Эволюционное значение Пакта Рериха и Знамени Мира

М.Н.ЧИРЯТЬЕВ,
председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР,
вице-президент Международной Лиги защиты Культуры,
советник РАЕН,
Санкт-Петербург

20–21 апреля 2005 года в Москве проходил XVI Международный форум гражданской (народной) дипломатии. Руководство Форума и его участники просили меня передать их приветствие и пожелания успешной и плодотворной работы нашей конференции.
Этот авторитетный Форум был посвящен правам человека, среди которых одно из важнейших мест занимают права на использование культурных ценностей, закрепленные федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Одна из основных тем, рассматривавшихся на прошлогоднем Форуме, была посвящена пятидесятилетию Гаагской конвенции, причем внимание заострилось на сердцевине этой конвенции – Пакте Рериха. На Форуме ряд выступлений специально был посвящен 70-летию Пакта Рериха и проблеме сохранения и приумножения культурных ценностей.
Участниками Форума был принят Меморандум, в котором акцентировалась жизненная важность и актуальность Пакта Рериха и использования Знамени Мира, а также утверждалась необходимость привлечения внимания мировой общественности к проблеме охраны культурного достояния на планете, эволюционная важность которой впервые и столь широко была продемонстрирована концепцией Культуры Н.К.Рериха и международным Пактом, по праву носящим имя нашего великого соотечественника.
Форум является примером общественного объединения просвещенных энтузиастов. В его работе, наряду с творческими представителями общественности, принимают участие и находящиеся на государственной службе дипломаты, юристы, политики, ученые и деятели культуры, работающие в разных областях международного сотрудничества, которым нужны более широкие и свободные формы для обсуждения и реализации идей, основанных на многолетнем опыте и направленных на созидание новых путей мирного развития человечества.
После окончания Второй мировой войны начался естественный процесс самоорганизации и подъема общественных сил, которые осознавали, что многие старые формы и методы обустройства жизни оказались непригодными, что человечество подходит к определенной черте, за которой начинается лавина разрушений. Истоки этих разрушительных сил, как и возможности возрождения и созидания, кроются в сознании людей, в их умах и сердцах. Миру нужно было продемонстрировать глубокие основы универсальных принципов существования и развития, без сопричастности которым терялся смысл жизни, оскудевала творческая созидательная энергия.
Важной вехой такого подъема общественного самосознания и миротворчества стало образование 60 лет назад, в октябре 1945 года, Организации Объединенных Наций и начало подготовительной работы по созданию ЮНЕСКО (Устав ЮНЕСКО вступил в силу через год, в ноябре 1946-го после его ратификации двадцатым государством – Грецией). Назову еще две важные вехи: рождение 1 декабря 1945 года Международной демократической федерации женщин – ее первым председателем была выдающийся физик, ученица Марии Склодовской-Кюри, активная участница антифашистского движения Сопротивления в годы Второй мировой войны Эжени Коттон, а позже, в 1947 году, проведение в Праге Первого Всемирного фестиваля молодежи и студентов (впервые в истории 17 тысяч молодых людей из 71 страны мира съехались в чешскую столицу).
Около семидесяти лет назад Великими Учителями человечества были провозглашены три сужденные основы будущего, названные «ближайшими дарами эволюции», – кооперация, которую можно понимать и как сотрудничество, и как миротворчество; исследование психической энергии; женское движение. «Каждый из этих даров должен быть принят в полном размере, неотвлеченно. Мы уже много раз указывали на мощь психической энергии. Теперь следует также настойчиво указывать на качества двух следующих отличий века» [1, 414].
Не случайно в этом контексте присутствует указание на женское движение и миротворчество. В эпохальном призыве Н.К.Рериха – «Мир через Культуру» заложено глубокое понимание миротворчества, которое будет победным только через проявление созидательных основ Культуры.
Эти созидательные основы творческой мощи Культуры открывают новые пути, ибо имеют в себе одухотворенные качества психической энергии. Живая ткань Культуры явлена нам «самоорганизующейся системой духа» (по точному определению Л.В.Шапошниковой), и эта самоорганизация, придающая человечеству эволюционную направленность, происходит в широком контексте общепланетарных процессов, которые зависимы от ритмов и циклов многих космических тел и энергий. На сегодняшний день построенная на эволюционном значении Культуры новая обобщенная картина мира, которую предложил Н.К.Рерих, является одной из самых глубоких и исторически обоснованных. Идеи, заложенные в Пакте Рериха и великом символе Знамени Мира, открывают человечеству новые пути совершенствования жизни.
