MUTATIS MUTANDIS*

* Изменив то, что следует изменить (лат).

История в своих древних периодах дает нам многочислен­ные примеры последствий игры в кости и в другие азартные игры. Даже очень значительные страницы истории полны ука­заний, как властители обращались в рабов, проиграв в кости не только жен и детей, но и все свое государство. Многие поэти­ческие и драматические произведения основаны на этих пагуб­ных увлечениях. Даже само славное поле Курукшетры в основе великой битвы имело проигрыш в кости.
Казалось бы, все условия жизни с тех пор изменились. В основу положены новые кодексы законов, предусмотревшие массу деяний и последствий. Но все-таки пресса приносит странные сведения о том, что ввиду конских скачек, связан­ных с крупною игрою, переносится на другой срок день рож­дения короля. Если историк с изумлением убеждается в гигантских размерах последствий игры в кости, то когда-то другой историк с тем же удивлением и осуждением отнесется к такому явному предпочтению принципа игры перед почте­нием главы государства. Та же история отмечает давнишнее благословение оружия для смертной борьбы во имя того же самого Бога. Еще недавно мы были свидетелями, как много­численные страны заклинали одного и того же Бога помочь им уничтожить врага. Когда-то мы встречались с фактом, что главы государств возили с собой особого повара во избежание отравления и имели особое лицо для отведывания яств. Не к тому же ли самому приходится и теперь прибегать выдающим­ся представителям государственности.
Подобные сопоставления можно приводить нескончаемо. Все они вызовут одно и то же удивленное восклицание: «Но ведь это то же самое, происходило ли оно в глубокой древности или в несколько измененном виде и костюме происходит сей­час. Значит, мы никуда не ушли». Может быть, даже в древности оно происходило более откровенно и более картинно, чем до известной степени искупалось внутреннее лицемерие и гнус­ность. К тому же в древние времена меньше было написано о лицемерии, и законы Ману, Хаммурапи и первых законодате­лей были много кратче, хотя во многих случаях в сжатости своей были много внушительнее.
С тех давних пор много государств успело возникнуть и вновь уйти в небытие, так много властителей переменилось, что рекордам истории не угнаться было за этими сменами, и только свидетельства художника, донесшего до нас на монете, медали или стеле новое имя, дало нам намек об исчезнувшем еще одном победителе. Но эти смены не могут поражать, когда перед нами колоссальные смены всей планетной поверхности. Когда помимо полулегендарной, но уже осознанной теперь Ат­лантиды, мы имеем целый список исчезнувших в сравнительно недавнее время совершенно исторических островов. Целая сказ­ка превращений.
Остров Фалькон в Тихом океане был впервые замечен много лет тому назад и занесен на карту, но через несколько лет исчез под водою. Теперь, приблизительно год тому назад, он снова появился на поверхности.
В легендах о короле Артуре рассказывается об исчезнувшем острове Авалон.
Много рассказов сохранилось также о таинственном острове Св. Брендано.
К западу от Ирландии находился еще остров, о котором сохранилась только отметка на старинной венецианской карте и который одно время назывался остров Бразилия, а несколько позже был переименован в Терчейра. Он исчез незаметно под водою и о нем, кроме легенд, ничего не сохранилось.
Легенды о короле Артуре сохранили память еще об одном острове — «Львица», — лежащем где-то возле Корнуолла. На этом острове жил Тристан. Старинные английские хроники по­дробно описывают этот остров, его обитателей и его трагичес­кую гибель.
Одни острова исчезают, другие пики подымаются, кажущая­ся нам незыблемая почва движется немного менее океанской волны в своей относительности. Казалось бы, к движению этому человечество за свою долгую жизнь должно было уже привыкнуть. Именно этот принцип относительности и движе­ний должен был бы, наконец, обратить людское внимание и на свою собственную эволюцию. Еще просве­щенный Марк Авре­лий писал очень мудрое наставление: «Изучай движение светил как принимающий в них участие». Но этот мудрый совет пока что остается совершенно без применения. Если бы человечество в мыслях своих могло бы вознестись до дальних Миров, то какая быстрая и блестящая эволюция была бы уже осилена.
Знаю, вы скажете о всех новейших открытиях, полагая их как венец эволюции. Вы скажете об одиночных блестящих тео­риях, которые иногда на досуге прочитываются. Наконец, вы скажете о приемах так называемой цивилизованной жизни, ко­торые дают широким массам то, что когда-то принадлежало лишь властителям и верховным жрецам. Правда, наши города, отравляя человеческий организм и создавая искалеченное поко­ление, уже дают несколько возможностей пользоваться новыми открытиями. Но ведь мы говорим не о канализационной систе­ме цивилизации. Мы говорим не об овощах в жестянках и не жестяной музыке, мы говорим о том, что движет лучшие реше­ния человечества.
