Личность ребенка в самых ее существенных чертах всегда отражает культуру, в которой он воспитан. Попробуем воспроизвести процессы изменения концепции детства в ее связи с трансформацией культуры. Что такое детство? В современном психологическом словаре А.Ребера детство определяется как «период между грудным возрастом и пубертатным периодом». Однако для раскрытия темы важны не столько физиологические параметры детства, сколько его содержательная, функциональная, эволюционная сущность. С этой позиции детство можно определить как раннюю фазу онтогенеза человека, как динамический процесс, связанный с формированием базовых структур сознания, с познанием основ и первичным освоением окружающего мира в рамках определенной культуры.
Известный американский этнограф детства Маргарет Мид, которую в 70-е годы прошлого столетия американцы называли Матерью Мира, связывая отношения между поколениями людей с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации, выделила в истории человечества три типа культур:
постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих предков;
кофигуративные, в которых и дети и взрослые учатся прежде всего у равных, т.е. сверстников; и
префигуративные, в которых взрослые преимущественно учатся у детей. В концепции М.Мид наиболее важно определение зависимости межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального прогресса, а также мысль о том, что «
межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток от родителей к детям, но и встречную тенденцию» [4, с. 412]. Каждому из обозначенных типов культуры присуща своя система воспитания, обусловленная пониманием процессов детства. Более того, формирующаяся в недрах одной культуры новая система воспитания является важной предпосылкой трансформации одного типа культуры в другой.
Взяв за основу типологию культуры М.Мид и дополнив эту схему характеристиками особенностей процессов мышления и формирования сознания детей в разных культурах, можно провести краткий исторический анализ изменений концепции детства, в котором при обозначении некоторых общих тенденций для разных стран и народов акцент будет сделан на особенности российских условий и систему взглядов.
Наиболее древняя из названных, постфигуративная культура преобладает в традиционном патриархальном обществе, которое ориентируется главным образом на опыт прежних поколений, т.е. на традицию и ее носителей – стариков. Такое общество живет как бы вне времени, не допуская новшеств и жестко регламентируя отношения разных возрастных групп. Традиционная семья состоит из представителей трех поколений и для детей является лоном передачи знаний и усвоения опыта жизни. Тысячелетиями из поколения в поколение от старших членов семьи к младшим почти без изменения передаются знания, опыт выживания отдельного человека и всего народа. Воспитание детей в традиционных культурах, как правило, разнополое. Мальчик с раннего детства идентифицирует себя с отцом, девочка – с матерью. Как указывает исследователь типов мышления П.Э.Тульвисте, традиционное обучение детей в основном несловесное, оно проходит только вместе с взрослыми и основывается на их опыте. Невербальный способ передачи информации о специфических формах поведения и деятельности формирует у представителей традиционных культур особый тип мышления –
мышление в обыденных понятиях, характеризующееся неосознаванием хода мысли [7, с. 104–105]. Таким образом, когнитивные процессы у детей в традиционных культурах работают независимо от сознания. Способ понимания или знания, возникающий без сознательного размышления, – есть интуиция. А развитая интуиция свидетельствует о способности человека к иррациональному мировосприятию, которой и были наделены представители традиционных культур.
Человек традиционной культуры, как правило, считает себя частью огромного мира, где все взаимосвязано и все живое. Он одушевляет Вселенную, солнце, луну, явления природы и даже предметный мир. Это одушевление внутренне не присуще сознанию ребенка, но формируется под влиянием культуры, в которой он воспитывается. В архаической культуре этому в значительной мере способствовали «
мифо-ритуальные комплексы, обладающие наибольшими возможностями для “космологизации” индивида, его включения в биокосмические ритмы» [8, с. 59]. Эти комплексы как базовые структуры психической и социокультурной деятельности человека являлись, кроме того, средством интеграции, поддержания целостности человеческого коллектива и целостности индивидуального и коллективного сознания. Очень важно, что в традиционной культуре, как в архаической, так и в народной, серьезный акцент делается на духовное развитие детей – через отношение к ним взрослых, через язык, мифы, фольклор, игры, ритуалы, традиционное искусство. Мировоззренческие механизмы этой культуры направлены на поддержание равновесия между миром Культуры и миром Природы.
Важным для исследуемой темы является также вопрос о проявлениях креативности в постфигуративных культурах, проливающий свет на способности ее представителей к художественному освоению мира. Современные сибирские ученые академик РАМН, РАЕН, доктор медицинских наук профессор Влаиль Петрович Казначеев и Евгений Александрович Спирин, исследуя проблему целостной жизнедеятельности человека в рамках архаической культурной традиции, ставят вопрос о достаточности концентрации психофизиологических резервов человека для активизации у них творческого начала в культурах прошлого, включая наиболее архаические. Они подчеркивают, «
что многообразие эволюционно-экологических механизмов и возможностей, отражающих уникальность новой биологии человека, было направлено на поддержание специфических форм генофенотипических способностей (одаренностей), ибо без индивидов, обладающих такими способностями, популяция не может быть активной в общественно-трудовом плане» [2, с. 163].
