в себе! Какая же любовь без самоотвержения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования! И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце. Без него самые терпеливые, самые мужественные, самые устремленные будут холодными гробами! Отягощенными знанием, но не окрыленными будут бессердечные!» [6, 75].

Основными условиями развития сердца служат стремление человека к накоплению психической энергии, его несломимая устремленность к Свету и высоким нравственным идеалам. И здесь снова возникает вопрос о роли психической энергии в развитии человека. Чтобы ответить на него, нужно понять, каким образом человек накапливает и использует психическую энергию в процессе своего культурного развития.

Данная проблема раскрывается в Живой Этике, трудах Рерихов. В этих источниках показывается, что развитие и утончение психической энергии происходит, прежде всего, через совершенствование качеств человека. В этом процессе важнейшая роль принадлежит культуре. Для дальнейшего осмысления поставленных вопросов, обратимся к идеям Л.В.Шапошниковой, которая в контексте философии Живой Этики определяет культуру как самоорганизующуюся систему духа, действующую «в согласии с уровнем и качеством энергетики этого духа» [9, с. 6].

В Живой Этике отмечается, что уровень энергетики духа человека обусловлен накоплениями его психической энергии. А качество энергетики духа человека – высшее или низшее – обнаруживает себя через низшие или высшие проявления и «свойства» психической энергии. В свою очередь, характер использования психической энергии определяется самим человеком. Он может своей волей направлять эту энергию как к низшим, так и к высшим ее проявлениям.

Согласно закону двойственности, в духовной жизни человека также проявляется единство духовного и материального. Когда мы рассматриваем место и роль сердца в жизнедеятельности человека и, в частности, осмысливаем соотношение сердца с духом человека, то обнаруживаем, что сердце выступает материальным, хотя и очень тонким в энергетическом плане, носителем духа. Иными словами, если сердце по отношению к духу проявляется как материальная сторона этого противоположения, то дух обнаруживает себя как его духовная сторона. В Живой Этике мы находим подтверждение этому общему положению. «…Будем помнить о великом Огне и о здании огненном – Сердце. Ведь не сказка, но дом Духа!» [6, 99]. В духе также аккумулирована энергия – это форма проявления энергии огня. Но степень утонченности этой энергии выше, чем энергии сердца, ибо дух в рассматриваемой связке явлений выступает в качестве стороны духовной, а духовное всегда утонченнее, разреженнее материального в энергетическом отношении.

Можно сказать, что энергетика человека, связанная с энергетикой культуры, составляет основу повышения его культурного уровня. В то же время культурное развитие человека усиливает его энергетику, способствует накапливанию и развитию психической энергии, делая ее более утонченной. Таким образом, взаимодействие человека и культурных основ его жизни обогащает и человека и культуру, расширяет их эволюционно-энергетические возможности. Этот вывод важен для понимания роли сердца в формировании космического сознания.

Н.К.Рерих развивал идею о том, что «культура есть сердце» [10, с. 63]. Сердце является средоточием духовной жизни человека, ибо проявления человеческого духа обнаруживают себя в сердце. Можно сказать, что сердце представляет собой орган культурного развития человека благодаря тому, что в пространстве сердца обнаруживаются все самые лучшие побуждения и нахождения человека, так же как на состояние сердца не лучшим образом влияют его не очень хорошие мысли, чувства и поступки. Иными словами, в сердце осуществляется духовный синтез, который есть выражение внутренней стороны существования человека. Человек, ограниченный, к примеру, односторонними мировоззренческими представлениями или своей специальностью, далек от духовного синтеза, который, как путь постижения реальности, предполагает целостное понимание различных аспектов бытия и самого человека, составляющего его неотъемлемую часть. Также далек от синтеза сердца человек, обремененный наростами эгоизма и лишенный «внутренней честности» [4, с. 127].

Е.И.Рерих пишет, что даже «большие умы часто были лишены его. Можно быть гигантом интеллекта и не обладать синтезом» [4, с. 127]. Интеллект разграничивает целостную космическую реальность и дифференцирует знания о ней, а сердце открывает возможности ее целостного постижения с позиций синтеза. «После всех разграничений неминуемо приходим к синтезу сердца, – отмечается в Живой Этике. – Так сердце, напряженное молчанием, насыщенное, как динамо, отбивает ритм Мира, и личные желания претворяются в ведущую Мировую Волю. Так вырабатывается сотрудничество с дальними мирами» [6, 68]. Обращение к мысли Н.К.Рериха о том, что «культура есть сердце», с учетом идей Живой Этики и высказываний Е.И.Рерих о сердце, расширяет наши представления о роли сердца в созидании культуры. В Живой Этике отмечается: «Солнце есть Сердце Системы, а сердце человека есть солнце организма. Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца. Понять это отвлеченно – значит оставить сердце в холоде. Но как только Свет солнца-сердца сделается жизнью, потребность тепла магнита засияет, как истинное солнце» [6, 62].

Основой жизнедеятельности сердца человека выступает Космический Магнит, который есть Космический разум и Космическое Сердце, олицетворяющее Венец Космического Разума. Энергетика Космического Магнита питает духовную жизнь сердца, а человек, согласно законам Космической эволюции, благодаря сердцу, ассимилирует эту энергетику и накапливает ее. Таким образом, сердце есть явление одновременно земное и космическое.

Больше того, в соответствии с космическим законом Иерархии во Вселенной существует иерархия сердец. Определяющую роль в эволюции этой иерархии играет Космическое сердце. Одна из главных задач духовного развития человека состоит в том, чтобы почувствовать токи Космического Сердца, уловить его ритм, ибо это обстоятельство есть важнейшее условие космической эволюции человека, главной тенденцией которой выступает формирование его космического сознания. В этом процессе обнаруживается действие закона «Высшее в космической эволюции ведет за собой низшее» [11, с. 39]. Космическое сердце, проявляясь в иерархии сердец, ведет, как Высшее начало, сердце человека.

Далее снова обратимся к понятию культуры.

Е.И.Рерих писала, что «культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь» [12, с. 198]. Благодаря таким особенностям, и прежде всего, способности к синтезу культура способствует формированию целостного взгляда человека на мир. Она связывает человека с более высокими структурами Космоса и выступает своеобразным энергетическим каналом, благодаря которому человек имеет возможность ассимилировать эту энергетику.

Для плодотворного осуществления этого тончайшего процесса важное значение имеет уровень культурного развития человека. И если человек внутренне готов к восприятию энергетики более высоких структур Космоса и устремлен к этому, он может накапливать психическую энергию. От уровня взаимодействия человека с этими структурами в значительной степени зависит эффективность этого процесса и плодотворность культурной деятельности человека.

«ЧЕЛОВЕК ТВОРИТ БЕСПРЕСТАННО»

Важное значение в формировании космического сознания имеет складывание правильных представлений человека о структуре космоса и своей собственной. Сегодня мы, за исключением очень немногих личностей, в своих представлениях односторонне подходим к Космосу и человеку. В научном познании и практике мы ограничиваемся материальной, наблюдаемой реальностью. Между тем космос и человек устроены несравнимо более сложно, чем это представляет большинство людей, в том числе и из числа ученых. Как свидетельствует история философии и науки, в Космосе существуют миры небесный и земной, видимый и невидимый, мир плотной материи и мир материи тонкой. Идеи такого рода встречаются в трудах многих мыслителей – от Пифагора и Платона до Даниила Андреева и Рерихов.

Дальнейшее обобщение и развитие идеи о множественно­сти миров Космоса получили в Живой Этике. В данном случае речь идет о мирах Плотном, Тонком и Огненном. В этой философской системе показывается, что особенности каждого из названных миров обусловлены их энергетикой – от энергетики плотной до энергетики тончайшей. Границы между указанными мирами относительны, подвижны. Миры постоянно изменяются и влияют друг на друга. Это взаимовлияние регулируется законами космоса.

