(газета «Культура», № 29 (7488), 28 июля–3 августа 2006 г.)
Главному редактору газеты «Культура»
Белявскому Ю.И.
Уважаемый Юрий Исаакович!
В газете «Культура» № 29 (7488) от 28 июля – 3 августа была опубликована статья Б.Фаликова «Оккультные корни фэнтези».
Нас очень удивило и огорчило, что такой материал появился в Вашей газете, поскольку статья носит откровенно клеветнический и глубоко антикультурный характер. Так, научные философские труды Е.П.Блаватской, созданные в сотрудничестве с Учителями Востока (Махатмами), не просто ставятся в статье на один уровень с примитивными изданиями типа «Звездных войн» и «Бэтменов», но и объявляются источником всего этого трэша. Более того, автор статьи, хитроумно переплетая фантастику и реальность, создает сложную ассоциативную цепочку: Е.П.Блаватская, Махатмы, пришельцы, террористы-смертники. Таким образом, в сознание читателей внедряется совершенно безумная идея: причиной появления фэнтези и современного терроризма являются… Е.П.Блаватская и Махатмы!
Давайте обратимся к фактам.
В современной мировой культуре личность Е.П.Блаватской и ее идеи занимают значительное место. Ее главный труд «Тайная Доктрина» полон научных предвидений, которые подтверждены открытиями физиков У.Крукса, Дж.Томсона, М. и П. Кюри, М.Планка, А.Эйнштейна. У последнего «Тайная Доктрина» была настольной книгой. Е.П.Блаватская основала Теософское общество, членами которого состояли изобретатель Т.Эдисон, астроном и писатель К.Фламмарион, поэт У.Йейтс, философ У.Джеймс. Идеи теософии повлияли на творчество Д.Джойса, Д.Лондона, Т.Элиота, Ф.Баума, В.Кандинского, Г.Малера, Я.Сибелиуса. Книги Е.П.Блаватской серьезно изучали Вл.С.Соловьев, Л.Толстой, А.Белый, В.Иванов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, М.Волошин, Н.К. и Е.И. Рерихи. Влияние «Тайной Доктрины» на творчество А.Скрябина было определяющим. Признавая заслуги Е.П.Блаватской и ее вклад в мировую науку и культуру, международная культурная организация ЮНЕСКО объявила 1991 год Всемирным годом Блаватской.
Теперь о видениях Е.П.Блаватской, о которых Б.Фаликов очень много «размышляет» в своей статье. На сегодняшний день известны два направления познания: научное, или эмпирическое, и метанаучное, или сверхнаучное. Метанаучный способ познания помимо эксперимента использует информацию, идущую через духовный мир человека из пространства материи иных состояний и измерений. Такая информация приходит через сны, видения, образы из Космоса. Метанаучный способ познания был присущ Д.И.Менделееву, В.И.Вернадскому, Я.Беме, Вл.Соловьеву, Е.И.Рерих. Д.И.Менделееву во сне предстала в законченном виде периодическая система элементов. Владимир Соловьев пользовался указаниями Наставницы из Высшего мира, благодаря которой и была создана им философия Всеединства и Богочеловечества. О своем опыте общения с инобытием Соловьев рассказал в поэме «Три свидания». «Сверхнаучные предположения всякой науки» были для него истиной, не требующей доказательств. В.И.Вернадскому во время болезни открылись как видения все его дальнейшие достижения и научная деятельность. Об этом говорит его дневник за 1920 год и рассказывает Г.П.Аксенов в новой книге о великом ученом (серия «ЖЗЛ»). Е.П.Блаватская также пользовалась метанаучным способом познания.
Е.П.Блаватская, Е.И. и Н.К. Рерихи сотрудничали с Махатмами, или Великими Учителями. О Махатмах, стоящих на более высоких ступенях космической эволюции, Восток знает с незапамятных времен. Через Е.П.Блаватскую метанаучная информация пришла в виде фундаментального труда «Тайная Доктрина», рассказывающего о происхождении и развитии Солнечной системы и человека; через Е.И.Рерих – в форме гуманистической философской системы Живая Этика. Е.И.Рерих также перевела на русский язык «Тайную Доктрину».
Современная философская мысль Запада, тысячи ученых России, Европы и Америки признают метанаучный способ познания, активно используют в научных изысканиях философские идеи «Тайной Доктрины» и Живой Этики. В 2003 году в Москве состоялась Международная научная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века». В работе секций и пленарного заседания приняли участие ученые из России, стран СНГ и Балтии, Великобритании, Германии, Индии, США, Италии, Болгарии – свыше 900 человек, в их числе 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 39 кандидатов наук. В резолюции конференции, принятой единогласно, было заявлено: «С распространением и осмыслением идей космистов началась переоценка духовного наследия прошлых веков, а в пространстве научного миропонимания стало зарождаться и развиваться новое космическое мышление. Ключевое место в этом процессе занимает Живая Этика – философия космической реальности, которая была создана группой мыслителей и философов Востока в сотрудничестве с Е.И.Рерих и Н.К.Рерихом. В ней содержатся основы новой теории познания и его методология» (Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века: Материалы Международной научно-общественной конференции. М., 2004. Т. 1. С. 338–339).
Таким образом, ученый мир Земли уже давно работает в русле идей, пришедших от Махатм, мыслителей и философов Востока. А в России, на родине Е.П.Блаватской, предпринимается попытка принизить ее личность, низвести ее труды на уровень низкопробных дешевых изданий. Поистине, нет пророка в своем Отечестве!
Б.Фаликов завершает свою статью вольным пересказом слов О.Э.Мандельштама из его работы «Девятнадцатый век» о новейшей теософии, «которая не что иное, как буржуазная религия прогресса, религия аптекаря, господина Гомэ, изготовляющаяся к дальнейшему плаванию и снабженная метафизическими снастями». Позвольте не согласиться с этим утверждением Мандельштама. Психология обывателя и буржуа самостна и эгоистична, направлена на самого себя. Цели же и задачи теософии иные. А именно: «1) создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи; 2) изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения; 3) исследование необъясненных законов природы и психических сил, скрытых в человеке» (С.Крэнстон. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига–Москва: Лигатма, 1996. С. 182). Так что утверждение автора статьи насчет «обывательской сущности теософии», выступающей, как мы видим, за всеобщее братство человечества, научное познание и исследование мира, не имеет под собой никаких оснований.
Удивительно, что газета «Культура», которая в 2003 году осуществляла информационную поддержку Международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», предоставила свои страницы для публикации скандальной статьи Б.Фаликова. Ведь именно в газете «Культура» в декабре 2004 года к 100-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха была опубликована статья академика Л.В.Шапошниковой «Философ реального Космоса», в которой не раз говорится о Махатмах, или Великих Учителях:
«В сотрудничестве с великими Учителями Индии Рерихами была создана философия реального Космоса – Живая Этика, – которая является началом нового, космического мышления. Важнейшую роль в этой работе сыграла выдающийся философ Елена Ивановна Рерих».
Л.В.Шапошникова вспоминает:
«Благодаря родителям, – говорил Святослав Николаевич, – я понял великие ценности жизни и имел контакты с Личностями, которые давно прошли по великому и царственному пути самоосвобождения». Святослав Николаевич до самого последнего своего часа сохранял связь с Великим Учителем. Когда все члены семьи Рерихов ушли из жизни и он остался один, эта связь многое облегчала в его нелегкой жизни. Рассказывая мне об Учителях – а это случалось нередко, – он называл их “более совершенными людьми, найти которых может только тот, кто готов для этого и кого они сами хотят встретить”».
В заключение отметим, что умаление Учителей человечества является явным признаком невежества, особенно сегодня, когда все больше людей начинают осознавать их важнейшую роль в эволюции человечества.
Уважаемый Юрий Исаакович!
Мы убедительно просим Вас принять меры для восстановления справедливости и дать ответ читателям по поводу клеветнической информации, опубликованной в статье Б.Фаликова.
Предлагаем для публикации достоверный материал о Е.П.Блаватской.
Руководитель Группы защиты имени и наследия Рерихов Артемовского Рериховского общества (Украина, Донецкая область) А.Д.Тюриков; председатель Донецкого духовно-культурного центра «Орифламма» (Украина) Л.Д.Палей; редактор межрегионального культурно-просветительского издания «Орион», член Международной Ассоциации писателей и публицистов И.М.Себелева; сотрудник Башкирского Отделения Международной Лиги Защиты Культуры (г. Уфа) Г.Г.Резапова; президент Международного культурного фонда «Soleil», член Международного союза журналистов, член Международной Ассоциации писателей и публицистов (Латвия, г. Рига) О.Л.Старовойтова; председатель Ярославского Рериховского общества, главный специалист комитета по охране окружающей среды Администрации Ярославской области С.В.Скородумов; председатель Тверской областной Рериховской общественной организации А.Г.Лысиков; председатель Ивановского общества Рерихов «Свет», доцент ИСХА Я.Н.Глухов; председатель Совета Тамбовской общественной организации «Единение» Е.Б.Воронцов; председатель Тульского Городского Рериховского общества Н.Ф.Аверин.
09.09.2005 г.