Другим косвенным свидетельством высокой креативности сознания человека в традиционной культуре является богатейший опыт этнопедагогики по раннему развитию у детей воображения – сложнейшей из психических функций, являющейся важнейшей составляющей творческого процесса. Н.Н.Палагина подробно описывает этот опыт в статье «Развитие воображения ребенка в русской народной педагогике» [5, с. 69–73] и указывает, что существующая (с 1984 г.) программа воспитания и обучения детей в детском саду даже не ставит задачу развития воображения у детей до трех лет. Между тем народная педагогика решает ее с начала второго года жизни ребенка.
Вместе с тем материалы археологии и этнографии представляют нам прямые свидетельства не только наличия одаренности среди наших далеких предков, но их массового творчества в неизменном стремлении к красоте быта и созданию ее исключительно своими руками. Творческое мастерство было присуще большинству представителей традиционных культур, в частности российских народов. О развитии их творческих способностей свидетельствуют дошедшие до нас богатейший фольклор и шедевры народного искусства, поражающие своей гармоничностью и отражающие интуитивное понимание народными авторами законов красоты.
Таким образом, целостная картина жизни, характерная для традиционных культур, целостное самовосприятие человека, его способность к рациональному, иррациональному и художественному познанию мира с детства формировали его сознание. По мнению В.П.Казначеева и Е.А.Спирина, «
в народной культуре была реализована совокупность всех социоприродных измерений человека как социоприродной целостности», включая здоровье, труд, семью, язык, культурные традиции (в т.ч. обучения и воспитания детей), а также социоприродный биосферно-ноосферный мир, в котором реализуются психофизические возможности человека [2, с. 161]. Стратегической основой для комплексной реализации всех фундаментальных свойств человека было его целостное сознание, не нарушающее, но поддерживающее космические основы устойчивости мира, равновесие между миром Культуры и миром Природы.
Однако ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прошлых поколений недостаточной, и постфигуративная культура переживает кризис. Ей на смену приходит кофигурация. Толчком к резкому кризису традиционных культур народов России, вызревавшим с Петровской эпохи, стала революция 1917 года, утверждавшая себя кроме прочих способов ломкой традиционного религиозного мировоззрения людей и утверждением материалистического восприятия жизни, а также введением новых стилей жизни для молодежи. Безусловно, прогрессивная политика ликвидации безграмотности населения привела детей, до того воспитывавшихся в традиционных условиях семьи, в школы. Школа же ставила перед детьми совсем другие задачи и тем самым формировала у них другой тип мышления –
мышление в научных понятиях, для которого, в отличие от обыденного, характерна определяемость понятий, возможность осознавать и проверять ход мысли. Логическое мышление заменяет интуицию. Блокирование обычной для представителя традиционных культур интуитивной деятельности, а также замена религиозного мировоззрения атеистическим привели к потере детьми способности к иррациональному мировосприятию. Нуклеарная семья, заменившая традиционную и состоящая из двух поколений, родителей и детей, изнутри разрушала традиции культуры, исключив из своего состава их носителей – стариков. Кроме того, разрывалась связь между занятыми работой родителями и их детьми. Воспитание детей «перетекает» из семьи в детские коллективы (детские сады, школы), где, как известно, воспитатели и педагоги в подавляющем большинстве женщины. Такое положение серьезно деформирует личность детей, особенно мальчиков, лишенных стимулирующего мужского влияния и обращающихся в поисках образца для подражания к своей возрастной группе, где все личностное подчиняется типическому, групповому. При этом серьезно нивелируется индивидуальная одаренность детей. В системе воспитания помимо прочих развивается конфликт между усилиями школы, создающей условия для развития способностей детей, и влиянием юношеских групп, ограничивающих проявление индивидуальности и тормозящих развитие одаренности, особенно среди подростков. Причины ситуации, когда лет до 10 ребенок ярко проявляет свои художественные способности, а к 12–14 годам становится «как все», нужно искать не только в возрастной, но и в социальной психологии. Источником знаний о жизни, идеалами для ребенка становятся его сверстники, и полноценная картина человеческой жизни, составленная из личностей и охватывающая всех – от новорожденного до глубокого старика, заменяется ущербной картиной жизни, построенной по возрастным срезам. На этом фоне возникает особая молодежная культура, развиваются разного рода конфликты «отцов и детей». Центр тяжести кофигуративной культуры переносится из прошлого в настоящее, жизнь ее представителей протекает «здесь и сейчас». Материалистическое мировоззрение устойчиво утверждает приоритет материальных ценностей над духовными. Разрушение основ традиционной культуры привело к изменению сознания детей, связанному с утратой качеств духовности и целостности. Детей кофигурации характеризует рациональное фрагментарное сознание. Работая с материалом детского творчества, мы наблюдаем отражение фрагментарного сознания в детском изобразительном искусстве, где к началу 70-х годов ХХ века ясно обозначилась тенденция композиционной упрощенности и отсутствие целостности художественного образа.
