Л.В.Шапошникова
Газета "Московские новости ", 18-24 января 2000 г.
Осенью 1974 года Святослав Николаевич Рерих, младший сын великого художника, ученого и путешественника Николая Константиновича Рериха, привез в Москву 288 полотен, своих и отца, в связи со столетним юбилеем Николая Константиновича. Юбилей отмечался широко. В Большом театре состоялось торжественное заседание с участием правительства. Тогда никто и не подозревал, что наступит время, когда привезенные С.Н.Рерихом картины будут присвоены государством, а воля его будет нарушена Министерством культуры.
Кончились юбилейные торжества, Святослав Николаевич уехал в Индию, оставив картины для дальнейшего экспонирования в передвижных выставках. Однако с 1983 года полотна Рерихов все чаще и чаще задерживались в Государственном музее Востока и наконец совсем там осели. Это обстоятельство вызывало у С.Н.Рериха немалое беспокойство. Оно усилилось, когда в Министерстве культуры СССР был издан приказ за подписью замминистра В.И.Казенина от 30.05.89 г. за №234, согласно которому картины официально передавались на временное хранение в Музей Востока. Человек проницательный и умный, С.Н.Рерих немедленно отреагировал на государственное беззаконие и 03.07.89 г. направил в Москву письмо, в котором подчеркивал, что «… подчинение центра (Центра-Музея Н.К.Рериха. — Л.Ш.) Министерству культуры, а тем более Музею искусства народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра».
Письмо послужило импульсом к созданию Советского Фонда Рерихов. Именно этой организации, а не государству С.Н.Рерих намеревался передать наследие своих родителей. В ноябре 1989 г. он прибыл с визитом в СССР и, выступая на правлении Советского Фонда Рерихов, заявил: «Многие организации и люди непременно будут просить и требовать какие-либо части наследия… Мы, однако, должны проявлять твердость и стремиться к тому, чтобы наследие сохранило свою целостность…»
В марте 1990 г. С.Н. Рерих передал наследие своих родителей Советскому Фонду Рерихов (с 1991 г. Международный Центр Рерихов) и включил в дарственную вышеупомянутую коллекцию картин, находившуюся на временном хранении в Музее Востока.
Усилия руководства Международного Центра забрать у Музея Востока и Министерства культуры принадлежавшие ему 288 картин Рерихов не увенчались успехом. Нарушая законные права МЦР, министерство бесцеремонно отказывало Центру Рерихов в возвращении картин. В апреле 1992 г. С.Н.Рерих обратился к Президенту Б.Н.Ельцину с просьбой содействовать передаче коллекции Международному Центру Рерихов. В Минкультуры пришло правительственное поручение, которое осталось невыполненным.
30 января 1993 г. С.Н.Рерих умер. Уже в феврале появились два документа, сотворенных в недрах Музея Востока и, вопреки закону, державшихся в секрете. В первом («Протоколе №2 заседания Фондовой комиссии Государственного музея Востока от 19 февраля 1993 г.») был грубо нарушен порядок постановки предметов на постоянный учет (или на постоянное хранение), изложенный в п.п. 87, 88 «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» 1984 года. В качестве единственного основания постановки картин Н.К. и С.Н. Рерихов на постоянное хранение в Музей Востока являлось распоряжение Минюста, касающееся только устава МЦР. При честном подходе к делу и согласно «Положению о Музейном фонде Российской Федерации» (от 12 февраля 1998 г., №179, п.9), Министерство культуры должно было отменить данный «Протокол». Однако этого до сих пор не произошло.
Второй документ «Приказ №13 от 25.03.93» также не имеет никакой юридической силы и не может приниматься в расчет даже в самом музее, ибо его основа неправовая.
Поощренный Министерством культуры директор Музея Востока В.А.Набатчиков пошел еще дальше. В апреле того же года он направил вице-премьеру Правительства РФ О.И.Лобову письмо (за №272 — 1/3) с просьбой «помочь в передаче наследия Рерихов и “Усадьбы Лопухиных” Государственному музею Востока в бессрочное и безвозмездное пользование, что явится поистине бесценным подарком Правительства России к 75-летию музея». Как ни странно, «подарок» состоялся. 3 ноября 1998 г. вышло постановление Правительства РФ за №1121 о создании вместо общественного Музея им. Н.К.Рериха музея государственного — как филиала Музея Востока. Для этого у МЦР отбиралась «Усадьба Лопухиных». Вслед за этим последовало секретное письмо А.Чубайса об изъятии у МЦР всего переданного ему С.Н.Рерихом наследия. В основу постановления было положено так называемое «письмо Девики Рани», вдовы С.Н.Рериха. Вдова якобы требовала создать государственный Музей Н.К.Рериха. Письмо было фальшивым, сфабрикованным бывшим секретарем С.Н.Рериха Мэри Пунача, против которой вскоре было возбуждено уголовное дело по хищению ценностей Рерихов. Высший арбитражный суд, в который обратился МЦР, в марте 1995 г. отменил постановление правительства о передаче «Усадьбы Лопухиных» Музею Востока. Решение обжалованию не подлежало. Однако через полгода Минкультуры добилось отмены этого решения на надзорной инстанции ВАС. Спас и «Усадьбу Лопухиных», и Музей им. Н.К.Рериха московский мэр Юрий Михайлович Лужков, подписавший, сразу же после мартовского решения ВАС, распоряжение о заключении с МЦР арендного договора на 49 лет.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, выступая в защиту МЦР, в 1993 г. писал Президенту страны, что «культура должна быть в общественном ведении в первую очередь и во вторую уже — в ведении государства. Не следует разрушать общественную инициативу Центра Рерихов». Внятного ответа не последовало. Ведомство культуры не обратило внимания и на другие письма академика Д.С.Лихачева. Пренебрегли письмами академиков Б.В.Раушенбаха, А.Л.Яншина, Ш.А.Амонашвили, специального представителя при генсеке ООН Ю.М.Воронцова. Не приняли во внимание обращение Хельсинкской группы по правам человека. Не подействовало и заключение независимой юридической экспертизы. На глазах у всей общественности происходит ведомственный грабеж и захват ценнейшей коллекции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, законно принадлежащей МЦР. И если министры культуры, а их было четыре на нашем веку, полагают, что они культурные люди, то глубоко ошибаются.
Прошли юбилейные торжества, посвященные великой семье Рерихов, — 125 лет Н.К.Рериху, 120 лет — Е.И.Рерих, 95 лет — С.Н.Рериху. В эти дни три вновь отреставрированных зала Музея им. Н.К.Рериха остались пустыми. Картины, принадлежащие МЦР, экспонируются в Музее Востока, коммерческий сбор с их выставки идет в пользу ведомства культуры. Общественный Музей им. Н.К.Рериха, возникший на развалинах усадьбы Лопухиных, полностью отреставрирован и обустроен на народные деньги: государство не дало на это ни копейки.
Международный Центр Рерихов и Музей им. Н.К.Рериха исчерпали свои возможности в девятилетней борьбе с ведомством культуры и вынуждены обратиться за помощью к международной общественности. Рерихи внесли большой вклад в культуру не только России, но и в мировую. Давайте же вместе вернем им этот благородный долг и поможем Музею им. Н.К.Рериха в Москве обрести тот вид и то содержание, которые были задуманы покойным дарителем Святославом Николаевичем Рерихом.
P.S.
9 ноября 1999 года в программе «Слушается дело» (канал РТР) должна была состояться телепередача по иску Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха к Министерству культуры РФ и Государственному музею Востока о возвращении незаконно удерживаемой коллекции 288 картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. Но уже 5 ноября 1999 года программа «Слушается дело» была ликвидирована. Полагаем, что не без помощи ведомства культуры.