Приоритет культуры – гарант устойчивости развития современного общества

Т.В.Умрихина,
председатель Постоянной комиссии Верховной Рады
Автономной Республики Крым по культуре,
делам молодежи и спорту,
Керчь, Крым

Эта тема, безусловно, актуальна для всех стран, но для Крыма, который я представляю, – многонационального, многоукладного – имеет решающее значение. Чем быстрей поймут политики, что культура – действительно гарант устойчивого общества, тем легче будет не только достичь стабильности и мира, но и сделать прорыв в экономическом благополучии цивилизации.
Николай Рерих утверждал: «…во все лучшие периоды человеческой истории возрождение и расцвет создавались там, где вырастала традиция почитания Культуры» [1, с. 72]. Ради этой высокой цели им был создан Пакт Культуры, выступая на церемонии подписания которого 15 апреля 1935 года, Президент Ф.Д.Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте» [1, с. 192]. И действительно, наслоения культуры накапливаются веками, а цивилизация может быть создана в одно десятилетие. Пакт Рериха не только не утратил своего значения, но оно в настоящее время возрастает в связи с вхождением мирового сообщества в эпоху радикальных трансформаций и рисков как локальных, так и глобальных катастроф.
Известно, что Пакт Рериха был первым международно-правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей, и в дальнейшем стал основой Гаагской конвенции 1954 года. Поскольку принципы этой конвенции являются декларативными, то для неукоснительного ее выполнения в марте 1999 года был принят Второй протокол к Гаагской конвенции, в котором содержится механизм исполнения правовых норм и предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная, за их нарушение. Т.е. если раньше речь шла только о нравственной ответственности, то сегодня говорится о юридической. А нам предстоит найти и добиться осуществления практической ответственности.
Казалось бы, существует правовая база защиты культурного наследия. Есть серьезная международная организация ЮНЕСКО, занимающаяся координацией международного сотрудничества в этой области. Однако по-прежнему подвергаются разграблению археологические памятники, охранно-реставрационная деятельность практически повсеместно ведется на деньги меценатов. Постоянны примеры грубейшего самоуправства и чиновничьего беспредела. Отсутствует соответствующая законодательная база для международного сотрудничества в области археологии, особенно на постсоветском пространстве. Бесспорно, должно существовать и функционировать международное законодательство, не только позволяющее сохранять, но и дающее возможность лучшим ученым мира исследовать историческое наследие мировой значимости, вне зависимости от границ, стран и континентов.
В апреле в Крымском отделении Международного Центра Рерихов (Симферополь) состоялась Международная научно-общественная конференция «Культурное достояние человечества», посвященная 70-летию Пакта Рериха. Ее ключевой темой была проблема жизнедеятельности людей в условиях возрастающей нестабильности международных, межнациональных (межэтнических) отношений как в глобальном, так и во внутригосударственном масштабах, сложность, а во многих случаях невозможность решения этой проблемы в рамках переживающих кризис классических подходов к социальному управлению.
Без опоры на величайшее достояние человека – культуру – ни власть, ни бизнес преодолеть кризис отношений не смогут.
Особенно важно учитывать этнический фактор в Крыму, как в регионе с исторически сложившимся многонациональным культурным укладом. В таких условиях высока опасность распространения межгосударственных разобщений на межнациональные отношения с неизбежным при этом обособлением национальных (этнических) культур. В Крыму на сегодняшний день проживает более 100 этнических групп, что обусловливает различия языковых, культурных и религиозных традиций. 26 этносов создали 29 национально-культурных общественных объединений. Все общества входят в состав двух объединений: Ассоциацию национальных обществ и общин Крыма и Крымский республиканский фонд межнационального согласия. В Крыму преобладают три национальности: русские (58,3%), украинцы (24,3%) и крымские татары (12,1%). В оставшиеся 5,3% входят: белорусы, татары Сибири и Поволжья, армяне, евреи, азербайджанцы, греки, корейцы, немцы, болгары, караимы, крымчаки и другие народности. В порядке обратной связи возрастает риск конфликтности всех видов внутригосударственных отношений.
В этом контексте необходимо определить важнейшую задачу – формирование в странах и их кооперациях единого культурного пространства, в котором поддерживалась бы множественность национальных культур как источника социальной активности и в то же время происходило бы их единение на основе общечеловеческих ценностей, мира и благополучия каждого сообщества, каждого человека. (Именно такой подход устанавливался Пактом Рериха, подписанным в 1935 году в Вашингтоне в условиях нарастания напряженности международных отношений.) Приведу два примера по поддержанию и созданию такого пространства.