Ведь мы только что пережили ужасную и нелегкую войну. Мы только что заметили, что за десятилетие следствия войны не только не изгладились, но наоборот, они кристаллизовались и выросли в нас­тоящее бездействие. Разрослись в такое почти непоправимое бедствие, что только неожиданные в существе своем меры Культуры могут помочь ему. Сколько раз на школь­ной и университетской скамье мы слышали старый «mutatis mutandis» — перемените то, что надлежит переменить. С тех пор множество совершенно варварских фактов как военного, так и мирного времени нахлынуло; человечество еще раз могло убе­диться, как в то самое время, когда честнейшие элементы погибали на полях сражения и в мировых смятениях, подлое приспособление предательски набухало на чужой крови. Какая дьяволь­ская изобретательность была выражена этими темными, чтобы изобрести тысячи мер к наживе, отлично зная, как губи­тельно отзовется грабительство это на подрастающих поколени­ях. И теперь, если вы произведете какой-то совершенно тайный опрос, кто за войну и кто против, то еще совершенно не из­вестны будут результаты этого тайного голосования. Конечно, множество женщин подадут голос против войны; конечно, Культурные круги несомненно восстанут против этого бедствия, так же как многие рабочие массы. Но не будем думать, что число черных записок будет мало. Как многообразно разветвля­ются корни подлости и какие грустные и забавные доводы будут приведены, чтобы опять вернуться к безответственному времени, когда все позволено и все можно объяснить лицемер­ным участием в общем деле. Жутко вспомнить о тех преступнейших поставках и гнилого, и вообще несуществовавшего материала. Ужасно для достоинства человеческого оглянуться на подложные документы, преступные отписки и приказы, вследствие которых погибали многие тысячи людей.
«Но ведь это прошло», — скажете. С тех пор мы имели уже такое количество пактов, конференций и финансовых поста­новлений. Исполнился план такой-то и такой-то, а в резуль­тате усилившееся разорение, разоружались и даже унич­тожались ни в чем неповинные корабли, чтобы заменить их еще более вредоносными сооружениями. Даже в магазинах мы позаботились озонировать воздух, в то время как научные ла­боратории изощряются в изобретении новых удушливых газов. Не мирную ли премию мечтает получить по химии ученый, изобретший газ наиболее смертельный? Ведь кто-то и сейчас, в эту самую минуту, мечтает о таком достижении науки, чтобы сразу одной братоубийственной посылкой умертвить целые на­селенные местности. А, может быть, другой просвещенный ученый мечтает о «счастливом» отравлении всех вод, чтобы все живущее погибло. На это мне скажут — это не ученые вы­думывают такие убийственные вещи, это техники, инженеры. Нет, милые, без ученых познаний такой убийственной мерзос­ти не выдумаешь. И разве не был ученым открывший луч смерти, но по велению пространственной справедливости отправившийся в преисподнюю вместе со своим злобным изо­бретением.
А ведь дело могло бы значительно упроститься, если бы ученые, подобно клятве медиков, поклялись не выпускать из лаборатории никакого вредоносного открытия, тем более, что многие из этих ужасных газов и лучей, может быть, только одним ингредиентом, могут быть обращены на истинную поль­зу человечества. «Mutatis mutandis!» В дни наибольших глубоких смятений надо спешно переменять то, что подлежит перемене. И прежде всего надо начать переменять то, что во вред, и то, что на пользу. Не прикидывайтесь дурачками, будто вы не зна­ете то, что есть на пользу. Каждое сердце человеческое в глу­бине своей отлично знает, где есть польза общая, польза ближним, а вместе с тем и польза самому себе. Ибо в созида­нии нигде не сказано о саморазрушении. Истинная общая польза есть польза и самому себе, ибо сам-то он будет часть общественности.
Заменяя в пользу то, что было во вред, то есть заменяя преступное разрушение созиданием, мы и сделаем то, что нужно для эволюции. Мы сделаем то, что нужно не для эволю­ции цивилизации, но для эволюции Культуры. Некто в безумии старался измыслить такое акционерное общество, которое бы предприняло на экваторе шахту самой бездонной глубины и, наполнив ее новейшими веществами ужасающей взрывчатой мощи, неслыханным взрывом попыталось бы расколоть плане­ту. План безумный, но в радикальности своей он, пожалуй, заслуживает боль­шего внимания, нежели изобретение новых смертоносных газов. А тайное покровительство наркотикам, разлагающим целые поколения, умертвляющим целые нации, славные в своем прошлом! Разве же этот бич человечества, куда больший, чем сифилис, рак и чахотка, разве он не должен быть изъят из жизни? И разве каждый из нас не может назвать множество проблем, заслуживающих немедленного изъятия из обихода?
Какие-то лучшие, какие-то просвещенные должны неотлож­но объединиться для воздействия на тьму невежества, извраще­ние и предательство. Должны объединиться во всех странах эти лучшие, не во имя полицейских мер и вызывающих противо­действие запретов, но во имя Света и просвещения, как тако­вого. Очувствовав в сердце своем всю неотложность эволюции Культуры, эта светлая Лига Культуры должна сойтись, отбросив все мелкие условности, и должна действенно во Благо челове­чества переменить то, что надлежит изменению.