"Вся жизнь слагается именно сроками космическими.
Сроки эти обозначаются совпадением назревшей кармы
того или иного народа, или даже народов с определенными
сочетаниями светил, результатом чего являются новые повороты
в историческом ходе народов или в жизни планеты".
"Письма Елены Рерих", Т. II, Рига, 1940. С. 89.
- Именно в XX веке, наряду с другими значительными изменениями в науке, начал формироваться целостный подход к явлениям природы и человеческого общества. Забытые мысли древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, планеты и Космоса, о фундаментальном единстве макро- и микрокосма вдруг нашли неожиданные подтверждения в научных открытиях и заставили экспериментальную науку Запада обратить внимание на умозрительную философию Востока. Начался процесс взаимного обогащения: одухотворение науки Запада и "онаучивание" духовных достижений Востока. Предчувствия наступающих изменений или приближение нового витка в развитии человека и планеты повысили интерес ученых к проблемам космической эволюции, к духовно-культурным процессам, лежавшим в основе этой эволюции. Вместе с тем шел поток информации, охватывающий самые разные области знаний, соединивший в себе мысль Востока и Запада, интуицию и науку, древность и современность. Суть этой информации соответствовала тем проблемам, которые волновали и интересовали интеллектуальную часть человечества в XX веке. К тому же она шире, чем современная наука, трактовала такие фундаментальные понятия, как материя, дух, энергия, и рассматривала Мироздание как грандиозную и беспредельную систему одухотворенного Космоса, включающую в себя множество энергетических структур, в том числе и человека. Сообщались сведения о взаимодействии этих структур между собой и о влиянии этого взаимодействия на космическую эволюцию.
- Единый блок знаний, источники которого были еще неизвестны, нес человечеству новое мировоззрение, которое называлось энергетическим. И несмотря на определенную подготовленность лучшей части ученых к восприятию такого мировоззрения, тем не менее, для науки в целом оно было новым и не вполне приемлемым.
- Возможно, все это и кануло бы в безвестность, если бы не присутствие двух посредников, чья миссия состояла в том, чтобы довести эти знания до человечества в удобной и воспринимаемой им форме. Этими посредниками или вестниками, как их еще называли, оказались супруги Рерихи, Николай Константинович и Елена Ивановна. Знания им передавала немногочисленная и анонимная группа Учителей или Махатм ― Великих душ, стоящих на лестнице космической эволюции много выше современного человечества. Контакт Рерихов с Учителями начался в Лондоне в 1920 г. и продолжался всю их жизнь, значительную часть которой они провели в Индии. Елена Ивановна ― образованнейший человек своего века и выдающийся философ - подготовила вместе с Учителями или Космическими Иерархами, серию книг, называвшихся Живой Этикой, или Агни Йогой. Эти книги она регулярно публиковала в течение 20-х―30-х годов. Николай Константинович ― величайший художник и деятель культуры сумел воплотить в своих картинах и литературных произведениях идеи Учителей.
- Н.К.Рерих «Fiat Rex»
- Триптих. Центральная часть.
- Вобрав в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечества, идеи Живой Этики не были ни отвлеченными, ни абстрактными. Сложившись в природном космическом потоке, они несли в себе огромный энергетический заряд действенности, устремляя человечество к будущему, к переходу на новый эволюционный виток, к духовному совершенствованию. Охватывая широчайший диапазон космических процессов, Живая Этика способствовала такому пониманию человеком событий, "которое бы отражало суть и основу всей Вселенной", ― по словам самого Рериха. Осмысливая место человека в системе космической эволюции, создатели Живой Этики утверждали, что "человек является источником знания и самым мощным претворителем космических сил"1, что он есть "часть космической энергии, часть стихий, часть разума, часть высшей материи"2. Человек в своем бытии не может быть отделен, обособлен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос. Взаимодействие энергетических структур мироздания в процессе энергообмена с человеком является главной движущей силой его космической эволюции. Сам этот процесс обширен, сложен и мало изучен современной наукой. Однако лишь в результате него происходят те вспышки энергии, которые двигают человечество. Человек вступает в энергообмен с себе подобными, с объектами, находящимися на поверхности планеты, с самой планетой, с различными космическими телами, в первую очередь, с Солнцем, планетами солнечной системы, созвездиями Зодиака, созвездием Орион и, наконец, с мирами иных измерений и иных состояний материи. Механизм энергообмена имеет ряд пространственных центров, играющих роль трансформаторов, которые повышают и понижают напряжение и вибрации энергий, участвующих в обмене. В результате этого энергетический потенциал человека и космических тел меняется и возникают условия для их эволюционного продвижения. Энергетика есть первопричина всех процессов, происходящих в Космосе. Она же играет основную роль и в переходе человека от состояния объекта эволюции к ее субъекту. Его протяженность есть путь духовно-культурного совершенствования человека, в итоге которого человек от пассивного и несознательного участия в эволюции переходит к активному и сознательному. Соблюдая Великие законы Космоса, человек обретает способность влиять на ход и качество эволюции. Из тех, кто стал сознательным субъектом эволюции, и состоит Иерархия одушевленного Космоса, представленная на Земле Учителями.
- Книги Живой Этики.
- Эволюционные процессы одушевленного Космоса действуют согласно объективным Великим законам Космоса. Сочетание этих законов определяет общие и частные цели эволюции. Все законы Космоса свидетельствуют о приоритете духа, который создатели Живой Этики рассматривают как силу природы и энергетическое явление. Искра этого духа находится в каждом человеке и живет и действует в нем согласно свободе его воли. Главной же задачей самой эволюции является одухотворение материи, повышение ее энергетики, последующее изменение ее качества и, наконец, утончение, совершенствование. Важнейшую роль в реализации этой задачи играет синтез.
- Такие явления, как культура, самоорганизующаяся система духа, как любовь и красота, несущие в себе тонкую и высоко-вибрационную энергетику, как сама психическая энергия человека, являются оплотом эволюции и определяют ее качество. Отсутствие по тем или иным причинам такого основания прерывает путь Космической эволюции и ввергает человека в воронку инволюции.
- Все, что происходит на земле, определяется процессами космической эволюции, ее законами и ее особенностями. Этим же, а не "способом производства" меряется и земной исторический процесс, энергетическая причина которого действует в сложнейшей гамме космических явлений.
- "Если бы, вместо мнимых нововведений, ― отмечали Учителя, ― и установлений, человечество обратило внимание на законы космические, можно было бы установить равновесие, которое все больше и больше нарушается, начиная с закона зарождения и до космического завершения. Законы утвержденные едины. На всех планах можно утвердить единство. Путь эволюции проходит, как нить, через все физические и духовные степени. Потому государственный и общественный строй могут применить все Космические Законы для усовершенствования своих форм"3.
- Согласно идеям Живой Этики и исследованиям крупных ученых XX века, исторический процесс, субъектом которого является человек, есть необходимая творческая часть эволюции Космоса и объективный природный процесс, протекающий в рамках действия Великих законов Космоса. Процесс этот находится в пространстве взаимодействия духа и материи, и его особенности, в конечном счете, определяются этим взаимодействием.
- Один из крупнейших русских философов Серебряного века Н.А.Бердяев писал по этому поводу: "Тема о всемирной исторической судьбе человека есть тема об освобождении творящего человеческого духа из недр природной необходимости, из этой природной зависимости и порабощенности низшими стихийными началами"4.
- "Жизнь духа, ― утверждали Учителя, ― есть основание эволюции"5. Если это так, то природная сила духа есть одна из главных составляющих и самого исторического процесса. "Объединившись с материей, дух может освободиться лишь путем усовершенствования, ибо с момента осознания освобождения утверждается отрыв. В Космической Лаборатории эти два принципа ― объединение и освобождение ― основы творчества. Лишь стремительность духа приводит к освобождению, которое отзывается на сознании и сердце. Стремление духа нагнетает тончайшую вибрацию. Так освобожденный дух знает космическую огненную вибрацию. Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни"6.
