Духовная культура Приднепровья – уникальное явление в контексте отечественной и мировой истории. Ее корни уходят в незапамятные времена, ее квинтэссенция – рождение на Приднепровье, в доме с семью окнами на великий Днепр, у святого Монастырского острова, у истоков Днепровских порогов Вестника Света – Елены Петровны Блаватской. Здесь, на земле скифской богини огня Табити и дочерей Великого змея сарматок-амазонок, она получила водное и огненное крещение. Здесь прошло ее детство, сюда она не раз, согласно семейным преданиям, возвращалась в последующие годы.
Сегодня дом, в котором родилась наша выдающаяся соотечественница и двадцать лет жила ее уникальная семья, – реликвия века XIX и стартовая площадка возрождения научного и культурного наследия в веке XXI. Старинному екатеринославскому особняку судьбой было предопределено прославиться благодаря Е.П.Блаватской и династии, представители трех поколений которой – ученые и писатели, государственные и общественные деятели – внесли свой вклад в отечественную и мировую культуру.
Двухэтажный дом на высоком цоколе с одноэтажным крылом-пристройкой был построен в Екатеринославе на Петербургской улице (ныне Ленинградская, 11) в начале XIX века и первые сто лет являлся главным строением на территории городской усадьбы (в те времена – с дворовыми постройками, садом площадью около 2 га, родником и прудом). Ныне многочисленные перестройки размыли облик старинной усадьбы, время уничтожило сад и часть дворовых построек. К счастью, сохранился главный, барский дом. Но и он немало пострадал. Его экстерьер изменен, интерьеры за долгие годы подверглись перепланировкам. На первом и втором этажах замурована часть дверных и оконных проемов и пробиты новые. Замурованы и окна цокольного этажа. Исчезли изразцовые печи. Балкон в центральной части второго этажа не сохранился. С торцов и со стороны двора дом зажат пристройками, хозяйственными строениями и проходной завода «Днепростроймаш», располагающегося на исторической территории усадьбы. На фундаментах дворовых построек усадьбы сегодня стоят цеха, сад исчез под асфальтом заводской территории.
Исследовательские работы, проведенные в 1980–2000 годы, позволили в значительной степени восстановить историю дома и усадьбы. К сожалению, пока не удалось установить имя архитектора и первого владельца. Однако доподлинно известно, что в 1815 году этот «дом с садом» был приобретен во владение дедом Е.П.Блаватской А.М.Фадеевым, приехавшим с семьей в Екатеринослав в связи с назначением на службу.
Андрей Михайлович Фадеев (1789–1867) – столбовой дворянин, государственный и общественный деятель, писатель-мемуарист, публицист. В Екатеринославе вначале служил в Конторе иностранных поселенцев младшим товарищем главного судьи, а с 1818 года, после преобразования Конторы в Попечительный Комитет колонистов южного края России, стал начальником его канцелярии и занимал эту должность до 1834 года. В Екатеринославе началась публицистическая деятельность Фадеева. Будучи одним из создателей и активных членов Екатеринославского помологического общества, он внес значительный вклад в развитие садоводства в крае. В последующие годы Фадеев занимал высокие государственные посты в Одессе, Астрахани, Саратове, Тифлисе. Оставил обширные мемуары – талантливое повествование о судьбе семьи и страны на фоне эпохи, бесценный источник знаний для исследователей.
Жена А.М.Фадеева – Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева (1788–1860) – одна из самых образованных женщин Европы начала XIX века, представительница знатного рода Долгоруких, княжна. Она получила прекрасное образование, владела пятью иностранными языками, была одарена музыкально, хорошо рисовала. В центре ее научных интересов стояли палеонтология, минералогия, археология, орнитология, ботаника. Е.П.Фадееву хорошо знали в среде ученых-естественников, особенно в Лондонском географическом обществе. Удивительная женщина была также известным нумизматом, фалеристом, уникальная коллекция которой насчитывала многие сотни единиц. Наконец, она была прекрасной матерью и бабушкой и могла гордиться своим потомством – среди ее детей и внуков были писатели, видные государственные, военные и общественные деятели.
Старшая дочь четы Фадеевых – Елена Андреевна, в замужестве Ган (1814–1842) выросла в доме на Петербургской, отсюда ушла под венец, став женой капитана конной артиллерии, барона Петра Алексеевича Гана (ум. 1873). Елена Ган была так же талантлива, как и ее мать. Природа одарила ее и изысканной красотой, и тонкой, чувствительной душой. В 1836 году она вошла в русскую литературу как переводчик, а затем автор одиннадцати романтических повестей, среди которых «Идеал», «Утбалла», «Медальон», «Теофания Аббиаджио» и другие, опубликованные в журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки» и подписанные псевдонимом Зенеида Р-ва. «Не являлось еще на Руси женщины столь даровитой, не только чувствующей, но и мыслящей. Русская литература по праву может гордиться ее именем и ее произведениями», – писал о ней В.Г.Белинский.
В Екатеринославе, в доме на Петербургской, родился сын А.М. и Е.П. Фадеевых Ростислав Андреевич Фадеев (1824–1883). Окончив в Петербурге артиллерийское училище, он многие годы служил на Кавказе. О героизме генерала Фадеева ходили легенды, благодаря которым он стал прообразом для героев «Очарованного странника» Н.С.Лескова и «Современной идиллии» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Р.А.Фадеев – военный историк, писатель-публицист, автор книг «Шестьдесят лет Кавказской войны», «Вооруженные силы России», «Русское общество в настоящем и будущем: (Чем нам быть?)» и ряда других.
В этом же доме родились и две сестры Р.А.Фадеева и Е.А.Ган – Надежда и Екатерина. Надежда Андреевна Фадеева (1829–1919) была известным общественным деятелем и коллекционером. Она унаследовала собрание матери и всю жизнь пополняла его. Ее коллекции поражали современников, свидетельствовавших о ее собрании как об одном из самых замечательных частных музеев, где были собраны «гербы и оружие со всех стран света, старинная посуда, китайские и японские статуи богов, византийская мозаика, персидские и турецкие ковры, картины, портреты и уникальная библиотека». Н.А.Фадеева – ангел-хранитель наследия семьи, ее архивов и коллекций. По ее инициативе были изданы мемуары отца, она передала часть научных коллекций матери в Академию наук, опубликовала произведения брата и статьи, посвященные сестре Елене. Она была близким другом и одним из главных каналов связи Е.П.Блаватской не только с семьей, но и с родиной. Значительную часть своей жизни Надежда Андреевна Фадеева прожила рядом с сестрой, Екатериной Андреевной, в замужестве Витте (1819–1898), помогая ей воспитывать пятерых детей. Имя одного из ее воспитанников широко известно. Это Сергей Юльевич Витте (1849–1915) – государственный деятель, министр-реформатор рубежа веков.
31 июля (12 августа н.с.) 1831 года в екатеринославском доме Фадеевых родилась старшая дочь Е.А. и П.А. Ган – Елена Петровна, в замужестве Блаватская (1831–1891). Пожар во время крещения девочки, родившейся под знаком Льва, в сочетании с ее именем (Елена (греч.) означает «солнечный свет» или «факел») стал символом триединого огня, символом огненного крещения женщины-светоча. Знаковым является и тот факт, что в период владения Фадеевыми домом на Петербургской в нем в разные годы жили четыре Елены: Бранде дю Плесси (бабушка Долгорукой), сама Долгорукая-Фадеева, ее дочь Фадеева-Ган и Ган-Блаватская.
Детство Е.П.Блаватской прошло на Приднепровье: в Екатеринославе, селах Каменском и Романькове. Новейшие исследования свидетельствуют, что не только в детстве, но и позже, во время приездов в 1858–1873 годах в Россию она, судя по всему, бывала в Екатеринославе и в имении Ганов в селе Шандровке Екатеринославской губернии.
В то же время уточненные исследователями данные говорят о том, что младшая сестра Блаватской – известная писательница Вера Петровна Желиховская (1835–1896) родилась не в Екатеринославе, а в Одессе. Произведения Желиховской были популярны во второй половине XIX – начале XX столетия, а романтические повести и рассказы «Кавказский легион», «Князь Илико», «В осетинских горах» и другие, написанные для детей и подростков, выдерживали по восемь-десять переизданий. Огромное значение в ходе создания Музейного центра приобретают как опубликованные, так и рукописные, выявленные в архивах, автобиографические книги и статьи В.П.Желиховской, посвященные старшей сестре и другим членам семьи.
Один из братьев Е.П.Блаватской – Александр Петрович Ган (1833–1835) родился и умер в Романькове Екатеринославской губернии.
С Приднепровьем связано ранее детство и второго ее брата – Леонида Петровича Гана (1840–1885), о котором известно как о юристе, работавшем судьей в Ставрополе, недалеко от которого доживал век и отец Е.П.Блаватской Петр Алексеевич Ган.
В 1834 году, в связи с новым служебным назначением, А.М.Фадеев вынужден был продать «дом с прекрасным огромным садом» в Екатеринославе и переехать в Одессу с чадами, домочадцами и многочисленной дворней (лишь его престарелая мать и старшая дочь – Елена Ган с мужем и детьми оставалась на Приднепровье).
Покупателем усадьбы Фадеевых стал директор Екатеринославской казенной суконной фабрики В.И.Драгневич, после смерти которого дом и усадьба перешли во владение его зятя – М.С.Клевцова. Во второй половине XIX века дом стал собственностью купца Станиславского. В 1890-е годы он был сдан владельцами в аренду, и здесь разместилось 7-е городское женское начальное училище. С 1913 года дом и усадьба становятся собственностью купца Майданского.
После революции дом был национализирован и превращен в коммунальное жилье для двадцати семей. Вероятно, именно в это время он претерпел серьезные внутренние перестройки. Тогда же, под натиском развивающегося рядом завода «Днепростроймаш» стал исчезать сад, а на его территории, в том числе на фундаментах дворовых построек, стали строиться цеха. С конца 1940-х в бывшем доме Фадеевых разместились заводоуправление и заводская столовая. В 1960–1970-е большая часть здания (кроме столовой, занимавшей две комнаты в его одноэтажной части) была передана школе рабочей молодежи при заводе. В 1980-е – начале 1990-х здесь располагались курсы машинописи и стенографии, профессионально-техническое училище № 51, затем № 63.
В 1987 году по ходатайству Днепропетровского исторического музея им. Д.И.Яворницкого (ДИМ) дом Фадеевых получил статус памятника истории и культуры. В 1991 по инициативе музея на центральном фасаде здания была установлена мемориальная доска из белого ракушечника, которая гласит: «В этом доме в 1831 году родилась Елена Петровна Блаватская – русская писательница, основательница Международного теософского общества».
В 1990 году на базе ДИМ сформирован общественный совет, а в 2002 – научно-экспозиционный отдел, целью которых стало создание Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи. Вокруг идеи объединились ученые, музееведы, деятели культуры. Важную роль в движении за создание Музейного центра все годы играет объединение теософов «София» и Днепропетровское городское рериховское общество. В 2003 году с целью поддержки проекта создан Благотворительный фонд «Центр Е.П.Блаватской и ее семьи».
Путь к реализации проекта оказался долгим и многотрудным. Потребовалось 14 лет работы и борьбы за воплощение идеи создания Музейного центра и за сам дом Фадеевых. Сотни обращений и статей, открытых писем и публичных выступлений стали шагами на пути к утверждению проекта. Ситуация осложнялась тем, что к дому все активнее стали проявлять интерес разного рода организации и отдельные лица как в Днепропетровске, так и в Киеве. Они заявляли о своем намерении создать в здании-памятнике кто оздоровительный центр, кто педагогический музей. Были и такие, кто без стеснения просто переписывал проектные наработки специалистов ДИМ, выдавая их за свои. Стремясь к достижению своей цели, они не выбирали средств, вследствие чего ДИМ был втянут в многолетние тяжбы в административных и судебных инстанциях всех уровней, вплоть до Кабинета министров и Верховного хозяйственного суда Украины. Ситуация разрешилась только в декабре 2004 года, когда решениями Кабинета министров Украины и Днепропетровской администрации дом Фадеевых был передан на баланс ДИМ.
Несмотря на сложности, все годы, не прерываясь, идут научные исследования, сбор коллекции (сегодня она насчитывает свыше 7 тыс. единиц хранения), разработка экспозиционной документации Музейного центра, формирование библиотеки. Одновременно с этим специалисты ДИМ, при поддержке всех заинтересованных, устраивают выставки, проводят культурологические акции, конференции и семинары, «круглые столы» и клубные встречи. С 1991 года реализуется программа «Открытый Дом» («Дом, где зажигаются сердца»), разработанная в рамках проекта создания Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи.
Мы движемся к цели. Сегодня Дом Фадеевых превращается в центр – символ духовности и объединения. Как писал Николай Рерих: «…Музей есть Музейон, по-гречески, Дом Муз. Обиталище всех Муз прежде всего является символом Объединения» [1, с. 221].
Сразу после передачи дома на баланс ДИМ руководители проекта начали подготовку к реставрации этой реликвии, и в 2005 году ведущими специалистами Киева и Днепропетровска были проведены комплексные археологические, историко-архитектурные, инженерные и химические обследования здания. На базе этих исследований начаты работы по подготовке проектной документации по его реставрации и музеефикации.
В соответствии с упомянутой программой «Открытый Дом» авторский коллектив ведет все работы по созданию Музейного центра непосредственно на глазах общественности. Так, в течение всего 2005 года посетители наблюдали за ходом архитектурно-диагностических работ и расчисток и могли увидеть, как сквозь толщу времени все явственнее начинал проявляться первоначальный облик дома, его подлинные фасады и изначальная внутренняя планировка. Теперь мы с определенностью можем сказать, где в доме располагались кабинет А.М.Фадеева, главы семьи, и кабинет его высокообразованной жены-ученого Е.П.Долгорукой-Фадеевой, где была комната их старшей дочери Елены и комнаты, в которых росли остальные дети. И главное, сегодня мы точно знаем, где располагалась гостиная, в которой 31 июля ст. ст. 1831 года была крещена водой и огнем их старшая внучка. Проведенные специалистами исследования позволят спроектировать и провести ремонтно-реставрационные работы на должном научном уровне. В основу реставрации и музеефикации Дома Фадеевых будут положены проведенные натуральные исследования, обмеры, археологические раскопки, документальные и архивные изыскания, мемуарные и эпистолярные источники, изобразительные материалы и аналоги.
Одна из сложных проблем, встающих перед нами, – наполнение этого памятника новым содержанием. Создавая Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи в доме-реликвии, мы руководствуемся главным правилом – «не навреди». При его выполнении историческая, мемориальная, научная, художественная ценности Дома Фадеевых должны возрастать, духовный потенциал – раскрываться. Тактичный, уважительный подход к использованию Дома должен проявиться прежде всего в том, что планируемая экспозиция станет продолжением историко-художественного образа здания. Всюду, где возможно, следует выявить его архитектурные достоинства и информационный потенциал, тактично вводя их в ткань экспозиций (оставленные открытыми и проаннотированные зондажи, шурфы, реставрационные раскрытия, думается, помогут восприятию Дома Фадеевых как историко-культурного явления).
Первый этап работ по реализации проекта Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи находится в завершающей стадии. Мы переходим ко второму этапу работ – созданию архитектурно-реставрационного и научно-музейного проектов.
Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи создается как живой организм, а не застывший мемориал. Его проект может вызывать ассоциацию с проектами «идеальных» музеев Н.Ф.Федорова, мечтавшего о соединении с музеем библиотеки, школы, храма и научной обсерватории и стремившегося таким образом решить задачу воспитания через непосредственное и постоянное общение с духовным наследием. Рассказывая о прошлом, воссоздавая историю, Музейный центр будет устремлен в будущее, в творческую наполненность каждого своего нового дня. По замыслу, он должен стать Обителью «всех родов Прекрасного, и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их» [2, с. 240].
Научная концепция предполагает создание международного научного и культурологического центра нового типа, в основе которого – комплексность. Он будет включать в себя:
– музейные экспозиции и выставки;
– научную библиотеку;
– исследовательскую лабораторию;
– издательский центр;
– клубные и общественные объединения;
– места креативного использования;
– садово-парковую зону, воссозданную в границах городской усадьбы Фадеевых;
– научно-туристический центр, способный принять исследователей и последователей учения Е.П.Блаватской из разных стран.
В основе концепции Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи лежит принцип троичности, триединства: история трех поколений уникальной семьи, три Елены как ее высшее воплощение, три ипостаси огня Елены Петровны Блаватской, три вектора развития научно-культурологического центра нового типа (музей – научный центр – объединение единомышленников). Внутри каждого направления вновь троичность. Так, основная экспозиция будет иметь три структурных подразделения и состоять из трех экспозиционных разделов, в том числе:
– экспозиция, представляющая собой фрагментарную реконструкцию интерьеров городской усадьбы, воссоздание гостиной и кабинетов Андрея и Елены Фадеевых;
– экспозиции-портреты, посвященные Елене Ган, Надежде Фадеевой, Ростиславу Фадееву, Вере Желиховской, Сергею Витте;
– экспозиции, посвященные Елене Блаватской: «Судьба и наследие Е.П.Блаватской» и «Е.П.Блаватская и современность».
Стремясь восстановить нарушенную связь времен, внутри первого экспозиционного раздела мы предполагаем восстановить три комнаты старого барского дома: гостиную, кабинет А.М.Фадеева и кабинет Е.П.Фадеевой-Долгорукой. При этом, учитывая, что утрачена не только сама обстановка этих комнат, но даже, в значительной степени, и знания о ней, предполагается использовать, как основной, принцип моделирования типологического интерьера, воспроизведение по аналогии.
Гостиная – просторная и светлая комната с тремя окнами на Днепр и внутренним, найденным в ходе исследований окном в сени. Она – сердце Дома Фадеевых. Именно она создаст возможность «погружения» в атмосферу жизни «дворянского гнезда», поможет осуществить реконструкцию традиций семьи Фадеевых, типологически воссоздать обстановку и создать особое мемориальное пространство, «освященное духом» ее членов, отразить эмоциональный настрой, атмосферу Дома.
В кабинете Е.П.Фадеевой соединились западноевропейская традиция прошлых столетий и отечественная увлеченность современников. Это был один из тех естественно-научных кабинетов XIX века, в основе которых лежал разрозненный сплав концепций и идей, рациональное и экспериментальное начала тесно соединялись с оккультными ответвлениями науки. Реконструированный кабинет отразит всю палитру интересов хозяйки: от ботаники, зоологии, палеонтологии, минералогии до археологии, нумизматики и фалеристики. Наряду с образцами животного и растительного миров (при музейной реконструкции – только в виде символов) и минералами в нем будут представлены также этнографические материалы, предметы древности и произведения искусства. Ведь по сути кабинет Е.П.Фадеевой изначально был своего рода естественно-научным и археологическим музеем. В свое время его содержание дополняли предметы, связанные с почитанием рода, истории знатной семьи (к примеру, живописные портреты, фамильные реликвии, в том числе – знаменитый крест Михаила Черниговского), поиск которых сегодня ведут наши исследователи. Кабинет природоведения и древностей хозяйки дома был важным центром жизни семьи. Имеет большое значение и то, что любовь Е.П.Фадеевой к науке, исследовательской работе, древностям и раритетам, а также ко всему странному и причудливому прорастет в совершенно новом качестве в ее внучке, Елене Петровне Блаватской. Коллекция Е.П.Фадеевой, продолженная ее детьми и внуками (после смерти матери Н.А.Фадеева стала хранителем коллекции, участие в пополнении которой принимали Р.А.Фадеев и Е.П.Блаватская), судя по всему, выросла до весьма значительных размеров и к началу XX столетия имела огромную научную и материальную ценность (судьба коллекции неизвестна, поиски продолжаются).
Описанный в воспоминаниях детей и внуков кабинет Е.П.Фадеевой, даже при отсутствии подлинников, лучше других поддается музейной реконструкции; он станет подлинным украшением Музейного центра.
Следующий важный центр жизни семьи (если все же не главный) – кабинет А.М.Фадеева. И это, прежде всего, библиотека хозяина – очень значительная как по объему, так и по наполнению. Именно она была источником многих естественно-научных, философских, религиоведческих, исторических знаний для всех членов семьи.
Второй раздел экспозиции, как было указано, будет представлять собой серию экспозиционных сюжетов, своего рода портретную галерею, посвященную членам семьи, представителям трех поколений уникальной династии.
И, наконец, третий, самый значительный раздел экспозиции будет полностью посвящен Е.П.Блаватской. Уже сама ее личность – сверхмасштабная, разносторонняя, подвижническая, поражающая контрастами и внутренним драматизмом, требует поиска особых решений, ярких форм отражения в экспозиции. Еще более сложным и важным в Музейном центре является поиск экспозиционного решения для рассказа о наследии Е.П.Блаватской и его влиянии на XIX и XX века и начавшийся XXI. В основе экспозиции будет лежать принцип знаковости. Экспонаты-знаки, экспозиционные сюжеты-знаки будут передавать идеи, представления и суждения Вестника Света, позволят создать атмосферу сотворчества, диалога с посетителями музея (образец для решения задачи построения экспозиции-диалога – книга «Ключ к теософии» Е.П.Блаватской и в ее структурном построении, и во внутреннем наполнении).
