«Сделать необычное сужденным». Современное осмысление и реализация идей Живой Этики в науке, творчестве, жизни

Т.П.Сергеева

Л.В.Шапошникова. Держава Рерихов: Статьи и выступления: 1997–2006

Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света.
Аум, 440

Обрести знание и уметь исследовать его с различных точек зрения, повышая и расширяя свое сознание, было главной задачей Элевсинских мистерий.
Л.В.Шапошникова

Мистерия должна быть рассматриваема как действо жизни ведущее.
Листы Сада Мории. Озарение. Ч. 3, IV, 11

Учение знания, открытое для всех

В своем эволюционном развитии человечество не раз проходило этапы нового проявления Знания, уходящего своими корнями в глубокую древность мифологических времен, когда человек, планета и Вселенная представляли собой неразрывное целое. Каждое время диктовало свои формы его изложения, свои подходы к познанию, которые в определенное историческое время реализовывались в виде новых религиозных Учений. И каждый раз новое, встречая поначалу жестокое сопротивление старого косного сознания, со временем становилось реальной основой жизни. В XIX веке Е.П.Блаватская сделала первую попытку донести Древнее Знание, опираясь на научную методологию того времени. Она анализировала и сопоставляла историко-культурные источники различных эпох и народов. Введенный ею понятийный аппарат и доказательная база требовали от читателей ее трудов огромных знаний истории, филологии, этнографического материала и поэтому были доступны не всякому. Многое давалось ею завуалированно, ибо человечество еще не было готово к восприятию этого.

В XX веке появилось Учение Живой Этики, или Агни Йоги, представившее Древнее Знание в иной форме. Книги Живой Этики, составленные Е.И. и Н.К. Рерихами в сотрудничестве с их духовными Учителями, несли новую мировоззренческую парадигму. В них формулировались космические законы устройства и эволюции всего Мироздания – от атома до Вселенной, содержались новые понятия, давались необычные определения. Наряду с этим по иному, более широко трактовались многие закрепившиеся в научном мировоззрении категории, такие, как дух, материя, энергия. Живая Этика вернула этим понятиям исходный глубокий смысл, наработанный всеми областями человеческого духа, в том числе искусством, философией, религиозным опытом.

Книги Учения Живой Этики, как ступени лестницы, возводили изучающего их от низшего к высшему. От личностного, эгоистического отношения ко всему происходящему – к пониманию необходимости общечеловеческого подхода. От ограниченного земными горизонтами восприятия мира – к космическому осознанию единства и взаимосвязи всего Мироздания. От плотной материи земного существования – к мирам иных измерений. Такой переход требовал от человека иного осмысления действительности, повышения уровня сознания, новых мировоззренческих подходов. «…Спираль тока проходит ввысь и несет новое зерно сознания, – сказано в Живой Этике. – Огненное сознание утверждает нестираемое познание»[1]. Предстоял непростой процесс осмысления этого нового этико-философского Учения, его мировоззренческой системы, его методологии познания.

Появление Живой Этики вызвало большой интерес во многих странах мира. Книги печатались на русском, английском и других языках. Образовывались общества, одной из задач которых было изучение Агни Йоги. Но необычное знание Живой Этики было рассыпано по книгам, как звезды по небосклону, и не всем было дано собрать их в созвездия. Возникало множество вопросов, на которые своим многочисленным корреспондентам отвечала Е.И.Рерих. Она делала это на протяжении всей своей жизни, понимая, что этим не исчерпывается необходимость разъяснения основных положений Живой Этики. Поэтому она горячо приветствовала выход в свет трудов Рихарда Рудзитиса и Александра Клизовского, которые, каждый в своей манере, помогали освоению этого необычного знания. Елена Ивановна отмечала, что это сложная задача, требующая не только общей культуры и энциклопедических знаний, но и большой тонкости и чуткости. И, судя по ее письмам, лучше с ней справился поэт Р.Рудзитис. Язык искусства более универсален, а истинный художник, в данном случае – художник слова, всегда найдет верный тон. Еще в таком деле большое значение имеет то, насколько автор сам применяет в жизни положения Живой Этики. Одним из таких примеров был П.Ф.Беликов, перенявший эстафету популяризации основных положений Живой Этики от Р.Рудзитиса.

Р.Рудзитис и П.Ф.Беликов жили в такое время, когда все необычное, не вмещающееся в прокрустово ложе господствующей материалистической марксистcко-ленинской идеологии, отвергалось и преследовалось. Это обстоятельство не только существенно затрудняло продвижение идей Живой Этики, но и приводило к тому, что большинство тех, кто интересовался этим новым учением, воспринимали его только как знание сокровенное, как духовно-нравственное учение, предназначенное для индивидуального духовного совершенствования. В 1987 году, после приезда в СССР С.Н.Рериха, приглашенного Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым, Живая Этика вышла из подполья, и началась новая эпоха в осмыслении и освоении Учения. Не все было просто в этом процессе легализации философского наследия Рерихов и Учения Живой Этики. Силы, представлявшие старое, отживающее мышление, не оставляли своих попыток дискредитировать идеи Учения. Появились различные лидеры и толкователи, стремившиеся упростить и принизить Учение Живой Этики, представляя его лишь этическим учением, служащим на потребу личных интересов каждого. Но наряду с этим стал расти интерес к научным и философским его аспектам, к новой системе познания, данной в Живой Этике. Появились труды по исследованию мировоззренческих особенностей Учения, истории создания, путей формирования и проявления в жизни и творчестве великих мыслителей и ученых.

Наиболее значимый вклад в эти исследования внесли труды известного ученогоиндолога, заслуженного деятеля искусств РФ, академика РАЕН и РАКЦ, Генерального директора Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой. На рубеже третьего тысячелетия она дала новое, современное изложение космогонии, представленной в трудах Е.П.Блаватской, Учении Живой Этики и письмах Е.И.Рерих. Продолжая их подвижнический труд, Л.В.Шапошникова, собрав в прекрасные созвездия Знание Живой Этики, показала проявление единых для всего сущего космических законов в судьбе и творчестве отдельного человека, в исторических, социальных, культурных аспектах эволюции всего человечества. Противопоставляя лжемессиям и псевдотолкователям очень стройный, научно убедительный и художественно выразительный подход и изложение, Л.В.Шапошникова делает это необычное знание реальностью современной жизни.

«Спирали познания». Научное исследование Живой Этики

Каждая эпоха имеет свой ритм, динамику, энергетику и требует соответствия им всех дел и действий человека. Мы сейчас живем в особо динамичное время – время смены тысячелетий, смены космических эпох – ступеней эволюции человечества. Это отображается на всех гранях жизни человека – от ускорения жизненных процессов на бытовом уровне до шквала революционных открытий в науке, в частности в исследованиях космоса. Все это требует от нас иных подходов, иного миропонимания. Такое миропонимание, адекватное современной действительности, содержится в Учении Живой Этики, уникальное исследование которого со всех точек зрения и реализацию во всех областях жизни и творчества дает Л.В.Шапошникова.

Знакомство с Живой Этикой у Людмилы Васильевны началось с прочтения книги «Беспредельность» в 1972 году, что не было случайностью, ибо вся последующая творческая жизнь ученого прошла именно под этим созвездием. Беспредельность миров и бесконечность их эволюции, космическая безграничность таких понятий, как Красота, Любовь, Сердце, Дух, составили основной предмет ее исследований. Долгие годы ее руководителем и Учителем на этом пути был Святослав Николаевич Рерих, избравший Л.В.Шапошникову своей преемницей в деле проведения в жизнь идей своих родителей и доверивший ей их наследие.

В 70-е – начале 80-х годов прошлого века прямые публикации о философском наследии Рерихов в СССР были невозможны. Но идеи Живой Этики присутствовали в трудах Л.В.Шапошниковой еще до ее знакомства с Учением. Интуитивно действуя в духе системы познания Живой Этики, ученый-индолог изучала не «подробности быта» древнейших племен Индии, а их духовные и культурные традиции, фиксируя и сохраняя для будущего элементы древнего знания этих народностей. Со второй половины 1980-х годов, когда благодаря М.С.Горбачеву был снят запрет с идейной части наследия Рерихов, все труды Л.В.Шапошниковой направлены на последовательную и систематическую популяризацию жизненного и творческого пути Рерихов и вводу в научный оборот знания, содержащегося в книгах Живой Этики. С первых лекций и статей, как бы поднимаясь по ступеням или виткам спирали, повышая уровень и расширяя от книги к книге пространство излагаемого знания, она ведет за собой своих слушателей и читателей, помогает постигать раскрытые в Живой Этике законы Космоса, особенности эволюции нашей планеты, роль и место человека в ней, слагая при этом стройную и величественную картину Мироздания.

Авторы Живой Этики утверждали, что это этико-философское Учение войдет в жизнь через науку, «в доспехе лучей лабораторных». При этом имелась в виду наука новая – нравственная, одухотворенная, имеющая осознанную связь с Высшим миром, источником всякого знания, который современная научная мысль пытается робко обозначить как «информационно-энергетическое поле». Новая наука, подразумеваемая в Живой Этике, не ограничивает себя прокрустовым ложем уже сложившихся представлений, а открыта широкому непредвзятому познанию. «Научимся оберегать каждый шаг научного познавания»[2], – говорит Живая Этика, поясняя, что «наука должна укрепить пути к высшему познаванию»[3]. Л.В.Шапошникова пишет о той поистине драматической ситуации, которая сложилась в пространстве современной науки, «когда уровень сознания расходится с возможностями познания»[4]. В то же время она отмечает: «В системе познания Живой Этики мы находим все то, что необходимо ввести в науку, чтобы она, изменившись и трансформировавшись, превратилась в ту новую науку, глубочайшие и тончайшие исследования которой смогли бы не только изменить наш земной мир, но и усовершенствовать внутренний мир человека»[5]. И еще: «Новая система познания, которая изложена на страницах Живой Этики, выводит науку за грани физического мира в беспредельность пространства иных состояний материи. И в этой Беспредельности никогда не будет конца познанию, не будет конца удивительным открытиям, не будет остановки перед таинственными глубинами Космоса»[6]. Утверждая определяющую роль методологии Учения Живой Этики в формировании науки будущего, Л.В.Шапошникова посвящает значительную часть своих трудов исследованию, систематизации и обобщающему изложению его оригинальной системы познания и тем самым вводит читателя в многомерное пространство этого уникального Учения Жизни, дающего человеку ключи к бесконечному познанию.

Людмила Васильевна называет Учение Живой Этики очень просто, но в то же время всеобъемлюще: «философия космической реальности», подчеркивая тем самым и универсальный, вселенский характер системы познания Живой Этики, и соответствие ее тому реальному Космосу, который в прошлом был запечатлен в мифах, сказаниях и древней мудрости Востока, в нашем настоящем только-только начинает осмысливаться, а в будущем станет достоянием новой науки. Анализируя исторически существовавшие способы познания и виды мышления: мифологический, религиозный, научный, историко-культурные особенности их формирования, она обосновывает неизбежность появления четвертого, основанного на синтезе всех предыдущих, космического типа мышления, того вида мышления, который представлен в Живой Этике и необходим для освоения ее системы познания. В своих книгах и статьях ученый подчеркивает, что космическое мышление, или космизм, не является лишь одним из направлений современной мысли, намного шире современного научного мышления и включает его как составную часть. Развивая идею зарождения космического мировоззрения на основе синтеза трех культурно-исторических видов мышления, она показывает, что одним из условий такого синтеза должна стать обновленная и одухотворенная наука.

В своем анализе Живой Этики Л.В.Шапошникова делает основной акцент на проблеме взаимодействия знания, как определенного объема информации, тем или иным способом попавшей в культурное поле конкретной эпохи и конкретного пространства, и системы познания, которая проявляет это знание, систематизирует его, объясняет и активизирует. Без познания знание может быть случайным, неупорядоченным, разбросанным, говорит автор, познание – это всегда система. Анализ и осмысление проблем, связанных с познанием, является неотъемлемой частью человеческой культуры. Мы найдем их во всех философских системах, в исследованиях мыслителей древности, религиозных деятелей, творцов, ученых. В трудах некоторых современных философов рассматриваются различные, в том числе и нетрадиционные для научного подхода формы познания[7]. Но нигде мы не увидим такого стройного, исторически и онтологически обоснованного, вписанного в современное культурное поле подхода, как в концепции Л.В.Шапошниковой. Концепции, построенной на методологической основе Живой Этики.

Л.В.Шапошникова анализирует два направления в познании: научное, основанное на эмпирической материалистической науке с ее экспериментальным способом познания, и так называемое вненаучное, берущее начало в самом человеке, в его духовной сущности. «Первый источник, – отмечает автор, – тесно связан с экспериментальной наукой и материалистической философией, возникшей на основе этой науки. Второй источник связан с метанаучными способами познания, основанными на интуиции и способности видеть невидимое и умении получать информацию из миров иных состояний материи и более высоких ее измерений»[8]. Автор подчеркивает, что различные вненаучные способы познания, к которым относятся и художественное восприятие, и религиозный опыт, и прозрения, видения, озарения, существовали тысячелетиями. Они приносили человечеству высшее знание, ибо духовное пространство человека связано с Богом, с Высшими мирами, с одухотворенным Космосом. Научное мышление эту связь потеряло, на долгое время исключив вненаучные способы познания, ограничившись лишь внешней, материальной стороной мира, игнорируя внутренний мир человека и тонко материальный, высокоэнергетический источник познания.

И только эволюционно обусловленное возникновение Духовной революции конца XIX – начала XX века, эпицентром которой явилась Россия, способствовало восстановлению утерянного. Введение Л.В.Шапошниковой категории Духовной революции, которая связана с духовно-энергетическими процессами внутри самого человека, является краеугольным камнем анализа культурно-исторических условий возникновения различных видов мышления. Ученый показывает, что каждый раз появлению нового вида мышления предшествовала своя Духовная революция, возникавшая в эволюционно обусловленном месте и времени: «Каждый из видов мышления имел свое пространство и свое время. Каждому из них предшествовали революционные изменения в духовно-культурном поле, или, коротко говоря, – Духовные революции»[9]. Предложенный подход позволяет увидеть, что основную роль в формировании нового типа мышления играют непреходящие культурные ценности, связанные с внутренними качествами человека, такими, как дух, мысль, творчество. Л.В.Шапошникова показывает, как влияние Духовной революции конца XIX – начала XX века проявилось в творчестве плеяды философов и ученых-космистов, таких, как В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Пьер Тейяр де Шарден, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн и другие. Именно их творческие наработки способствовали становлению нового космического мышления и свидетельствуют об исторической обусловленности и своевременности возникновения Учения Живой Этики. «Она, – пишет автор о Духовной революции, – заложила основы космической переориентации важнейших форм познания, таких, как философия, наука, искусство»[10]. Л.В.Шапошникова выявила и описала наметившиеся в результате этой переориентации тенденции к синтезу научного и вненаучного способов познания, ярко проявившиеся в творчестве упомянутых ученых и философов-космистов, которые в своих исследованиях формировали тот целостный подход к явлениям природы, Космоса и человеческого общества, который получил углубленное развитие в Учении Живой Этики, являясь одним из основных методологических положений нового, космического вида мышления.

Л.В.Шапошникова дает глубокий и развернутый анализ методологии Живой Этики, которая опирается на описанные в ней же Великие законы Космоса. Ученый очень точно и остро называет их гносеологическим каркасом «этой удивительной философии, в которой отражена космическая реальность…»[11]. Эта методология, подчеркивает автор, «являет собой новую систему познания, содержащуюся в этой философии и соответствующую особенностям нового мышления – космического мироощущения»[12]. В своих трудах Л.В.Шапошникова убедительно показывает, что в основе новой системы познания Живой Этики лежит космический закон двойственности, имеющей универсальный космический характер и проявляющейся в любых процессах как вселенского масштаба, так и имеющих отношение к человеку, его жизни, развитию, познанию окружающего мира. Детально исследуя эту проблему, автор пишет, что закон двойственности снимает основной вопрос всех западных философий о том, что первично – дух или материя, они рассматриваются как две стороны одного явления – духо-материи. Чрезвычайно важно фундаментальное исследование беспредельности и относительности явления двойственности на уровне дух – материя и энергетики их взаимодействия, на основе которого ученый делает вывод, что «главной задачей эволюции является одухотворение материи, повышение ее энергетики и последующее ее изменение и утончение»[13]. Это выводит на первый план такую силу природы и энергетическое явление космического характера, как дух. Развивая эти положения, Л.В.Шапошникова отмечает, что Живая Этика рассматривает любое земное явление с точки зрения взаимодействия духа и материи и энергетики этого взаимодействия. В связи с этим в Живой Этике выделены такие явления пространства Культуры, несущие в себе тонкую высоковибрационную энергетику, как Красота, Любовь, Творчество. Отсюда следует спасительная роль Культуры и необходимость ее защиты и сохранения. Это по-новому освещает деятельность Н.К.Рериха по защите Культуры, идею Пакта Рериха и Знамени Мира.

Всестороннее и очень глубокое проникновение в суть Живой Этики позволило Л.В.Шапошниковой раскрыть, систематизировать и четко сформулировать и другие космические законы. Она подразделяет основные законы Космоса на две группы: законы, имеющие принципиальный, общий характер, Великие законы Космоса, и частные, или конкретные, каждый из которых является частью соответствующего Великого закона. Среди Великих законов Космоса ученый выделяет группы законов, описывающих энергетические процессы, происходящие во Вселенной, и энергетические особенности ее эволюции; регулирующих взаимодействие миров более высокого состояния материи и таких пар противоположений, как Космос – хаос или мужское и женское начала; связанных с Иерархическим началом эволюции Космоса и бесчисленных миров и с человеком и его местом в космической эволюции. И хотя автор предупреждает своих читателей, что «нижеследующее перечисление космических законов далеко не исчерпывает ни количественно, ни качественно всего их богатства и глубины»[14], но даже такое лаконичное изложение рисует грандиозную, динамичную и удивительно живую картину Мироздания, где все пульсирует в фантастическом действе единения и борьбы. И остается только поражаться, как можно вместить в нескольких страницах, написанных строгим научным стилем, такой яркий образ необычной космогонии Живой Этики.

Основываясь на эволюционно-энергетическом мировоззрении Живой Этики, Л.В.Шапошникова в своих трудах рассматривает наиболее актуальные проблемы, самым тесным образом связанные с космической эволюцией человечества и ее проявлениями в плотном мире земного пространства. В книге «Веления Космоса»[15], опираясь, с одной стороны, на мифологию – источник космического знания, а с другой – на исследования ученых и философов-космистов, Л.В.Шапошникова описывает действие космических законов, изложенных в Живой Этике, в истории и эволюции человечества. На примере конкретных научно-исторических исследований Н.К.Рериха, проделанных им во время Центрально-Азиатской экспедиции, она показывает, что исторический процесс формируется в пространстве взаимодействия духа и материи; энергетикой этого взаимодействия, неразрывно связанной с энергетической деятельностью Космоса, а не сменою «способов производства» и «производственных отношений», определяется ход истории. Книга «Град Светлый»[16] дает нам возможность понять, как проявляются единые для всего сущего законы Космоса в социальной сфере, в судьбе государств и народов, и в частности России. А в первой книге трилогии «Великое путешествие» – «Мастер»[17] Л.В.Шапошникова выявляет и показывает действие космических законов в жизни и творчестве человека на примере деятельности великого художника, ученого, путешественника и мыслителя Н.К.Рериха, хорошо знавшего эти законы Космоса и поступавшего в соответствии с ними. Это служит наглядным подтверждением одного из положений Живой Этики, гласящего, что человек либо играет пассивную роль, являясь лишь объектом космической эволюции, либо, вооружившись знанием законов, управляющих эволюционными процессами, может стать осознанным участником самой эволюции, ее субъектом. Живая Этика утверждает, что основа всего – творчество. Книга Л.В.Шапошниковой «Тернистый путь Красоты»[18] – это труд, в котором автором творчески осмыслены и высокохудожественно изложены описанные в Живой Этике основные законы творчества индивидуума, раскрыта роль истинного творчества в развитии человека, эволюции человечества и всей Вселенной. На многочисленных художественных примерах изучено и описано получение знания через искусство, образ, раскрыта суть и методология этого процесса, показана энергетическая сущность и значение Красоты.

Особое внимание в трудах Людмилы Васильевны уделено исследованию явления свободы, которая, согласно Живой Этике, может быть истинной лишь в духовном пространстве. Только правильное понимание соотношения свободы внутренней, духовной, и внешней, материальной, позволяет правильно понимать динамику эволюционных процессов, отмечает ученый. Рассматривая категорию свободы как явление, в котором взаимодействие духа и материи имеет определяющий характер для земной истории, Л.В.Шапошникова пишет: «Именно “в точке” свободы как энергетическом явлении соединяется и пересекается небесное и земное содержание исторического процесса. Взаимодействие свободы внутренней и свободы внешней, отличающееся в наших земных условиях крайне сложным и противоречивым характером, – одна из основных особенностей самого исторического процесса и составляет его философскую наполненность»[19]. Показывая, что уровень духовного развития человека определяется степенью и качеством осознания им свободы, ученый подчеркивает, что только внутренне свободный человек способен к открытому непредвзятому познанию и к обретению новых знаний.

Рассматривая расширение сознания человека как основное условие любого познания, Л.В.Шапошникова поднимает проблему значения сердца человека как вместилища сознания и инструмента познания, развивая идеи К.Э.Циолковского, который утверждал, что в познании оно выше интеллекта и является местом помещения сознания, П.А.Флоренского, считавшего «его инструментом метанаучного познания, источником знания и органом связи с мирами более высокого состояния материи»[20], и других, в том числе современных ученых. Это же утверждает и Живая Этика, в которой большое внимание уделено свойствам энергетики сердца человека, его определяющей роли во всех процессах, происходящих во Вселенной; одна из книг Учения так и называется: «Сердце».

Обобщая и систематизируя все основные законы, данные в Живой Этике, Л.В.Шапошникова убедительно показывает, что Учение фактически содержит новую концепцию устойчивого развития общества, базирующуюся не на приземленных измышлениях современных политиков и социологов, а на космических закономерностях Мироздания, следуя которым человечество может выйти из затянувшегося глобального кризиса. «Такой подход, – утверждает ученый, – дает возможность выявить реальный смысл явления, установить его причинные связи и энергетические взаимодействия <…> Авторы Учения аргументированно и убедительно показывают, что регулярное нарушение человечеством Великих законов Космоса уже завело его в тупик, опасный гибельными энергетическими взрывами»[21]. В связи с этим особое внимание уделяется автором книге Живой Этики «Община». Без реализации тех принципов построения общества, которые сформулированы в ней, подчеркивает Л.В.Шапошникова, невозможно эволюционное продвижение человечества. Созданная в 1926 году, эта книга предупреждала об опасности насильственного насаждения общины в России, но предупреждение не было услышано, страна сделала свой выбор, последствия которого мы пожинаем по сей день.

Л.В.Шапошникова показывает, что идеи Живой Этики во многом шли впереди своего времени. Сформулированные в начале XX века, они оказались созвучны научным открытиям рубежа тысячелетий, положениям новой науки синергетики. Задолго до нахождений современных ученых о том, что открытой системой может управлять только система на порядок более сложная, Живая Этика свидетельствовала, что в эволюции только Высшее может продвинуть низшее и поэтому так важно в жизни взаимодействие «Учитель – ученик». Рассматривая изложенные в Живой Этике Великие законы Космоса, Л.В.Шапошникова уделяет особое внимание закону Иерархии, подчеркивая роль и значение Великих Учителей в эволюции человечества, убедительно демонстрируя это на многочисленных исторических примерах, и в первую очередь на жизни и творчестве семьи Рерихов.

Развивая идеи Н.К.Рериха, Л.В.Шапошникова показывает, что философия истории, данная в Живой Этике, предполагает приоритетную роль Культуры в эволюции человечества. «Культура, в отличие от цивилизации, является самоорганизующейся системой духа, действующей согласно уровню и качеству энергетики этого духа. Иными словами, самоорганизация духа есть форма существования Культуры»[22], – пишет ученый. Цивилизация же является лишь внешним, рукотворным обустройством жизни, и когда она пытается подменить собой Культуру, как это случилось в XX веке, наступает царство однобокого материалистического мышления, приводящее в итоге к техногенным катастрофам. Лишь сближение духа и материи, достижение гармонии между ними и, наконец, их синтез, «Благодетельный Синтез», как писал Н.К.Рерих, превратит Культуру и цивилизацию в целостное явление, соответствующее магистральному направлению космической эволюции. Синтез обусловливает рождение одухотворенной и нравственной науки, использующей вековые духовные наработки человеческой культуры и непредубежденно изучающей тонкие энергии и тонкие явления.

Труды самой Л.В.Шапошниковой можно рассматривать как образец такой новой науки, в основании которой лежит синтетический способ познания и методология Живой Этики. Они ведут читателя от дифференциации к синтезу, аргументированно показывая, что Живая Этика «связывает» раздробленную картину мира, в которой разобщены дух и материя, человек и Космос, научное и вненаучное знание. В Живой Этике показан реальный путь взаимодействия человека с мирами иных, более высоких измерений материи, иных, более утонченных ее состояний. Чтобы постигнуть эти миры, сделать следующий шаг вверх по лестнице эволюции, необходимо расширение сознания, осознание человеком своей связи с Высшими мирами. Связующим звеном земного творчества с мирами более высоких состояний материи является истинное искусство, отображающее Красоту иных миров в своих произведениях. Красота – результат творчества, в процессе которого человек становится субъектом эволюции, соучаствуя в становлении нового, более высокого витка эволюционной спирали. Для этого человек должен будет преобразиться, сотворить себя и свой новый мир. И сделать это он сможет, лишь осознав роль Высшего и Красоты в земном творчестве: «Новая красота, возникающая в пространстве продолжающейся Духовной революции, есть условие дальнейшего продвижения человечества, его взлета, его подъема из бездны кризисов и преодоления хаоса, продвижения туда, где сияет Фаворский Свет Преображения»[23].

В своих научных трудах Л.В.Шапошникова четко формулирует главные особенности Живой Этики как универсальной открытой системы философии, философии космической реальности, позволяя читателю воочию увидеть ее неисчерпаемую глубину, ее стройность и внутреннюю логику. Эти особенности Учения ставят его вне тех традиционных систем мысли, которые мы знаем на сегодняшний момент, и в то же время определяют его громадный эволюционный потенциал. Духовные нахождения человечества входят в Живую Этику, предваряя научные открытия, прокладывая путь к одухотворению науки; методология Живой Этики позволяет выявлять социальные законы земного бытия человека наравне и в связи с закономерностями космической эволюции. Л.В.Шапошникова подчеркивает, что «место Живой Этики в пространстве современной философской мысли особое. Ее нельзя подгонять под старые традиционные мерки и укладывать в прокрустово ложе устаревших представлений. Ибо философия Живой Этики знаменует собой новое мышление, новую философию, новую систему познания»[24].

Научное осмысление Людмилой Васильевной Шапошниковой мировоззренческой системы Живой Этики позволило ей воссоздать на современном понятийном уровне стройную и величественную картину устройства и эволюции Мироздания. Но особую убедительность научным построениям ученого придают присущие ее творческой манере четкость и ясность мысли, яркий выразительный язык изложения и художественная образность, присутствующая даже в строго научных работах.

«Соединение легенды и действительности». Живая Этика в художественном творчестве

Л.В.Шапошникова не только ученый и философ, она – истинный художник. Художественная фотография автора, представленная во всех ее книгах, начиная с самых ранних, в которых публиковалась еще в черно-белом варианте, вплоть до недавно вышедшей последней части трилогии «Великое путешествие» – книги «Вселенная Мастера», заслуживает отдельного исследования. Людмила Васильевна еще и художник слова. Она не только мастерски владеет искусством изложения, что проявляется во всех ее текстах и выступлениях, но и умеет подать материал высокохудожественно, вдохновенно и возвышенно. В ее литературном творчестве мы можем наблюдать тот самый процесс восхождения и нисхождения, который так блестяще описан ею в книге «Тернистый путь Красоты». Этот творческий феномен автора тоже требует отдельного исследования. Здесь же обратимся к книгам, составляющим особый пласт в методах исследования, способах постижения и изложения Л.В.Шапошниковой философии космической реальности – Живой Этики. Это книги-путешествия – трилогия «Великое путешествие», представляющая собой научные, философские и художественные обобщения, сделанные не только умозрительно, но и на основе «истинных впечатлений действительности», полученных автором во время путешествия по маршруту Мастера – Н.К.Рериха. Высокохудожественные по форме от слога до оформления самих книг, в котором автор принимала самое непосредственное участие, являясь художественным редактором и дизайнером, эти книги стали образцом литературного и полиграфического искусства.

Известно, что слово – великая сила. Особенно в сочетании с ритмом, что мы хорошо ощущаем в стихах талантливых поэтов. В прозе книг Л.В.Шапошниковой тоже присутствует особый ритм. Поэтический слог ее повествования, как мощный пульс, ведет читателя за собой, поднимает над обыденным уровнем, закладывает основы для расширения сознания и нового восприятия. В книгах-путешествиях методами художественного творчества, искусства освещаются те грани Знания Живой Этики, которые невозможно описать языком современной науки и которые познаются вненаучными способами. Благодаря художественному таланту автора миф, легенда, эпичность незаметно и убедительно переходят в научную историческую реальность прошлого и настоящего, где присутствует и сам автор. Высокие художественные и философские обобщения перемежаются подробностями путевых впечатлений, конкретным материалом действительности, выстраивая те мостики, которые связывают воедино вненаучное знание, полученное через образ, сказку, легенду, и научное, основанное на фактах. Ненавязчиво и очень убедительно поданное автором в искусной художественной образности, это единство знания составляет неотъемлемую часть Великого Знания, даваемого Учением Жизни.

В Живой Этике сказано: «Если круги зоркости идут центробежно, то кольца восприятия – центростремительно. От символов и туманных начертаний они спирально устремляются к острому факту»[25]. В книгах-путешествиях Шапошниковой такое наращивание колец восприятия происходит и от книги к книге, и внутри каждой из них. Сначала – поиски реальности, «которая прячется в строчках рукописей и символов»[26], сопровождаемые легендами, намеками, отголосками то ли реального, то ли мифического, а потом «острые факты», возникшие из общения с римпоче Тогданом, «мифом и человеком»[27]. Или сказочное, но совершенно живое и реальное в своем художественном описании путешествие автора в Шамбалу и исторический документ – карта Шамбалы, – восстановленный и показанный Людмиле Васильевне римпоче Тенсингом, настоятелем бонского монастыря[28]. Еще один пример – Башня Шамбалы, своеобразный макет, отображающий строение мира, каким его представляла древняя мудрость Востока, составляющая гносеологическую основу Живой Этики. Здесь тоже легенда переходит в реальное и точное описание, данное высокообразованным и обладающим глубокими знаниями римпоче Рингу Тулку[29]. Так проявляется реальная основа «красивых и необычных легенд»[30], которую искал Н.К.Рерих на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, так познается то необычное, что составляет научную основу Живой Этики.

Особо следует отметить в этом ряду третью книгу трилогии «Великое путешествие» – «Вселенная Мастера», апофеоз творческих изысканий автора, книгу-синтез, в которой на новом витке спирали, приближающем читателя к самому внутреннему кольцу восприятия, органически сплелись философский, научный и художественный подход с образными впечатлениями реальной жизни. Начинается она с описания Элевсинских мистерий, как метода познания, когда информация о высоком и необычном приходит через образы, символы, слово, художественный ряд, где искусство и творимая им красота – главные инструменты воздействия. Художественное мастерство автора книги, как и сами Элевсинские мистерии, помогает процессу познания. Вплетение в научно-логическое историческое расследование «истинных впечатлений действительности», основанных не только на живых впечатлениях автора, но и на услышанных сказаниях, легендах, былинах, действует очень остро и точно, предельно концентрируя внимание и способствуя наиболее полному усвоению излагаемого. Происходит почти физически ощутимое соприкосновение с иной духовной реальностью, которая становится как никогда близкой. А затем следует логичное и рациональное описание, подключающее ум, интеллект, заставляющее ступенька за ступенькой осваивать знание, полученное методом образных впечатлений. И снова образы – стихи Н.К.Рериха. Так Л.В.Шапошникова, соединяя художественное и научное в своем творческом методе, ведет чела[31] – читателя путем синтеза образного и логического восприятий.

«Самоуверенность в действии благословенна».Живая Этика в жизни

Всем известно выражение «Царство Небесное с бою берется». И Живая Этика говорит о том, что космическая эволюция творится активными, энергичными и даже дерзкими действиями каждого индивидуума здесь, на Земле. А еще в Живой Этике сказано: «Бесстрашие – Наш водитель»[32]. Все это мы можем наблюдать в деятельности Л.В.Шапошниковой. Дерзко, бесстрашно, уверенно и самоотверженно, невзирая на огромное сопротивление «чиновников от культуры» и их пособников, ведет она дело, завещанное ей С.Н.Рерихом, – реализацию в конкретном реальном жизненном пространстве высоких идей Живой Этики и Рерихов.

Героическими, можно сказать, надмирными усилиями возведен и служит делу Культуры прекрасный Центр-Музей – воплощение мечты Н.К.Рериха о Музейоне, храме всех муз, средоточие высокой Красоты, культурный и научный центр, объединяющий вокруг себя самых передовых творческих деятелей. Восстановлен и отреставрирован памятник истории и культуры – Усадьба Лопухиных, что является практической реализацией идей Пакта Рериха. Благодаря подвижническому труду Л.В.Шапошниковой, бесценное наследие Рерихов – художественное, литературное, научное, философское – открыто и доступно широкому кругу исследователей и почитателей. Проводятся научные семинары, научно-просветительные лекции, замечательные концерты, работают творческие студии и мастерские – все, что способствует самосовершенствованию человека – одной из важнейших эволюционных задач, поставленных в Живой Этике. Выпускаются многочисленные издания, посвященные творчеству Рерихов и исследованиям Живой Этики, способствующие распространению нового мировоззрения и процессу познания, основанному на его методологии.

Воплощением в жизнь идей Живой Этики являются ежегодно проводимые в МЦР научные и научно-общественные конференции, идеологом и главным двигателем которых является Л.В.Шапошникова. С каждым годом они собирают все больше и больше ученых из многих городов России и стран дальнего и ближнего зарубежья. В докладах, представленных на них, с позиций Живой Этики излагаются самые различные исследования: творчества Рерихов, культурологических и мировоззренческих проблем. В 2003 году бесстрашно и дерзко, бросив вызов комиссиям по лженауке, которые готовы с водой действительно расплодившихся в последнее время антинаучных «исследований» выплеснуть и младенца – поиск новой картины мира, Л.В.Шапошникова проводит Международную научную конференцию «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», посвященную мировоззренческим аспектам Живой Этики. Одним из итогов этой конференции является создание при Международном Центре Рерихов при участии Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского и Российской академии образования Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, в котором изучение Знания, данного в Живой Этике, поставлено на научную и практическую основу. Организатором и ведущей силой в этом деле опять-таки является Л.В.Шапошникова. Таким образом, можно смело говорить о становлении научной школы Л.В.Шапошниковой, школы нового типа, основанной на новом космическом мировоззрении Живой Этики.

