Встреча с Сашенькой

О.Д.Пискарева,
художник, педагог,
референт Международного Центра гуманной педагогики при МЦР


В.У.Келехсаев,

студент психологического факультета
Университета Наталии Нестеровой,
Москва

Это рассказ о талантливой девочке-художнице Саше Путря (1977–1989). Всего одиннадцать лет прожила она на Земле, но оставила огромное творческое наследие – больше двух тысяч рисунков и композиций. Хотя в России ее имя стало известно совсем недавно, оно сразу заняло достойное место в ряду имен детей, которые сегодня радуют и изумляют нас ранней духовной и творческой зрелостью. К сожалению, некоторые юные жизни в силу самых разных обстоятельств сберечь не удалось.
О Саше нам было известно лишь то, что она родом из Полтавы. И мы отправились на ее родину, чтобы больше узнать о ее феномене. Родители Сашеньки встретили нас сердечно и с готовностью доверили свои воспоминания и свидетельства о жизни и творчестве дочери – все, чем владели, что изучали, хранили, осмысливали. Позволили съемку всех материалов, рисунков, записей, дневников, привели в музей имени Саши Путря в детском саду, где она воспитывалась, в детскую галерею ее имени, показывали места, где гуляли с дочкой. И рассказывали, рассказывали, рассказывали… Евгений Васильевич, отец девочки, объяснил, что не может обо всем говорить с другими, как с нами, потому, что люди не готовы слушать о необычном.

«А помнишь, папа, как мы лежали на траве и смотрели в небо?» И начала рассказывать, какие были тогда облака – белые-белые, и небо – синее-синее, высокое-высокое, и в нем копошились маленькие золотые змейки; она, мол, спрашивала, вижу ли я их, а я отвечал, что вижу; а она, мол, опять спрашивала, что это такое, а я и не знал. А вот теперь она знает, что это – «живчики»! Я попросил объяснить подробнее, и услышал удивительную теорию, явно ее собственную: из этих «живчиков» состоит, мол, все живое: и насекомые, и микробы, и все животные, и рыбы, и все деревья и травы – словом, все-все-все на всем свете. Эти «живчики» находятся везде и всюду и управляют всем-всем, а когда что-то или кто-то умирает, то они покидают его и свободно летают, и тут-то мы их видим. Они могут соединяться, и тогда происходит молния, а когда соединяются в огромный-преогромный шар, то получается солнце! Эти «живчики» очень умные и знают то, чего мы не знаем. И нимбы у святых – это тоже они, «живчики»Здесь и далее цитируются воспоминания Е.В.Путри..

Саша Путря. 1987

Саша Путря родилась в интеллигентной семье: отец – художник, мать – музыкант. Взрастая на благодатной творческой почве, девочка развивалась поразительно быстро, удивляя и родителей, и их друзей-художников. С трех лет она уже хорошо держала в руках карандаш и кисточку и рисовала не переставая, часто засыпала, вся испачканная красками. «Когда я вырасту большой, – говорила она уже тогда, – я непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью».

Как-то спрашиваю:
– Доця, а почему ты рисуешь на днище стула? Бумага закончилась?
– Ой, а как ты увидел?.. Знаешь, за бумагой надо бежать в другую комнату, а мне некогда!

Из маленькой спальни двухкомнатной квартиры Евгений Васильевич сделал художественную мастерскую, в которой поставил два стола – себе и Сашеньке. Отец и дочь творили каждый за своим столом, никогда не заглядывая друг другу через плечо. В тех случаях, когда Саша хотела показать отцу готовую работу или ей нужна была помощь, она тихонько клала ему на стол записку: «Папа, приходи».
Убежденный, что его доченька – это алмаз, который нуждается в огранке, отец сделал попытку обучать ее по академической программе, которую в свое время прошел сам: этюды, натюрморты, технические приемы и т.д., однако натолкнулся на деликатный, но твердый отпор. Больше подобных проб не делал. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь своими собственными влечениями, воображением внутреннего, многогранного и неповторимого мира.

– Папа, а тебе приходилось рисовать, когда не хочется?
– Ого! Еще сколько! А что?
– А зачем же ты рисовал?
– Потому, что надо. Сроки. И всякое такое… А в чем дело?
– Подожди-подожди. Значит, ты себя заставлял?
– Выходит, заставлял.
– А хорошо получалось?
– Когда как. А к чему ты все-таки клонишь?
– А я, когда не хочется, то не рисую

Лесная принцесса. 10 лет

…Она рисует своих любимцев, будто нежно ласкает их кисточкой: смешных цыплят, котят, щенков. Прекрасные творения, рожденные волшебным воображением Саши-художницы, с этого момента и навсегда остались трепетным откровением чистого детского доверия и нежности к «братьям нашим меньшим». Гармония отношений между людьми и природой – заповедь Саши. «Щеночек Бимочка», «Кот-рыболов», «Собачка Ника и котенок Тишка в своем замке», «Праздник зверят» – Саша считала, что если у людей есть праздники, то и у зверят они должны быть!
Принцы, короли, рыцари, доблестные и справедливые, заполняют ее альбомы, и в этом сообществе – она, Саша, принцесса в короне, прекрасная и добрая. В образе спящей царевны легко угадываются ее черты. Рисунок «Это я еще маленькая» Саша объяснила так: «Тогда была звездная и темная ночь без луны, и потому у меня такие большие глазки». Но в этих огромных, как на иконе, глазах, нетрудно уловить глубокое сострадание и печаль за нашу Землю.
Ширятся слухи о необычных рисунках, и вскоре одна за другой состоялись две ее персональные выставки, первая и последняя прижизненные.