Деятельность человека в мире Плотном вызывает следствия в мире Тонком, мысли человека, как проявления Тонкого мира, оказывают влияние, с одной стороны, на состояние Плотного мира (яркий пример тому климатические катаклизмы, происходящие сегодня на нашей планете), а с другой – мышление человека, взятое в единстве с жизнедеятельностью сердца, обусловливает формирование его Огненного тела. Рассматривая миры различных состояний материи, нужно иметь в виду, что множество этих миров беспредельно. Это касается как космической реальности, так и человека. К примеру, в мире Тонком есть мир Астральный, а помимо мира Огненного существует более совершенный мир Высший. В то же время для эволюционного развития человека важно, прежде всего, осмысление особенностей Плотного, Тонкого и Огненного миров.

Наиболее ощутимо и зримо единство миров проявляется в творческой деятельности человека, которая представляет собой пространство синтеза этих миров. Для понимания особенностей и взаимовлияния различных миров принципиальное значение имеет осмысление природы творческой деятельности человека и ее возможностей в объединении этих миров. Согласно Живой Этике, мир Плотный есть мир рукотворчества человека, мир Тонкий – это мир его мыслетворчества, а мир Огненный представляет собой мир духотворчества человека. Взгляд на взаимодействие человека с мирами различных состояний материи через призму его творческой деятельности открывает возможности объединения миров в сознании человека, формирования целостного представления о космической реальности.

Одна из эволюционных задач человека состоит в расширении его сознания путем признания существования иных миров, научным осмыслением их особенностей и объединением этих миров в сознании человека, его творческой деятельности. Творчество человека оказывается более плодотворным, когда становится творчеством одновременно мира земного и миров иных состояний материи, то есть субъектом космического творчества.

Особенности творчества человека раскрываются в Живой Этике. «Человек творит беспрестанно, сознательно или несознательно, действенно или мысленно; в бодрствовании или во сне человек продолжает творить, и в этом исполняет свое назначение.

Человек не может не творить, ибо в таком состоянии он соприкасается с высшими энергиями» [13, 838]. Источником высших энергий являются более высокие структуры космоса. Среди них главным таким источником является Космический Магнит, олицетворяющий Космический Разум и Космическое Сердце.

Кроме того, надо иметь в виду также те космические явления и сущности, посредством которых энергии Космического Магнита трансформируются и благодаря которым доходят до человека. К примеру, такими сущностями являются Учителя человечества, а также вестники космической эволюции, приносящие человечеству необходимые для его эволюционного развития знания из духовного пространства космоса. К тому же на нашей планете время от времени появляются представители Учителей. Это выдающиеся мыслители, ученые, культурные деятели. К ним можно отнести семью Рерихов и других великих подвижников.

Представления о сердце как духовном органе человека разрабатывались рядом русских (Б.П.Вышеславцев), украинских (Г.С.Сковорода) и западно-европейских философов (Б.Паскаль). Один из выдающихся отечественных философов П.Д.Юркевич подчеркивал: «Сердце есть средоточие душевной и духовной жизни человека. Так, в сердце зачинается и рождается решимость человека на такие или другие поступки; в нем возникают многообразные преднамерения и желания; оно есть седалище воли и ее хотений» [14, с. 69].

Рассмотренное в контексте Живой Этики учение о сердце показывает, что человеческое сердце как духовный орган имеет двойственную природу. В нем сосредоточена духовная жизнь человека, и в то же время оно связано с Космическим Сердцем, без которого жизнь человека становится мало духовной или вообще лишается духовности. Важно, чтобы человек соотносил с ритмом Космического Сердца работу своего сердца и интеллекта, всю свою жизнь. Космическое Сердце является источником более высокой энергетики, необходимой человеку для его эволюционного развития. Таким образом, можно говорить о существовании Иерархии сердец во Вселенной – Иерархии, в эволюции которой главное место занимает Космическое Сердце.

Человеческое сердце, так же как и культура, обладает способностью к синтезу, точнее говоря, оно – орган синтеза. И чем выше внутренняя культура человека, чем он сердечнее, тем более явно его сердце обнаруживает удивительную способность к синтезу, которая обусловливает расширение творческих возможностей человека.