Указанный семьей Рерихов путь культурного преображения согласуется, дополняет и развивает научную картину мира, данную в учении о биосфере и ноосфере академика В.И.Вернадского. Научная мысль и духовное творчество, являясь непреложным результатом длительной деятельности геологических и космических сил, стремительно создают новую форму «биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры», и эта энергия быстрыми темпами «создает в настоящее время ноосферу» [2, с. 95]. Таким образом, биологическая эволюция человека с развитием ноосферы переходит в его культурную эволюцию. Этому космически обусловленному и неотвратимому процессу Рерихи придали духовное измерение, обозначив пути развития новой одухотворенной науки, фундаментом которой будет культурное возрождение и важнейшее место в которой отводится познанию беспредельных возможностей внутреннего мира человека и изучению свойств психической энергии (ее аналогом у В.И.Вернадского выступает биогеохимическая энергия).
Вернадский утверждал: «Создание на нашей планете культурной биогеохимической энергии является основным фактом в ее геологической истории» [3, с. 96] и считал, что с развитием ноосферы человек впервые становится «крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше» [3, с. 509]. То есть самоорганизация природы доходит до уровня, когда ее разумная часть – человечество – начинает влиять на природные процессы, стремится управлять ими, использовать в своих интересах. Но если это влияние примет планетарный размах, а побуждаемый эгоистическими намерениями человек вооружается созданными им механическими, электрическими и атомными средствами покорения внешней природы, не подозревая о смысле и направленности общей эволюции, то такое «покорение природы» приведет к постепенному самоубийству.
Перед натиском глобальных проблем человечества, которые усугубились в последние десятилетия, созидание Культуры становится неизбежным, но пока еще не осознаваемым большинством, смыслом существования. Тем не менее Культура вносит облагораживающее и смыслообразующее начало в человеческую жизнь. Но сама Культура нуждается в защите, а ее нынешнее ущербное состояние является сущностным критерием упадка, барометром, предсказывающим надвигающиеся грозные перемены.
Перед лицом глобальных проблем человечество все более осознает целостность, единство, – но и хрупкость этого мира. Разрушения в Культуре явились показателем трагической разобщенности природно-космических, социально-исторических и психофизиологических начал самого человека. Это приводит к отчуждению человека, вытеснению его машинной, механической цивилизацией. В самой природе Культуры изначально заложено единство, ибо Культура созидается на основе наиболее просветленных слоев одухотворенного сознания.
С взрывом сравнил В.И.Вернадский стремительность завоеваний научной мысли в XX веке. Человечество вступило в новый период мощных эволюционных изменений, имеющих космическую природу. Наиболее заметными стали эти изменения в социально-культурных сферах.
Революции и войны обрушились на мир. Резко поляризовались противоборствующие силы: взлеты созидательной гуманистической мысли и воодушевления народов оттеняются ростом разрушительных сил преступности и цинизма, натиском пошлости, грубости и насилия; растет контраст между обездоленной, голодающей частью населения Земли и теми, кто ненасытно изощряется в бессмысленной роскоши, в чрезмерном потребительстве, причем это происходит на фоне усиливающегося демографического кризиса.
При низком уровне культурного самосознания общества научно-технические достижения способствуют нарушениям целесообразного равновесия разных сфер жизнедеятельности и, в частности, приводят к перепроизводству товаров (в том числе вооружения), росту конкуренции и усугубляют экспансию механической цивилизации, внося напряжения в экологическую среду, подрывая целостное развитие биосферы и ноосферы и, таким образом, обостряют противоречия между цивилизацией и Культурой.
Растет число новых заболеваний и эпидемий, множатся случаи рождения дефективных детей (в том числе с психическими отклонениями). Увеличивается количество искусственно синтезированных химических, растительных и социальных наркотиков (особенно в молодежной среде – музыкальные ритмы, смысловые суррогаты, сексуальные отклонения и др.), насаждаемых в значительной степени через средства массовой информации. Повышается степень общей наркотизации общества, растет его агрессивность, разрабатываются новые технологии манипулирования сознанием.
Приоритет духовных ценностей, необходимый для сознательной эволюции, подменяется самоцельными приоритетами экономики, наживы, политической или иной власти, ориентированной на личную или клановую выгоду, грубой воинственной силы и тому подобных «ценностей», усугубляющих деградацию человека, способствующих возвращению его в животное состояние. Причем богатый арсенал технических и информационных достижений направляется на притупление духовной бдительности, на развитие индустрии удовольствий и на наводнение жизни иллюзиями благополучия, в которых механическая и магическая цивилизация стремительно разменивает Культуру на удобства, создает ловушки для духа. Наркотик псевдокультурных суррогатов разъедает целые слои общества, особенно пагубно действуя на детей и молодежь.
Но испытания создали условия для духовного пробуждения, для возрождения утраченных древних знаний о наиболее целесообразных и чистых эволюционных путях совершенствования жизни. И как уже не раз бывало в истории, сложившиеся тяжелые условия содействовали появлению великих мыслителей, подвижников, преобразователей жизни, открывающих в духовном служении людям спасительные пути Знания и Красоты.
Не случайно, словно предвидя угрозы XX века, именно Россия в самом начале столетия дала миру плеяду выдающихся ученых, философов, музыкантов, художников, поэтов, литераторов. Новой характерной особенностью, отличающей часть из них, являлся космизм мышления. Одним из таких высокоодаренных творческих людей, вместивших в своем сознании утонченный синтез жизни, был Николай Константинович Рерих.
«Именно культура, – писал Н.К.Рерих, – есть сознательное познавание, духовная утонченность и убедительность, между тем как условные формы цивилизации вполне зависят даже от проходящей моды. Культура, возникнув и утвердившись, уже неистребима. Могут быть различные степени и методы ее выявления, но в существе своем она незыблема и прежде всего живет в сердце человеческом. Случайная фраза рассудка может удовлетворяться и механической цивилизацией, тогда как просветленное осознание может дышать лишь в культуре. Казалось бы, уже давно сказано, что культура есть то прибежище, где дух человеческий находит пути к религии и ко всему просветительному и прекрасному» [4, с. 83].
Современные научные открытия, изучение влияния космических факторов на биосферу и ноосферу ведут к еще большей космизации знаний и подтверждают прозрения мыслителей-космистов и древние представления о единстве и взаимосвязанности мироздания. Возникают холистические, всеобъемлющие направления исследований, растет тяга к междисциплинарному синтезу. Внутренний мир человека в глазах ученых обретает все большую реальность.
Трагические следствия бездумного использования новых открытий (Хиросима, Чернобыль, Бхопал в Индии и другие техногенные катастрофы) побудили некоторых ученых коренным образом пересмотреть этическое содержание научных исследований.
Лучшие умы все чаще стали обращаться к духовному содержанию всего культурного опыта человечества, к основам мировых религий и великих учений. Было найдено особенно много общего с восточной религиозно-философской мыслью. Все большему числу людей становится ясной древняя, как мир, истина – «величайший победитель в битве тот, кто победил самого себя». Ибо, познав и очистив себя, ты сможешь строить более совершенный мир вокруг.
В XX веке стало очевидным, что в осознанном самоопределении и самоочищении нуждается все человечество и что это единственный путь к гармонизации жизни и обретению на социальном уровне единства. Физика вплотную подошла к обоснованию единства мира. В учении о биосфере и ноосфере В.И.Вернадский в планетарном масштабе пытался представить это грандиозное единство, понимание которого складывалось в ритмах проявления научной мысли.
Путь к обретению этого предназначенного эволюцией мирного, гармоничного единства человечества лежит через осознание общности святынь, выражающее суть Культуры.
«Как тупы все отрицающие надежду! Как слепы утверждающие преимущество войн! Как мало сознаний, которые могут видеть перерождение планеты путем культуры! Конечно, не осознающие творчества путем высших мер будут погибать в старых смятениях. Не осознавшие новых путей так нуждаются в понимании Века Майтрейи! Ведь Знамя Мира и Владык даст открытые пути!» [5, 390].
Современный уровень развития человечества характеризуется двумя противоборствующими процессами. С одной стороны, происходит сознательная самоорганизация культурных сил, которая в основном выражается в становлении новых форм общественных движений, в научном, художественном и философском творчестве великих личностей, и, наконец, – в подвижничестве гигантов, которые задают определенный настрой для развития человечества на многие поколения вперед. Они творчески преобразуют жизнь и порождают новые качества энергий, плодотворные воздействия которых надолго превышают жизнь одного поколения, создавая условия для построения будущих цивилизаций на основе подлинной культуры. С другой стороны, происходит противоположный процесс – процесс разрушения, вырождения, насилия и подмен.
«На стыке двух эпох новые идеи пронизывают толщу пространства и толщу невежества человечества. И эти идеи входят в сознания множеств, несмотря на сильное противодействие с их стороны. Идеи эти разделяют человечество на два лагеря – идущих за ними и противодействующих им. Дары эволюции – кооперация, движение женщин и психическая энергия – впервые упомянуты и провозглашены Нами. Те, кто следует за эволюцией, развивают эти идеи под разными углами зрения. Но назовут ли кооперацию мирным сосуществованием или сотрудничеством между народами, значения уже не имеет, если эта идея принята в той или иной форме» [6, 333].
Предлагая Знамя Мира в качестве охранительного символа лучших общечеловеческих достижений, Н.К.Рерих реально оценивал степень одичания и деградации многих людей, добровольно отдавшихся в рабство к зашедшей в тупик бесчеловечной, машинной, механической (и этим очень притягательной) цивилизации.
Предвидя приближение небывалой по масштабам войны, он понимал, что смягчить назревшие тяжелые следствия, порожденные искажением и отвержением людьми духовного водительства, поможет обращение их сознания к Культуре. Рерих верил в воспитательное значение для будущих поколений идей Пакта и Знамени Мира, ибо знак поднятого им Знамени утверждает бессмертие Духа, над которым не властно время и который символизирует единое животворное начало, проявленное в трех аспектах созидательного творчества: в искусстве – сердце народа, в науке – разуме народа, в религии – вдохновляемой свыше мудрости народа.
Рерих открыл человечеству Космос Культуры и впервые показал на практике возможность реализации подлинно культурной деятельности в планетарном масштабе. Никто до него не вкладывал такого высокого смысла в понятие Культура и не отстаивал значения этого священного слова с такой убедительностью и широтой.
С каждым годом все больше людей начинают понимать великое значение идей и самоотверженных свершений уникальной семьи Рерихов, трудившихся во имя качественного улучшения жизни на нашей планете. Моральный аспект Пакта Рериха и Знамени Мира взывает к совести и духу человека, по сути своей это является более значимым для преображения жизни человечества, чем все необходимые внешние санкции, предусмотренные современной международной системой юриспруденции за разрушение культурных и исторических ценностей.
Но вместе с тем надо отметить, что предложенный Рерихом международный договор является вершиной айсберга, и без понимания рериховской концепции Культуры, без постижения основ учения Живой Этики мы не сможем понять всю эволюционную глобальность замысла Николая Константиновича.
Пакт Рериха несет определенную эволюционную непреложность. Он явился зовом будущего и тем самым был направлен в будущее как необходимое условие не просто выживания человечества, а создания нового преображенного мира, строящегося на основе почитания высших творческих достижений прошлого.
Концепция Культуры Рериха разворачивается из надземных сфер. Великий художник строит мост между видимым и невидимым. Если в нашем мире есть определенные ограничения пространственно-временных условий существования и деятельности физического тела человека, то возвышенные мысли и чувства, прекрасные образы, пробуждаемые великими произведениями искусства и одухотворенным научным творчеством, помогают преодолеть эту земную замкнутость. Культурные ценности – это те магниты, которые связывают нас с Высшими мирами иных измерений. Произведения искусства, музыки, литературы, науки, будучи результатом творчества гениев, являются отпечатками того, что творится в мире невидимом, там, где царствует мысль, где уже есть просветленные области – пространственная основа культурного созидания.
Культура является уникальной системой, которая связывает внутренний и внешний мир совокупного человечества, которое, согласно В.И.Вернадскому, все больше и больше чувствует свое единство, свою целостность. Но Культура причастна и к каждому элементу нашей общей системы, к каждой душе, каждому сердцу, знает об этом человек или не знает. Поэтому так значима коллективная и индивидуальная ответственность перед будущим.
В силу ускорения строительства ноосферы – анализ этого ускорения был дан не только В.И.Вернадским, но и многими мыслителями-космистами – происходит разрушение старых форм, которые не соответствуют уровню новых энергий. Сегодня мы это наблюдаем повсеместно в целых странах, в общественном укладе, в различных организациях, в семье и внутреннем мире человека: стремительно меняются оболочки бытия, как будто змея сбрасывает свою старую кожу или вылупляющийся птенец разрушает ненужную скорлупу. Часто мы видим внешнюю сторону этого разрушительного процесса, но одновременно идет и преображение. Это преображение связано с духовной энергией, которая пробуждается и все сильнее начинает работать. Без таких трансформаторов духа невозможно существование ни природы, ни искусства, ни всей космо-энергетической системы, в которой развивается и эволюционирует человек, причем главными факторами в этой эволюции являются человеческое сознание и творческая мысль.
Творческая мысль – это тот своеобразный инструмент, которым человеческий дух пахтает океан тонких энергий, а Культура создает проявленные формы пахтания этого океана, из которого добывается священная амрита. Поэтому Культура, как утверждал Н.К.Рерих, раз возникнув и утвердившись, уже неистребима, ибо в самом корне слова «культура» заложены огонь и свет, а само понятие света является основой непобедимости. И каждый, кто причастен к свету, должен эту непобедимость пробудить в себе и идти до конца, утверждая культурные ценности, потому, что в этом – утверждение основ эволюционного созидания и будущего.