Некоторую компенсаторную роль в сохранении и развитии индивидуальности мог бы сыграть индивидуальный подход к развитию и воспитанию детей в организованных коллективах. Однако, будучи продекларирован педагогикой, он фактически мало реализуется. К концу ХХ столетия на фоне «перестроечных» процессов, устремляющих Россию к системе рыночных общественных отношений, в тупике оказалась и школьная система воспитания. Школа практически освободилась от воспитательной функции, став центром обучения – передачи рационального знания. Система воспитания, – сначала семейного, а затем и школьного, традиционно неотделимого от приобретения знаний, – фактически разрушена. Игнорируя воспитание, общество выводит из действия важнейший социальный механизм передачи культуры. В.П.Казначеев и Е.А.Спирин приводят мысль знаменитого австрийского этолога К.Лоренца, который назвал игнорирование воспитания одним из «смертных грехов» человечества. «
Сегодня, – говорят ученые, –
наблюдая в нашей стране массовое девиантное поведение подростков и молодежи, мы можем говорить, что если это не “смертный грех”, то страшная по своей силе социально-демографическая “бомба”. Одна из серьезных причин ее действия – игнорирование значения воспитательных программ» [2, с. 11].
На фоне обозначенных социальных процессов, а также еще более ускоряющегося научно-технического прогресса, появления невиданных ранее технических средств, в т.ч. компьютеров, превышающих возможности человеческого интеллекта, в «недрах» кофигурации развивается новый тип культуры – префигуративный. «
Мировая электронная сеть, – писала М.Мид в конце 70-х годов ХХ века, –
формирует у современных детей и молодежи общность опыта, которого никогда не было у старших. Этот разрыв между поколениями нов, глобален и всеобщ. <…>
Человеческая цивилизация переживает период, когда дети и молодежь с их префигуративным схватыванием еще неизвестного будущего наделяются новыми правами: встречной передачи знаний взрослым и участия в процессах управления» [4]. В изданной в России в 1988 году книге трудов М.Мид «Культура и мир детства» глава «Префигуративные культуры будущего» не была опубликована. Составитель и переводчик сочли нецелесообразным включать в книгу материал, в котором, по их мнению, «
исследовательница выступает не столько в качестве строгого аналитика, сколько в несвойственной ей роли “пророчицы” будущего» [4, с. 393]. Можно предположить, что неопубликованные «пророчества» указывают на опасность угрозы существованию человечества в условиях бесконтрольного, неуправляемого развития общества и применения достижений его гения, о чем М.Мид писала в статье «Духовная атмосфера и наука об эволюции». Если это так, то пророчества ее оправдались.
Стремление к переменам, само по себе являющееся предпосылкой эволюционных изменений в жизни общества, в условиях бездумной ломки старой культуры, прежде всего духовной, не просто превратило «человека разумного» в «Ивана, родства не помнящего», но привело его к кризису разума. Человек с неполноценным фрагментарным сознанием не вписывается в процесс космической эволюции, идеалом которой является всеединство. Кризис разума повлек за собой кризис во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, культурной. Индивидуальный и коллективный разум, утратившие духовный стержень, направлены на разрушение и саморазрушение. В этих условиях посредством разного рода кризисов и природных катаклизмов Космос посылает нам аварийный сигнал; ученые предупреждают о возможном генетическом «дефолте», о наличии реальной угрозы летального исхода для человеческой цивилизации. Об этом говорят представители как естественных, так и гуманитарных наук. Например, доктор культурологии П.Ю.Черносвитов, рассматривая эволюцию жизни как информационный процесс и принимая за основу закон сохранения информации, отмечает: «
Сегодня перераспределение информации в системе “планета Земля” идет в пользу мира Социального (мира Культуры) за счет ее “перекачки” из мира Природы, а распределение энтропии – в обратном направлении. <…>
Это значит, что рано или поздно начнется процесс обратного перетекания информации и энтропии. Если он плавно придет к точке равновесия – получится ноосфера Вернадского. Если же по инерции перескочит много дальше – мир Культуры как связная система может не уцелеть вообще. В этой связи актуальной задачей человечества на сегодня можно считать сознательное и целенаправленное выравнивание распределения уровня информации и энтропии между миром Культуры и миром Природы» [9, с. 20].
Опыт традиционных культур свидетельствует: для того чтобы это равновесие состоялось, сознание людей должно стать целостным. У сегодняшнего человечества целостное коллективное сознание отсутствует. Что ждет нас – глобальная катастрофа? Несмотря на критическую катастрофичность положения, полное разрушение человеческой цивилизации не входит в план космической эволюции. В этих условиях Природа дает людям уникальный шанс: в мир приходят дети нового, целостного, духовного сознания. Как объяснить этот феномен? П.Ю.Черносвитов в статье «Эволюция жизни как информационный процесс» приводит свидетельства того, что эволюция жизни на Земле сопровождается притоком информации извне. Приток осуществляется довольно сложным образом, ему предшествуют глобальные трансформации катастрофического характера, сопровождающиеся оттоком информации (исчезновением старых видов). При этом временное упрощение организации сменяется увеличением сложности, превышающей предыдущий уровень. «
Последним, известным нам на сегодня проявлением притока извне структурной информации в локус “планета Земля” было, – по мнению П.Черносвитова, –
появление Человека Разумного с колоссальной по сложности и потенциальным возможностям программой выживания, которая лежит в основе всей собственно человеческой деятельности» [9]. Если принять эту гипотезу, то можно предположить, что в ходе эволюции после Человека Разумного новый приток информации извне являет миру детей нового сознания – носителей новой космической программы. Впрочем, это всего лишь предположение. Ответ – за наукой.
