Page 301 - Мастер2

This is a SEO version of Мастер2. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Часть вторая. МЕЧ МУЖЕСТВА

304

метить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне» 1 .

Вот эти «истинные впечатления действительности» и составили основу творчества Рериха и как художника, и как ученого. Без этих «истинных впечатлений» он не мыслил себе ни живопись, ни исто-рию. Он не был кабинетным ученым. История народа для него скла-дывалась из легенд, им самим услышанных, древностей, им самим извлеченных из земли, памятников, им самим увиденных и прочув-ствованных, старинной одежды, им самим найденной, рассказов, им самим записанных.

«Истинные впечатления действительности» не так легко было по-лучать, еще труднее было читать и расшифровывать. Но он не видел для себя иного пути в постижении прошлого. Очевидно, именно по-этому Азия, запечатленная художником и ученым в картинах, днев-никах, своеобразных очерках-размышлениях, не была похожа на ту привычную Азию, которая сложилась в представлениях европейского читателя и зрителя.

Европа знала «европейскую» Азию, но не знала Азии действитель-ной. Рерих принес нам Азию действительную. В ней он расставил свои вехи, важность которых определялась традиционной культурой Азии, а не традицией европейского восприятия азиатской культуры. Это бы-ло ново и непонятно. Критики писали об экспедиционных публикаци- ях и картинах. Они с удивлением отмечали, что Рерих вводит зрителя и читателя «в странный мир редко встречаемых сведений об Индии, Тибете, Ладаке, Малом Тибете, Монголии, Синьцзяне и Алтае» 2 . Метод «истинных впечатлений действительности» требовал и осо-бой позиции в подходе к ним.

Рерих всегда пытался вырваться из узких рамок традиций и устоявшихся взглядов. В этом отношении Азия его многому научила и многое дала. «Главная наша задача, — писал он, — изучать факты честно. Мы должны почитать науку, как истинное знание, без предпо-сылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством» 3 .

О мужестве он упомянул не зря. Мужество требовалось, чтобы посмотреть фактам в глаза. Мужество требовалось для того, чтобы от-ринуть старую традицию и пойти новым путем. Оно требовалось, что-бы преодолеть в себе самом сложившиеся ранее представления. Иногда именно мужества не хватало многим, чтобы отойти от устоявшегося предрассудка и открыть новые возможности в иссле-довании. У него этого мужества хватило. Хватило, когда он находил следы народов там, где их не должно было быть. Хватило, когда он

1 Рерих Н.К. Избранное. С. 100.

2 Бурлюк Д. Рерих: Черты его жизни и творчества (1918—1930). Нью-Йорк, [1930]. С. 26.

3 Рерих Николай. Держава Света. С. 36.

Page 301 - Мастер2

This is a SEO version of Мастер2. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »