ПРЕ­ДИС­ЛО­ВИЕ

Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич Ре­рих ро­дил­ся в Санкт-Петербур­ге 27 сен­тя­б­ря (9 ок­тя­б­ря) 1874 го­да. Все осо­бен­но па­мят­ное и до­ро­гое бы­ло свя­за­но с лет­ни­ми ме­ся­ца­ми в Из­ва­ре, в поместье от­ца, Кон­стан­ти­на Фе­до­ро­ви­ча, в со­ро­ка вер­стах от Гат­чины.
Отец, вла­де­лец но­та­ри­аль­ной кон­то­ры, не поддерживал ху­до­же­ст­вен­ных ин­те­ре­сов маль­чи­ка, по­ла­гая, что луч­ше юри­ди­че­с­кой ка­рь­е­ры ни­че­го быть не мо­жет. По­это­му ос­тал­ся равно­душ­ным к со­ве­там из­ве­ст­но­го скульп­то­ра и гра­фи­ка М.О.Мике­ши­на обра­тить се­рь­ез­ное вни­ма­ние на ода­рен­ность Ни­ко­лая.
Пер­вым, са­мым глав­ным учи­те­лем Ре­ри­ха ста­ла при­ро­да. Су­мер­ки, вы­пол­за­ю­щие из ни­зин и ов­ра­гов, сту­де­ные озе­ра и го­лу­бые хол­мы, об­ла­ка и звез­ды... В од­ном из юно­ше­с­ких днев­ни­ков он пи­сал: «Ти­хо, спо­кой­но в ле­су. Ни пе­ред кем он не ри­су­ет­ся, не рас­счи­ты­ва­ет, ка­кой вет­кой ше­вель­нуть. Птиц нет ни­ка­ких. Раз­ве за­кли­ка­ет сне­гирь-ту­зе­мец. Те­перь ве­че­ром там и хо­лод­но, и жут­ко, и про­стор­но, и за­ду­шев­но. А по­ле? А пе­ре­ле­с­ки, оль­ш­ня­ки по по­лям? А ка­кой тре­во­ги в ду­ше на­де­ла­ет чер­ная точ­ка средь по­ля — даль­ний пут­ник... Ку­да он про­би­ра­ет­ся? От­ку­да?.. Ну, сло­вом, про­сто вспом­ни­лась од­на из тех кар­ти­нок, опи­са­ния ко­то­рых на­вод­ня­ют не­дра мо­е­го сто­ла».
Дру­гим не­из­мен­ным учи­те­лем и спут­ни­ком жиз­ни бы­ли кни­ги. В дет­ст­ве они по­ве­да­ли ему о ге­ро­и­че­с­кой ис­то­рии на­ро­да, о кня­зе Иго­ре, Алек­сан­д­ре Нев­ском, Сер­гии Ра­до­неж­ском, Дми­т­рии Дон­ском, Ми­ха­и­ле Ку­ту­зо­ве и за­ло­жи­ли глу­бо­кую осно­ву его люб­ви к род­но­му про­шло­му.
Очень лю­бил бу­ду­щий ху­дож­ник те­атр, не­ред­ко иг­рал в пье­сах, по­став­лен­ных на школь­ной сце­не. С са­мых ран­них лет во­шла в жизнь Ре­ри­ха му­зы­ка, и не толь­ко клас­си­че­с­кая — он со­би­рал и изу­чал на­род­ные пес­ни.
С ог­ром­ным ин­те­ре­сом при­сма­т­ри­вал­ся маль­чик к древ­не­рус­ской ар­хи­тек­ту­ре. В гим­на­зи­че­с­ком со­чи­не­нии его ру­кой ста­ра­тель­но вы­ве­де­но: «Не прав­да ли, те­перь Моск­ва име­ет вид, ес­ли мож­но сде­лать та­кое срав­не­ние, ба­буш­ки, у ко­то­рой че­пец свер­нул­ся на сто­ро­ну, а Пе­тер­бург под­тя­нул­ся, вы­тя­нул­ся, слов­но сол­дат на ча­сах. Ря­дом с этим сколь­ко в Моск­ве ори­ги­наль­но­го, чи­с­то рус­ско­го, не взя­то­го за гра­ни­цей».
Под­лин­ной стра­с­тью ста­ла для не­го ар­хе­о­ло­гия — ис­точ­ник твор­че­с­ко­го вдох­но­ве­ния, сред­ст­во про­ник­но­ве­ния сквозь «ве­ко­вой ту­ман в три­де­ся­тое цар­ст­во». Еще сов­сем юным Ре­рих уча­ст­во­вал в рас­коп­ках кур­га­нов и древ­них го­ро­дищ в раз­ных ме­с­тах Рос­сии. На скло­не лет пи­сал: «Ка­кая это жи­вая, нуж­ная для всех со­об­ра­же­ний на­ука — ар­хе­о­ло­гия».
В 1883 го­ду Ни­ко­лай ус­пеш­но вы­дер­жал эк­за­мен в од­ну из луч­ших ча­ст­ных гим­на­зий Пе­тер­бур­га — гим­на­зию фон Мая. Опыт­ный пе­да­гог К.И.Май су­мел раз­вить в Ре­ри­хе лю­бовь к гео­гра­фии.
Юно­ша твер­до ре­шил стать ху­дож­ни­ком, но его влек­ла к се­бе и ис­то­рия. Окон­чив в 1893 го­ду гим­на­зию, он по­сту­па­ет сра­зу в два выс­ших учеб­ных за­ве­де­ния.
«Се­мей­ный гор­ди­ев узел был раз­ре­шен тем, что вме­с­то исто­ри­че­с­ко­го фа­куль­те­та я по­ступ­лю на юри­ди­че­с­кий, но за­то бу­ду дер­жать эк­за­мен и в Ака­де­мию ху­до­жеств. В кон­це кон­цов по­лу­чи­лось, что на юри­ди­че­с­ком фа­куль­те­те сда­ва­лись эк­за­мены, а на ис­то­ри­че­с­ком слу­ша­лись лек­ции. <...> Уни­вер­си­тет остался по­лез­ным эпи­зо­дом. До­ма у нас бы­ва­ли Мен­де­ле­ев, Сове­тов, вос­точ­ни­ки Гос­тун­ский и По­зд­не­ев. За­кла­ды­вал­ся ин­те­рес к Вос­то­ку.
А с дру­гой сто­ро­ны, че­рез дя­дю Кор­ку­но­ва, шли ве­с­ти из ме­ди­цин­ско­го ми­ра. Звал ме­ня в Си­бирь, на Ал­тай. Слы­ша­лись зо­вы — к да­лям и вер­ши­нам — Бе­лу­ха, Хан-Тен­г­ри».
В Ака­де­мии ху­до­жеств Ре­рих учил­ся че­ты­ре го­да. По­ра­зи­тель­на эво­лю­ция его твор­че­ст­ва за этот крат­кий пе­ри­од: сов­сем уче­ни­че­с­кие, ма­ло вы­ра­зи­тель­ные этю­ды и ри­сун­ки пер­во­курсни­ка — и дип­лом­ная кар­ти­на «Го­нец. Вос­стал род на род» (1897).
В этой эво­лю­ции ог­ром­ную роль сы­г­рал пре­по­да­вав­ший тог­да в Ака­де­мии Ар­хип Ива­но­вич Ку­ин­д­жи, ко­то­ро­го Ре­рих ча­с­то на­зы­вал «не толь­ко учи­те­лем жи­во­пи­си, но и всей жиз­ни». Ку­ин­д­жи под­дер­жал и раз­вил на­чи­на­ния сво­е­го вос­пи­тан­ни­ка, за­бот­ли­во обе­ре­гая его твор­че­с­кую ин­ди­ви­ду­аль­ность. Укре­пил в нем стой­кость ду­ха, ши­ро­ту взгля­дов, не­пре­клон­ность в до­сти­же­нии на­ме­чен­ной це­ли. Вот по­че­му и на вось­мом де­сят­ке лет Ре­рих со­хра­нил па­мять об этом не­о­бык­но­вен­ном че­ло­ве­ке и пей­за­жи­с­те, ча­с­то рас­ска­зы­вал о нем сво­им ин­дий­ским дру­зь­ям.
Сре­ди дру­гих учи­те­лей Ре­рих вы­со­ко ста­вил В.В.Ста­со­ва, от­крыв­ше­го ему мир ор­на­мен­та, книж­ных ми­ни­а­тюр и ук­ра­шений, по­зна­ко­мив­ше­го со ста­рин­ны­ми гра­мо­та­ми, жи­ти­я­ми, ле­то­пи­ся­ми. Вла­ди­мир Ва­си­ль­е­вич очень сим­па­ти­зи­ро­вал мо­лодо­му ху­дож­ни­ку, сле­дил за его пер­вы­ми са­мо­сто­я­тель­ны­ми шага­ми в ис­кус­ст­ве, по­мо­гал до­б­ры­ми со­ве­та­ми.
За­мет­ное воз­дей­ст­вие на Ре­ри­ха ока­за­ли вы­став­ки скан­ди­нав­ской жи­во­пи­си, осо­бен­но фин­ской, ор­га­ни­зо­ван­ной «Ми­ром ис­кус­ст­ва» в 1897–1898 го­дах.
Важ­ной ве­хой в со­вер­шен­ст­во­ва­нии гра­фи­че­с­ко­го ма­с­тер­ства бы­ли за­ня­тия под ру­ко­вод­ст­вом из­ве­ст­но­го фран­цуз­ско­го ху­дож­ни­ка и пе­да­го­га Фер­на­на Кор­мо­на. Ни­ко­лай брал у не­го уро­ки во вре­мя пер­во­го по­се­ще­ния Фран­ции в 1900–1901 го­дах. Тог­да же по­зна­ко­мил­ся с твор­че­ст­вом Пю­ви де Ша­ван­на, ко­то­ро­го впос­лед­ст­вии на­зы­вал сво­им вто­рым — по­сле Ку­ин­д­жи — учи­те­лем.
Из Па­ри­жа Ре­рих со­об­щал Е.И.Ша­пош­ни­ко­вой: «Не по­м­ню, пи­сал ли Те­бе о Пю­ви де Ша­ван­не. Чем бо­лее я всма­т­ри­ва­юсь в его ра­бо­ты, чем боль­ше слы­шу о его ра­бо­чих при­емах, его жиз­ни, при­выч­ках, тем боль­ше изум­ля­юсь боль­шо­му сход­ст­ву мно­го­го, что есть у ме­ня».
Не толь­ко ве­ли­ча­вое спо­кой­ст­вие и мо­ну­мен­таль­ность кар­тин и фре­сок Пю­ви де Ша­ван­на влек­ли к не­му Ре­ри­ха — обо­их ху­дож­ни­ков сбли­жа­ло стрем­ле­ние ис­поль­зо­вать в сво­ем твор­че­ст­ве язык ис­кус­ст­ва про­шло­го.
В Па­ри­же в 1901 го­ду Ре­рих со­зда­ет кар­ти­ны «За­мор­ские гос­ти» и «Идо­лы», ко­то­рые впос­лед­ст­вии не­од­но­крат­но по­вто­рял в раз­ных ва­ри­ан­тах. Кор­мон был очень до­во­лен ра­бо­та­ми уче­ни­ка из Рос­сии: «Вче­ра был у Кор­мо­на, — пи­сал Ре­рих Е.И.Ша­пош­ни­ко­вой, — опять и опять вы­слу­шал очень бла­го­при­ят­ные и дель­ные за­ме­ча­ния». В дру­гом пись­ме: «Сей­час вернул­ся из Grand Palais, где вы­слу­ши­вал очень ле­ст­ные за­ме­чания со сто­ро­ны Эдель­фельд­та (вы­да­ю­ще­го­ся фин­ско­го ху­дож­ни­ка. — А.А.); мне­ние его мне очень при­ят­но».
Ле­том то­го же го­да ху­дож­ник воз­вра­тил­ся до­мой. С но­вой энер­ги­ей он уг­луб­ля­ет­ся в изу­че­ние ста­ри­ны, од­но­вре­мен­но созда­вая мно­го­чис­лен­ные по­лот­на: «Зло­ве­щие», «Озе­ро», «Лес», «Со­сны», «Го­род стро­ят». По­след­нее име­ло боль­шой успех на Мос­ков­ской вы­став­ке 1902 го­да. Ре­рих пи­сал тог­да жене:
«Су­ри­ков про­сто чуть не до слез тро­нул ме­ня — та­ких хо­ро­ших ве­щей на­го­во­рил... Ес­ли бы он знал, ка­кую ра­дость он мне до­ста­вил! Мно­гие хва­лят мои этю­ды».
По ини­ци­а­ти­ве В.Се­ро­ва кар­ти­на «Го­род стро­ят» бы­ла при­об­ре­те­на для Тре­ть­я­ков­ской га­ле­реи, где уже на­хо­дил­ся «Го­нец», куп­лен­ный пя­тью го­да­ми рань­ше са­мим Тре­ть­я­ко­вым.
Твор­че­с­кий путь Ре­ри­ха толь­ко на­чи­нал­ся, а он уже был авто­ром из­ве­ст­ных кар­тин и мно­же­ст­ва на­уч­ных и кри­ти­че­с­ких ста­тей. Рас­тут мас­шта­бы его об­ще­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­ти. Не по­ры­ва­ет он и с лю­би­мой ар­хе­о­ло­ги­ей.
В 1899 го­ду Ре­рих едет по пу­ти «из ва­ряг в гре­ки», а спу­с­тя че­ты­ре го­да от­прав­ля­ет­ся в пу­те­ше­ст­вие по древ­не­рус­ским го­ро­дам — Яро­слав­лю, Ко­ст­ро­ме, Вла­ди­ми­ру, Суз­да­лю, Моск­ве, Смо­лен­ску и мно­гим дру­гим, за­вер­шив его в 1904 го­ду по­се­ще­ни­ем Тве­ри, Уг­ли­ча, Ка­ля­зи­на, Вал­дая, Зве­ни­го­ро­да. Ре­зуль­тат стран­ст­вий — свы­ше ста ар­хи­тек­тур­ных этю­дов.
Эти этю­ды — за­ме­ча­тель­ный при­мер ак­тив­ной про­па­ган­ды ху­до­же­ст­вен­ны­ми сред­ст­ва­ми ше­де­в­ров зод­че­ст­ва. Они рас­крыва­ли кра­со­ту, ве­ли­чие, яс­ность и бла­го­род­ст­во ста­рин­ных храмов, церк­вей, стен, ба­шен. Ре­рих был пер­вым, кто так естествен­но пе­ре­дал спо­кой­ную тя­же­ло­вес­ность, мо­но­лит­ность, прекрас­ную про­сто­ту древ­не­рус­ских стро­е­ний, их не­раз­рыв­ную связь с зем­лей, с ок­ру­жа­ю­щим пей­за­жем, за­пе­чат­лел кон­ст­рук­тив­ность и скульп­тур­ность по­ст­ро­ек, их леп­ку, фак­ту­ру и, на­конец, их древ­ность.
Он не столь­ко пи­шет, сколь­ко, по­доб­но стро­и­те­лю, воз­во­дит в сво­их этю­дах и кар­ти­нах ар­хи­тек­тур­ные со­ору­же­ния, при­ла­жи­ва­ет ка­мень к кам­ню, брев­но к брев­ну, под­во­дит к ним мощ­ные контр­фор­сы, ос­тав­ля­ет в сте­нах и баш­нях уз­кие ще­ли бой­ниц, ук­ла­ды­ва­ет на­деж­ную кров­лю. Слов­но скульп­тор, уве­рен­но, боль­ши­ми пло­с­ко­стя­ми, бе­зо­ши­боч­но ле­пит объ­е­мы, как му­зы­кант, под­во­дит под яс­ный и строй­ный ритм ме­ло­дию кра­сок.
В 1905 го­ду ху­дож­ник вы­сту­па­ет как та­лант­ли­вый гра­фик, ав­тор ри­сун­ков «Царь», «Яб­ло­ня», «Об­ла­ка», мно­го­чис­лен­ных ил­лю­с­т­ра­ций к про­из­ве­де­ни­ям М.Ме­тер­лин­ка. Са­мые, ка­за­лось бы, ма­ло­зна­чи­тель­ные ви­нь­ет­ки, за­став­ки, кон­цов­ки под пе­ром и ки­с­тью Ре­ри­ха на­пол­ня­ют­ся глу­бо­ким смыс­лом. Ге­рои книж­ных ук­ра­ше­ний Ре­ри­ха шьют одеж­ду, стро­ят ла­дьи, воз­во­дят кре­по­с­ти, за­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем. «Ес­ли за­молк­нет сло­во, если за­тем­не­ют бук­вы, — го­во­рил Ре­рих, — то ук­ра­ше­ния книж­ные все-та­ки рас­ска­жут об ис­кус­ст­ве на­ро­да, о жизни».
С 1907 го­да на­чи­на­ет­ся пе­ри­од де­я­тель­но­с­ти ху­дож­ни­ка в об­ла­с­ти те­а­т­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ной жи­во­пи­си. Бо­ро­дин, Рим­ский-Кор­са­ков, Стра­вин­ский, Ос­т­ро­вский, Ваг­нер, Ме­тер­линк, Иб­сен — ком­по­зи­то­ры и дра­ма­тур­ги, чьи про­из­ве­де­ния его вдох­нов­ля­ют. Ре­рих не вни­ка­ет в спе­ци­фи­ку те­а­т­раль­но­го де­ла, по­дроб­но­с­ти ре­жис­сер­ско­го за­мыс­ла: его эс­ки­зы — од­но­вре­мен­но и стан­ко­вые кар­ти­ны. Они ото­б­ра­жа­ют эмо­ции и пред­ставле­ния, воз­ник­шие под впе­чат­ле­ни­ем опе­ры или пье­сы, но в то же вре­мя уди­ви­тель­но со­от­вет­ст­ву­ют их со­дер­жа­нию, ду­ху, нераз­рыв­ны с иде­ей по­ста­нов­ки.
По ха­рак­те­ру да­ро­ва­ния Ре­рих был мо­ну­мен­та­ли­с­том. Смот­ря на ре­про­дук­цию да­же не­боль­шой его кар­ти­ны, мож­но по­ду­мать, что раз­ме­ра­ми она рав­на пан­но или фре­с­ке. Та­кое впе­чат­ле­ние воз­ни­ка­ет бла­го­да­ря сво­е­об­ра­зию ху­до­же­ст­вен­ной ма­не­ры ма­с­те­ра: лег­ко чи­та­е­мой, урав­но­ве­шен­ной ком­по­зи­ции, яс­но­му де­ле­нию глу­би­ны про­ст­ран­ст­ва на пла­ны, ми­ни­маль­но­му ко­ли­че­ст­ву по­дроб­но­с­тей, чет­ко­с­ти изо­б­ра­же­ния, ис­поль­зо­ва­нию яс­ной па­ли­т­ры на­сы­щен­ных цве­тов.
По­это­му ес­те­ст­вен­но об­ра­ще­ние Ре­ри­ха к мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ной жи­во­пи­си. Ра­туя за ее раз­ви­тие, он ут­верж­дал, что со вре­ме­нем это­му ви­ду твор­че­ст­ва бу­дет при­над­ле­жать не­из­ме­ри­мо боль­шее ме­с­то в изо­б­ра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве: ведь фре­с­ки, пан­но, мо­за­и­ки, ви­т­ра­жи дол­го­веч­ны, рас­счи­та­ны на са­мо­го ши­ро­ко­го зри­те­ля. За­ме­ча­тель­ные ра­бо­ты в этой об­ла­с­ти жи­во­пи­си свя­за­ны с имением М.К.Тенишевой Та­лаш­ки­но, что под Смо­лен­ском. Там в 1914 го­ду Ре­рих за­вер­шил рос­пись церк­ви Святого Ду­ха. Над вхо­дом поме­с­тил боль­шую смаль­то­вую мо­за­и­ку, чу­дес­но впи­сав каж­дый ее сан­ти­метр в об­щий строй ком­по­зи­ции, а все изо­б­ра­же­ние уме­ло сгар­мо­ни­ро­вав с мас­шта­ба­ми и ар­хи­тек­тур­ны­ми фор­ма­ми по­ст­рой­ки, ок­ру­жа­ю­щим пей­за­жем. Ос­нов­ную часть мо­за­и­ки за­ни­ма­ет об­раз Не­ру­ко­твор­но­го Спа­са. Глу­бо­кую скорбь и за­бо­ту вы­ра­жа­ет ли­цо, об­рам­лен­ное тем­ны­ми во­ло­са­ми и зо­ло­тым ним­бом.
Свя­тые Ре­ри­ха — его идея веч­но­с­ти жиз­ни, ду­ха, ра­зу­ма и до­б­ро­ты, идея выс­ше­го при­зва­ния каж­до­го из лю­дей и все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Не­за­ви­си­мо от то­го, пра­во­слав­ные ли они, мусуль­ман­ские, буд­дий­ские, его свя­тые не­раз­рыв­ны с зем­лей, а зем­ля оду­хо­тво­ре­на, на­де­ле­на ра­зум­ной жиз­нью.
В 1906 го­ду Ре­рих на­зна­ча­ет­ся ди­рек­то­ром Шко­лы Об­ще­ст­ва По­ощ­ре­ния Ху­до­жеств — са­мо­го боль­шо­го сред­не­го учеб­но­го ху­до­же­ст­вен­но­го за­ве­де­ния Рос­сии. Что­бы в ней мог­ли за­ни­мать­ся все же­ла­ю­щие, Ре­рих ор­га­ни­зу­ет сеть при­го­род­ных от­де­ле­ний. «Каж­дое де­ло мо­жет жить лишь по­сто­ян­ным раз­ви­ти­ем», — пи­сал он в «За­пи­с­ке ди­рек­то­ра» от 16 сен­тя­б­ря 1913 года.
Вос­пи­ты­вать ху­до­же­ст­вен­ный вкус, эс­те­ти­че­с­кие чув­ст­ва, обе­ре­гать и раз­ви­вать твор­че­с­кую ин­ди­ви­ду­аль­ность и на­ци­о­наль­ные осо­бен­но­с­ти уче­ни­ков, не­ус­тан­но рас­ши­рять и уг­луб­лять их кру­го­зор в со­че­та­нии с по­сле­до­ва­тель­ным обу­че­ни­ем изо­б­ра­зи­тель­ной гра­мо­те, фор­ми­ро­вать вы­со­кие нрав­ст­вен­ные ка­че­ст­ва — вот прин­ци­пы, ко­то­ры­ми ру­ко­вод­ст­во­вал­ся Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич.
Он и пе­да­го­гов по­до­б­рал за­ме­ча­тель­ных — А.А.Ры­ло­ва, И.Я.Би­ли­би­на, А.В.Щу­се­ва, В.А.Щу­ко, Д.Н.Кар­дов­ско­го, Н.С.Са­мо­ки­ша. Ар­ка­дий Алек­сан­д­ро­вич Ры­лов вспо­ми­на­ет: «С Ре­ри­хом бы­ло при­ят­но ра­бо­тать, все де­ла­лось по-то­ва­ри­щески, глав­ное — чув­ст­во­ва­лась жи­вая струя све­же­го воз­ду­ха. Шко­ла не сто­я­ла на ме­с­те, каж­дый год от­кры­ва­лись но­вые клас­сы или но­вые ху­до­же­ст­вен­но-про­мы­ш­лен­ные ма­с­тер­ские, уве­ли­чи­вал­ся со­став пре­по­да­ва­те­лей при­гла­ше­ни­ем вы­да­ю­щих­ся ху­дож­ни­ков».
В на­ши дни тра­ди­ции Шко­лы Об­ще­ст­ва По­ощ­ре­ния Ху­до­жеств про­дол­жа­ет Санкт-Пе­тер­бург­ское ху­до­же­ст­вен­ное учи­ли­ще име­ни Н.К.Ре­ри­ха.
Ог­ром­ное зна­че­ние Ре­рих при­да­вал воз­дей­ст­вию на че­ло­ве­ка при­ро­ды. Он ут­верж­дал: да­же не­про­дол­жи­тель­ное об­ще­ние с нею об­ла­го­ра­жи­ва­ет и ос­вя­ща­ет; «лю­ди, вы­шед­шие из при­ро­ды, как-то ин­стинк­тив­но чи­ще»; «они здо­ро­вее ду­хов­но», «луч­ше рас­пре­де­ля­ют свои си­лы».
В фе­в­ра­ле 1909 го­да Ре­рих по­лу­чил од­но за дру­гим два пись­ма. В пер­вом со­об­ща­лось: «Дей­ст­ви­тель­ные чле­ны Им­пе­ратор­ской Ака­де­мии ху­до­жеств В.В.Ма­тэ, Н.П.Кон­да­ков и И.Е.Ре­пин пред­ло­жи­ли ака­де­ми­че­с­ко­му со­бра­нию удо­с­то­ить Вас зва­ния ака­де­ми­ка...»
Во вто­ром го­во­ри­лось: «В Ака­де­мии по­лу­че­но пись­мо от Ро­де­на, очень ле­ст­ное для Вас. Он да­ет свой го­лос за удо­с­то­е­ние Вас зва­ни­ем ака­де­ми­ка...»
В том же го­ду Ре­рих ста­но­вит­ся ака­де­ми­ком Рос­сий­ской Ака­де­мии ху­до­жеств.
Его твор­че­ст­во ра­но об­ре­ло са­мо­сто­я­тель­ность, яр­кую са­мо­быт­ность. Ни му­чи­тель­ных по­ис­ков, ни ко­ле­ба­ний. Раз­ви­тие шло сво­бод­но и не­удер­жи­мо по пу­ти, обус­лов­лен­но­му яр­чай­шим та­лан­том, сво­е­об­ра­зи­ем и глу­би­ной ми­ро­воз­зре­ния, уди­ви­тель­ной ин­ту­и­ци­ей, зна­ни­я­ми ис­тин­но­го уче­но­го.
Это не оз­на­ча­ет, что Ре­ри­ха не кос­ну­лись раз­лич­ные вли­я­ния. Но, преж­де все­го, твор­че­с­кую ин­ди­ви­ду­аль­ность ху­дож­ника оп­ре­де­ли­ло древ­не­рус­ское и рус­ское на­род­ное ис­кус­ст­во. А ин­ди­ви­ду­аль­но­с­тью Ре­рих очень до­ро­жил и пи­сал об этом в на­ча­ле ве­ка так: «Ко­неч­но, с го­да­ми взгля­ды че­ло­ве­ка силь­но ме­ня­ют­ся: в 60 лет он да­ле­ко не тот, что в 40 и в 20, но все же во всех этих пе­ре­ме­нах крас­ной ни­тью прой­дет его ин­ди­ви­дуаль­ность».
На ми­ро­воз­зре­нии Ре­ри­ха ска­за­лись фи­ло­соф­ские взгля­ды Л.Н.Тол­сто­го, в пер­вую оче­редь его трак­та­ты «В чем моя ве­ра?» и «Что та­кое ис­кус­ст­во?». Вто­ря сло­вам Тол­сто­го о еди­не­нии лю­дей меж­ду со­бой с по­мо­щью ис­кус­ст­ва, Ре­рих ут­верж­дал: искус­ст­во объ­е­ди­нит че­ло­ве­че­ст­во, по­то­му что оно име­ет мно­го вет­вей, но ко­рень един, а, сле­до­ва­тель­но, и не­об­хо­ди­мые пред­по­сыл­ки для «гря­ду­ще­го син­те­за».
С го­да­ми Ре­рих все глуб­же изу­ча­ет ин­дий­скую фи­ло­со­фию, об­ра­ща­ясь к ее пер­во­ис­точ­ни­кам. Вли­я­ние ин­дий­ской фи­ло­софии ска­за­лось на ли­те­ра­тур­ных тру­дах Ре­ри­ха и на ря­де его худо­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний.
В 1906 го­ду он пи­шет кар­ти­ны «Де­вас­са­ри Абун­ту» и «Девас­са­ри Абун­ту с пти­ца­ми»; на эту же те­му со­зда­ет прит­чу. Про­то­ти­пом кар­тин по­слу­жи­ли фре­с­ки Ад­жан­ты, изу­чен­ные по фо­то­гра­фи­ям. Воз­дей­ст­вие древ­не­ин­дий­ско­го ис­кус­ст­ва, с ко­то­рым Ре­рих был зна­ком уже в ран­ней юно­с­ти, мож­но най­ти и в дру­гих ра­бо­тах. Од­на­ко оно ни­ког­да, да­же в по­зд­ний пе­ри­од, не оп­ре­де­ля­ло твор­че­ст­ва ма­с­те­ра.
Со вре­ме­нем Ре­рих на­чи­на­ет глу­бо­ко ин­те­ре­со­вать­ся во­про­са­ми эти­ки. Труд, со­зи­да­ние, по­двиг, до­б­ро, нрав­ст­вен­ное са­мо­усо­вер­шен­ст­во­ва­ние — к это­му он при­зы­ва­ет во мно­гих сво­их про­из­ве­де­ни­ях. По­ла­гая, что ос­нов­ные ка­те­го­рии эти­ки бы­ли вы­ра­бо­та­ны на за­ре ци­ви­ли­за­ции, ху­дож­ник не ин­те­ре­су­ет­ся исто­ри­ей их фор­ми­ро­ва­ния, а ис­сле­ду­ет пер­во­ис­точ­ни­ки, про­ти­во­по­с­тав­ляя их и свои соб­ст­вен­ные воз­зре­ния ре­ак­ци­он­ным уче­ни­ям, оп­рав­ды­ва­ю­щим на­си­лие и без­нрав­ст­вен­ность.
В 1912 го­ду Ре­рих на­чи­на­ет цикл сим­во­ли­че­с­ких про­из­ве­де­ний, вы­зван­ный уг­ро­зой ми­ро­вой вой­ны, — «Меч му­же­ст­ва», «Крик змия», «За­ре­во», «Град об­ре­чен­ный» и др. В них он не отсту­па­ет от твер­дых ре­а­ли­с­ти­че­с­ких по­зи­ций, вы­ра­жая идеи язы­ком впол­не по­нят­ных форм и об­ра­зов.
В 1916–1918 го­дах ху­дож­ник поч­ти без­вы­е­зд­но жи­вет в Ка­ре­лии, в Сер­до­бо­ле, ку­да его на­пра­ви­ли вра­чи для из­ле­че­ния от тя­же­лой бо­лез­ни. Пи­шет от­ту­да А.Бе­нуа: «Ког­да про­кля­тая тем­пе­ра­ту­ра и бо­ли ме­ня не вы­во­дят из строя — я ра­бо­таю. <...> Зи­мой здесь хо­ро­шо — воз­дух кри­с­таль­ный. Уда­лось про­честь и не­сколь­ко очень нуж­ных книг. Ког­да бу­дешь в ти­ши­не — со­ве­тую те­бе их про­честь. Осо­бен­но нуж­но “Про­воз­ве­с­тие Ра­ма­криш­ны”. Очень се­рь­ез­ное, а глав­ное, близ­кое че­ло­ве­че­ст­ву уче­ние».