Выразительным воплощением Людмилой Васильевной Шапошниковой идей Живой Этики в жизнь является ее путешествие по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, которая, по мнению ученого-историка и исследователя жизненного и творческого пути этой великой семьи, «была главным свершением в жизни Николая Константиновича Рериха»[33]. И она решила «пройти по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции спокойно, не торопясь, внимательно вглядываясь в то, что открылось Рериху на этом пути, о чем он писал и размышлял»[34]. Итогом этого ее путешествия стали книги – альбом «От Алтая до Гималаев» и трилогия «Великое путешествие». Но не только. Л.В.Шапошникова называет Центрально-Азиатскую экспедицию одним из трех эволюционно значимых действий, к которым была причастна семья Рерихов. На примере этой экспедиции она показала, как закладывается будущее человечества. «Имеет большое значение, – говорится в Живой Этике, – когда Наши посланные обходят указанные места. Иногда они закладывают известные предметы, но в иных местах они лишь проходят и тем закрепляют ауру места. Люди не обращают внимания на такие хождения, но глаз историка мог бы усмотреть периодичность таких путей. Можно убеждаться со временем, что все такие посвященные места оказывались особо важными в истории народов»[35]. Глаз историка Л.В.Шапошниковой остро подмечает такие моменты в эволюции планеты, что нашло отображение в ее трудах.

Самоотверженная и подвижническая деятельность Л.В.Шапошниковой всегда успешна, что подтверждает истину Живой Этики: «…самое практичное действие – это подвиг»[36].

Рерихи, руководствуясь идеями Живой Этики, разрабатывали свои собственные оригинальные направления в художественном творчестве и в научных исследованиях. Вся общественная, научно-исследовательская, творческая жизнь Рерихов являлась реализацией этих идей, что и обеспечило потрясающие по масштабу и уровню научные и творческие достижения каждого из них. Так и у Людмилы Васильевны Шапошниковой. Успех любого дела, за что бы она ни бралась: будь то ее экспедиции по маршруту великого Мастера и Учителя Н.К.Рериха, создание Центра-Музея имени Н.К.Рериха, познание с позиций Живой Этики самого Учения – философии космической реальности – и отображение его основополагающих идей в своем творчестве, обусловлен тем, что в жизни Л.В.Шапошниковой есть это «действо жизни ведущее» – мощная реализация идей Живой Этики на практике, в гуще жизни, руками и ногами человеческими. И это придает особую убедительность ее научным исследованиям и художественным обобщениям Знания, данного в Учении. И как тут не вспомнить: «Ту Я чую удачу, которая сопровождает исполнение Воли Моей»[37].

Философ реального космоса, сделавший необычное сужденным

Л.В.Шапошникова предстает в своей творческой и практической жизни мощным мыслителем и уникальным философом, чье миропонимание сложилось на основе системы философии Живой Этики. Черпая знание о Мироздании и понимание законов его существования и эволюции в Учении Живой Этики, трудах ученых и философов-космистов, подкрепляя их полученными ею живыми впечатлениями, она создает убедительную в своей конкретности, многомерную и беспредельную во времени и пространстве модель Мироздания. В арсенале ее инструментов познания и методов изложения – синтез научной логики и художественных образов, возвышенных и преображенных фаворским светом прозрений и озарений автора. Огромная область знания, не охваченного современной наукой, всесторонне ею осмыслена и прокомментирована, что ознаменовало собой новый этап в изучении и осмыслении учения Живой Этики. Благодаря фундаментальным исследованиям Л.В.Шапошниковой Живая Этика впервые представлена в контексте современного научного знания как новая мировоззренческая парадигма XXI века. На новом уровне показаны место и роль познания в истории и эволюции человечества. Введена концепция Духовной революции как эволюционного этапа, меняющего образ мышления и мироощущения народов. Разработаны и обозначены направления исследований Живой Этики: исторические, гносеологические, культурологические, художественные.

В исследованиях Л.В.Шапошниковой даны новая методология познания и яркий образец ее реализации автором в научных и сверхнаучных способах получения, исследования и изложения Знания. Она показывает, как «знание, зашифрованное в мистериальных таинствах, спрятанное в святилищах, скрытое под масками мифологических персонажей в сакральных танцах, выходя на свет, превращает саму жизнь в пространство преображения человека, который трансформируется из “человека разумного” в “человека духовного”, или в иной энергетический вид»[38]. Иными словами, как необычное делается сужденным.

Людмилой Васильевной Шапошниковой подняты и исследованы проблемы:
– Существования Мирового разума и Мировой мысли, соотношение и взаимодействие с умом и мыслью человека, значение мысли: «И мысль, вершина этой огненной эволюции, в спиральном движении может преображаться в вещество, в материю и обретать материальную действительность»[39].

– Существования многомерных миров иных, более тонких состояний материи и их проявление в жизни и творчестве человека, живущего в плотном трехмерном мире.

– Существования Учителей – культурных героев древности, просветителей, наставников жизни, проникающих во все сферы деятельности человека, и взаимодействия Учитель – ученик в процессе сохранения и передачи Знания (Великий закон Иерархии, закон Великой преемственности). Научно-исторически исследовано явление Шамбалы как духовно-культурного понятия, как реального пространства, как источника знаний и как Обители Космических Иерархов.

– Взаимосвязи и предопределенности событий, касается ли это всей истории человечества или судьбы отдельного человека.

– Значения феномена двойственности: «Двойственность – это то, через что материя, в лице человека, познает себя. Столкновение противоположных начал предоставляет человеку такую возможность. Познание происходит только в пределах этой Великой двойственности. Иного пути пока нет»[40].

– Истинного общинного сотрудничества: «Чувство сотрудничества, как неотъемлемая часть космического сознания <…> – закон Космоса»[41].

– Необходимости расширения и утончения сознания, ибо истинное познание лишь в мире Тонком.

