Т.И.Чечина
…Она поднимается по лестнице великолепного, уникального Музея, подходит к залу, где через несколько минут начнется знаменательный форум. Все вокруг расступаются, затихают разговоры. По залу едва слышно проносится: «Людмила Васильевна идет!..» Те, кто уже заняли места, встают, поворачиваются к ней, здороваются почтительно, с какой-то особой радостью в глазах. Она идет по проходу зала, и кажется, что движется Свет, излучается тепло горячего человеческого сердца. Это ощущение знают многие.
В зале – видные ученые, деятели культуры; они здороваются с Людмилой Васильевной за руку, и в этих рукопожатиях, улыбках свидетельство того, что знают ее не понаслышке. Знают и глубоко уважают.
Она – Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха и первый вице-президент Международного Центра Рерихов, яркий писатель и востоковед, лауреат премии Джавахарлала Неру, академик РАЕН, РАКЦ, заслуженный деятель искусств РФ – Людмила Васильевна Шапошникова.
В последнее десятилетие минувшего века в России произошло событие, значимость которого будет сознавать не одно поколение: в Москву прибыло наследие Рерихов. Началось создание Центра, которому надлежит быть фокусом разворачивающейся Программы формирования нового мировоззрения. Имея Космический исток, эта Программа была сформулирована Рерихами, и в должное время Святослав Николаевич доверил и поручил Людмиле Васильевне наследие всей семьи и подробный план – в том числе сроки и последовательность – претворения всего задуманного и столь значительного для будущего России.
Но все великое творится «руками и ногами человеческими». Новое рождается в муках, а светлое построение проходит при неистовом сопротивлении отживающего старого. Перевезти в Россию наследие семьи Рерихов, создать Центр-Музей и развернуть по всем нужным направлениям рериховскую концепцию его работы – это гигантская задача! В течение более десяти лет мы являемся свидетелями невероятного созидания, посильного, казалось бы, для нескольких учреждений, институтов и ведомств. Но и этот труднопроходимый «перевал» одолела со своими ближайшими сотрудниками в достоинстве и чести самоотверженного Путника отважная путешественница, познавшая в свое время и коварство джунглей, и суровость высокогорий, в одиночку повторив маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов.
Да разве есть опасности суровее, чем одинокая ночь в горах, чем тропа над бездною ущелья? Есть ли чудовища ужаснее голодных тигров и коварных змей? Они есть. Они – в человеческом обличии, в невежестве и самости, они дышат алым пламенем алчности и крадутся по следу светоносной судьбы.
Когда книги Учения Живой Этики стали доступны и мы читали о том, что «тьма дойдет до абсурда своего проявления», – нам виделось только зло разжигателей войны, разного рода преступников, а также тех, кто может помешать распространению новых Знаний: запретить издание и продажу книг, лекции, художественнопросветительскую работу. Не виделась нам серьезная угроза и в первой рериховской встрече в Москве весной 1991 года, когда оголтелые личности, называвшие себя последователями Рерихов, требовали у Людмилы Васильевны срочно выдать все наследие.
Она, конечно, видела уже тогда серьезность угрозы.
Годом раньше, направляясь из Индии в Москву в самолете, где было четыре тонны драгоценного, доверенного ей наследия, замерзая в грузовом отсеке при температуре, приближающейся к нулю, она уже понимала, какую «войну» со множеством разных атак развяжут за это наследие алчные отщепенцы эволюции.
Тогда, весной 1991-го, в течение двух дней она, казалось, спокойно, невозмутимо выслушивала все дерзостные претензии. В ее терпении воплощались мудрость сфинкса, молчание посвященного, достоинство человека Культуры. Она осознавала свою высокую миссию и готова была следовать доверенному ей плану, проходя любые жизненные кручи и теснины. Но кто знает, что в те дни и часы жило в ее сознании и сердце? Предчувствовала ли она, что злоба, клевета и алчность недругов будут расти вместе с успехами ее дела?