В процессе творчества человек, будь то художник или музыкант, скульптор или поэт, соприкасается с мирами иных состояний материи, высшими энергиями и аккумулирует эти энергии в творчестве. Собственно, в этом состоит основная эволюционная ценность творческой деятельности человека. Но в творчестве человека обнаруживается и другая сторона его бытия. Человек, будучи неотъемлемой частью космоса, выступает своеобразным средоточием творческих усилий космической эволюции. На определенном этапе культурного развития тот или иной человек может превратиться в субъект космической эволюции или, говоря более определенно, в субъект космического творчества. Поэтому подлинное творчество человека по своей природе не может не быть проявлением творчества космической эволюции или гранью космического творчества, обусловленное творчеством Космического Магнита.

Созвучные идеи, подготавливавшие восприятие и распространение философии Живой Этики, высказывал Н.А.Бердяев. Для него подлинное творчество есть действие, совместное с Богом. Бог создал человека из-за тоски по его отсутствию, а человек не может жить истинной жизнью без любви к Богу. Такова космическая потребность Бога в человеке, а человека в Боге. В этом состоит тайна христианства. Поэтому Бог близок человеку, прежде всего, своей человечностью. «Нельзя верить в Бога, если нет Христа, – писал Бердяев. – А если есть Христос, то Бог не хозяин, не господин, не самодержавный повелитель. Бог близок нам, человечен, Он в нас, и мы в Нем. Бог сам человек – вот величайшее религиозное откровение, откровение Христа» [15, с. 362].

Истинное творчество, считает Н.А.Бердяев, предполагает своей безусловной предпосылкой свободу, представляющую основу всякого бытия, ибо она глубже бытия. Но до рационально ощутимого дна свободы дойти невозможно, так как свободу нельзя не из чего выводить и ни к чему сводить. Дно свободы, считал Н.А.Бердяев, есть ее последняя тайна. Вместе с тем свобода не является царством произвола и случая. Она имеет положительное содержание. Свобода, как считал Н.А.Бердяев, есть мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в своем положительном значении и есть творчество. Человеку изначально, субстанционально присуща творческая, свободная энергия. Но эта энергия не замыкается в человеке, ибо в самой природе человека есть бездонно глубокие родники. «Подлинная свобода, – пишет Н.А.Бердяев, – есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния вселенной, ее иерархической гармонии, внутренней соединенности ее частей. Космическое всегда есть свободное, в нем нет внутренней необходимости, нет тяжести и давления, нет материализации одной части для другой. В космосе все живо, ничего не инертно, не отяжелено, не принуждает своей материальностью» [15, с. 374].

Важнейшую роль в творческой деятельности человека, согласно Живой Этике, играет дух. Благодаря культуре он обнаруживает себя в сердце. Вспомним определение культуры Л.В.Шапошниковой как самоорганизующейся системы духа. В этом определении раскрывается неразрывное единство культуры и духа. Сердце ассимилирует и трансформирует энергетику более высоких структур Космоса, энергетику человека и энергетику культуры. В сердце происходит синтез этих энергий. Оно объединяет многообразие энергий в своем пространстве и отдает свою энергию людям, нашей планете, космосу, внося свою лепту в космическую эволюцию человечества. Так человек участвует в космическом творчестве. Формы творчества человека многообразны, начиная от художественного и кончая научным. Истинность подлинных творений проверяется жизнью, исторической практикой, духовным опытом людей. Хотя зачастую эта проверка идет не одно десятилетие. К примеру, когда в общественное сознание входят новые научные или философские идеи, то духовный опыт людей может подсказать, составляют ли данные духовные ценности подлинные творения культуры.