- Океан человеческой истории, как и сам Космос, испытывает приливы и отливы, взлеты и падения, расцветы и умирания, имеет свои циклы, сроки, использованные или упущенные возможности. Знание Великих законов Космоса, умение четко определить причину и следствие, глубокое проникновение в суть энергетических закономерностей эволюции позволили Учителям овладеть мастерством точного исторического прогноза. На нас это зачастую производит впечатление чудесных пророчеств или даже какого-то таинственного волшебства. Но что такое пророчество? ― спрашивают Махатмы. ― "Предуказание определенного сочетания частиц материи"7.
- Развивая мысль об истории как природном процессе, Учителя ставили ее в ряд естественных наук, отвергая существование отдельного цикла общественных наук, не связанных с исследованиями природы и Космоса. "Обычная ошибка в том, что пытаются разделить социальные и научные построения"8. История, как и другие естественные науки, связана с изучением энергий и того главного энергетического принципа, который формируется в духовной жизни народа и действует в согласии с объективными космическими законами. Именно этот принцип и заключает в себе ту информацию, которая, будучи осознана, становится сутью исторического творчества. В такой информации обычно содержится конкретная программа данной ступени культурно-исторической и космической эволюции народа.
- Исторические исследования Николая Константиновича Рериха, которые еще не оценены нами по достоинству, были связаны именно с анализом воздействия Великих законов Космоса на различные периоды нашей истории. Этому была посвящена и его Центрально-Азиатская экспедиция, которая имела большую эволюционную нагрузку.
- Древние пути миграций, переселения народов, причины ими двигавшие интересовали Рериха еще в молодости. Ему казалось, что в этом, с первого взгляда, хаотичном движении заключена какая-то еще не раскрытая закономерность, заставлявшая огромные человеческие массы сниматься с места и пересекать необозримые пространства континентов. Это движение напоминало какую-то неотвратимую стихию, овладевавшую людьми. В нем было больше от природы, нежели от самого человека. В такие моменты сознание человека руководилось чем-то таинственным и неведомым. Н.К.Рерих понял эволюционную неизбежность таких людских потоков, их космический смысл. Знания, пришедшие от Учителей, подтвердили его ранние прозрения.
- В любом историческом процессе звучал ритм эволюции и различались ее гигантские волны. Переселения народов несли в себе этот ритм, а стихийная сила, двигавшая ими, была космична и заключала в себе импульс планетарного энергетического обмена. Утверждения ортодоксальных историков, что движение народов связано с поиском лучших плодородных земель или богатых пастбищ, не удовлетворяли Николая Константиновича. Он видел за этим причины иного порядка и обращал внимание, в первую очередь, на роль человеческого духа. "Великие переселения народов, ― писал он, ― не случайность. Не может быть случайностей в мировых постоянных явлениях. Этою особенностью закаляются наиболее живые силы народов. В соприкосновении с новыми соседями расширяется сознание и куются формы новых рас. Поэтому живая передвигаемость есть один из признаков мудрости"9.
- В таких переселениях накапливалась энергия дальнейшего эволюционного продвижения человечества. За несколько тысячелетий до нашей эры разлилась по огромным просторам Азии и Европы новая индоевропейская общность народов. "Из-за Канченджунги началось великое переселение, несение вечной "Священной весны"10. Рерих был уверен, что Гималаи были прародиной этой общности. "...Именно нагория Гималаев и Трансгималаев, ― отмечал он, ― были одним из главных пунктов переселения народов, объединяя этим лучшие стили Запада, выдвигая скифику, напоминая о Романском стиле и прочих незабываемых культурных сокровищах"11. Он тщательно изучал так называемый "звериный" стиль евразийских кочевников, заполнивших равнины Европы и Азии в I тысячелетии до н.э. Загадочный кочевой мир вызывал неоднозначные оценки и по-разному осмысливался историками. Многие из них отказывали в историческом значении этому миру, принижали его культуру и отмечали в кочевниках только жестокость, невежество и агрессивность. Рерих
- Образцы предметов, выполненных в «зверином стиле».
- Иран, V в. до н.э. Музей Метрополитен. Нью-Йорк.
- смотрел на все это по-иному. Он видел в глубинных процессах, происходивших многие века назад в степях и на равнинах Евразии, отражение космических закономерностей и соотносил историю человечества с великими циклами Беспредельности.
- Кочевники ворвались на евразийские просторы, когда древние цивилизации оседлых земледельцев уже умирали. Как океанские валы, прокатились они по Планете, неся в себе энергетику, напитавшую затем бесчисленные поколения различных народов.
- Земледельческие цивилизации умирали от недостатка энергетики, их искусство становилось тяжелым, невыразительным и прагматичным, а их социальный строй ― деспотическим. Опускаясь в провалы циклов океана истории, эти цивилизации уже не были способны самостоятельно взлететь на гребень волны нового расцвета. Великие переселения народов и движения кочевников принесли цивилизации и культуре Планеты свежий энергетический заряд. Этот заряд сообщал духовной эволюции нужную для дальнейшего восхождения динамическую силу. Новая энергетическая атмосфера планеты, созданная этими процессами, определила особенности переломного VI века до н.э. с его новыми духовными исканиями, философией, наукой, искусством.
- Культурный синтез, сформировавшийся кочевым миром на безбрежных просторах Евразии, подарил нам тот уникальный "звериный стиль", в котором сосуществуют самые разнообразные элементы культуры Востока и Запада.
- "Богатство так называемого "звериного" стиля именно является одним из неутомимо накопленных сокровищ. Как мы говорили, оно не только потребовано какими-то ритуалами. Оно широко разлилось по всей жизни, укрепляя и дальнейшее воображение к подвигам бранным и созидательным. Химера Парижского собора, разве не вспоминает она о пространствах Ордоса или о Тибетских нагорьях, или о безбрежных водных путях Сибири? Когда богато-творческая рука аланов украшала храмы Владимира и Юрьева-Польского, разве эти геральдические грифоны, львы и все узорчатые чудища не являлись как бы тамгою далеких азиатских просторов? В этих взаимных напоминаниях звучат какие-то духовные ручательства, и никакие эпохи не изглаживают исконных путей"12.
- Браслет в «зверином» стиле. V-IV в. до н.э.
- Музей Виктории и Альберта. Лондон.
- Золотая застежка, «звериный» стиль.
- Сибирская коллекция.
- У начала нашего эволюционного витка (он завершается XX веком) стояли те народы и племена, которые двигались через время и пространство, оставляя за собой объединительные знаки культуры. Они строили и создавали энергетическое поле этой культуры, опираясь на него восходили по лестнице духовно-культурной эволюции идущие за ними.
- "Вы знаете, что великая равнина России и Сибири после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов. Изучая памятники этих переселений, вы понимаете величие этих истинно космических переселений.
- Из глубин Азии по русским равнинам прошло несметное количество племен и кланов. И пробившись до Океана, эти странники, завершая свой путь через века, снова обернулись к России. И снова принесли ей обновленные формы своей жизни"13.
- В этом небольшом отрывке содержится ключ ко всей русской культуре...
- Каждая историческая эпоха создает свои формы эволюционного энергетического обмена. Наивно полагать, что современное человечество вдруг в какой-то момент придет в движение и, снявшись с мест, запылит из одного конца планеты в другой, как это было тысячелетия назад. Осмысливая исторические процессы нашего непростого и бурного века, Рерих искал в нем те механизмы энергетического обмена, которые были свойственны этому веку. Многое в его размышлениях созвучно мыслям великого русского ученого В.И.Вернадского о ноосфере как новой ступени в развитии человечества. Вернадский считал, что научная мысль и средства сообщения являются важнейшими моментами в формировании ноосферы. "Знание должно быть всемирным, ― писал Рерих, ― и поддержано в полном сотрудничестве. Пути сообщения не знают преград, так же и пути знания должны процветать в обмене мнений"14. И еще: "Сообщения подводные, водные, подземные, надземные и воздушные предоставляют свои услуги для ускоренного обмена и, казалось бы, особенно напряженной деятельности"15.
- Движение научной мысли, не стесненное искусственными преградами, пути сообщения, переносящие миллионы людей из конца в конец Планеты, средства связи, позволяющие людям обменяться мыслями в фантастически короткое время ― все это важнейшие направления энергетического обмена нашего века, продвигавшего человечество к новому эволюционному витку космической спирали или, если хотите, к ноосфере по Вернадскому. Прекрасно понимая роль таких форм энергетического обмена, Рерих обращал особое внимание на духовное качество самого обмена, на необходимость его правильного и полезного для эволюционных изменений наполнения. "И если даны людям необычайные возможности передвижения и сообщений то, ведь прежде всего они должны быть направлены к посылкам духовных ценностей. Тех ценностей, которыми созидались сильнейшие государства и которые давали эпохи расцвета и возрождения, перед чем сейчас восторженно трепещет сердце. Если мы не вспомним опять о великих ценностях духа, то в какую же бездонную тьму мы можем погрузиться!"16.
- Он считал, что наука сама по себе должна быть подвижна и должна способствовать энерго-информационному обмену. Созданный им в Индии Институт Гималайских исследований работал методом ашрама. Далекие и близкие экспедиции, собирание разнообразного научного материала в самых неожиданных местах гималайского региона, а затем его обобщение приносили плодотворные результаты. Так веха древности послужила важным основанием для развития нового подхода к научным исследованиям, к научной подвижности. "Нужно то, что индусы так сердечно и знаменательно называют "ашрам". Это ― средоточие. Но умственное питание "ашрама" добывается в разных местах. Приходят совсем неожиданные путники, каждый со своими накоплениями. Но и сотрудники "ашрама" тоже не сидят на месте. При каждой новой возможности они идут в разные стороны и пополняют свои внутренние запасы. Недаром давно сказано, как один настоятель монастыря, когда братия уходила в странствия, говорил: "Наша обитель опять расширяется"17..
- В эпохи, когда исторический процесс вновь набирал свою энергетику, когда возникло осознание духовных ценностей и культура становилась критерием жизни, происходили изменения к лучшему, начиналось возрождение и побеждали силы созидания. Волна материи достигала своей высшей точки, на какое-то время задерживалась в ней и вновь начинала скользить вниз, чтобы потом вновь взлететь пенным гребнем. В этой высшей точке и шло эволюционное творчество, возникали возможности объединения и динамичного духовного продвижения. "После разрушений и отрицаний во всей истории человечества создались целые периоды созидания. В эти созидательные часы все созидатели всех веков и народов оказывались на одном берегу"18. Рерих обладал удивительной способностью единой фразой обозначить сложнейший процесс ― "..созидатели всех веков и народов оказывались на одном берегу". Иными словами, вновь активизировались все предыдущие культурные накопления, которые до времени казались погребенными под толстым слоем пыли упадка и забвения. Он пристально следил за этим движением истории и видел, как странная и загадочная закономерность определяет даже открытия и нахождения, которые выносила на поверхность земля, как бы давая понять, что наступил срок определения того, что необходимо людям для эволюционного продвижения по пути из прошлого в будущее. С этой точки зрения, необычной и неожиданной для нас, Рерих рассматривал даже археологию. Он ощущал единый и целостный процесс движения материи человеческой истории, как никто другой. Он родился историком, как рождаются музыкантами, художниками, поэтами. В нем с самого начала жила историческая интуиция, историческое предвидение, подкрепленное позже философией его Учителей.
