Page 230 - Мастер3

This is a SEO version of Мастер3. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Часть первая. ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ ЗЕМНОГО ЗНАНИЯ

230

Сдвигалисьнравственные ориентиры, расплывалась границамеж­ ду добром и злом, душевный мир человека подвергался вторжению каких-то таинственных сил и наитий. В творческом пространстве рус-ского искусства и философии наступавший грозный период назвали «ночью». Ночью Апокалипсиса.

«…В апокалиптическом времени, – писал в 1918 году Н.А.Бердя­ ев, – величайшие возможности соединяются с величайшими опаснос-тями. То, что происходит с миром во всех сферах, есть апокалипсис целой огромной космической эпохи, конец старого мира и преддверие нового мира <…> В поднявшемся мировом вихре, в ускоренном тем-пе движения все смещается с своих мест, расковывается стародавняя материальная скованность. Но в этом вихре могут погибнуть и ве­ личайшие ценности, может не устоять человек, может быть разодран в клочья» 1 .

Ослабление материальной скованности жизни сочеталось с ощу-щением текучести, переливчатости этой жизни. Сам мир терял опор-ные вехи, становился зыбким, подобно миражу, встающему в раска-ленном воздухе нездешней пустыни. Явления утрачивали ясность, окончательную познаваемость и обнаруживали в своих глубинах новые сложности и неожиданные тайны, о существовании которых раньше никто не подозревал. Наука обогатилась многими открытия­ ми, такими, как, например, делимость атома, бывшего до этого в со-знании человека плотным «кирпичиком» Мироздания. Плотная ма-терия стала дробиться на множество составляющих, которые до поры до времени были скрыты в ее беспредельной глубине. Глубина эта увеличивалась до космических размеров, и оттуда доходило зовущее дыхание инобытия.

Различные способы и формы познания реальности стали как бы сами собой постепенно сливаться, стремясь осуществить тот ис-комый синтез, который только один мог продвинуть человечество к нужным ему высотам Знания. Все значительнее и ценнее стано-вились нахождения искусства с его интуицией, предощущениями и пророчествами. В его энергетическом поле все ярче и ярче разго-ралась непостижимая заря космической пришелицы – Красоты и росло предчувствие ее необходимости для человека в его материаль-но-плотной среде обитания. Новая Красота вела искусство от симво-лической красоты к реальной. И эта реальная Красота создавала в

1 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. С. 414.

Page 230 - Мастер3

This is a SEO version of Мастер3. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »