РОЖДЕНИЕ СКУКИ

Среди обсуждения современной жизни кто-то пожаловался на скуку, но другой собеседник воскликнул: "Какой же Вы скучный человек!" Жа­ловавшийся на скуку начал уверять, что он-то лично не скучен, но обсто­ятельства его жизни так однообразны и бесцветны, что не он, но обстоя­тельства жизни скучны.
Между тем другой собеседник продолжал настаивать, что не может быть в жизни, в природе таких обстоятельств, которые порождали бы ску­ку. Он говорил: "Мы сами рождаем в себе эту мертвенность, которую мы называем скукою. Мы сами скучны, а вовсе не жизнь, вовсе не природа".
Третий собеседник припомнил из жизни отшельников Индии, как, не двигаясь от входа своей пещеры, риши ощущали полноту бытия.
Четвертый собеседник указал на жизнь Преподобного Сергия Радо­нежского и Серафима Саровского, спрашивая: "Могут ли такие подвиж­ники вообще ощущать скуку? Знакомо ли им это слово?".
Итак, первый собеседник, неосторожно отнесший скуку к окружаю­щей жизни, получил со всех сторон отпор. Мало того, невольно он дал всей беседе неожиданное для него самого направление. Многими приме­рами было ясно доказано, что скука есть не что иное, как падение жизнен­ной энергии. Это отсутствие энергии порождается условными устоями, порожденными в нас же самих. Бывает, что люди неправильно употреб­ляют само выражение "скука". Иногда они хотят в этом выразить свое к чему-то нетерпение. Но ведь и нетерпение уже будет признаком отсут­ствия дисциплины, которая всегда будет следствием особого напряжения энергии.
Можно заметить два определенных типа людей. Одни, по природе своей, любят внутреннюю дисциплину. Их не нужно обучать этой концен­трации воли. Человек, добровольно осознавший значение упорядочен­ности, является и ценителем и своего, и чужого времени. Распознав эти ценности, человек всегда останется и твердым, и наблюдательным, и на­ходчивым. Он будет сильным человеком. Другой тип людей по природе своей боится и старается уклониться от всякой дисциплины. Можно быть уверенным, что этот тип людей, хотя бы даже и обладал известными познаниями, не примет на себя особую ответственность, не проявит истинно го терпения и, скорее всего, допустит разлагающие, никчемные обсуждения. Этот тип людей не будет сильным. Они будут, кроме того, очень себялюбивы, преисполнены самости. Они легко повторят слово скука, стараясь возложить это тягостное ощущение на окружающие обстоятельства.
Такие люди будут стараться и окружающих их вовлечь в те же лож­ные обсуждения своей тягости. Они даже не подумают, что рождение скуки происходит исключительно в них самих.
Среди лекарств, противодействующих такому эгоистически-безво­льному состоянию, конечно, прежде всего будет развитие искусства мыш­ления и умения приобщаться к природе. Много раз настойчиво описыва­лось искусство мышления, которое должно быть воспитываемо и образо­вываемо. Так же точно нужно уметь приобщаться к природе. Каждому приходилось видеть несчастные типы людей, для которых совершенно закрыта книга природы. Перед ликом природы, полным несказанною прелестью, они будут играть в карты или мечтать о "прелестях" городс­кой жизни. Они будут доходить до такой несоизмеримости, что прекрас­ную природу они будут готовы предать для ужаса и извращения города.
Можно себе представить, какие настоящие извращения организма, какие патологические судороги происходят, когда нечто ценное и прек­расное затемняется условным и разлагающим. Ведь сердце человеческое болезненно корчится от всего неестественного. Сердце не скажет своих ощущений в земных словах, но каждый удар по сердцу останется на мно­гие жизни. Одним из самых болезненных ударов по сердцу, конечно, бу­дет внедрение понятия скуки. Этой мертвенности сердце не выдержива­ет.
Следует во всех просветительных учреждениях, от младших клас­сов, всеми мерами изгнать, понятие скуки. При этом заполнение времени не должно быть чем-то чисто механическим. Нужно, чтобы времени действительно не хватало на действия и на мышление. Что может быть ув­лекательнее, нежели мышление и творчество перед ликом природы. Эта радость может происходить при самых различных работах, ибо настоя­щее мысленное творчество лишь поможет качеству каждого труда.
Столько раз говорилось о противоположениях Востока и Запада, ко­торые уже понимались не в смысле географическом, а в смысле основной психологии. И в то же время каждый отлично чувствует, что никаких про­тивоположений нет и быть не может, ибо как здесь, так и там должно быть внутреннее стремление к живительному синтезу. В этом синтезе добро­качественности, терпимости и творчества не найдется ни малейшего мес­та для безвольного проклятия, именуемого скукою.
Нужно ли о скуке говорить, если она так мертвенна и мерзостна? Как же не нужно, если это слово так часто повторяется и старыми, и малыми. Скучающие типы даже стараются облечься в позу какой-то ультрасовре­менности. По неразумию они полагают, что окружают себя каким-то не­разгаданным, таинственным ореолом, а на самом деле они остаются прос­то скучными, не применившими себя к жизни отбросами. Если в какой бы то ни было форме проявится зло, не пытайтесь замолчать. Этот гнойник лишь создаст целую гангрену. Спешите отсечь это вредное понятие ску­ки как можно скорее, как можно решительнее. Скучающий тип боится быть осмеянным, а в то же время он прежде всего смешон в своем заблуж­дении.
Лохмотья скуки уже будут каким-то чудовищно нелепым шутовст­вом. Гранд Гиньоль! И кому же захочется быть в этом страшном шутовс­тве?
Итак, пусть ехидна скуки не осмелится приблизиться ко всему обра­зовательному, просветительному, ко всему культурному. Все те, кто осо­бенно чувствует нелепость этого скверного понятия, пусть дружными усилиями извлекут все его зародыши. Поистине, скука не в окружающих обстоятельствах, не в жизни, но в самих людях.

1935