Во всех трех экспозиционных разделах особое значение приобретает пластическое воплощение темы, построение образа, создание экспозиционной драматургии, поиск художественно-пространственной композиции, аранжировка цветосветовой среды, иными словами, осмысление формы экспозиции как одного из важнейших аспектов проекта Музейного центра. Авторы стремятся к тому, чтобы динамичное произведение-экспозиция характеризовалось многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью пластического выражения. Их цель – помочь посетителю постичь логическую связь вещей и явлений, повести его к познанию темы через сотворчество и сопереживание, через синтез научных знаний и эстетического, творческого восприятия. При создании музейно-культурологического действа, где память зафиксирована в знаках, экспонаты будут служить средствами для выражения содержания. Все это позволит музейными средствами воссоздать образы выдающихся людей, передать их сложный духовный мир, рассказать о наследии. Предполагается создать своеобразный «текст», который нужно и созерцать, и осмысливать. Музейная экспозиция, как предметно-пространственная и эмоционально-образная среда в единстве сюжетно-концептуального и визуального ряда, должна стать объектом художественного творчества, тем творческим процессом, результатом которого станет новое целостное, полифункциональное художественно-научное произведение – Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи.
Возвращаясь к трехвекторной структуре этого научно-культурологического центра, отмечу, что вторым (после экспозиционного) направлением его деятельности должны стать научная библиотека, исследовательская лаборатория и издательский центр. Не менее важны все формы общественной, культурно-образовательной деятельности и научного туризма, научного и духовного приобщения. Это третье направление, третий вектор деятельности. В проектирование этого направления деятельности входят разработка образовательной концепции музея, долговременных и кратковременных культурных, образовательных программ и проектов, создание и апробация различных методик работы с разными категориями аудитории создающегося Музейного центра.
Вся территория дома и сада Фадеевых воспринимается нами как цельный мемориальный комплекс, как историко-культурное и природное наследие в их единстве. Потому особо важной задачей сегодняшнего дня остается вопрос об отселении с территории усадьбы Фадеевых завода, о последующей передаче земли формирующемуся Музейному центру Е.П.Блаватской и ее семьи с целью воссоздания уникального сада, реконструкции дворовых построек, поиска и восстановления родника. Все это позволит создать концептуально обусловленную среду, органически включающую в себя определенное соотношение ряда историко-мемориальных компонентов. Для нас важным является принцип средового подхода – выделение культурно-исторического городского ландшафта как объекта исторической памяти, несущего важную культурологическую и экологическую функцию, когда культурно-исторический ландшафт объединит три главных компонента системы: природу, семью, историю. В основе принципа – музеефикация архитектурно-ландшафтного комплекса, в лоне, в контексте которого формировался и развивался историко-культурный феномен семьи Фадеевых. При этом обязательным условием является адекватное отражение всех сторон многогранного мира усадьбы Фадеевых, где архитектура, пейзаж, интерьер должны восприниматься как единое художественно-образное и философски-символическое целое. При реконструкции сада особо важным аспектом будет являться проникновение в мировоззренческие, семантические, эстетические представления, заложенные при его создании Фадеевыми. Сад должен настраивать на философские размышления, погружать в мир воспоминаний и ассоциаций. В данном случае он – важнейшая составная часть музея-усадьбы. Это своего рода сад-музей. Сад-музей важен для нас, кроме того, и в связи с особой ролью четы Фадеевых в истории природоведения и садоводства в крае.
Особая историко-культурная ценность усадьбы Фадеевых, дома, в котором родилась Е.П.Блаватская, открывает возможность создания в Днепропетровске Музейного центра международного значения, объединенного концептуально-художественным замыслом в единую, целостную предметно-пространственную систему, которая будет нести значительный духовный, воспитательный и информационный потенциал.
Темп работы ускоряется, разворачиваются ее новые направления. Особенно важным сегодня представляется придание проекту международного статуса, объединение вокруг него широкой общественности в разных странах. Только при условии активного соучастия, сопереживания, сотворчества отечественной и мировой общественности возможна реализация проекта «Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи». Мы ищем союзников и друзей, готовых подтвердить свои намерения по участию в его реализации. Объединение вокруг идеи Музейного центра единомышленников считаем важнейшей задачей ныне и на все последующие годы.
1. Рерих Николай. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991.
2. Рерих Николай. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.