- "В истории человечества, ― писал Рерих, ― поучительно наблюдать знаменательные волны открытий. Нельзя сказать, чтобы они зависели лишь от случайно возбужденного интереса. Вне человеческих случайностей точно бы самые недра земли, в какие-то сужденные сроки открывают тайники свои. Как бы случайно, а в сущности, может быть, логически предуказано, точно бы океанские волны, выбрасывают целые гряды знаменательно одноподобных находок. Так и теперь, после Венгрии, после Кавказа и Сибири появились прекрасные находки Луристана, среди Азиатских пространств, а теперь и Алашани и Ордоса и, вероятно, среди многих других, как бы предназначенных местностей.
- Золотая застежка, «звериный» стиль.
- Сибирская коллекция.
- Знаки великих путников выступают не случайно, и потому особое внимание к ним тоже далеко от случайности. Словно бы недра земли раскрываются и поучают, когда нужно, богатствами, накопленными ушедшими племенами.
- Великие путники оставляют знаменательные знаки"19. Это "вне человеческих случайностей" свидетельствовало о том, что Рерих достаточно хорошо себе представлял объективные силы, действовавшие в океане человеческой истории. Он писал о высшей справедливости истории, которая вопреки стараниям людей объективно оценивает события и судьбы и запечатлевает эти оценки в материи человеческого духа.
- Золотая бляха, «звериный» стиль.
- Сибирская коллекция
- "Сама история уже начинала выдвигать оценку неоспоримую, и условное невежественное суждение современников стыдливо стиралось, уступая место более приличным наименованиям.
- Во всех проявлениях жизни постоянно видим мы эту кристаллизацию ценностей, произведенную уже космическим сознанием. Одни знаки и символы почему-то стираются, а другие даже все потрясения и бури проходят невредимо и остаются поучительно"20.
- Введение в историю категории космического сознания, которое кристаллизует ценности, отбирает то, что помогает двигаться по ступеням космической эволюции и предает забвению факторы, мешающие, разрушающие или незначительные, является совершенно новым подходом к философии истории. Космические законы пронизывают всю структуру одухотворенного Космоса, и ни один процесс, происходящий в человеческом социуме, а тем более история не может существовать вне их.
- "Но законы жизни, ― писал Рерих, ― куют непреложную эволюцию. Величайшее счастье видеть, как вопреки всем предрассудкам и суевериям, жизнь складывает свои ступени и выявляет смысл творческого труда"21.
- И сам человек, и сам народ являются носителями космических законов, которые складывают судьбу индивидуума и судьбу целой нации. В этой судьбе есть та предопределенность, которая обуславливается Великим Законом Кармы или Космическим законом причинно-следственных связей. Карма выбирает тех, кто является субъектом истории, влияет на нее и двигает ее. "Жанна д'Арк, ― размышляет Рерих, ― могла остаться сельской провидицей, могла пророчествовать и исцелять. Могла окончить работу почитаемой аббатисой, а не то и уважаемой гражданкой. Ко всему были пути. Но великий Закон должен был в ней найти еще одно светлое свидетельство Истины. Пламень ее сердца, пламень костра - венец пламенный, все это далеко поверх обычных законов. Даже поверх обычного воображения человечества"22.
- Вот эти "светлые свидетельства Истины", проявляющиеся в творческих личностях, и есть те "светлые вехи Нового мира"23, по которым движется история человечества, составляющая временно-пространственную основу его эволюции.
- Рерих увязывал в одно целое движение космических энергий, изменение коры планеты и перемещения человечества, вызванные рядом крупнейших событий XX века. Все перечисленное взаимодействовало друг с другом в одном океане материи.
