Признавая заслуги Блаватской и ее вклад в мировую науку и духовную культуру, ЮНЕСКО объявил 1991 год – Всемирным годом Блаватской.
«…Конечно, ни мы, ни кто из наших друзей не может быть против Теософии. Основоположенники Великие и наша славная соотечественница Е.П.Б[лаватская] уже являются залогом того, что все около происходящее не может вызывать недоброжелательства <…> предчувствую, что Вы напишете что-то вдохновенное о нашей почитаемой Е.П.Б[лаватской]. Просим Вас, напишите о ней. Напишите в тех возвышенно-сердечных тонах, которыми отличается все написанное Вами <…> Кроме того, многим хорошим русским кажется, что имя Е.П.Б[лаватской] сознательно ли или бессознательно иногда умаляется и затушевывается разными другими именами. Вы должны быть уверены, что мы далеки от каких бы то ни было умалений. Каждый работник на светлой ниве культуры должен быть добросовестно и благостно обережен. Поэтому прошу Вас, напишите светлую статью о Е.П.Б[лаватской]. Это будет истинный праздник для нас и для всех друзей культуры…»
Из письма Н.К.Рериха Е.Ф.Писаревой от 15 июля 1936 г.
«…Еще и еще раз радуюсь Вашим биографическим очеркам о Е.П.Б[лаватской]. В недавно полученном нами № 8 «О[ккультизм] и Й[ога]» мы все были рады читать Ваш очерк. Чем больше справедливых и добрых слов будет сказано о великой русской женщине, тем это сейчас необходимее…»
Из письма Н.К.Рериха Е.Ф.Писаревой от 17 августа 1937 г.
«…Большое спасибо Вам за объявление о Мемуарах Е.П.Б[лаватской]. Мы о них читали и как раз выписали их. Чрезвычайно интересно будет их получить. Вы знаете, как все мы почитаем Е.П.Б[лаватскую]. Елена Ивановна с нетерпением ожидает эту книгу, ведь у нее собрана вся литература о Е.П.Б[лаватской] и Т[еософическом] О[бществе]…»
Из письма Н.К.Рериха Е.Ф.Писаревой от 18 августа 1937 г.
«…Елена Ивановна убеждена, что на Родине будет и Институт имени Е.П.Б[лаватской]. Еще не хватает, чтобы Т[еософическое] О[бщество] стало бы преследовать за почитание великой соотечественницы и распространение ее трудов. Сейчас происходят в мире такие странности, что за Христа будут преследовать Христиане…»
Из письма Н.К.Рериха Е.Ф.Писаревой от 1 октября 1937 г.
«…Именно Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] была Огненной Посланницей Б[елого] Бр[атства]. Именно она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] имела счастье получить Учение непосредственно от Вел[иких] Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение – дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мертвых тенетах догм и устремлявшегося в тупик атеизма. Именно только через Е[лену] П[етровну] Бл[аватскую] можно было приблизиться к Б[елому] Бр[атству], ибо она была Звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые из окружавших ее настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все им открывшую. Конечно, все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. (Ни один из окружавших ее не был принят Махатмами в истинные ученики.) Для пользы дел Махатмы переписывались с некоторыми из них, но ни одного не допустили до ученичества. Е.П.Бл[аватская] была тем Иерархическим Звеном, обойти и пренебречь которое означало осудить себя на полную неудачу. <...> Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] была великой мученицей в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее, и труд ее остался незаконченным. Последний, заключительный том “Т[айной] Доктрины” не состоялся. Так люди лишают себя самого Высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е[лена] П[етровна] Бл[аватская], истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!»
Из письма Е.И.Рерих В.А.Дукшта-Дукшинской от 8 сентября 1934 г.
«Как Вы знаете, Е.П.Бл[аватская] была послана в мир дать великий труд “Тайная Доктрина” для сдвига сознания, зашедшего в тупик, а также сказать истину о спиритизме, чтобы предотвратить многие губительные последствия. Спиритизм быстро распространялся тогда, особенно в Америке, и уже принимал чудовищные формы. Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания ее сотрудников основать Общество для ознакомления продвинутых сознаний с Эзотерическим Учением всех религий и философий Махатма К.Х., Друг Старшего Махатмы, согласился руководить таким Обществом, и было приступлено к этому опыту при содействии Е.П.Бл[аватской], нескольких индусов и полк[овника] Г.Олькотта. Все это вылилось в существующее ныне Теос[офское] движение. История его раскрыла всю бездну человеческой природы, и весьма скоро, после основания нескольких Отделений, Махатмы еще при жизни Е.П.Бл[аватской] прекратили непосредственное Водительство Общ[еством] как таковым, сосредоточив свое внимание лишь на отдельных личностях. Отсюда понятен краткий расцвет и наблюдаемое сейчас постепенное падение главного центра его. Но, конечно, само Учение, принесенное Е.П.Бл[аватской], сделало свое великое дело, именно, по всему миру пробудило и сдвинуло с мертвой точки многочисленные единицы сознания. И Отделения Теос[офического] Общ[ества] очень помогли этому. Потому нельзя говорить, что опыт этот был неудачен. Конечно, если бы не человеческая тяжкая природа, результаты могли быть во много раз больше. Все же утверждение о неудаче идет от темных сил. Как сказано: “Ступени сознания сложились прочно”. Должна добавить, что в Америке Учение связано, главным образом, с именем Е.П.Бл[аватской], и оно очень распространяется и входит в жизнь. Старший Махатма (Вл[адыка] М.), занятый высшими проблемами, принимал, если можно так выразиться, лишь косвенное участие в учреждении именно Теос[офического] Общ[ества], но Махатма К.Х. положил много сил и даже заболел от прикосновения к низшим земным слоям и человеческим аурам и должен был на несколько месяцев удалиться в полную изоляцию, в одну из недоступных для смертных Башен Тибетской Твердыни».
Из письма Е.И.Рерих К.И.Стурэ от 15 ноября 1934 г.
«...Для Космических Сроков, для Великого Плана, истинно, ставятся во главу сосуды, испытанные на протяжении тысячелетий, и не бывало еще, чтобы они оказались предателями. Не будем заглядывать в глубь веков, но возьмем жизнь избранного сосуда, прошедшую почти что на наших глазах, – Е.П.Блав[атской]. Все знают сейчас, какими черными предательствами со стороны ближайших была окружена Е.П.Бл[аватская] и как Космическая Справедливость уже воздала и будет продолжать воздавать в увеличивающейся прогрессии на земном плане. Так, имена малых предателей канули в Лету, имена больших остались символами черной неблагодарности и, прежде всего, глупости, тогда как имя Е.П.Бл[аватской] с каждым днем растет и будет расти, ибо труд, ей доверенный и явленный, неистребим никакими предательствами. Не говоря уже о том, что сама она уже достигла Недосягаемой для предателей Твердыни. Как прекрасно пишет Баркер в своем Введении к ее письмам: “Те, кто восставал против нее, будучи не в состоянии опровергнуть ценность и истину ее философии, искали путем личной клеветы и опорочивания восстановить общественное мнение и тем самым отвлечь внимание от сокровища знания, которое давалось через нее Миру и которое, будучи беспристрастно рассмотрено, несет в себе самом утверждение и убеждение в честности и бескорыстии”».
Из письма Е.И.Рерих З.Г. и М. Лихтманам от 24 июля 1935 г.
«”Тайная Доктрина” была “настольной книгой” композитора (А.Н.Скрябина. – А.П.). Блаватская была для него большим священным авторитетом, чем какое-нибудь Евангелие <…> В присутствии Скрябина против Блаватской спорить было уже нельзя».
Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине.
«Согласно новейшим исследованиям, госпожа Блаватская, соосновательница Теософского общества, была осуждена несправедливо. Доктор Вернон Харрисон заново проверил документы столетней давности по делу Блаватской и пришел к выводу, что она полностью невиновна. “Я прошу у нее прощения за то, что нам потребовалось сто лет для подтверждения правоты ее слов”».
Пресс-коммюнике 1986 года Лондонского общества психических исследований, которое когда-то обвинило Блаватскую в мошенничестве, для ведущих газет и журналов Великобритании, Канады и США.
«Герберт Уэллс как-то отметил, что его всегда поражали феномены, совершаемые <…> Магометом, йогами и госпожой Блаватской <…> Здесь мы соприкасаемся, – писал он, – с законами более глубинными, чем общеизвестные законы природы».
«Буквально все, знавшие Елену Петровну и в юности, и в старости, и друзья и недоброжелатели, прямо или косвенно (в общем контексте воспоминаний) свидетельствуют об органически присущем ей качестве – необыкновенной искренности, открытости и доверчивости, доходившей до безрассудства. Эта черта сослужила ей дурную службу. Почти весь “компромат” на нее собран из ее собственных высказываний, а то и цитат из ее писем к самым случайным людям».
Пазилова В.П. Современна ли «Жрица Изиды»?
«Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам... Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и, со временем, может употребить их на пользу всего человечества… Бог да благословит вас на все хорошее и доброе».
Благословение Е.П.Блаватской от преосвященного Исидора, экзарха Грузии, впоследствии митрополита Санкт-Петербургского.
Составитель: А.П.Лавренов