ШАЛЯПИН И СТРАВИНСКИЙ

Записываю два мнения русских художников. Шаляпин после своей харбинской и шанхайской поездки возопил: «...к сожалению моему, как вам уже из газет известно, от некоторой части русских мне пришлось просто-напросто убежать!.. Третьего концерта в Шанхае я не пел, хотя он был объявлен. Утром этого дня я, никому не говоря ни слова, покинул Шанхай с глубочайшим отвращением. Ничего я, разумеется, не боялся, но стало мне невыносимо противно. Много я на своем жизненном пути встречал разных зоологических типов. Одни с длинными ушами, другие с лягающими копытами, но тут я столкнулся с зоологическими типами в больших рогах. А я только артист, не тореадор!
Меня желали использовать в чуждых мне совершенно политических целях, и когда я от этого – прямо скажу – брезгливо уклонился, меня признали “врагом эмиграции” и “жидовским прихвостнем”. Да, конечно, правда, что я враг эмиграции, если эмиграция то, что я собственными глазами с чувством ужаса и отвращения видел в Харбине. В конце марта японцы приурочили ко дню падения Мукдена какой-то авиационный праздник. Естественно, они праздновали свою национальную победу над врагом. По городу длинной лентой без конца тянулась процессия. Японские части, манчжурские – все роды оружия. И что же, вы думаете, выпало мне увидеть? В русских военных и кадетских мундирах человек четыреста шествуют в строю в память поражения русской армии!.. Вот это незабываемое впечатление позора окрашивает для меня все то, что произошло...»
Во время своей последней поездки в Прибалтику Стравинский сказал: «Прежде всего нужно понять одну и главную причину упадка и угасания культуры. Это – грех. Падает вера. Европа поглупела. Исподволь и понемногу ее охватывает кретинизм. Надо бы начинать с того, чтобы учить ребенка творить крестное знамение. Воздвигать алтари нужно горней, а не земной любви, приникать к Евангелию, задумываться над Иоанном Богословом. Этот путь не обманет. Нужно постигать религию не умом – ум здесь может только помочь, он – компас путника, но не сам путник. Три символа, три силы двигают миром и спасают его: вера, надежда и любовь».

1937