- "С 1914 г. человечество пришло в космическое беспокойство... Все поднялось. Все поехало"24. Ощущая это "космическое беспокойство", Рерих хорошо понимал, что судьбы народов приведены в движение таинственными энергетическими изменениями, произошедшими в самом Космосе. "Космическое беспокойство" предвещало не только долгую Великую войну, но и качественные эволюционные изменения. На его пророческих полотнах возникали сюжеты, которые получили свое реальное истолкование много позже. "Решительно, во всем чувствуется поворот рычага эволюции". Или предстоит быстрое одичание и разрушение или возможно чудесное преображение жизни. Космический Закон свободной воли представлял человечеству выбор: или разрушение, или преображение. История всего XX века явилась полем борьбы этих двух основных эволюционных тенденций. Разрушение означало хаос, преображение ― победу Космоса. XX век готовил человечество к переходу на новый эволюционный виток. И от самого человечества, от его осознания происходящего зависело, сорвется ли оно с прямой, ведущей вверх к новому витку, или преодолеет эту высоту и выйдет на более высокую космическую орбиту. Рерих видел те эволюционные изменения, которые уже происходили в земной жизни и которые он называл знаками. "Знаки новой эволюции стучатся во все двери. Чудесные энергии, могущественные лучи, бесчисленные открытия стирают условные границы и изливаются в трудах великих ученых. Древность выдает нам свои тайны, и будущее протягивает свою мощную руку восхождения"25.
- Научный взрыв 20-х годов был знаком эволюции. Поворот крупнейших ученых к древним философским системам Востока также был знаком эволюции. Этих знаков с начала века уже накопилось довольно много. С годами их число росло. В эти знаки вписывались работы Вернадского, Циолковского, Чижевского, Нильса Бора, Тейяра де Шардена. Наука сама становилась эволюционным знаком, предвещая небывалые в этом отношении изменения. Однако сама суть XX века несла в себе альтернативную неустойчивость, борьбу противоположений и возрастающее на этом фоне взаимодействие космических сил с судьбами земных народов. Все это безмерно увеличивало ответственность человечества за свое будущее и будущее Планеты. Но очень немногие осознавали это. Люди продолжали жить своей обычной жизнью, которая, как казалось им, не имела никакого отношения ни к Космосу, ни к новым научным теориям, ни к идеям Живой Этики, ни к призывам и тревоге, звучащим в рериховских очерках и полотнах. Или... или ― перед человечеством стоял выбор.
- XX век как бы повторял середину I тысячелетия до нашей эры, когда возникла и формировалась новая общность людей, энергетически определяемая как пятая раса, или скорее пятый вид человечества. "Примерно за две с половиной тысячи лет назад, ― писал по этому поводу В.И. Вернадский, ― "одновременно" (в порядке веков) произошло глубокое движение мысли в области религиозной, художественной и философской в разных культурных центрах: в Иране, в Китае, в арийской Индии, в эллинском Средиземноморье (теперешней Италии). Появились творцы религиозных систем ― Зороастр, Пифагор, Конфуций, Будда, Лао-Цзы, Махавира, которые охватили своим влиянием, живым до сих пор, миллионы людей"26.
- XX век, который, как и его далекий предшественник VI в. до н.э., вплотную подошел к эволюционным и историческим изменениям и дал Планете целую плеяду гениальных ученых, совершивших известный нам научный "взрыв" и создавших новую картину Вселенной. Этот процесс сопровождался появлением философов и религиозных мыслителей, вышедших из глубин русского Серебряного века. Именно через энергетику таких личностей человечество на границе новой эпохи реализует духовно-культурные задачи эволюции и исторического процесса. "Творчество космическое, ― сказано в одной из книг Живой Этики, ― собирает гармонические энергии. Этот принцип настолько непреложен, что он является качеством, которое называют необходимостью. Эта необходимость, конечно, утверждается принципом Иерархии"27. Иными словами, в такие моменты в историческом процессе на земле участвуют и воплотившиеся космические Иерархи, которые сами собой знаменуют эту космическую необходимость и ее практическое действие.