Знамя Мира

ШАШИБАЛА,
доктор философии,
профессор Международной академии индийской культуры,
Дели, Индия

Представление Знамени Мира и Пакта по защите культурных, духовных, художественных, исторических и научных памятников во время разрушительных войн является исторически значимым благодеянием для прошлых, настоящих и будущих поколений. Выдающаяся идея мира во всем мире, инициатором которой выступил профессор Николай Рерих, восходит к временам индоевропейцев, когда великие славянские племена пользовались ­общим языком. Веды призывают к миру на небе и миру в воздухе, миру на земле и миру в струящихся водах, миру в жизни трав и растений – к миру ради прошлого, настоящего и будущего. Мир – ­величайшая цель, к которой должен стремиться человек, исполняя свое естественное предназначение.
Мир внутренний и мир внешний – это конечная, основная цель, императив человечества на пути всеобъемлющего развития. Мир – это цель, к которой стремились все, потому что без него тускнела надежда на восхождение; это совершенствование радости, подразумевающее не просто отрицание, т.е. отсутствие тревожащих страстей и желаний, но главным образом правильную их направленность. Мир – это не только отсутствие войны и волнений, мир может означать и благополучие, и выполнение задач религиозной и общественной жизни. Древнееврейское понятие shalom (мир) означает также и благополучие, материальное и духовное одновременно. Мир как социальная концепция очевиден, так как создает гармоничные отношения в семье, обществе и между народами. В религиозной жизни мир, с одной стороны, ­понимается как душевный покой, а с другой – как социальное и политическое примирение и установление справедливого ­порядка. Примером положительных усилий для сохранения мира на социальном уровне являются слова и действия известного индий­ского правителя императора Ашоки, который отказался от войн во имя благополучия народа.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы политические обстоятельства угрожали культурному наследию, поэтому вопрос о природе войны заботил профессора Николая Рериха, стремившегося уберечь человечество от гибели. Испанский теолог иезуит Франсиско Суарес [1] полагал, что для возникновения войны должна быть справедливая причина. Подобного взгляда придерживался Гуго де Грот [2], который доказывал, что войну можно вести только в рамках закона и имея честные намерения. Эта концепция, объявляющая справедливыми только войны, которые ведутся во имя международных интересов (например, борьба за мир во всем мире), до сих пор лежит в основе деятельности таких международных организаций XX столетия, как Лига Наций и пришедшая ей на смену Организация Объединенных Наций.
Но профессор Николай Рерих придерживался мнения, что «человек рожден не для разрушения, а для любви, дружбы и служения ближнему», как писал в 1510 году в трактате «Anti-polemus, or the Plea of Reason, Religion and Humanity Against War» великий гуманист Эразм Роттердамский [3].

Рерихи решительно выступали за сохранение мира во всем мире. Профессор Николай Рерих был великим пророком и проповедником, выдающимся гуру. Будучи патриотом, свою первую исследовательскую работу он посвятил археологии, поиску истоков России. Его перу принадлежат стихотворения, книги по истории и археологии.
Будучи выдающейся личностью, вобравшей в себя величайшие идеи и высочайшие устремления человечества, Николай Рерих прикладывал огромные усилия к достижению мира во всем мире. Он обратил свои поиски к непокоренным высотам Гималаев, символизирующим более великое и глубокое значение духовной жизни, чистоту помыслов и устремление к совершенству. Будучи гуманистом, профессор Рерих задумывался о судьбе всего человечества, всегда стремясь подняться выше того, что доступно человеку. Благодаря жизни и работам Николая Рериха люди получили блестящие идеи и философию высочайшего уровня, поскольку пробудившийся и осознавший себя разум стремится видеть человечество на пути поиска гармонии и мира.

Знамя Мира – это дар человечеству. На портрете, написанном Святославом Рерихом, Николай Рерих изображен со старинной резной шкатулкой в руках, символом его дара людям. На другом портрете восточные одежды раскрывают его как человека, стремящегося к духовности.
Творения великих мастеров переживают их самих; то же произошло и со Знаменем Мира, которое защитило культурное наследие, хранимое в святых местах, подобных монастырям Киото и Нары – этим плодам неустанного тяжелого тысячелетнего труда, многолетней преданности и самоотверженности. Рерихи были тесно связаны с Пактом Мира, действовавшим в историческом контексте, который объединял несколько взаимно пересекающихся традиций. Идея, заключавшаяся в Знамени Мира, бесконечно глубока и выражает самую суть размышлений Николая Рериха, направленных на благо народов. Это символизируют три драгоценных камня, обведенных кругом. Эти Три Драгоценности [4] – буддийский символ божественной триады, в котором находит прибежище каждый буддист, ежедневно произносящий: «Я принимаю прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе». Будда – проповедник нового пути, руководящий дух новой идеологии; Дхарма – учение Будды, новая философия; Сангха, которая первоначально означала предписание Будды монахам, обычно интерпретируется как монашеская община. Сангха означает стать единым с другими; стать единым – значит достичь гармонии, а это означает силу. В подобной интерпретации понятия «Знамя Мира» профессор Рерих – руководящий дух, его идеи – дающая защиту Дхарма, а Сангха – это те, кто присоединяется к нему в его великом устремлении.
Профессор Николай Рерих предложил Знамя Мира в качестве символа, воплощающего его мечту о защите исторических памятников. Три круга на Знамени подобны этим трем драгоценным камням – высшей степени проявления чинтамани, в буддизме – исполняющего любые желания драгоценного камня. Чинтамани символизирует добродетель и могущество Будды и священных ­писаний; Будды, раскрывшего тайну бессмертия (разрушение мира его не затрагивает).