В 1918 го­ду Ре­рих ока­зал­ся от­ре­зан­ным от ро­ди­ны. Сре­ди мно­же­ст­ва ра­бот ка­рель­ско­го пе­ри­о­да — по­эти­че­с­кие ви­ды Ва­ла­а­ма, Ту­ло­лы, ок­ре­ст­но­с­тей Сер­до­бо­ля. За­тем он пе­ре­би­ра­ет­ся в Вы­борг, где жи­вет без де­нег и чьей-ли­бо под­держ­ки. А ког­да, на­ко­нец, при­хо­дит от дру­зей по­мощь, ни­че­го не про­сит, кро­ме вы­став­ки, ко­то­рая вско­ре и от­кры­ва­ет­ся в Сток­голь­ме. По­том — Фин­лян­дия, Нор­ве­гия, Да­ния, Ан­г­лия... С 1920 по 1923 год с не­из­мен­ным ус­пе­хом по­ка­зы­ва­ет свои ра­бо­ты в де­сят­ках го­родов Аме­ри­ки. И еже­год­но пи­шет око­ло ста кар­тин!
Имя ма­с­те­ра ста­но­вит­ся из­ве­ст­ным за оке­а­ном на­столь­ко, что ему уда­ет­ся ор­га­ни­зо­вать экс­пе­ди­цию в Ин­дию, фи­ло­со­фия, куль­ту­ра, при­ро­да ко­то­рой все­гда бы­ли для не­го пол­ны при­тя­га­тель­ной си­лы. «Уже дав­но меч­та­ли мы об ос­но­вах ин­дий­ско­го ис­кус­ст­ва, — пи­сал он еще в 1913 го­ду. — Не­воль­но на­пра­ши­валась пре­ем­ст­вен­ность на­ше­го древ­не­го бы­та и ис­кус­ст­ва от Индии. <...> Ко­неч­но, мог­ли го­во­рить нам: меч­ты не­о­сно­ва­тель­ны, пред­по­ло­же­ния го­ло­слов­ны, до­гад­ки пол­ны лич­ных наст­ро­е­ний. Нуж­ны бы­ли фак­ты».
С кон­ца 1923 го­да Ре­рих на­хо­дит­ся в Вос­точ­ных Ги­ма­ла­ях, в кня­же­ст­ве Сик­ким, рас­по­ло­жен­ном у под­но­жия Кан­чен­д­жун­ги. Про­во­дит на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния и пи­шет по­лот­на, за ко­то­рые его ок­ре­с­ти­ли «Ма­с­те­ром Гор». А еще че­рез два го­да, по­бы­вав в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке, он сно­ва в пу­ти: сна­ча­ла от­прав­ля­ет­ся в Дар­д­жи­линг, от­ту­да — в Сри­на­гар и в мар­те 1925-го на­чи­на­ет вто­рую экс­пе­ди­цию по мар­ш­ру­ту Лех — Хо­тан. В го­рах на боль­шой вы­со­те идет но­сом кровь, сты­нут паль­цы, но Ре­рих все время ри­су­ет, на­чи­на­ет се­рию ра­бот, по­свя­щен­ных Май­т­рейе. В фи­ло­соф­ских буд­дий­ских ми­фах Май­т­рейя — гря­ду­щий Будда, вла­ды­ка Шам­ба­лы; с его име­нем на­род свя­зы­вал при­ход но­во­го, свет­ло­го и сча­ст­ли­во­го вре­ме­ни.
В Хо­та­не 14 ок­тя­б­ря 1925 го­да Ре­рих по­лу­ча­ет дол­го­ждан­ную весть; ему раз­ре­шен въезд в Со­вет­ский Со­юз. В Моск­ве он про­жил два ме­ся­ца. За­тем по­ки­нул сто­ли­цу, как был уве­рен — не­на­дол­го, про­был не­сколь­ко не­дель на Ал­тае, где ис­кал под­тверж­де­ние сво­им ги­по­те­зам о ве­ли­ком пе­ре­се­ле­нии на­ро­дов, и в сен­тя­б­ре 1926 го­да вы­ехал из Верх­не­у­дин­ска в Улан-Ба­тор. Впе­ре­ди бы­ло про­дол­же­ние экс­пе­ди­ции и но­вый пе­ре­ход че­рез Ти­бет. Ли­ше­ния и не­имо­вер­ные труд­но­с­ти ис­пы­та­ли Ре­рих и его спут­ни­ки преж­де чем до­стиг­ли в кон­це мая 1928 го­да Дар­джи­лин­га. По это­му пу­ти не про­хо­дил ни один ис­сле­до­ва­тель Цен­т­раль­ной Азии. Был со­бран бо­га­тей­ший на­уч­ный ма­те­ри­ал, кро­ме то­го, Ре­рих при­вез пять­сот кар­тин и этю­дов, мно­же­ст­во за­ри­со­вок.
В том же го­ду он ос­но­вы­ва­ет Ин­сти­тут ги­ма­лай­ских ис­сле­до­ва­ний «Уру­с­ва­ти» — в до­ли­не Ку­лу в За­пад­ных Ги­ма­ла­ях, где от­ны­не на­хо­дит и свой дом. Здесь, в Ин­дии, про­хо­дит по­след­ний пе­ри­од жиз­ни Ре­ри­ха.
Кар­ти­ны его те­перь не так раз­но­об­раз­ны. Это боль­шей частью гор­ные пей­за­жи, на­пи­сан­ные ши­ро­ко, от­кры­то, вдох­но­вен­но. На­пря­жен­ный, на­сы­щен­ный, слов­но ося­за­е­мый цвет еще яв­ст­вен­ней со­еди­ня­ет­ся с гра­фич­но­с­тью, чет­ко­с­тью си­луэ­та, че­кан­но­с­тью ли­ний. Ху­дож­ник стре­мит­ся не к фик­са­ции едва уло­ви­мых яв­ле­ний при­ро­ды, а к пе­ре­да­че на­ст­ро­е­ния, дости­же­нию об­раз­но­с­ти. Не си­ю­ми­нут­ное и пре­хо­дя­щее вле­чет Ре­ри­ха, но ве­ли­че­ст­вен­ное, веч­но пре­крас­ное. От­сю­да и фор­ма его мо­ну­мен­таль­ных про­из­ве­де­ний, пре­не­бре­же­ние по­дроб­но­стя­ми, от­сут­ст­вие ин­те­ре­са к по­ка­зу бы­с­т­рых дви­же­ний и не­устой­чи­вых форм. Эта ста­тич­ность ха­рак­тер­на да­же для про­из­веде­ний, в ко­то­рых по­ка­за­ны дви­жу­щи­е­ся мас­сы, пред­ме­ты и живые су­ще­ст­ва.
