"Во всех условиях нужно хранить то,
чем жив дух человеческий".
Н.К.Рерих "Летопись искусства"
"Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего" – этот автограф, данный Н.К.Рерихом для открытки-портрета, выпущенной Общиной святой Евгении (Красного Креста) в начале 1920-го года, несомненно является главным девизом всей жизни и творчества великого мастера и основным его заветом молодежи. Идея единства и неразрывной преемственности культуры как основного двигателя и главного показателя эволюции человечества красной нитью проходит через всю неутомимую деятельность художника.
Несмотря на внутреннее сущностное единство культа Света – так Рерих истолковывал само понятие культуры - мировое древо культуры имеет множество ветвей национальных культур, каждая из которых отличается неповторимым своеобразием, вносящим свои чудесные достижения в духовную сокровищницу планеты. Каждый человек уже в силу своего рождения становится причастным к той или иной национальной культуре. Он впитывает ее с молоком матери, едва родившись на свет, с колыбельными песнями в младенчестве, со сказками и преданиями в детстве и со всем обрядовым, этическим и эстетическим укладом жизни. Постепенно он сам становится носителем, а затем и со-творцом культуры своего народа. "Что бы ни происходило в мире, какие бы ни наступали потрясения, но летопись Культуры должна протекать неприкосновенно", – говорил Н.К.Рерих. И одну из принципиально важных ролей в этом процессе играет мир архитектуры, образующий непосредственную жизненную среду человека и несущий в себе в образно-эстетическом выражении основные устои мироощущения народа.
Русский по рождению Н.К.Рерих рос в мире русской национальной культуры. Восприимчивый и наблюдательный мальчик с развитым и эстетическим чувством и воображением активно впитывал красоту окружающей жизни. Национальная культура рано осознается им в качестве фундаментальной основы бытия. Уже в раннегимназических сочинениях он записывает оригинальные наблюдения над архитектурой русских городов, где Москва, например, ставится в пример Петербургу за сохраненное ею "чисто русское" лицо. Летние тетради Рериха-гимназиста заполняются записями сказок, песен, преданий. Его первые литературные опыты создаются в фольклорном ключе. Архитектура в качестве зримого образа национальной культуры все больше занимает воображение юного художника. Так, в письме одному из друзей по Академии художеств Льву Антокольскому он пишет: "Ты, наверное, едешь в Москву... Как будешь в Кремле и поглядишь на Замоскворечье, то вспомни меня и поклонись от меня этому широкому русскому простору".
К сожалению, сегодня этот один из самых величественных во всей России видов на сказку русской архитектуры безвозвратно ушел в небытие, как и многие другие большие и малые памятники нашей культуры.
Уже с первых лет вступления в самостоятельную жизнь Николай Рерих активно включается в борьбу за охрану памятников истории и культуры. Сам он считал это семейной традицией и не раз вспоминал в своих записях о прадеде-офицере, который отказался во время сражения уничтожить церковь, использовавшуюся неприятелем, и об отце, построившем новую церковь для крестьян одного из сел близ своего имения под Петербургом. После окончания учебы в Академии и Университете Н.К.Рерих командируется Русским археологическим обществом в Псковскую, Тверскую и Новгородскую губернии для изучения вопроса о состоянии памятников старины. И в том же 1899 году молодой художник предпринимает поездку по "великому водному пути" и пишет первую большую статью о памятниках русской старины "По пути из варяг в греки". В одной из таких поездок он знакомится с будущей спутницей всей своей жизни Еленой Ивановной Шапошниковой. Уже вместе с нею в 1903-1904 годах он совершает большое путешествие по древнерусским городам, которое впоследствии назовет паломничеством. Путь пролег через Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев Польской, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков, Углич и многие другие города, составившие славу русского зодчества. Позднее Рерих часто бывал на Смоленщине и Новгородчине, на Валдае и в других исторических областях России. В этих поездках была создана знаменитая архитектурная серия картин и этюдов, запечатлевшая целый пантеон образов древнерусской архитектуры. Выставка этих работ стала подлинным событием в культурной жизни страны. Вместе со статьями Рериха в столичной прессе она громко заявила о необходимости изменения чисто "археологического" отношения к памятникам высокого искусства русских зодчих. Одним из первых в его время Рерих поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и стенописи и необходимости ограждения их от варварского уничтожения и искажения невежественными "поновлениями".
В 1910 г. Н.Рерих с горечью писал:
"Последовательно прошли передо мною Московщина, Смоленщина, вечевые города, Литва, Курляндия и Ливония и везде любовь к старине встречалась малыми, неожиданными островками и много, где памятники стоят мертвыми... Мало мы еще ценим старинную живопись... Даже самые слепые, даже самые тупые скоро поймут великое значение наших примитивов, значение русской иконописи. Поймут и завопят и заахают".
В борьбу за охрану памятников Рерих включается с присущими ему неиссякаемой энергией и энтузиазмом. Он является одним из главных организаторов и входит в Совет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Вместе с Васнецовым, Щусевым и другими создает и деятельно руководит работой Общества возрождения художественной Руси; становится инициатором создания Фонда древней Руси для изучения и поддержания памятников старины путем Всероссийской подписки, лотерей, церковного сбора.
В очерке "Всенародное" Рерих убедительно писал: "Признано, что в деле общекультурных устоев страны уже пора обращаться не только к правительственным учреждениям, но прежде всего к народу. Уже надлежит народу знать свою историю, знать свои сокровища, беречь свои богатства... Из ста тридцати миллионов людей если одна двадцатая часть задумается о значении древности, и то составится крупная сумма. По рублям полмиллиона соберется".
Рерих принимает участие и в работе комиссии по изучению и описанию старого Петербурга, создает и возглавляет в городе комиссию по учреждению Музея допетровского искусства и быта. Он принимает непосредственное участие в реставрации многих исторических памятников, таких, например, как храм Василия Блаженного в Москве. В годы первой мировой войны художник создает и руководит мастерскими по обучению ремеслам увечных воинов при лазаретах Северного района Красного Креста в Петербурге. А в 1915 году он избирается председателем Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов.
Эта самоотверженная кипучая деятельность Рериха ждет сегодня своего подробного исследования и освещения; статьи, материалы и разработки Рериха-археолога необходимо переиздавать. В наше время они не утратили своей актуальности и значимости.
"Учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, – говорил Н.К.Рерих – я твержу о красоте народного достижения. Твержу в самых различных изданиях, перед самой разнообразной публикой".
Величие и красота Древней Руси стали главной темой художественного и публицистического творчества Рериха в дооктябрьский период.
Рерих принимает деятельное участие в работе издательств и различных популярных и специальных периодических изданий, поднимающих вопросы охраны памятников; в газетах "Биржевые ведомости" и "Новое время", в журналах "Старые годы" и "Золотое руно", в изданиях Археологического общества и Общества архитекторов-художников... Одна за другой выходят его статьи и очерки о древнерусском зодчестве и деле охраны памятников, заметки об отдельных памятниках, корреспонденции и протесты против сносов, искажений и недобросовестных реставраций... Рериховские работы несут на себе печать его яркой индивидуальности. Они полны глубоких и вечно живых мыслей о познании красоты, о мире и культуре, о преодолении трудностей и о любви к Родине.
По приглашению И.Э.Грабаря Н.К.Рерих включается в подготовку многотомной "Истории русского искусства" и пишет для этого издания ряд разделов по древнерусскому и народному искусству. К сожалению, первая мировая война помешала полному выходу в свет всех томов, и авторские материалы Рериха остались неопубликованными.
