Page 358 - Мастер2

This is a SEO version of Мастер2. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

6. УСТРЕМЛЕНИЯ И НАДЕЖДЫ

361

Россия, где он родился, находилась на стыке двух культур. «В блеске монгольских мечей Русь внимала увлекательной сказке Востока. На щитах варяжских перенеслись руны романеска, вошед-шие благороднейшими знаками на стены русских палат и храмов» 1 . Ему представлялось неправомерным деление мира на Восток и За-пад, а культуры — на восточную и западную. Он стремился доказать всеми своими экспедиционными исследованиями, что культура обоих миров имела общий древнейший источник и что этот источник нахо-дился именно на Востоке. Рерих был убежден, что первые древнейшие миграции народов, в частности индоевропейских, имели свое четкое направление с Востока на Запад. Эти восточные миграционные потоки питали культуру Запада и формировали ее изначальный фундамент. Не признавать этого — значило отрицать собственные истоки, обед-нять собственную культуру. Между Востоком и Западом не сущест-вовало той четкой границы, того отталкивания, которое стремились обосновать приверженцы концепции «Запад есть Запад, Восток есть Восток». Оба мира с самого начала взаимопроникали, оба мира имели единый общечеловеческий источник.

«Где Восток и где Запад? После Азии вы приезжаете в Грецию и чувствуете мудрость Востока; вы прибываете в Италию— и та же муд-рая романтика проникает в вас; Корсика, Испания — в этих местах сохранилось до сих пор что-то от великого Востока. И знамена Фер-динанда и Изабеллы близки к марокканским орнаментам. Вы прибы-ваете в Нью-Мехико, и на просторах этой прекрасной страны опять звучит гимн Востоку; и вы знаете, что в Мексике, на Юкатане, во всех замкахЮжной Америки—та же самая нота великой поэмы, великого видения, великой мудрости звучит повсюду» 2 .

Действительно, где Запад, где Восток? Разве можно разделить воду одного источника, питающего разные поля? В истории плане-ты все время возникали явления, которые соединяли Восток и За-пад, случались события, которые толкали их навстречу друг другу. Кочевые империи, складывавшиеся на средостении Востока и Запа-да, поздние миграции, или так называемое великое переселение на-родов, монголо-татарские набеги, крестовые походы. «Широкоохват-но, как и все, проникновение Востока на Запад под знаком крестовых походов и по следам великих путников» 3 , — писал Николай Констан-тинович.

Влияние Востока, бурно проникавшее в средневековую Евро-пу вместе с крестовыми походами, меняло культурную и духовную жизнь Запада. Крестоносцы принесли в Европу дамасские клинки,

1 Рерих Николай. Твердыня Пламенная. С. 131.

2 Roerich N. Shambhala. Р. 295.

3 Рерих Н.К. Восток — Запад. М.: МЦР, 1994. С. 97.

Page 358 - Мастер2

This is a SEO version of Мастер2. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »