В наше сложное, переполненное конфликтами и экологическими проблемами время тема поиска равновесия мира очень актуальна. Поискам решения этого вопроса посвящены многочисленные национальные и международные форумы по проблемам устойчивого развития жизни на планете, которые регулярно проводятся начиная с девяностых годов ХХ века. На них обсуждаются различные концепции устойчивого развития, принимаются разумные решения и замечательные резолюции. Но, к сожалению, они не становятся той жизненной силой, которая приведет мир к действительному равновесию. Дело в том, что, как правило, эти концепции и основанные на них решения носят социально-политический, экономический и экологический характер. Здесь особенно ярко проявляется глобальный кризис духовности человечества, характерный для нашего времени. В этих концепциях и резолюциях отсутствует самый важный элемент – они не опираются на духовные категории красоты и истинной, слагающейся веками, культуры. Отвергая, не видя или не понимая того, что является стержнем, основным устоем эволюции, люди сами себя загоняют в тупик. Тревожный симптом современной действительности, когда достижения технической цивилизации, широко поставленная индустрия развлечений и шоу-бизнес вырывают человека из пространства подлинной культуры, отрывают его от культурных корней, лишают духовной пищи, проявляет себя на всех уровнях.
Как бы предвидя эту ситуацию, в начале ХХ века Н.К.Рерих пророчески писал: «
Признаки прогресса обязывают думать о культуре, ибо без этого мы опять будем попадать в хаос неразрешимых механических проблем» [1, с. 62]. Накануне подписания Пакта Рериха, в период между двумя мировыми войнами, когда небывалый экономический кризис вверг народы в пучину ужаса перед будущим, он говорил: «
Когда гремит SOS духа человеческого, тогда время думать и о спасательном круге, который вынесет опять ко временам Великолепного Расцвета» [1, с. 86]. Е.И.Рерих, о великом вкладе которой в дело защиты культуры и подписания Пакта замечательно сказано в докладе Т.О.Книжник, называла движение Культуры последним прибежищем, порогом Нового мира, мира, в котором будет царить гармония, дающая истинное равновесие.
В своем устремлении к спасению культурного потенциала планеты, а тем самым и самого человечества, Рерихи обращались прежде всего к деятелям культуры всех стран, как к той силе, которая способна обеспечить культурную преемственность во времена упадка духа. Они знали, что история полна примеров гибели и расцвета цивилизаций. Цивилизации могли погибнуть, но культура не исчезала бесследно. А там, где сохранялась культура, возрождались и цивилизации. Одним из таких примеров может служить культурное наследие античности, которое пережило мрачные Средние века и дало импульс эпохе Возрождения. Как показывает современный исследователь Виктория Ивановна Уколова, немалую роль в обеспечении такой культурной преемственности сыграли выдающиеся деятели раннего Средневековья, среди которых были философ-неоплатоник, теоретик и практик образования, автор «Утешения философией» Северин Боэций, блестящий писатель и историк Флавий Кассиодор, просветитель и ученый, создатель средневекового энциклопедизма Исидор Севильский и другие мыслители [2]. Своими трудами они сумели пронести сквозь темные века свет красоты и одухотворенных искусств, интеллектуальный потенциал и идеалы античности. Ссылки на эти труды и развитие идей их авторов мы находим у деятелей Возрождения, в частности у Николая Кузанского, который рассматривал науки, искусства, красоту природную и рукотворную как проявления духовности мира и человека, основным смыслом жизни которого, по его мнению, является реализация Высшей воли на Земле.
В своем докладе Л.В.Шапошникова говорила о культурных героях, Учителях и создателях духовных учений, приносивших человечеству эту Высшую волю – высокое космическое знание. История культуры показывает, что во все времена и у каждого народа были культурные деятели, обладавшие широким мировоззренческим потенциалом и большой духовной силой, способные обеспечить культурную преемственность и быть проводниками этого знания. Благодаря особой сердечной чуткости и высокому уровню сознания они умели увидеть, понять и выразить великое значение красоты, искусства, культуры, как категорий духа, для эволюционного развития человека. Именно о них Н.К.Рерих говорил: «
…расширение и утончение мышления дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны. Он понимает священную ответственность и сознает прекрасную необходимость неустанного строительства» [1, с. 63]. Трудами, творчеством и самоотверженной деятельностью на благо своего народа и всего человечества такие строители культуры поднимают духовный потенциал нации, возвышают и вдохновляют людей, наращивают культурное пространство планеты. Без них не было бы продвижения, не зарождалось бы творчество, не развивались бы искусство и ремесла. Они являются творцами, носителями и хранителями культуры. В Украине такими культурными деятелями были Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка, Памфил Юркевич. Они были не только творцами – создателями прекрасных литературных и художественных произведений, но и глубочайшими мыслителями, просветителями и будителями народного духа. Их взгляд на мир и философская основа творчества были воистину космическими, а песнь Красоте – огненной. Всех их объединяла идея кордоцентризма – они утверждали сердце как духовный центр человека.
«
Приходит время, – писала Е.И.Рерих, –
когда народы должны осознать, что люди, обладающие мощью синтеза, мощью психической энергии, составляют неоценимое сокровище государства. Именно все благоденствие народов зависит от этих столбов и держателей равновесия мира!» [3, с. 32]. ХХ век был особенно богат такими «держателями равновесия мира» – носителями культурной преемственности. Характерной особенностью начала века было то, что очень многих художников, поэтов, писателей волновали не только собственные творческие поиски, но и поиски общего смысла творчества, цели искусства. Утверждалась идея о непреходящем характере истинной культуры, вечной силе красоты. Деятели культуры поднимали свой голос в защиту культурного наследия человечества. Правда, глубина понимания ими феномена культуры была разной. Здесь проявлялись итоги двух противостоящих друг другу революций – Духовной и социальной, и двух различных типов мышления – нарождающегося космического и старого социального. У тех, кто не мог освободиться от пут социального мышления, отношение к проблемам культуры в итоге ограничивалось социально-идеологическим подходом. Например, у высокообразованного и интеллигентного наркома А.В.Луначарского, который со временем стал последовательным проводником концепции «пролетарской культуры», декларируемой вождями революции социальной [4]. Или германского писателя-гуманиста и антифашиста Генриха Манна, всем сердцем чувствовавшего духовность, присутствующую в революционных событиях, происходящих в России, но не сумевшего выйти за рамки социального понимания.
В то же время мыслившие более широко представители революции Духовной – русские философы-космисты Серебряного века, такие, как В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, вскрывали глубинные духовные основы культуры, красоты, искусства, творческого процесса и писали о великом значении продукта одухотворенного творчества для воспитания и формирования человека. Такой же подход был и ученых-космистов. К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский также развивали идеи о великом значении и влиянии творческой мысли на эволюцию человечества, отмечая при этом особую роль культуры и искусства. «
Мысль должна править человечеством, мысль должна почитаться, от мысли спасение, небо и победа истины», – говорил Циолковский [5, с. 276].
Появившееся в начале ХХ века учение Живой Этики и основанное на его идеях творческое наследие Рерихов дали глубокое эволюционно-энергетическое обоснование феномена красоты и культуры и их вклада в развитие и совершенствование человека. В философском, научном, литературном и эпистолярном наследии Рерихов мысли о значении красоты и культуры, о необходимости действенной охраны культурного достояния человечества звучат постоянным набатом. Рерихи жили в эпоху социальных потрясений и войн, сметавших с лица Земли без разбора вместе с военными и гражданскими объектами и древнейшие памятники культуры. Зная великую эволюционную ценность культурных сокровищ, Рерихи понимали неотложность организации их защиты от разрушений. «
Потому мысль об охранении основ высшей Цивилизации, высшей Культуры именно сейчас встает так необычайно повелительно, – писал Н.К.Рерих в обращении ко Второй Конференции Пакта Рериха. –
Все чуткие умы мира понимают серьезность настоящего положения. Только что выдающиеся умы заметили о необходимости построения нового Ноева ковчега ввиду несомненных опасностей, окружающих человечество. Об этих опасностях замечали все культурные водители» [1, с. 85]. История его собственной деятельности в защиту культуры насчитывала к этому времени почти четыре десятка лет.
Как формировалась философская и идейная основа этой деятельности, какие практические шаги Н.К.Рерих предпринимал на протяжении этих лет, можно проследить по его студенческим дневникам, ранним статьям [6], по литературно-философским очеркам, эссе, обращениям к культурным, общественным и политическим деятелям и организациям, по записям в дневнике, который он вел до своего ухода, и многочисленной переписке. На основе всего этого можно смело сказать, что культура никогда не имела такого беззаветно преданного и самоотверженного защитника. Н.К.Рериха можно назвать глубоким философом-теоретиком в вопросах искусства и культуры. Его концепция культуры, базирующаяся на духовно-энергетических положениях Живой Этики, дает новое, ориентированное в будущее, понимание явления культуры как основного элемента и необходимого условия эволюции человечества. Одного этого было бы достаточно для того, чтобы вписать имя Николая Константиновича Рериха в анналы мировой истории культуры. Но он был и великим практиком, «практичным идеалистом», как он сам себя называл. Как никто другой он умел реализовывать в жизни самые высокие идеи. Такой практической реализацией его идей стал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанный 15 апреля 1935 года в Вашингтоне и известный как Пакт Рериха. В качестве знака для охраны культурного достояния человечества Николаем Константиновичем как художником было создано Знамя Мира, в котором закреплен символ троичности, предложенный Учителями Рерихов и Авторами Живой Этики. Н.К.Рерих так и называл Знамя Мира: «
Страж Культурных Сокровищ» [1, с. 104]. А еще: «
Символ здоровья духа человеческого» [1, с. 91], подразумевая более широкое воспитательное и образовательное значение Знамени Мира.
Идея Пакта Рериха и Знамени Мира объединила в 30-е годы ХХ столетия беспрецедентное количество культурных, общественных и государственных деятелей всего мира. Среди тех, кто активно поддержал идею защиты культуры, были короли Югославии и Бельгии, президенты США и Чехословакии, дипломаты и военные всех рангов, ученые и религиозные деятели, юристы и политики, художники, писатели и поэты, музейщики, библиотекари и работники архивов, а также представители других специальностей из многих стран мира – США, Латинской Америки, Франции, Бельгии, Югославии, Индии, Японии, Китая, Египта, Австралии. Были среди них представители Лиги Наций и Международного трибунала в Гааге. Недавно выпущенный Международным Центром Рерихов сборник «Знамя Мира» [7] дает возможность воочию убедиться в этом и услышать сквозь время полные понимания и энтузиазма слова поддержки. Перечисляя друзей Пакта, друзей Культуры, «
доброжелателей, которые всей жизнью своей лишь подтверждали благородное охранение всего великого и доброго» [1, с. 98], Н.К.Рерих отмечал близость их душевных качеств – красоту духа, благородное расширенное сознание, большой ум и чуткое сердце, созидательность, бескорыстное служение, присутствие в их жизни и творчестве красоты и знания, одинаковую бережность как к древности, так и к современности. Он называл их «культурными водителями» своих народов и призывал к объединению сил в деле охранения и укрепления всех культурных достижений человечества. «
…Каждый сад нуждается в обработке, а живое дело требует и жизни. Потому-то всем друзьям Культуры нужно действенно сообщаться, не нужно надеяться на то, что где-то что-то само собою сделается. Нужно прилагать все усилия к тому, чтобы это делалось неотложно, а для этого друзья истинной Культуры должны знакомиться друг с другом. Должны объединяться в кружки малые и большие, но одинаково светло горящие» [1, с. 127].
Считая, что культура есть выражение всего народа, Рерихи возлагали свои надежды в деле защиты культуры не на государственные учреждения и не только на сам Пакт Рериха как международный юридический документ, а именно на культурных деятелей и мировую общественность, призванную реализовать идеи Пакта и Знамени Мира. Уже после подписания Пакта Николай Константинович отметил: «
Чем дальше, тем больше должно требоваться в деле охраны Культурных сокровищ общественное и частное начало» [1, с. 127]. Он мечтал об объединении «
тысяч лучших представителей Мира, <…>
полное ожерелье ценнейших жемчужин» [1, с. 86] в Лигу Культуры и был уверен, что их кооперативная деятельность приведет мир к истинному равновесию и спасению. В своей классификации творческих людей К.Э.Циолковский говорил о тех универсальных гениях, которые «
более других редки и драгоценны» и в руки которых необходимо отдать судьбу мира. Это и есть те «
люди, обладающие мощью синтеза, мощью психической энергии», которых Елена Ивановна называла «
держателями равновесия мира», а Николай Константинович именовал «
друзьями истинной Культуры».
Жизненный путь и творчество Николая Константиновича, Елены Ивановны, их сыновей Юрия и Святослава убедительно свидетельствуют, что сами Рерихи – все четверо – принадлежат к блистательной плеяде «держателей равновесия мира». Все свои мысли и устремления они положили на алтарь Культуры. Жизнь и творческий труд каждого из них можно назвать беспрерывным подвигом во имя Красоты и Знания, примером беззаветного служения человечеству. А их наследие – философские и научные труды, художественные и литературные произведения, обширнейшая переписка содержат огромный культурный потенциал, ориентированный в будущее. Дело лишь за культурной преемственностью.
Отрадно отметить, что и в наше трудное время, когда SOS духа человеческого, SOS Культуры, заглушается вакханалией антидуховности, есть силы, способные достойно нести Знамя Культуры. Прежде всего это тот культурный Центр и Музей имени Н.К.Рериха, в котором мы находимся. Сохраняя и продолжая духовную и культурную преемственность от самих Рерихов, общественный Центр-Музей, направляемый твердой рукой, волей и энергией заслуженного деятеля искусств РФ, ученого и философа Л.В.Шапошниковой, на протяжении 16 лет своего существования ведет неустанный бой за Культуру. И при этом не только сберегает и защищает доверенное культурное сокровище – наследие Рерихов, но и созидает новое, наращивая культурный потенциал человечества, привлекая этим многих друзей культуры. Таких, к примеру, как академик Д.С.Лихачев. Это имя вспомнилось именно сегодня потому, что сказанные им 10 лет назад слова как нельзя более актуальны сейчас. В своем приветствии конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха, подчеркивая главенствующую роль независимой культуры, Дмитрий Сергеевич писал: «
Мы должны сохранить культуру от вмешательства некомпетентных лиц, от разбойных нападений на культуру, от государственных невежественных чиновников и сделать культуру целью, ради которой человечество живет» [8, с. 10].
Накануне подписания Пакта Рериха Николай Константинович писал: «
Помню, один из очень темных людей однажды сказал мне: “Да Вы обуяны этой идеей охранения Культурных ценностей”. Пусть так и будет. Во имя культуры, во имя священного, прекрасного, научного нужно быть не только обуянным, но и неотвратимо прилежным. Ведь в этом понятии будет заключаться и оздоровление духа народов» [1, с. 126]. Быть обуянным и неотвратимо прилежным в деле защиты культуры, беззаветно служить ей, сходиться в самой широкой кооперации – это завет Н.К.Рериха всем, кому не безразлична судьба человечества и планеты.
И напоследок хотелось бы подчеркнуть, что не только сама культура нуждается в защите, но и ее носители – «держатели равновесия мира». Об этом писали Рерихи, эти же идеи мы находим и в размышлениях ученых-космистов – К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. К.Э.Циолковский много писал о роли мыслителей-гениев в эволюции («
движении к небу») человечества, призывал оказывать им помощь и содействие, защищать «
наших спасителей и благодетелей». Циолковский считал, что вред, приносимый человечеству неприятием идей гениев или преследованием их самих, «
так непомерно громаден, что преступления самых жестоких убийц и грабителей совершенно ничтожны по сравнению с ним» [5, с. 93]. А В.И.Вернадский говорил о безумности растраты самого дорогого достояния народа – его талантов.
Рерихи являются такими спасителями и благодетелями человечества. Они внесли неоценимый вклад в культурную сокровищницу планеты, в дело защиты культуры и ее носителей, поэтому сберечь и защитить их идеи и творческое наследие – дело чести культурных деятелей современности. «
Осознание Красоты спасет мир», говорил Н.К.Рерих. Он знал, что для этого весь мир, все человечество должно проникнуться пониманием энергетической сущности Красоты и ее эволюционного предназначения. Идеи Пакта Рериха и Знамени Мира, все творческое наследие Рерихов служат этой цели. Красота спасет мир, если мир – все человечество, и каждый человек персонально, защитит и спасет Красоту, Культуру и ее носителей.
Литература и примечания
1. Знамя Мира. М.: МЦР; фирма «Бисан-Оазис», 1995.
2. См.: Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. М.: Наука, 1989.
3. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.
4. Детальный анализ сложного и неоднозначного отношения В.И.Ленина к вопросам культуры см.: Шапошникова Л.В. Град Светлый. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1998.
5. Циолковский К.Э. Гений среди людей. М.: Мысль, 2002.
6. Рерих Н.К. О старине моления. Листы. Сказки. М.: МЦР, 1999.
7. Знамя Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.
8. Защитим культуру // Материалы Международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха (1995). М.: МЦР, 1996.