У истоков нового ренессанса

Ю.В.Яковец,
академик,
президент Международного консорциума «Шедевры искусства»
Москва

Я хотел бы остановиться на трех проблемах, которые открывают новые возможности для воплощения в жизнь идей и начинаний Н.К.Рериха. Это вопросы переоценки ценностей на рубеже третьего тысячелетия, нового шанса для России и синтеза высокой культуры, информационных технологий и цивилизованной экономики.
Сейчас мы живем в самое трудное и интересное время, время переоценки ценностей. Дело в том, что история человечества развивается не по прямой, она проходит по спирали, причем спирали накладываются одна на другую. Еще в 1924 году А.Л.Чижевский опубликовал труд об исторических циклах, которые он исследовал почти за две с половиной тысячи лет. Каждые 10-11 лет то поднимается, то угасает возбудимость народных масс, массовые движения то нарастают, то ослабевают. Другой выдающийся русский ученый, давно признанный в мире, теперь наконец признаваемый и в России, Николай Дмитриевич Кондратьев выдвинул идею о полувековых циклах движения общества. Можно наблюдать и периоды более крупных сдвигов, о которых мы говорим, как о цивилизованных циклах, или о вековых триадах, о которых писал Фернанд Бродель, или о смене фаз в истории, о чем пишет наш современник историк И.М.Дьяконов из Петербурга. Раз в несколько столетий происходит смена мировых цивилизаций, подъем общества на качественно новый уровень. Есть основания для выдвижения тысячелетних циклов, охватывающих триаду сменяющих друг друга цивилизаций, родственных по своему типу и характеру, — циклов, на грани которых, на переходе от одной триады к другой, происходят глубочайшие изменения в условиях жизни человека, в его сознании, формируется новый мир.
На рубеже третьего тысячелетия человечество вместе с очередным полувековым Кондратьевским циклом переживает период заката индустриальной цивилизации и рождения новой постиндустриальной. Одновременно это мучительное рождение новой триады цивилизаций, начало третьего тысячелетнего цикла. Об этом писал американский футуролог Э.Тофлер как о начале третьей волны в истории человечества. Нужно всмотреться в происходящие перемены не с позиции нынешнего года или столетия. Необходима гораздо более длительная ретроспектива и перспектива, чтобы осмыслить то, что реально происходит на наших глазах: что умирает, уходит в историческое прошлое и что рождается, утверждается на столетия.
Если брать ядро тех перемен, которые сейчас происходят, то можно сказать, что от машинного века, индустриального общества, от подчинения человека машине начинается переход к веку гуманитарному, когда на первое место выходит творчество человека, его индивидуальность. Это не первая такая эпоха в истории человечества, вспомним Минойскую культуру, Афины в V—III веках до н.э., итальянский Ренессанс, да и конец прошлого — начало нынешнего века в России. Это периоды взлета человеческого духа. Духовные ценности в перспективе XXI века становятся приоритетными. Перед ними отступают те идолы, которые были созданы индустриальной цивилизацией и превращали человека в зомбированный придаток машинной системы, будь это машина производственная или идеологическая. Мы находим в трудах Н.К.Рериха, в четырехтомнике Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» анализ глубочайшего кризиса индустриальной культуры. Мы должны за грязной пеной разлагающегося индустриального общества суметь различить те, пока еще слабые ростки нового, которые в следующем веке станут господствующими, преобладающими, всеми силами поддержать эти ростки. Они дают основания ожидать оптимистического сценария нашего будущего. Пена уходит в прошлое. Но очень важно помочь ей уйти в прошлое, не захватив с собой все человечество, потому что это такая же реальная угроза, и даже более реальная, чем 60 лет назад, когда принималось Знамя Мира, когда Лига Наций обсуждала Пакт Рериха.
Почему я говорю о новом шансе для России?
Дело в том, что Россия в своей истории прошла два тысячелетних цикла. Она прошла мало кому известный первый тысячелетний цикл, связанный с Боспорским царством, со скифским государством, когда на основе синтеза античной цивилизации и того наследия, которое было у населения Причерноморья, рождались интереснейшие государственные образования, создавались великолепные памятники, и сейчас их можно видеть в Херсонесе, в Керчи и в других местах. Обычно считается, что российская история начинается с Киевской Руси, с пришествия из Новгорода варягов. Незаслуженно забывается то наследие, которое, несмотря на нашествие гуннов, в VIII―X веках стало истоком рождения российской цивилизации в Новгородско-Киевском ее выражении. В XI―XII веках наблюдается взлет, вершина второго тысячелетнего цикла при Ярославе Мудром, при трех вечевых республиках: Новгородской, Псковской и Вятской, при той хартии вольности, которую Ярослав Мудрый в 1019 году дал Новгороду — значительно раньше, чем Великая хартия вольностей была дана английскому народу (1215 г.).
После национальной катастрофы XIII―XIV веков наблюдается новый подъем в Московском государстве периода Ивана III. Затем опять глубочайшая трагедия последних лет царствования Ивана Грозного и Смутного времени — и снова мы наблюдаем подъем, который был присущ XVIII веку, веку Петра I, Екатерины II, когда был осуществлен прорыв на вершины мировой цивилизации, мировой культуры. И опять кризис середины XIX века, за которым в конце XIX — начале XX века последовал период лидерства духовной мысли России в развитии человечества.
