Page 316 - Мастер2

This is a SEO version of Мастер2. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

5. ВДОХНОВЕННЫЙ ИЕРОГЛИФ

319

1 Рериховские чтения. Новосибирск, 1976. С. 10.

ликий художник, но и не менее великий ученый. И поэтому на его полотнах наука достигала высот искусства, а искусство становилось убедительным, как наука. Когда-то русский художникП.И.Чистяков написал мудрые слова: «Наука в высшем ее проявлении становится искусством». Полотна Рериха были творениями ученого, а его науч-ное восприятие мира было художественным. Много лет спустя круп-нейший советский археолог академик А.П.Окладников напишет о картине «Меч Гесэра»: «Что касается бронзового и раннего железно-го веков, то картина Н.К.Рериха “Меч Гесэра” <...> археологически точно воспроизводит наскальный рисунок, послуживший прототи-пом для нее, и позволяет провести определенную датировку. Это ха-рактерный меч или кинжал эпохи плиточных могил; такие кинжалы нередко встречаются за Байкалом и в Монголии на тех же оленных камнях, как важнейшее оружие древнего воина II и первой половины I тыс. до н.э.» 1 .

Иногда на его полотнах возникал мир, скорее похожий на сказку и легенду, нежели на реальность. Этот сказочный, легендарный ха-рактер присутствовал в тех картинах, которые несли гипотезы, пред-видения и прозрения. Но тем не менее изображение не теряло своей научности.

Он писал горы и монастыри, озера и святилища. На картинах возрождался древний мир петроглифов и мегалитов солнцепоклон-ников. Забытые историей погребения неизвестных народов обре-тали новую жизнь. Старинные башни и массивные дома, похожие на крепости, возносились на крутые скалы. Зловеще искрились в лунном свете волны, заливавшие здания Атлантиды, так напоми-навшие те, что стояли полуразрушенные на скалах Гималаев. Муд-рый наг поднимался над озером, чтобы еще раз повторить людям забытые истины. Таинственно мерцали входы пещер, высеченные в каменных отвесных стенах. Древние боги с лицами, похожими на ритуальные тибетские маски, сражались с мудрецами и танцевали у скал, с которых смотрели давно ушедшие. Прорицатели и колду-ны заклинали желтые огоньки на горных озерах. Каменные статуи вырастали из скал и гор, сливались с ними, повествовали о чем-то за-бытом, но значительном. Иногда казалось, что он воскрешал на своих полотнах какой-то уже не существующий теперь, сказочный, фантас-тический мир.

Но в этих сказках и легендах таилась глубочайшая философ-ская мысль о великом единстве человека, планеты и космоса. Она появится в работах современных философов много позже. Чело-век, планета, космос — три основных уровня эволюции мирозда-ния — были тесно между собой связаны. Занимаясь проблемами

Page 316 - Мастер2

This is a SEO version of Мастер2. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »