Книга о путешествии и книга-путешествие

О.А.Лавренова
Журнал «Культура и время». 2001. № 1/2

Книга Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера», вторая книга (в двух частях) трилогии «Великое путешествие» – удивительный мир географических, этнографических и философских образов, запечатленных и воссозданных путешественником. Нашу современницу, историка, писателя и философа позвала в путь великая Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха, которая прошла по просторам Азии в 1924–1928 годах.

Путешествие – не просто перемещение в пространстве, когда многообразный мир остается за окном поезда или автомобиля, не задевая сердца и сознания человека. Путешествие – это преодоление пространства, средство познания, интерпретации мира и преображения личности путешественника.

Именно поэтому образ пути и путешествия в традиционной культуре – один из основополагающих. Путешествие воспринимается как инициация, посвящение в великие таинства, которые постигаются на грани жизни и смерти – ведь преодоление неосвоенных и даже неблагоустроенных пространств всегда чревато опасностями. Русской духовной культуре было присуще особое явление – странничество, в котором сосредоточивалась неизбывная тоска по пространству; при этом преодоление горизонтального пространства приобретало свойства вертикали – дороги в небо. Отсюда и «особое отношение к путешественнику и путешествию: длительное путешествие увеличивает святость человека»[1].

Семантическая вертикаль путешествия возникает из переживания, проживания пространства путешественником, в процессе которого происходит удвоение, утроение пространства, смысла и времени. Книга Л.В.Шапошниковой родилась из соприкосновения многогранной личности ее автора и благодатной культуро-географической среды. В 1976–1980 годах Людмила Васильевна прошла тропами Азии, и на страницах книги разворачивается захватывающая панорама многотысячелетней истории национальных культур, запечатленная в пространстве.

Азия издревле манила к себе путешественников. Неотъемлемой чертой культуры Востока была и остается пространственная динамичность, отличавшая ее от Европы. Н.К.Рерих писал об этом: «И посейчас можно, казалось бы, в просвещенных городах Европы узнавать о людях, никогда в течение жизни своей не выходивших за пределы своего родного города и с гордостью признававшихся в такой неподвижности <…> И в то же время из далеких пустынь Азии выходили многозначительные вести о том, как путешествие признавалось необходимой частью образования»[2]. Для Азии устремленность к покорению пространства означала устремленность к овладению Тайной Бытия, ибо азиатское пространство насыщено великою Тайной. В нем – реальность сокровенных мест таинственной Шамбалы, своею недостижимостью и непостижимостью формирующих иную карту местности, где географические объекты обозначают особые качества духа, где высокая духовность служит пропуском в заповедные районы.

Великие таинства открываются только тому, кто задается соответствующими вопросами и задает их окружающей среде. Откровения, сообщаемые путешественнику ландшафтом, обусловливаются глубиной и многомерностью личности. Проницательность, цепкость взгляда и богатейшие историко-философские знания путешественницы легли в основу ее книги «По маршруту Мастера», которая содержит удивительные откровения, сделанные автором в культурном пространстве Азии.

Путешествие как литературный жанр – из древнейших. Путешественник, превративший свои впечатления в литературное произведение, становится посредником между множеством людей и множеством мест, а путешествие становится достоянием культуры.

Исторически, начиная от эпохи крестовых походов, эстетическое освоение мира европейской культурой шло намного позже информационного освоения. Путевые заметки крестоносцев достаточно скупы на описания красоты местности; более живописные впечатления остались от просвещенных путешественников эпохи великих географических открытий[3]. Лишь в XIX веке европейские путешественники начинают осмыслять, проживать и запечатлевать эстетику ландшафта. Пейзажные путешествия выделяются в особый жанр. Пейзажная живопись, а позже и художественная фотография становятся «визуальным эхом» красоты места, экспансией, расширением «образа места» в пространстве.

Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха в свое время привнесла в мировую культуру не только серию прекраснейших пейзажей, написанных великим русским художником на маршруте его путешествия, но и удивительно яркие литературные образы Востока. Спустя полвека Л.В.Шапошникова создала не менее уникальную галерею литературных и фотопейзажей, в которых ощутимо полноприсутствие Красоты. Это и роскошь Алтайских долин, осиянных снежными белками, и звенящая открытость монгольских степей, и почти неземная торжественность Гималаев. Эта Красота завораживает, вовлекает читателя в поток извечного движения по нашей Планете – дорогами переселения народов и путешествий великих странников.

Живописным полотнам Н.К.Рериха присуще изображение пространства в самой сокровенной его динамике – в устремленности к духовному фокусу Планеты, в причастности Культуре и Красоте. Основная тема изображаемого великим художником ландшафта – его насыщенность общечеловеческими духовными символами, его связь с заповедной страной духа. Особой темой путешествия Л.В.Шапошниковой также становится сакральное пространство традиционной культуры, храмовые комплексы и монастыри – места соприкосновения с иной, духовной реальностью, которая являет себя через миф и символ.

Древние символы оживают на страницах книги. Местные боги-охранители, Genius Loci, и Великие Риши из древнейших космических легенд становятся героями повествования, они неотъемлемы от пространства планеты так же, как и ее люди. Текст о путешествии по маршруту Мастера обретает характеристики сакрального текста.

Трансцендентные пространства путешествий традиционно находят отражение в священных текстах, космографиях, иконах. Существуют буддийские путеводители в Шамбалу, в которых сочетается географическая и духовная реальность. Л.В.Шапошникова совершает интереснейшее ментальное путешествие по карте Шамбалы, нарисованной настоятелем бонского монастыря, – путешествие с проводником, хранителем традиции, римпоче Тенсингом. Фигура проводника, носителя сокровенного знания, неоднократно возникает на страницах книги, и архетипальный, мифологический вариант путешествия в сакральное пространство переплетается с реальностью пройденных дорог.

И есть еще Ведущий – Н.К.Рерих, его маршрут, его тексты.

Л.В.Шапошникова спустя десятилетия прошла маршрутом Мастера. Однако любое путешествие не воспроизводимо. Можно повторить маршрут, но не интерпретации. Новое путешествие может дать приращение смысла, богатство новых аспектов понимания пройденного пути, что и произошло в данном случае. Л.В.Шапошникова совершает путешествие не только в реальном ландшафте, культуро-географическом пространстве Азии, но и в мире визуальных и литературных образов, созданных Н.К.Рерихом. Более того, это путешествие в область космологических категорий Живой Этики, философского учения, ставшего концептуальной основой творчества семьи Рерихов. Учение имело своим истоком древнейшую духовную традицию Востока, исходящую из священных мест, обителей легендарных Мудрецов. Из этого Источника Николаем Константиновичем и его супругой Еленой Ивановной с великой бережностью и пониманием были почерпнуты глубочайшие знания. Созданный ими уникальный философский труд принес миру новое энергетическое мировоззрение, новое знание о взаимодействии Земли и Вселенной, о множественности миров, о значении Красоты и Культуры в эволюции человечества и Планеты.

Путешествие Л.В.Шапошниковой, так же как и Н.К.Рериха, – это путешествие ученого, обладающего новым энергетическим мировоззрением. Книга может рассматриваться как серьезный научный вклад в исследование многообразного культурного пространства Азии и поиск его единых истоков. Л.В.Шапошникова продолжает лучшие традиции российской науки – путешественников и исследователей В.П.Семенова-Тян-Шанского, П.К.Козлова, В.К.Арсеньева, русских философов-космистов, и, наконец, Н.К.Рериха, соединившего повествование о путешествии с философией истории и теорией культуры.

Л.В.Шапошникова прошла по землям, хранящим память о легендарных Мудрецах, Риши, Нагах, и рассказала обо всем увиденном в необычайно доступной и увлекательной форме. Как талантливый писатель, она использовала законы жанра. Сюжетом ее повествования стала космическая философия истории: по мере следования по маршруту становится зримой связь Беспредельности с историей культуры, преодолевается отрыв от земной реальности, который возникает в сознании многих последователей Живой Этики из-за отсутствия не столько общего уровня культуры, сколько именно культуры путешествий как способа расширения сознания.

В современном обществе, где перемещение в масштабах Планеты стало относительно доступным и беспроблемным, выработалось устойчивое потребительское отношение к пространству, к уникальным природным и культурным ландшафтам – стремление унести с собой по камешку. Та же психология сохраняется и по отношению к духовным магнитам – желание просочиться в сокровенные места и унести с собой «кусочек святости», приобрести более высокий социальный статус... В результате утрачиваются не только природные и исторические памятники, разобранные на сувениры, но и особый дух сокровенных и памятных мест, чурающийся обмирщения, суеты и невежества.

Книга Л.В.Шапошниковой имеет огромное воспитательное значение – именно с точки зрения культуры путешествия. Путешествия как со-творчества с культурным и духовным пространством. Путешествия, дающего понимание путей великого Мастера и его идей. Это не только книга о путешествии по маршруту экспедиции Н.К.Рериха, но и книга-путешествие в мир Культуры для каждого ее читателя. Книга-мистерия, обучающая бережному и трепетному отношению к миру, в котором мы живем, к его самым сокровенным местам и понятиям, к его Красоте, неброской или величественной, но всегда такой уязвимой.

Примечания
1. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 299.
2. Рерих Н.К. Листы дневника. М., 1995. Т. 1. С. 57.
3. Бизэ А. Историческое развитие чувства природы. СПб., 1890.