Л.В.Шапошникова
История эта началась почти десять лет тому назад. В ней участвовали Правительство Российской Федерации, вышеупомянутое Министерство, Международный Центр Рерихов и Музей Н.К.Рериха, им созданный, а также ряд известнейших в стране деятелей культуры.
Весной 1990 года Святослав Николаевич Рерих, выдающийся художник и общественный деятель Индии, передал Советскому Фонду Рерихов (с 1991 года — Международный Центр Рерихов) наследие своих родителей, великих наших соотечественников, Н.К. и Е.И. Рерихов, с условием создать в Москве Музей имени Н.К.Рериха. Для Музея в том же году было выделено здание — исторический памятник Москвы «Усадьба Лопухиных». Наследие Рерихов было оформлено дарственной Святослава Николаевича и вывезено из Индии специальным рейсом самолета, предоставленным для этой цели Правительством СССР. В этой истории необходимо обратить внимание на два важных момента. С.Н.Рерих просил создать не государственный, а общественный Музей имени Н.К.Рериха. С этим согласилось Правительство СССР в своем Постановлении от 4 ноября 1989 года за №950. И второе — Святослав Николаевич включил в свою дарственную также и коллекцию картин, собственных и своего отца, общим числом 288 полотен. Картины эти были привезены им в Советский Союз еще в 1974 году в связи со столетним юбилеем Н.К.Рериха. «В числе моих коллекций и другого имущества, — писал он в дарственной, — я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин — моего отца (125) и моих (163), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР». Стараясь сохранить целостность передаваемого наследия, С.Н.Рерих обратился к членам правления СФР (25.11.89) со следующими словами: «Очень осторожно надо подходить к распоряжению наследием. Многие организации и люди непременно будут просить и требовать какие-то части наследия. Притом они будут ссылаться на данные им обещания или будут думать, что они могут наилучшим образом этим наследием распорядиться. Мы, однако, должны проявлять твердость и стремиться к тому, чтобы наследие сохранило свою целостность». Он уже тогда как бы предчувствовал недоброе…
В 1997 году в усадьбе Лопухиных открылась полная экспозиция негосударственного Музея имени Н.К.Рериха. Полуразвалившееся здание было отремонтировано и отреставрировано полностью на народные деньги. Государство не вложило в это ни копейки. Но картин из завещанной коллекции в экспозиции не было. Они по-прежнему украшали стены Музея Востока, переданные туда на «временное хранение» ведомством культуры.
Ни в 1990, ни в 1991 году картины Международному Центру Рерихов возвращены не были. В апреле 1992 года С.Н.Рерих отправил письмо Президенту России Б.Н.Ельцину. «В 1990 году я вместе с остальным наследием, — писал он, — передал Центру большую выставку картин моего отца и моих собственных (286) полотен, которая долго находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов». Вскоре в Минкульт пришло в связи с этим правительственное поручение (АIII-П4-20587 от 4.06.92). Заместитель министра Т.Х.Никитина отдала распоряжение — подготовить картины к передаче Международному Центру Рерихов. Однако этого не случилось. Поручение Президента и правительства выполнено не было.
1993 год начался для нас с печального и горького события — умер Святослав Николаевич Рерих. Его смерть разделила нашу жизнь на «до» и «после». Уже в феврале 1993 года директор Музея Востока В.А.Набатчиков издает сам себе приказ (№13 от 25.02.93) о постановке не принадлежащей ему коллекции картин Рерихов на постоянное хранение. Основание: «В связи с необходимостью и на основании рапорта хранителя фонда Рерихов, заведующей мемориальным кабинетом Рерихов О.В.Румянцевой». Затем картины включают незаконно в Государственный музейный фонд. Акция «прихватизации» тщательно скрывается.
14 апреля 1993 года (письмо за №5.4.11/626) к министру обратился заместитель Председателя Комиссии по культуре Верховного Совета РФ П.Д.Курицын. «Требования Международного Центра Рерихов о возврате картин, — писал он, — не принимаются во внимание, не выполнены и обещания заместителя министра культуры РФ Т.Х.Никитиной, данные при встрече 25 февраля 1993 года с руководством Международного Центра Рерихов». Министр в своем ответе от 27.04.93 (за №890-01-22) пишет о том, что задержка объясняется лишь отсутствием у МЦР надлежащего хранилища и предстоящей экспертизой передаваемых картин. И ни слова о состоявшейся уже «приватизации».
Но одной лишь коллекции картин ведомству показалось мало. В этом же месяце В.А.Набатчиков направляет вице-премьеру Правительства РФ Лобову О.И. письмо (от 24.04.93 за №272-1/3). «Изложенное позволяет просить Вас, Олег Иванович, — пишет он, — помочь в передаче наследия Рерихов и “Усадьбы Лопухиных” Государственному Музею Востока в бессрочное и безвозмездное пользование, что явится поистине бесценным подарком Правительства России к 75-летию Музея, которое отмечается в этом году». «Подарок», как ни странно, состоялся; 3 ноября 1993 года вышло Постановление Правительства РФ за №1121 о создании вместо общественного Музея имени Н.К.Рериха, образованного согласно воле покойного дарителя, государственного, в качестве филиала Музея Востока. Для этого у МЦР отбиралась «Усадьба Лопухиных». Вслед за этим последовало секретное письмо А.Б.Чубайса об изъятии у МЦР, переданного ему С.Н.Рерихом наследия. Высший арбитражный суд, в который обратился МЦР, в марте 1995 года отменил Постановление Правительства о передаче бывшей усадьбы Лопухиных Музею Востока. Решение обжалованию не подлежало. Однако через полгода Минкультуры добилось отмены этого решения на надзорной инстанции ВАС. Спас и «Усадьбу Лопухиных» и Музей имени Н.К.Рериха московский мэр Юрий Михайлович Лужков, подписавший сразу же после мартовского решения ВАС распоряжение о заключении с МЦР арендного договора на 49 лет. Все попытки министра Е.Ю.Сидорова и директора Музея Востока Набатчикова отменить это распоряжение не увенчались успехом.
К 1996 году сложилась довольно противоречивая ситуация: с одной стороны, из стен Министерства культуры шел бумажный поток, из которого создать Государственный Музей имени Н.К.Рериха было нельзя, а с другой — в отремонтированных залах главного здания «Усадьбы Лопухиных» уже возникал реальный негосударственный музей. Вывод напрашивался сам собой — отменить невыполненное Министерством Постановление Правительства РФ №1121 и издать новое, касающееся только Международного Центра Рерихов. Два вице-премьера, Ю.Ф.Яров и О.И.Лобов, поддержали эту идею. В проект Постановления были включены два главных пункта: одобрение Федеральным Правительством распоряжения Юрия Михайловича Лужкова и возвращение МЦР принадлежащих ему картин, удерживаемых Министерством культуры. На имя Министерства культуры вновь пошли правительственные поручения. Вот они: вице-премьер Киналев — поручения ВК-П16-15685 от 12.05.1996, ВК-П16-21235 от 20.06.1996; вице-премьер О.Н.Сысуев — СО-П16-13338Д от 30.04.1997. Все они под разными предлогами ведомством культуры выполнены не были.
Бывшим министром культуры Н.Л.Дементьевой не были выполнены сразу три поручения вице-премьера Б.Е.Немцова: БН-А26-27609 от 27.08.97, БН-П16-35635 от 14.11.97, БН-А26-40160 от 16.12.97. На встрече с руководством МЦР в январе 1998 года министр заявила, что выполнять поручение первого заместителя премьер-министра не будет, «поскольку оно несерьезное», а нашу коллекцию картин Н.К. и С.Н. Рерихов нам никогда не отдаст. Наш запрос предоставить нам копии документов, на основании которых наша коллекция была включена в Государственный музейный фонд, до сих пор остался без ответа. Полагаю, что у нас есть основания считать, что этих документов не существует в природе.
У сменившего Дементьеву министра В.К.Егорова тоже есть на «боевом счету» невыполненное поручение. Оно подписано вице-премьером Валентиной Ивановной Матвиенко и имеет №ВМ-П8-06182ГД от 24.02.99. Первая строка поручения гласит: «Прошу с участием Международного Центра Рерихов внимательно рассмотреть этот вопрос» (о возвращении картин. — Л.Ш.). В ответ на это мы получили письмо (3.03.99 №44-01-50/1-25) от заместителя министра П.В.Хорошилова, в котором он предлагал (в который уже раз!) решить нашу проблему через суд. Путь, предложенный вице-премьером, им был отвергнут. Я не могу удержаться, чтобы не привести последние строки этого письма: «Мы полагаем, что путь судебного разбирательства этой проблемы является наиболее оптимальным и цивилизованным. Тем более что внесенная таким образом ясность в наши взаимоотношения сделает их еще более благожелательными и конструктивными». Неплохо.
Изощренное издевательство было не единственным оружием крупных министерских чиновников. Было еще и другое. Пускаемые ими в «научный оборот» мифы. Их было много. Но самый важный из них — МЦР не является правопреемником СФР и поэтому не может претендовать на подаренную СФР коллекцию картин Н.К. и С.Н. Рерихов. На этом мифе держится все — и «приватизация», и ведомственное неподчинение Правительству РФ. МЦР, утверждают чиновники от культуры, это группа самозванцев, незаконно претендующая на имущество СФР. Действительно, откуда взялся этот МЦР? Объясняю.
20 сентября 1991 года после известных всем нам событий, было созвано расширенное собрание СФР, на котором присутствовали: «54 человека, делегированные от рериховских обществ, отделений, филиалов, общественных организаций, сотрудничающих с СФР, трудовой коллектив СФР, учредители, два представителя Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, представитель МИД СССР» (Выписка из протокола №12 общего собрания Советского Фонда Рерихов от 20.09.91.) В этом же протоколе содержится и решение: «Учитывая характер деятельности Центра-Музея и Фонда и стоящие перед ними задачи, изменить статус Советского Фонда Рерихов на Международный Центр Рерихов». А вот еще один документ: «Я, доктор Святослав Рерих, проживающий в поместье Татагуни, Канапура Роуд, Бангалор, Карнапака, Южная Индия, почетный президент Международного Центра Рерихов в Москве, передавший Советскому Фонду Рерихов в 1990 году наследие моих родителей Н.К. и Е.И.Рерихов, подтверждаю, что Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе, является правопреемником Советского Фонда Рерихов» (22.10.92). В этом же году Устав МЦР был зарегистрирован без особых осложнений в Минюсте РФ. Первый его пункт гласил, что МЦР «учрежден на базе Советского Фонда Рерихов и является его правопреемником» (п.1.1). Регистрация прошла с соблюдением всех предписанных правил, и пункты Устава СФР, включая п.1.1, никаких возражений тогда не вызвали. Распоряжение Минюста РФ (от 1.02.93 за №23/16-01), на которое все время ссылается руководство Минкульта, вышло как раз в то время, когда началась «приватизация». Полагаю, что существует связь между этими двумя акциями. Одно ведомство поддержало другое. Возможно, Минюст был прав, сняв в п.1.1 Устава слова «и является его правопреемником», возможно, это неуставное положение. Но слова: «…учрежден на базе Советского Фонда Рерихов» остались. Распоряжение подписал заместитель министра юстиции Г.Г.Черемных, и мы пошли к нему за разъяснениями. После встречи с Черемныхом в МЦР пришло письмо (от 23.03.93 за №13-324/0), подписанное им же. В разъяснительном письме сообщалось, что изъятие из Устава МЦР записи о правопреемстве сделано согласно общему правилу, относящемуся ко всем общественным организациям; что «указанное распоряжение ни в коей мере не связано с решением вопроса о правопреемстве и праве собственности Международного Центра Рерихов на имущество бывшего Советского Фонда Рерихов». И, наконец, что «имеющиеся в Министерстве юстиции учредительные документы по регистрации Международного Центра Рерихов подтверждают факт создания указанного Центра на основе Советского Фонда Рерихов путем преобразования последнего по инициативе дарителя С.Н.Рериха в Международный Центр Рерихов, что является определяющим при установлении правопреемства». И хотя вышеупомянутые документы были переданы нами в Минкульт, министерские чиновники продолжают упорно сообщать всем заинтересованным лицам о том, что коллекция картин Н.К. и С.Н.Рерихов была включена в Государственный музейный фонд на основании Распоряжения Минюста от 1.02.93.
В январе 1999 года мы обратились к министру культуры (письмо от 19.01.99 за №9-1/17) с предложением исключить из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации незаконно включенную в него коллекцию картин Н.К. и С.Н. Рерихов и передать ее в негосударственную часть Музейного фонда РФ с целью возвращения их законному владельцу — Международному Центру Рерихов. Включение в государственную часть фонда упомянутых выше картин произошло в нарушение п.87 и 88 «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей» и Законодательства Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
Единственный в России и второй в мире (после Нью-йоркского) Музей им. Н.К.Рериха должен выглядеть так, как задумал его покойный даритель. Министерство культуры грубо нарушило его волю (и не однажды) и продолжает упорствовать в содеянном до сих пор. Не пора ли прекратить эти нечестные ведомственные игры? И возвратить коллекцию картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Музей им. Н.К. Рериха, где они станут достоянием всех тех, кто заинтересован в культуре России, народ которой, всегда, несмотря ни на какой общественно-политический строй, уважал и бережно соблюдал волю ушедших в иной мир. Традиция эта до сих пор жива. И никакому ведомству ее нарушать не позволено. Ибо эта традиция из тех, на которых держится народная душа…
До сих пор не последовало ответа из Министерства и на письма крупнейших деятелей науки и культуры в поддержку МЦР в этой слишком затянувшейся и неприглядной истории. Письма были подписаны академиком Д.С.Лихачевым, академиком Б.В.Раушенбахом, академиком А.Л.Яншиным, академиком Российской Академии наук, народным художником и главным ученым секретарем той же Академии М.М.Курилко-Рюминым, Президентом Международной Лиги малочисленных народов и этнических групп Е.А.Гаер, Президентом Международной ассоциации фондов мира и многими другими. Письма были опубликованы в трех газетах: «Российская газета» (19.03.99), «Век» (26.03.99), «Российский избиратель» (26.03.99). До сих пор редакции газет министерского ответа не получили. Что же дальше?
А дальше был приказ министра В.К.Егорова от 13.09.99, текст которого приложен к документам. Согласно этому приказу, министр подтверждал «правомерность включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации музейных предметов, зафиксированных в основной учетной документации Государственного Музея искусства народов Востока под номерами с 43923 кп по 44204 кп». В этом же месяце мы отправили письмо В.В.Путину. Ответа не получили. Этим была как бы поставлена точка на наших многочисленных попытках вернуть принадлежавшие нам картины административным путем. Для этого достаточно было приказа министра культуры. Приказ, как мы знаем, был, но не тот, а совсем наоборот. Мы подали на Министерство культуры иск в городской арбитраж. 30 мая 2001 года состоялось заседание суда, и в иске нам было отказано. Не были приняты и наши ходатайства о предоставлении Министерством культуры доказательных документов, подтверждающих право на действия, которые вышеупомянутое Министерство произвело до судебного заседания. Нам отказали и в независимой экспертизе оспариваемой коллекции. «Вооружение» сторон было разным. МЦР представил все документы, подтверждающие его притязания, Министерство культуры имело в своем распоряжении только два приказа от 30.05.89 №234 и вышеупомянутый приказ от сентября 1999 года №633. И все. Создалось впечатление, что суд произвел какое-то «мистическое действие», которое и привело к его необоснованному решению. Для того, чтобы читателю было ясно соотношение иррационального и рационального в вынесении решения Городским арбитражным судом, приводим полностью документ, который называется «Аналитическая справка по юридическому статусу документов, приобщенных к делу в арбитражном суде г.Москвы сторонами по иску МЦР».
1. 1974 г. Передача С.Н.Рерихом картин в МК СССР.*
Отсутствуют: 1) акт приема-передачи картин от С.Н.Рериха Министерству культуры СССР; 2) список картин, заверенный С.Н.Рерихом; 3) заключение экспертизы о состоянии передаваемых картин.
2. Дата неизвестна. Передача из МК СССР в ВХПО им. Вутечича коллекции картин, переданных С.Н.Рерихом.
Документы отсутствуют. Требуется: 1) акт передачи картин из МК СССР в ВХПО с полным их списком и актом о состоянии сохранности; 2) Приказ МК СССР о передаче картин Рерихов в ВХПО как основание для данной процедуры.
3. 30.05.1989 г. Приказ МК СССР №234 «О мерах по обеспечению сохранности произведений Н.К. и С.Н. Рерихов (коллекция С.Н.Рериха)», согласно которому коллекция Рерихов (282 ед.) (владелец С.Н.Рерих, Индия) передавалась на временное хранение Музею Востока.
1. Копия Приказа №234 получена в МЦР. 2. Замечания по Приказу: 1) заглавие Приказа не соответствует его содержанию; 2) нарушен п.96 (аб.4) «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, хранящихся в государственных музеях системы Минкульта СССР» (далее — Инструкция), утвержденной Приказом МК СССР №290 от 17 июля 1986 г., которым «категорически запрещается передача экспонатов, находящихся на временном хранении, без согласия владельца»; 3) отсутствует письменное согласие владельца на передачу его коллекции Музею Востока; 4) отсутствует акт передачи картин от ВХПО в Музей Востока, что предусматривалось п. 1. Приказа МК СССР №234; 5) отсутствует протокол или экспертное заключение о состоянии картин, что также предусматривалось п. 2 Приказа; 6) Приказом не оговорен срок возврата картин, что предусмотрено нормативными актами по учету музейных предметов (приложение №10 к Инструкции по учету).
4. 1990 г. 19 марта 1) С.Н.Рерих оформляет дарственную СФР, включающую картины, временно находившиеся в СССР на попечении МК СССР; 2) картины перерегистрируются С.Н.Рерихом в резервном Банке Индии и переводятся с МК СССР на СФР.
1. Дарственная С.Н.Рериха (представлена суду). 2. Документы о перерегистрации имеются в наличии.
--------------------------------------------------------------------------------
5. 19.11.1990 г. СФР обращается в МК СССР с просьбой вернуть картины.
Вместо ответа МК СССР получено письмо директора Музея Востока В.А.Набатчикова с сопроводиловкой начальника отдела ИЗО Минкультуры Г.П.Попова. В письме В.А.Набатчикова содержится отказ вернуть требуемые картины. Вышеупомянутым документом Г.П.Попов грубо нарушил п.95 «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, хранящихся в государственных музеях системы Минкультуры СССР» (1985 г.), который гласит: «выдача музейных предметов <…> производится по письменному разрешению <…> министерств и ведомств, которым подчинены эти музеи». Поэтому Г.П.Попову не нужно было обращаться за разрешением вопроса о возвращении картин к директору Музея Востока.
--------------------------------------------------------------------------------
6. 20 сентября 1991 г. решением общего собрания СФР переименовывается в Международный Центр Рерихов по инициативе дарителя и Почетного Президента Советского Фонда Рерихов С.Н.Рериха.
Документы: 1. Протокол №12 общего собрания Советского Фонда Рерихов от 20 сентября 1991 г. 2. Свидетельство №494 от 17 декабря 1991 г. о регистрации Устава общественного объединения «Международный Центр Рерихов». 3. Устав Международного Центра Рерихов, зарегистрированный Минюстом РСФСР 17 декабря 1991 г. 4. Письмо заместителя министра юстиции Г.Г.Черемныха от 23.03.93 г. №13-324/0. 5. Письмо заместителя министра юстиции Е.Сидоренко от 12.04.01 г. №04/3653-ЕС. 6. Документ С.Н.Рериха от 22.10.92 г.
--------------------------------------------------------------------------------
7. 26 апреля 1992 г. С.Н.Рерих обращается к Президенту РФ с письмом о возврате картин из Музея Востока в МЦР.
Письмо имеется в МЦР. Картины не возвращены.
--------------------------------------------------------------------------------
8. В январе 1993 г. умирает С.Н.Рерих.
