Ирина Шведова
Газета "Московская правда ", 22 февраля 1996 г.
Тяжба правительства РФ с Международным Центром Рерихов тянется уже несколько лет, однако наверняка не всем читателям понятна ее подоплека. Поэтому немного истории.
В 1989 году, уже на закате перестройки, сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов художник Святослав Николаевич высказал пожелание передать наследие семьи в СССР. То есть проявил собственную инициативу, которая с энтузиазмом была поддержана на самом высоком уровне. Он понимал, что духовная ценность наследия Рерихов неизмерима и оно по праву должно принадлежать нашей стране. Во многих письмах и статьях старшие Рерихи писали: все, что они сделали, принадлежит России. Это и было их завещанием. Еще в 60-х годах Святослав Николаевич ставил вопрос о наследии, но тогдашние времена не располагали к таким акциям. В начале 70-х он еще раз решил прозондировать почву, интересуясь, кому можно передать большой архив семьи. Однако и тогда вопрос повис в воздухе. Тем не менее художник привез в страну громадную коллекцию картин, — своих и отца — и оставил ее здесь. Многие помнят замечательную выставку этих картин в Третьяковской галерее.
И только начиная с 1987 года, когда художник встретился с М.Горбачевым, который поддержал идею центра наследия семьи Рерихов, она постепенно обретала реальную основу.
Через два года Святослав Николаевич опубликовал свое видение решения этой проблемы в газете «Советская культура», где четко обозначил концепцию будущего Центра-Музея Н.К.Рериха: «Прежде всего это должен быть живой центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки… Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Николая Константиновича и Елены Ивановны, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные духовные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия — все так или иначе было затронуто в трудах Николая Константиновича и Елены Ивановны».
Так же четко С.Н. обозначил и форму будущего центра: «…Подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусства народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество… Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации». Стоп. Именно этот тезис о Центре как общественной организации был для Святослава Николаевича основополагающим. Еще до передачи наследия в 1989 году было издано постановление Совета Министров СССР «О советском фонде Рерихов и центре-музее имени Н.К.Рериха». Идея фонда и центра была не только одобрена, но предусматривалось выделение помещения, некоторых привилегий и так далее. Следом решением Мосгорисполкома выделили усадьбу Лопухиных, которую выбрал сам Святослав Николаевич.
В 1990 году индолог Л.В.Шапошникова (человек, близкий семье Рерихов) занималась подготовкой и перевозом наследия из Индии в СССР. Почти 4 тонны груза были доставлены в Москву специальным авиарейсом: более 400 картин, архив планетарного значения, включающий неопубликованные рукописи, уникальные записи книг Живой Этики, обширную корреспонденцию, богатейшую библиотеку, личные вещи, реликвии. Привезли и урны с прахом Николая Константиновича и Елены Ивановны, которые Святослав Николаевич передал для создания мемориала. Он передал все из наследия старших Рерихов, на каждую часть наследия им были написаны подробные списки, и каждую их страничку он собственноручно подписал.
Дальше дело шло своим ходом. В 1991 году после распада СССР Центр был зарегистрирован в Минюсте как Международный Центр Рерихов (МЦР). До 1993 года жили «спокойно»: выясняли отношения с Минтяжмашем (который должен был по выезде из помещения его отремонтировать). В результате добились заключения арендного договора с управлением охраны памятников и получили «права заказчика», которые предусматривают самостоятельный ремонт и реставрацию памятника. Понятно, что это потребовало немалых капиталовложений. Центр бросил клич на всю Россию, и на его счет потекли крупные суммы от добровольных благотворителей. На сегодняшний день, вложив более 4 миллиардов рублей, Центр отремонтировал первый этаж основного здания, где сейчас находится экспозиция музея. Кроме этого, укрепили фундамент, починили крышу, стены, ремонтируют второй этаж, где затем расположится основная экспозиция музея.
Помимо решения хозяйственных проблем, в Центре, конечно же, идет напряженная научно-просветительская, издательская, экспозиционная и общественная работа. Все, кто интересуется наследием Рерихов, знают, что Центр является ревностным хранителем, исследователем и популяризатором научно-философского, литературного и художественного наследия семьи Рерихов. Он обладает статусом ассоциированного члена неправительственных организаций при ООН.
Словом, все было бы хорошо, если бы… В январе 1993 года умирает Святослав Николаевич. И вскоре после этого печального события директор Государственного музея Востока В.А.Набатчиков направляет в правительство РФ письмо, в котором просит, в связи с 75-летием музея, отдать ему усадьбу и наследие Рерихов. В качестве подарка… Из Индии приходят письма вдовы Святослава Николаевича Девики Рани о том, чтобы отобрать у Шапошниковой (лично Шапошникова ничем не владеет, она вице-президент МЦР) наследие и передать Минкульту с последующим созданием государственного музея. Как у нее возникла эта идея и имела ли сама госпожа Рани к ней отношение, можно только гадать. Но сам собой напрашивается вывод, что сделано это не без помощи чиновников из Минкульта. Позже, а именно в ноябре 1993 года, выходит постановление правительства РФ за подписью В.С.Черномырдина. В котором черным по белому было сказано, что в усадьбе Лопухиных должен быть расположен Государственный музей Н.К.Рериха, как филиал музея Востока. Там же сказано: «Принять к сведению, что Государственный музей Востока предоставит в установленном действующим законодательством порядке помещения служебного флигеля на территории усадьбы Лопухиных Международному Центру Рерихов». Минкульту предписывается обеспечить в 1993–1996 годах реставрацию и реконструкцию усадьбы Лопухиных. При этом предусматривалось выделение бюджетных ассигнований на это мероприятие (13 миллиардов).