В кабинете у Людмилы Васильевны над ее рабочим столом крупно начертан завет Рабиндраната Тагора: «Если ты будешь бросать камнем в каждую лающую на тебя собаку, ты никогда не дойдешь до цели». Она никогда не оборачивалась, не приостанавливала своей могучей, стремительной работы, несмотря на постоянный, разнообразный, шумный и злобный лай. Она никогда не защищала себя. Все ее усилия были – творчество, строительство, организация, просветительство! И защита – имени и наследия Рерихов.
Ее решительность и бесстрашие восхищают. Но около такого отважного сердца постоянно стоит опасность: «цивилизованные» варвары способны вытоптать даже божественный посев.
С огромными усилиями, мудро возглавив единомышленников, ей удалось поднять из руин архитектурный памятник XVII–XIX веков – Усадьбу Лопухиных, создать музей, который красуется в центре Москвы к чести и достоинству современной столичной культуры. Она сложила коллектив сотрудников, вместе с которыми проводит музейную и выставочную работу, организует концерты, лекции, педагогические семинары, научные конференции. Во всем – ее деятельная мысль, все – для главного: укреплять ростки нового сознания, новой Культуры.
В Центре-Музее бережно хранятся картины, документы, каждая «мелочь» из наследия Рерихов. И так же тщательно, ответственно ведется издательская работа. Каждый, кто сотрудничает с Центром, знает, что ни одна книга, ни одна открытка не выходит без строгого, взыскательного взгляда Людмилы Васильевны. А какие это издания! Чего стоит, к примеру, регулярный журнал «Культура и время» (Людмила Васильевна является его главным редактором), который весь соткан из красоты и широкого просветительства. А книга самой Людмилы Васильевны «Тернистый путь Красоты» – это просто шедевр книгоиздания! Кому покажутся слова эти слишком хвалебными, пусть вспомнит, что эта книга получила в 2002 году на Всероссийском конкурсе «Книга года» высшую оценку.
Казалось бы, свои книги – дело личное. Но Людмила Васильевна к ним относится с какой-то высокодостойной отстраненностью; всякий раз на презентации она говорит и держится так, словно все происходящее к ней почти не имеет отношения. И так во всем – высокое качество и вместе с тем отрешенность, близкая к анонимности древнерусских зодчих и иконописцев…
Людмила Васильевна – мудрый учитель. Ни о каком «гуруизме» не может быть и речи! Она учит поступком, а имеющий соображение – да уразумеет. Первые наши рериховские встречи – как строго она учила нас собранности, краткости и ясности выступлений, бережному использованию идей Учения Живой Этики! Она присутствует на наших рериховских встречах, слушает наши выступления – даже те, которые не стоят ее времени и внимания. Грозно назрели события – Людмила Васильевна учит нас решительно поднять голос в защиту имени и наследия Рерихов. Сама же с первых минут работы с наследием всегда вела и никогда не прекращала этой защиты.
Являя образец преданности заветам Рерихов, пример высокой многогранной Культуры, работоспособности, мужества и стойкости под шквалом нападок, устремленности сквозь каскады препятствий, – всему она учит и наставляет нас вдохновенно и ненавязчиво. Порою едва уловимо.
…Юная пианистка закончила выступление в зале музея, – ее родители и педагоги просят Людмилу Васильевну сфотографироваться на память – она никогда не отказывает. Потом – автограф, и протягивают книгу-альбом «Амаравелла». Людмила Васильевна объясняет, что не может подписать, так как не она автор. «Тогда на этом», – и ей настойчиво подают комплект открыток картин Н.К.Рериха, изданный в МЦР. «Ну, я же не автор…», – снова делается попытка урезонить страстных почитателей. Но в руки ей уже вложена авторучка, вокруг бурные возгласы: «Ну и что! Это же все Вы…» Людмила Васильевна задумывается на секунду, потом решительно, но деликатно и как-то даже сердечно возвращает все: «Я не могу. Я не автор».
Мелочь ли этот незатейливый эпизод? В нем – напутствие и урок. Неловко высказанная, но справедливая реплика: «Это же все Вы…» имеет неоспоримое основание. Здесь, в музее, все живет и дышит, движется и развивается ее мыслями, ее трудом (как бы Людмила Васильевна не остановила сейчас перечень ее заслуг словами: «Это усилия всего коллектива!»). Знаменитая личность – люди такой категории дают автографы порой просто на чистом листе бумаги или на всем, что протянут обожатели. Но Людмила Васильевна не знаменитая личность, она – выдающаяся личность, беспримерная труженица, которой свойственна не то чтобы скромность, а чувство соответствия, то есть гармония.