То, что мучает нас в XX веке, в значительной мере предвосхищено гениями Толстого и Достоевского (особенно в его «Бесах»). В России сконцентрировалась великолепнейшая когорта ученых и других титанов, разнообразных по своим мыслям, начинаниям, делам, таких, как В.И.Вернадский, И.И.Павлов, Н.К.Рерих, П.А.Сорокин, Н.Д.Кондратьев, А.Л.Чижевский, Н.А.Бердяев. Можно назвать сотни имен. И хотя после этого было сделано очень много по уничтожению интеллектуально-культурного потенциала страны, прошло несколько волн такого уничтожения, господствовала серость, но то, что сейчас происходит, показывает: генетическую основу русской духовности, интеллектуального начала, великого культурного наследия уничтожить не удалось. И в этом залог спасения России, залог ее возрождения. Она сейчас стоит перед великим историческим разломом, перед трагическим выбором: или Россия будет скатываться на периферию мирового прогресса, или она станет первоисточником рождения тех новых направлений, новых идей, мыслей, возрождения на новой почве тех замечательных идей, которые выдвинули Н.К.Рерих и другие великие ученые.
Сейчас в сознании и молодого поколения и тех представителей старшего, которые сохранили живую искру русской духовности, рождается такой удивительный сплав, который создает предпосылки для того, чтобы Россия заняла свое место в числе лидеров мирового прогресса, использовав новый шанс. Сейчас пришло время для объединения тех, кто понимает истинную суть и пути возрождения России.
И еще одно, о чем я хотел сказать. Возрождая великие идеи, мы не можем просто повторять то, что было сказано или сделано нашими предшественниками. Нужно исходить из тех реальных условий, противоречий и возможностей, которые предоставляет формирующаяся постиндустриальная цивилизация. Сейчас то огромнейшее культурное наследие, которое имеет Россия, доступно небольшому кругу людей. Средства массовой информации (телевидение, печать, кино) заполонил поток антикультуры. Уменьшается число посетителей музеев, театров и кино, читателей библиотек. Но есть реальные предпосылки сделать высоты человеческого духа, вершины отечественной и мировой культуры доступными каждой семье. Это современные информационные технологии, которые могут сделать доступными каждой семье, каждой школе и Лувр, и Эрмитаж, и Музей Рериха, и новооткрытую Третьяковку, и Большой театр. На это нацелены те программы и проекты, которые Международный консорциум «Шедевры искусства» разрабатывает и пытается настойчиво, с очень большим трудом воплотить в жизнь. Это программа применения информационных технологий в искусстве и образовании, особенно в эстетическом образовании.
Создание средств мультимедиа, которые объединяют образное восприятие информации с логическими, позволяет многократно повысить эффективность усвоения культурного наследия, сделать в перспективе его общедоступным. Получили признание в мире мультимедийные диски CD-ROM по Эрмитажу, сокровищам русского искусства, музеям России, Московскому Кремлю, современному искусству. Формируется рынок электронных изданий, широко представленных на международных выставках. Создаются электронные галереи как центры эстетического образования. Нужно подумать и Международному Центру Рерихов о том, чтобы использовать эти новые технологии, мощнейшие средства информации, создать мультимедийные диски по богатейшему рериховскому наследию, проложить путь к душе, к сердцу каждого человека.
Нужно серьезно подумать о формировании нашего будущего поколения. Это наша большая совесть, ибо то, что мы передаем в наследство следующим поколениям, гораздо хуже того, что мы получили от предыдущих — и духовно, и экологически, и экономически. Один из таких проектов, который ми предлагаем, — создание Валдайской детской республики в сердцевине России, в той самой новгородчине, где Рерих черпал источники своего вдохновения. Можно было бы сперва в небольшом масштабе, расширяясь, помогать формированию носителей постиндустриальной цивилизации. Мы призываем участвовать тех, кто заинтересован в будущем. Мне кажется, что в каждом регионе, в каждой стране (это дело международное) нужно сейчас заняться созданием условий для формирования человека XXI века. Не искусственно выращивая его в какой-то колбочке, а с помощью креативной педагогики и информационных технологий окуная его в глубокий, богатейший, творческий, радостный мир, в то богатейшее наследие, которое мы в значительной степени подрастеряли, но которое мы должны восстановить.
И последнее. Когда мы говорим о спасении культуры, нужно учитывать и то, что современная машинная цивилизация уничтожает культуру. Но она же и рождает технические средства, которые позволяют сохранить эту культуру. Осенью 1994 г. Консорциум проводил в Третьяковской галерее семинар «Экология, конверсия и культурное наследие» и выставку «Музей-94». Демонстрировались великолепные технологии, направленные на то, чтобы сохранить, реставрировать и консервировать культурное наследие.
Переходная эпоха характеризуется страшным столкновением различных интересов, ожесточенными конфликтами. Это наносит огромный ущерб культуре, культурному наследию, которое является главным богатством человечества. И мне кажется, что пришло время обратиться к Юбилейной сессии ООН с призывом принять новый Пакт Рериха, в значительной мере обновленный (потому что некоторые пункты отражают особенности уже прошедшего периода), но содержащий сердцевину идей о спасении, сохранении, возрождении, передаче и лучшем использовании нашего богатейшего интеллектуального и культурного наследия. Я вношу предложение (надеюсь, вы меня поддержите), чтобы наша Международная конференция обратилась непосредственно к Юбилейной сессии ООН, к президенту страны, который бы внес это предложение от имени российского народа. Я думаю, что в этой же резолюции нужно поставить вопрос о национальной программе возрождения культурного наследия. Это должно быть действительно широчайшим общественным движением за сохранение и обогащение великих духовных ценностей нашего народа и всего человечества. Такие программы были бы полезны и в других странах.
Будущее — это не нечто унифицированно-стандартное, где все люди похожи друг на друга. Это огромнейшее разнообразие национальных культур и индивидуальностей, образующее ярчайшую гамму культурного наследия человечества, переходящего от одной ступени к другой через трудности, через тернии, через борения, но борения человеческими, цивилизованными методами, чтобы мы действительно смогли сохранить, воспроизвести и обогатить, передав в следующий век, то ценнейшее, что есть в нашем наследии.