– Сердца как инструмента познания.

– Синтеза как единственного пути познания Истины: «Каждое научное достижение – это результат синтеза интеллекта и сердца, являющегося вместилищем сознания»[42].

Всесторонне исследованы аспекты взаимодействия категорий наука – метанаука: «Два способа познания – эмпирическое и вненаучное, или, можно сказать, метанаучное, – как бы вне зависимости от наших усилий идут навстречу друг другу, ощущая неуклонный зов космической эволюции»[43]. И именно в трудах автора этих слов Л.В.Шапошниковой мы находим исторически и онтологически подтвержденные доказательства действительного сближения этих категорий и обоснование необходимости их синтеза в новой системе познания.

Л.В.Шапошниковой исследованы и описаны языком науки и искусства научные и вненаучные (сверхнаучные) методы и способы познания:
Мистерии, охарактеризованные автором как источник духовной культуры, первые школы, в которых постигалась наука космического мироощущения и где «знания постигались посвященными не столько интеллектом, сколько энергетическими механизмами человека, главными из которых являлись дух, сознание, творчество, интуиция»[44].

Паломничество в места особой энергетики – духовнокультурные центры.

Вдохновение и экстаз, как способ непосредственного контакта с источником знаний – мирами более высокого состояния материи.

Откровение – передача знаний, идущих из Высшего мира, из энерго-информационного пространства Космоса, через человека, имеющего соответствующий духовный уровень и сознание, часто преображенное через озарение.

Озарение и прозрение. «…Путь озарения есть важнейшее средство преображения человека из его естественного состояния в духовное»[45].

Метод свидетельства. «Такие явления, как сны, видения, информационные образы, идущие из Космоса, – все они относились к свидетельствам, ибо, несмотря на субъективный канал взаимодействия, носили вполне объективный и даже практический характер»[46].

Метод погружения в прошлое, и через образы прошлого приобщение к реальности, затем, опираясь на научный анализ, проявление в настоящем.

Л.В.Шапошникова показала, что космическое знание, данное в Живой Этике, существовало и передавалось на Землю всегда, что оно так же реально, как и вся земная история. Оно жило в мифах американских индейцев, в древней философии Востока, в Элевсинских и Критских мистериях. В Живой Этике показано, что в наше время нужно действовать не через чудеса, а путем расширения сознания. И имеющиеся силы использовать не для демонстрации, а для поступательных действий. Не в тайных ритуалах, медитациях и уходе от жизни, а в мистерии самой жизни постигает Л.В.Шапошникова необычное знание, раскрытое в Учении Живой Этики. Исследуя его с различных точек зрения, она последовательно и поступательно, наращивая объем и уровень, делится познанным через свои книги с тысячами читателей, помогая им осваивать это необычное, расширять, в свою очередь, собственный кругозор, и таким образом подготавливает их к глубокому восприятию идей Живой Этики. Л.В.Шапошникова в своих философских и научных изысканиях, творческих наработках, практической реализации сделала это необычное Знание сужденным. Она открыла и показала те пути, по которым нужно двигаться в осмыслении и освоении Учения Живой Этики, проторила тропу для всех будущих его исследователей.

На рубеже тысячелетий Л.В.Шапошникова дала новое, соответствующее нашему динамичному времени прочтение космогонии, заложенной в Живой Этике. Не только научный анализ Учения и систематизация Великих законов Космоса, не только стройное и убедительное толкование энергетических взаимодействий всего сущего, но и трепетное образно-возвышенное описание таких сокровенных явлений, как Космический Магнит и Космические Иерархи, данные Людмилой Васильевной в ее трудах, рисуют целостную, живую и чудесную картину Мироздания. Мироздания, в котором царят Дух, Любовь, Красота и Порядок. И еще – радость познания, свободного, творческого, безграничного.

Примечания
1. Мир Огненный, II, 360.
2. Аум, 440.
3. Братство, 425.
4. Шапошникова Л.В. «Свет Утренней звезды» // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. М., 2005. С. 83.
5. Там же. С. 89.
6. Там же. С. 83.
7. См., например: Козлова М.С. Вера и знание: Проблема границы. (К публикации работы Л.Витгенштейна «О достоверности».) // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 58–66; Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 89–105; Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 45–53; Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 114–128.
8. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. М., 2004. Т. 1. С. 75.
9. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания. С. 67.
10. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. М., 2003. С. 6.
11. Там же. С. 36.
12. Там же. С. 72.
13. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Культура и время. 2003. № 2. С. 10.
14. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 3. Вселенная Мастера. М., 2005. С. 863.
15. Шапошникова Л.В. Веления Космоса. М., 1995.
16. Шапошникова Л.В. Град Светлый. М., 1998.
17. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 1. Мастер. М., 1998.
18. Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. М., 2001.
19. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. С. 78.
20. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 3. Вселенная Мастера. С. 938.
21. Там же. С. 762.
22. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. С. 102.
23. Там же. С. 154.
24. Там же. С. 164.
25. Листы Сада Мории. Кн. 2. Озарение. Ч. 2, XIII, 10.
26. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 2. По маршруту Мастера. М., 1999. Т. 1. С. 250.
27. Там же. С. 332–349.
28. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 2. По маршруту Мастера. М., 2000. Т. 2. С. 231–274.
29. Там же. С. 457–462.
30. Там же. Т. 1. С. 22.
31. Чела (санскр.) – ученик.
32. Листы Сада Мории. Кн. 2. Озарение. Ч. 2, IV, 4.
33. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 2. По маршруту Мастера. Т. 1. С. 11.
34. Там же. С. 11.
35. Надземное, 17.
36. Листы Сада Мории. Кн. 2. Озарение. Ч. 2, V, 6.
37. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов, 14 ноября 1921 г.
38. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 3. Вселенная Мастера. С. 81.
39. Там же. С. 109.
40. Там же. С. 105.
41. Там же. С. 127.
42. Там же. С. 861–862.
43. Там же. С. 81.
44. Там же. С. 61.
45. Там же. С. 64.
46. Там же. С. 172.