--------------------------------------------------------------------------------
9. 13.09.99 г. Выход Приказа министра культуры РФ №633. В нем говорится: «Приказываю подтвердить правомерность включения в состав государственной части Музейного фонда РФ музейных предметов, зафиксированных в основной учетной документации Государственного музея искусств народов Востока под №№с 43923 кп по 44204 кп».
Нарушения в Приказе №633 Федерального Закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», 1996 г.: 1. Ст. 8 Закона гласит: «Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ производится федеральным органом исполнительной власти <…> в порядке, устанавливаемом положением “О Музейном фонде Российской Федерации”, после проведения соответствующей экспертизы». В Приказе нет ссылок на вышеупомянутые документы, свидетельствующие о свершении данных действий. Не предъявлены эти документы и суду. Вывод: Минкультуры РФ действий по включению в состав государственной части Музейного фонда РФ коллекции С.Н.Рериха не производило. Ибо отсутствуют следующие документы: а) заявление ГМВ в Минкультуры РФ о включении в состав государственной части Музейного фонда РФ предметов (коллекция С.Н.Рериха), зафиксированных в учетной документации ГМВ под №№43923 кп по 44204 кп; б) протокол фондово-закупочной комиссии музея, оформленный в соответствии с нормативными требованиями; в) акты приема-передачи предметов, подтверждающие когда, от кого и на каком основании предметы поступили в музей; г) Приказ Минкультуры РФ, предшествующий по срокам Приказу №633 о создании экспертной комиссии для рассмотрения заявления Музея Востока; д) Приказ Минкульта РФ, в котором в соответствии со ст. 8 Закона сообщается решение о результатах экспертизы, регистрационный номер, под которым заявленные музейные предметы включены в Государственный каталог Музейного фонда РФ. Этим же Приказом в соответствии со ст. 16 Закона музейные предметы должны быть закреплены за Музеем Востока на праве оперативного управления. В результате отсутствия вышеупомянутых документов, следует считать (на основании ст. 14 Закона), что коллекция С.Н.Рериха не является государственной собственностью; е) статья 13 Закона гласит: «В состав государственной части Музейного фонда РФ входят музейные предметы и коллекции, находящиеся в федеральной собственности, независимо от того, в чьем владении они находятся». Как известно, коллекция С.Н.Рериха никогда не находилась и не находится в федеральной собственности Российской Федерации и собственности бывшего СССР, о чем Минкультуры РФ прекрасно знало и знает, так как по приказу Минкультуры СССР от 30.05.89 г. №234 коллекция без согласия ее владельца была передана только «на временное хранение» в Музей Востока.
Выводы:
1. В связи с вышеизложенным и в соответствии с Законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» 1996 г. считать приказ Минкультуры РФ №633 от 13.09.99 г. юридически ничтожным, со всеми вытекающими из этого последствиями для истца (МЦР). В силу физического и юридического отсутствия предмета спора (коллекция С.Н.Рериха), существование которого ответчик не подтвердил ни документально, ни результатами экспертизы, списки картин, входящих в оспариваемую коллекцию, представленные третьей стороной, считать также юридически ничтожными.
Первый вице-президент МЦР,
Генеральный директор
Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова
Вот с этим Анализом и аппеляционной жалобой наших адвокатов мы выходим снова на суд. Посмотрим, что возьмет верх — «мистика» ли арбитражных судей или рациональный разум и документы, имеющие юридическую силу.
P.S.
К этому надо также присовокупить газетные публикации, опорочившие МЦР и телепередачи 6-го канала телевидения, одна из которых «мазанула» тот же МЦР, а другая («Скандалы недели» — Андрей Николаев), с помощью диакона А.Кураева, оболгала самого Н.К.Рериха и приписала ему нацистские идеи. Нечистоплотность А.Николаева вызывает не только возмущение, но и удивление — как может телевизионный канал пользоваться услугами такого «журналиста».
--------------------------------------------------------------------------------
* Здесь и далее курсивом выделены дата события, действия по событию. Обычным шрифтом — наличие документов, подтверждающих событие.