Опубликовано: Живая Этика и наука. Сборник статей. Выпуск. I. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2008. – С. 519-524.
Известны два признака подлинности учения Живой Этики:
1. Устремление к Общему Благу.
2. Принятие всех бывших учений, отвечающих первому признаку.
Названные выше постулаты применимы и к истории, но не к той, которая преподается в школах и вузах. «Школьная» история – преимущественно история войн и революций. Очень мало внимания отводится достижениям культуры, изучению древних текстов, сложной и увлекательной истории народов и цивилизаций, практически нет рассказов о жизни деятелей, посвятивших жизнь служению Общему Благу.
Нынешний кризис духовной сферы бытия человечества отразился на всех отраслях науки, искусства, культуры, прослеживается он и в исторических дисциплинах. Сейчас школьные и вузовские учебники будут переписываться, и встала задача – сформулировать цель и расставить духовные ориентиры, чтобы новые учебники истории не получились бы такими же скучными и недолговечными, как и прежние.
В истории, которую мы изучаем, даже не ставится вопрос о смысле существования человека, о его предназначении.
К достоинству нашей исторической науки можно отнести активное накопление знаний, большой объем археологических исследований, да и сама жизнь поставляет историкам богатейший материал для анализа и синтеза этих разрозненных знаний об окружающем мире. Но не родилось еще качественно новое восприятие исторического процесса.
Сейчас наступило время синтеза – соединения всех исторических знаний, что позволит получить расширенное представление о мире и мировых исторических процессах.
Живая Этика дает единую и стройную картину бытия. Если посмотреть на историю человечества с позиций этого учения, то можно расставить те недостающие в нынешних учебниках истории ориентиры и вехи, которые не только позволяют ее «очеловечить», но и проследить бесконечную смену форм проявления духа в материи, развитие и совершенствование человеческой индивидуальности, проследить духовную эволюцию человечества.
Именно через историю, данную с позиций Живой Этики, можно получить расширенное представление о мире и человеке, прийти к глубокому пониманию действительности и возможности предвидения исторических событий, к осознанию неограниченных возможностей, заложенных в человеке природой. За миллионы лет человек прошел путь от первобытного до «разумного». Сейчас мы переходим к новой ступени: формированию человека «сердечного», потому что достижения человека «разумного» привели мир к кризису. Научно-технический прогресс не оправдал возложенных на него надежд. Недаром среди книг Живой Этики Сердцу посвящена отдельная книга.
Сейчас создаются реальные условия для становления и закрепления общемировой этики, в этот процесс историки должны внести свой вклад и с верных позиций подойти к написанию учебников и преподаванию истории:
1) очеловечив ее, акцентируя внимание на совершенствовании человека;
2) прослеживая путь человека к самосовершенствованию на примерах Великих Учителей и святых, ученых, писателей, деятелей культуры и искусства, которых отличали и отличают развитые духовно-нравственные качества, высочайшая человечность;
3) отказавшись от догм и устаревших представлений, расширяя и углубляя познания в науке и искусстве, знакомясь с богатейшим опытом, накопленным в этих областях за всю историю человечества.
Эпиграфом к каждому школьному уроку могут служить слова Учения: «Искусство мышления должно быть развиваемо в школах <...> Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Можно найти множество примеров, когда срывчатое мышление и необузданные чувства вели к пропасти целые народы. С другой стороны, леность мышления и тяжкодумие разрушали уже сложенные возможности <...> Каждый ребенок может быть направлен к мышлению. Так нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа»[2].
Следы самых древних на земле людей обнаружены в Африке, Азии, Европе и в нашей стране. Стоянки древнейших обитателей нашей страны находят обычно по берегам озер и рек, где можно заниматься рыболовством. Люди также охотились и собирали все, что давала природа.
Жизнь людей проходила в постоянном труде. Если вы сейчас попробуете сделать самое простое орудие труда из камня, не используя современных инструментов, вы поймете, сколько труда требуется для их изготовления. Отец сыну передавал накопленный опыт работы с камнем. Человека создал труд. Если человека эпохи камня называли умелым, то современного человека называют разумным; только в труде и постоянных раздумьях о себе и своем месте в окружающем мире люди стали не только умелыми, но и разумными.
Охотились, рыбу ловили сообща, стали обрабатывать землю и жили родовой общиной. Вдумайтесь в слово «община»! Община – коллектив людей, сообща живших и трудившихся, у которых все было общее. Главой общины – рода – была женщина-мать. Мужчины пропадали на охоте, уходили на рыбалку, а мать всегда находилась с детьми. Коллектив родственников – род жил на одной территории. Женщину считали не только матерью рода, но и матерью земли.
Женщину почитали как хранительницу очага, жилища и детей. Ей поклонялись как родоначальнице, чтили как великую мать земли, великая мать считалась повелительницей зверей, хозяйкой земли и вод.
Заглянем в поселок древних землян. Тихо. Только слышно, как кузнечики стрекочут в траве. Вдруг порыв ветра донес треск и шум. Это стадо диких кабанов из зарослей прибрежного камыша вышло на водопой…
Наступает утро. Проснулась мать общины и запела гимн солнцу – великому богу, творцу земли, всех людей и всех зверей:
Хвала тебе, великое солнце, родившее землю,
Была земля во мраке, и стал свет.
Солнце! Ты сотворило свет и воздух,
Огонь и воду, людей и зверей,
Создало растения и животных,
Птиц и рыб.
После того как ты возникло,
Создало землю, и озарило ее
Лучами своими, и прогнало тьму ночную,
И создало человека, его зрение,
Слух ушей и дыхание носа,
Чтобы они осведомляли сердце,
Ибо именно оно дает выходить
Всякому знанию,
А язык повторяет все задуманное сердцем.
И была дана жизнь миролюбивому,
И была дана смерть преступнику,
И были созданы всякие работы.
И всякие искусства, труды рук,
Хождение ног, согласно приказанию
Сердца, выраженному языком.
Просыпаются люди в селении и выходят встречать восход солнца. Как только появились первые солнечные лучи, люди подняли к ним навстречу руки, подхватили слова гимна, посылая солнцу свою любовь и радость и наполняясь светом и теплом солнца.
Мать подбросила сучьев в огонь и обратилась к нему с такими словами:
Агни-боже, тебе приносим,
озаряющий тьму вседневно,
наш поклон и молитвословье…
Агни-боже, будь нам доступен,
как родитель доступен сыну,
и сопутствуй в пути ко благу.
(Из «Ригведы»)
В древности огонь считался священным посланцем солнца. В Библии – древней книге – записано, что последним делом огня будет кончина мира: «В то время небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» и «огнем будет испытано дело каждого...»[3]
До нас дошли гимны «Ригведы» – древнейшие из «Вед». «Ведами» называют книги древних индийцев. Слово «веда» родственно русскому «ведать», «ведун» и означает «священное знание». Такое знание включало в себя все сведения человека того времени о богах и людях, о Космосе и Земле, о науках и поэзии. Это знание считалось тайным и доступным только посвященным. «Ригведа» содержит более тысячи гимнов, из них мы узнаем, что древние люди поклонялись богам неба, воздуха и земли (Небо – отец, Земля – мать, Агни – огонь).
Верили, что душа умершего возвращается к Отцу Небесному, а тело предается Земле-Матери.
В древних текстах сохранилась молитва, которую читали над умершим четыре тысячи лет тому назад, ее называли «Речь покойного», которую он произносил перед Богом, представ перед ним после смерти: «Слава тебе, Бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды. Вот я пришел к тебе, владыка правды, я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей, я не убивал… Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость... Я чист, я чист, я чист, я чист… Вот я явился к вам без греха, без порока, без зла... Я живу правдой. Защитите меня… Я чистый устами, чистый руками. Я чист, я чист, я чист»[4].
По поверьям, душа праведника возносилась к Отцу Небесному и обретала загробное блаженство.
Главными врагами человека всегда были собственные недостатки, о чем знали уже в древности и сочинили такие стихи:
Твое первое войско – желанья,
Отвращеньем зовут второе,
Третье войско твое – голод,
Четвертое – жажда жизни.
Пятое – лень и вялость,
Шестым боязнь называют,
Седьмое войско – сомненья,
Восьмое – притворство и черствость.
Богатство, почести, слава,
Успех, нажитый обманом,
И тот, кто возносит себя,
А всех других презирает, –
Эти войска за тебя,
За Черного, бьются.
Над жизнью этой дрожать?
Да пусть она сгинет вовсе!
По мне, умереть в бою
Лучше, чем жить побежденным!
Я принимаю бой с собой!
Отступать меня не заставишь!
Мудростью в прах разобью я
Свои недостатки
Как горшок разбивают камнем...
Конечно, нелегко понять,
В чем ты силен, а в чем слаб,
Но только тот, кто это понял,
Не терпит в жизни неудач[5].
Самая большая радость для человека – творить самого себя на радость и общее благо. Вспомните, что труд создал человека и выделил его из мира животных – братьев его меньших. Чтобы сохранить себя, все человечество и Землю-Матушку, надо постоянно учиться и трудиться на Общее Благо, тогда жизнь станет радостной и вы познаете любовь и всю красоту мира.
Вопросы и задания:
1. В чем главное отличие людей от животных?
2. Что было необходимо человеку, чтобы выжить?
3. Объясните слова «Человека создал труд».
4. Что называется родовой общиной?
5. Составьте рассказ о жизни древних людей, используя опорные слова: община, мать рода, огонь, солнце, небо, душа.
1 Педагогическое наследие Рерихов и Человек Будущего (Материалы педагогической конференции «Новое сознание и дети» в 1993 г. в г. Троицке). Троицк: ГЕО, 1994. С. 33–37.
2 Мир Огненный. Ч. II, 61.
3 Библейская энциклопедия. М., 1991. С. 525.
4 Из «Книги Мертвых». Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1975. С. 65.
5 Литература Древнего Востока. Тексты. М., 1984. С. 104.