24 октября 1945 года в Сан-Франциско был принят Устав ООН. И статья 57 этого Устава предусматривает создание специализированного учреждения в области образования и культуры, т.е. ЮНЕСКО. И вот в 1946 году в ноябре – декабре в Сорбонне под председательством Леона Блюма (Франция) открывается Первая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, на которой в общей атмосфере энтузиазма разворачивается полемика между теми, кто считает, что «деятельность ЮНЕСКО предполагает наличие определенной философской основы, целостной общей доктрины, позволяющей взглянуть на вещи под оригинальным углом зрения» (сторонником такой доктрины станет первый Генеральный директор ЮНЕСКО Джулиан Хаксли), и теми, кто придерживается мнения, что ЮНЕСКО может успешно действовать и не вырабатывая общей доктрины, ввиду локальной практической направленности своих целей. Что имеется в виду? Новая картина мира, в которой через единство общей цели учитывается многообразие интересов разных народов и разных культур? Или прагматическая картина, в которой соглашение между разными странами достигается спонтанно, не на основе единого представления о мире и общей концепции культурного развития, а на тактических компромиссах разных представлений и интересов, которые становятся руководством к действию? К сожалению, уже в 1947 году в Мехико на Второй сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, несмотря на содержательное выступление выдающегося индийского философа, позднее ставшего президентом Индии, Сарвапалли Радхакришнана, побеждает декларируемая главой французской делегации Жаком Маритеном позиция недальновидного практицизма, которая противостоит «эволюционному гуманизму» Хаксли. Хаксли отстаивал позицию целостной картины мира, что сочеталось с представлениями Н.К.Рериха о деятельности Лиги Наций (организации, предшествовавшей созданию ООН) и ведущей роли Культуры. Но в 1948 году Хаксли был смещен с поста Генерального директора.
Таким образом, мы видим, что ЮНЕСКО взялась за великое дело, исходя из эклектических позиций, составляя мозаику путей развития, в которых не учитывался смыслообразующий стержень и тем более – эволюционно-космические законы, движущие человечество.
Увы, вавилонское столпотворение часто становится следствием выбранных стратегий развития многих стран и международных сообществ, если не учитываются эволюционные законы и подлинные ценностные приоритеты.
При этом с благодарностью следует отметить многое в деятельности ЮНЕСКО, что позитивно повлияло на сохранение мировых и национальных культурных ценностей, укрепление сотрудничества между народами в области искусства, науки, образования.
В 1997 году завершилось Всемирное десятилетие развития культуры, объявленное в 1988 г. ЮНЕСКО и поддержанное ООН.
Оценивая целесообразные пути развития человеческой Культуры, бывший Генеральный секретарь ООН г-н Хавьер Перес де Куэльяр столкнулся с необходимостью переосмысления основных ценностей развития, так как предыдущие усилия в этом направлении не дали необходимых результатов. Причиной создавшейся ситуации, по мнению главы самой представительной межправительственной организации мира, было недостаточное понимание государством и обществом «важности человеческого фактора».
Для осмысления принципиальных ценностей культурного развития на 26-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1991 году было принято решение «учредить независимую Всемирную комиссию по культуре и развитию, включающую женщин и мужчин, представляющих все регионы и являющихся видными деятелями в различных дисциплинах, для подготовки Всемирного доклада о культуре и развитии, а также для разработки предложений в отношении как неотложных, так и долгосрочных мероприятий, направленных на удовлетворение культурных потребностей в контексте развития» [7, с. 3].
После ухода с поста Генерального секретаря ООН г-н Перес де Куэльяр лично возглавил созданную комиссию. В ее состав вошли представители разных стран мира, среди которых всемирно известные ученые Клод Леви-Стросс (Франция) и лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин (Бельгия). Россию представлял актер и режиссер, председатель Российского фонда культуры Никита Михалков.
Опубликованный в ноябре 1995 года доклад комиссии содержал принципиальные положения, свидетельствующие о качественном углублении понимания важности Культуры для человеческого развития. Многообразие путей культурного развития требовало поставить «под сомнение систему координат, в которой только система ценностей Запада порождала нормы, имеющие якобы универсальный характер». Пришлось констатировать, что народы, утверждая свое культурное богатство, исходят из ценностей, принципиально не измеряемых долларами, и отстаивают «универсальные ценности глобальной этики». Жизненная важность такого подхода остро возникла в связи с анализом скрытых причин увеличивающихся катастроф, войн, возникновения новых тоталитарных режимов, подрывающих само развитие. Многим авторитетным международным комиссиям и экспертам все яснее становилось, что культурные конфликты и проблемы могут влиять на возникновение социальных катастроф. Другим важным выводом стало то, что сам по себе экономический прогресс не гарантирует достоинство человека, не приносит культурного благополучия и не обеспечивает в необходимой мере устойчивого развития. И наоборот, если удается органично сочетать лучшие традиции самобытных культур с наиболее современными экономическими, научными и технологическими ресурсами, то становится очевидным рост благосостояния. Это ярко продемонстрировали страны Восточной Азии [7, с. 2].
Начав свою работу в 1993 году, члены Всемирной комиссии по культуре и развитию поняли, что перед ними стоит глобальная задача, так как в неустойчивом, несбалансированном и непоследовательном мире Культура оказалась чуть ли не единственным «средством сопротивления энтропии глобальных систем». К Культуре следует обратиться «как к средству защиты и как к убежищу», ибо изобилие и прогресс без границ превратились в еще одну иллюзию [7, с. 3].
Всем членам комиссии стало ясно, что «расширение потенциала людей связано только с этикой и человеческими ценностями, которые формируют модели ежедневного поведения людей» [7, с. 4]. И именно Культура может служить той подвижной осью, с помощью которой можно объяснить различные модели изменений. Межкультурная гармония, основанная на знании и творчестве людей и поддержанная социальными и культурными правами, будет в свою очередь гарантией экономических и политических прав. «Цель, стоящая перед человечеством, заключается в том, чтобы взять на вооружение новый способ мышления, новый образ действий, новый подход к созданию общества, иными словами – новый стиль жизни» [7, с. 6]. Будущее общества напрямую зависит от культурных факторов, так как именно они формируют у людей восприятие будущего и выбор средств для его осуществления. Комиссия также установила, что главной угрозой мировой стабильности являются конфликты внутри стран, а не внешние столкновения. И чтобы эти проблемы снять, надо решить проблемы в области прав человека. Понимание многообразия культурных различий требует от государственных и общественных лидеров большего воображения, знания, творчества, готовности ставить смелые вопросы, искать новые концепции, обладая при этом расширенным кругозором и открытым сердцем.
Из принципиальных итоговых выводов комиссии можно выделить следующее:
1) «Развитие, лишенное своего человеческого и культурного содержания, становится бессмысленным. Экономическое развитие, когда оно находится в своем полном расцвете, становится частью человеческой культуры».
2) В Культуре заложен источник нашего прогресса и творческого развития. «Правительства не могут определять культуру народа; в действительности именно она частично определяет их. Они, однако, могут влиять на нее лучшим или худшим образом и в силу этого влиять на ход развития. Уважение всех культур, которые проявляют терпимость к другим и поддерживают глобальную этику, должно стать основным принципом. Уважение стоит выше терпимости. Оно предполагает позитивное отношение к другим людям и чувство радости в связи с иным образом жизни, их творческим разнообразием».
3) «Культурная свобода, в отличие от индивидуальной свободы, является коллективной свободой. Она относится к праву группы людей вести свой образ жизни».
4) «Развитие – это явление, характеризующееся значительными последствиями для отдельных людей и для общества как в интеллектуальном, так и в нравственном плане. Любое понимание вопросов, связанных с развитием и модернизацией, должно в своей основе определяться двумя аспектами – культурными ценностями и социальными науками».
5) «Экономическое развитие, которое сочетается с загнивающей, влачащей жалкое существование, гнетущей и жестокой культурой, обречено на провал».
6) «В разнообразии культуры заложено единство, которое определяется в глобальной этике. Она устанавливает те минимальные нормы, которых должно придерживаться любое общество».
7) «Универсализм является фундаментальным принципом глобальной этики». «…Реальной основой для глобальной этики является общая для всех мораль».
8) «Цель должна заключаться в том, чтобы создать общество, в котором свобода не является вседозволенностью, власть не носит авторитарный характер, а обязательства не сопряжены с тягостными ограничениями».
9) «Никакая культура не сможет выжить, если женщины не будут составлять неотъемлемую, равноправную часть такой культуры».
10) «Культурные права заслуживают такой же защиты, как и права человека. Таким образом, международному сообществу необходимо обеспечить соответствующую защиту культурных прав».
11) «Главный вопрос, касающийся процесса развития, заключается в следующем: какая политика способствует устойчивому человеческому развитию, которое приведет к расцвету различных культур?» [7].
Исходя из сделанных выводов, комиссия выработала предложения для государств, правительств, общественных организаций, научных сообществ, действующих в области государственного права, планирующих организацию разных сфер жизнедеятельности общества, создающих стратегические и тактические модели развития общества. При этом важным условием является обеспечение справедливых форм и методов преобразования при максимально бережном отношении к самобытному многообразию национальных культур. В докладе комиссии подробно рассматриваются средства, которые обеспечили бы возможности для настоящего и будущих поколений, в том числе «расширять знания людей, познавать мир во всем его величественном разнообразии и давать возможность всем вести благопристойную жизнь, не теряя при этом своей самобытности и чувства принадлежности к общине, не совершая предательства в отношении своего наследия» [7, с. 13]. Дав необходимые рекомендации по широкому просветительству с целью ознакомления международной общественности с принятыми решениями, комиссия констатирует, что если вести речь о долгосрочной перспективе, то и «в зависимости от того, в какой степени мы сможем обеспечить сбалансированность информации и знаний с мудростью, прав и обязанностей, целей и средств, можно сказать, что нас ожидает не что иное, как новый ренессанс – новое, творческое видение лучшего мира» [7, с. 14].
Таким образом, на закате XX века авторитетная Всемирная комиссия, подытоживая коллективный опыт человеческого развития, пришла к выводам, очень созвучным тем, которые в начале века были высказаны в России мыслителями-космистами. Наиболее обоснованным был эволюционный путь развития, предлагавшийся Н.К.Рерихом.
В который раз история преподает нам урок, напоминая, что процветание будет сопутствовать тому народу, правители которого, формируя стратегию развития общества, руководствуются духовными учениями и советами великих людей [8, с. 6–11].
В основе рериховской концепции Культуры, в документах по выработке Пакта Рериха и в символике Знамени Мира были заложены принципы, необходимые для построения гармонично развивающегося сообщества, которое будет создавать новую цивилизацию на основе Культуры.
В учении Живой Этики и в эволюционной концепции Культуры Рериха есть чрезвычайно важный момент, который следует отметить: внешняя материя, материя проявленных миров, как бы вспоминает свое духовное происхождение, свою духовную родину и тем самым помогает воплощению уже наметившихся новых построений будущей Сатья-Юги – Эпохи Света и духовного преображения человечества. Но для того, чтобы эта материя победила саму себя, вспомнив свою духовную родину, свои духовные истоки, нужно, как говорил один из великих Учителей, материальные условия претворить в духовные.
Материальные условия претворяет в духовные именно Культура. Энергия Культуры посредством творческой мысли и ее второго полюса – любви (ибо каждая энергия, каждое наше действие имеет обязательно два полюса – мужской и женский) преобразует слои ноосферы – этого своеобразного океана живого сознательного вещества, пахтанием которого добывается амрита бессмертных духовных сокровищ.
Не случайно Великие Учителя говорили и о женском движении, ибо женщине дано поднять Знамя Красоты, женщине дано овладение творческими энергиями, позволяющими работать в психическом пространстве в большей степени, чем мужчине, который работает в физическом, т.е. проявленном пространстве. Женщине даны не только возможности продолжения рода, но самое главное – она может создавать условия для роста сознания будущего поколения, для рождения новых миров. И не только рождающийся ребенок своим приходом приносит новый мир. Из глубин сердца взращивая осознание мощи единения и сотрудничества, полноправная женщина помогает строить и открывать новые миры совокупного человечества. Поэтому женщина, утверждала Елена Ивановна Рерих, несет бóльшую ответственность за будущее, нежели мужчина.
«Потому так необходимо утверждать в духе начало женское. Ибо знамя великого равновесия мира дано поднять женщине. Так настало время, когда женщина должна завоевать право, от нее отнятое и которое она отдала добровольно. Сколько мощных рекордов наполняют пространство достижениями женского начала! Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина огненно возвышает мужчину. Потому и вырождение, ибо без истинного рыцарства дух не может подняться» [9, 241].
В 1931 году в Обращении к Международной конференции Знамени Мира в Брюгге Н.К.Рерих, обосновывая важность создания Всемирной Лиги Культуры, писал: «Эта Лига укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция свершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать» [11, с. 72].
Именно Всемирной Лиге Культуры в широком сотрудничестве с многими организациями было предназначено проводить в жизнь идеи Пакта Рериха и Знамени Мира. Поэтому, давая рекомендации по ее структуре, Е.И.Рерих в перечислении отделов, которые могут войти в Лигу Культуры, первым назвала отдел мира; вторым – духовного совершенствования, вмещающего в себя религии и философию; третьим – науки; четвертым – искусства; пятым – материнства и воспитания; шестым – ремесел и труда; седьмым – кооперации и промышленности; восьмым – охраны безопасности; девятым – землеустройства и строительства; десятым – здравия и охранения [10, с. 142]. Таким образом, в деятельности созданной Н.К.Рерихом организации практически предусматривалось миротворчество, научные исследования и забота о материнстве и воспитании.
Для продолжения дела сохранения культурных ценностей в 1996 году по инициативе Международного Центра Рерихов и при участии многих культурных и научных организаций и таких выдающихся деятелей культуры, как Д.С.Лихачев и М.К.Аникушин, а также нобелевских лауреатов Ильи Пригожина (Бельгия) и М.С.Горбачева была создана Международная Лига защиты Культуры. Ее первым почетным Президентом стал академик РАН Б.В.Раушенбах. В своей деятельности Лига отстаивает эволюционную значимость разных составляющих культурного достояния (искусство, наука, религия, образование) во всех многообразных формах, стремится охранить его от разрушений и невежественных посягательств, объединяя для этого множество авторитетных организаций и выдающихся людей.
Конечно же, для понимания предназначения Культуры чрезвычайно важен третий краеугольный камень даров эволюции – это исследование психической энергии. Многое для этого было заложено и осуществлено Рерихами в деятельности Института Гималайских исследований «Урусвати». В новой научной картине мира, оформление которой в наше время началось учеными-космистами и особенно В.И.Вернадским, требуется проработка нового методологического подхода к созданию одухотворенной науки, без которого мы не сможем выстроить сущностный стержень и фокус научных исследований и определить значимый комплекс многофакторных условий их проведения.
Поэтому учение Живой Этики, концепция Культуры Рерихов является не столько концепцией культурного преображения внешней жизни, сколько этической концепцией внутреннего строительства и цементирования энергетического пространства по законам гармонии и красоты. Изучение этого будет происходить на основе исследований и целесообразного использования открываемых новых свойств психической энергии. Осознанная людьми психическая энергия поможет утвердить доброжелательное сотрудничество.
Мысли Рерихов о Культуре обращают человека к значимости совершенствования внутреннего мира, придают смыслообразующее начало космической эволюции целостной системы духоматерии.
«Когда психическая энергия займет подобающее положение; когда женщина войдет, как охранительница культуры; когда кооперация сделается основанием созидания, – вся жизнь преобразится. Знание и творчество займут явленное положение. <…> Сотрудничество откроет легкие пути к совершенствованию» [1, 424].
В символе Знамени Мира содержится мощная духовная основа, явленная в синтезе высших качеств сознания. Эта духовная основа воплощается сейчас на Землю через просветительство и культурное творчество. Сам факт того, что создаются общественные культурные организации, что возрождается внутреннее стремление к сохранению памятников культуры и объектов культурного наследия, что есть неравнодушные люди, которые свои силы, свое время готовы положить на это святое дело, говорит о том, что человечество не безнадежно. Пусть таких людей немного, – не количеством, а качеством и изысканным меньшинством строится подлинная Культура.
Сейчас уникальное время, когда наша творческая мысль, созвуча с пространством, получает из него отклик, и в сотворчестве и культурной преемственности рождаются новые возможности для культурного строительства. Нужно быть признательным великим творцам и подвижникам, насыщавшим веками пространство светоносными энергиями. Небывалые космические возможности эволюции в наше время открываются перед человечеством. Для реализации этих возможностей как спасение, как маяк в бурю дана человечеству Культура. Великие люди, носители и творцы Культуры, приходят в ответственные периоды перелома человеческих путей и, жертвуя собой во спасение высших ценностей, несут человечеству путеводный свет. Такими людьми были Рерихи.
«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее» [5, 331].
Сужденные человечеству эволюционные дары – познание психической энергии, миротворчество и пробуждение женщинами своих духовных творческих сил – помогают ткать священную ткань Культуры, Знамя которой дано поднять женщине. Вдохновенным примером служит самоотверженный путь Е.И.Рерих, которая в сиянии подвига и Красоты открыла человечеству врата к дальним мирам.
Восприятие Красоты и умение творить Прекрасное были для Н.К.Рериха высшим даром. Однако проникновение в мир надземный, постижение его законов требуют знаний, опыта и усилий. Накануне подписания в Вашингтоне Пакта Рериха Николай Константинович, находясь в далекой Азии, писал: «Культура Небесных даров в земных условиях представляет собою трудную науку. Именно трудную, ибо это познание рождается в трудах. Именно науку, ибо многие опыты, многие испытания должны произойти, прежде чем цветок Небесного дара расцветет без повреждений во всем своем сужденном великолепии» [4, с. 344]. Сотрудничество с Иерархией Света позволило всей семье Рерихов получать цветы Небесных даров и щедро делиться ими с человечеством.

Литература

1. Учение Живой Этики. Аум.
2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2 кн. Кн. 2: Научная мысль как планетное явление. М., 1977.
3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / Философские мысли натуралиста. М., 1988.
4. Рерих Николай. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1999.
5. Учение Живой Этики. Иерархия.
6. Грани Агни Йоги. 1969 г. Кн. 10. Новосибирск: Алгим, 1996.
7. Наше творческое разнообразие / Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию (краткий вариант). Сост. под рук. г-на Хавьера Переса де Куэльяра (Перу). ЮНЕСКО, 1995 (Our Creative Diversity. Report of the World Commission on Culture and Development. Javier Perez de Cuellar. World Commission on Culture and Development, President Javier Perez de Cuellar (Peru), UNESCO PUBLISHING, 1995, 1996. 309 p.).
8. Материал о деятельности Всемирной комиссии по культуре и развитию цит. по: Фурсей Г.Н., Рюмцев Е.И., Чирятьев М.Н. при участии Д.С.Лихачева. Наука и образование в общем контексте культуры как определяющий фактор устойчивого развития России. СПб., 1998.
9. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. III.
10. Письма Елены Рерих. В 2 т. Т. 1. Минск, 1992.
11. Знамя Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.