Кто же они, дети нового сознания? Американские исследователи Ли Кэрролл и Джен Тоубер пишут: «
Эти дети – подлинные творцы нового мира, мудрые древние души и самая большая надежда на лучшее будущее нашей планеты» [3, с. 170]. Итак, сегодня речь идет не просто о новых правах детей и молодежи, но об их новой эволюционной миссии, выраженной доктором философии М.М.Тоненковой словами: «
Дети и внуки приходят спасать нас. За ними пойдет Россия. Надо уберечь их, пока они еще маленькие» [6, с. 79].
Анализируя данные о качественных изменениях человека в процессе эволюции, сибирские ученые указывают: «
В нынешней социально-духовной депрессии количество гениальных и одаренных людей, людей с проявленными уникальными возможностями нарастает, и при этом некая интеллектуально-космическая пассионарность у новорожденных детей увеличивается». Ученые приводят мысль Л.Н.Гумилева (который ввел в науку термин «пассионарность», выражающий специфическое для каждого этноса и отдельных его представителей внутренне присущее ему стремление к обновлению и развитию, осуществляемое независимо от внешних обстоятельств) о том, что эта пассионарность связана с «
микромутацией, когда возникают неизвестные новые черты и человек становится неодолимым в своем стремлении». Объясняя причину существующей в реальности «пессимильности», ученые акцентируют внимание на том, что «
общество пока не полностью востребует уникальные таланты и возможности. Стремительно трансформируясь и приспосабливаясь к рыночной экономике, оно запускает эти таланты в те социально-экономические каналы, по которым общество уже движется и выживает» [1, с. 57], укрепляя тем самым позиции старой системы. Между тем, именно востребование талантов эти ученые считают главным в профилактике катастроф.
Приведенный учеными факт говорит о том, что современный социум реально не осознаёт ни сам факт прихода в мир новых детей, ни их миссии. Эволюционная миссия детей нового сознания имеет два аспекта: первое – дети реализуют в мире собственные, дарованные Природой мудрость и неординарные способности, и второе – несут нам информацию о заложенных в нас возможностях, побуждая к преображению.
Итак, мы наблюдаем, как в ходе истории культуры трансформируется традиционный тип передачи информации о мире, а также перераспределяются субъекты и объекты этого процесса. Если исходить из того, что эволюция есть процесс совершенствования, то в чем преимущества трансмиссии космической информации в современных условиях через детей, а не взрослых? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что взрослые, в чьих функциях была передача информации и управление миром, сами привели к положению, когда они уже фактически не способны быть полноценными субъектами передачи знания без угрозы для самого существования современной человеческой цивилизации. Механизм перераспределения ролей в передаче информации наука пока не объяснила, однако мы реально наблюдаем, как в мир приходят Дети нового сознания, выявляя качества Человека будущего. Поистине космическая задача взрослых сегодня в том, чтобы понять и защитить этих детей, воспринять ту информацию, которую они несут, и преобразовать себя, подняв на уровень задач управления новым миром.
Фактор появления в нашем мире большого количества одаренных детей с новым сознанием – предвестник новых глобальных социокультурных перемен, осуществляющихся в контексте общих космофизических процессов, свидетельствующих о наступлении новой, более высокой фазы космической эволюции. Комплекс этих процессов неизбежно приведет к трансформации нынешней и созданию новой Культуры.
Сейчас, когда мир охвачен всеобщим процессом глобализации, возникает вопрос: какой будет Культура нового мира – глобальной или составленной множеством национальных культур. В связи с этим можно подчеркнуть, что проблемы глобализации являются производными проблемы отсутствия целостности сознания. Глобализация культуры с потерей «национального» – это катастрофа, связанная с массовой потерей уникальных форм, обеспечивающих условия жизнеспособности человека и народов. Может ли быть жизнеспособным дерево без ветвей или большая река, питаемая не многими родниками, а одним? Да, у всех культур есть общее – их духовная суть, но носителем духовности может быть только национальная культура. Объединяющим же моментом в Культуре нового мира может стать духовно-практический эволюционный опыт, накопленный во всех исторических типах культур. Сегодня мы являемся свидетелями разворачивающегося широкого диалога между разными типами культур, сопровождающегося серьезными исследованиями в этой области. При этом особый интерес современников, как исследователей, так и потребителей массовой культуры, вызывает архаика, хранящая тайны гармоничного взаимодействия человека и природы, тайны космического равновесия. Что ж, «зрить в корень» – это мудро. С реализацией такого диалога многие исследователи связывают возрождение России. М.Тоненкова пишет в этой связи: «…
встать на путь стабильного возрождения России можно только лишь учитывая ее исторические духовно-нравственные корни, ее древнее прошлое, традиции ее культуры, этнические особенности и уклад жизни, формировавшиеся в веках» [6, с. 24].