Борьба за охрану памятников архитектуры являлась для Рериха не самоцелью, а средством сохранения и развития в должном направлении той рукотворной среды, что создана творческим гением поколений. В его понимании архитектурная среда – это большой дом народа, олицетворяющий и питающий своими образами духовный мир человека. Охрана памятников древности для Рериха была неотделима от проблем современного градостроительства, призванного достойно и гармонично продолжать вековое созидание красоты. Как член правления Общества архитекторов-художников Рерих постоянно участвует в работе Съездов зодчих, создает и возглавляет первые в России женские архитектурные курсы (открыты в 1905 году в Петербурге), помогает организации художественных кружков в архитектурных и инженерных учебных заведениях. Став с 1906 года директором Художественной школы Общества поощрения художеств, он предпринимает ее коренную реорганизацию. Рерих открывает целый ряд новых классов, мастерских и курсов, в программу которых вводит и изучение древнего зодчества с включением экскурсий и экспедиций по древнерусским городам.
Особого внимания заслуживает работа Н.К.Рериха как художника и архитектора в создании новых храмов и гражданских построек. Деятельность в области монументального искусства стала для художника воплощением заветной мечты "об искусстве как светлом посланце" и о времени, когда искусство войдет в жизнь, а стены зданий украсит работа лучших мастеров. Он продолжает лучшие традиции древнерусского монументального искусства. В духе древнерусской фрески написаны им "Богатырский фриз" для столовой дома промышленника Ф.Г.Бажанова в Петербурге, монументальные панно для Казанского вокзала в Москве, эскизы росписей для храма в Пархомовке на Киевщине и многие другие работы. Рерих создает мозаики для Почаевской лавры и храмов в Пархомовке, Шлиссельбурге и Талашкине, иконостас для васнецовской церкви в Перми, фрески в талашкинском храме и часовне святой Анастасии во Пскове. Многие из этих работ созданы в союзе с Щусевым, одним из ближайших друзей Рериха в эти годы.
Работа Н.К.Рериха-архитектора почти неизвестна сегодня. Однако необычайно примечателен уже тот факт, что именно он победил во Всероссийском конкурсе на проект храма в императорском имении в Скерневице (Польша). Этот храм был спроектирован и построен Рерихом в стиле зодчих древнего Новгорода. К сожалению, мы не располагаем сведениями о сохранности главного архитектурного произведения великого художника. Впоследствии по эскизам Рериха была создана часовня Сергия Радонежского в Чураевке (США). Также им был разработан ряд проектов деревянных и каменных церквей и колоколен для русских поселений в Китае и Монголии.
Мысли о необходимости международной охраны памятников возникают у Рериха в ходе русско-японской войны (1904-1905 гг.). И уже позднее, в годы первой мировой войны, он резко обрушивается в своих статьях на вандализм немецкой армии, разрушающей памятники культуры, и выдвигает проект организованной международной охраны просветительских учреждений и памятников истории и культуры в военное время. Он обращается к верховному главнокомандованию русской армии и правительствам Франции и США. К сожалению, все эти усилия так и не привели тогда к реальному результату.
Вспоминая те дни, Рерих писал в статье "Опять война": "А пушки гремели. Думалось, что их рев хочет напомнить человечеству о том, что так жить нельзя. Что нельзя безнаказанно разрушать достояние народов, нельзя попирать создания человеческого гения".
Деятельность Рериха на поприще изучения и охраны памятников истории и культуры со временем получила широкое международное признание. Он избирается на почетные должности многих зарубежных организаций, таких, как Общество собирателей древности (Париж), Историческое общество Франции, Международный институт науки и литературы (Болонья), Королевская академия наук и искусств (Загреб), Общество охраны исторических памятников (Нью-Йорк) и другие.
Разрушительная стихия Октябрьской революции приносит новую угрозу. Рерих, несмотря на серьезно пошатнувшееся здоровье, деятельно включается в попытки творческой интеллигенции оградить культурное достояние страны от непоправимых бед. В марте 1917 года на квартире М.Горького собирается инициативная группа, образовавшая Комиссию по вопросам искусства. Председателем Комиссии избран М.Горький, заместителями - Н.Рерих и А.Бенуа. Заявления Комиссии с предложением о сотрудничестве направляются в Совет Министров Временного правительства и в Совет рабочих и солдатских депутатов. "Известия Совета рабочих и солдатских депутатов" (1917, N 9,8 марта) публикуют "Воззвания" Комиссии к гражданам республики с призывом к охранению памятников архитектуры и искусства. Вскоре Рерих в силу обстоятельств оказывается за рубежом. В двадцатых и тридцатых годах художник с болью протестует против свершившихся фактов разрушения величайших памятников русского зодчества и готовящихся новых злобных и невежественных актов вандализма, энергично способствует созданию эмигрантских комитетов защиты памятников.
В 1929 году Н.К.Рерих вновь поднимает вопрос об охране культурного наследия народов, на этот раз уже в более широких международных масштабах, чем в 1914 году. Он предвидел возможность нового вооруженного конфликта и страстно хотел защитить культурное достояние народов от гибели. Эта благородная деятельность художника свидетельствует о его глубокой прозорливости, о его духовной эволюции, направленной на служение людям. Ибо спасти памятники культуры – это значит спасти человеческие души, не дать убить человека в человеке... Сохранить памятники культуры для будущих поколений – это значит заложить фундамент нравственности для их духовной жизни. Опираясь на принципы Красного Креста, Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей, получившего известность как Пакт Рериха. Это начинание было горячо поддержано в самых широких кругах мировой общественности. В течение нескольких лет было проведено множество мероприятий и акций по продвижению идей Пакта. В результате Пакт Рериха был подписан в 1935 году государствами обех Америк и лег в основу Гаагской конвенции 3954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
В своем обращении в связи с Пактом Н.Рерих, в частности, писал: "Мы оплакивали библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто: "Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою". Но все же пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и новые множества памятников человеческих подвигов могут опять быть разрушены.
Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные меры. Даже в начале своем эти меры охранения дадут многие полезные следствия... С этой целью проект Международного мирового договора, охраняющего все сокровища искусства и науки под международно признанным флагом, представлен нашим музеем иностранным правительствам. По этому проекту... должно быть воспрепятствовано повторение зверств последней войны, когда было разрушено множество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищниц творений человеческого гения. Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория".
Весь Пакт пронизан идеей мира. Не случайно сам Рерих называет предложенный им флаг "Знаменем мира".
Рерих считал, что его пакт будет действовать не только во время войны, а постоянно, поскольку он должен предотвратить совершение всех варварских актов против памятников культуры.
В настоящем сборнике в хронологическом порядке собраны статьи, эссе, заметки, тексты выступлений в различных собраниях, отражающие деятельность Н.К.Рериха по пропаганде и защите архитектурных памятников Руси, охране исторического пейзажа, борьбе за сохранение и правильное развитие исторического и художественного облика русских городов. В подборку не вошли такие крупные статьи, как "По старине", "По пути из варяг в греки" и некоторые другие работы, достаточно известные сегодня по публикациям в различных сборниках. Большая часть приводимых нами работ публиковалась лишь однажды при жизни автора в периодических изданиях и впервые включается в сборник. Некоторые статьи вообще не были опубликованы ранее.
Сегодняшняя ситуация с охраной и реставрацией памятников в нашей стране свидетельствует о том, что поднимавшиеся Рерихом проблемы ныне столь же актуальны, как и прежде. И потому наследие замечательного художника, стоявшего у истоков дела охраны памятников русской старины, представляет для нас особую ценность. Недаром выдающийся деятель и подвижник русской реставрации П.Д.Барановский, по свидетельству его дочери Ольги Петровны, боготворил Рериха и вел в своем тщательно отобранном архиве большой отдельный фонд рериховских материалов.
Пусть же вновь прозвучит в России завет ее великого мастера:
"Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего".
Д.Н.Попов