Соединение противоположений – одно из наиболее труднодостижимых духовных качеств: головою уходить высоко в небо, а ногами крепко и надежно следовать по земле. Или: обладать богатырской мощью защитника и строителя, вместе с тем являя художественную утонченность и сердечность. Людмила Васильевна обладает этой редкой гармонией.
Вдумываясь в жизнь Рерихов, мы с изумлением восклицаем: «Как они столько успевали?!», – и смотрим благоговейно на высоко уходящую вершину. Но вот, совсем близко, у всех на виду, в кратчайший отрезок времени одна русская женщина, наша современница, совершает подвиг. Мы почти привыкаем к тому, что день за днем, год за годом Центр Рерихов крепнет, растет и ширится; в музее появляются новые картины, каждый октябрь нас вдохновляет очередная научно-общественная конференция, раскрывая новый виток осмысливания и воплощения идей Учения Живой Этики… Нет, и никогда не станет для нас привычным и обыденным все, что она делает! Есть в жизни явления, касаясь которых, нельзя остаться «тепленькими». Все те, кого влекут напряженные огни Культуры, могут только любить или ненавидеть, прикладывать свои силы к светлому созиданию или подкрадываться с дымным геростратовым факелом.
Вот они, уже и не крадущиеся, это – открытая, наглая оппозиция. Хулой и клеветой продалбливают они лазейки к манящей долгие годы добыче. Музей и наследие для них – непостижимые, ужасные в своем величии и неукротимо вожделенные сокровища! Их ничтожество не может вынести света и славы выдающейся Подвижницы.
Казалось бы, кто всерьез будет судить о величине слона по лаю моськи? Да ведь есть и охотники на слонов… Они не погнушаются использовать в своих больших аппетитах и травлю, и маленькую собачонку.
Какие еще доказательства должны быть представлены – факты, документы, очевидцы, – чтобы проникнуть сквозь душевные оползни сомневающихся (и тем самым потакающих клеветникам и отступникам)?
Людмила Васильевна Шапошникова является доверенной Святослава Николаевича Рериха, абсолютно законной и высокодостойной. Несомненно, она – держательница нити, связующей с Н.К.Рерихом и Е.И.Рерих, которые в своей героической жизни и вдохновенном творчестве находились под водительством Учителей.
…Видеопленка запечатлела и засвидетельствовала глубоко трогательный момент: Людмила Васильевна благодарно и благоговейно склоняется к руке Святослава Николаевича. Он, осеняя ее крестным знамением, произносит: «Я Вас благодарю за то будущее, которое Вы несете».
2003 год – Людмила Васильевна в сотрудничестве с видными учеными страны осуществила яркую, беспрецедентную по смыслам и форме научную конференцию. О содержании конференции выразительно говорит само название – «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». С апреля по октябрь по разным направлениям науки прошла работа восьми секций, не только в самом Центре Рерихов, но также в Академии Государственной службы при Президенте РФ и в Музее космонавтики. Организаторами конференции в сотрудничестве с Международным Центром-Музеем имени Н.К.Рериха были Российская Академия естественных наук, Российская Академия образования, Российская Академия космонавтики имени К.Э.Циолковского, Федерация космонавтики России, Международная Ассоциация Фондов Мира. Торжеством обновления научного сознания стала главная часть конференции – традиционно октябрьская. На нее, как на праздник духовного возвышения и единения, съехались люди из разных городов России и многих стран зарубежья.
Думая об этом, перечисляя все это, трудно поверить, что есть крайне отемненные сознания, неспособные увидеть и понять величественного и неповторимого созидания в работе Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха.
Пройдет время, и канут в Лету приспешники тьмы, клеветники и злопыхатели. И еще ярче расцветет и предстанет перед всеми доблесть и красота деяний одной из первых, одной из выдающихся тружениц на ниве новой Культуры – Людмилы Васильевны Шапошниковой.