Новая Культура будущего формируется на прочном основании всеединства, на понимании взаимосвязи и взаимообусловленности прошлого, настоящего и будущего, на диалоге традиций и инноваций, на синтезе всех известных форм мировосприятия: рациональной, иррациональной и художественной. Формирование новой Культуры требует новых парадигм в понимании происходящего. Академик В.П.Казначеев предлагает ученым «
обратиться к вселенской парадигме, т.е. связи нашего интеллекта с вселенским миром и через эту связь сохранить и усовершенствовать (о чем говорил В.И.Вернадский) жизнь на Земле…» [1, с. 13]. Возможно, дети нового сознания обладают ключами к этой связи, и потому они являются проводниками человечества в новый мир. Наша задача – позаботиться о том, чтобы дети не потеряли эти ключи и смогли ими воспользоваться.
Новая космопланетарная и социально-культурная роль детей требует и новой концепции детства, в которой должны найти отражение суть и динамика перехода от простого восприятия и усвоения детьми опыта жизни в условиях сложившейся культуры к активному творческому освоению пространства жизни, к участию наряду со взрослыми в проектировании, строительстве и управлении миром. Действуя в рамках этой концепции, необходимо изменить парадигмы образования и воспитания детей, убирая из них все догматическое и внедряя творческое. В российской системе образования нужны такие реформы, чтобы она могла комплексно решать и образовательные, и воспитательные задачи с учетом осознания новой человеческой природы современных детей. Эта комплексная система должна быть направлена на формирование целостного индивидуального и коллективного сознания, а также индивидуального и коллективного образа действия по восстановлению духовной составляющей жизни и развитию творческого созидания. Путь развития системы образования связан с гуманной педагогикой, педагогикой безусловной любви и возвышающей душу свободы, когда учитель не просто передает ученику знания, но учит мудрости.
В системе новой педагогики особо важное внимание должно быть уделено приобщению детей к искусству и творчеству, способствующим эстетическому познанию, формированию мировоззрения, духовно-нравственному развитию. Художественно-эстетическая деятельность играет незаменимую роль в развитии у детей качеств креативности, от которых зависит их способность к творческому созиданию. Это прежде всего такие качества личности, как глубина восприятия, интенсивность воображения, склонность к импровизации, гибкость и самостоятельность мышления, способность к вариативности, тяга к исследовательской деятельности, отсутствие предубеждений, живость и общительность – все то, что помогает генерировать идеи и создавать новые ценности. Кроме того, приобщение к искусству и творчеству оказывает на детей психотерапевтическое и компенсаторное влияние, снижая напряжение, агрессивность, ожесточенность, ибо художественно-эстетическая деятельность – наиболее доступное средство создания положительных эмоций. Результатом художественно-эстетического воспитания является постепенное духовное обогащение внутреннего мира детей. Базовым принципом педагогики должен стать принцип синтеза рациональной, иррациональной и художественной форм познания мира.
Аспект важности восстановления и развития духовной составляющей жизни подтверждают современные исследования ученых. Так, упомянутые выше сибирские ученые под руководством В.П.Казначеева, ссылаясь на исследования И.А.Гундарева, указывают, что процессы жизненной устойчивости на 84% зависят от духовного состояния общества, определяющего качество жизни, и только на 16% от материальных условий (уровня жизни). Поэтому культуру, духовность, образование и воспитание они считают резервами восстановления российских народов [1, с. 61].
Философ М.М.Тоненкова, исследуя социально-культурные и духовно-сущностные ценности развивающейся России, возрождение нашего отечества ставит в непреложную зависимость от реализации «
вектора духовного развития, который мы должны поддерживать своей волей и работой духовно-творческого направления во всех сферах жизни». Кроме того, она указывает на необходимость формирования в индивидуальном и коллективном общественном сознании «
доминанты творческого созидания в противовес доминанте потребления» [6, с. 84]. При этом она ссылается на мнение профессора В.В.Бугровского, который, исследуя экологические корни культуры, приходит к выводу, что доминанта общественного сознания «взять», «присвоить», «урвать» для народа губительна. Народ может длительно существовать и процветать при противоположной доминанте: «дать», «вложить», «создать» [6, с. 297]. А русские ученые-космисты еще в начале ХХ столетия говорили о том, что на более высокую ступень эволюции поднимется «Homo sapiens explorans» (человек разумный исследующий), главный девиз которого – «твори и созидай».
Самый обобщенный анализ вопросов концепции детства в разных типах культур позволяет сделать вывод о непреходящей ценности системы взглядов традиционных культур в формировании опыта выживания как отдельного человека, так и целых народов на основе их целостного индивидуального и коллективного сознания с выраженной нравственно-духовной составляющей. Новый виток эволюции вновь возвращает человечество к необходимости формирования целостного сознания на более сложной основе, чем это было в традиционной культуре, предполагающей синтез опыта прошлого и настоящего. В связи с этим новая система образования и воспитания должна представлять синтез современных педагогических технологий и технологий прошлого, в т.ч. и традиционных культур, которые отнюдь не ограничиваются опытом семейного воспитания. Стране и народу, переживающим не просто демографический кризис, но катастрофу, необходимо осознать: ключом к возрождению и процветанию нации может стать творческое научное преломление опыта всех предыдущих культур – древних цивилизаций, архаической и народной. Таким образом, перед педагогикой нашего времени стоят архисложные задачи. Может ли она одна справиться с ними?
Учитывая исключительную важность комплексного исследования и решения проблем детства: адаптации, здоровья, образования, воспитания детей и других, возникает вопрос о формировании новой научной дисциплины – экологии детства, которая может обеспечить комплексный междисциплинарный, системный подход в решении обозначенных проблем.
Все сказанное нашло отражение в концептуальной платформе Музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока. Этот музей, открытый в г. Юрге Кемеровской области в 1981 году, был первым из ныне существующих в Российской Федерации детских художественных музеев. В статье «Музей как современная форма существования детского искусства в культуре Кузбасса» искусствовед Л.В.Оленич писала: «
На фоне усилившихся постмодернистских тенденций в отечественной культуре Юргинский детский музей предстает осуществившейся “связью времен”, импульсы к развитию которой были получены не только в активных поисках возможности преодоления культурного кризиса 70-х годов ХХ столетия, но и раньше, из эпохи Серебряного века, от русского модерна. <…>
Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока можно сравнить с островком радости и надежды среди многого другого в наступившей вместе с третьим тысячелетием эре человеческой истории».
Относительно целесообразности создания музеев детского творчества нет единого мнения. Некоторые специалисты считают, что произведения детского искусства – не материал для музеефикации, что хороши лишь детские блицвыставки, обосновывая свое мнение тем, что для детей важнее процесс творчества, чем результат, а о ценности своих произведений дети узнают только от взрослых. Не пытаясь оппонировать этой точке зрения, скажу: хорошо, что во второй половине ХХ столетия были в нашей стране мудрые взрослые, которые не просто поняли и высоко оценили детские, не осознанные самими авторами, шедевры, но впервые заявили о равных правах детей в искусстве наряду с мастерами. Эти взрослые закладывали камни в основание новой культуры творческого созидания, где дети могут быть не только равными, но лидерами в силу своей природной целостности и нравственной чистоты.
По-видимому, изобразительное искусство стало одной из первых «культурных площадок» в нашей стране, с которой дети начали свою эволюционную миссию «спасателей». Ибо именно специфика изобразительной деятельности, выраженная в ее полифункциональности, а также доступности для детей, создает условия для массовой творческой самореализации и формирует у детей основы художественного мировосприятия – важного условия обеспечения целостности человеческого сознания. При организующей поддержке взрослых дети своим активным творчеством стратегически защищали «территорию» духовной целостности, а заодно компенсировали потери российского искусства от охватившего его в 70-е годы ХХ века глубокого кризиса, связанного с чрезмерной идеологизацией и потерей художниками свободы творчества.
Акцентируя внимание социума на вопросах детского искусства, мы интуитивно стремились к восстановлению устойчивого равновесия в искусстве и в жизни через спасительную устойчивость человеческой души. Сейчас уже можно сказать, что появление музеев детского искусства было обусловлено необходимостью создания условий для активизации и реализации творческого потенциала детей в связи с изменением их эволюционной социокультурной роли. Музей детского творчества стал общественным институтом, который на практике:
– утверждает право детей на роль источника (субъекта) информации;
– выявляет и поддерживает одаренных детей;
– целенаправленно формирует культурный потенциал нации, сконцентрированный в художественно одаренных детях и их творчестве;
– преобразует стихийный процесс творчества детей в серьезный конструктивный элемент современной художественной культуры и тем самым обеспечивает возможность его позитивного влияния на развитие социокультурных процессов и формирование социокультурной среды.
Представляя собой своеобразную форму жизни детского искусства, музей детского творчества является «плацдармом» для реализации детьми их миссии творческого преобразования мира. Другое стратегическое направление работы Юргинского музея связано с активизацией через управление процессами детского творчества резервов поддержки традиционных уникальных культур народов Сибири, которые Н.К.Рерих считал сокровищем нашей великой страны. Ведь они являются источниками бесценного человеческого опыта и многообразия Красоты. Ибо идеал единой мировой Культуры – не унифицированный стандарт глобализации, а живое разнообразие форм, объединенных духовной сутью.
Одна из главных характеризующих черт Юргинского музея в том, что он представляет искусство детей в контексте общей региональной художественной культуры, в его тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с традициями и современными процессами ее развития. Именно целостный взгляд на развитие культуры во времени и пространстве лежит в основе общей концепции формирования музея и организации основных направлений его деятельности: фондовой, экспозиционно-выставочной и научно-просветительной. Не будет преувеличением сказать, что сверхзадачей музея в работе с детьми является формирование у них качеств нового сознания: целостности, духовности, креативности. Этому способствует сознательно выстраиваемая система музейной коммуникации, в основание которой положены принципы:
– гуманизма;
– творческой направленности всех форм деятельности;
– широкой интеграции, проецируемой как на методологическую базу деятельности (синтез методов искусства, педагогики и культурно-просветительной работы, синтез рациональной, иррациональной и художественной форм мировосприятия, синтез искусств), так и на пространственно-временные отношения (объединение регионов, народов, центров детского творчества, талантливых детей, являющихся носителями развивающейся во времени культурной традиции).
Интеграционный принцип музейной работы позволяет ему вносить вклад в решение проблемы развития не только индивидуального, но и коллективного целостного сознания, а также индивидуального и коллективного образа действий, направленных на конструктивное творческое созидание. Важность коллективных согласованных действий состоит в том, что, являясь проявлением разумной человеческой воли к преображению мира, они становятся серьезной созидательной эволюционной силой.
Юргинский музей располагает опытом масштабного подключения детей к созидательной творческой деятельности и влияния на формирование их сознания через систему экспозиционно-выставочной и научно-просветительной работы. Особое значение в реализации обозначенных задач имеют всесибирские конкурсные выставки детского изобразительного искусства, организуемые в условиях тесного сотрудничества с сибирскими центрами детского творчества. Сами названия выставочных проектов, организованных в последние годы, отражают конструктивные идеи связи времен и объединения пространства в единое духовное поле: «Сибирь – мост культуры», «Эхо веков», «Россия. XX век», «Мир моей души», «2000 лет от Рождества Христова», «Мир рубежа тысячелетий: детский взгляд». В положении о конкурсной выставке музей в доступной для детей форме ставит перед ними познавательные и творческие задачи, в процессе решения которых дети расширяют границы сознания, развивают духовные качества и творческие способности. Музей при этом выявляет, активизирует творческий потенциал детей, направляет его в русло конструктивной творческой самореализации, а также способствует формированию у юных художников духовных мотиваций и навыков созидательной художественной деятельности. Эта деятельность включает детей в активный процесс освоения историко-культурного пространства, специфику которого определяет тема выставки.
Рассмотрим этот процесс на примере одной из выставок – «Эхо веков», формальная задача которой состояла в том, чтобы представить в экспозиции произведения детей, отображающие древние пласты культуры народов Сибири. Но цель выставки была иная: организуя и направляя процессы художественного творчества и восприятия, сформировать у детей познавательный интерес к истории и традициям культуры народов Сибири, чувство патриотизма и любовь к родной земле. Уже на уровне формулирования цели и задач ясно, что выставка организуется во имя формирования позитивных черт сознания, а искусство – это метод достижения цели. Ключевым моментом в достижении поставленной цели является осознание детьми связи времен и личной причастности к культуре своего края. Освоение детьми-художниками историко-культурного пространства в рамках заданной темы можно схематично представить как двухактное действие. Первый акт связан с усвоением детьми знания о древних культурах, в том числе о мировоззрении людей. Второй – с творческой образной интерпретацией этого знания, т.е. преобразованием его в ходе сложного психического процесса в осознание связи времен. Психический процесс, о котором идет речь, задействует, по всей вероятности, резервы и свойства человеческого подсознания, которое, являясь специфической информационно-энергетической структурой историко-культурной памяти человека, все «знает» и все «помнит». Методы искусства и художественного творчества выполняют в данном случае роль эффективных механизмов названного психического процесса, оживляющего связь времен.
Таким образом, в процессе работы по заданной теме тысячи юных художников, приобретая черты целостного мировосприятия, не просто раздвигают горизонты своего сознания, но изменяют его качественную характеристику, которая по определению духовна и является базой для формирования духовных мотиваций: проявления любви и бережного отношения к родной земле, стремления узнать и сохранить культурные ценности, а также облагородить и усовершенствовать среду жизни.
