ОБЩЕСТВУ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В какой стране предпочтете жить? Конечно, в стране Культуры.
Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? — Культуре.
Чему вы посвятите ваши просвещенные труды? — Конечно, Культуре.
Чем вы обновите ваше сознание? Победным светом Культуры.
Не потрясатели ли вы? В постоянных трудах мы не имеем вре­мени для потрясений. Мы строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и украсить жизнь земную.
Так скажут светоносцы Культуры на все вопросы со стороны и просто незнающих, или в основе невежественных, или завидующих о свете. Познающий священные устои Культуры оценивает и вели­кий единый Свет. Убеждается в Иерархии Блага, вне которой нет созидательного пути.
Служащий Культуре перестает быть мечтателем, но делается воплотителем высочайшей и светлейшей мечты в жизни. Ибо что же может быть светлее и величественнее, как не служение и осознание светлых элементов, под сенью которых создались ве­ликие народы. Всячески нужно укрепить сознание, что мысли о Культуре не отвлеченность, но созидательное утверждение. По­нявший положительные красоты Культуры не останется во сне, не останется бездеятельным вне созидания. Нет, этот познавший без промедления внесет свою лепту стройного сознательного тру­да. Работник Культуры поймет истинное сотрудничество, ту жи­вую доброжелательную кооперацию, которою даже малые дела растут. Расширивший свое сознание понятием Культуры поймет и сотрудников своих, ибо не подавлять, но мудро применять бу­дет он сокровища человеческого опыта. И неустрашим будет по­знавший Культуру, ибо взглянувши глазом верхним и добрым, он увидит, что страх есть принадлежность тьмы. Вне суеверий и предрассудков служитель Культуры понимает, что единственная радость мыслящего человека в непрестанном труде, в творении, ибо все сущее может быть творимо прекрасно. Познающий цен­ность Культуры начинает ценить качество мысли и научается мудро применять эту величайшую творческую мощь. Из обихода светоносца Культуры уходит осуждение, клеветнические пересу­ды и говорение о том, чего не знаешь. Какой это страшный бич невежественности — говорить о том, чего не знаешь. И как мно­гие, казалось бы, цивилизованные люди, грешат этим. Носитель Культуры ясно почувствует всю разницу между основами духов­ной Культурности и наносною материалистической цивилиза­цией.
Оценивая светлые накопления народов, служитель Культуры разберется в случайном переходящем и истинно живущем. Пони­мая великую ответственность Бытия человеческого, светоносец Культуры вносит, как в мысли свои, так и в деятельность высо­кое качество работы. Он разумно испытует чудесные силы приро­ды, памятуя, что решительно все существующее может быть це­лебно приложено во Благо. Во имя этого Блага и Света вы найде­те в себе тот драгоценный язык сердца, словарь которого гораздо полнее и прекраснее словарей нашего языка. Какую убедитель­ность вносит с собою язык сердца и как перед его победными за­ветами распадаются самые мрачные врата лжи и невежественно­сти. Действительно убеждаемся, что ложь глупа и недейственна, ибо в духе никакая ложь не скроется. Мудрость в явном, от кото­рого ни в каком духовном и телесном состоянии мы не откажемся. И не солгать в державе Культуры. Нельзя стоять на одной точке; можно лишь идти вперед или отступать. Но знамена ис­тинной Культуры не знают отступления. Не знают светоносцы разочарования, ибо магнит света велик.
Великие народы, во имя чье вы собирались, под знаком кото­рых будете изучать их творческие наследия, в истории своих вели­ких передвижений дают нам поучительные примеры. Встретимся и с героизмом, и с самоотречением, и с мученичеством за свет, и с благородными подвигами созидания. Эти открытия не отяготят изу­чающих, наоборот, они вдохновят их к такому же неустанному труду. Великие переселения народов не случайность. Не может быть случайностей в мировых постоянных явлениях. Этою особен­ностью закаляются наиболее живые силы народов. В соприкоснове­нии с новыми соседями расширяется сознание и куются формы но­вых рас. Потому живая передвигаемость есть один из признаков мудрости.
В глубинах Азии — этой колыбели всех духовных и созида­тельных движений — в давние времена передвижение рассматри­валось как завершение образования. Еще и теперь мы встречаем остатки преданий о том же просвещенном начале. В тех же дале­ких краях подарок книгою или священными предметами считает­ся высшим признаком благородного духа. Великие переселенцы уносили с собою такие же замечательные заветы и по пути своем создавали великие стили искусства и жизни. Вспомним хотя бы об Аланских наследиях и о прекрасном романском стиле. Вспом­ним характер монастырей, как в славянских землях, так и азиат­ских окраин. Без удивления вспомним, что рукоятия мечей Ги­малайских нагорий и фибулы их находятся как на Кавказе, так и в южно-русских степях и рассеяны по Европе. На фибулах, на нагрудных пряжках этих встречаем многие изображения, став­шие символами целых народностей. Пусть и на нашей нагрудной фибуле будет написано слово Культура. Теми же общепонятны­ми зовущими знаками. И каждый светоносец Культуры пусть по­мнит о всех светлых наследиях и о высокой ответственности за качество его творческой работы. Не будем думать о роскоши. Культура и Красота — в Знании. Не нужны чрезмерные богатст­ва для того, чтобы обмениваться и взаимно укрепляться языком сердца.
Верю в несокрушимость общих созиданий наших. Во имя Света и Сердца, во имя Красоты и Знания, во имя живых устоев эволю­ции приветствую вас от белоснежных высот Гималаев.

Гималаи, 1931