Центр Рерихов был в прямом смысле шокирован такой постановкой вопроса. С какой стати существующую (согласно воле С.Н.Рериха, бескорыстно передавшего бесценное наследие нашей стране) организацию предлагается фактически уничтожить, отобрав все и отдав в госструктуру? И еще. В постановлении есть ссылка на «пожелание г-жи Д.Р.Рерих». Но вдова не имела никакого юридического отношения к наследию родителей С.Н.Рериха. Выходит, волей Святослава Николаевича можно пренебречь, а вот желание его вдовы (с июня 1993 года недееспособной) следует выполнять беспрекословно? Нонсенс.
Тогда же с необыкновенной скоростью полетели приказы, распоряжения и требования министра культуры Е.Сидорова, теперь уже экс-вице-премьера А.Чубайса, и других чиновников, смысл которых сводился к одному — немедленно расторгнуть арендный договор с МЦР, срочно заключить арендный договор на усадьбу Лопухиных с музеем Востока. А Чубайс в одном из своих писем даже требовал передачи не только усадьбы, но и наследия Рерихов! Дальше — больше. На естественный протест Центра, который пытался «прорваться» на самый «верх», чтобы объясниться, реакций не последовало. Тогда МЦР подал иск в арбитражный суд. На первое заседание представителей центра даже не пригласили и вынесли решение отказать в иске. Дальше начался долгий судебный процесс, который длился до марта 1995 года. За это время на МЦР дважды насылали налоговую инспекцию. (Государство, не выделяя ни копейки МЦР, тем не менее не забывает драть с него драконовские налоги.) При этом продолжалась клеветническая кампания против центра в средствах массовой информации.
В марте 1994 года умерла вдова С.Н.Рериха Девика Рани. В апреле было заведено уголовное дело на секретаря Рерихов Мэри Пунача, которая обвинялась в фабрикации поддельных завещаний в свою пользу, а также в похищении у Рерихов ценностей, картин, денег и прочего. Читатели наверняка помнят сенсационные разоблачения, которыми была полна и наша пресса. Но правительство РФ не обратило внимания и на это.
Итак, 1 марта 1995 года Коллегия Высшего арбитражного суда удовлетворила иск МЦР, признав недействительными пункты постановления правительства РФ о передаче усадьбы Лопухиных музею Востока, в решении при этом было сказано: вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит. Победа?
В октябре 1995 года московское правительство издает постановление, согласно которому усадьба Лопухиных отдается МЦР в долгосрочную аренду на 49 лет, и МЦР заключает арендный договор с Управлением охраны памятников. Наконец-то за три года напряженной борьбы центр получил возможность спокойно заняться культурной, научной, просветительской работой, беспрепятственно продолжить ремонт и реставрацию усадьбы. Но, как снег на голову новый «сюжет». Правительство РФ, естественно, не удовлетворило решение арбитража в пользу МЦР и обратилось в надзорную инстанцию Высшего арбитражного суда и вынудило его председателя вынести это дело на Президиум. Выстоять Президиуму было очень сложно, и он отменил все предыдущие решения суда и вернулся к самому первому, в котором Центру было отказано в иске. Таким образом было отменено решение, над которым суд и его судьи работали более года, изучив массу документов, представленных по их требованию в ходе судебного разбирательства. Руководство МЦР пыталось встретиться с председателем Высшего арбитражного суда В.Ф.Яковлевым, однако тот отказал в приеме.
Средства «хороши»… Но какова все же цель, достигаемая с грубым попранием прав Международного Центра Рерихов, деятельность которого за годы работы получила большой резонанс не только в странах бывшего СССР, но и за рубежом. Цель эта видна невооруженным глазом — отнять у общественности здание и наследие и отдать государству. Тому самому государству, у которого с трудом хватает средств на сохранение уже имеющихся культурных ценностей. Всем известно положение библиотек, с трудом ухитряющихся сохранять раритеты и уникальные книги и рукописи. Всем известно состояние музеев и театров, требующих немедленных ремонтов, и нищенские зарплаты работников культурной сферы. Много чего «хорошего» в послужном списке нашего государства, которое выделяет на культуру менее одного процента бюджета вместо двух, полагающихся по закону. Так какая же у государства корысть «вешать» на себя ответственность за бесценные сокровища, которые вряд ли сумеет сохранить для потомков в том виде, в каком их передал России бескорыстнейший Святослав Николаевич Рерих? Нужен государственный музей Рерихов? Создавайте. Сокровищ, которые находятся в музее Востока и других госучреждениях, хватит.
Семья Рерихов творила для людей, и государство не вправе делать их наследие козырной картой в своих чиновничьих интересах. Правительства ведь имеют тенденцию уходить в небытие, а наследие Рерихов будет жить всегда.
Р.S.
12 февраля 1996 года по инициативе Международного Центра Рерихов создана Международная лига защиты Культуры. Одна из главных задач ее деятельности — консолидация творческих сил общества во имя защиты и приумножения культурного наследия во всех его формах.