Выставляя детские произведения в экспозиции, музей на доступном детям языке вводит детское искусство в сферу коммуникации, эмоционального информационно-художественного обмена и тем самым включает его в познавательно-развивающий процесс, в процесс формирования сознания сотен и тысяч других детей. Если дети-художники осознают связь времен в процессе творческого самовыражения, то дети-зрители – в процессе творческого восприятия произведений детского творчества, организуемого музеем в системе его научно-просветительной работы. Продолжая работу по широкому вовлечению детей в созидательную творческую деятельность, Юргинский детский художественный музей включил в план 2007 года организацию очередной всесибирской конкурсной выставки «Радуга нового мира», которая по замыслу автора проекта может активно включить талантливых детей в процесс проектирования мира, будущего мира для себя. Цель этой выставки – создать условия для реализации детьми их созидательной миссии через включение в конструктивный творческий процесс (по сути – процесс управления миром). Важнейшая задача – сформировать интегрированный потенциал детской творческой мысли и яркий коллективный художественный образ обновленного мира. А это – мощные эгрегоры, оказывающие невидимое влияние на процессы формирования реалий Нового мира и Новой культуры. Не случайно история нашей цивилизации таит в себе любопытную формулу: будущее таково, каковы мечты детей в настоящем. Ефим Честняков, самобытный художник, сказочник, мудрый учитель, говорил: «
Фантазия – она реальна, когда фантазия сказку рисует — это уже действительность и потом она войдет в обиход жизни так же, как ковш для питья. И жизнь будет именно такой, какой рисует ее наша фантазия.<…>
Гляди вперед и покажи свои грезы и по красоте твоих грез займешь свое место…» [10, с. 68–69]. Таким образом, выставка детского творчества «Радуга нового мира» направлена на решение проблем востребованности одаренностей и включения их в созидательные процессы управления, а также на решение задачи коллективных согласованных действий, устремленных к единой высокой цели.
Целенаправленная работа музея, связанная с организацией масштабного вовлечения детей в процесс художественного творчества и аккумулированием креативного потенциала детей, является могучим фактором развития искусства будущего, фактором эволюционного совершенствования человека и пространства жизни. В системе просветительной работы музея с детьми приоритетным является духовно-нравственное направление. Задача духовно-нравственного развития детей является обязательной в организации любой просветительной формы: экскурсии, интегрированного занятия, урока, встречи, познавательно-развлекательной программы или музейного праздника.
В практике музея есть и особые формы этой работы: нравственные уроки и тематические программы. Одна из таких программ – «Уроки красоты» – представляет собой цикл интегрированных занятий для дошкольников. Другая – «Музей и дети: путь к духовному развитию» – направлена на работу по формированию целостного сознания подростков и молодежи. Эта программа является инновационной и выходит за рамки чисто музейной деятельности. В ее основу положен принцип синтеза всех известных форм мировосприятия: рациональной, иррациональной, художественной. Это означает, что каждая из восьми тем цикла рассматривается с позиций науки, искусства, религий и философских учений. Темы программы: «Материальное и духовное», «Добро и зло», «Страдание», «Любовь», «Окно в мир духовности», «Ты рядом с другими», «Жизнь и творчество», «Избери свою судьбу». Шестилетний опыт работы по этой программе дает основание сказать, что она обеспечивает хорошие результаты по гармонизации внутреннего мира детей, развитию качеств духовности и целостности их сознания, установке нравственных ориентиров и формированию у подростков духовных мотиваций. В анкетах дети указывают, что занятия по программе в музее помогают им сделать «правильный» (нравственный) выбор в сложных жизненных ситуациях и противостоять различным формам зла.
Анкета – не единственная форма обратной связи при работе с детьми. Сотрудники музея предлагают им разнообразные задания, в том числе творческие: рисование, сочинение, «проживание» ситуаций с последующим обсуждением. Например, на одном из нравственных уроков третьеклассникам предложили закончить фразу: «Если бы я был самым добрым человеком на свете, то…», и один из мальчиков написал: «Я бы стремился угодить Богу и стать святым». Этот ответ он дополнил символическим рисунком, показывающим устремленность к святости. Что это, одно из проявлений качеств нового сознания?
Каким образом дети в своих рисунках выражают качества нового сознания? Через сюжет? Да, но не только. Важнее способ самовыражения, отраженный в композиции, цвете, гармонии содержания и формы. А если помнить о том, что в основе специфики детского сознания образ – сложный, но цельный, то триединство сложности, цельности и одухотворенности художественного образа и составит ту характерную особенность, через которую дети полноценно выражают новое сознание в творческих произведениях. Не эту ли ценную особенность образной целостности сознания имел в виду Великий Учитель, говоря: «Будьте как дети»?
Литература
1. Казначеев В.П., Акулов А.И., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Выживание населения России. Проблемы Сфинкса ХХ века. 2-е изд. (под общей ред. акад. В.П.Казначеева). Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 2002.
2. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука, 1991.
3. Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. М.: София, 2006.
4. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Пер. с англ. Ю.А.Асеева; ред. перевода и коммент. В.И.Беликова; сост., авт. послесл. и отв. ред. И.С.Кон. – М.: Наука, 1988.
5. Палагина Н.Н. Развитие воображения ребенка в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 1989. № 6.
6. Тоненкова М.М. Духовные крылья России. М.: Амрита-Русь, 2004.
7. Тульвисте П.Э. Типы мышления и традиционные занятия // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986.
8. Хачатурян В.М. Диалог с архаикой // Человек. 2006. № 3.
9. Черносвитов П.Ю. Эволюция жизни как информационный процесс // Человек. 2006. № 3.
10. Цит. по.: Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честняков. Кострома, 1995.