Пей­за­жи Ре­ри­ха при­зва­ны не­сти лю­дям ра­дость, ве­с­ти к раз­мы­ш­ле­ни­ям, дер­за­ни­ям. Глав­ная цель его твор­че­ст­ва — вос­пи­та­ние кра­со­той. Изо­б­ра­зи­тель­ны­ми, пе­да­го­ги­че­с­ки­ми и все­ми дру­ги­ми сред­ст­ва­ми он при­ви­вал лю­бовь к род­ной ис­то­рии и куль­ту­ре, при­ро­де и ис­кус­ст­ву, ибо без этой люб­ви пре­крас­ное не мо­жет вой­ти в ду­шу. Кра­со­та же в по­ни­ма­нии Ни­ко­лая Констан­ти­но­ви­ча долж­на быть дей­ст­вен­ной, то есть по­буж­дать к твор­че­с­ко­му тру­ду, со­зда­нию но­вых цен­но­с­тей.
В го­ды вой­ны ху­дож­ник со­зда­ет па­т­ри­о­ти­че­с­кие по­лот­на — «Князь Игорь», «Алек­сандр Нев­ский», «Еди­но­бор­ст­во Мсти­слава с Ре­де­дей», «Пар­ти­за­ны», «Бо­рис и Глеб», «На­ста­сья Мику­лич­на». Уз­нав о раз­ру­ше­нии нов­го­род­ской церк­ви Спа­са Не­ре­ди­цы, по па­мя­ти вос­про­из­во­дит ее чу­дес­ный об­лик. В дни по­бе­ды над гит­ле­ров­ца­ми пи­шет ра­до­ст­ную, кра­соч­ную кар­ти­ну «Вес­на Свя­щен­ная», пол­ную звуч­ных то­нов, ме­ло­дич­ных ли­ний, све­же­с­ти, жиз­не­ут­верж­де­ния.
Рас­сма­т­ри­вая ис­кус­ст­во как во­пло­ще­ние все­го луч­ше­го, что со­зда­но че­ло­ве­че­ст­вом, Ре­рих не мыс­лил без не­го су­ще­ст­во­ва­ния, про­дви­же­ния впе­ред. По­это­му, по­ла­гал он, не­об­хо­ди­ма надеж­ная ох­ра­на куль­тур­ных цен­но­с­тей. И вот в те­че­ние мно­гих лет ра­бо­та­ет в со­дру­же­ст­ве с де­я­те­ля­ми раз­лич­ных об­ла­с­тей ис­кус­ст­ва и на­уки над со­зда­ни­ем Пак­та о за­щи­те куль­тур­ных цен­но­с­тей, ко­то­рый впос­лед­ст­вии ста­ли на­зы­вать Пак­том Ре­ри­ха.
Мно­го по­ви­дал Ре­рих, стран­ст­вуя по Ев­ро­пе, Аме­ри­ке, Азии, но ни­ка­кие са­мые пре­крас­ные, эк­зо­ти­че­с­кие пей­за­жи не за­тми­ли в его па­мя­ти про­стых и ми­лых кар­тин рус­ской при­роды, где, как пи­сал он, «при­чуд­ны ле­са вся­ки­ми де­ре­вь­я­ми. Цве­точ­ны тра­вы. Глу­бо­ко си­ни вол­ни­с­тые да­ли. Всю­ду зер­ка­ла рек и озер...». Уже бы­ли упа­ко­ва­ны ве­щи, го­то­вы к от­прав­ке на ро­ди­ну кар­ти­ны, кни­ги, ру­ко­пи­си. Ре­рих с вол­не­ни­ем ду­мал о ско­ром воз­вра­ще­нии в Рос­сию, о встре­че с дру­зь­я­ми. Но в нача­ле ию­ля 1947 го­да тя­же­ло за­бо­лел и че­рез пять ме­ся­цев скон­чал­ся...
Гу­ма­нист, об­ще­ст­вен­ный де­я­тель, пи­са­тель, пе­да­гог, уче­ный, ху­дож­ник, Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич Ре­рих — яв­ле­ние ис­клю­чи­тель­ное в куль­тур­ной и об­ще­ст­вен­ной жиз­ни XX сто­ле­тия. Его на­сле­дие ос­та­нет­ся близ­ким мно­гим бу­ду­щим по­ко­ле­ни­ям.

* * *

Пе­ред ва­ми сбор­ник ма­те­ри­а­лов, пред­став­ля­ю­щих зна­чи­тель­ный ин­те­рес, хо­тя по сво­е­му объ­е­му он не­ве­лик.
Пер­вые пе­чат­ные оцен­ки твор­че­ст­ва Ре­ри­ха от­но­сят­ся при­мер­но к 1897 го­ду. И сре­ди на­и­бо­лее ран­них об­сто­я­тель­ных статей сле­ду­ет в пер­вую оче­редь на­звать пуб­ли­ка­цию в жур­на­ле «Зо­ло­тое Ру­но» Сер­гея Ма­ков­ско­го. В ней бег­ло про­сле­жен твор­че­с­кий путь Ре­ри­ха до 1906 го­да.
Ин­те­рес­но, что в этой ста­тье Ма­ков­ский (он, кста­ти, при­над­ле­жал к се­мье из­ве­ст­ных ху­дож­ни­ков-пе­ре­движ­ни­ков) осуж­да­ет А.Бе­нуа за его со­мни­тель­ную оцен­ку твор­че­ст­ва Ре­ри­ха. Дей­ст­ви­тель­но, Бе­нуа весь­ма кри­ти­че­с­ки от­но­сил­ся к ран­ним про­из­ве­де­ни­ям Ре­ри­ха, а тот, в свою оче­редь, к кар­ти­нам Бе­нуа. Но про­шло не­сколь­ко лет, и вза­и­мо­от­но­ше­ния ху­дож­ни­ков изме­ни­лись в луч­шую сто­ро­ну, и Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич воз­дал, на­ко­нец, долж­ное ис­кус­ст­ву сво­е­го со­вре­мен­ни­ка. Ста­тья Бе­нуа, опуб­ли­ко­ван­ная в 1916 го­ду, пред­став­ля­ет ин­те­рес не толь­ко бла­го­да­ря та­кой ме­та­мор­фо­зе, но и тем, что при­над­ле­жит не­зауряд­ной лич­но­с­ти, та­лант­ли­во­му жи­во­пис­цу и гра­фи­ку, гла­ве объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва», в ко­то­рое од­но вре­мя вхо­дил и Ре­рих.