Ярким примером творчества, прошедшим испытание временем, служат творения философа В.С.Соловьева, композитора А.Н.Скря­бина, ученого В.И.Вернадского, семьи Рерихов и многих других выдающихся культурных деятелей, мыслителей, ученых России и мира. Помимо уже названных имен можно вспомнить десятки, если не сотни, имен выдающихся культурных деятелей, внесших огромный вклад в космическую эволюцию человечества. К примеру, далеко не последнее место в этом ряду занимает гениальный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Его творчество известно всему миру. Музыка этого композитора притягивает своей чарующей красотой многие поколения людей, прежде всего, потому, что она несет в себе дыхание иных миров. По свидетельствам самого композитора, он осознавал, что его творчество есть выражение божественного призвания. Осознание художником этого важнейшего обстоятельства его жизни придавало Бетховену силы для творчества и борьбы с жизненными невзгодами, а его произведения стали вечными. Об этой стороне творчества великого художника писал Ромен Роллан: «Итак, гений Бетховена является (он это сознавал) вечным потоком чудесной жизни, переливающейся из творческого родника (“Urqutlle”) в множество человеческих ручейков – потоком, который, объединяя эти ручейки, снова возвращал их роднику. Он посредник между человеком и Богом. Его миссия – донести до людей чистый, ясный голос всевышнего, не искажая его и не приглушая его мощи. И по примеру Господа, обитающего в нем, Бетховен смиренно приносит свою жертву людям. Музыка его нечто вроде Abendmahl – тайной вечери, во время которой распятая душа, ожидая грядущего воскресения, приносит себя
в жертву людям в своем искупительном страдании
» [16, с. 310–311]. После прочтения этого фрагмента из исследования Ромена Роллана о Бетховене, едва ли нужно доказывать, что его чарующая музыка доносит до людей из духовного пространства Космоса образы космической Красоты, тончайшую энергетику иных миров и тем самым как бы объединяет мир земной, человеческий, и мир небесный, божественный.

Объединение миров различных состояний материи в творческой деятельности человека становится возможным благодаря тому, что структура человека тождественна структуре космоса. В структуре человека есть самый важный для него внутренний, духовный мир, через который Космос себя проявляет, а человек входит в духовные глубины Космоса. Человек в его потенциальных качествах и возможностях создан Космической эволюцией как существо целостное. Вопрос состоит в том, чтобы человек почувствовал, распознал и реализовал в процессе творчества свое глубинное родство с Космической Реальностью и свою целостную природу. «Только осознание космических энергий даст духу творчество. Но дух, отрицающий сущность Космического Магнита, устраняется в область неведения» [17, ч. 2, 719]. Такой взгляд на творчество человека вытекает из представления о структуре человека, которую образуют проявления Плотного мира (собственно физическое тело человека), мира Тонкого (мышление) и мира Огненного (духотворчество человека). В каждом человеке элементы этих миров находятся в разном соотношении, но потенциально они составляют три взаимосвязанных аспекта его целостной космической природы. Когда в Живой Этике упоминается о мирах Тонком, Огненном и Высшем, то имеются в виду «сферы-миры, непосредственно окружающие нашу планету и входящие в нашу планетную цепь. Это именно те миры-сферы, откуда приходят и куда вновь возвращаются души, покидающие наш плотный мир <…> Сферы эти отвечают принципам в человеке» [18, с. 195].

Наши представления о мирах различных состояний материи носят частичный, односторонний характер. Мы из-за ограниченности своего сознания в должной мере не чувствуем и не осознаем сложную структуру мироздания, взаимосвязь составляющих эту структуру миров, обусловленность своей жизни энергетикой этих миров и возможности своего влияния на миры различных состояний материи. В сущности, все перечисленные моменты в их положительном значении характеризуют особенности космического сознания, которое человеку еще предстоит сформировать в процессе своего сотворчества с духовным пространством Космоса.

Литература

1. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

2. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.

3. Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов, 1979.

4. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2003.

5. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. В 2 т. Т. 1. СПб.: Алетейя, 1999.

6. Учения Живой Этики. Сердце.

7. Циолковский К.Э. Воля Вселенной. Ум и страсти. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. М.: МИП «Память», Русско-Американский Университет, 1993.

8. Соловьев В.С. Оправдание добра. Т. 1. М.: Мысль, 1988.

9. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции // Культура и цивилизация. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1997.

10. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

11. Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // Культура и время. 2010. № 4.

12. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 1. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 1999.

13. Учение Живой Этики. Надземное.

14. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия // Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990.

15. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.

16. Роллан Р. Собрание сочинений. Т. 12. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.

17. Учение Живой Этики. Беспредельность.

18. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 4. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2002.