В 30-е годы XX столетия в Крыму существовал культурный центр, созданный поэтом М.Волошиным, в доме которого собирались носители Духовной революции – лучшие представители Серебряного века: А.Блок, А.Белый, М.Цветаева, О.Мандельштам и многие другие. После смерти поэта его дом как культурный центр утратил свое значение. Ряд экспертиз конца 1990-х годов показал, что Дом-музей М.А.Волошина находится в аварийном состоянии. Изношены полусгнившие деревянные конструкции, в стенах трещины, нарушена гидроизоляция, отсутствует электропроводка, отопление и т.д. Эти и множество других проблем годами не решались из-за отсутствия финансирования, а главное – из-за непонимания, недооценки значения Дома Волошина в культурной жизни международного сообщества. Сегодня Дом-музей М.А.Волошина переживает свое второе рождение. При поддержке Правительств Украины и Автономной Республики Крым, российских и украинских меценатов в нем ведутся ремонтно-реставрационные работы. И хотя еще многое предстоит сделать, сегодня можно уверенно говорить о том, что мы добились главного: сломали стену равнодушного отношения современных людей к памятникам культуры. И нет сомнений в том, что Дом-музей М.А.Волошина вновь прочно займет свое место центра встреч талантливых людей, центра миротворческой деятельности и духовной культуры.
Еще одним примером удивительного единения разных культур и народов является проводимый ежегодно в Керчи Международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны». Керчь не случайно выбрана местом проведения фестиваля. Основанием для этого послужили богатейшая 26-вековая история города, более 15 исторических и археологических памятников мирового значения. Цель фестиваля – возрождение культурных и исторических традиций Восточного Крыма, где в античные времена процветала великая греческая культура, давшая начало многим культурам, наукам и т.д. В культурной жизни города и Крыма в целом фестиваль имеет большое значение, так как в течение всего года инициирует работу творческих коллективов, учебных заведений, готовящихся к конкурсным программам и участию в торжественных церемониях фестиваля. Дни фестиваля – это праздник искусства, обращение к историческим корням, встречи со знаменитыми театрами и актерами. Это праздник всех керчан и многочисленных гостей города. Международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны» вырос в уникальную творческую акцию, которая служит делу развития международных культурных связей, освещению наиболее интересных экспериментальных творческих процессов в современном искусстве в Украине и за рубежом, популяризации культурно-исторического наследия народов мира. В 2004 году фестиваль был удостоен Государственной премии Автономной Республики Крым.
Мы понимаем, что Крым – уникальное явление природы, маленькая модель Вселенной. Сколько народов населяет его! А ведь именно в энергетическом поле национальной культуры развивается душа человека. Поэтому уничтожение любой национальной культуры может вызвать защитную реакцию, например, такую, как национализм. Во все времена уничтожение культуры вело к распаду государства. Поэтому мы стараемся держать ситуацию под контролем, используя для этого все возможности.
В настоящее время в Крыму наиболее интенсивно развиваются именно общественные организации, и каждая решает свои конкретные задачи. Это, например, Общество охраны памятников культурно-исторического фонда, Общество многодетных семей, спортивные объединения и большое количество национальных обществ: казахское, еврейское, болгарское, армянское, греческое, караимское, грузинское и другие. Работают и наши коллеги – Крымское отделение Международного Центра Рерихов, которое обладает широким спектром культурной деятельности. В Симферополе идет строительство Культурного центра имени Н.К.Рериха. Будем надеяться, что его создание внесет свою лепту в развитие культуры нашего полуострова и будет способствовать преодолению межэтнических и межконфессиональных разногласий.
Сегодня в Автономной Республике Крым происходят сложные процессы демократизации. Мы нацелены на то, чтобы защищать и оберегать духовные проявления, не регламентируя их, т.к. одним из главных условий построения демократического общества является тесный контакт государственных учреждений и общественных объединений граждан. Н.К.Рерих говорил: «Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми» [1, с. 255].
И все же конкретно в адрес высших органов государственной власти Украины, Автономной Республики Крым конференция «Культурное достояние человечества» внесла ряд предложений:
– принять в качестве фундаментального основания благополучия народов страны концепцию «Согласованный подъем культуры власти, культуры бизнеса и культуры отношений»;
– санкционировать введение в украинские учебные программы дошкольного, школьного и высшего образования дисциплин, предметной областью которых определить изучение культур всех народов, населяющих Украину, создавая тем самым основу межнационального единения граждан и их сообществ;
– выступить с международной инициативой организации всемирного движения государств за единение национальных культур в деле сохранения и укрепления общечеловеческого культурного достояния.

Литература

1. Знамя Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.