Профессора Николая Рериха огорчали разрушающие и разъединяющие силы, из-за которых постепенно исчезали религиозные связи, объединяющие народы. Его взгляд мрачнел из-за принявшей угрожающие размеры утраты языковых и информационных связей и наполнялся болью, причиняемой разрушениями, разногласиями и разобщением. Он описал город Ургу и его мона­стыри и памятники такими, какими он их увидел. Во время своего пребывания в Монголии (с сентября 1926-го по апрель 1927 года) он был свидетелем политически сложной ситуации, когда сущест­вовала угроза уничтожения культуры, изоляции страны. Он уст­ремлялся к новой эре, эре Шамбалы, хотя видел, что исчезают символические и сокровенные предметы поклонения и монахи становятся солдатами. Его опыт, полученный во время ­Центрально-Азиатской экспедиции, и серьезное изучение ламаистского буддизма, оставившего глубокий след в его сознании, усилили его стремление к миру. <…>

Генри Уоллес, министр сельского хозяйства США (1933–1940), вдохновился идеей Николая Рериха, выступавшего за создание Пакта Мира. Он с энтузиазмом воспринял планы Рериха по защите и охране во время войны культурных сокровищ и памятников.

Рерих говорил, что истинные учения предполагают активные действия и напряженный труд, а не пассивность и замкнутость и пагубное смирение. Святые обители хранят истинный внутренний дух народа; приходящих сюда из пустынь и с гор людей влечет скрытый источник силы. Рерих утверждал, что буддийские учения фактически стали предвестником современной науки, что они были в высшей степени современны, что, безусловно, они приемлемы, в них нет суеверия и отсутствует нелогичность и антинаучность. Буддизм заключает в себе физические и духовные ценно­сти, отказываясь от которых мы подвергаем себя риску. Духовные учения – это то, чему должны следовать все и всюду, они воплощают универсальные истины, и не может быть разносторонним человек, не изучающий и не воплощающий их в жизнь.
Рерихи считали ламаизм [5] комплексной и многогранной культурой, сберегающей обычаи общества, эстетику, дающей удовлетворение и разнообразие и облегчающей повседневное трудное существование. Они находили в современной науке большое количество элементов традиционного буддизма: «…основ­ные стороны буддийского философского учения <…> обнаруживают замечательную близость как раз к самым последним, самым ­новейшим достижениям в области нашего научного миросозерцания» [6, с. 140].
В Синьцзяне Николай Рерих отмечал, что «места, подобные Хотану, изжили свои старые соки и могут обновиться лишь ­коренным потрясением. <…> Запылилась жизнь, запылились ­мозги. Нужна иск­ра сильной молнии» [7, с. 166]. Поскольку Николай Рерих искал Шамбалу, в 1926 году он подарил монголам картину и записал: «Когда изображение Ригден-Джапо достигнет Урги, тогда вспыхнет первый свет нового века – истины» [7, с. 143].

Человечество многим обязано сейчас и останется обязанным в будущем профессору Николаю Рериху за то, что он впервые выдвинул идею, ставшую поворотным моментом в истории культуры, сохранившую памятники от разрушений, вызванных атомной войной и вандализмом, которые могут оставить от центров духовности лишь пепел и груды камней или навсегда засыпать их песком. Его так долго вынашиваемое желание исполнилось во время Второй мировой войны, когда были спасены японские монастыри в Наре и Киото. Духовные обители вынашивают идею Шамбалы, земли обетованной, грядущего Царствия Небесного, где будет править совершенство и восторжествует добродетель. Это – истинная сила, которая есть установление мира.

Литература и примечания

1. Суарес Франсиско (1548–1617), испанский теолог и философ; родоначальник суаресизма.
2. Гуго де Грот (Гроций) (1583–1645), голландский юрист, социолог и ­государственный деятель, один из основателей теории естественного права и науки международного права. Один из основных трудов – «О праве войны и мира» (1625).
3. Эразм Роттердамский, Дезидерий (1469–1536), гуманист эпохи Возрождения, философ-богослов, филолог, писатель, автор работ «Похвала Глупости» (1510), «Жалоба мира» (1516) и др., в которых обличал пороки современного ему общества. Враг религиозного фанатизма.
4. Три Драгоценности (санскр. Триратна) буддизма – Будда, Учение (Дхарма) и Община (Сангха). На картинах символом Триратны являются три драгоценных камня, часто объятые пламенем.
5. Ламаизм – тибето-монгольская форма буддизма. – Ред.
6. В подтверждение своей мысли автор приводит слова известного ученого, о лекции которого в Петрограде упоминает Е.И.Рерих в книге «Основы буддизма». Перевод цит. по: Рокотова Н. Основы буддизма. Рига – Москва: Угунс, 2002.
7. Перевод цит. по: Рерих Николай. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992.