Пре­крас­но на­пи­са­на ста­тья Л.Ан­д­ре­е­ва «Дер­жа­ва Ре­ри­ха». Еще бы! Ведь ав­тор ее — вы­да­ю­щий­ся рус­ский пи­са­тель. В от­де­ле ру­ко­пи­сей Го­су­дар­ст­вен­ной Тре­ть­я­ков­ской га­ле­реи сре­ди про­чих хра­нит­ся и та­кое пись­мо: «До­ро­гой Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич. Хо­те­лось бы на­ру­шить то не­ле­пое рас­по­ря­же­ние судь­бы, по ко­е­му, при всем мо­ем же­ла­нии, я так ред­ко ви­жусь с Ва­ми. Ес­ли Вас не пу­га­ет ма­лень­кая по­езд­ка по ж[елезной] д[ороге], то, по­жа­луй­ста, при­ез­жай­те к нам в это вос­кре­се­нье к трем часам к обе­ду. Буду чи­тать свою но­вую пье­су, в ко­то­рой боль­ше жи­во­пи­си, чем ли­те­ра­ту­ры. Так как Вам ве­до­мо и то и дру­гое, то Ва­ше мне­ние бу­дет для ме­ня очень ин­те­рес­но. За­шел бы к Вам, но по­сто­ян­но хво­раю и в Пе­тер­бург не ез­жу. <...> Очень бо­лит пра­вая ру­ка, не мо­гу пи­сать — Ва­шу ру­ку жму ле­вой. Ваш Ле­о­нид Ан­д­ре­ев».
Не­боль­шое эс­се по­ко­ря­ет и глу­би­ной со­дер­жа­ния, и кра­со­той сло­га. Это и ли­те­ра­тур­ный перл, и глу­бо­кая оцен­ка ху­дож­ни­ка ху­дож­ни­ком.
Весь­ма со­дер­жа­те­лен ана­лиз мо­но­гра­фии «Ре­рих», из­дан­ной в 1939 го­ду в Ри­ге. Петр Пиль­ский спра­вед­ли­во от­ме­ча­ет, что «толь­ко со­еди­нен­ны­ми уси­ли­я­ми и тру­да­ми мно­гих воз­мож­но бы­ло вы­пу­с­тить та­кую кни­гу о Ре­ри­хе, за­ме­ча­тель­ном ху­дож­нике с ми­ро­вым име­нем, фи­ло­со­фе в сво­их за­мыс­лах, му­д­ре­це и про­ник­но­вен­ном, спо­кой­ном про­вид­це тайн зем­ли и че­ло­ве­че­ской ис­то­рии, че­ло­ве­че­с­ко­го веч­но­го ду­ха, та­ин­ст­вен­ных и глу­бо­ко скры­тых ис­то­ков бы­тия при­ро­ды и че­ло­века».
Об­сто­я­тель­ную и спра­вед­ли­вую оцен­ку бес­смерт­но­му на­сле­дию Ре­ри­ха дал Те­о­дор Хел­ин в ста­тье «Го­лос эпо­хи». Нельзя не со­гла­сить­ся с ут­верж­де­ни­ем: «Ре­рих при­шел, ког­да че­ло­ве­че­ст­во на­ча­ло осо­зна­вать, что ни од­но дви­же­ние, ни од­на ор­га­ни­за­ция, ни од­но уч­реж­де­ние, ка­кое до­б­рое на­ме­ре­ние оно бы ни име­ло или как иде­аль­ны ни бы­ли бы его мо­ти­вы, не мо­жет раз­ре­шить кри­зис, пе­ред ко­то­рым те­перь по­став­лен мир, если не бу­дет ба­зи­ро­вать­ся на здо­ро­вых ду­хов­ных на­ча­лах».
Бли­жай­ший аме­ри­кан­ский со­труд­ник Ре­ри­ха на­чи­ная с 1920 го­да — пи­а­ни­ст­ка, ис­кус­ст­во­вед, пе­да­гог Зи­на­и­да Гри­го­рь­ев­на Фо­с­дик. Она бы­ла ди­рек­то­ром Ин­сти­ту­та объ­е­ди­нен­ных ис­кусств при Му­зее име­ни Н.К.Ре­ри­ха в Нью-Йор­ке и ви­це-пре­зи­ден­том это­го му­зея. В 1926–1927 го­дах уча­ст­во­ва­ла в экс­пе­ди­ци­ях ху­дож­ни­ка по Ал­таю и Мон­го­лии. Ее вы­ступ­ле­ния в пе­ча­ти, по ра­дио, на раз­лич­ных кон­фе­рен­ци­ях и со­бра­ни­ях все­гда от­ли­ча­лись не­шаб­лон­но­с­тью, ори­ги­наль­но­с­тью и точ­но­с­тью оце­нок ве­ли­ко­го че­ло­ве­ка, ве­ли­кой ду­ши, «ко­то­рой бы­ло суж­де­но стать во­пло­ще­ни­ем са­мых бла­го­род­ных иде­а­лов жиз­ни».
Сто­ит ли го­во­рить о важ­но­с­ти суж­де­ний Ин­ди­ры Ган­ди по по­во­ду ро­ли Н.К.Ре­ри­ха и его се­мьи в де­ле раз­ви­тия бо­лее тес­но­го со­дру­же­ст­ва меж­ду Ин­ди­ей и на­шей стра­ной?! Ин­тер­вью, ко­то­рое получила у нее Л.В.Ша­пош­ни­ко­ва, вно­сит до­пол­ни­тель­ные штри­хи в об­шир­ную ре­ри­хи­а­ну.
И, ко­неч­но, ис­клю­чи­тель­но цен­ны лю­бые вы­ска­зы­ва­ния о Ни­ко­лае Кон­стан­ти­но­ви­че его сы­на, Свя­то­сла­ва Ни­ко­ла­е­ви­ча Ре­ри­ха. С не­ко­то­ры­ми из них вы по­зна­ко­ми­тесь в этой кни­ге.

А.Д.Але­хин,
кан­ди­дат ис­кус­ст­во­ве­де­ния,
за­слу­жен­ный ра­бот­ник куль­ту­ры Рос­сии