Собачка Ника и котенок Тишка в своем замке. 9 лет

Щеночек Бимочка. 6 лет

Неожиданно для всех появилась в ее рисунках Индия. Десятки портретов индийского актера Митхуна Чакроборти, исполнившего главную роль в фильме «Танцор диско», танцующий Бог Шива, Индира Ганди, влюбленные индийские юноши и девушки, индийская кинозвезда Рекха, автопортрет в виде шестирукой богини… Евгений Васильевич рассказывает, что Сашенька любила повторять: «Ну куда подевались еще мои четыре руки»? Она шутила или серьезно?

Автопортрет в виде шестирукой богини. 10 лет

Интересное совпадение: 2 декабря, когда в Полтаве родилась Саша Путря, Православная Церковь отмечает день памяти Преподобного Иосафа, царевича индийского.
Поначалу родители не придавали особого значения увлечению дочери Индией, хотя поддерживали его. Вместе с ее подружками и старшей дочерью они составляли ей компанию в походах на индийские фильмы. Впервые увидев «Танцора диско» с Митхуном Чакроборти в главной роли, Саша без ума влюбилась в него и в его родину. Она более десяти раз смотрела этот фильм. Митхун Чакроборти стал самой большой Сашиной любовью, за него она готовилась выйти замуж. Она научилась облачаться в сари, постигла сложное искусство индийского макияжа, без ошибок напевала индийские песни с пластинок, посвящала любимому актеру десятки рисунков, стихи. Будучи уже тяжело больной, вместе с отцом сочиняла письмо в журнал «Индия», выписанный домой по просьбе дочери. Письмо, в котором она просила сообщить адрес кумира, осталось не дописанным… Позже последнюю волю дочери исполнят родители, а редакция журнала выделит цветную вкладку для публикации рисунков девочки.

Евгений Васильевич вспоминает, что девятилетняя Саша как-то огорошила их вопросом: «Куда девался наш слон?» Родители не поняли: «Что ты, доченька, какой слон? Откуда?» «Ну как же, вы не помните нашего слона? – горячилась девочка. – Я еще каталась на нем в такой красивой корзине. Я была тогда маленькой, а слон большой, настоящий, и мне было даже немножко страшно, что я так высоко сижу». По тону и настойчивости, с которой
дочка выясняла, где они раньше жили, Евгений Васильевич и Виктория Леонидовна поняли, что это не навеянная фильмами фантазия. Тогда что? Какая память включилась в сознании девочки? Из прошлой жизни? Память вечной души?

Индийская кинозвезда Рекха. 9 лет

Митхун Чакроборти. 10 лет

В доме появились не только журналы, посвященные Индии, и пластинки с песнями из индийских кинофильмов, но и серьезная литература о древнем искусстве этой страны, ее культуре. Девочка с воодушевлением все это постигала. Кстати, на последнем автопортрете Саша изобразила себя индианкой.

Тяжелая болезнь ворвалась в счастливо-спокойную, размеренную жизнь неожиданно. Она неумолимо наваливалась, постепенно отбирая у девочки силы. Но Саша не сдается, только теперь ее сознание вышло за границы земного существования. Бог, галактики, планеты и созвездия, пришельцы, НЛО – вот куда потянулась за спасением потревоженная душа. И появились композиции уже другой Саши, той, которая день за днем отвоевывает право на жизнь.
Девочка боролась за жизнь шесть лет. Потом попросила родителей отпустить ее: «Я устала. Не переживайте за меня. Умирать не страшно». Накануне своего ухода, рассказывает Евгений Васильевич, Саша попросила его приложить руку к белому листу, затем обвела. Потом сверху приложила свою руку, обвела и ее. Законченным рисунок нашли после Сашиного ухода. Возле большой Луны справа находится звезда – это Сириус, на который Сашенька хотела улететь…

Сириус. 11 лет

Евгений Васильевич показал нам две фотографии: одну 11-летней Сашеньки, сделанную незадолго до ее ухода, и вторую, переснятую с нее же фоторепортером из газеты для посмертной статьи. На второй четко проявились лучи света, исходящие от фотографии.

Сашенька ушла с земного плана, но Евгений Васильевич рассказывает о том, что нередко встречается с нею во сне. В одном из первых снов Сашенька сказала отцу: «Я должна была уйти значительно раньше. Но вы так меня любили, что я решила потерпеть». Она показывает, где живет, какую работу выполняет, участвует в жизни родителей. «Она меня воспитывает, я стал совсем другим, вырос духовно благодаря Сашеньке, – говорит Евгений Васильевич. – Особенно она любит, когда я рисую или пишу свои воспоминания. Я называю ее “мой светлячок”».

Биографическая справка

Саша Путря родилась 2 декабря 1977 года в Полтаве.
В 1983 году заболела острым лимфобластовым лейкозом.
Ушла из жизни 24 января 1989 года.
Оставила после себя 2280 рисунков и композиций.
Сашу Путря как талантливую художницу знают во всем мире. С 1989 по 2005 гг. состоялось 112 ее персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущен почтовый конверт, штемпель и издана серия ее рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцев для больных в СССР.
О Саше снято пять документальных фильмов, вышла документальная повесть «Саша Путря». В детском саду, где она воспитывалась, открыт музей Саши Путря, а на стене установлена мемориальная доска. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши Путря; под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей в этой галерее проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

Награждена (посмертно):
– золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», 1998 г.;
– орденом Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле», 2000 г.;
– старинной иконой в серебряном окладе «Христос Вседержитель», 2001 г.;
– национальным призом Международного детского фонда «Неру Бал Самити» – «Каласари Авард», 2001 г.